Научная статья на тему 'Рефлексивная регуляция психических состояний спортсменов'

Рефлексивная регуляция психических состояний спортсменов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
816
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / МЕХАНИЗМ О-ЗНАЧЕНИЯ / РЕФЛЕКСИВНАЯ ПОЗИЦИЯ / РЕФЛЕКСИВНЫЙ АКТ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вощинин Александр Владимирович

В статье рассматриваются методы рефлексивной регуляции психических состояний спортсменов. Ставится проблема сознательной регуляции на основе анализа современных представлений о категориальной системе, формирующейся в процессе спортивной деятельности. Определяются этапы переработки телесного опыта и выведения значений языка тела на уровень культурных значений, которые приобретают для субъекта определенный смысл, в процессе спортивной деятельности. Приводятся примеры функционирования механизма о-значения телесного опыта и формирование системы индивидуальных значений стабилизирующих или затрудняющих реализацию программы движений и действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вощинин Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reflexive regulation of mental states of athletes

This article discusses methods of reflexive regulation of mental conditions of sportsmen. The problem of conscious regulation on the basis of the analysis of modern concepts of the categorical system formed in the course of sports activities. Defined stages of processing and excretion of bodily experience of the body language of values to the level of cultural values that become subject to a certain point in the course of sports activities. Examples of the functioning of the mechanism of value-body experience and the formation of the individual values of the system stabilizing or complicating the implementation of the program of movements and actions.

Текст научной работы на тему «Рефлексивная регуляция психических состояний спортсменов»

УДК 796:159.9

РЕФЛЕКСИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ

СПОРТСМЕНОВ

Александр Владимирович Вощинин, кандидат психологических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры спорта молодежи и

туризма (ГЦОЛИФК), г. Москва

Аннотация

В статье рассматриваются методы рефлексивной регуляции психических состояний спортсменов. Ставится проблема сознательной регуляции на основе анализа современных представлений о категориальной системе, формирующейся в процессе спортивной деятельности. Определяются этапы переработки телесного опыта и выведения значений языка тела на уровень культурных значений, которые приобретают для субъекта определенный смысл, в процессе спортивной деятельности. Приводятся примеры функционирования механизма о-значения телесного опыта и формирование системы индивидуальных значений стабилизирующих или затрудняющих реализацию программы движений и действий.

Ключевые слова: рефлексия, механизм о-значения, рефлексивная позиция, рефлексивный акт, спортивная деятельность, психические состояния.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.06.136.p214-217

REFLEXIVE REGULATION OF MENTAL STATES OF ATHLETES

Alexander Vladimirovich Voshchinin, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism

Annotation

This article discusses methods of reflexive regulation of mental conditions of sportsmen. The problem of conscious regulation on the basis of the analysis of modern concepts of the categorical system formed in the course of sports activities. Defined stages of processing and excretion of bodily experience of the body language of values to the level of cultural values that become subject to a certain point in the course of sports activities. Examples of the functioning of the mechanism of value-body experience and the formation of the individual values of the system stabilizing or complicating the implementation of the program of movements and actions.

Keywords: reflexion reflexive thinking, reflexive position, reflexive act, sports activity, mental condition.

Традиционно используемые методы психорегуляции определяют психологические эффекты, которые сказываются на способности спортсменов управлять собственным состоянием в наиболее значимых ситуациях спортивной деятельности. Однако исследования показывают, что эффекты и навыки зачастую не являются стойкими и более того, наработанный опыт психорегуляции быстро утрачивается.

Это происходит на основе того, что традиционные методы регуляции опираются на ряд следующих теоретических оснований.

Во-первых, классические методы психорегуляция основываются на положениях теории эмоций Джеймса-Ланге, основное содержание которой состоит в идеи о возникновении автономного возбуждения и вегетативной реакции в ответ на эмоциогенную ситуацию. Следовательно, активизация или расслабление, которое может быть вызвано определенным поведением или установочными формула происходит за счет попыток определить состояние и прочувствовать его.

Во-вторых, работа по психорегуляции производится на уровне первого блока мозга, который отвечает за активизацию и расслабление, однако, тесная связь с третьим блоком мозга (блок программирования, регуляции и контроля поведения и деятельности) не дает гарантии, что при возникновении значимой ситуации не будут активизированы ос-

новные стереотипы реагирования, сопровождающиеся чрезмерным напряжением или деструктивными переживаниями.

Таким образом, проблема функционирования психики заключается в том, что для выработки навыков психорегуляции требуется более качественная проработка психических состояний на сознательном уровне с помощью техник рефлексивного анализа. Данные техники складываются в метод рефлексивной регуляции состояний, который основывается на работе с таким сложным психическим механизмом как механизм о-значения [2; 3; 5]. В результате работы механизма о-значения происходит опредмечивание или распредмечивание системы ощущений и переживаний, представлений и образов, способов саморегуляции в зависимости от задач конкретного этапа спортивной деятельности. В процессе спортивной деятельности у каждого спортсмена формируется определенные устойчивые конструкты представлений и образов телесного опыта, опыта значимых переживаний, их взаимосвязи и взаимодетерминации на уровне системы индивидуальных значений [1; 6].

Данные образования оказывают существенное влияние на возможности спортсмена активизировать функциональное состояние путем саморегуляции, что выражается в определенных регуляторных стратегиях. Регуляторные стратегии (психотехнические действия) могут оказывать на функциональное состояние, как активизирующий эффект, так и дестабилизировать его. Являясь результатом работы механизма о-значения определенная психотехника приобретает неосознаваемый характер и закрепляется на уровне стереотипного действия [4; 7; 8].

Наблюдается десинхронизация телесных ощущений, эмоционального состояния и представлений о собственном состоянии и эффективных стратегиях его регуляции. В процессе рефлексивной регуляции происходит отладка функциональных связей между сферами психического, синхронизация работы телесной, эмоциональной, когнитивной сферы и закрепление на сознательном уровне эффективных психотехнических действий, а так же возможность корректировки неэффективных стратегий регуляции. Фиксируемый на уровне тела и уровне образа опыт конкретных психотехнических действий успешно закрепляется в процессе проработки значимых состояний так, что спортсмен единожды отработав определенное состояние, может осуществлять его дальнейшую регуляцию и выходить на уровень оптимизации функционального состояния психотехническими способами в короткий промежуток времени.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА РЕФЛЕКСИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ

СОСТОЯНИЙ

1 этап. Осознание и принятие психического состояния.

2 этап. Анализ системы значений (сознавание - когнитивный уровень).

3 этап. Объективация, О-значение и опосредование системы индивидуальных значений (рефлексивный уровень).

4 этап. Вторичное опосредование (поведенческий уровень).

5 этап. Фиксация и закрепление телесных ощущений (уровень тела).

6 этап. Реализация, прочувствование эффектов, переживание состояния в конкретной ситуации (уровень действия).

7 этап. Рефлексивный анализ, фиксация, О-значение и закрепление конструктивных психических состояний (рефлексивный уровень).

Приведем пример функционирования механизма о-значения телесного опыта и формирование системы индивидуальных значений затрудняющих реализацию программы движений и действий (таблица 1).

Таблица 1

_Схема деструктивного способа о-значения на уровне языка тела_

1. Означающее (биодинамическая ткань образа действия). Что-то такое от чего не могу сидеть на месте._

2. Означаемое (телесные ощущения). Ощущение потрясывания._

3. Знак (означенное телесное ощущение). МАНДРАЖ В НОГАХ. Значение - то состояние, в котором я не могу отработать поединок_

Мы видим, что означаемое в виде телесных ощущений встречаясь с означающим, превращается в определенный знак, который трактуется субъектом как «мандраж в ногах». При этом данный знак наделяется особым значением относительно предстоящей деятельности - «то состояние, в котором я не могу нормально отработать поединок».

Проследим означивание телесных ощущений по тому же механизму, но в конструктивном варианте (таблица 2).

Таблица 2

_Схема конструктивного способа о-значения на уровне языке тела_

1. Означающее (биодинамическая ткань образа действия). Хочется двигаться, невозможно усидеть._

2. Означаемое (телесные ощущения). Вибрирует все тело._

3. Знак (означенное телесное ощущение). ПЕРЕД ВЗРЫВОМ. Значение - состояние полета, все могу._

Мы видим, что «вибрирующее тело», являясь означаемым, определяет точно такой же по содержанию, но совершенно иной способ действий по смыслу - «хочется двигаться, невозможно усидеть», в сочетании они дает знак, который описывается как состояние «перед взрывом». Естественно, данный знак приобретает для субъекта совершенно определенное значение конструктивного характера «состояние полета, все могу».

При переходе на уровень понятийной системы знак из системы языка тела становится означающим, а означаемое представляет собой способ действия, который может неосознаваемо воспроизводиться.

При деструктивном варианте (таблица 3) способ действия заключается в «чрезмерном контроле состояния, подавлении возбуждения, потере чувства легкости в теле». Означаемое и означающие превращаются в знак, который на сознательном уровне при оценке своего состояния трактуется как страх перед поединком.

Таблица 3

Деструктивный способ о-значения в понятийной системе и в образе действия

3. Знак (означенное телесное ощущение). МАНДРАЖ В НОГАХ. I. ОЗНАЧАЮЩЕЕ_

II. ОЗНАЧАЕМОЕ. Способ действий. Чрезмерный контроль состояния, подавление возбуждения, потеря чувства легкости в теле._

III. ЗНАК (признак). Страх перед поединком, я боюсь._

Конструктивный вариант о-значения представляется следующим образом (таблица

4).

Таблица 4

Конструктивный способ о-значения в понятийной системе и в образе действия

3. Знак (означенное телесное ощущение). ПЕРЕД ВЗРЫВОМ. I. ОЗНАЧАЮЩЕЕ_

II. ОЗНАЧАЕМОЕ. Способ действий. Концентрируюсь на ощущениях, усиливаю их, чувствую наполненность ими всего тела._

III. ЗНАК (признак). ПРЕДВКУШЕНИЕ, ВДОХНОВЕНИЕ._

В данном случае способ действия представляется как «концентрация на ощущениях, усиление ощущений, чувство наполненности ощущениями полета всего тела». Означаемое и означающее на сознательном уровне порождают знак, который трактуется как состояние «предвкушения», которое по семантике представляет собой состояние «вдохновения». В свою очередь состояние вдохновения является не чем иным как оптимальным боевым состоянием.

Таким образом, в процессе рефлексивной регуляции происходит анализ ощущений и их дифференциация на уровне языка тела, что позволяет сформировать при переходе к понятийной системе регуляторную основу для закрепления психических состояний оп-

тимальных для определенного момента спортивной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вощинин, А.В. Метод рефлексивной референции (означения) актуального опыта деятельности тренера / А.В. Вощинин // Спортивный психолог. - 2012. - № 2 (26). - С. 67-72.

2. Вощинин, А.В. Рефлексия в структуре деятельности тренера: от рефлексивной позиции к рефлексивной культуре / А.В. Вощинин // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 2. - С. 12-18.

3. Вощинин, А.В. Психологические механизмы рефлексивных процессов / А.В. Вощинин // Спортивный психолог. - 2015. - № 1 (36). - С. 36-39.

4. Вощинин, А. В. Психология рефлексии в деятельности тренера : монография / А.В. Вощинин ; Рос. гос. ун-т физ. культуры. - М. : [б. и.], 2016. - 216 с.

5. Кулюткин, Ю.Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий / Ю.Н. Кулюткин // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. - М., 1979. - С. 22-28.

6. Слободчиков, В. И. Рефлексия как принцип существования индивидуального сознания / В.И. Слободчиков // Экспериментальные исследования по проблемам общей и социальной психологии. - М. : Изд-во Ин-та психологии РАО, 1979. - С. 15-20.

7. Тюков, А.А. О путях описания психологических механизмов рефлексии / А.А. Тюков // Проблемы рефлексии: современные комплексные исследования. - Новосибирск : Наука, Сибирское отделение, 1987. - С. 68-75.

8. Шаров, А.С. Онтология рефлексии: природа, функции, механизмы / А.С. Шаров // Рефлексивный подход: от методологии к практике : сборник статей / Учреждение Российской акад. наук, ин-т филос. РАН ; под ред. В.Е. Лепского. - М. : Когито-Центр, 2009. - С. 112-132.

REFERENCES

1. Voshchinin, A.V. (2012), "Method of reflexive reference (oznacheniye) of actual experience of activities of trainer", Sports psychologist, No. 2 (26), pp. 67-72.

2. Voshchinin, A.V. (2013), "Reflection in structure of activities of the trainer: from a reflexive line item to reflexive culture", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 12-18.

3. Voshchinin, A.V. (2015), "Psychological mechanisms of reflexive processes", Sports psychologist, No. 1 (36), pp. 36-39.

4. Voshchinin, A.V. (2016), Reflection psychology in activities of the trainer: monograph, Moscow.

5. Kulyutkin, Yu.N. (1979), "Reflexive regulation of cogitative actions", Psychological researches of intellectual activities, publishing house MSU, Moscow, pp 22-28.

6. Slobodchikov, V I. (1979), "Reflection as the principle of existence of individual consciousness', Pilot studies on problems of general and social psychology, Publishing house Institute of psychology, Moscow, pp. 15-20.

7. Tyukov, A.A. (1987), "About ways of the description of the reflections psychological mechanisms", Reflection problems: modern complex researches, Science, Siberian department, Novosibirsk, pp. 68-75.

8. Sharov, A.S. (2009), "Reflection ontology: nature, functions, mechanisms", Reflexive approach: from methodology to practice: collection of the articles Organization Russian Academician Sciences, Kogito-center, Moscow, pp. 112-132.

Контактная информация: a.voshchinin@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.06.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.