Научная статья на тему 'Теоретические основания разработки современного научно-методического обеспечения подготовки специалистов в техническом высшем учебном заведении'

Теоретические основания разработки современного научно-методического обеспечения подготовки специалистов в техническом высшем учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
492
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / SCIENTIFIC AND METHODICAL SUPPORT / ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТА / HUMANITARIAN CULTURE OF A STUDENT / СУБЪЕКТНОСТЬ / SUBJECTIVITY / ЗАДАЧНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / TASK TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мовсумзаде Эльдар Мирсамедович, Колодкина Л. С., Черноглазкин С. Ю.

Статье рассматривается вопрос о разработке современного научно-методического обеспечения профессиональной подготовки специалистов как средства гуманитаризации технического образования. В статье представлена комплексная научная картина разработки научно-методического обеспечения преподавания исторических основ естественных и технических дисциплин. Раскрыты теоретико-методологические основания разработки обеспечения, которые предопределяют переориентацию обеспечения на новые цели, содержание и технологии. Предлагается обоснование выбора методологических подходов к разработке научно-методического обеспечения, содержание которого раскрывается через спроектированные модули: целевой, структурно-содержательный и технологический в рамках общепринятой в дидактике модели организации учебного процесса. В представленных в статье результатах проведенного исследования показано, что разработки носят инновационный характер, отражают такие авторские новации, как культурологическая ориентация целей образования, формирование компетенций студентов, их этнокультурная и личностно-креативная составляющие и т.д. Научно-методическое обеспечение преподавания исторических основ учебных дисциплин рассмотрено с позиции актуализации субъектности студентов, усиления самостоятельности их действий и взаимодействий, что поддержано рядом условий проектирования и реализации научно-методического обеспечения, включая структурно-композиционное сочетание аудиторной и внеаудиторной работы, оценочные алгоритмы и критериальную оценку деятельности студентов на занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мовсумзаде Эльдар Мирсамедович, Колодкина Л. С., Черноглазкин С. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical foundations of development of modern scientific and methodical support for training future specialists in Technical Universities

The article discusses the development of modern scientific and methodical support of professional training as a meansof humanization in technical education. A comprehensive picture of scientific and methodical support for the teaching ofhistorical foundations of the natural and technical sciences is presented in the article. The article reveals theoretical andmethodological foundations of the development that determine the reorientation of the support on new goals, content andtechnology. Proof of the choice of methodological approaches to the development of scientific and methodical support iscovered in the article. The content of this support is revealed through the designing of several modules: the target, thestructural, the content and technological within the standard model of the educational process in didactics.As presented in this paper the results of the study showed that the materials included in the support are modern, reflectsuch innovations as culture-orientated objectives of education, ethno-cultural and personal-creative competences of thestudents. Scientific and methodical support of teaching the historical foundations of academic disciplines is examined fromthe perspective of actualizing students’ subjectivity, intensifying independence of their actions and interactions, supportedby a number of conditions of the designing and implementation of the academic support. This includes a structural mixof classroom and extracurricular work, evaluation algorithms and criterion-based assessment grids for students in theclassroom.

Текст научной работы на тему «Теоретические основания разработки современного научно-методического обеспечения подготовки специалистов в техническом высшем учебном заведении»

УДК 37.013

Теоретические основания разработки современного

научно-методического обеспечения подготовки специалистов в техническом высшем учебном заведении

Э.М. МОВСУМ-ЗАДЕ,

д.х.н., профессор, член-корреспондент РАО, директор

Л.С. КОЛОДКИНА,

канд.пед.наук, главный научный сотрудник С.Ю. ЧЕРНОГЛАЗКИН,

канд.пед.наук, старший научный сотрудник ФГНУ «Институт образования малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» (Россия, 142712, Московская область, Ленинский район, п. Горки Ленинские)

E-mail: [email protected]

В статье рассматривается вопрос о разработке современного научно-методического обеспечения профессиональной подготовки специалистов как средства гуманитаризации технического образования. В статье представлена комплексная научная картина разработки научно-методического обеспечения преподавания историчес-ких основ естественных и технических дисциплин. Раскрыты теоретико-методологические основания разработки обеспечения, которые предопределяют переориентацию обеспечения на новые цели, содержание и технологии. Предлагается обоснование выбора методологических подходов к разработке научно-методического обеспечения, содержание которого раскрывается через спроектированные модули: целевой, структурно-содержательный и технологический — в рамках общепринятой в дидактике модели организации учебного процесса.

В представленных в статье результатах проведенного исследования показано, что разработки носят инновационный характер, отражают такие авторские новации, как культурологическая ориентация целей образования, формирование компетенций студентов, их этнокультурная и личностно-креативная составляющие и т.д. Научно-методическое обеспечение преподавания исторических основ учебных дисциплин рассмотрено с позиции актуализации субъектности студентов, усиления самостоятельности их действий и взаимодействий, что поддержано рядом условий проектирования и реализации научно-методического обеспечения, включая структурно-композиционное сочетание аудиторной и внеаудиторной работы, оценочные алгоритмы и критериальную оценку деятельности студентов на занятиях.

Ключевые слова: научно-методическое обеспечение, гуманитарная культура студента, субъ-ектность, задачная технология.

В обзорной работе Ю.Н. Кулюткина «Технократия и гуманизм» подчеркивалось, что исторический сдвиг в научно-техническом развитии, масштабы которого достигли сегодня беспрецедентных размеров, был совершен в новое время в результате завоевания человеком социальных и интеллектуальных свобод. Без этих свобод у нас не было бы ни Шекспира, ни Гете, ни Ньютона, ни Пастера, ни Фарадея. У нас не было бы ни удобных жилищ, ни железных дорог, ни телеграфа, ни радио, ни книг, ни защиты от эпидемий. Не было бы машин, освобождающих рабочего от тяжелого труда.

Большинству людей пришлось бы влачить жалкую жизнь рабов, как во времена азиатских деспотов. Только свободные люди могли стать авторами тех изобретений и тех творений духа, которые на наших глазах придают ценность жизни.

И.Ю. Алексашина «Педагогическая идея: зарождение, осмысление,

воплощение» [1, с.10]

Улучшение качества профессиональной подготовки студентов технического вуза требует, в первую очередь, совершенствования системы учебно-методического обеспечения образовательного процесса, что означает не только разработку современных пособий, учебников, рекомендаций, но и научное обоснование всех дидактических материалов, обеспечивающих гарантированный уровень подготовленности выпускника к профессиональной деятельности. Очевидно, что через научно обоснованное конструирование обеспечения лежит путь к повышению эффективности преподавания учебных курсов, посредством которых организуется подготовка специалиста.

Результаты контент-анализа научно-методического обеспечения (НМО), которое используется на сегодняшний день в вузах, показывают, что дидактические разработки лишены технолого-педагогической инструментовки. Следовательно, возникает необходимость создания такого НМО, которое позволит существенно расширить педагогический арсенал организации взаимодействия преподавателя и студента, а также создать существенные предпосылки для развития субъектной позиции каждого участника образовательного процесса. Необходимо, чтобы разработка НМО основывалась на принципе предметной интеграции, что означает включение в содержание учебных заданий знаний из различных дисциплин: История специальности, Философия, Культура речевого общения и т.д. Отсутствие механизмов обратной связи, поддержки, учебного диалога, активизации самостоятельной работы, рефлексии в существующих учебно-методических материалах вызывает необходимость обновления обеспечения с учётом включения новых педагогических форм образовательной коммуникации в деятельностном ключе.

Обеспечение должно представлять собой композиционно и технологически развернутые сценарии учебного взаимодействия, поддерживающие и активизирующие деятельность как преподавателя, так и студента. При разработке содержания НМО в целях упорядочивания предполагаемых к реализации технологий и содержания деятельности целесообразно воспользоваться традиционной для дидактики модульной структурой образовательного процесса: целевой/результативно-целевой, структурно-содержательный, технологический, внутренняя соорга-низация которых требует определения новых организационно-педагогических условий проектирования, а также реализации НМО.

Таким образом, необходимость в разработке отвечающего современным требованиям обеспечения нового формата очевидна. В качестве модельного варианта НМО авторами разработан учебно-методический комплекс (УМК) [2] как форма реализации НМО, представляющий комплект учебных материалов, методических рекомендаций и указаний, прак-тико-ориентированных задач, заданий для аудиторной и внеаудиторной работы студентов 2-3 курсов бакалавриата, обучающихся по направлениям подготовки 131000 «Нефтегазовое дело», 240100 «Химическая технология». УМК разработан для дисциплин «История нефтяной и химической промышленности», «История науки и техники», «Промысловая химия». Безусловно, каждая дисциплина будет закладывать в процесс обучения и свои дидактические единицы, которые специфичны и соответствуют только одному учебному предмету. При этом содержание разработанного обеспечения может быть принято за методологическую и технологическую основу преподавания исторических основ любых учебных дисциплин естественнонаучного и профессионального цикла.

Гуманитаризация технического образования явилась ведущей идеей УМК и предполагает большее внимание к человекоцентричным аспектам содержания и процесса подготовки студента к профессиональной деятельности в технической сфере. В современных условиях функционирования сложной техники, техногенных катастроф, человеческого фактора как частой причины их происхождения внедрение идеи о гуманитаризации становится совершенно необходимой. Человек должен учиться предвидеть последствия своей деятельности: то, как она будет влиять на природу, других людей и на него самого.

Обращение к историческим основам освоения профессионального дела неслучайно. Исторические знания по специальности открывают перед студентом картину ретроспекции его будущей деятельности в контексте технологического прогресса, возможность участия в созидательном общественном труде и многогранность содержания предстоящей производственной работы. Изучение исторических курсов в системе взаимосвязи с основной специаль-

ностью систематизирует процессы освоения студентом избранного дела и намечает перспективы дальнейшего движения по пути профессионально-личностного развития/саморазвития.

В качестве концептуальной основы НМО авторами были выбраны на конкретно-научном уровне культурологический, компетентностный, субъект-но-деятельностный подходы и на методическом уровне — коммуникативно-когнитивный и личност-но-ориентированный подходы. Выбор подходов обусловлен необходимостью реализации новых ФГОС ВПО, гуманистической направленности подготовки современного специалиста, практико-ориентирован-ного изучения исторических основ как ресурса гуманитаризации технического образования. Основные сформулированные нами положения методологических подходов при разработке содержания обеспечения в своём резюмированном виде предполагают активность студента в целеполагании и планировании своей деятельности. Субъект-субъектное взаимодействие в содержании НМО учебного процесса требует представления в целом ряде разнообразных действий мыслительного, морально-волевого, эмоционально-ценностного характера, посредством которых студент выражает себя при работе над учебным материалом, а преподаватель сопровождает деятельность студента. В содержании деятельности, намеченной к выполнению в разработках НМО, актуализированы те действия, которые студентам и преподавателю требуется проявить в творческой взаимодеятельности.

Субъектность деятельности в НМО образовательного курса по истории естественнонаучных и технических дисциплин представляет собой особую форму коммуникаций студента не только с преподавателем (который объективно есть «первый» субъект образовательного общения), но и с другими студентами, а также со всей окружающей действительностью, предоставляющей ему информационные стимулы для развертывания активности. Педагогической сущностью разработки НМО является создание «плоскости» взаимодействия двух планов деятельности — преподавателя и студента. Это, в определенной мере, является инновационной организационно-педагогической стратегией, так как традиционно учебно-методические разработки имеют нацеленность на одну аудиторию: либо преподаватель, либо студент.

При проектировании НМО авторы сочли возможным опереться на общепринятые в дидактике конструкты образовательного процесса: целевой/результативно-целевой, структурно-содержательный и технологический. Разработанное авторами содержание выделенных конструктов-модулей представляет собой НМО.

В рамках целевого модуля авторами уточнен перечень общекультурных компетенций, формирование которых обеспечивает работа по УМК. ФГОС по выбранным для внедрения УМК направлениям

подготовки является основным нормативным документом для составления конкретизированного списка формируемых компетенций. Авторы сочли необходимым классифицировать компетенции в соответствии с компонентным содержанием гуманитарной культуры студента: информационно-познавательная, коммуникативно-деятельностная, эмоционально-ценностная компетенции.

Структурно-содержательный модуль отражает композиционный план приоритетно-логического предъявления преподавателем и освоения студентом материалов учебного курса. Композиционный план включает аудиторную работу преподавателя со студентами и внеаудиторную работу обучающихся. Аудиторная работа получила в НМО наименование Встреч, так как на них действительно происходят тематические встречи преподавателя со студентами. Встреча понимается как пространственно-временная единица, которая носит содержательно-событийный характер. Встречи — это своего рода отчетность студентов за результаты самостоятельной подготовки в ходе внеаудиторной работы и получение ими задания на последующую самоподготовку. Композиционно каждая Встреча включает: 1) вступительный инструктаж для преподавателя и студента; 2) обсуждение выполненной студентами работы при самоподготовке в разнорежимовых дискуссиях: взаимодействие студентов и преподавателя, студентов друг с другом в рамках аудиторной работы; 4) подведение итогов работы студентов при помощи процессуальных оценок, критериальных листов и т.п. 5) предъявление плана самостоятельной работы студентов по изучению нового материала (перечень заданий для подготовки к следующей Встрече).

Стратегической особенностью НМО является то, что в ходе самостоятельной работы студенты не повторяют изученный материал, а осваивают новый, за качество освоения которого им необходимо отчитаться на Встрече. Предложенные для самостоятельной подготовки студентов задания в рамках модулей «Программный» и «Творческое задание» создают предпосылки, которые порождают у студентов внутреннюю речь при работе с материалом. При выполнении заданий обучающиеся работают с разными текстами: научными, научно-познавательными и хрестоматийными (информационно-познавательными). Поэтому каждый студент постоянно находится в состоянии осмысления информации и умственных действий, которые проговариваются в форме нерегламентированной внутренней речи. При самостоятельной работе студента с материалами в индивидуальном режиме создается внутренний монолог читателя (студента), основные идеи которого резюмируются в ходе обратной связи по работе с материалами на совместной Встрече. По критерию масштаба процесса коммуникации и массовости вовлекаемых в него лиц подобного рода коммуникация является внутриличностной: читатель осмыс-

ливает вопросы заданий, проговаривает ответы сам с собой, ищет решения, задает себе вопросы и сам отвечает [3, с. 29-37].

Инновационные изменения во внутренней содержательной организации технологий (задачной, проблемно-ориентированной, деловой игры, технологии работы с текстовой информацией) в рамках технологического модуля ориентированы на всестороннюю субъектную активизацию студента. Различные технологии НМО (задачи, игры и пр.) «подхватывают» предметное содержание учебного курса и устремляют его в русло коммуникаций и автокоммуникаций преподавателя и студентов, наполняя предметностью их активность. Раскроем вышеназванные технологии более подробно.

Использование блочно-модульной технологии ориентирует студентов на последовательное усвоение содержания курса. Данная технология относится к процедуре проектирования учебного материала курса, в первую очередь, и, как следствие, приоритетно-логическое структурирование информации по блокам и модулям позволяет студентам наиболее успешно и качественно работать с материалом, постепенно продвигаясь к достижению образовательных результатов освоения курса. Конструирование содержания НМО с использованием основных идей блочно-модульной технологии обеспечивает иерархическую структуру освоения материала: от «простого к сложному». НМО представлено двумя блоками: Инструктивно-методический и Основной, а также двумя обучающими модулями: «Программный» и «Творческое задание», каждый из которых представляет совокупность содержания обучения по конкретной модульной единице («частица» модуля, выделенная для формирования конкретного понятия, умения, навыка и для выполнения практического приема или нескольких действий, связанных между собой в логической цепочке), элементов системы управления учебными действиями обучающихся, системы контроля знаний по конкретному содержанию посредством заданий и методических рекомендаций [4]. Блочно-модульная технология, на сегодняшний день, не является чем-то инновационным, однако в системе технического образования блочно-модульный подход к отбору и предъявлению учебного материала не используется повсеместно, так как традиционные учебные пособия для студентов выстроены по схеме научной работы: введение, главы, параграфы, заключение, что затрудняет восприятие студентами информации и заданий, посредством которых организуется обучение, и не может быть охарактеризовано как гуманистически ориентированное образование.

Задача как единица задачной технологии является основным компонентом образовательного процесса. Именно успешная деятельность студента при решении задач предопределяет и общую результативность обучения, т.к. в развитых способностях к решениям сконцентрирована образованность чело-

века. Тем более это относится к профессиональному образованию, где важными являются не только знания, но и умения действовать. Большая роль задач в обучении определяет и их роль в НМО. Разработка научно-методических материалов, поддерживающих и направляющих учебный процесс, подчинена общей цели — использованию учебных задач и их решению студентами. Развивая в целом способности к решению задач, содержание НМО вносит собственный существенный вклад как в расширение кругозора студентов, так и в становление их культурно-профессиональных ориентаций, культурно-профессионального самосознания. Решение задач выступает интегрирующим фактором функционирования разных составляющих НМО, которые в педагогическом смысле (в воспитательном, дидактическом, методическом) оказываются равноценны, хотя и имеют различия в функциональном значении.

Задания, которые можно именовать и задачами, «замыкают» на себе содержание всех иных учебных материалов. Представленный в пособии [2] комплекс заданий, организационных ориентиров на работу с каждой темой и модулем составляют ключевое звено учебно-методической разработки, которая способствует поэтапной, логичной и наиболее легкой адаптации студентов к иной форме учебной деятельности, так как в отличие от лекционного занятия или традиционного семинара практическое занятие имеет свои особенности. Работая с предлагаемым УМК, студент систематизирует знания и умения, полученные в рамках гуманитарных, социальных, экономических, естественнонаучных, профессиональных дисциплин на практике, накапливая опыт, который, благодаря инновационному базису разработки, становится его собственным и личностно присвоенным.

Технология проблемно-ориентированного обучения реализуется посредством организации самостоятельного планирования студентами своей учебной деятельности при помощи системы дидактических требований, которая зафиксирована в формулировках заданий, а также методических указаниях для студентов. Помощь преподавателя заключается в соответствующей организации образовательного процесса, в которой особое внимание уделено осмыслению студентами своей деятельности, не пассивное прослушивание или заучивание готового материала, а самостоятельный поиск информации, ее представление в активных, творческих формах. В этом случае образовательный процесс становится непрерывной работой студента в деятельностном, поисковом режиме, с включением в свою работу эмоционально-оценочного аспекта: использование оценок/ самооценок своих учебных достижений, развертывания полноценных богатых коммуникаций с окружающей действительностью.

Технологии работы с текстовой информацией заслуживают особого внимания. Предметное содержание учебной дисциплины представлено в виде

текста, то есть УМК в своем внутреннем «срезе» — это один сплошной дидактический текст. Работа с текстом, которую организует преподаватель группы студентов, предполагает напряженный, целенаправленный, внутренне мотивированный труд будущих специалистов, выраженный чтением. Чтение как деятельность студентов реализуется в сложном взаимодействии потребностей, мотивов, интересов, антиципации, коммуникации, связи с мышлением. Текст является потенциально эффективным средством на всех этапах обучения и транслируется на любое поле деятельности. Предмет текстовой деятельности — решение смысловой задачи, поиск необходимой для этого информации. Ее операциональная сторона — владение стратегиями, путями осуществления данного вида деятельности. Авторская точка зрения понимания сущности стратегий при работе с текстом солидарна с мнением учёного-исследователя И.Б. Ворожцовой в том, что способы использования средств и ресурсов, направленные на достижение цели, являются знаниями о том как «обращаться со знанием». Создавая социально-профессиональное пространство текстовой деятельности, можно создать столько контекста, сколько необходимо, чтобы решать профессионально ориентированные коммуникативные задачи, стоящие перед будущим специалистом [5, с. 205].

С целью проверки эффективности разработки и успешности предстоящей реализации НМО преподавания исторических основ естественных и технических дисциплин авторами были систематизированы диагностические методики для оценки уровня гуманитарной культуры студента технического вуза: опросник студента «Ваша гуманитарная культура», методика определения развития гуманитарной культуры студента технического вуза (модификация), анкета студентов «Я и вуз», эвристический опросник «Информационно-познавательная культура студента». Разработаны опросники для преподавателя с целью выявления понимания педагогом значимости гуманизации и гуманитаризации технического образования, отношения к уровню удовлетворенности профессиональной подготовленностью преподавать в техническом вузе и повышению квалификации, важности реализации субъект-субъектного подхода в преподавательской деятельности: «Гуманитарная культура студента», «Я в моём профессиональном мире», «Я и студент: два субъекта — две деятельности».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексашина И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение: Практическая методология решения педагогических задач. — Спб.: СпецЛит, 2000. — 223 с.

2. Мовсум-заде Э.М., Колодкина Л.С., Черноглазкин С.Ю., Шавшукова С.Ю. Гуманитаризация нефтяного образования. Этапы становления нефтегазовых месторождений Урало-Поволжья. Ч. 1. Российская академия образования, ФГНУ «ИОМНССДВ». — Ижевск: КнигоГрад, 2013. — 166 с.

М 53

3. Черногрудова Е.П. Основы речевой коммуникации: Учебное пособие. — М.: Издательство «Экзамен», 2008. — 126 с.

4. Ермоленко ВА. Проектирование содержания непрерывного профессионального образования: концептуальные

и методологические основы. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИТОП РАО, 2004. — 131 с.

5. Ворожцова И.Б. Личностно-деятельностная модель обучения иностранному языку. — Ижевск: Удмуртский университет, 2000. — 344 с..

THEORETICAL FOUNDATIONS OF DEVELOPMENT OF MODERN SCIENTIFIC AND METHODICAL SUPPORT FOR TRAINING FUTURE SPECIALISTS IN TECHNICAL UNIVERSITIES

Movsumzadeh E.M., Doctor of Tech. Sci., Prof., Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Director

Kolodkina L.S., Candidate of Ped. Sci., Chief Researcher

Chernoglazkin S.Yu, Candidate of Ped. Sci., Senior Researcher

Institute of Education of Indigenous Peoples of the North, Siberia and the Far East (Leninsky district, Lenin Hills, Moscow Region, 142712, Russian Region, E-mail: [email protected])

The article discusses the development of modern scientific and methodical support of professional training as a means of humanization in technical education. A comprehensive picture of scientific and methodical support for the teaching of historical foundations of the natural and technical sciences is presented in the article. The article reveals theoretical and methodological foundations of the development that determine the reorientation of the support on new goals, content and technology. Proof of the choice of methodological approaches to the development of scientific and methodical support is covered in the article. The content of this support is revealed through the designing of several modules: the target, the structural, the content and technological — within the standard model of the educational process in didactics.

As presented in this paper the results of the study showed that the materials included in the support are modern, reflect such innovations as culture-orientated objectives of education, ethno-cultural and personal-creative competences of the students. Scientific and methodical support of teaching the historical foundations of academic disciplines is examined from the perspective of actualizing students' subjectivity, intensifying independence of their actions and interactions, supported by a number of conditions of the designing and implementation of the academic support. This includes a structural mix of classroom and extracurricular work, evaluation algorithms and criterion-based assessment grids for students in the classroom.

Keywords: scientific and methodical support, humanitarian culture of a student, subjectivity, task technology

ФГБОУ ВПО «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА», ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ

Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в Международной научной конференции

«Глобальные вызовы современности и социальная стратегия российской системы

образования»

17-18 декабря 2013 года

Цель конференции: теоретико-методологическое осмысление процессов, происходящих в глобальном пространстве и возможности системы образования реагировать на постоянно возникающие вызовы современности.

Место проведения: Россия, 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 48, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена.

Научные секции конференции:

1. Социологическое образование в России

2. Образование в условиях современной демографической ситуации России

3. Теоретические и прикладные проблемы социологии образования

4. Коммерциализация образования. За и против

5. Система образования и информационное общество

6. Инновации и традиции в школьном образовании

К участию в работе конференции приглашаются преподаватели, аспиранты, научные сотрудники РАН и других научных и учебных учреждений, занимающихся изучением проблем социологического образования, демографической ситуации в перспективе образовательного процесса, экономики образования, информатизации образования, инноваций и традиций в школьном образовании.

E-mail: [email protected]

Справки по телефону: (812) 312-99-25 (доб. 216)

54 т-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.