Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ОТЧЕТА О ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ И НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТА'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ОТЧЕТА О ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ И НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЧЕТ О ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ / АУДИТ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цыденова Е.Б.

В настоящей статье исследован вопрос значения аудиторской проверки отчета о финансовых результатах, его цели, задачи, а также дана оценка современной системе нормативного регулирования аудиторской деятельности в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASES OF AUDITING INCOME STATEMENT AND REGULATION OF AUDIT ACTIVITY IN RUSSIA

This article explores an issue of the importance of auditing Income Statement, its objectives, tasks and reviews a regulatory framework for audits in Russia.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ОТЧЕТА О ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ И НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТА»

2 Пономарева, Е.А. Калькулирование себестоимости продукции на предприятиях нефтяной и газовой промышленности / Е.А. Пономарева // Экономика и управление.-2013.-№ 1.- С.80-82.

УДК- 33-2964

Цыденова Е. Б. студент 3 курса

магистерская программа «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

направление «Финансы и кредит» Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет Россия, г. Санкт-Петербург ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ОТЧЕТА О ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ И НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТА

Аннотация: в настоящей статье исследован вопрос значения аудиторской проверки отчета о финансовых результатах, его цели, задачи, а также дана оценка современной системе нормативного регулирования аудиторской деятельности в России.

Ключевые слова: отчет о финансовых результатах, аудит, нормативное регулирование аудита, международные стандарты аудита.

Tsydenova E. B., student of a magistracy of 3 course

«Accounting, analysis and audit» Faculty «Finance and Credit» Saint-Petersburg State University of Economics THEORETICAL BASES OF AUDITING INCOME STATEMENT AND REGULATION OF AUDIT ACTIVITY IN RUSSIA

Summary: this article explores an issue of the importance of auditing Income Statement, its objectives, tasks and reviews a regulatory framework for audits in Russia.

Keywords: income statement, audit, regulatory framework, international standards on auditing.

Отчет о финансовых результатах раскрывает сведения о доходах и расходах, структуре финансового результата и факторах, оказывающих влияние на эффективность финансовой и хозяйственной деятельности предприятия. В свою очередь, успешной реализации финансовой политики организации и эффективному использованию ее ресурсов способствует проведение аудита финансовой отчетности - одного из самых эффективных видов контроля над финансово-хозяйственной деятельностью организации.

Изучение международных аудиторских стандартов и отечественного опыта хозяйственных отношений свидетельствует о том, что наиболее всего пользователей бухгалтерской отчетности интересуют показатели

финансовых результатов и финансового состояния предприятия. Поэтому аудит за процессом формирования, распределения и использования финансового результата приобретает особую значимость.

Аудит - набор специальных проверочных мероприятий, в результате которых независимые специалисты выражают в установленной форме мнение о степени достоверности представленных в отчетности данных.

Аудит позволяет: аудируемому лицу - увидеть учет своей организации изнутри глазами специалистов-профессионалов и получить рекомендации, с помощью которых откорректировать выявленные искажения и устранить ошибки; руководству и собственникам аудируемого лица - оценить работу учетного персонала и организации в целом, а также прийти к соответствующим выводам; остальным пользователям отчетности -получить профессиональную оценку достоверности отчетности, для возможности принятия на ее основе решений.

Цель аудита отчета о финансовых результатах - выражение мнения о достоверности отражения в учете и отчетности предприятия прибылей и убытков, а также законности распределения и использования прибыли, остающейся в ее распоряжении после налогообложения.

Основные задачи аудита финансовой отчетности:

- получить при проведении аудита независимую и достоверную исходную информацию о финансовой деятельности организации;

- сформировать на основе полученных аудиторских доказательств выводы о достоверности финансовой отчетности аудируемого лица;

- изложить в отдельном документе выявленные замечания и рекомендации по их исправлению;

- сформулировать аудиторское заключение, соответствующее фактическому уровню достоверности проверенной отчетности с учетом нормативных требований и понятное для пользователей.

Задачи аудита отчета о финансовых результатах сводятся к тщательной проверке:

- организации и состояния бухгалтерского учета финансовых результатов;

- формирования всех исходных данных по доходам и расходам, попадающим в форму отчета;

- эффективности учетной политики в отношении момента признания выручки;

- порядка формирования финансовых результатов;

- порядка распределения и использования прибыли;

- соблюдения требований законодательства по налогообложению;

- заполнения отчета и выполнения арифметических действий в нём;

- увязки итогов по строкам формы с данными бухучета и бухбаланса;

- достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Основными источниками информации аудита отчета о финансовых

результатах являются:

расчетным, товарным

- учетная политика организации;

- книга учета проверок;

- документы по кассовым, банковским, операциям;

- бухгалтерские справки;

- первичные документы;

- банковские выписки;

- отчеты материально ответственных лиц;

- инвентаризационные материалы;

- решения судебных органов;

- расчеты начисленных амортизаций;

- договоры, решения учредителей;

- ведомости начисления резервов;

- учетные регистры по счетам 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», 96 «Резервы предстоящих расходов», 97 «Расходы будущих периодов», 98 «Доходы будущих периодов», 99 «Прибыль и убытки», 84 «Нераспределенная прибыль»;

- Главная книга;

- Бухгалтерский баланс, Отчет о финансовых результатах и др.

Оформление результатов аудита включает:

- оформление комплекта рабочих документов аудитора по проверке и иных необходимых бумаг;

- формулирование аудиторского заключения и письменной информации руководству, и собственникам аудируемого лица по результатам проверки.

Говоря о нормативном регулировании аудиторской деятельности в Российской Федерации, следует отметить следующее. Национальные особенности формирования российской модели регулирования аудиторской деятельности изначально носили жесткий характер государственного регулирования. Широко разветвленная система законодательных и нормативных правовых актов подробно прописывает все взаимоотношения между субъектами аудита, определяет их права, обязанности и ответственность.

Таблица 1 - Система нормативного регулирования аудиторской

Уровень Документ Орган, принимающий документ

I уровень Федеральные законы, кодексы, указы Федеральное собрание, Правительство РФ, Государственная Дума, Президент РФ

II уровень Международные стандарты аудита Правительство РФ, Минфин РФ

III уровень Внутренние стандарты Профессиональные аудиторские объединения, СРО

IV уровень Внутрифирменные стандарты Аудиторские организации

I уровень представлен Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 г. № 307-Ф3, который выступает основополагающим актом по организации и регулированию аудиторской деятельности в РФ. Первые 4 статьи вводные, в них содержатся основные понятия (термины) и ключевые моменты, связанные с ними. После перечисления ситуаций, при которых аудит проводится в обязательном порядке (ст. 5), в законе определяется, что такое аудиторское заключение, как организуется аудиторская деятельность в целом и что относится к аудиторской тайне (ст. 6-9). Ст. 10-12 закона № 307-Ф3 связаны с контролем качества работы аудиторов. В ст. 13-14 перечисляются права и обязанности участников аудита: аудиторов и аудируемых лиц. Как происходит государственное регулирование аудиторской деятельности описано в ст. 15 -22. Здесь же рассказано о порядке организации СРО, условиях членства аудиторов в СРО, меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторов и контроль за деятельностью СРО. Таким образом, закон № 307-ФЗ хоть и лаконичен, но содержателен и императивен.

II уровень - Международные стандарты аудита, введенные с 01.01.2017 г. приказами Минфина РФ от 9.11.2016 № 207н и от 24.10.2016 № 192н. В настоящее время Минфин РФ утвердил 48 Международных стандартов аудита.

В 2015 году была продолжена работа по переходу от отечественных стандартов к МСА: постановлением Правительства от 11.06.2015 № 576 было утверждено положение о признании МСА подлежащим применению на территории РФ.

В 2016 году Минфином РФ были изданы: приказ от 09.11.2016 № 207н, приказ от 24.10.2016 № 192н. Этими актами введены в действие на территории РФ все МСА.

И уже в 2017 году произошел завершающий этап перехода на МСА. Начиная с 01.01.2018 г. отменены федеральные стандарты аудиторской деятельности, утвержденные приказами Минфина России от 20.05.2010 № 46н, от 17.08.2010 № 90н, от 16.08.2011 № 99н.

Начиная с 01.01.2018 г. аудиторские организации, аудиторы, саморегулируемые организации аудиторов и их работники должны руководствоваться следующими документами, принимаемыми Международной федерацией бухгалтеров: международными стандартами контроля качества (1 стандарт МСКК), международными стандартами аудита финансовой информации (37 стандартов МСА), международными отчетами о практике аудита финансовой информации (1 стандарт МОПА), международными стандартами заданий по проведению обзорных проверок (2 стандарта МСОП), международными стандартами заданий, обеспечивающих уверенность (5 стандартов МСЗОУ), международными стандартами сопутствующих аудиту услуг (2 стандарта МССУ).

Международные стандарты аудита можно сгруппировать по

содержанию:

- раскрытие терминов, цель аудита, обязанности аудитора (МСА 200, 220 и др.);

- работа аудитора: согласование условий выполняемых заданий, планирование, выборка (МСА 210, 300, 530 и др.);

- риски аудитора, работа с ними (МСА 240, 315, 330, 450);

- аудиторские доказательства, правила работы с информацией, полученной от других аудиторов или сторонней организации (МСА 500, 501, 505, 610);

- регулирование отдельных моментов, например, порядка взаимодействия с управленцами предприятия (МСА 260).

III уровень - внутренние стандарты. Данные стандарты устанавливаются саморегулируемыми организациями и частными компаниями, оказывающими услуги аудита. Саморегулируемые организации аудиторов выполняют функции, возложенные на них Законом № 307-ФЗ и другими федеральными законами, включая Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». К ним, в частности, относятся:

- стандартизация аудиторской деятельности на уровне профессионального объединения;

- контроль за качеством работы аудиторов;

- аттестация и повышение квалификации аудиторов;

- обеспечение имущественной ответственности членов перед своими клиентами и другие.

Основной деятельностью саморегулируемых организаций является стандартизация и контроль (правила независимости аудиторов, кодекс профессиональной этики).

Последний IV уровень - внутрифирменные стандарты. Это документы, которые регламентируют и детализируют единые требования к осуществлению и оформлению аудита, утвержденные аудиторской организацией в целях обеспечения эффективности практической работы и соответствия ее требованиям правил международных стандартов аудиторской деятельности. К внутрифирменным стандартам относятся стандарты, инструкции, методические материалы, пособия, представляющие собой описание комплексного подхода к организации и проведению аудита.

Далее, важно отметить, что финансовый результат деятельности организации регламентируются следующими законодательными актами:

1. «Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли».

2. Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ.

3. Инструкция о порядке заполнения форм годового бухгалтерского отчета Предприятия.

4. Федеральный закон «О бухгалтерском учете».

5. Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99».

6. Приказ Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 г. № 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99».

Таким образом, отчет о финансовых результатах требует особенно тщательной проверки всех данных, входящих в него, а для того, чтобы у пользователей отчетности не возникало сомнений по поводу качества представленной в ней информации, а у ее составителей отсутствовал соблазн в модификации этих данных для своих целей, требуется аудит - общественно значимая и многосоставная процедура, направленная на подтверждение независимыми специалистами достоверности финансовой отчетности аудируемого лица.

В свою очередь, система нормативного регулирования аудиторской деятельности в России в настоящее время приобретает законченные очертания, осуществив интеграцию в международное право, о чем свидетельствует отмена действия отечественных правил - Федеральных правил-стандартов аудиторской деятельности и окончательный и полный переход к международным стандартам аудита.

Использованные источники:

1. Бдайциева Л. Ж. Международные стандарты финансовой отчетности: Учебное пособие / Л. Ж. Бдайциева. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013. - 76 с.

2. Подольский В. И. Основы аудита / В. И. Подольский, А. А. Савин, Л. В. Сотникова. - М.: БИНФА, 2015. - 192 с.

3. Суворова С. П. Международные стандарты аудита / С. П. Суворова, Н. В. Парушина, Е. В. Галкина. - М.: Инфра-М, Форум, 2017. - 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.