Научная статья на тему 'Теоретические основы факторного анализа и его применение на примере торговой организации'

Теоретические основы факторного анализа и его применение на примере торговой организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
941
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
прибыль / фактор / анализ / организация / метод / категория / товар / рынок / влияние. / profit / factor / analysis / organization / method / category / product / market / influ- ence.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А. Е. Хватова

Данная статья посвящена изучению теоретическим основам факторного анализа. Рассмотрен каждый этап метода факторного моделирования прибыли. В рамках выполненного исследования был проведен факторный анализ на примере торговой организации города Иваново.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASES OF FACTOR ANALYSIS AND ITS APPLICATION ON THE EXAMPLE OF TRADE ORGANIZATION

This article is devoted to the study of the theoretical foundations of factor analysis. Considered each stage of the method of factor modeling of profit. In the framework of the study, a factor analysis was carried out using the example of the trade organization of the city of Ivanovo.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы факторного анализа и его применение на примере торговой организации»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРИМЕРЕ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

А.Е. Хватова, магистрант

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (Россия, г. Иваново)

DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10489

Аннотация. Данная статья посвящена изучению теоретическим основам факторного анализа. Рассмотрен каждый этап метода факторного моделирования прибыли. В рамках выполненного исследования был проведен факторный анализ на примере торговой организации города Иваново.

Ключевые слова: прибыль, фактор, анализ, организация, метод, категория, товар, рынок, влияние.

Каждая коммерческая организация, которая работает на рынке в условиях высокой конкуренции, должна высокоэффективно управлять внутренними ресурсами и быстро реагировать на постоянно меняющиеся условия. Эти цели как раз преследует соответствующее аналитическое мероприятие, о котором и пойдем речь в статье. Под пристальным вниманием компании всегда находится прибыль, так как именно она говорит об эффективности ее работы, поэтому так важно уметь анализировать этот показатель, делая верные выводы. Факторный анализ прибыли как раз является составляющей анализа финансовой деятельности организации и используется для определения уровня воздействия различных показателей на результат всей работы.

Теоретические основы факторного анализа

Одной из самых крупных статей формирования чистой прибыли считается прибыль от продаж товаров, продукции, работ, услуг. Поэтому в анализе важно оценить влияние факторов, которые вызвали изменение этого показателя.

В общем, на прибыль от продаж оказывают влияние такие основные факторы, как [3]:

- объем продаж (чем больше организация продает рентабельной продукции, тем соответственно больше она получает прибыли);

- структура продаж (отдельные виды продаваемой продукции, работ, услуг

имеют различную рентабельность. Какие-то из них могут нести убытки для предприятия. Поэтому тут важен правильно подобранный ассортимент продаваемой продукции, от этого во многом зависит величина прибыли организации);

- цены на продаваемые продукцию, работы и услуги (их повышение позволяет предприятию получить дополнительную прибыль). Однако повышение цены не всегда благотворно влияет на организацию, повышение имеет ограничения в условиях высокой конкуренции, поскольку продавцы строят свою ценовую политику, исходя не только из уровня приемлемой для себя рентабельности, сколько из средней цены на товары-аналоги);

- уровень затрат, которые включены в себестоимость продукции (их рост приводит к уменьшению прибыли в том же размере).

Метод факторного моделирования прибыли как инструмент обоснования управленческих решений.

Метод факторного моделирования прибыли - это один из самых сложных методов, так как он требует очень глубокого анализа и широких прогнозных расчетов [4].

Если рассматривать каждый этап, то первый этап использования этого метода -это определение системы основных факторов, имеющих прямую логическую взаимосвязь с формированием показателя чистой операционной прибыли предприятия

[1]. Обычно, в составе этих факторов рассматривают:

1. Объем реализации продукции в условных натуральных показателях.

2. Структуру реализации продукции по отдельным ее видам.

3. Средний уровень цен на реализуемую продукцию.

4. Средний уровень операционных затрат в процентах к объему реализуемой продукции.

5. Коэффициент операционного леве-риджа.

6. Коэффициент рентабельности операционных активов.

7. Коэффициент налогоемкости реализации продукции (в разрезе трех основных групп налогов по источникам их уплаты) и другие.

Второй этап представляет собой анализ степени влияния отдельных факторов на формирование чистой операционной прибыли данного предприятия и производится их распределение по этому показателю.

В рамках третьего этапа отбираются факторы, которые оказывают наибольшее влияние на сумму формируемой чистой операционной прибыли, и с учетом того, как они влияют, строится многофакторная модель регрессии (включающая обычно 34 наиболее весомых факторов).

Четвертый этап - прогнозируется изменение факторов, которые включены в модель регрессии, в предстоящем периоде.

Данное прогнозируемое изменение каждого фактора отражается соответствующими количественными показателями.

Во время пятого этапа путем подстановки прогнозируемых значений факторов в модель регрессии получают прогнозируемый/планируемый показатель чистой операционной прибыли.

Шестой этап представляет собой: на основе рассчитанной чистой операционной прибыль моделям, которые были рассмотрены ранее, определяются плановые значения соответственно валовой и маржинальной операционной прибыли [2].

Использование вышеизложенного метода позволяет осуществлять многовариантные плановые расчеты суммы операционной прибыли путем последовательного изменения заданных значений отдельных факторов. Можно сказать, что планирование формирования операционной прибыли может рассматриваться как конечный или как начальный этап планирования всей операционной деятельности предприятия.

Применение факторного анализа на примере торговой организации города Иваново.

Для анализа была выбрана крупная торговая организация города Иваново.

После проведения были выбраны 3 категории товара, которые имеют большую выручку, а именно: лакокрасочные материалы и клей, плитка и сопутствующий товар, обои.

Таблица 1. Исходные данные для проведения факторного анализа операционной при-

были торговой организации

Товарная группа Объём реализации, нат ед. Цена, руб. Удельная себестоимость, руб.

2016 г 2017 г 2016г 2017г 2016г 2017г

ЛКМ и Клей 1240235 1201235 186 190 155 158

Плитка и сопутствующий товар 930541 997564 38 43 35 39

Обои 259964 262473 344 348 320 321

Итого 2430740 2461272 569 581 510 518

Товарная группа Выручка, руб. Себестоимость, руб.

2016г 2017г 2017г в ценах 2016г 2016г 2017г в ценах 2016г 2017г

ЛКМ и Клей 231087654 2286471 24 223820952 19180275 3 185771390 189777113

Плитка и сопутствующий товар 35246214 4252378 2 37784852 32426517 34762064 39121879

Обои 89541263 9145763 2 90405456 83273375 84077074 84141021

Итого 355875131 3626285 38 352011260 30750264 5 304610529 313040013

Товарная группа Прибыль, руб.

2016 г 2017г

ЛКМ и Клей 39284901 38870011

Плитка и сопутствующий товар 2819697 3401903

Обои 6267888 7316611

Итого 48372486 49588525

Для расчета были использованы следующие показатели:

ДРц=Ш-Ш.0, где (1)

ДРц - изм-ие прибыли под влиянием изменения отпускных цен на реализацию;

N1 - выручка от реализации в отчетном периоде (2017 год);

N1.0 - выручка от реализации в отчетном периоде в ценах базисного года (2016).

ДРq=Ро*К1-Р0, где (2) К^1.0^0, где (3)

ДРq - изм-ие прибыли под влиянием изменения объема продукции;

Ро - прибыль базисного года;

К1 - коэф-т роста объема реализации продукции;

S1.0 - себестоимость отчетного периода в ценах базисного;

S0, - себестоимость базисного периода.

ДРс=Ро*(К2-К1), где (4) К2=Ш.0/Щ где (5) К2 - коэф-т роста объема реализации в оценке по отпускным ценам;

N0 - выручка от реализации в базисном периоде.

ДРс/с=S1.0-S1, где (6)

S1 - себестоимость отчетного периода.

ДРc,c/c=S0*K2-S1.0 (7) Д Р=Р1-Р0, где (8) Р1 - прибыль отчетного периода. ДРц = 362628538-352011260=10617278 ДРq = 48372486*0,99-48372486= -483725

К1 = 304610529/307502645-0,99

Рс= 48372486-)0,99-0,99)=0 К2= 352011260/355875131=0,99 ДРс/с= 304610529-313040013= -8429485 307502645*0,99-304610529= -

182910

Д Р = 49588525-48372486= 1216038

Таблица 2. Факторный анализ операционной прибыли компании Кенгуру

Фактор влияния Размер влияния, РУб. Вклад в общее изменение прибыли, %

изменение прибыли под влиянием изменения отпускных цен на реализованную продукцию +10617278 873

изменение прибыли под влиянием изменения объема продукции -483725 -40

изменение прибыли под влиянием изменения структуры продукции 0 0

изменение прибыли под влиянием изменения изменение себестоимости продукции -8429484 -693

изменение прибыли под влиянием изменения себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции -182910 -15

общее изменение прибыли от реализации +1216039 100

Заключение

По данным проведенного анализа можно сделать вывод о том, что увеличение прибыли на 1216039 тыс. руб. обусловлено, прежде всего, ценовым фактором, именно под влиянием роста цен получен прирост операционной прибыли в сумме 10617278 тыс. руб. Однако положительное влияние ценового фактора компенсировано негативным влиянием роста себестоимости товаров и издержек обращения, который повлёк за собой потери операционной прибыли в сумме 8429484 тыс. руб. Негативное влияние на динамику операционной прибыли оказали структурные сдвиги в товарном ассортименте, которые

на сумме 182910 тыс. руб., и сокращение объёмов реализации продукции.

Таким образом, по результатам проведённого факторного анализа можно в качестве первоочередных, назвать такие мероприятия по управлению операционной прибылью как работа с поставщиками по снижению закупочных цен на товары, сокращение издержек обращения и оптимизация ассортиментной политики компании. Факторный анализ имеет большое значение при оценке финансового состояния предприятия, но не является единственным документом, на основании которого формируется окончательное заключение.

привели к потере операционной прибыли

Библиографический список

1. Абрамов А.Е. Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия: Часть 1. - М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 2008. - 135 с.

2. Антипин А.И. Инвестиционный анализ в строительстве. - М.: Академия, 2011. - 16 с.

3. Бланк И.А. Управление прибылью. М.: Ника-Центр, Эльга, 2009. - 768 с.

4. Гусева Т.А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебное пособие. Таганрог, 2008. - 147 с.

5. Гиляровская Л.Т., Ендовицкий Д.А. Финансово-инвестиционный анализ и аудит коммерческих организаций. - Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 1997. - 336 с.

THEORETICAL BASES OF FACTOR ANALYSIS AND ITS APPLICATION ON THE

EXAMPLE OF TRADE ORGANIZATION

A.E. Khvatova, graduate student Plekhanov Russian economic university (Russia, Ivanovo)

Abstract. This article is devoted to the study of the theoretical foundations offactor analysis. Considered each stage of the method of factor modeling of profit. In the framework of the study, a factor analysis was carried out using the example of the trade organization of the city of Ivanovo.

Keywords: profit, factor, analysis, organization, method, category, product, market, influence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.