Научная статья на тему 'Теоретические основания построения процесса формирования рефлексивного мышления субъекта в спортивной деятельности'

Теоретические основания построения процесса формирования рефлексивного мышления субъекта в спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
424
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / РЕФЛЕКСИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / РЕФЛЕКСИВНАЯ ПОЗИЦИЯ / РЕФЛЕКСИВНЫЙ АКТ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хозина Софья Рафаэлевна, Вощинин Александр Владимирович, Неверкович Сергей Дмитриевич

В статье рассматриваются механизмы рефлексии, составляющие основу процессов рефлексивного мышления. Ставится проблема формирования рефлексивного мышления в спортивной деятельности, условий и детерминант, определяющих особенности протекания рефлексивных процессов. Анализируются подходы к определению структуры рефлексивного акта. Предлагается теоретическая модель формирования рефлексивного мышления, в которой учитываются такие детерминанты как рефлексивная позиция субъекта, временной континуум (ретроспекция, ситуационный аспект, перспектива), проблемно-конфликтная ситуация, условия инициации процессов рефлексии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical bases of construction process of forming the subject reflexive thinking in sports activity

The article deals with the mechanisms of reflexion, forming the basis of the processes of reflexive thinking. The problem of formation of reflexive thinking in sports activities, conditions and determinants that determine the features of course of reflexive processes. Analyzes the approaches to the determination of the structure of reflexive act. Proposed theoretical model of reflexive thinking, which takes into account such determinants as the reflexive position of the subject, time continuum (retrospective, situational aspect, perspective), problem-conflict situation, the conditions of initiating of reflexion processes.

Текст научной работы на тему «Теоретические основания построения процесса формирования рефлексивного мышления субъекта в спортивной деятельности»

ЛИТЕРАТУРА

1. Близневский, А. А. Формирование активно-действенного отношения к занятиям спортом дзюдоистов 12-13 лет в соревновательном периоде / А.А. Близневский, А.П. Шумилин, А.Г. Левицкий // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 4 (122). - С. 222228.

2. Методики психодиагностики в спорте / В. Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А., Плахтиенко, Л.К. Серова. - М. : Просвещение, 1984. - 192 с.

REFERENCES

1. Bliznevsky, A.A., Shumilin, A.P. and Levitsky, A.G. (2015), "Forming of active attitude to sports activity among 12-13 years old judokas in the competition period", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 122, No. 4, pp 222-228.

2. Marishchuk, V.L., Bludov, Yu.M., Plakhtiyenko, V.A. and Serova, L.K.(1984), Psychodiagnostics techniques in sport, Education, Moscow.

Контактная информация: kumid@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 22.06.2016

УДК 796:159.9

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССА

ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНОГО МЫШЛЕНИЯ СУБЪЕКТА В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Софья Рафаэлевна Хозина, аспирантка, Александр Владимирович Вощинин, кандидат психологических наук, доцент, Сергей Дмитриевич Неверкович, академик РАО, доктор педагогических наук,

профессор,

Российский государственный университет физической культуры спорта, молодежи и

туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Аннотация

В статье рассматриваются механизмы рефлексии, составляющие основу процессов рефлексивного мышления. Ставится проблема формирования рефлексивного мышления в спортивной деятельности, условий и детерминант, определяющих особенности протекания рефлексивных процессов. Анализируются подходы к определению структуры рефлексивного акта. Предлагается теоретическая модель формирования рефлексивного мышления, в которой учитываются такие детерминанты как рефлексивная позиция субъекта, временной континуум (ретроспекция, ситуационный аспект, перспектива), проблемно-конфликтная ситуация, условия инициации процессов рефлексии.

Ключевые слова: рефлексия, рефлексивное мышление, рефлексивная позиция, рефлексивный акт, спортивная деятельность, психические состояния.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.06.136.p242-247

THEORETICAL BASES OF CONSTRUCTION PROCESS OF FORMING THE SUBJECT REFLEXIVE THINKING IN SPORTS ACTIVITY

Sofia Rafailyevna Hozina, the post-graduate student, Alexander Vladimirovich Voshchinin, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Sergey Dmitrievich Neverkovich, the academician of RAE, doctor of pedagogical sciences,

professor,

Russian State University of Physical Culture of Sport, Youth and Tourism, Moscow

Annotation

The article deals with the mechanisms of reflexion, forming the basis of the processes of reflexive thinking. The problem of formation of reflexive thinking in sports activities, conditions and determinants

that determine the features of course of reflexive processes. Analyzes the approaches to the determination of the structure of reflexive act. Proposed theoretical model of reflexive thinking, which takes into account such determinants as the reflexive position of the subject, time continuum (retrospective, situational aspect, perspective), problem-conflict situation, the conditions of initiating of reflexion processes.

Keywords: reflexion reflexive thinking, reflexive position, reflexive act, sports activity, mental condition.

На современном этапе развития спортивной науки особое место отводится рефлексивным процессам в обучении спортсменов. Особую актуальность проблема развития рефлексивных навыков спортсменов приобретает в подростковом возрасте, то есть на этапе предшествующем переходу в профессиональный спорт. Наряду с тем, что двигательная активность определяется как существенный и основополагающий компонент спортивной деятельности, особую важность приобретают процессы позволяющие оптимизировать осознание таких ключевых компонентов как освоение и реализация технико-тактических действий, построение системы эффективного взаимодействия между тренером и спортсменом.

В учебно-тренировочной деятельности одной из задач, стоящих перед тренером является формирование личности спортсмена, развитие способности к сознательной регуляции собственной деятельности [8;9]. Однако если рассмотреть учебно-тренировочную деятельность с точки зрения рефлексивно-гуманистического подхода, то она представляется как учебно-познавательный процесс, в котором важнейшую роль, наряду с освоением двигательных действий и технико-тактических схем, играют процессы осознания способов освоения действий на физическом уровне и формирования понятий на мыслительном уровне.

Цель исследования - определить детерминанты и условия построения процесса формирования рефлексивного мышления в спортивной деятельности.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

В организации процессов осознания и включения рефлексивного мышления особую роль играет уровень подготовленности тренера. На сегодняшний день основным требованием к тренерам-профессионалам является способность к осознанному отношению к собственной деятельности, то есть способам ее осуществления и личностным основаниям построения взаимодействия в системе «тренер-спортсмен».

С.Д. Неверкович профессионализм тренера мыследеятельностного типа определяет, как «способность тренера оперировать со средствами мышления в рамках мыследея-тельности, осуществлять их схематизирование в процессе управления профессиональной деятельностью, в педагогической реальности выступает критериальной характеристикой уровня владения методологией и технологиями обучения, формами культурного взаимодействия в образовательной ситуации» [10, с. 10].

Эффективность рефлексии собственной деятельности и личностных оснований ее осуществления, будь то спортивная или тренерская, создает прочную основу для того чтобы хороший спортсмен или начинающий тренер стали тренерами-профессионалами высокого класса, обладающими профессиональным мышлением [3; 6].

Рефлексия оказывается процессом, а точнее, целостной совокупностью многих процессов, связывающих сферы: сознания, мышления и телесности. Обращенность сознания субъекта деятельности на способы действий, направленные на реализацию целей и решение определенных задач в конечном итоге определяет результирующую составляющую всего процесса. Постановка задач и наработка способов их решения является результатом рефлексивных действий на пути содержательного анализа и движения в проблемном поле ситуаций взаимодействия.

При рассмотрении рефлексивного мышления и его роли в спортивной деятельности становится понятно, что процессы осознания не могут основываться лишь на пред-

ставлениях тренера о методах работы и теоретическом мышлении о моделях организации процесса. Процесс формирования рефлексивного мышления является процессом обоюдного взаимодействия тренера и спортсмена, которое осуществляется в общем поле культурных значений и личностных смыслов рефлексивного пространства. То есть, пространства, в котором главными компонентами взаимодействия являются не только обращенность сознания на содержания собственной деятельности, но и средства и способы рефлексии, выработанные совместно и закрепленные в знаково-символической объективизированной форме.

Рефлексивное мышление - является процессом, основанием для осуществления которого выступают знания логических законов связи объекта с направленным на него действием. Особая сложность организации процесса формирования рефлексивного мышления заключается в том, что объект и субъект в данной деятельности совпадают. При этом абсолютно необходимым условием является то, что осознание не может останавливаться на интуитивном представлении, выработанном стихийно, а представляет собой целенаправленный процесс концептуализации. В результате концептуализации происходит реконструкция схемы действия или целой программы действий, преобразующихся в понятие. Успешность процесса концептуализации, а следовательно и выработка эффективной модели деятельности зависит от способности субъекта абстрагироваться от ситуативных элементов и оперировать содержательным аспектом смыслового уровня.

В общепсихологическом смысле, можно выделить основное условие развития рефлексивного мышления. Данным условием является то, что организация процесса учебно-познавательной деятельности должна обеспечивать возможность формирования и закрепления у субъекта деятельности обобщенной ориентировки.

А.А. Тюков определяет следующие содержания обобщенной ориентировки. Во-первых, ориентировка в структуре теоретических знаний (разных типах построения теорий и теоретических объяснений), выступающей в качестве средства рефлексивного анализа и контроля, осуществляемого субъектом по отношению к различным типам эмпирических и теоретических знаний. Во-вторых, ориентировка в способах использования зна-ково-символических средств, фиксирующих содержание теорий и организацию теоретических форм мышления [14].

Для формирования развитых форм рефлексивного мышления важно, чтобы построенная система понятий являлась ориентировочной основой для организации и реализации умственных действий, что обеспечивает объяснение и предсказание для определенного актуального содержания в рассматриваемых явлениях и фактах [13].

Организация процесса формирования рефлексивного мышления в спортивной деятельности должна осуществляться в строгом соответствии с предметным ее содержанием. При этом субъект рефлексивной деятельности должен очень четко осознавать собственную субъективную позицию, иметь возможность для ее изменения или корректировки. Изначально, для инициации процессов рефлексивного мышления важным условием является способность к критическому отношению к способам осуществляемой деятельности.

Конструктивность рефлексивных действий определяется поиском скрытых, неочевидных условий, которые представляют собой проблемно-конфликтное содержание деятельности. Рефлексивная проработка проблемно-конфликтного содержания осуществляется при включении действий субъекта, приводящих к объективации определенных способов действий, что в результате позволяет изменять и корректировать данные способы в соответствии с целевой и результирующей составляющей деятельности [2].

Как правило, для личности, стремящейся к осознанию собственной деятельности, выявление ее проблемно-конфликтного содержания и понимание несоответствия способов действий целевой и результирующей составляющей приводит к включению рефлексивного механизма. Работа рефлексивного механизма, по своей сути, представляет слож-

нейший и многоуровневый процесс [5].

Н.Г. Алексеев [1] определяет рефлексивный механизм через ряд этапов мыслительных действий: остановка, фиксация, объективация отчуждение, установление отношений.

А.С. Шаров [15] определяет содержание рефлексивного механизма с позиций регулятивного подхода и теории границ.

Рефлексивный механизм - это самоорганизация интенциональной психической активности, которая осуществляется на различных уровнях психики (сознания, бессознательного), для достижения в процессе взаимодействия человека с миром синергизма и проявляется в простраивании и связывании границ, их организации в ходе движения к основаниям собственной деятельности.

В работах Ю.Н. Кулюткина, рефлексия рассматривается в структуре саморегуляции психики. Рефлексивный механизм является процессом, направленным на поиск средств достижения поставленной цели. Основными элементами выступают гипотезы, антиципированные схемы, модели, на основе которых субъект ищет возможности для реализации функций «Я-исполнитель» и «Я-контролер». В данном процессе рефлексия выполняет функцию многоуровневой обратной связи [7].

И.Н. Семенов и С.Ю. Степанов [11; 12] рассматривают механизмы рефлексии относительно творческой деятельности, с точки зрения перестройки субъектом своего сознания, где выделяют пять основных этапов: актуализация смысловых структур «Я»; исчерпание актуализировавшихся смыслов; инновация принципов конструктивного преодоления противоречий; реализация заново обретенного смысла.

Рассматривая рефлексивный механизм с точки зрения возможностей личностного роста и развития, В.И. Слободчиков представляет его как единство психологических механизмов интеграции и дифференциации личности. Важным содержательным аспектом такого подхода является то, что в осуществлении рефлексии ключевую роль играет сама личность и ее качества, в конечном итоге - личностная позиция субъекта деятельности по отношению к необходимости осознания проблемных содержаний, личностных оснований и способов осуществления деятельности [13].

На основании этого можно утверждать, что для организации процесса формирования рефлексивного мышления необходим учет роли рефлексивной позиции субъекта и личностных детерминант, определяющих особенности протекания рефлексивных процессов.

В работах А.В. Вощинина [4; 5] определяются четыре типа рефлексивных позиций: конструктивная, внеситуативная, арефлексивная, личностно-самоуничижительная. Между рефлексией, личностью и рефлексивной позицией складывается следующий тип отношений - рефлексия выполняет интегрирующую-дифференцирующую функцию в структурировании психики, при этом подсистемы личности, детерминирующие рефлексивную позицию, могут выступать при определенных условиях в качестве дезинтегрирующего начала, приводящего рефлексию в категорию непродуктивного, а порой и бессмысленного для личности процесса [6].

Таким образом, формирование рефлексивного мышления предполагает учет ряда факторов, лежащих в основе развертывания процессов рефлексии относительно проблемно-конфликтных содержаний деятельности, способов и личностных оснований ее осуществления, особенностей взаимодействия субъектов (рисунок 1).

При столкновении с проблемно-конфликтным содержанием для активизации рефлексивных процессов необходимы структурирование и схематизация опыта, включение осознания недостаточности имеющихся средств и способов, актуализация личностных оснований, интенций к осознанию противоречий. Системность рефлексивных процессов обеспечивается включением временного континуума и проработкой проблемных содержаний с учетом конфликтности ситуации для личности, что в свою очередь требует учета

типа рефлексивной позиции субъекта деятельности.

Временной Рефлексивная

континуум позиция

Рефлексивное мышление

Проблемно-конфликтные ситуации

Инициация процесса рефлексии

Рисунок 1. Детерминанты и условия формирования рефлексивного мышления

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев, Н.Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Алексеев Н.Г. - М., 2002. - 40 с.

2. Вощинин, А.В. Метод рефлексивной референции (означения) актуального опыта деятельности тренера / А.В. Вощинин // Спортивный психолог. - 2012. - № 2 (26). - С. 67-72.

3. Вощинин, А.В. Роль самоотношения в формировании рефлексивной позиции тренера /

A.В. Вощинин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 11 (93). - С. 1218.

4. Вощинин, А.В. Рефлексия в структуре деятельности тренера: от рефлексивной позиции к рефлексивной культуре / А.В. Вощинин // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 2. - С. 12-18.

5. Вощинин, А.В. Психологические механизмы рефлексивных процессов / А.В. Вощинин // Спортивный психолог. - 2015. - № 1 (36). - С. 36-39.

6. Вощинин, А.В. Психология рефлексии в деятельности тренера : монография / А.В. Во-щинин. - М. : [б. и.], 2016. - 216 с.

7. Кулюткин, Ю.Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий / Ю.Н. Кулюткин // Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Московский гос. ун-т. - М. : Изд-во МГУ, 1979. - С. 22-28.

8. Неверкович, С.Д. Философия тренерской деятельности / С.Д. Неверкович, Е.В. Киселева // Спортивный психолог. - 2007. - № 3 (12). - С. 76-79.

9. Неверкович, С.Д. Рефлексивная культура спортивного педагога / С.Д. Неверкович,

B.А. Ильков, А.А. Мушаков // Спортивный психолог. - 2008. - № 2. - С. 11-17.

10. Неверкович, С.Д. Рефлексивная культура спортивного педагога I. Современные полипредметные представления о категории «рефлексия» / С.Д. Неверкович, А.А. Мушаков // Спортивный психолог. - 2008. - № 1. - С. 8-11.

11. Семенов, И.Н. Продуктивность личностного компонента мышления при дискурсивном решении задач / И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов // Вопросы психологии. - 1979. - № 6. - С. 109-114.

12. Семенов, И. Н. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности / И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов // Вопросы психологии. - 1983. - № 2 - С. 35-42.

13. Слободчиков, В.И. Рефлексия как принцип существования индивидуального сознания / В. И. Слободчиков // Экспериментальные исследования по проблемам общей и социальной психологии. - М., 1979. - С. 15-20.

14. Тюков, А.А. О путях описания психологических механизмов рефлексии / А.А. Тюков // Проблемы рефлексии: современные комплексные исследования. - Новосибирск : Наука, 1987. - С. 68-75.

15. Шаров, А.С. Ограниченный человек: значимость, активность, рефлексия / А.С. Шаров. - Омск : Изд-во Омского гос. пед. ун-та, 2000. - 358 с.

REFERENCES

1. Alekseev, N.G. (2002), Designing of conditions of development of reflexive thinking, dissertation, Moscow.

2. Voshchinin, A.V. (2012), "Method of reflexive reference (oznacheniye) of actual experience of activities of the trainer", Sports psychologist, No. 2 (26), pp. 67-72.

3. Voshchinin, A.V. (2012), "Self-relation Role in forming of a reflexive line item of the trainer", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 93, No. 11, pp. 12-18.

4. Voshchinin, A.V. (2013), "Reflection in structure of activities of the trainer: from a reflexive line item to reflexive culture", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 12-18.

5. Voshchinin, A.V. (2015), Psychological mechanisms of reflexive processes, Sports psychologist, No. 1 (36), pp. 36-39.

6. Voshchinin, A.V. (2016), Reflection psychology in activities of the trainer: monograph, Moscow.

7. Kulyutkin, Yu.N. (1979), "Reflexive regulation of cogitative actions", Psychological researches of intellectual activities, publishing house MSU, Moscow, pp 22-28.

8. Neverkovich, S.D. and Kiselyova, E.V. (2007), "Philosophy of trainer's activities", Sports psychologist, No. 3 (12), pp. 76-79.

9. Neverkovich, S.D., Ilkov, VA. and Mushakov, A.A. (2008), "Reflexive culture of the sports teacher", Sports psychologist, No. 2, pp. 11-17.

10. Neverkovich, S.D. and Mushakov, A.A. (2008), "Reflexive culture of the sports teacher of I. Modern polysubject ideas of the category "reflection"", Sports psychologist, No. 1, pp. 8-11.

11. Semenov, I.N. and Stepanov S.Yu. (1979), Productivity of a personal component of thinking in case of the discursive solution of tasks, Psychology questions, No 6, pp. 109-114.

12. Semenov, I.N. and Stepanov, S.Yu. (1983), the Reflection in the organizations of creative thinking and self-development of the personality, Psychology questions, No. 2, pp. 35-42.

13. Slobodchikov, V.I. (1979), "Reflection as the principle of existence of individual consciousness", in book Pilot studies on problems of general and social psychology, APS of the USSR. Scientific research institute OP, Moscow, pp. 15-20.

14. Tyukov, A.A. (1987), "About ways of the description of psychological mechanisms of a reflection, reflection problem", in book: Modern complex researches, Science, Novosibirsk, pp. 68-75.

15. Sharov, A.A. (2000), Narrow person: importance, activity, reflection, publishing house of OMGPU, Omsk.

Контактная информация: a.voshchinin@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.06.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.