Научная статья на тему 'Анализ формирования и распределения прибыли предприятия'

Анализ формирования и распределения прибыли предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13184
853
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ / ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / РЕЗЕРВЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шарипов Ш.А.

В статье раскрыта методика проведения анализ формирования и распределения прибыли предприятия. На примере торгового предприятия проведен факторный анализ прибыли. На основе анализа влияния факторов выделены резервы увеличения прибыли анализируемого предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ формирования и распределения прибыли предприятия»

УДК: 657.222

Шарипов Ш. А.

магистрант, Крымский инженерно-педагогический университет

Научный руководитель: Каджаметова Т. Н.

д.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Крымский инженерно-педагогический университет

АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ

В статье раскрыта методика проведения анализ формирования и распределения прибыли предприятия. На примере торгового предприятия проведен факторный анализ прибыли. На основе анализа влияния факторов выделены резервы увеличения прибыли анализируемого предприятия.

Ключевые слова: формирование прибыли, распределение прибыли, чистая прибыль, факторный анализ, резервы увеличения прибыли.

Финансовые результаты деятельности предприятия отражают эффективность его функционирования по всем направлениям и строят фундамент экономического развития предприятия и укрепления партнерских бизнес-отношений. Недостатки и достижения в управлении предприятием оказывают определяющее влияние на финансовые результаты предприятия. При формировании прибыли возникают сложности, обусловленные временными рамками признания, а также определением сумм расходов и доходов. В процессе управления прибылью предприятия осуществляется планирование итоговых финансовых результатов, бухгалтерский учет формирования и использования прибыли, анализ достигнутого уровня эффективности, принятие управленческих решений.

Цель статьи — выявление факторов, обусловивших изменение прибыли торгового предприятия и определение резервов ее увеличения.

Анализ формирования прибыли характеризует эффективность механизма хозяйствования на предприятии. Анализ представляет собой особый инструмент управления прибылью по принципу: расходы — производство — прибыль. Эта формула предполагает наличие информации о расходах, нормативах, учёт результатов реализации товаров.

В ходе анализа формирования и использования прибыли предполагается проведение оценки:

- динамики и структуры доходов и расходов;

- динамики формирования балансовой, налогооблагаемой и чистой прибыли;

- распределения и использования прибыли.

В качестве источников информации следует выделить: данные бухгалтерского учета по счетам 90, 99 и 44, Отчет о финансовых результатах, накладные на отгрузку товаров, Товарный отчет.

Для анализа формирования прибыли применялись методы:

- горизонтального анализа — для выявления динамики и отклонений показателей в сравнении с прошлыми периодами;

- вертикального анализа — для исследования структуры каждого показателя и изменений в общем структуре отклонений;

- трендового анализа — для изучения динамики за ряд отчётных периодов.

Чистая прибыль ООО «Полипайпгрупп» используется по нескольким направлениям.

Согласно Уставу, за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении общества, создаются и пополняются фонды, выплачиваются дивиденды и накапливается нераспределенная прибыль (покрываются убытки).

Для выявления резервов роста прибыли проведем факторный анализ. Факторный анализ — методика системного измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. Важным приёмом факторного анализа являются приемы элиминирования, т.е. исключение воздействия факторов на величину результативного показателя. Используя данный прием, определим величину влияния каждого отдельного фактора на прибыль предприятия.

Размер влияния факторных показателей на чистую прибыль представим в виде аддитивной модели:

ЧП = В + ПОД + ПД ± ОНП - С - МР - ОТ - ОСМ - А - ПОР - ННП (1)

Размер выручки от реализации зависим от ряда факторов: цена и количество товара, удельный вес каждого вида товара в общем объеме реализации:

В = ОР х уд х Ц, (2)

где ОР — объем реализации товара;

УД — показатель структуры реализованного товара;

Ц — цена товара.

Определив средний индекс цен, можно узнать влияние изменения объема реализованного товара на размер чистой прибыли.

Цены на товар ООО «Полипайпгрупп» в отчетном году возросли на 15 %, то есть индекс цен (Иц) составил 1,15.

Используя данные табл. 1, определим величину влияния факторов на изменение выручки от реализации товаров. Общее изменение выручки от реализации товаров найдем по формуле:

ДВ = В2 - В1 = 9937,0 - 8386,3 = 1550,7 тыс. руб.

Таблица 1. — Факторный анализ прибыли ООО «Полипайпгрупп» за 2014 -2015 гг.

Показатели 2014 г. 2015 г. Изменение

Выручка от реализации товаров без НДС, акциза и др. вычетов (В) 8386,3 9937,0 +1550,7

Прочие операционные доходы (ПОД) 7736,2 8911,4 +1175,2

Прочие доходы (ПД) 111,0 133,9 +22,9

Себестоимость товаров (С) 7087,5 8898,5 +1811,0

Увеличение (уменьшение) остатков товаров (ОНТ) 148,4 - -148,4

Материальные расходы (МР) 9,0 178,9 +169,9

Расходы на оплату труда (ОТ) 145,2 133,9 -11,3

Отчисления на соц. мероприятия (ОСМ) 54,1 50,3 -3,8

Амортизация (А) 47,4 66,7 +19,3

Прочие операционные расходы (ПОпР) 7938,2 9438,2 +1500,0

Прочие обычные расходы (ПОбР) 193 98,5 -94,5

Налог на прибыль (ННП) - 62,4 +62,4

Чистая прибыль (ЧП) 610,7 54,9 - 555,8

Таким образом, выручка от реализации товаров возросла за отчетный период на 1550,7 тыс. руб., на что оказало влияние изменение цены реализации и объема реализованного товара. Расчет влияния этих факторов можно определить следующим образом:

Д Вц = В2 - В2 : Иц = 9937,0 - 9937,0 : 1,15 = 1296,1 тыс. руб.

Д Воруд = В2 : Иц - В1 = 9937,0 : 1,15 - 8386,3 = 254,6 тыс. руб.

Таким образом, рост цен стимулировал увеличение выручки от реализации на 1296,1 тыс. руб., а также увеличение объема реализации на 254,6 тыс. руб.

Аналогично рассчитаем влияние факторов на изменение себестоимости товара:

Д Собщ = С2 - С1 = 8898,5 - 7087,5 = 1811,0 тыс. руб.

Себестоимость единицы товара изменилась лишь за счет повышения цены:

Д Сц = С2- С2 : Иц = 8898,5 - 8898,5 : 1,15 = 1160,7 тыс. руб.

Таким образом, за счет изменения цены себестоимость товаров увеличилась на 1160,7 тыс. руб.

На основе проведенных расчетов можно сделать следующий вывод, что изменение цены привело к изменению чистой прибыли за счет себестоимости и выручки от реализации товаров. Причем увеличение выручки стимулировало увеличение чистой прибыли, тогда как рост себестоимости — уменьшение прибыли. В связи с этим, влияние изменения цены на чистую прибыль определим следующим образом:

ДПц = Д Вц - ДСц = 1296,1 - 1160,7 = 135,4 (тыс. руб.)

За счет увеличения цены чистая прибыль предприятия возросла на 135,4 тыс. руб.

Далее рассчитаем влияние других факторов на изменение размера чистой прибыли ООО «Полипайпгрупп».

Влияние изменения суммы прочих операционных доходов и других доходов на изменение чистой прибыли рассчитывается формулой:

ДПпод= (ПОД2 +ПД2 ) - (ПОД1+ПД1) (3)

где ДПпод — изменение чистой прибыли за счет изменения суммы прочих операционных доходов.

В ООО «Полипайпгрупп» степень влияния данных показателей выявляется следующим образом:

ДПпод = (8911,4+133,9) - (7736,2+111,0) = 1198,1 тыс. руб.

Размер чистой прибыли увеличился за счет увеличения суммы прочих операционных доходов на 1198,1 тыс. руб.

При определении влияния изменения размеров материальных расходов, расходов на оплату труда, отчислений на соц. мероприятия и амортизации необходимо учитывать, что данный фактор обратно влияет на прибыль, поэтому в формуле присутствует знак «-».

ДПр = - [(± ОНП2 + МР2+ОТ2+ОСМ2+А2+ПОР2) -

- (± ОНП1 + МР1+ОТ1+ОСМ1+А1+ПОР1)], (4)

где Пр — изменение чистой прибыли за счет изменения величины указанных расходов.

В ООО «Полипайпгрупп» это влияние составило:

ДПр= - [(148,4+178,9+133,9+50,3+66,7+9438,2) - (9,0+145,2+54,1+47,4+7938,2)] =

- (10016,4 - 8193,9) = - 1822,5 тыс. руб.

Влияние величины расходов по налогу на прибыль определяют по следующей формуле:

ДПннп = - (ННП2 - ННП1), (5)

где ДПннп — изменение чистой прибыли за счет изменения расходов по налогу на прибыль. Это влияние составило:

ДПннп = - (62,4 - 0) = - 62,4 тыс. руб.

Увеличение размера затрат по налогу на прибыль привело к снижению суммы чистой прибыли на 62,4 тыс. руб.

Определим величину влияния факторов на чистую прибыль в табл. 2.

Таблица 2 — Влияние факторов на показатель чистой прибыли ООО «Полипайпгрупп» в 2014 -2015 гг._

Показатели Сумма, тыс. руб.

Выручка о реализации товаров без НДС, акциза и др. вычетов (В) +2161,4

Прочие операционные доходы (ПОД) +1785,9

Прочие доходы (ПД) +633,6

Себестоимость товаров (С) -1200,3

Увеличение /уменьшение/ остатков незавершенного производства и готовой продукции (ОНП) +759,1

Материальные расходы (МР) - 440,8

Расходы на оплату труда (ОТ) +622,0

Отчисления на соц. мероприятия (ОСМ) +614,5

Амортизация (А) +591,4

Прочие операционные расходы (ПОР) - 889,3

Прочие обычные расходы (ПОбР) +705,2

Налог на прибыль (ННП) - 548,3

Общее влияние - 555,8

Таким образом, анализируя влияние факторов на чистую прибыль ООО «Полипайпгрупп» в 2014-2015 гг., можно сделать вывод, что главенствующее влияние на снижение показателя прибыли оказал рост себестоимости товаров на 1200,3 тыс. руб. и прочих операционных расходов — на 889,3 тыс. руб. Наименьшее влияние оказало повышение расходов на амортизацию и налог на прибыль.

Таким образом, определив влияние факторов можно выделить следующие резервы роста прибыли анализируемого предприятия:

- снижение себестоимости товаров — путем заключения договоров поставки на более выгодных условиях с постоянными поставщиками;

- снижение прочих операционных расходов — путем рационализации расходов на командировки, периодические издания и пр.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Статистика: Курс лекций /Харченко П. П., Долженкова В. Г., Ионин В. Г. и д.р.; Под ред. к.э.н. В. Г. Ионина. — Новосибирск: Изд-во НГАЭ и У., 1995 г. — 310 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.