Научная статья на тему 'Проектирование научно-методического обеспечения общепрофессиональных дисциплин при подготовке будущих техников по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта'

Проектирование научно-методического обеспечения общепрофессиональных дисциплин при подготовке будущих техников по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / НАВЫКИ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ВИДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорожкин Евгений Михайлович, Жигадло Александр Петрович, Копылов Сергей Николаевич, Тарасюк Ольга Вениаминовна

В статье рассмотрены этапы проектирования научно-методического обеспечения для специальности среднего профессионального образования «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» на примере учебной дисциплины «Материаловедение». Сформулированы и обобщены виды учебной работы, направленные на формирование профессиональных компетенций. Представлены активные методы обучения, такие как кейс-задания, решение учебных задач, деловые игры и др. направленные на формирование профессиональных компетенций студентов через дисциплину «Материаловедение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дорожкин Евгений Михайлович, Жигадло Александр Петрович, Копылов Сергей Николаевич, Тарасюк Ольга Вениаминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Providing methodological support of general-professional disciplines training future service and repair technicians of automobile transport

The phases of providing methodological support for “Automobile transport service and repair” speciality on the basis of academic discipline “Science of materials” are considered in this article. Also the types of teaching aimed at the forming of professional competences are formulated and summarized. The active methods of training such as solving scientific tasks, business games, etc., the aim of which is the forming of professional competences of students by means of “Science of materials” discipline are considered.

Текст научной работы на тему «Проектирование научно-методического обеспечения общепрофессиональных дисциплин при подготовке будущих техников по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта»

17. Chavchavadze N. С. Culture and Values / N. Z. С havchavadze . - Tbilisi: Merani , 1984 . - p. 142.

Дебриян Елена Александровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки» Сибирской

государственной автомобильно-дорожной

академии (СибАДИ). Основное направление научных исследований - Теория, методика и организация социально-культурной

деятельности. Имеет 22 опубликованные работы. [email protected]

Данилина Юлия Сергеевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры «Иностранные языки» Сибирской

государственной автомобильно-дорожной

академии (СибАДИ). Основное направление научных исследований - Научно-техническая терминология. Имеет 22 опубликованные работы. e-mail: [email protected]

УДК 372.862

ПРОЕКТИРОВАНИЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ТЕХНИКОВ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Е. М. Дорожкин, А. П. Жигадло, С. Н. Копылов, О. В. Тарасюк

Аннотация. В статье рассмотрены этапы проектирования научно-методического обеспечения для специальности среднего профессионального образования «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» на примере учебной дисциплины «Материаловедение». Сформулированы и обобщены виды учебной работы, направленные на формирование профессиональных компетенций. Представлены активные методы обучения, такие как кейс-задания, решение учебных задач, деловые игры и др. направленные на формирование профессиональных компетенций студентов через дисциплину «Материаловедение».

Ключевые слова: автомобильный транспорт, научно-методическое обеспечение, общепрофессиональная дисциплина, профессиональные компетенции, знания, умения, навыки, проектирование, виды и формы обучения, методы обучения.

Введение

В последнее десятилетие в социально-профессиональной сфере российского общества устойчиво возрастают роль и количество специалистов, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом автомобильного транспорта. Совершенно очевидно, что дальнейшее развитие автомобильного транспорта требует подготовки квалифицированных кадров, владеющих современными прогрессивными методами организации, планирования и технической эксплуатации автомобильного транспорта.

Однако результаты опроса работодателей показывают, что в настоящее время около 55 % автотранспортных предприятий нашей страны испытывают проблемы с кадровым обеспечением специалистами, имеющими среднее профессиональное образование (СПО) по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» с квалификацией «техник», а также недостаточным уровнем квалификации специалистов, работающих на этих предприятиях. Сложившаяся кадровая ситуация значительно снижает результаты деятельности предприятий, имеющих на

балансе подвижной состав, отрицательно влияя тем самым на уровень безопасности автомобильного транспорта.

Перед учреждениями профессионального образования, осуществляющими подготовку специалистов в системе СПО для автотранспортных предприятий, поставлена цель перехода к подготовке специалистов нового поколения, способных создавать конкурентоспособную продукцию и оказывать услуги на основе моделирования, оптимизации и сокращения сроков выполнения производственных заданий.

Одним из путей достижения этой цели является проектирование научно-методического обеспечения общепрофессиональных

дисциплин подготовки специалистов среднего звена по ремонту и техническому обслуживанию автомобильного транспорта.

Необходимость формирования

профессиональных компетенций техника автотранспортного предприятия в соответствии с государственным стандартом и запросами рынка труда ставит перед педагогической общественностью, работодателями и всеми заинтересованными в улучшении качества подготовки специалистов среднего звена ряд

серьезных задач. К наиболее важным из них можно отнести:

- ориентацию педагогического процесса на результаты образования - т.е. формирование компетенций выпускника, чтобы по окончании колледжа он был востребованным на рынке труда;

- изменение формы представления результатов обучения: вместо традиционного их описания в формулировках знаний, умений и навыков (ЗУНов) - характеристика приобретаемых выпускником компетенций (выработанных у студента интегративных поведенческих моделей профессиональной и социальной активности);

- непрерывный и многоаспектный контроль над процессом обучения - создание методологии и методик оценки качества образования.

Основная часть

Новые требования к результатам образования обусловливают совершенствование содержания подготовки, разработку новых методик и технологий образовательной деятельности (преподавания/обучения) и форм контроля за ее осуществлением (мониторинг качества обучения), в который, помимо прочего, входят средства оценки приобретаемых студентом компетенций.

Разработка нового научно-методического обеспечения дисциплин подготовки специалистов среднего звена обусловлена переходом от предметного принципа структурирования образовательных программ к компетентностному. Однако полностью отказаться от предметного принципа разделения содержания образования невозможно, поскольку данное разделение объективно отражает структуру научного знания. Важно понять, что за формирование большинства компетенций не могут отвечать лишь отдельно взятые учебные дисциплины. Компоненты компетенций формируются при

Таблица 1 - Структура компетентное! «Материаловедение»

изучении различных дисциплин, а также в немалой степени в процессе практической и самостоятельной работы студента.

Выражение результатов образования в терминах компетенций способствует формированию студентоцентрированной направленности образовательного процесса, когда акцент с содержания (что преподают) переносится на результат (какими компетенциями владеет студент, что он будет знать и готов делать). При этом преподаватель и студент становятся равными субъектами педагогического процесса с разными задачами и ответственностью, но с единой образовательной целью.

Научно-методическое обеспечение,

реализующее компетентностно-

ориентированное содержание, должно позволить как самому студенту, так и учебному заведению, а также сторонним организациям более объективно оценить качество приобретаемых компетенций, интенсивность и результативность учебного процесса, степень их адекватности условиям будущей

профессиональной деятельности специалиста среднего звена.

Проектирование научно-методического обеспечения рассмотрим на примере общепрофессионалной дисциплины

«Материаловедение» для подготовки техников по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта.

Компетентностно-ориентированное содержание общепрофессиональной

дисциплины «Материаловедение», рассматривая физические, химические, технические, биологические свойства и качества материалов, применяемых в производстве, направлено на формирование структурных составляющих профессиональных компетенций (ПК 1.2., ПК 1.3, ПК 2.3) и общих компетенций (ОК 1 - ОК 10) техника (таблице 1).

'-ориентированного содержания дисциплины

№ темы Наименование темы Компетенции Результаты освоения темы

1.1. Производство чугуна ОК.1-9 ПК.2.2 Должны знать: железные руды, их виды, свойства; месторождения РФ; исходные материалы для получения чугуна, и их подготовка к плавке.

1.2. Производство стали ОК.1-9 ПК.2.2 Должен уметь: отличать чугун от стали. Должны знать: сущность передела чугуна в сталь; строение стали; современные способы получения стали; способы разливки стали.

1.3. Производство цветных металлов ОК.1-9 ПК.2.2 Должен уметь: правильно выбирать марку цветного металла и сплава для детали. Должны знать: свойства цветных сплавов, их маркировку и применение.

Средствами достижения уровня формирования компетенций в

образовательном процессе являются: интегрированное построение образовательной программы (модульные образовательные программы), обеспечивающей реальную интеграцию учебных дисциплин; продуктивный характер используемых в образовательном процессе педагогических технологий, направленных на формирование

профессиональных компетенций специалистов; ориентацию на формирование конкретных компетенций при целеполагании и проектировании содержания учебного материала каждого учебного занятия; связь с практикой (жизнедеятельностью);

совершенствование методической системы

СПО с целью обеспечения высокого уровня методической готовности педагогов к реализации компетентностного подхода в образовательном процессе.

Различные организационные формы обучения должны быть направлены на обеспечение активной познавательной деятельности студентов с использованием фронтальной, групповой и индивидуальной работы, что создает вариативные возможности для формирования профессиональных компетенций, через общепрофессиональную дисциплину.

Взаимосвязь, указанных видов учебной работы и формируемых структурных составляющих профессиональных

компетенций, показана в (таблице 2).

Таблица 2 - Взаимосвязь видов учебной работы и формируемых структурных составляющих профессиональных компетенций

Виды учебной работы Формируемые профессиональные компетенции

Фронтальная Умение общаться с обширным кругом людей, организованность, исполнительская дисциплина

Групповая Умение работать в команде исполнительская дисциплина, грамотное и логичное изложение своей точки зрения в устной речи и письменной форме

Индивидуальная Способность научно организовать свой труд, тщательность, аккуратность, потребность в самообразовании, самоконтроле, самооценке, саморегуляции

Разработка научно-методического

обеспечения общепрофессиональных

дисциплин должна учитывать их специфику, заключающуюся в том, что они, базируясь на общеобразовательных знаниях студентов, расширяют их, сами же, являясь основой производственного обучения, «питаются» его результатами. Такое положение

общепрофессиональных предметов

предъявляет особые требования к формам и методам их изучения. С одной стороны, в

предметов используются формы и методы, которые применяются и при изучении общеобразовательных предметов, с другой стороны, большое прикладное значение содержания общепрофессиональных

предметов, их «выходы» на производственное обучение. В таблице 3 представлены примеры организационных форм обучения, применяемых для формирования структурных составляющих профессиональных компетенций студентов колледжа.

процессе изучения общепрофессиональных

Таблица 3 - Пример взаимосвязи организационных форм обучения, элементов научно-методического обеспечения и формируемых структурных составляющих профессиональных компетенций будущих техников_

Организационная форма обучения Элементы НМО дисциплины Формируемые структурные составляющие профессиональные компетенции

Учебное занятие (уроки теоретического обучения) Компетентностно-ориентированное содержание учебного материала для различных типов учебных занятий по общепрофессиональн ой дисциплине умение анализировать и сравнивать, переносить метод, выделять частное из общего; умение грамотно и логично излагать свою точку зрения; умение использовать профессиональную терминологию.

Лекция Учебно-методическое пособие знания в области черных и цветных металлов и неметаллических конструкционных материалов; знания в области термической и химико-термической обработки; знания по основным процессам получения деталей; знания основных видов топлив, масел и специальных жидкостей применяемых на автомобильном транспорте.

Продолжение Таблицы 3

Организационная форма обучения Элементы НМО дисциплины Формируемые структурные составляющие профессиональные компетенции

Лабораторные занятия Методические указания для студентов по выполнению лабораторных работ способность применять теоретические знания на практике; умение работать с измерительным инструментом; умение работать со справочной литературой; знания основных видов материалов применяемых на автомобильном транспорта и их свойства, маркировка и характеристики.

Самостоятельная внеаудиторная работа Справочная, учебная и методическая литература по соответствующей общепрофессиональн ой дисциплине умение работать самостоятельно; готовность к проявлению ответственности за выполненную работу; умение использовать справочную и нормативную документацию; умение использовать профессиональную терминологию; самостоятельное повышение своего профессионального мастерства.

Среди существующих методов обучения, мы можем выделить диалоговые, игровые, задачные, тренинговые, информационные. Особую роль играют методы, направленные на формирование профессиональных

компетенций, а также на развитие важнейших качеств личности, формирование

познавательных интересов, развитие творчества [3].

При интеграции различных методов обучения важно определить, какие из них обладают лучшей проникающей способностью и могут оптимально впитать в себя другие.

Интерактивное обучение - это личностно ориентированное взаимодействие всех субъектов профессионально-образовательного процесса в групповой совместной деятельности. Достоинством интерактивного обучения является также развитие общих и профессиональных компетенций студентов.

Наиболее распространенными активными методы являются следующие методы: семинары-тренинги, программированное

компьютерное обучение, учебные групповые дискуссии, анализ конкретных практических ситуаций, решение учебных задач, деловые игры.

Использование проблемного обучения в ходе формирования профессиональных компетенций будущих техников

активизируется самостоятельная

деятельность и развиваются мыслительные способности. В этом случае используются проблемные задачи, которые могут различаться по содержанию неизвестного, по уровню проблемности и т.д. Эти задачи потребуют от будущих техников работать со справочниками и другими учебными пособиями, применение Интернета. В этих задачах используются диаграммы различные графики, касающиеся свойств применяемых на автомобилях материалов.

Для обучения будущих техников мы можем использовать следующие типы уроков: бинарные уроки, когда два педагога проводят одно занятие, например, преподаватель специальных дисциплин и преподаватель общепрофессиональной дисциплины

«Материаловедение» одновременно ведут занятие по разделу «Смазочные материалы», каждый из преподавателей может высказать перед студентами свое мнение. В этом случае происходит обсуждение проблемы применения смазочных материалов в автомобилях, что позволяет показать обучающимся

разнообразие мнений, подходов к ее решению.

Для проведения отдельных разовых занятий мы можем пригласить специалистов с производства, чтобы рассказать о подходах к решению тех или иных проблем применяемых на производстве.

Для помощи в самостоятельном изучение дисциплины могут быть организованы консультации с преподавателем.

Преподавателем по данной дисциплине создается комплекты учебных материалов (так называемые «кейсы»), включающие пособия на печатной основе, аудио-, видео- и слайд-фильмы, компьютерные программы.

Повысить уровень профессиональных компетенций могут и электронные учебники, применяемые в образовательном процессе. Электронные учебники могут содержать теоретическую, справочно-информационную информацию. А также практический материал и задания для контроля уровня сформированное™ профессиональных

компетенций.

Чтобы перейти от установленной уже внешней структуры учебного процесса, включающей преподавание, учение и изучаемый материал, к его внутренней структуре и от статического «среза», выявляющего основные элементы процесса,

как таковые, к уяснению их «сцеплении» взаимодействия в живом функционирующем обучение необходимо понять внутренние связи и отношения элементов [1].

Отдельные ученые ведущим элементом учебного процесса считают преподавание, другие же - ученые учебную (познавательную и практическую) деятельность обучающихся, ибо, только познав закономерности овладения знаниями и развития, можно правильно строй руководство этим процессом [2].

Новой сравнительно недавно появившейся формой обучения является метод кейс-стади. Будущим техникам предлагается найти некий алгоритм поведения, организации в заданной ситуации. Кейс-метод ориентирован на самостоятельную индивидуальную и групповую деятельность студентов, в которых студентами

Таблица 4 - Порядок работы с кейсом

приобретаются коммуникативные умения. При решении общей проблемы на занятиях общепрофессиональных дисциплин полезным оказывается технологическое сотрудничество, которое позволяют всем студентам полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное, -научиться работать совместно и самостоятельно.

Процесс обучения с использованием кейс-метода представляет собой имитацию реального события, сочетающую в себе достаточно адекватное отражение реальной действительности, небольшие материальные и временные затраты и вариативность обучения. Использование кейс-метода при изучении дисциплины «Материаловедение» представлено в таблице 4, 5.

№ п/п Наименование этапа Время этапа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Теоретическое изучение с преподавателем раздела 7. Автомобильные топлива 7 часов

2. Проверка пройденного материала 1 час

3. Теоретическое изучение раздела 8. Автомобильные смазочные материалы 9 часов

4. Проверка пройденного материала 1 час

5. Теоретическое изучение раздела 9. Автомобильные специальные жидкости 3 часа

6. Проверка пройденного материала 1 час

7. Подготовка к проведению проверки компетенций 4 часа

8. Разбивка студентов на подгруппы 5 минут

9. Раздача задания для выполнения практической части кейса 5 минут

10. Самостоятельная работа студента с Кейсом 105 минут

11. Защита работы перед всей группой 30 минут

12. Обсуждение всей группы работ подгрупп, дискуссия, поиск ошибок. 30 минут

13. Подведение итога изучения Кейса 5 минут

Например: Марка автомобиля: ЗИЛ-СААЗ-454510, двигатель ЗИЛ 508300 ЕЗ

OI 1= Точка смазывания или заправки Число точек Норма расхода заправочног о или смазочного материала на одну точку Наименование применяемых материалов Периоди чность обслужи вания Выполняемые работы

1. Картер двигателя 1 8 л до t = -20°С масло марки SAE 15 w -40, до t = -25°С масло марки SAE 10 w - 40, до t = -30°С масло марки SAE 5 w - 40, +<-30°С масло марки SAE 0 w - 40 API S3 ЕО и ТО-1 Проверить уровень масла щупом, при необходимости долить. Слить отработанное масло из картера двигателя и залить чистое масло

Таблица 5 - Пример задания

Продолжение Таблицы 5

2. Распределите ль зажигания, втулка кулачка, ось рычага прерывателя 1 несколько капель То же ТО-2 Смазать двумя-тремя каплями масла втулки кулачка, одной-двумя каплями - ось рычага

3. Валик привода распределите ля 1 по потребности Литол-24 ТО-2 Повернуть крышку колпачковой масленки на ЛЛ ...1 оборот, если требуется, добавить смазочный материал

4. Воздушный фильтр двигателя 1 0,81 л Масло, применяемое для двигателя ТО-2 Промыть ванну и фильтрующий элемент в бензине и залить чистое масло

5. Воздушный фильтр вентиляции картера 1 0,07 л Масло, применяемое для двигателя ТО-2 Промыть ванну и фильтрующий элемент в бензине и залить чистое масло

6. Подшипник жидкостного насоса 1 0,215 кг Литол_24 ТО-2 Смазать через пресс-масленку до появления свежей смазки из контрольного отверстия

7. Вилка включения сцепления 2 0,08 кг Литол-24 или ШРБ-4 ТО-2 Смазать втулку через пресс-масленку до выдавливания свежей смазки

8. Вал педали сцепления 1 0,017 кг тоже ТО-2 Смазать втулку вала педали через пресс-масленку до выдавливания свежей смазки

Сущность данного метода состоит в том, что учебный материал подается студентам виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов.

Организация внеаудиторной работы студентов, опирается на организационные приемы аудиторной работы. Студенты обеспечиваются индивидуальными заданиями, требующими работы с материалами учебной и справочной литературы, конспектом лекций, необходимостью устанавливать логические связи, структурировать учебный материал, конспектировать, анализировать и обобщать.

Профессиональное воспитание тесно связано со структурой и важнейшими составляющими профессиональной

деятельности будущего специалиста и учитывает необходимые для ее осуществления личностные качества, практические умения и

навыки - проектировочные, адаптационные, организационные, мотивационные,

коммуникативные, познавательные,

вспомогательные, а также навыки контроля и самоконтроля. С этой точки зрения чрезвычайно важны прикладные умения и навыки, деятельно-практические проявления личности студента, отражающие его отношение к реалиям профессиональной деятельности и своего собственного бытия.

Всякое воспитание начинается с обучения, базируется на нем и не может осуществляться в отрыве от него. В то же время само обучение нуждается в воспитательном подкреплении, и в частности в формировании у учащихся нравственных отношений. В этой неразрывной связи обучения и воспитания, их органическом единстве проявляются важная сущностная характеристика последнего и его весьма существенная закономерность. Из нее со всей непреложностью следует вывод: нельзя осуществлять действенного воспитания без хорошо поставленного обучения, равно как и нельзя успешно обучать без умелого воспитания [4].

Заключение

Процесс подготовки будущих техников по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта предусматривает формирование не только профессиональных, но и общих компетенций, которые характеризуют личностные качества будущего профессионала. При этом научно-методическое обеспечение дисциплины «Материаловедение» способствует

формированию не только профессиональных, но и общих компетенций, то есть деятельность студентов на всех видах аудиторных (лекциях, практических занятиях) и внеаудиторных занятий приобретает характер активной познавательной деятельности, направленной на успешное усвоение знаний, умений и навыков, как структурных составляющих общих и профессиональных компетенций, соответствующих профессиональным видам профессиональной деятельности техника.

Библиографический список

1. Зимняя, И. А. Компетентностный подход в образовании (методолого-теоретический аспект). Проблемы качества образования: кн. 2: Ключевые социальные компетентности студента: материалы 14-го Всероссийского совещания / И. А. Зимняя // Исслед. центр пробл. качества подгот. специалистов. - М: 2004. - С. 6-12.

2. Кузьмина, Н. В. Методы исследования педагогической деятельности: учеб. пособие / Н. В. Кузьмина. - Ленинград: 1970. - 183 с.

3. Новачек, И. Педагогическая интеграция в техническом университете / И. Новачек, М. Поваляева, Р. Чумичева // Высшее образование в России. - 2004. - № 4. - С. 164-165.

4. Педагогика профессионального образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев [и др.] ; под ред. В. А. Сластенина ; изд. 4-е стер. - М.: Академия, 2008. - 368 с.

PROVIDING METHODOLOGICAL SUPPORT OF

GENERAL-PROFESSIONAL DISCIPLINES

TRAINING FUTURE SERVICE AND REPAIR TECHNICIANS OF AUTOMOBILE TRANSPORT

E. M. Dorozhkin, A.P. Zhigadlo, S. N. Kopilov, O. V. Tarasiuk

The phases of providing methodological support for "Automobile transport service and repair" speciality on the basis of academic discipline "Science of materials" are considered in this article. Also the types of teaching aimed at the forming of professional competences are formulated and summarized. The active methods of training such as solving scientific

tasks, business games, etc., the aim of which is the forming of professional competences of students by means of "Science of materials" discipline are considered.

Keywords: automobile transport, methodological support, general-professional discipline, professional competences, knowledge, abilities, skills, development, types and models of teaching, methods of training.

Bibliographic list

1. Zimnia, I. A. Competence Approach in Education (methodological and theoretical aspect). Problems of quality education: Vol. 2: Key social competence of the student: Proceedings of the 14th All-Russian meeting / I. A. Winter // Issled. Centre probl. podgot quality . specialists. Moscow. 2004. - Pp. 6-12.

2. Kuzmina, N. V. Research Methods teaching activities: studies. Manual / N.V. Kuzmin. Leningrad: 1970. 183.

3. Novacek, I., Povalyaeva, M., Chumicheva, R. Pedagogical integration at the technical university / Novacek I., M. Povalyaeva, R. Chumicheva // High. image. in Russia. - 2004 . - Number 4. - P. 164-165.

4. Pedagogy professional education studies. allowance for stud. vyssh . Textbook. institutions / E. P. Belozertcev , A.D. Gon [etc.] ; ed. V. A. Slastenina ; ed. 4th sr. Moscow: Academy , 2008 . 368 .

Дорожкин Евгений Михайлович - доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования ректор ФГАОУ ВПО «Российский государственный

профессионально-педагогический университет» (Екатеринбург).

Жигадло Александр Петрович - кандидат технических наук, доктор педагогических наук, профессор Академии военных наук, заведующий кафедрой «Инженерная педагогика», декан факультета «Автомобильный транспорт» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии (СибАДИ).е-таИ:

[email protected].

Копылов Сергей Николаевич - кандидат педагогических наук, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-

педагогический университет» (Екатеринбург).

Тарасюк Ольга Вениаминовна - доктор педагогических наук Международного института «ИНФО-Рутения» Международной академии наук Сан-Марино, профессор кафедры

материаловедения, технологии контроля в машиностроении и методики профессионального обучения ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (Екатеринбург).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.