Научная статья на тему 'Теоретические основы формирования и функционирования рынка молока и молокопродуктов'

Теоретические основы формирования и функционирования рынка молока и молокопродуктов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
393
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / МОЛОКО / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / РЫНОЧНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ / MARKET / MILK / FOOD MARKET / MARKET REGULATION / FUNCTIONING MECHANISM / ECONOMIC ESSENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Раджабов Наджбудин Амиралиевич, Сорокин Владимир Семёнович

В статье рассмотрена экономическая сущность рынка молока и молочных продуктов. Раскрыто понятие рынка в нынешных условиях, в т.ч. рынка молока и молочных продуктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic essence of both milk and dairy products market is being considered in the article. Notion of market under present-day conditions has been discovered besides, including both milk and dairy products market.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы формирования и функционирования рынка молока и молокопродуктов»

УДК: 339.13:[637.1+637.2+637.3]

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА МОЛОКА И МОЛОКОПРОДУКТОВ

Н.А. РАДЖАБОВ, В.С. СОРОКИН

(Кафедра экономики и кооперации РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева)

В статье рассмотрена экономическая сущность рынка молока и молочных продуктов. Раскрыто понятие рынка в нынешных условиях, в т.ч. рынка молока и молочных продуктов.

Ключевые слова: рынок, молоко, продовольственный рынок, рыночное регулирование, механизм функционирования, экономическая сущность.

Переживаемый в республике Таджикистан в настоящее время глубокий экономический кризис — явление в определенной степени закономерное. В значительной степени он предопределен как неоднозначностью периода становления рыночной экономики, так и влиянием целого комплекса проблем, унаследованных обществом и экономикой с прошлых времен. Следует признать, что в настоящее время современная аграрная сфера характеризуется значительным снижением объемов производства, сокращением поголовья скота и посевных площадей с.-х. культур, падением продуктивности и урожайности, низкой эффективностью и отсутствием стимулов предпринимательской деятельности, крупными структурными диспропорциями. Негативные последствия либерализации цен, кризис сбыта, потеря управляемости экономикой, характерные для девяностых годов XX в., делают особенно актуальным на современном этапе осмысление сложившейся ситуации на агропродовольствен-ном рынке, изучение его теоретических основ, сущности и особенностей его функционирования и развития.

Проблемам определения понятия рынка посвящено множество научных трудов как российских, так и зарубежных ученых. Такие выдающиеся деятели науки, как Ж.Б. Сэй, У. Джевонс, А. Смит, К. Маркс, Дж. Кейнс, Ф. Хайек, П. Самуэльсон и др. создали оригинальные концепции рынка. Между тем следует отметить, что в литературе понятие «рынок» трактуется довольно многообразно.

Необходимо подчеркнуть, что рынок существовал всегда. Еще во времена Древней Греции и Древнего Рима, а затем и в средневековых городах Европы рынком называли торговую площадь. В обывательском понимании такое толкование понятия «рынок» сохранилось и до наших дней. Английский экономист ХХ в. У. Джевонс понимал рынок как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара. Э. Долан понимает рынок как любое взаимодействие, в которое вступают люди для осуществления торговли друг с другом. В современной литературе при нынешних условиях в понятии рынок особое место занимает аграрный рынок — это особенный вид рынка, который появился в рыночных условиях.

Аграрный рынок — сложная структура, включающая в себя систему разнообразных, взаимосвязанных между собой рынков. Центральное место в структуре аграрного рынка занимает агропродовольственный рынок. Он характеризуется не только отношениями в сфере обмена, но и включает в себя все товарно-денежные отношения, с помощью которых регулируется производство и потребление продовольственного сырья, а также хозяйственные связи, возникающие между основными субъектами рынка. Продовольственный рынок можно классифицировать по двум основным критериям: по видам производимой продукции и по назначению производимых товаров. По видам производимой продукции в структуре продуктового рынка выделяются следующие виды рынков: рынок зерна, рынок сахарной свеклы, рынок маслосемян, рынок плодоовощной продукции, рынок мяса и др.

Особое место в структуре продуктового рынка занимает рынок молока и мо-локопродукгов. Молоко — это продукт, который вырабатывается ежедневно, но хранится всего несколько дней. Все это значительно сокращает время на его переработку и превращение в более стабильную форму с большим сроком хранения. При этом прослеживается связь между ведением хозяйства на ферме и качеством вырабатываемой молочной продукции. Поэтому в рамках молокопродуктового рынка молочной отрасли по-настоящему требуется более четкое и многостороннее законодательство, отражающее требования к качеству молока и молочных продуктов.

Еще одной особенностью молочного рынка является сильная позиция, которую занимают в молочной отрасли различного рода объединения, союзы промышленников, ассоциации, кооперативы. По оценкам исследователей рынка молока, доля молока, которое перерабатывается на предприятиях, входящих в состав различного рода объединений, — 86% от общего объема. Это можно объяснить тем, что в одиночку в молочной отрасли, где довольно много мелких производителей, выжить довольно сложно. Уж очень велика зависимость каждого из производителей от цен на молоко, высок уровень конкуренции. Кроме того, из-за ограниченных сроков хранения молока практически нет возможности влиять на рынок молочной продукции, манипулируя предложением молочных продуктов и тем самым меняя равновесную цену.

Субъекты молокопродуктового рынка (производители и переработчики молока) тоже имеют отличительные черты. Прежде всего — это их социально-экономическое положение. Большинство из них — средние и крупные хозяйства, личные подсобные хозяйства, которые могут приспосабливаться к изменениям на рынке не сразу, а постепенно.

Субъектами рынка являются: продавцы, посредники, государственные органы, правоохранительные органы, налоговые органы, банки, ассоциации, правовая система и др. Объектами рынка являются всевозможные блага, обладающие ценностной значимостью. На рисунке показана система функционирования рынка.

Общепризнанно, что все многообразие рыночных структур представляет из себя модификацию нескольких типов рынка. Экономисты различают четыре довольно несхожие рыночные ситуации: чистую (совершенную) конкуренцию, монополию, олигополию и монополистическую конкуренцию. Выделенные основные рыночные модели различаются между собой по количеству фирм, присутствующих на рынке, по типам изготавливаемых продуктов, по степени контроля за ценой. Кроме того, различия между основными типами рынков составляют еще и факторы уровня и условий осуществления неценовой конкуренции, а также неодинаковые условия вступления в отрасль.

Кроме типов рынков, в экономической литературе выделяют еще и виды рынков.

Государственные органы

Налоговая система

Местные органы

Продавцы, производители и посредники Договоры, контракты, Покупатели-потребители и посредники

деньги, ценные бумаги

Товары У

Система функционирования рынка

Обобщая все вышеописанное, следует выделить следующие виды рынков (таблица).

С государственной точки зрения, молокоперерабатывающие заводы республики — это предприятия с большими и средними мощностями по переработке молока. Более крупные предприятия молокопереработки выгодно отличаются от малых предприятий. Основные их отличия: в глубине переработки сырья, отсутствии его больших потерь, меньшей вероятности завышения себестоимости продукции, более высокой производительности труда, а также наличии и использовании очистных сооружений.

Молочная промышленность как главный субъект молочного рынка очень важна для поддержания сельских предпринимателей респуплики. Производство молока во всех странах находится под особым покровительством со стороны государства, в лице органов государственной власти на местах.

Одним из основных предметов торговли на молокопродуктовом рынке является молоко и молочные продукты. Великий русский ученый-физиолог И.П. Павлов так говорил о молоке: «Между сортами человеческой еды в исключительном положении находится молоко... Изумительно выделяется из ряда других сортов пища, приготовленная самой природой». Кроме того, из молока можно сделать множество вкусных и полезных продуктов. При этом фермы-производители молока должны опираться на помощь перерабатывающей промышленности, формирующей спрос в рамках молочного рынка.

В зависимости от назначения в структуре рынка молока и молокопродуктов выделяются три сектора, различающиеся между собой характером экономических взаимосвязей. В зависимости от объекта экономических отношений рынок молока и молочных продуктов следует подразделить на:

- продовольственный молочный рынок, охватывающий все экономические отношения, связанные не только с реализацией, но и с производством готовой молочной продукции. Особенно подчеркивается, что продовольственный молочный рынок не ограничивается сферой обмена (реализацией), так как все его элементы тесно связаны с производственным процессом. На рынке молока и молокопродуктов производство формирует предложение, а распределение и потребление — спрос. Рыночные цены складываются под воздействием соотношения спроса и предложения. Поэтому оценка рынка молока и его конъюнктуры невозможна без глубокого системного изучения условий производства молока и молокопродуктов;

Критерии классификации Вид (тип) рынков

По предмету торговли Рынок товаров: - продовольственный; - товаров народного потребления; - товаров производственного назначения. Рынок услуг Рынок работ (производственного, непроизводственного характера) Рынок технологий Рынок информации и информационных услуг Рынок капитала: - денежный рынок; - кредитный рынок; - рынок ценных бумаг. Рынок рабочей силы Рынок земли Рынок недвижимости Рынок научно-технических разработок и идей

По географическому признаку Локальный рынок Региональный рынок Национальный рынок Региональный по группе интегрированных стран Мировой рынок

По степени вмешательства государства в экономику Либеральный рынок Социально-ориентированный рынок Государственно-регулируемый рынок

По характеру продаж Оптовый Мелкооптовый Розничный Фьючерсный

По отраслевому признаку Рынок машиностроения Рынок химической промышленности Строительный рынок Рынок мясной промышленности Рынок молочной промышленности Рынок легкой промышленности и др.

По уровню насыщенности Равновесный Дефицитный Избыточный

- рынок молочного сырья, где осуществляется сбыт сырьевых ресурсов с целью их дальнейшей переработки молокоперерабатывающими предприятиями;

- рынок молока, потребляемого в свежем виде.

Необходимо особенно подчеркнуть, что все эти рынки тесно взаимосвязаны друг с другом. Каждый из них имеет определенный состав контрагентов, свою специфику, технологию, схему товародвижения и инфраструктуру.

При рассмотрении экономического механизма молочного рынка необходимо учитывать специфику основных его параметров: спроса на молоко и молочную про-

дукцию, объемов предложения готовой продукции и сырья для переработки, цен на сырье и готовую молочную продукцию, а также на другие внешние и внутренние факторы производства в их взаимосвязи и взаимовлиянии.

Для рынка молока характерна непрерывность спроса населения на продукты питания, сделанные из молока. Вполне объяснимо, что уровень спроса может снижаться и повышаться, но он постоянно и ежедневно имеет место, так как удовлетворяет физиологическую потребность человека в пище.

Изменения в спросе на данном рынке происходят под влиянием изменения численности населения и покупателей молока, уровня их благосостояния, их вкусов и предпочтений, цен на взаимозаменяемые молочные продукты, а также в зависимости от ожиданий изменений на рынке, которые могут привести к модификации ценового равновесия.

При рассмотрении рынка молока и молокопродуктов можно констатировать, что, к сожалению, на современном этапе развития экономики страны в роли поставщиков товаров и услуг на рынок могут выступать не только производители, но и посредники.

Исходя из вышеизложенного, рынок можно определить как систему экономических отношений между существующими и потенциальными предъявителями спроса и поставщиками по поводу осуществления наиболее эффективного обмена товарами, услугами или иными объектами, имеющими ценностную значимость, с соблюдением правил платности.

Библиографический список

1. Бронникова Т.С. Маркетинг: теория, методика, практика. М., 2005.

2. Михайлова Г. Эффективность развития молочного скотоводства // Экономика Управление, 2010. № 7. С. 33-38.

3. Камаев В.Д. Экономическая теория. М.: ВЛАДОС, 2005.

4. Пошатаев А.В. Маркетинг. М.: Колос, 2007.

Рецензент — д. э. н. А.В. Пошатаев

SUMMARY

Economic essence of both milk and dairy products market is being considered in the article. Notion of market under present-day conditions has been discovered besides, including both milk and dairy products market.

Key words: market, milk, food market, market regulation, functioning mechanism, economic essence.

Раджабов Наджбудин Амиралиевич — к. э. н., доцент Таджикского аграрного университета, стажёр кафедры экономика и кооперация РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева.

Сорокин Владимир Семёнович — д. э. н., проф. кафедры экономики и кооперации РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева (127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, 44; e-mail: kaf_econ@timacad.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.