Научная статья на тему 'Теоретические основы формирования и развития инфраструктуры'

Теоретические основы формирования и развития инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
326
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ерашкин Е. А.

Рассмотрены теоретические основы формирования и изменения инфраструктуры как понятие, её вклад в развитие экономики региона, а также подходы к её исследованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы формирования и развития инфраструктуры»

- состав программы капитальных расходов (перечень капитальных программ / проектов), принятых к финансированию с учетом имеющихся свободных средств бюджета и потенциальных возможностей привлечения заемных средств на эти целей;

- объемы резервирования финансовых средств по возможной ответственности по условным обязательствам и график резервирования этих средств в течение года (в составе текущих расходов);

- состав программы предоставления государственных или муниципальных гарантий (перечень гарантий), которые будут приняты в планируемом году с учетом совокупного объема резерва бюджетных средств под возможную ответственность по этим гарантиям.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что проблемной ситуацией для большинства субъектов Российской Федерации является отсутствие достаточной для эффективного управления государственным долгом методической базы, позволяющей соответствующим органам исполнительной власти принимать взвешенные, экономически обоснованные решения в данной области.

Список литературы:

1. Бюджетный Кодекс РФ (БК РФ) от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Силуянов А.Г. О совершенствовании системы управления государственным долгом субъектов РФ // «Региональные Финансы». - М.: Изд. «Весь мир», 2004. - Выпуск 6. - С. 84.

3. Учебник по управлению долгом и условными обязательствами на региональном и муниципальном уровне / EEG, Fitch Ratings. - М., 2005. -С. 410.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ

© Ерашкин Е.А.*

Челябинский государственный университет, г. Челябинск

Рассмотрены теоретические основы формирования и изменения инфраструктуры как понятие, её вклад в развитие экономики региона, а также подходы к её исследованию.

В развитых странах инфраструктура хорошо развита, но она устаревает. В развивающихся странах, включая Россию, она слабо развита, данное обстоятельство мешает устойчивому росту экономики. Недостаток знаний

* Аспирант кафедры Экономической теории и регионального развития.

в области инфраструктуры мешает её собственному развитию, а вместе с этим и развитию всего, где она служит фундаментом.

Термин «инфраструктура» (от лат. «infra» - под, ниже и «structure» -структура, строение), в широком смысле слова, употребляется для определения группы отраслей, сфер предприятий, учреждений и организаций, обеспечивающих функционирование экономики страны [1]. Это образование, здравоохранение, общественные службы, следящие за соблюдением закона и правопорядка, связь, энергия, транспорт. То есть всё то, что составляет фундамент экономики страны.

Проанализировав данные комплексных исследований известных авторских коллективов по социально-экономическому развитию России и её регионов, можно констатировать, что почти полностью отсутствуют разделы по инфраструктуре, а если и присутствуют, то в очень ограниченном объме.

Если посмотреть на развитые страны, то там инфраструктура является наиболее значимой подсистемой экономики по масштабам, объемам и характеру вовлеченности ресурсов, а также по влиянию на динамику и структуру ВНП, функционирование хозяйственных систем в целом. Как самостоятельная подсистема она свойственна всем национальным и региональным моделям экономики, поэтому актуальны теоретическое осмысление взаимосвязи структуры и инфраструктуры в экономике и практические действия, направленные на повышение её эффективности [10].

Для исследования инфраструктуры частно применяют метод системного анализа. Суть данного подхода состоит в том, что явление или объект рассматривается как сложная организационная целостность с последующим разделением изучаемого объекта на его составные элементы или выведением характерных подсистем, с выявлением связей между ними, наличие которых делает объект системой и определяет его внутреннюю динамику [2].

Системный подход к исследованию инфраструктуры опирается на несколько принципов. Во-первых, на принцип целостности. К. Маркс пишет: «Сама эта органическая система как совокупное целое имеет свои предпосылки, и её развитие в направлении целостности состоит именно в том, чтобы подчинить себе все элементы общества или создать из него ещё недостающие ей органы. Таким путем система в ходе исторического развития превращается в целостность». Применение данного принципа к исследованию инфраструктуры означает, что только с учетом целостного характера можно правильно раскрыть сущность и особенности развития инфраструктуры, её место и роль в ощественном производстве.

Во-вторых, на принцип вычленения системообразующих связей. Применение данного принципа спообствует изучению отношений, связей между отраслями основного производства и элементами инфраструктуры, с одной стороны, и отношениями и связями внутри инфраструктуры - с другой.

Вычленение множества связей, функционирование которых превращает инфраструктуру в объект системного характера, дает возможность установить их разнотипность, разнокачественность, различную роль в развитии инфраструктуры, и тем самым понять её основные тенденции и особенности.

В-третьих, на принцип выявления структуры. Он позволяет вычленить в исследуемой системе составляющие её структурные элементы, которые обладают способностью обмениваться между собой информацией, в результате чего возникают подсистемы определенного уровня, относительно автономные, но действующие в рамках единой целостной системы.

Структура системы может обладать как «горизонтальными», так и «вертикальными» характеристиками. В первом случае присутствуют связи между компонентами одного и того же уровня системы, например, между транспортом и связью, транспортом и материально-техническим снабжением; во втором случае - между компонентами ралличных уровней системы, например, между инфраструктурой страны и региона.

С позиции системного анализа, инфраструктура - это совокупность или система отраслей, построенная на основе принципа, обеспечивающего жизненно важные, общие условия существования общества. В этом смысле её можно отнести к сложной системе, элементами которой являются условия, необходимые не только для производства, но и для повседневной жизни человека.

Первым человеком, который стал основательно изучать понятие «инфраструктура», можно считать экономиста К. Маркса. В его трудах инфраструктура употребляется как «общие условия труда» [3], «материальные условия, необходимые для того, чтобы процесс труда мог совершаться» [4], «всеобщие условия производства», «общие условия общественного процесса производства» [5].

Давая более развернутую характеристику подобным понятиям, К. Маркс отмечает: «Кроме тех вещей, посредством которых труд воздействует на предмет труда и которые поэтому так или иначе служат проводниками его деятельности, в более широком смысле к средствам процесса труда относятся все материальные условия, неообходимые вообще для того, чтобы процесс мог совершаться. Прямо они не входят в него, но без них он или совсем не возможен, или может происходить лишь в несовершенном виде» [4].

В экономической литературе термин «инфраструктура» появился в начале 40-х годов XX века в трудах американского экономиста П. Розен-штейна-Родана и немецкого экономиста Х. Зинтера.

Несмотря на то, что понятие «инфраструктура» уже более полвека используется во многих экономических работах, единого мнения о его содержании до сих пор нет.

Зарубежными и отечественными учеными предлагаются следующие понятия термина «инфраструктура» (табл. 1, 2) [8, 9]:

Зарубежные ученые

Таблица 1

Ученый Понятие

Розенштейн-Ро-дан П.(40-е года ХХ века) Это базовые отрасли экономики (энергетика, транспорт, связь), развитие <оторых предшествует более быстроокупаемым и производительным инвестициям

Нурксе Р. (50-е года ХХ века) Это совокупность отраслей, способствующих нормальному функционированию материального производства

Йохимсен Р. (60-е года ХХ века) Это совокупность материальных, институциональных и индивидуальных условий, имеющихся в распоряжении хозяйственных единиц и соответствующих выравниванию доходов, связанных с равной производительностью факторов, позволяющих при целесообразном размещении ресурсов обес-ечить полную интеграцию и возможно самый высокий уровень хозяйст-зенной деятельности

Пизенти А. (70-е года ХХ века) м то комплекс условий (дорожная сеть, транспорт, землеустройство, финан-;ово-кредитные учреждения и т.д.), которые сокращают накладные расходы гредприятий, облегчают процесс обращения капитала и улучшают эконо-ическую среду, в которой действуют формы

Таблица 2 Отечественные ученые

Ученый Понятие

Красновский В.П. (70-80-е года ХХ века) Это совокупность отраслей, способствующих нормальному функционированию материального производства

Терентьев В.Г. (70-80-е года ХХ века) Это комплекс, создающий общие условия для обеспечения транспортировки, аккумуляции и распределения различных факторов и результатов производства

Чернявский И.Ф. (80-е года ХХ века) Это совокупность отраслей и подотраслей народного хозяйства, оказывающих производственные услуги материальному производству, обеспечивающие экономический оборот в народном хозяйстве, производящих услуги и духовные благи для населения, создающих условия для охраны и воспроизводства окружающей среды

Носова С.С. (80-е года ХХ века) Это функциональная многоотраслевая система, назначение которой - обеспечить общими усилиями процесс создания материальных благ и удовлетворить коллективные потребности населения

Стаханов В.Н. (80-90-е года ХХ века) Это комплекс отраслей общего пользования, целью функционирования которых является создание необходимых условий для развития частнокапиталистических предприятий

Шарипов А.Ю. (80-90-е года ХХ века) Это комплекс специфических трудовых процессов по производству услуг, обеспечивающих обмен деятельностью в общественном производстве и жизни человека

Блохин Ю.В. (8090-е года ХХ века) Это совокупность специализированных производств и видов деятельности, функции которых заключаются в предоставлении основным отраслям услуг производственного и социального назначения с целью обеспечения эффективного функционирования общенародной корпораций труда и получения высоких конечных результатов. Инфраструктура состоит из вспомогательных отраслей общего использования, материального производства и непроизводственной сферы, функциональная деятельность которых в процессе производства обеспечивает условия нормальной деятельности в отраслях народного производства

Ученые, экономисты в западной экономической науке часто в качестве синонима «инфраструктура» используется понятие «общественный накладной капитал» («overhead capital»). Так Пол А. Самуэльсон пишет: «Многие инвестиции, предпринимаемые только государством, закладывают предпосылки для успешного развития частного сектора. Такие капиталовложения называются общественным накладным капиталом («overhead capital») и представляют собой крупномасштабные проекты, расчищающие путь для производства и торговли (например, дороги, ирригационные системы и др.)» [6].

На основе выше изложенного термин «инфраструктура» можно трактовать с двух точек зрения. Первая заключается в том, что инфраструктура -это комплекс отраслей для обеспечения разного рода услуг. Вторая - инфраструктура - это комплекс общих условий, необходимых для развития отраслей промышленности.

Однако, общим для этих двух точек зрения можно считать то, что инфраструктура обеспечивает условия для производства продукта в материально-вещественной форме, но не как не создает его.

Для более глубокого представления о содержании термина «инфраструктура» необходимо рассмотреть состав инфраструктурного комплекса (виды инфраструктуры):

Производственная инфраструктура включает в себя совокупность отраслей материально-технического снабжения, заготовок сельско-хозяйст-венных продуктов, всех видов грузового транспорта и связи, сети энерго-и теплопередачи, системы тепло- и водообеспечения, переработки информации (всё в части обслуживания производства) и другое [1].

Оказывая услуги, производственная инфраструктура обеспечивает непрерывность оборота всех форм и частей совокупного общественного продукта, способствуя тем самым нормальному функционированию и поступательному развитию базисных отраслей народного хозяйства, а также самого инфраструктурного комплекса.

Социальная инфраструктура включает в себя комплекс социальных отраслей, обслуживающих непосредственное производство. Социальная инфраструктура включает высшее, общее и профессиональное образование, науку, здравоохранение, жилищный комплекс, торговлю потребительскими товарами, систему детских дошкольных учреждений, культуру и т.д.

Она создает условия воспроизводства и жизнедеятельности населения посредством удовлетворения его потребностей в различных услугах непроизводственного характера в целях повышения уровня жизни ивсесто-роннего развития. Чем выше развитие производительных сил, тем больших капиталовложений требует социальная инфраструктура, которая является важным фактором, определяющим успех той или иной страны в конкурентной борьбе на мировом рынке.

Институциональная инфраструктура включает в себя оказание общественно-полезных непроизводственных услуг научного, управленческого, правоохранительного и защитного характера, на уровне всего общества в целом. В её организационно-отраслевой состав включаются общественные организации, органы общегосударственного управления, службы безопасности и внутренних дел, таможенные и антимонопольные агентства, научные организации общетеоретического направления исследований, учреждения системы кредитования и страхование и др.

Переход к рыночной экономике повлек за собой формирование различных рынков, появление новых хозяйствующих субъектов и рыночных функций, углубление специализации в сфере обращения и др. В связи с этим возникла потребность в оказании широкого спектра как общерыночных, так и специфических услуг (торгово-посреднических, внешнеэкономических, информационных, финансово-кредитных и др.) и создание специализированных предприятий, оказывающих эти услуги. Начала складываться новая модель инфраструктуры - рыночная.

Рыночная инфраструктура включает в себя совокупность предприятий, учреждений и организаций, обеспечивающих наиболее эффективное взаимодействие между основными субъектами рыночных отношений: продавцами и покупателями. Включает в себя развитую сеть предприятий торговли, снабженческо-сбытовых организаций, валютную и фондовую биржи, сеть предприятий, торгующих ссудным капиталом, транспорт и связь, коммерческую информационную сеть и другие обслуживающие отрасли.

Информационная инфраструктура включает в себя совокупность каналов связи и банков информации, информационных технологий, правовой и финансово-экономической базы деятельности информационного сообщества.

Экологическая инфраструктура включает в себя совокупность сфер деятельности инженерных сооружений, обеспечивающих экологические условия проживания, охрану окружающей среды от негативного воздействия экономической деятельности человека. К ней относятся: государственные и муниципальные органы по контролю за состоянием окружающей среды, инженерные сооружения по охране речных берегов, очистительные сооруженияи т.д.

Наряду с классификацией инфраструктуры по функциональному признаку её необходимо различать и по ряду других признаков: территориальному, отраслевому, форме собственности и др.

По территориальному признаку инфраструктура может быть локальной, региональной, национальной, межгосударственной. С развитием мировой торговли стала формироваться межгосударственная инфраструктура (транспортная, информационная, торговая и др.).

Национальная инфраструктура (макроуровень) имеет, как правило, межотраслевой и межрегиональный характер, т.е. она включает в себя от-

расли и службы, обслуживающие функционирование народного хозяйства в целом. Это единая транспортная система, связь и др.

К региональной инфраструктуре (мезоуровень) принято относить объекты, расположенные на некоторой ограниченной территории и обеспечивающие предприятия материального производства, организации и учреждения непроизводственной сферы, а также население этой территории услугами по транспортировке и хранению продукции, передаче информации, перемещению людей, снабжению материальными ресурсами, в том числе водой, теплом, газом, электроэнергией.

Региональная инфраструктура, включая объекты как магистральной, так и региональной инфраструктуры, остается элементом в системе межрегиональных хозяйственных связей и в то же время является важным районооб-разующим фактором. Это двойственность во многом определяет характер функций и объемы работ, выполняемых инфраструктурными объектами, расположенными на данной территории, меру участия в её развитии, экономические отношения с потребителями инфраструктурных услуг.

Развитие инфраструктуры региона, как и развитие инфраструктуры всей экономики, вносит существенный вклад в развитие производительных сил общества посредством повышения эффективности процессов производства и оказания комплекса услуг хозяйствующим субъектам, создающим благоприятные условия для его развития. Недостаточно высокий уровень развития инфраструктуры во многих региональных странах в настоящее время является причиной низкой инвестиционной привлекательности региона и слабой деловой активности местных рынков.

Относительно формы собственности инфраструктурные объекты могут принадлежать государству, городу, муниципалитетам. Они могут быть частными, частно-государственными, кооперативными. Развитие государственного, городского и муниципального секторов базируется на средствах бюджетов всех уровней, частного - на частных средствах юридических и физических лиц. Частный сектор преобладает в тех сферах, где высока оборачиваемость средств (торговые, финансовые, страховые, бытовые и др. услуги); государственный и муниципальный - в сферах, доступность услуг которых должна гарантироваться и обеспечиваться за счет общественных средств (здравоохранение, образование, культура).

Причиной этому могут служить общественный характер пользования предоставляемыми инфраструктурой услугами и низкие значения показателей инвестиционной привлекательности: длительный срок окупаемости; большой объем капитальных вложений; большие технические, экономические, политические риски; длительный период амортизации основных фондов. Данные факторы в условиях высокой роли инфраструктуры в развитии страны ведут к тому, что «государство сознательно идет на инвестиции в инфраструктуру, так как увеличение общего вспомогательного капитала создает неосязаемые выгоды, от которых нельзя ожидать денежных прибылей ча-

стным инвесторам, так как масштабы некоторых из них слишком велики для ограниченных рынков частного капитала, а другие будут окупаться в течение долгого срока, чтобы частные инвесторы интересовались» (П. Самуэльсон).

Экономическая глобализация и активное развитие межгосударственных отношений, получившие особое развитие во второй половине ХХ века, сделали уровень развития инфраструктуры отдельной страны важнейшим фактором её конкурентных преимуществ.

Список литературы:

1. Кураков Л.П. Энциклопедический словарь: Экономика: инновации, инвестиции, инфраструктура. - 2008.

2. Иншаков О.В., Русскова Е.Г. Инфраструктура рыночного хозяйства: системность исследований // Вестник СпбГУ Сер. 5. - 2005. - Вып. 2.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - изд. 2-е - М., 1960. - Т. 24. - С. 182.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - изд. 2-е - М., 1960. - Т. 23. - С. 191,

395.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - изд. 2-е - М., 1960. - Т. 46, Ч. II. -С. 22.

6. Самуэльсон П.А. Экономика: пер. с англ. / П.А. Самуэльсон, В.Д. Норд-хаус. - М.: Издательство БИНОМ, 1997. - 860 с.

7. Иншаков О.В., Русскова Е.Г. Инфраструктура рыночного хозяйства: системность исследований // Вестник СпбГУ. Сер. 5. - 2005. - Вып. 2.

8. Nurkse R. Problems of Capital Formation in Undeveloped Countries / R. Nurkse. - Oxford, 1955.

9. Rosenstein-Rodan P.N. The Notes of the Theory of the «Big Bush» in Economic Development for Latin America / P.N. Rosenstein-Rodan. - L.; NY, 1961.

10. Новоселов А.С. Региональные рынки: учеб. - М., 1999. - С. 168-170.

СИСТЕМА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ НА УРОВНЕ РЕГИОНА: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

© Ковалева И.Н.*

Филиал Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), г. Георгиевск

Региональные кластерообразования являются ядром системы устойчивого социально-эколого-экономической развития региона и недостаточность научной проработки этого вопроса.

* Доцент кафедры Экономики и управления, кандидат физико-математических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.