13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
УДК 376.5 КАУНОВА К.Ю.
методист центра работы с одаренными детьми, Бюджетное учреждение Орловской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» E-mail: kaunovak@rambler.ru
UDC 376.5 KAUNOVA K.Y.
methodologist of the center of work with gifted children, Budgetary institution of the Orel region of additional professional education «Institute of education development»
E-mail: kaunovak@rambler.ru
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ
С ХИМИЧЕСКИ ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
THEORETICAL BASES OF THE FORMATION OF THE PREPAREDNESS OF THE TEACHER FOR THE INTERACTION WITH CHEMICALLY GIFTED CHILDREN
Вопрос подготовки одаренных детей на современном этапе необходимо рассматривать в русле готовности педагога ко взаимодействию с такой категорией детей. Значительно повысились требования к педагогу, как главной фигуре в системе образования талантливой молодежи.
Ключевые слова: химически одаренные дети, готовность педагога, мотивационный, интеллектуальный, творческо-деятельностный компоненты.
The issue of training gifted children at the present stage should be considered in line with the readiness of the teacher to interact with such a category of children. Requirements to the teacher as the main figure in the system of education of talented youth have significantly increased.
Keywords: chemically gifted children, teacher's readiness, motivational, intellectual, creative and activity components.
Формирование интеллектуального и творческого потенциала личности является одной из приоритетных задач образования в Российской Федерации. «Образование выступает социальным институтом, реализующим государственный и социальный заказ, в начале ХХ! века подразумевается гарантом национальной безопасности страны, так как личность в глобализирующемся мире массового производства с массовой культурой, может выступать единицей не распада, а созидания и сплочения, только будучи образованной, высоко компетентной и востребованной в социуме, самосовершенствуясь и самореализуясь в труде и иных видах деятельности, в согласии с собой, миром, людьми и природой» [1, с. 47]. Одним из путей стимулирования творческого потенциала личности в образовании выступает формирование готовности у педагогов работать с талантливыми детьми, выявлять и развивать различные виды одаренности.
Профессиональный стандарт «Педагог», основной акцент делает на умение педагога работать с разными категориями детей, а именно: «...освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: с ОВЗ, с одаренными детьми.» [3, с. 12]. Профессиональный стандарт определяет требования к готовности педагога, которые необходимы для выполнения им трудовой функции взаимодействия с одаренными детьми при реализации программ основного и среднего общего образова-
ния. Талантливого ребенка может подготовить только педагог, ориентированный не на массового, среднего ученика, а на одаренного обучающегося. Образование одаренных детей необходимо рассматривать только в контексте готовности к нему педагога.
Одаренные дети выступают особым единичным или социальным объектом образования. Взаимодействие с любым особенным объектом требует особой профессиональной подготовленности, сформированной готовности педагога. Готовность педагога ко взаимодействию с химически одаренными детьми - это профессиональное новообразование, включающее совокупность мотивационного, интеллектуального и творческо-деятельностного компонентов, обеспечивающее выявление и педагогическое сопровождение обучающихся с химической одаренностью в образовательном процессе. Процесс формирования профессиональной готовности педагога к работе с химически одаренными детьми направлен на формирование соответствующих компетенций, развитие личностных качеств, необходимых для выявления детской одаренности, организации, осуществления и сопровождения развития химически одаренных детей в образовательном процессе университета и в дополнительном профессиональном образовании педагогов в послевузовском совершенствовании.
Согласно концепции Дж. Рензулли, одаренность есть сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивация,
© Каунова К.Ю. © Kaunova K.Y.
Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (82), 2019 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 82. 2019
ориентированная на задачу). Кроме этого, в его теоретической модели учтены знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда. Разработанная Дж. Рензулли концепция предполагает, что контингент одаренных детей может быть значительно шире, чем при их идентификации по тестам интеллекта, креативности или достижений. Мы предлагаем относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одному из выделенных параметров [5]. Таким образом, в структуре формирования готовности педагога ко взаимодействию с химически одаренными детьми мы выделяем три компонента: мотивационный, интеллектуальный, творческо-деятельностный.
Мотивационный компонент формирования готовности педагога ко взаимодействию с химически одаренными детьми характеризует познавательный интерес и побуждение к приобретению знаний, сопутствующее желание получать знания, то есть стремление к саморазвитию, самосовершенствованию, положительное отношение к особой категории обучающихся - одаренным детям; интеллектуальный компонент включает так называемые «качества ума» - познавательные процессы, мыслительные операции, нетрадиционный подход к решению стандартных и нестандартных заданий, активизацию механизмов умственной деятельности в работе с одаренными детьми; творческо-деятельностный компонент подразумевает практическое использование приобретенных знаний и умений в последующей деятельности, их уточнение и корректировку, характеризует протекание учебной деятельности, в которой создаются собственные суждения, мысли, выраженные в устной или письменной речи, рисунках или воплощенные в новой программе деятельности.
В структуре описанных нами компонентов формирования готовности педагога к работе с химически одаренными детьми мы выделяем качества, которыми должен обладать педагог:
- к качествам мотивационного компонента относим стремление к саморазвитию, самовыражению, самореализации; интерес к химии в целом или конкретной проблеме в химической науке;
- к качествам интеллектуального компонента относим: познавательную потребность; формирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, а также материально-предметное моделирование и конструирование приборов для проведения наблюдений, измерений, экспериментов, планирование и проведение химического эксперимента; знание и владение химическими формулами для решения стандартных и нестандартных задач (олимпиадных, ситуационных, исследовательских, эвристических); химическую грамотность как владение знаково-символьной системой химического языка;
- к качествам творческо-деятельностного компонента формируемой готовности относим: творческое мышление и креативность; проектирование и организацию работы педагога с химически одаренными детьми;
способность разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты для химически одаренных детей; создание проектов и представление результатов деятельности (продуктов проектной деятельности).
Стремление к саморазвитию, самосовершенствованию, положительный настрой на работу с одаренными детьми являются ключевым звеном во взаимодействии педагога с данной категорией обучающихся. Педагог должен постоянно изучать методы и технологии работы с одаренными детьми, повышать свою компетентность, преодолевать настороженность при работе с такими детьми.
При изучении химии большую роль играет информация, необходимая для постановки новых проблем и выдвижения гипотез. Чтобы понятия, используемые при описании, имели четкий и однозначный смысл, необходимы формирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов. Педагог должен владеть навыками научно-исследовательской работы, для того, чтобы научить четко определять предмет наблюдения, формулировать цели, задачи, выдвигать гипотезы, составлять план наблюдения, организовывать химический эксперимент и исследовательскую деятельность обучающихся.
Воспроизведение свойств объектов и веществ в материальной форме (модели кристаллических решеток, атомов, молекул и т.д.) относят к материально-предметному моделированию. Наглядность является главным принципом мысленного или интерактивного воссоздания образа моделируемого объекта и его свойств. Кроме умения создавать модели в познании естественного мира и химии большую роль играет умение конструировать приборы. Некоторые эксперименты неудобно или невозможно проводить непосредственно опытным путем. Естественную среду воссоздают в лабораторных условиях с помощью особых приборов, установок, предметов и моделей. В моделях копируются только самые важные признаки и свойства объекта и опускаются несущественные для изучения. Развитие конструкторских способностей обучающихся, проявляющих интерес к техническому творчеству, способствует развитию технических умений, смекалки, наблюдательности, целеустремленности, аккуратности в работе. Педагог должен иметь пространственное мышление, чтобы научить принципам конструирования приборов по химии, указать требования к самодельным демонстрационным и лабораторным приборам, выделить стадии работы над прибором, внести возможные модификации в конструкцию прибора; проиллюстрировать познавательную функцию моделирования.
Не менее важным качеством в системе современного химического образования является умение планировать и проводить химический эксперимент. Химический эксперимент по получению и распознанию веществ непосредственно знакомит с химическими явлениями и одновременно развивает познавательную деятельность обучающихся; способствует развитию самостоятель-
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
ности, повышает интерес к химии, развивает мышление, умственную активность. Педагог должен владеть компетенциями теоретической и практической направленности, чтобы способствовать подготовке и контролю обучающихся по выбору плана эксперимента, оформлению методики выполнения работы и проведения эксперимента.
Развитие памяти и логического мышления в структуре формирования готовности педагога к работе с химически одаренными детьми предполагает процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки информации по химии; обеспечение осмысленного восприятия и ассоциирования с известными химическими фактами, теориями, понятиями; группировку материала, выделение смысловых опор, а также формирование умений выдвижения учебных гипотез, использования химических теорий и законов для объяснения фактов и явлений, правильной формулировки определения понятий, умозаключений, производства операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации. Эти общенаучные исследовательские компетенции актуализируются в процессе химического экспериментирования, моделирования химических аппаратов, решения практических задач. Педагог для развития памяти и логического мышления при изучении химии должен давать обучающимся для решения задачи разного уровня сложности и времени изучения, сочетания припоминания и гипотезирования, ориентировочные задания на логические цепочки, тестовые задания, химические игры, турниры, квесты и т. д.
Творчество и креативное мышление при изучении химии предполагает наличие разных вариантов решения, нестандартный подход, стремление находить новое, стимулировать возникновение уникальных и оригинальных идей. Один из утвердившихся способов развития творческого мышления у обучающихся на уроках химии - включение в содержание учебного процесса заданий творческого характера. Перед педагогом стоит задача раскрытия и поддержки творческих способностей обучающихся. Для этого он сам должен совершенствоваться, находиться в постоянном поиске новых и нестандартных форм решения профессиональных ситуаций.
Химический язык применяют на всех этапах обучения химии, выполняет разнообразные функции: передачи и приобретения программных знаний, формирования химических понятий, освоения способов деятельности, установления внутрипредметных, межпредметных и метапредметных связей, развития химического мышления обучающихся, формирования их мировоззрения. Педагог должен научить обучающихся владеть терминологией, символикой и химической номенклатурой. Для этого необходимо познакомить их с существующими классификациями языка наук. Химический язык представлен символами и знаками - заменителями предмета или явления, используемыми для приема или передачи информации об этом предмете или явлении. Необходимо обеспечить овладение обучающимися хи-
мическим языком в различных видах деятельности (в процессе беседы, чтения письма и т.д.).
Требования и знания техники безопасности при работе на уроках химии и во внеурочной работе по предмету направлены на снижение опасности во время лабораторных и практических работ. Обучающийся должен знать технику безопасности применения знаний и навыков по химии в быту, сельском хозяйстве, на производстве, уметь оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с использованием веществ и оборудования, уметь выполнять химические опыты, пользоваться химической посудой и т.д. Педагог должен объяснить и показать обучающимся, как себя вести на уроках химии, что можно и как нужно делать на занятиях.
При решении стандартных задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями. Задача педагога - не только владеть умениями решать различные виды задач, но и корректировать способ их решения при возникновении отклонений от алгоритма, что усиливает практико-ориентированную направленность процесса обучения химии и позволяет поэтапно осуществлять контроль за усвоением. Для решения нестандартных задач и заданий, требующих нестандартного подхода, нужно использовать элементы научного поиска, решать не только расчетные типовые задачи, но и творческие. Поэтому задачей педагога является совершенствование и развитие расчетных навыков; математического мышления; креативности; стимулирование личностных достижений в предметной области.
Знание риторики помогает четко, грамотно формулировать мысли, описывать химические явления и процессы; выступать с публичными докладами на конференциях, мастер-классах. Коммуникативная компетентность педагога необходима не как самоцель. Педагог должен следить за грамотностью языка обучающихся, культурой речи, исправлять ошибки, расширять словарный запас.
Чтобы сделать химические занятия более эффективными, придать им целостный характер, нужно опираться на изменение роли педагога выступать не единственным источником информации, а организатором работы обучающихся, быть координатором и консультантом, осуществлять педагогическую поддержку и профессиональное сопровождение одаренных детей. Педагог должен ориентироваться на творческую самореализацию личности, развитие интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в химической сфере в процессе создания нового продукта под контролем педагога, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость.
Особое место в формируемой профессиональной
Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (82), 2019 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 82. 2019
готовности педагога к работе с химически одаренными детьми имеет проектная компетентность педагога. Профессиональная проектная компетентность педагога химии проявляется в способности и готовности самостоятельно разрабатывать и реализовывать проект в педагогической деятельности, в способности организовывать исследовательскую деятельность обучающихся в области химии (во владении системой исследовательских знаний и умений видеть проблемы и решать их на основе выдвижения и обоснования гипотез, выполнять эксперимент, статистически обрабатывать эмпирические данные, обосновывать выводы, представлять результаты исследования, организовать учебно-исследовательскую деятельность обучающихся).
Развитие педагогом и сопровождение потенциала химически одаренных детей предполагает научно-методическую компетентность педагога по разработке и реализации специальных образовательных программ и методических материалов, ведь образование химически одаренных детей качественно отличается от системы обучения неодаренных в химии или одаренных в других видах деятельности детей.
Педагоги, работающие с химически одаренными детьми, выстраивают и ориентируются на индивидуальную образовательную траекторию обучающегося. Такая работа должна быть систематичной, последовательной, фундаментальной, мотивирующей, комплексной. Эти принципиальные требования к организации работы с химически одаренным ребенком значительно изменяют требования к педагогу.
Изменившиеся цели, задачи и ценностные ориентации педагогического образования, набор профессиональных функций и видов деятельности педагога вызвали необходимость пересмотра не только целео-риентирующих документов, но и практических ориентиров профессионального образования, пересмотра содержания и структуры учебных планов, основных и дополнительных профессиональных программ, технологии профессионального образования, условий организации и контроля качества его осуществления в условиях конкретных образовательных организаций высшего и дополнительного профессионального образования.
Библиографический список
1. Алдошина М.И. Университетское образование как гарант национальной безопасности в полицентричном мире // Образование и общество. 2017, Т. 4, №105, C. 46-49.
2. Алдошина М.И. Современные проблемы науки и образования: учебное пособие. Орел, 2016.
3. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). М. 18 с.
4. Рабочая концепция одаренности. 2-е изд., расш. и перераб. / Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева и др. М., 2003.
95c.
5. Рензулли Дж. Модель обогащения школьного обучения: практические программы стимулирования одаренных детей // Современные концепции одаренности. М. 1997. C. 214-226.
References
1. AldoshinaM. I. University education as the guarantor of national security in a polycentric world // Education and society. 2017. Vol. 4. №105. Pp. 46-49.
2. AldoshinaM. I. Modern problems of science and education: textbook. Orel, 2016.
3. Professional standard «Teacher» (pedagogical activity in preschool, primary General, basic General, secondary General education) (educator, teacher) M. 18 p.
4. Working concept of giftedness. - 2nd ed., rush. and pererab. / D. B. Bogoyavlenskaya, V. D. Shadrikov, etc., 2003. Pp. 95.
5. Renzulli J. Model of enrichment of school education: practical programs to stimulate gifted children / / Modern concepts of giftedness. M. 1997. Pp. 214-226.