Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
6
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ / "МУЗЕЙНАЯ НОЧЬ" / АРТИЗАЦИЯ / МУЗЕЙНЫЙ СИНКРЕТИЗМ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шейко Анна Николаевна

Автор статьи прослеживает эволюцию форм популяризации Дальневосточным художественным музеем коллекции произведений искусства, способов его включения в специфическую культуру дальневосточного региона. Изложен местный опыт проведения «Музейной ночи», подчеркивающий усиление роли артизации, синкретичного характера работы музея: постмодернистских тенденций культуры XX столетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical Bases of Educational Work of the Far Eastern Art Museum

The author retraces the evolution of forms of art collection popularization by the Far Eastern Art Museum as well as methods of its inclusion in a specific culture of the Far Eastern region. The author presents the local experience of carrying out Museum Night which underlines strengthening the role of artization and the syncretical kind of museum work: postmodernism tendencies of the 20th century.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ, ЭТНОГРАФИЯ И ЛИНГВИСТИКА

ВЕСТН/КТОГУ 2310. № 4 (19)

УДК 008

© А. Н. Шейко, 2010

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ

Шейко А. Н. - методист по музейно-образовательной деятельности Дальневосточного художественного музея, асп. кафедры «Литература и культурология» (ДВГГУ), тел. 8-914-544-87-39, e-mail: annanicolaevna.s@mail.ru

Автор статьи прослеживает эволюцию форм популяризации Дальневосточным художественным музеем коллекции произведений искусства, способов его включения в специфическую культуру дальневосточного региона. Изложен местный опыт проведения «Музейной ночи», подчеркивающий усиление роли артизации, синкретичного характера работы музея: постмодернистских тенденций культуры XX столетия.

The author retraces the evolution of forms of art collection popularization by the Far Eastern Art Museum as well as methods of its inclusion in a specific culture of the Far Eastern region. The author presents the local experience of carrying out "Museum Night" which underlines strengthening the role of artization and the syncreti-cal kind of museum work: postmodernism tendencies of the 20th century.

Ключевые слова: просветительная работа, Дальневосточный художественный музей, «Музейная ночь», артизация, музейный синкретизм.

Дальний Восток - регион с особым культурным пространством, мощнейшую основу которого составляет пласт традиционного искусства аборигенов Амура. Организация Дальневосточного художественного музея (ДВХМ), музейного хранилища классического европейского и русского искусства, явилась следствием обоснования переселенцев из центра России на дальневосточных рубежах. Научные изыскания за 79 лет существования коснулись коллекции и деятельности ДВХМ, в основном, в приложении к истории региона: становление музея, формирование коллекции работ аборигенов и местных художников, патронат подопечных музеев.

В начале XXI столетия ДВХМ - крупнейшее региональное хранилище государственной коллекции численностью более 12 тысяч предметов мирового искусства. Учреждение явилось правопреемником Дальневосточного художественного музея II категории, организованного в Хабаровске решением Дальсовнаркома № 741 от 5 июля 1931 года. ДВХМ курирует работу сети

ВЕСТНИКТОГУ. 2010. № 4 (19)

художественных музейных учреждений региона. Помимо хранительского, экспозиционного и практического направлений деятельности музей занимается научно-исследовательской работой.

В настоящей статье прослеживается эволюция форм просветительной работы ДВХМ, регламентированных с 1930-х по 1990-е годы директивными указаниями руководящих органов и постановлениями ЦК КПСС «О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся» (1964 г.) и «О повышении идейно-воспитательной работы музеев» (1982 г.) по настоящее время, когда руководство осуществляется российским отделением ICOM.

Образ музея в контексте культурной жизни провинциального города стал интересовать теоретиков и практиков музейного дела (М. Б. Гнедовского, Н. М. Инюшкина, Л. Г. Ионина, И. М. Коссовой, Д. С. Лихачева, О. С. Са-панжи и других) в конце XIX-начале XX столетия. Сегодня освещением вопросов музеологии на Дальнем Востоке занимаются местные музееведы: С. Ю Жук, Л. В. Корнева, Н. В. Кочешков, Н. И. Рубан и другие.

Уникальная культура, начавшая формироваться полтора века назад во время мощных организованных переселенческих потоков на российском Дальнем Востоке, охарактеризована д.ф.н. Л. Е. Бляхером как «проточная культура» [2], особый тип социальной организации в условиях постоянной миграции населения.

Постоянная «проточность» стала традицией, которая адаптировала к себе официальные нормы. ДВКХМ как все крупные учреждение культуры ставило задачей поднятие духовного уровня населения, поиск и культивирование местных художественных талантов:

«... Художественных мастерских в ДВК нет. Специальных домов художника, творческих командировок и так далее - нет. В ДВК имеется один ДВ краевой Художественный музей в г. Хабаровске. Организован в 1931 году. С момента организации музея количество экспонатов возросло до 2052 штук. Посещаемость в среднем до 10 тысяч человек, с выставками - 15-18 тысяч человек...» [3].

Эти первые музейно-социологические данные значительны, учитывая, что количество населения Хабаровска на тот момент, по данным дальневосточного историка, архитектора Н. В. Кочешкова, составляло более 52 тысяч человек [4].

Пассивная демонстрация части общероссийской художественной коллекции, переданной на Дальний Восток, изначально не входила в планы деятельной Советской власти. Принцип коллективизма был взят за абсолют: в числе постоянной аудитории ДВХМ по данным Государственного архива Хабаровского края от 1936 года значились части ОКДВА, Краевой дом Пионера и Школьника, комсомольский актив города, рабочие трех ведущих городских заводов и другие. Постановление президиума Далькрайсовпрофа «О краевых художественных выставках» от 17 мая 1936 года в пункте 3-4 гласило, что на выставке работ художников-самоучек профсоюзов стимули-

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ

ровать организованное массовое посещение рабочими-служащими и членами их семей необходимо при помощи «специалистов-групповодов». Систематически писать «рецензии о творчестве отдельных художников-самоучек, отзывы зрителей и так далее» было предложено крупнейшей местной газете «Тихоокеанская звезда» [5]. Нарастающее привлечение в практику работы ДВХМ экскурсоводов и СМИ позволяло сделать походы в музей не только плановым культурным мероприятием, но и рождало личный интерес экскурсантов к искусству. Тем более что к концу 1930-х годов процент искусствоведческих лекций увеличился: в плане работы ДВХМ 1936 года из двенадцати проведенных занятий по «освоению трудящимися культурного наследия прошлого» только пять имели выраженное политически-современное звучание: «Пути развития советского искусства», «Западноевропейское искусство в эпоху капитализма» и другие. Был разработан «Особый годовой план по проведению лекций для учащейся, рабочей и красноармейской молодежи» [6]. К началу 1940-х годов задачами Дальневосточного краевого художественного музея явились «широкое ознакомление трудящихся с лучшими образцами материальной культуры; изучение национального искусства; сплочение вокруг музея местных художественных сил для непосредственного внедрения искусства в быт трудящихся» [7]. ДВКХМ применял только регламентированные профильной деятельностью формы работы с посетителем: экскурсия и лекция.

В период с 1941 по 1945 годы Дальневосточным художественным музеем было организовано около 30 выставок в духе времени: «Выставка батальной живописи», «Били, бьем и будем бить!», «Великая отечественная война советского народа против фашистских разбойников», и другие. Музей принимал активное участие в выпуске оконных плакатов «Удар по врагу», проводил большую работу по организации передвижных выставок и лекций для бойцов Второго Дальневосточного фронта в Северной Манчжурии для местного населения.

В 1950-70-е годы требованием дальневосточного социума к ДВКХМ стало оказание патроната музеям на общественных началах: обучение заводских рабочих навыкам экскурсоведения, реставрация и атрибуция портретов великих политиков, передовиков производства, написанных местными профессиональными мастерами и художниками-самоучками.

Выездные лекции музееведов подкреплялись демонстрацией известных репродукций и обширным передвижным фондом подлинных художественных произведений, недавно переданных в музей авторами. Основными категориями посетителей оставались организованные группы учащихся, рабочей молодежи и воины срочной службы.

Политический и финансовый кризис конца 80-х годов впервые заставляет ДВХМ, как и все музеи страны, задуматься о новых стратегиях привлечения посетителей в свои залы. Среди способов информирования экскурсантов превалируют комплексные. Так, при выезде в военные части реализуется формат «лекция - выставка - экскурсия - беседа по выставке» с вручением

ВЕСТНИКТОУ. 2010. № 4 (19)

ВЕСТНИКТОГУ 2010. № 4 (19)

буклетов о коллекции ДВКХМ, местных художниках и организованным сбором письменных отзывов о мероприятии. Передвижные выставки подлинников дальневосточных художников составляют 1/8 от общего количества выставок музея в год.

Таким образом, к началу 1990-х годов ДВКХМ имеет устойчивый статус учреждения культуры с широким спектром просветительных возможностей.

В 90-х годах музей размещается в историческом здании бывшего Офицерского собрания на «красной линии» Хабаровска. Появляется новое музейное пространство для осуществления разнообразных культурных и образовательных программ для широкой публики и специалистов. Таковыми становятся циклы занятий по патриотической тематике, Недели Школы, Недели Мастерской Снегурочки. В практику музейной деятельности вводится проведение концертов с подбором экспонатов к теме и чтением лекций по искусству на протяжении мероприятия. Набирает обороты обменная выставочная деятельность со странами АТР: в год проводится около 5-8 выставок Японии, Китая, Кореи.

К началу XXI столетия формы просветительной работы ДВКХМ, традиционные и сформировавшиеся под влиянием «проточной культуры» Дальнего Востока, приняли синкретичный вид калейдоскопа.

Деятельность ДВКХМ строилась как череда эффектных популяризаторских проектов: международных и российских; социальных и экологических; патронажных и образовательных. С 2001 по 2007 гг. в целях популяризации художественного наследия и укрепления культурных связей ДВКХМ участвовал в организации и проведении 36 международных проектов со странами АТР, Германией, Америкой и другими. Широкий общественный резонанс имел социальный проект «Зона» О. Шагаутдиновой (Канада), затрагивающий проблему интерактивного общения в женских пенитенциарных учреждениях.

В 2006 году ДВКХМ отправил по дальневосточному региону передвижную выставку «Новое искусство»: 30 постеров картин знаменитых художников из коллекции (И. Шишкин. А. Куинджи, Е. Лансере, С. Щедрин, К. Коровин и др.). После демонстрации в Ванино, Советской Гавани, Комсомольске-на-Амуре выставка стала востребованным музейным ресурсом для осуществления бесплатных просветительных выставок на площадях Хабаровска в дни массовых гуляний.

По данным внутренней статистики ДВКХМ, группы учащихся составляют 70 % посетителей музея. Поэтому использование ДВКХМ в своей коммуникационной стратегии образовательных курсов является логической константой.

В числе самых востребованных музейно-образовательных курсов ДВКХМ:

1) курс для дошкольников «Здравствуй, музей!» (по образцу ГРМ1);

1 ГРМ - Государственный Русский музей (г. Санкт-Петербург)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ

2) художественно-музыкальный курс «Музыка для глаз»;

3) художественно-литературный курс «У Кастальского ключа»;

4) арттерапевтический курс «Арттерапия - творческий поиск» (по образцу ГРМ);

5) художественно-исторический курс «Арт-Ист» и другие.

Целью курсов является не столько получение определенных знаний, сколько изменение эмоционального отношения к музейному предмету, рост заинтересованности в нем.

В современной «цивилизации досуга» изменяется отношение к роли и функциям организаций культуры. «Просветительская» модель сменяется «гедонистической» концепцией (Т. В. Абанкина) [8], согласно которой культура должна доставлять удовольствие, развлекать, успокаивать.

В этом отношении показательны ежегодные майские акции «Ночь в музее», за 3 года проведения ставшие традицией ДВХМ, имеющей положительный общественный резонанс.

В Международный день музеев акция объединяет музеи мира, способствует активному их общению. По опыту проведенных трех «Ночей в музее», в ДВКХМ экспозиции посещает в сотни раз больше гостей, чем в обычные дни. Для каждого музея это возможность расширить свое культурное влияние.

Если в 2007 году с 21.00 до 2.00 ч. ДВХМ посетило 470 человек, то в 2009 году - около 6 тысяч музейных гостей, что явилось опасным с точки зрения сохранения коллекции и безопасности посетителей.

Главным акцентом мероприятия в ДВХМ всегда являются экскурсии по постоянной экспозиции в темноте. Обыгрывая идею «Ночи в музее», экскурсоводы работают с группами, освещая произведения фонарями, что усиливает внимание к словам экскурсовода из-за необычности атмосферы.

Посетителям кроме традиционных музейных зрелищ (вернисажи, экскурсии) предлагалось наблюдать работу организаций, смежных по видам деятельности: инсценировку рыцарского сражения; процесс создания абстрактного рисунка художником. Предоставлялась возможность позировать шаржисту; слушать декламацию стихов, сочиненных хабаровскими поэтами группы «Альманах», игру на различных музыкальных инструментах, участвовать в мастер-классе по искусству японской каллиграфии, знакомиться с аборигенными танцами Приамурья, китайским боевым стилем тай-цзи и др.

В таких акциях, как «Музейная ночь», проявляется и развивается синкретичное начало музейной просветительной работы, характерное для постмодернистской культуры (В. К. Крутоус, В. И. Самохвалова) [10].

Означенный факт в контексте философии музея являет собой пример процесса артизации, формирующий у посетителя представление о художественном музее как об учреждении досуга. Если определить артизацию как перемещение границы семантического поля эстетического явления, то, по мнению автора статьи, ДВХМ избрал этот путь коммуникации с аудиторией доминантой своей просветительной работы. Обилие интерактивных событий

ВЕСТНИКТОГУ. 2010. № 4 (19)

ВЕСТНИКТОГУ 2010. № 4 (19)

культурного искусства2, реализуемых в ДВХМ в течение «Музейной ночи» в режиме «сеанса одновременной игры», всесторонне атакует восприятие и сознание посетителя, поэтому становится логичным говорить о синкретизме музейных и квазимузейных форм просветительной работы.

На рубеже ХХ-ХХ1 столетий музейные педагоги В. Васильев, Е. Медведева и М. Юхневич, анализируя вопросы интерактивности в пространстве музеев Санкт-Петербурга [9], говорят об опасном дисбалансе движения и единовременного количества посетителей относительно правил хранения музейных фондов. Музеевед А. А. Никонова считает, что в подобных проведению «Музейной ночи» ситуациях музей теряет свою индивидуальность, примеряя на себя различные аспекты имиджа досугово-развлекательных учреждений [11].

Автор статьи также видит опасность опрощения института музея и ДВХМ в частности, в стремлении к артизации просветительной работы.

Библиографические ссылки

1. Материалы текущего АДВХМ.

2. Бляхер Л. Е. Потребность в национализме, или Национальное самосознание на Дальнем Востоке России // Политические исследования (ПОЛИС), 2004. № 3.

3. ГАХК. Р-1629. 11-х-36. 132/5.

4. Кочешков Н. В. Изобразительное искусство и архитектура советского Дальнего Востока в 1922-1937 гг. История культуры ДВ СССР ХУП-ХХ веков. Советский период: Сборник. - Владивосток: ДВО АН СССР, 1990. - С. 93-103. - 200 с.

5. ГАХК. Ф. Р-1629. с 35.

6. Там же, с. 37.

7. ГАХК. 7.20.11. Утверждено Зам. Наркома по просвещению РСФСР т. Крупской Н. К. 11/11 1936г. - с. 55.

8. Абанкина Т. В. Культура постиндустриального общества // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2007. - № 8.

9. Васильев В. Интерактивность и ее мифы // Музей. 2008. - № 3. - С. 56-62.

10. Крутоус В. К. К истокам постмодернизма: философский бунт Льва Шестова // Искусствознание. 1-2/09 (XXXV). Научное издание. - М.: Наука, 2009.

11. Никонова А. А. Имидж как объект управления //Справочник руководителя учреждения культуры. 2007. - № 10.

2 Культурное искусство - разновидность концептуального творчества, использующего в своих композициях в качестве основного материала произведения художников различных эпох, что роднит его с постмодернистской традицией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.