Научная статья на тему 'К вопросу социально-экономической сущности региональной инфраструктуры'

К вопросу социально-экономической сущности региональной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СУБЪЕКТЫ РЫНКА / ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Убушаева Байрта Григорьевна, Даганова Надежда Борисовна

Статья посвящена анализу теоретических воззрений на социально-экономическую сущность региональной инфраструктуры. Выделены общие тенденции развития теоретических основ на определении сущности региональной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу социально-экономической сущности региональной инфраструктуры»

экологический надзор. За сброс загрязняющих веществ абоненты будут вносить платежи не водоканалам, как это было раньше, а напрямую в бюджет.

Реформирование водохозяйственного комплекса предполагает модернизацию отрасли и увеличение потока инвестиций в предприятия ВКХ. Однако существующая практика регулирования тарифов на услуги коммунального хозяйства остается серьезным барьером на пути притока инвестиций в отрасль. В настоящее время у большинства предприятий водохозяйственного комплекса из-за низкого уровня рентабельности средств на финансирование капитальных вложений не хватает. Это объясняется, прежде всего, тем, что норматив рентабельности устанавливается регулирующим органом, не учитывающим потребности предприятий ВКХ в инвестициях.

Без изменения тарифной политики в сфере водоснабжения невозможно заинтересовать инвесторов вкладывать средства в реконструкцию и модернизацию ВКХ. Расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки. Тариф на коммунальные услуги должен состоять из двух частей: первая часть обеспечивает покрытие текущих расходов предприятия, вторая часть -инвестиционная составляющая, обеспечивающая развитие предприятия ВКХ. Уровень инвестиционной составляющей определяется на основе производственных и инвестиционных программ предприятия. Органы местного самоуправления должны участвовать в утверждении технических заданий на разработку инвестиционных программ и в контроле по эффективному использованию инвестиционной составляющей, включаемой в тариф.

Литература

1. ФЗ №74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 // Правовая система «Консультант».

2. ФЗ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 // Правовая система «Консультант».

3. Постановление Правительства РФ №1092 «О Федеральной целевой программе «Чистая вода» на 2011-2017 годы» от 22.12.2010 // Правовая система «Консультант».

4. Распоряжение Правительства РФ №1235-р «О водной стратегии РФ на период до 2020 года» от 27.08.2009 // Правовая система «Консультант».

5. Постановление Правительства МО №1362/36 «Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области «Чистая вода Подмосковья» на 2013-2020 годы» от 25.10.2012 // Правовая система «Консультант».

6. [Электр. ресурс]: http://wwwmnr.gov.ru.

Б.Г. Убушаева, Н.Б. Даганова

К ВОПРОСУ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Аннотация. Статья посвящена анализу теоретических воззрений на социально-экономическую сущность региональной инфраструктуры. Выделены общие тенденции развития теоретических основ на определении сущности региональной инфраструктуры.

Ключевые слова. Инфраструктура, экономические отношения, субъекты рынка, факторы производства.

© Убушаева Б.Г., Даганова Н.Б., 2013

Исследование экономических проявлений инфраструктуры, ее роли и места в динамическом движении общества, в свете новых тенденций развития отечественной экономики представляет большой теоретический и практический интерес.

Без инфраструктуры невозможны процессы социально-экономического взаимодействия между субъектами рынка. Прежде чем перейти к исследованию инфраструктурному обеспечению региональной экономики, мы остановимся на методологических подходах к анализу инфраструктуры и на трансформации ее понятий в современном мире. При этом необходимо учитывать опыт по исследованию инфраструктуры, накопленный в других научных дисциплинах, и использовать его для изучения экономических категорий, которые отражают сущность происходящих процессов в современной хозяйственной практике.

В настоящее время нет единого мнения по вопросу, что такое инфраструктура. Это вполне понятно, так как обсуждение проблемы инфраструктуры в науке ведется в различных аспектах. Для целей нашего исследования необходимо найти практический и теоретический смысл и проследить научную логику в установившемся порядке использования понятия «инфраструктуры» и всех производных от него, важных для изучения предмета исследования данной работы.

Кратко остановимся на истории разработки понятия «инфраструктура» в соответствии с усложнением практических потребностей в ней. Научный интерес к содержанию понятия инфраструктура относится к середине XX века. При этом, введение его в официальный научный оборот и его использование в экономической науке зарубежные ученые стали в середине 50-х годов XX века, а отечественные в конце 60-х годов того же века.

Однако анализ показал, что пионерские изыскания в области инфраструктуры, находятся в работах классиков экономики. Еще в 18 веке в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» А. Смит подчеркивал: «Так как именно возможность обмена ведет к разделению труда, то степень последнего всегда должна ограничиваться пределами этой возможности или, другими словами, размерами рынка. Когда рынок незначителен, ни у кого не может быть побуждения посвятить себя целиком какому-либо одному занятию за неимением возможности обменять весь избыток продукта своего труда сверх собственного потребления на необходимые продукты других людей [10, с.59]».

Анализ показал, что причиной, которая способствовала обособлению инфраструктуры в самостоятельную сферу, явилось общественное разделение труда. На начальном этапе общественного разделения труда для инфраструктурных связей было характерно только выделение отдельных ее функций по оказанию дополнительных или вспомогательных услуг в рамках основного производства. Только в период крупного машинного производства, когда возросла производительность труда и соответственно увеличились объемы продукции и сроки ее реализации, появилась объективная необходимость в постоянном обеспечении его внешних условий, а именно в инфраструктурных отношениях.

В своем главном труде К. Маркс отмечал, что «...именно революция в способе производства промышленности и земледелия сделала необходимой революцию в общих условиях общественного процесса производства, то есть в средствах связи и транспорта [5, с.395]».

По мнению А. Пезенти «. классические капиталовложения, каких требует от государства капитализм, должны иметь своим объектом «общественные работы», т.е. создание того комплекса условий, который ныне именуют в мире «инфраструктурой» (дорожная сеть, транспортные средства, землеустройство, финансово-кредитные учреждения и т.д.) эти работы сокращают накладные расходы предприятиям, т.е. улучшают экономическую среду, в которой те действуют, облегчая процесс обращения капитала. [8, с.156]».

Известный экономист Нобелевский лауреат по экономике (1970 г.) П. Самуэльсон указывает, на то, что «правительство использует часть денег для осуществления важных проектов увеличения «общественного вспомогательного капитала». В то время как многие из этих объектов чрезвычайно ценны, они создают неосязаемые выгоды, от которых нельзя ожидать денежных прибылей для частных инвесторов; масштабы некоторых из них слишком велики для ограниченных рынков частного капитала, а другие будут окупаться в течение слишком длительного срока, чтобы частные инвесторы очень ими заинтересовались [9, с.324]».

По мнению Макконэл К.Р. и Брю С.Л. «инфраструктура - это капитальные сооружения, использование которых гражданами и фирмами обычно обеспечивается государством (автомагистрали, мосты, городские транспортные системы, водоочистные сооружения, муниципальные системы водоснабжения, аэропорты), для фирмы это службы и сооружения, необходимые для производства продукции, создание которых собственными силами обошлось бы ей слишком дорого, и поэтому обеспечивается государством или другими фирмами (водоснабжение, электроэнергия, вывоз производственных отходов, перевозки грузов, научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы, финансовое и банковское обслуживание) [4, с.97]».

Справедливо отмечает по отношению к инфраструктуре западногерманский экономист Х.Ю. Цехлин «с точки зрения самого возникновения слова мы понимаем в первом приближении под инфраструктурой фундамент, основу экономики. В этом смысле к инфраструктуре относятся те условия и обстоятельства, от которых зависят экономические управленческие решения и вместе с тем само хозяйственное развитие [14, р.45]».

Р. Иохимсен, основатель «западногерманской» школы» утверждает, что «инфраструктура - это сумма материальных, институциональных и персональных сооружений и условий, которые находятся в распоряжении хозяйственных единиц и обеспечивают получение равного дохода на равные вклады факторов (труд, земля, и капитала») или более коротко, как «сумму оборудования, учреждений, капитала и талантов, необходимых экономике [13]».

Широкий спектр научных суждений инфраструктуры свидетельствует, «...об отсутствии единого подхода к пониманию сущности инфраструктуры».

Так, Н.В. Мордовченков считает, что «инфраструктура - это совокупность отношений и организаций по обслуживанию экономики и взаимоотношений между ее субъектами [7, с.29]».

П.В. Кухтин, исходит из позиции, что «инфраструктура - это лишь совокупность инженерно-технических сооружений или материально-вещественных элементов, без которых невозможно современное производство и все виды человеческой деятельности [3, с.10]».

В монографии А.И. Кузнецовой «Инфраструктура: Вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства» высказана интересная мысль: «инфраструктура в процессе познания выступает как общественное явление и проблема ее формирования, модернизации возникает уже независимо от желания и воли отдельных людей, сама жизнь выдвигает ее на первую роль и с ней уже нельзя не считаться» и дальше расширяя, автор утверждает: «В качестве элемента экономической структуры, инфраструктура занимает подобающее ей место в совокупности технологически сопряженных производств, связанных друг с другом однотипными технологическими цепями и образующих так называемые технологические уклады. Инфраструктурная деятельность восстанавливает единство и непрерывность дискретных материально-вещественных операций [2, с.56]».

Наиболее точно, по нашему мнению является определение профессора А.А. Говорина: «инфраструктура - это объективно сложившиеся в результате

общественного разделения труда система общих условий обеспечения общественного воспроизводства в рамках народного хозяйства и каждого его звена, представляющая совокупность рациональных технико-технологических, организационно-экономических, информационных, социальных и других взаимосвязей по эффективному обслуживанию функционирования структурообразующих отраслей и жизнеобеспечения населения» [1, с.55].

Таким образом, вышеприведенные научные дефиниции позволяют отметить, что [12]:

- инфраструктура является всеобъемлющей категорией, которая охватывает всех субъектов экономики, т.е. не только производителей товаров и услуг, но и потребителей;

- способствует взаимодействию между производителями и потребителями;

- интегрирует процессы производства и потребления материальных и нематериальных благ и услуг, с соответствующим уровнем оказания услуг.

Рассматривая сущность инфраструктуры в современных условиях, необходимо учитывать, что указанная дефиниция разделяется на ограничительную и расширительную позиции (таблица).

Таблица

Сравнительная характеристика ограничительной и расширенной позиций

Ограничительная Расширенная

Сторонники исходят из того, что инфраструктура развивается на основе производительных сил и группы отраслей, в первую очередь транспорта и связи Здесь базисом инфраструктуры выступают природа, труда, ресурсы и техническая культура. И именно инфраструктура социально развивает и организует воспроизводственный цикл экономики.

Дискуссионными критериями инфраструктуры до настоящего времени остаются [6, с.8]:

- определение экономического содержания инфраструктуры, обусловленного развитием общественного разделения труда;

- исследования роли и места инфраструктуры как элемента производительных сил и производственных отношений;

- изучение характера труда в инфраструктуре, определенной различными видами собственности на средства производства;

- обоснование принципов выделения инфраструктурных комплексов на различных уровнях общественного производства.

Выступая одним из важнейших элементов экономики, инфраструктура влияет на характер и экономические результаты производства и условия жизни общества. Этот критерий инфраструктуры должен выступать цементирующей основой при оценке исследуемой категории.

Обобщая результаты многочисленных исследований инфраструктуры, выявляя и анализируя тенденции развития современной экономики можно выделить его основные черты:

- резкое повышение роли инфраструктуры в социальной и экономической жизни людей;

- широкое распространение инфраструктуры во всех сферах жизнедеятельности человека;

- развитие инфраструктуры обеспечивает осязаемые преимущества, трансформируемые в экономические и социальные;

- ускорение и изменение характера социально-экономических взаимодействий;

- создание более эффективных и гибких механизмов управления производством и общественной жизнью;

- доминирующая роль инфраструктурной составляющей в показателях экономического роста общества.

Таким образом, инфраструктуру, являющуюся одновременно условием и результатом общественного производства, необходимо исследовать в качестве полноправной экономической категории.

Литература

1. Говорин А.А. Инфраструктура современного предпринимательства; проблемы теории и практики. - М.: «Финстатинформ», 1999.

2. Кузнецова А.И. Инфраструктура: Вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства. Геэкономический подход. - М.: Комкнига, 2006.

3. Кухтин П.В. Инфраструктура муниципальных образований. - М.: КНОРУС, 2008.

4. Макконнел Кэмбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2т.: Пер с англ. 11-го изд. Т.2. - М.: Республика, 1992.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Капитал. Соч.2-е изд. - Т. 23. - М.: Госполитиздат,

1961.

6. Михайлов Ю.И. Логистический подход к формированию системы управления инфраструктурой промышленного предприятия. - СПб.: Изд-во «СПбГИЭУ, 2007.

7. Мордовченков Н.В., Рыбаков Р.А. Методологические основы формирования инновационной инфраструктуры в экономике региона. - Нижний Новгород: «М-Принт», 2011.

8. Пезенти А. Очерки политической экономии капитализма: В 2 т.: Пер. с итал. /Под общ. Ред. А.Г. Милейского. - М.: Прогресс, 1976.

9. Самуэльсон П. Экономикс: В 2 т. - М.: МГП «Алгон», ВНИСИ, 1992.

10. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Соцэкгиз, 1962.

11. Федько В.П. Бондаренко В.А. Маркетинг и инфраструктура - диалектика взаимовлияния в эволюционном развитии. - М.: Наука-Пресс, 2006.

12. Цатхланова Т.Т. Формирование и развитие социальной инфраструктуры региона (на материалах Республики Калмыкия) // Личность, общество и государство: приоритеты современной молодежи: Материалы Межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 16 декабря 2011 г. - Элиста: КФ МОСА, 2011.

13. Jochimsen R. Theoril cler Infrastruktur. - Tubingen, 1966.

14. Zechlin H. Staatliche Infrastructrukturplanung in der Marktwirtschaft. -Marburg, 1965.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.