Научная статья на тему '«БЕРЕГИТЕ ГАЛЕРЕЮ И БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ». КОЛЛЕКЦИЯ П.М. ТРЕТЬЯКОВА В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ'

«БЕРЕГИТЕ ГАЛЕРЕЮ И БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ». КОЛЛЕКЦИЯ П.М. ТРЕТЬЯКОВА В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
73
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ / КОЛЛЕКЦИЯ / П.М. ТРЕТЬЯКОВ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ / Я.Ф. КАПКОВ / С. ЩЕДРИН / Н. ДУБОВСКОЙ / В. ПОЛЕНОВ / М. ФЕДОРОВА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Коновалова Ольга Геннадьевна

Статья посвящена истории формирования коллекции одного из старейших на Дальнем Востоке художественных музеев - Дальневосточного художественного музея. В частности, приводятся сведения о поступлении работ из коллекции П. М. Третьякова, в том числе подробная информация об отдельных произведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAKE CARE OF THE GALLERY AND STAY HEALTHY" P.M. TRETYAKOV’S COLLECTION AT THE FAR EASTERN ART MUSEUM

The article is devoted to the history of the formation of the collection of one of the oldest art museums in the Far East - the Far Eastern Art Museum. In particular it provides information about the receipt of works from P. M. Tretyakovs collection, including detailed information about individual works.

Текст научной работы на тему ««БЕРЕГИТЕ ГАЛЕРЕЮ И БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ». КОЛЛЕКЦИЯ П.М. ТРЕТЬЯКОВА В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ»

МУЗЕИ, ГАЛЕРЕИ, КОЛЛЕКЦИИ

MUSEUMS, GALLERIES, COLLECTIONS

Я. Ф. Капков. Богоматерь с младенцем. Фрагмент. 1853. Холст, масло. 85x72

Дальневосточный художественный музей

Ya. F. Kapkov. The Virgin with the Child. Fragment. 1853.

Oil on canvas. 85x72

Far Eastern Art Museum

"TAKE CARE OF THE GALLERY AND STAY HEALTHY' P.M. TRETYAKOV'S COLLECTION AT THE FAR EASTERN ART MUSEUM

Olga G. Konovalova

Far Eastern Art Museum Khabarovsk, Russian Federation

Abstract: The article is devoted to the history of the formation of the collection of one of the oldest art museums in the Far East - the Far Eastern Art Museum. In particular it provides information about the receipt of works from P. M. Tretyakov's collection, including detailed information about individual works.

Keywords: Far Eastern Art Museum; collection; P.M. Tretyakov; State Tretyakov Gallery; Y.F. Kapkov; S. Shchedrin; N. DubovskajS \'. Polenov; M. Fedorova.

Citation: Konovalova, O.G. "TAKE CARE OF THE GALLERY AND STAY HEALTHY". P.M. TRETYAKOV'S COLLECTION AT THE FAR EASTERN ART MUSEUM. IzobraziteV noe iskusstvo Urala, Sibiri i DaVnego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 2, №1 (14), pp. 74-81.

О. Г. Коновалова

Дальневосточный художественный музей Хабаровск, Российская Федерация

«БЕРЕГИТЕ ГАЛЕРЕЮ И БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ». КОЛЛЕКЦИЯ П.М. ТРЕТЬЯКОВА В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ

Статья посвящена истории формирования коллекции одного из старейших на Дальнем Востоке художественных музеев - Дальневосточного художественного музея. В частности, приводятся сведения о поступлении работ из коллекции П. М. Третьякова, в том числе подробная информация об отдельных произведениях.

Ключевые слова: Дальневосточный художественный музей; коллекция; П.М. Третьяков; Государственная Третьяковская галерея; Я.Ф. Капков; С. Щедрин; Н. Ду-бовской; В. Поленов; М. Федорова.

История формирования коллекции Дальневосточного художественного музея началась в 1902 году Население одного из самых молодых городов Российской империи состояло в основном из переселенцев, военных и граждан китайской национальности. Здесь не было крупных собирателей художественных ценностей, представителей знати и особо состоятельных людей, украшавших свои дома произведениями искусства.

Классическая часть собрания Дальневосточного художественного музея была сформирована в разное время исключительно благодаря инициативе людей, находящихся у власти и потому имеющих возможность для практической реализации этой самой инициативы.

Первым человеком, озаботившимся уровнем культуры жителей дальневосточной столицы и их потребностью в учреждениях эстетического направления, был Приамурский генерал-губернатор Николай Иванович Гродеков. Человек многосторонне образованный, лично знакомый с П.И. Щукиным и В.В. Стасовым, H.H. Гродеков обратился к вице-президенту Академии художеств графу И.И. Толстому с просьбой о приобретении художественных произведений. «Комиссия по выбору художественных произведений для провинциальных музеев», в которую входили И.Е. Репин, М.П. Боткин, В.Е. Маковский, А.П. Соколов и П.П. Чистяков, отобрала для отправки в Хабаровск семь картин [4]. Именно эти произведения, среди которых были полотна Я.И. Суходольского, П.П. Верещагина, Ю.И. Феддерса и др., и стали основой для одной из лучших коллекций Дальнего Востока. А в 1930 году председатель Дальневосточного краевого исполкома А.Н. Асаткин «лично договорился в Наркомпросе и Совнаркоме о выделении для Дальнего Востока большого целевого собрания художественных произведений» [4]. В 1931 году в пяти вагонах в Хабаровск приехали предметы искусства из центральных музеев Советского Союза, в том числе из Государственной Третьяковской галереи.

После 1917 года, когда новая власть национализировала частные собрания, церковную собственность, упразднила дворцы-музеи, был организован Государственный музейный фонд, хранилища которого находились во многих уже имеющихся музеях, в том числе и в Третьяковской галерее. Поэтому поступления из этой галереи можно условно разделить на три группы:

произведения из Государственного музейного фонда, в соответствии с историческими реалиями весьма поверхностно и поспешно систематизированные; работы, поступившие в Третьяковскую галерею после смерти ее основателя; и, наконец, самая значимая часть - картины, приобретенные непосредственно Павлом Михайловичем Третьяковым1.

Сегодня эти работы составляют основу экспозиции русского искусства и представляют не только общую картину истории отечественной художественной культуры, но и иллюстрируют в разной степени вкусы и пристрастия Третьякова-коллекционера.

Одна из работ, приобретенных Павлом Михайловичем в первые годы его собирательской деятельности, - картина «Богоматерь с младенцем», написанная в 1853 году почти забытым сегодня художником Я.Ф. Капковым (1816-1854). Сын крепостного Яков Капков прожил недолгую, отмеченную постоянной нуждой и личной неустроенностью жизнь. Получив вольную у князя М.С. Воронцова, ценой больших усилий добился он принятия в число вольноприходящих академистов, где учился в мастерской профессора A.C. Егорова. В разное время получил малую и большую золотые медали Академии и звание классного художника. Среди современников был известен как мастер лирического портрета.

Картина «Богоматерь с младенцем» была написана художником незадолго до смерти. Благородное свечение красок, глубокая проник-

Н. Н. Дубовской. Тихий вечер. 1898. Холст, масло. 102x134

Дальневосточный художественный музей

N. N. Dubovsky. Silent evening. 1898. Oil on canvas. 102x134

Far Eastern Art Museum

В. Д. Поленов. Джума, мальчик из Нижней Нубии. 1881. Холст, масло. 37,5x23,5

Дальневосточный художественный музей

К D. Polenov. Juma, a boy from Lower Nubia. 1881. Oil on canvas. 37,5x23,5

Far Eastern Art Museum

новенность образа матери ставят эту работу в ряд лучших произведений мастера. Согласно заметкам искусствоведа В.Г. Стариковой, работавшей в музее с 1948 по 1972 год, «Богоматерь с младенцем» Якова Капкова была приобретена Николаем I для своей дочери Ольги, какое-то время находилась в штутгартской церкви, а затем оказалась в собрании К.Т. Солдатенкова [9]. Кузьма Терентьевич Солдатенков, завещавший свою коллекцию Румянцевскому музею, был соседом Третьяковых по даче в Кунцево. Приобрел ли Павел Михайлович картину Я.Ф. Капкова непосредственно у Кузьмы Медичи, как называли Солдатенкова современники, или эти данные не совсем достоверны, тем не менее на фотографиях галереи Третьякова 1892 года эта картина занимает одно из центральных мест в экспозиции.

Как серьезный и вдумчивый коллекционер Павел Михайлович, начиная свою собирательскую деятельность и покупая картины современных художников, довольно быстро пришел к мысли представить всю историю русской живописи и показать ее развитие. И братья Третьяковы начинают приобретать произведения ушед-

ших из жизни, но оставивших значительный след в российском изобразительном искусстве художников.

Одним из тех, кому Павел Михайлович уделил особое внимание, был Сильвестр Щедрин (1791-1830). По воспоминаниям дочери коллекционера, «в собрании П.М. Третьякова было 15 работ С. Щедрина (автопортрет, тринадцать картин маслом и карандашный рисунок)» [2]. Одной из этих работ была принадлежащая ныне Дальневосточному художественному музею картина «Грот в Сорренто».

Сильвестр Щедрин, проведший большую часть своей недолгой жизни в Италии, был признанным мастером пленэрного пейзажа. В эпоху расцвета классицизма Щедрин писал натурные камерные ландшафты так полюбившейся ему итальянской природы. Последние пять лет своей жизни художник жил в Неаполе, часто посещая его окрестности.

«Грот», написанный в период наивысшего расцвета его творчества, за год до смерти художника, в восхищавшем мастера своей природной красотой Сорренто, воплощает все живописные достижения С. Щедрина. Контраст темных стен грота с яркой синевой водной глади и южного неба, освещенными солнцем прибрежными скалами создает полную иллюзию присутствия в этом дивном месте, где с моря дует легкий ветерок, а воздух насыщен запахами моря и нагретых солнцем деревянных лодок итальянских рыбаков. Тех самых рыбаков, с которыми Щедрин дружил, которым помогал и которые вскоре будут горько оплакивать преждевременную кончину этого необыкновенного художника.

Его творчество по достоинству оценили и в Европе, и на родине. При жизни он имел многочисленные заказы, в том числе и от членов императорской фамилии. При посредничестве брата итальянские пейзажи Сильвестра Щедрина активно покупались русской аристократией. После смерти художника «пейзажи Щедрина охотно приобретали известные московские и петербургские коллекционеры, в том числе Ф.И. Прянишников, И.Е. Цветков, И.С. Остроухов, Н.Д. Быков, К.Т. Солдатенков. Не стал исключением и Павел Михайлович Третьяков. Уже в первой рукописной описи его собрания, составленной в 1873 году, значатся девять картин прославленного мастера» [10].

Любовь П.М. Третьякова к пейзажной живописи также широко известна, как и его зна-

менитое высказывание: «Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, но чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника» [5]. Среди пейзажей, приобретенных в свое время Павлом Михайловичем и оказавшихся в 1931 году в Дальневосточном художественном музее, - картины ведущих мастеров этого жанра: М.К. Клодта, Л.Ф. Лагорио, Ф.А. Васильева, H.H. Дубовского.

«Художник, которого забыли», «Великий и неизвестный», «Рок непризнания» - так сегодня озаглавлено большинство статей о творчестве Николая Никаноровича Дубовского (1859-1918). Истовый передвижник, он до конца жизни оставался верным принципам этого сообщества, которое начало свою деятельность, когда Николаю Дубовскому было всего 11 лет. Тяготевший к рисованию с раннего детства, в 1877 году Николай отправился в Петербург, где вскоре стал учеником пейзажного класса профессора М.К. Клодта. После трех лет обучения в Академии художеств Николай повторил «бунт четырнадцати», был отчислен из Академии и далее учился самостоятельно. Несмотря на это, работы, представленные мастером на Передвижной выставке, приняли с восторгом и публика, и критики. П. Третьяков приобрел картину с выставки для своей галереи, что безусловно явилось подтверждением признания. Николай Никанорович часто выезжал за границу, посещал Италию, Грецию, Швейцарию, Францию, принимал участие в международных выставках, посещал музеи, изучал творчество европейских художников. На Всемирной выставке в Париже Дубовской, единственный из русских пейзажистов, был отмечен серебряной медалью. Он получил премию и на Всемирной выставке в Риме.

О картине «Родина» (1905) на этой выставке Дубовскому писал Репин: «Это лучший пейзаж всей выставки всемирной, римской... Вас, Николай Никанорович, я особенно поздравляю: еще никогда Вы не были так великолепны и могущественны - оригинальная, живая и красивейшая картина!!!» [7].

Со временем Дубовской стал членом правления Товарищества передвижников. Петербургская Академия художеств, некогда выгнавшая его, избрала Дубовского действительным членом, и вскоре он стал профессором академии и руководителем пейзажной мастерской. Павел

Третьяков, будучи поклонником этого незаурядного живописца, приобрел не одну работу Дубовского для своего собрания.

«Тихий вечер» из коллекции Дальневосточного художественного музея был написан в год смерти П.М. Третьякова и стал его последним прижизненным приобретением произведений любимого Павлом Михайловичем пейзажиста.

М. А. Федорова. На окраине Петербурга. 1890-е. Холст, масло. 50,4x71

Дальневосточный художественный музей

М. A. Fedorova. In the outskirts

of Petersburg. 1890s. Oil on canvas. 50,4x71

Far Eastern Art Museum

С. Ф. Щедрин. Грот в Сорренто. 1829. Холст, масло. 32,5x46

Дальневосточный художественный музей

S. F. Shchedrin. Grotto in Sorrento. 1829. Oil on canvas. 32,5x46

Far Eastern Art Museum

В «Русских ведомостях» критик Н. Селиванов писал об этой картине, назвав ее «Поэмой в золотом»: «Картина производит необычайный эффект. Небо, едва заметные облака, морская даль, воздух, вода - всё сияет золотыми и золотистыми тонами горячего ясного дня. Богатство этих тонов, исходящих из одного, основного, и сливающихся в нем, поразительное» [6].

Интерес к художникам, которые войдут в историю искусства как «передвижники», возник у П.М. Третьякова задолго до официального провозглашения Товарищества. Он покупал картины с выставок и до них, прямо в мастерских художников, разделял их эстетические взгляды и поддерживал материально. Один из французских критиков того времени назвал эту «независимую группу художников» «Третьяковской школой» [3].

На выставке 1885 года Павел Третьяков купил несколько работ Василия Поленова, среди которых - «Джума». Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927) экспонировал в этот год 79 своих произведений. Вместе с искусствоведом Адрианом Праховым и промышленником Семеном Лазаревым художник побывал в Турции, Египте, Палестине, Сирии и Греции. «Джума, мальчик из Нижней Нубии» - один из многочисленных этюдов, привезенных Поленовым из этой поездки. В своих письмах к родным Поленов писал, что особенно поразило его чувство уважения, которое проявляли местные жители к его труду. Стоило художнику встать за мольберт, как тут же появлялся кто-то из местных с пальмовой ветвью в руках и отгонял от него мух. На острове Филе у Поленова даже появился постоянный провожатый - нубиец Джума, прелестный и очень смышленый мальчик. При расставании Джума подарил художнику пальмовую ветвь, которой отгонял мух, что было знаком особой дружбы [8]. Сегодня «Джума» вместе с картиной «Нильский порог с острова Элефантины», которая также экспонировалась на вышеупомянутой выставке, украшает экспозицию Дальневосточного художественного музея.

Приобретения Павла Михайловича Третьякова, человека с безупречным чутьем и непререкаемым авторитетом, среди которых работы В.Е. Маковского, П.А. Нилуса, А.Д. Кившенко, В.В. Верещагина, в настоящее время не только достойно представляют хабаровчанам русское изобразительное искусство XIX века, но и от-

крывают широкой публике доныне неизвестные имена.

Одно из них - Мария Алексеевна Федорова (1859-1934)2. Сегодня имя этой замечательной художницы вряд ли знакомо широкому кругу почитателей живописи. А ведь ее творчество отметил сам П.М. Третьяков, купив в свою коллекцию не одно произведение этого автора. Кроме того, Мария Алексеевна Федорова в определенном смысле - знаковая фигура своего времени.

В 30-е годы XIX века началось профессиональное обучение женщин в России, когда при Императорском обществе поощрения художеств открылись рисовальные классы для девочек. Со временем женщин стали принимать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1842 году в Петербурге открылись женские вечерние классы в Санкт-Петербург -ской рисовальной школе для вольноопределяющихся. В качестве вольнослушательниц женщин допустили и в Императорскую Академию художеств.

С раннего детства Мария увлекалась рисованием. И, несмотря на бедственное положение семьи, в 19 лет поступила в рисовальную школу Общества поощрения художников. В 1881 году Федорова стала вольноприходящей ученицей Академии художеств, где за учебу получила сначала малую, а позже и большую поощрительные медали. Именно в это время на ее творчество обратил внимание П.М. Третьяков ив 1891 году купил первую картину Федоровой в свое собрание. Из-за финансовых трудностей окончить курс юной художнице, ученице И.И. Шишкина, не удалось, и с 1892 года она становится преподавателем рисования в женских гимназиях. В 1920-х годах М.А. Федорова уехала в Финляндию, где продолжала заниматься живописью до своей кончины в 1934 году.

Со своими пейзажами Мария Алексеевна участвовала в выставках Академии художеств, Санкт-Петербургского общества художников, Московского общества любителей художеств. С этих выставок Павел Михайлович Третьяков покупал еще несколько картин, что давало финансовую возможность Марии выезжать на пленэры и совершенствовать свое мастерство пейзажиста. В 1898 году И.К. Айвазовский направил в Совет ИАХ ходатайство о присвоении ей почетного звания за успехи в живописи.

В картине «На окраине Петербурга» из коллекции Дальневосточного художественного

музея художница изобразила тот уголок Северной столицы, в котором провела свое детство и юность. Гладкое академическое письмо, почти монохромный колорит - унылый пейзаж петербургской окраины - как нельзя лучше передают те черты творчества М.А. Федоровой, что роднили ее, по мнению многих, с передвижниками.

Сегодня трудно представить, сколько художников мы могли бы не увидеть и не узнать в полной мере их творчество, не будь в России Павла Михайловича Третьякова - человека, преданного своим эстетическим принципам до конца жизни.

Общеизвестно, что в своем завещании П.М. Третьяков настаивал на дальнейшем существовании галереи в том виде, в котором она была передана городу. Однако последующие события внесли свои коррективы в историю знаменитого собрания, и последняя воля Третьякова не была выполнена.

В своем письме дочери в марте 1893 года Павел Михайлович написал: «Моя идея была, с самых юных лет, наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях: мысль эта не покидала меня никогда во всю жизнь» [1]. И в этом смысле духовное завещание Третьякова не нарушено.

Примечания

1. В 1931 году в Дальневосточный художественный музей из Государственной Третьяковской галереи, согласно акту от 04.06.1931 г., поступило 62 произведения живописи. Из них, согласно различным источникам, 37 картин, приобретенных П.М. Третьяковым при жизни. Помимо описанных и названных в этой статье, это работы А.П. Боголюбова, A.A. Борисова, И.С. Бугаевского-Бла-годарного, С.Ю. Жуковского, Я.С. Корнилова, К.А. Коровина, И.И. Левитана, А.Т. Маркова, Д.Н. Мартынова, Г. А. Ознобишина, П. А. Риццони, В.А. Тро-пинина, Г.Г. Чернецова, В.Г. Шварца, В.И. Якоби, H.A. Ярошенко.

2. Впервые сведения о Федоровой приведены в публикации О. Коноваловой в интернет-журнале Хабаровска 9.06.2022 (URL: https://habinfo.ru/ mariya-fedorova/).

Литература

1. Анисов, Л.М. Третьяков. - Москва : Молодая гвардия, 2004. - 309 с.

2. Боткина, А.П. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. - Москва : Искусство, 1993. - 374 с.

3. Брук, Я. «Собрать русскую школу, как она есть»: Государственной Третьяковской галерее исполнилось 150 лет // Наука и жизнь. - 2006. - № 5. - URL: https://www. nkj.ru/archive/articles/5661/ (дата обращения 9.03.2023).

4. Жук, С.Ю. Первый художественный музей на

Дальнем Востоке (1901- 1941). - Хабаровск : Хабаровский краевой музей им. Н. И. Гродекова, 2016. - 175 с.

5. Зилоти, В.П. В доме Третьякова. - Москва : Искусство, 1998. - 246 с.

6. Кулишов, В.И. Рок непризнания Н. Дубовского. - URL: https://kultyres.ru/uchebnie_materiali/cTyfleH-ческие-работы/rok-nepriznaniia-nikolaia-dybovskogo. html (дата обращения 9.03.2023).

7. Репин, И.Е. Письма к художникам и художественным деятелям (1869-1930). - Москва : Искусство, 1952.-408 с.

8. Сахарова, Е.В. Василий Дмитриевич Поленов: письма, дневники, воспоминания. - Ленинград : Искусство, 1950. - 520 с.

9. Старикова В.Г. Капков Я.Ф. // Архив ДВХМ.

10. Усачева, С. Картины Сильвестра Щедрина в Третьяковской галерее. Из истории коллекции // Третьяковская галерея. - 2009 (25). - № 4. - URL: https://www. tg-m.ru/articles/4-2009-25/kartiny-silvestra-shchedrina-v-tretyakovskoi-galeree-iz-istorii-kollektsii (дата обращения 09.03.2023).

References

1. Anisov, L.M. Tretyakov [Tretyakov]. Moscow, Molodaya gvardiya, 2004, 309 p.

2. Botkina, A.P. Pavel Mihajlovich Tret yakov v zhizni i iskusstve [Pavel Mikhailovich Tretyakov in his life and in art]. Moscow, Iskusstvo, 1993, 374 p.

3. Bruk, YA. «Sobraf russkuyu shkolu, kak ona est'»: Gosudarstvennoj Tret'yakovskoj galeree ispolnilos' 150 let ["To collect the Russian art school as it is": to the 150th anniversary of the State Tretyakov Gallery]. Nauka i zhizn', 2006, no. 5, available at: https://www.nkj.ru/ archive/articles/5661/ (accessed 9.03.2023).

4. Zhuk, S.Yu. Pervyj hudozhestvennyj muzej na Dal'nem Vostoke (1901- 1941) [The first art museum on the Far East (1901- 1941)]. Khabarovsk, Khabarovsk Regional Museum named after N. I. Grodekov, 2016,175 P-

5. Ziloti, V.P. V dome Tret'yakova [At the Tretyakov house]. Moscow, Iskusstvo, 1998, 246 p.

6. Kulishov, V.I. Rok nepriznaniya N. Dubovskogo [N. Dubovsky's destiny to be unacknowledged], available at: https://kultyres.ru/uchebnie_materiali/studencheskie-raboty/rok-nepriznaniia-nikolaia-dybovskogo.html

Зал галереи П. M. Третьякова вскоре после передачи коллекции городу в 1892 году

Из кн. Юденковой Т. "Братья Третьяковы: коллекции" (Москва: CJIOBO/SLOVO, 2021)

Р. М. Tretyakov gallery's hall soon after the collection receipt to the city in 1892

From the book. Yudenkova T. "The Tretyakov Brothers: Collections"

(Moscow: SLOVO, 2021)

(accessed 9.03.2023).

7. Repin, I.E. Pis'ma khudozhnikam i hudozhestvennym deyatelyam (1869-1930) [Letters to the artists and the artistic figures (1869-1930)]. Moscow, Iskusstvo, 1952, 408 p.

8. Saharova, E.V. Vasilij Dmitrievich Polenov: pis'ma, dnevniki, vospominaniya [Vasiliy Dmitrievich Polenov: letters, diaries, memories]. Leningrad, Iskusstvo, 1950, 520 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Starikova V.G. Kapkov Ya.F. Archive of the Far Eastern Art Museum.

10. Usacheva, S. Kartiny Sil'vestra Shchedrina v Tret'yakovskoj galeree. Iz istorii kollekcii [Silvestr Shchedrin's pictures in the Tretyakov Gallery. Fron the history of the collection]. Tret'yakovskaya galereya, 2009 (25), no. 4, available at: https://www.tg-m.ru/ articles/4-2009-2 5/kartiny-silvestra-shchedrina-v-

tretyakovskoi-galeree-iz-istorii-kollektsii (accessed 09.03.2023).

Об авторе

Коновалова Ольга Геннадьевна - заведующая сектором отечественного искусства Дальневосточного художественного музея (Хабаровск) E-mail: olga.sun88@yandex.ru

Konovalova Olga Gennadievna

Head of the Russian Art Sector of the Far Eastern Art Museum (Khabarovsk)

Залы галереи П. M. Третьякова в 1898 году

Из кн. Юденковой Т. "Братья Третьяковы: коллекции" (Москва: СЛОВО/SLOVO, 2021)

Р. М. Tretyakov gallery's halls in 1898

From the book. Yudenkova T. "The Tretyakov Brothers: Collections"

(Moscow: SLOVO, 2021)

Развеска картин П.М. Третьяковым в зале О. Кипренского,

B. Тропинина,

C. Щедрина.

Из кн. Юденковой Т. "Братья Третьяковы: коллекции" (Москва: СЛОВО/ SLOVO, 2021)

Р. М. Tretyakov's hanging the pictures in the hall of O. Kiprensky, V^ Tropinin, S. Shchedrin.

From the book. Yudenkova T. "The Tretyakov Brothers: Collections"

(Moscow: SLOVO, 2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.