Научная статья на тему 'Формирование рынка молока и молочной продукции Тамбовской области'

Формирование рынка молока и молочной продукции Тамбовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
337
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семёнова Е. А., Солопов В. А.

Milk and milk products market presents itself a set of organizational economical relations in the field of exchange, by means of which production, processing and realization of milk and milk products what forms supply in accordance with demand and market price-forming at the territory of region. Milk product market involves economically isolated independent subjects of different branches and spheres of AIC, which are picked out on the basis of labour division, deepened specialty by means of scientific and technological advance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of milk and milk products market in Tambov region

Milk and milk products market presents itself a set of organizational economical relations in the field of exchange, by means of which production, processing and realization of milk and milk products what forms supply in accordance with demand and market price-forming at the territory of region. Milk product market involves economically isolated independent subjects of different branches and spheres of AIC, which are picked out on the basis of labour division, deepened specialty by means of scientific and technological advance.

Текст научной работы на тему «Формирование рынка молока и молочной продукции Тамбовской области»

солютная разница доли пашни в общей площади объекта оценки и объектов-аналогов.

Таким образом, данные расчеты рыночной стоимости объекта оценки показали, что величина стоимости, полученная в рамках сравнительного подхода, и величина стоимости, полученная в рамках метода, альтернативного доходному подходу, близки друг к другу. Минимальная разница между полученными результатами дает нам основание говорить о том, что величину стоимости, полученную разработанным нами методом, можно признать достоверной, а данный метод оценки рекомендуемым для определения рыночной стоимости сельхозугодий в усло-

виях недостаточно развитого рынка данной категории земель.

1. Медведева О. Е. // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2004. № 5. С. 67.

2. Прибыль предпринимателя. Режим доступа: http://www.appraiser.ru. Загл. с экрана.

3. Чернышова О.Н. // Инновации как основа ускоренного развития экономики России: сб. науч. ст. по материалам междунар. науч.-практ. конф., май 2007 г. / отв. ред. Е.В. Иода. Тамбов, 2007. С. 3-9.

4. Оценка недвижимости / под ред. А.Г. Грязно-вой, М.А. Федотовой. М., 2003. С. 496.

Поступила в редакцию 15.06.2007 г.

ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА МОЛОКА И МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ

ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Е.А. Семёнова, В.А. Солопов

Semenova E.A., Solopov V.A. Formation of milk and milk products market in Tambov region. Milk and milk products market presents itself a set of organizational economical relations in the field of exchange, by means of which production, processing and realization of milk and milk products what forms supply in accordance with demand and market price-forming at the territory of region. Milk product market involves economically isolated independent subjects of different branches and spheres of AIC, which are picked out on the basis of labour division, deepened specialty by means of scientific and technological advance.

В структуре продовольственного рынка особое место занимает рынок молока и мо-локопродуктов. Молочный белок незаменим, он содержит аминокислоты, которые не синтезируются искусственным путем, способствуя защите организма и выводу из него ядовитых веществ [1, 2].

По своим основным параметрам рынок молочной продукции приближается к рынку совершенной или чистой конкуренции. Он характеризуется тем, что на рынке продукции участвует множество отдельных производителей. При этом производственная деятельность одного из них не может существенно повлиять на цену, т. к. участники рынка производят однородную продукцию.

Такой рынок отличают следующие характерные признаки:

- существование большого количества разрозненных производителей и потребителей однородной продукции;

- производители и потребители имеют равную информацию о конъюнктуре рынка;

- вся продукция, представленная на рынке, идентична, и любой товар может быть заменен на аналогичный, предложенный любым другим производителем;

- нет ограничений по деятельности и выходу участников с рынка;

- все участники на рынке стремятся реализовывать свои собственные цели;

- производители и потребители обычно не имеют каких-либо обязательств друг перед другом, но могут находить некоторые формы сотрудничества на рынке.

Структура рынка молока и молокопро-дуктов определяет характер экономических взаимосвязей и отношений между его участниками, вследствие чего рынок молока и молочных продуктов следует подразделить на:

- рынок готовой молочной продукции, охватывающий все экономические отноше-

ния, связанные с производством и реализацией продуктов переработки молока для потребительских нужд;

- рынок молочного сырья, где осуществляется сбыт сырьевых ресурсов с целью их дальнейшей переработки молокоперерабатывающими предприятиями;

- рынок цельного молока, потребляемого в свежем виде.

Такую сложную систему, как рынок молока и молочных продуктов, следует рассматривать с позиции его видовой, отраслевой, территориальной и организационной структур, которые тесно взаимодействуют между собой и взаимозависимы друг от друга.

В разрезе видовых характеристик рынок молока целесообразно рассматривать как совокупность рынков молочных продуктов по их ассортименту (молока пастеризованного, творога, творожной массы, масла, сметаны и др.). При этом видовая структура данного рынка определяется различными потребительскими свойствами молокопродуктов.

Совокупность отраслей, вовлеченных в процесс оборота молока и молокопродуктов, основой которой является молочная отрасль (молочное производство и молокопереработ-ка) представляет отраслевую структуру рынка. Поскольку конечная продукция переработки должна быть реализована, сюда следует отнести отрасли торговли (оптовой, мелкооптовой, розничной), общественного питания, транспортную отрасль, связь и информационное обеспечение, кондитерскую промышленность и др.

Для рынка молока характерна непрерывность спроса населения на продукты питания, сделанные из молока. Уровень спроса может снижаться и повышаться, но он постоянно и ежедневно имеет место, т. к. удовлетворяет физиологическую потребность человека в пище. При этом спрос на рынке молока и молокопродуктов имеет ограничения. Существует предельная граница потребления молочных продуктов для удовлетворения физиологических потребностей человека в питании. По медицинским нормам для полноценного питания в год необходимо потреблять в расчете на душу населения 390 кг молока и молочной продукции в пересчете на молоко. К сожалению, в большинстве регионов России уровень фактического их потребления гораздо ниже. Рынок молокопродуктов Тамбовской области характеризуется наличием пониженного спроса населения на переработанную молочную продукцию, что меньше рациональной нормы потребления на 45-50 %.

Реализацию спроса как в целом на продовольствие, так и на молоко и молочные продукты отражает сложившийся уровень потребления [3, 4].

На потребление оказывает влияние условия жизни, т. е., какую часть дохода он получает в денежной и натуральной форме. Это связано непосредственно с местопроживани-ем потребителя, т. е. существуют различия в потреблении отдельных групп продуктов питания в домашних хозяйствах в городской и сельской местности (табл. 1).

Таблица 1

Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах (по данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств; в среднем на члена домохозяйства) [5]

Потребление продук- Все домашние хозяйства Домашние хозяйства в городской местности Домашние хозяйства в сельской местности

2002 2003 2004 2005 2002 2003 2004 2005 2002 2003 2004 2005

Хлебные продукты 141,2 122,3 116,2 122,3 127,3 110,5 104,0 113,8 159,8 138,0 131,4 133,1

Картофель 117,2 99,5 93,4 97,5 112,5 84,0 75,3 74,4 123,5 120,0 116,0 126,7

Овощи и бахчевые 85,3 83,2 79,8 78,7 75,8 78,1 79,6 76,7 98,0 90,0 80,0 81,3

Фрукты и ягоды 34,7 32,9 32,4 35,7 36,4 33,0 38,0 41,8 32,3 32,7 25,5 28,0

Мясо и мясопродукты 57,1 60,3 52,2 57,0 48,4 56,9 54,4 63,8 68,7 64,9 49,4 48,4

Молоко и молочные продукты 243,7 226,7 219,2 225,6 218,5 215,3 218,9 232,4 277,5 241,9 219,5 217,0

Рыба и рыбопродукты 19,1 1.6,7 14,0 15,4 14,1 13,1 13,4 15,6 25,9 21,5 14,7 15,1

Сахар и кондитерские изделия 31,9 26,9 24,4 27,0 32,6 26,7 25,4 27,4 31,7 27,7 23,2 26,2

Масло растительное и другие жиры 9,4 8,5 7,9 10,6 9,6 9,0 8,4 11,0 9,2 7,7 7,3 10,0

Яйца, шт. 226 227 213 221 235 228 230 233 215 226 192 205

Домохозяйства в сельской местности потребление основных продуктов питания обеспечивают как путем приобретения на рынках, в торгово-привозящей сети, так и путем самообеспечения. В городе как правило потребляются больше продукты переработки, а в сельской местности молоко в свежем виде. Молочные продукты сельские жители приобретают в розничной торговле по высокой цене, если в домохозяйстве имеется корова, то потребляется молоко, переработанное в собственном подсобном хозяйстве. Так, уровень самообеспечения в сельских домохозяйствах в удовлетворении потребностей в молоке и молочных продуктах в

2004 г. составил 44,2 %, в то время как в городской местности 2,1 %. Наряду с этим, у домашних хозяйств в городской местности имеется больше денежных средств и возможностей на приобретение молочной продукции в широком ассортименте, что и объясняет тенденцию роста потребления молока и молочных продуктов домашними хозяйствами городской местности и снижения потребления домашними хозяйствами в сельской местности.

Исследования показали, что интенсивность потребления молока в значительной степени определяется уровнем дохода в расчете на одного члена семьи. Опрос методом анкетирования 1100 человек в различных регионах Тамбовской области показал, что потребители с доходом менее 1500 руб. в месяц на члена семьи составляют 9,4 % опрошенных, от 1501 до 2500 руб. - 50,8 % опрошенных, от 2501 до 3500 руб. - 14,3 %, от 3501 до 4500 руб. - 12,2 %, потребители с доходами более 4500 руб. в месяц - 13,3 %. Дифференциация потребителей по интенсивности потребления молока и молочных продуктов представлена в табл. 2.

Интенсивность потребления молока в основном составляет от 0,5 до 1,5 л в неделю на 1 человека (63,2 % опрошенных), и только 1 % населения потребляет более 3 л молока в неделю.

Малообеспеченные покупатели традиционно включают в рацион много молока, в основном произведенного в личных подсобных хозяйствах, тогда как более дорогостоящие молочные продукты, такие как сыр, кисломолочная продукция, творог, сметана, сливочное масло, доступны в большом коли-

честве только потребителям с более высоким уровнем дохода. Это еще раз доказывает, что между уровнем дохода и уровнем потребления молочных продуктов существует прямо пропорциональная зависимость. Для респондентов с низким уровнем дохода белок, содержащийся в молоке, дешевле белка, содержащегося в рыбе, мясе.

Решающим фактором при выборе производителя молочной продукции для всех потребителей является соотношение качества и цены продукции (табл. 3).

При росте уровня дохода роль качества как фактора повышается с 70,6 % до 83,3 %. Так, для потребителей с низким уровнем дохода (до 1500 руб.) наряду с качеством большое значение оказывает цена продукта (29,4 % опрошенных), а также дата изготовления. Внимание упаковке продукции не уделяется. Потребители с уровнем дохода от 1501 до 2500 руб. при покупке молока и молочных продуктов после качества продукции (74 %) ориентируются на дату изготовления (54,3 %), цену (28,3 %), состав продукта (18,5 %), внешний вид (8,7 %) и только 3,3 % обращают внимание на упаковку молочной продукции. Для потребителей с уровнем дохода 2501-3500 руб. и 3501-4500 руб., на первом месте находится такой критерий как качество, на втором - цена продукции, при чем ее значение гораздо больше (50 % и 45,5 %), чем у предыдущих сегментов. Это может быть связано с тем, что при покупке потребители с низким уровнем дохода имеют меньший размах по ценовому параметру, а данный сегмент через критерий цены приобретает товар более высокого качества (чем выше цена, тем лучше качество). Также респонденты особое внимание уделяют дате изготовления составу продукта. Для респондентов с уровнем дохода 2501-3500 руб. имеет значение внешний вид продукта - 15,4 % опрошенных, а также упаковка - 3,8 %. Потребители с высоким уровнем доходов при покупке молока и молочной продукции больше всех остальных потребителей учитывают качество и полезность. По данным опроса 41, 7 % респондентов учитывают дату изготовления и 25 % - цену, что гораздо меньше, чем в других сегментах. Здесь не учитывают значение упаковки и внешнего вида продукции, т. к. продукты этого уровня отвечают всем запросам потребителей.

На рис. 1 представлены основные хозяйствующие субъекты и схема товародвижения на рынке молока и молочной продукции Тамбовской области.

Скоропортящийся характер молока-

сырья обусловливает ситуацию, при которой его товарное предложение определяется, в основном, уровнем его производства в регионе.

Общий объем производства молока в Тамбовской области в 2005 г. составил

280,9 тыс. т (или 60,1 % к уровню 1995 г.), 27,4 % которого произведено сельскохозяйственными предприятиями, 70,8 % - хозяйствами населения. На долю фермерских хозяйств приходится всего 1,8 %.

Уровень товарности молока сельскохозяйственных предприятий за период 2002-

2005 гг. увеличился с 73,6 до 81,5 %. Следует заметить, что увеличился и объем реализованной продукции на перерабатывающие заводы области.

Таблица 2

Распределение потребителей-респондентов по основным сегментам рынка молока, %

Признаки сегментации Уровень дохода в расчете на 1 члена семьи, в месяц (руб.) Итого потребителей по группе

1 2 3 4 5

до 1500 1501- 2000 2501- 3500 3501- 4500 Более 4500

1 Не употребляют - 0,5 - 0,5 - 1,0

2 До 0,5 2,2 6,6 1,7 1,1 2,2 13,8

Интенсивность 3 0,5-1 5,0 24,3 4,4 3,3 5,1 42,1

потребления молока 4 1-1,5 - 8,3 5,5 5,1 2,2 21,1

(л в неделю 5 1,5-2 1,7 7,2 1,7 1,7 1,1 13,4

на 1 человека) 6 2-3 0,5 3,9 0,5 0,5 2,2 7,6

7 Более 3 - - 0,5 - 0,5 1,0

Итого 9,4 50,8 14,3 12,2 13,3 100

Так, если в 2002 г. только 76,8 % реализованного сельскохозяйственными предприятиями молока поступило на молокоперерабатывающие заводы, то в 2005 г. - 97 %, в то время как личные подсобные хозяйства предпочитают продавать молоко на колхозном рынке в непереработанном виде. Таким образом, сельскохозяйственные предприятия остаются основными поставщиками молока в отрасль переработки, которая является важным звеном молочнопродуктового рынка.

Молоко, произведенное сельскохозяйственными товаропроизводителями, поступает в переработку по системе закупок, осуществляемого как частными предпринимателями, так и заготовительными организациями потребкооперации или по договорам с молокоперерабатывающими заводами и другими предприятиями, использующими для производства продукции молоко.

Таблица 3

Факторы, влияющие на выбор производителя молочной продукции

'^'■■■^Характеристика У ровень"^-..^^ дохода, в месяц'^'.......^ Процент опраши- ваемых Цена продукции Качество Упаковка Дата изготовления Состав продукта Внешний вид

До 1500 руб. 9,4 29,4 70,6 - 29,4 11,8 11,8

1501-2500 руб. 50,8 28,3 74 3,3 54,3 18,5 8,7

2501-3500 руб. 14,3 50 77 3,8 46,2 19,2 15,4

3501-4500 руб. 12,2 45,5 68,2 - 45,5 18,2 -

Более 4500 руб. 13,3 25 83,3 - 41,7 20,8 -

Рис. 1. Региональный рынок молока

Цикл воспроизводства молока и молочной продукции

Таблица 4

Доля рынка молочной продукции, занимаемая предприятиями различных областей

в разрезе видов продукции*

Тамбовской Воронежской Липецкой г. Москвы

области области области и Московской области

Цельномолочная продукция

Тамбов 44 31 14 10 1

Мичуринск 40 8 50 2

Моршанск 95 2 3

Рассказово 92 2 6

Котовск 15 40 36 8,8 0,2

Кирсанов 80 5 10 5

Уварово 89 5 5 1

Кисломолочная продукция

Тамбов 44 31 14 10 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мичуринск 40 8 50 2

Моршанск 78 2 20

Рассказово 71 13 7 29

Котовск 15 45,4 25,5 12,8 1,3

Кирсанов 82 3 15

Уварово 89 5 5 1

Творожные изделия

Тамбов 47 37 14 10 1

Мичуринск 40 8 50 2

Моршанск 75 8 2 15

Рассказово 51 10 12 7

Котовск 51,8 40 8,2

Кирсанов 92 3 5

Уварово 89 5 5 1

Масло животное

Тамбов 69 10 6

Мичуринск 36 15 34 15

Моршанск 86 2 5 7

Рассказово 32 26 13 29

Котовск 60 17 19 4

Кирсанов 80 5 15

Рассказово 51 10 12 7

* - Составлено по материалам Управления по развитию предпринимательства и потребительского рынка

Система закупок молока в личных подсобных хозяйствах через потребкооперацию в процессе реформ была разрушена. Поэтому, несмотря на то, что личные подсобные хозяйства занимают наибольший удельный вес по объему производства молока (в 2005 г. -70,8 %), молоко, закупленное у них крупными и средними предприятиями для переработки, составляет всего около 12 % от молока, поступившего на переработку.

На сегодняшний момент закупкой молока занимаются частные предприниматели и сами молокозаводы.

Сбор молока у населения в основном производят частные посредники, ведя все расчеты наличными деньгами и поставляя

продукцию как на городские рынки, так и перерабатывающим предприятиям.

Следует заметить, что если в советское время за каждым заводом жестко была закреплена сырьевая база, то сегодня перерабатывающие предприятия вступают в конкуренцию за сырье. Так, в связи с недостатком молочного сырья в области частные предприниматели закупают молоко в соседних областях: Липецкой, Пензенской, Рязанской.

Имеющийся дефицит сырого молока в Тамбовской области частично восполняется импортом сухого молока, в основном, из Белоруссии, т. к. оно более дешевое.

Одним из последствий либерализации цен в агропродовольственном секторе стало

падение доли сельского хозяйства в конечной розничной цене продуктов питания. Для предотвращения связанного с этим относительного падения доходов сельскохозяйственные производители организуют собственную, так называемую «малую переработку» молока. Однако из-за невозможности глубокой переработки продукции и относительно невысокого уровня технологии производства эффективность таких предприятий в большинстве случаев невелика.

Молочная промышленность Тамбовской области до 1991 г. была представлена 18 головными предприятиями, 4 низовыми заводами, 62 сепараторными пунктами. На 1 января 2004 г. из 18 заводов области 5 находились на конкурсном производстве и внешнем управлении, т. е. были доведены до банкротства. На 1 января 2006 года в области функционируют всего лишь 12 молокоперерабатывающих заводов.

Кризисное состояние отрасли молочного скотоводства, изменение платежеспособного спроса населения не могли не отразиться на объеме производимой перерабатывающими предприятиями молочной продукции и использовании их производственных мощностей.

Следует заметить, что в целом по области в 2005 г. мощности в предприятиях по производству цельномолочной продукции использовались лишь на 4,7 %, масла животного - на 10,1 %, сыра - на 31,1 %.

В 2005 г., по сравнению с 2000 г., сократилось производство сливочного масла в

2,9 раза, творога жирного - в 1,6 раза, мороженного - в 4 раза. В то же время увеличилось в 3 раза производство сыров жирных, цельномолочной продукции - на 64 %, сухому обезжиренному молоку - на 45 %.

Тенденция сокращения объемов производства сливочного масла наблюдается с 1995 г. Это связано в первую очередь с тем, что производство этого вида продукции практически нерентабельно и требует большого количества сырья (на выработку 1 кг масла сливочного без растительных добавок необходимо около 25 кг молока) при имеющемся его дефиците в области.

В целом в 2005 г. по молочным заводам убытки составили почти 8,4 млн руб. Из 12 действующих предприятий прибыль по результатам работы за год имеют только 3 предприятия.

С точки зрения потребителя не имеет значения, кто производит и поставляет продукцию на рынок. В первую очередь оценивается ассортимент продукции, ее качество и цена.

На молочнопродуктовом рынке Тамбовской области широко представлена продукция, завезенная из других регионов - Липецкой, Воронежской областей, г. Москвы и др. Это вызвано как недостатком в области товарного молока-сырья, а следовательно и не-дозагруженностью перерабатыващих предприятий, так и развитием не вполне цивилизованного, но все-таки общероссийского рынка.

Увеличение доли тамбовских производителей и в целом формирование эффективного молокопродуктового рынка области невозможно без создания адекватной ему инфраструктуры и, прежде всего, наличия достаточных объемов молокохранилищ, приемных пунктов, мощностей для охлаждения, взвешивания, оборудования для переработки молока; зооветеринарного обслуживания; обеспечения кормами, специальными транспортными средствами; ремонтно-технического обслуживания оборудования; расширения сети реализации готовой молочной продукции; наличия страховых, банковских и информационных служб.

1. Коваленко Н.Я. Развитие рыночных отношений в сельском хозяйстве: Тенденции и проблемы. М., 1996.

2. Нуралиев С. У. Продовольственный рынок: проблемы становления и перспективы развития. Волгоград, 2003.

3. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М., 2000.

4. Ильенкова Н.Д. Спрос: анализ и управление / под ред. И.К. Беляевского. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2000.

5. Продовольственный рынок Тамбовской области: стат. сб. Тамбов, 2006.

Поступила в редакцию 16.07.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.