Научная статья на тему 'Роль самоотношения в формировании рефлексивной позиции тренера'

Роль самоотношения в формировании рефлексивной позиции тренера Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
322
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / САМООТНОШЕНИЕ / РЕФЛЕКСИВНАЯ ПОЗИЦИЯ / РЕФЛЕКСИВНАЯ АКТИВНОСТЬ / РЕФЛЕКСИВНЫЙ ОПЫТ / ЛИЧНОСТЬ / ТРЕНЕР / НЕВРОТИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / REFLECTION / SELF-ATTITUDE / REFLECTIVE POSITIONS / REFLECTIVE ACTIVITY / REFLECTIVE EXPERIENCE / PERSONALITY / COACH / NEUROTIZATION / PROFESSIONAL SELF-AWARENESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вощинин Александр Владимирович

В статье рассматривается проблема взаимосвязи самоотношения и рефлексии на различных этапах профессионализации тренеров. Определяются рефлексивные профили тренеров и особенности самоотношения, характеризующие группы. Выявлена тенденция к снижению склонности к казирефлексии и самокопанию с возрастанием стажа тренерской деятельности. Выявлены взаимосвязи между показателями рефлексии и параметрами самоотношения. Определена ведущая роль когнитивного и самоуничижительного компонентов самоотношения в структурировании рефлексивного опыта тренера. Выявлены и описаны факторы, определяющие особенности рефлексивной позиции тренеров: фактор «Инициации механизма означения», фактор «Развития рефлексивной способности», фактор «Конструктивности рефлексивного опыта», фактор «Невротической направленности рефлексии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-attitude in building the coaches' reflective position

The article observes the problems of interconnection between self -attitude and reflection at various stages of coaches’ professionalization. Reflective coaches’ profiles and self-attitude features characterizing groups, are defined. The declining tendency for quasiflection and self-analysis have been revealed in the course of augmentation of coaching service. The interconnections between the reflection indices and self-attitude parameters have been presented. The primary role of cognitive and selfpejorative components of self-attitude in structuring coaches’ reflective experience is determined. The factors defining coaches' reflective positions are the following: a factor of «Significance mechanism initiation», a factor of «Reflection ability development», a factor of «Reflection experience constructiveness», a factor of «Neurotic direction of reflection».

Текст научной работы на тему «Роль самоотношения в формировании рефлексивной позиции тренера»

national Journal of Sports Medicine, Vol. 3, pp. 225-232.

S. Lanka, J. (2007), Biomechanics of Javelin Throw, publishing house Elpa-2, Riga, Latvian.

9. Morris, C., Bartlett R. and Navarro E. (2001), “The function of blocking in elite javelin throws: A reevaluation”, Human Movement Studies, Vol. 5, pp. 175-190.

Контактная информация: vf-kost@mail.ru

Статья поступила в редакцию 31.10.2012.

УДК 159

РОЛЬ САМООТНОШЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ РЕФЛЕКСИВНОЙ ПОЗИЦИИ

ТРЕНЕРА

Александр Владимирович Вощинин, преподаватель,

Московская государственная академия физической культуры (МГАФК, п. Малаховка)

Аннотация

В статье рассматривается проблема взаимосвязи самоотношения и рефлексии на различных этапах профессионализации тренеров. Определяются рефлексивные профили тренеров и особенности самоотношения, характеризующие группы. Выявлена тенденция к снижению склонности к казирефлексии и самокопанию с возрастанием стажа тренерской деятельности. Выявлены взаимосвязи между показателями рефлексии и параметрами самоотношения. Определена ведущая роль когнитивного и самоуничижительного компонентов самоотношения в структурировании рефлексивного опыта тренера. Выявлены и описаны факторы, определяющие особенности рефлексивной позиции тренеров: фактор «Инициации механизма означения», фактор «Развития рефлексивной способности», фактор «Конструктивности рефлексивного опыта», фактор «Невротической направленности рефлексии».

Ключевые слова: рефлексия, самоотношение, рефлексивная позиция, рефлексивная активность, рефлексивный опыт, личность, тренер, невротизация, профессиональное самосознание.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.11.93.p12-19

SELF-ATTITUDE IN BUILDING THE COACHES' REFLECTIVE POSITION

Aleksandr Vladimirovich Voschinin, the teacher,

Moscow State Physical Education Academy,

Settlement Malakhovka, Moscow Region

Annotation

The article observes the problems of interconnection between self -attitude and reflection at various stages of coaches’ professionalization. Reflective coaches’ profiles and self-attitude features characterizing groups, are defined. The declining tendency for quasiflection and self-analysis have been revealed in the course of augmentation of coaching service. The interconnections between the reflection indices and self-attitude parameters have been presented. The primary role of cognitive and self- pejorative components of self-attitude in structuring coaches’ reflective experience is determined. The factors defining coaches' reflective positions are the following: a factor of «Significance mechanism initiation», a factor of «Reflection ability development», a factor of «Reflection experience constructiveness», a factor of «Neu-rotic direction of reflection».

Keywords: reflection, self-attitude, reflective positions, reflective activity, reflective experience, personality, coach, neurotization, professional self-awareness.

ВВЕДЕНИЕ

Современный подход к подготовке квалифицированных кадров в сфере физической культуры и спорта диктует необходимость реализации гуманистических принципов и ценностного отношения к личности. Самоотношение личности является интегральной

динамической структурой самосознания, отражает меру принятия личностью самой себя и проявляется в переживании чувства собственной ценности и значительности на пути самопознания и рефлексии [10]. В.В. Столин определяет самоотношение в контексте представлений о смысле «Я», указывает на определенную структуру и специфику отношения личности к собственному «Я» [9]. В структуре самоотношения выделяются когнитивный и эмоциональный компоненты (аутосимпатия), а также компонент самоуничижения [6].

Профессиональное самоотношение формируется в результате единства и целостности процессов определения социальной идентичности и социально-психологических качеств личности, составляющих психологическое содержание рефлексии. Для становления профессионального самоотношения очень важно, чтобы противоречие между целостным самоотношением личности и частным самоотношением снималось за счет конструктивного решения проблемно-конфликтных содержаний реальной деятельности, с одной стороны. С другой стороны, успешность формирования профессионального само-отношения определяется процессом совместной выработки системы значений, которая соответствует индивидуальному и культурному опыту субъектов, являющихся частью системы кооперации, которая диктует правила и нормы функционирования с ориентацией на результат деятельности [2].

Через механизм рефлексии, который С.Э. Ковалев определяет как «центрация-децентрация» реализуются частные отношения субъекта к собственному профессиональному Я [4]. В идеале, рефлексия является неотъемлемым условием формирования устойчивого профессионального самоотношения, в свою очередь определяющего уровень профессионального самосознания.

Для повышения продуктивной роли рефлексии тренеру необходимо воспринимать проблемно-конфликтные ситуации на уровне смысловой картины мира как необходимые условия личностного развития и активизировать мыслительный поиск значимых для него моментов деятельности как способа осуществления своего целостного «Я» [1].

Рефлексия выступает как форма активного личностного переосмысления человеком тех или иных содержаний своего индивидуального сознания, которое обеспечивает успешное осуществление им собственной деятельности [8]. Эффективность рефлексии, с одной стороны, определяется способностями к ее осуществлению, а именно способностью произвольного обращения сознания на самого себя. С другой, зависит от особенностей самоотношения тренера, которые определяют общий фон рефлексии в результате соотнесения внутреннего эмоционального опыта со способами, средствами, целями и результатами деятельности.

Таким образом, эффективность и конструктивность соотнесения внутреннего эмоционального опыта с аспектами деятельности как определяет особенности самоотноше-ния на пути профессионализации, так и влияет в последующем на характер взаимосвязи самоотношения с рефлексией, способствующей формированию рефлексивной позиции тренера. На данном этапе ставится проблема соотношения показателей рефлексии и параметров самоотношения, которая определяет цель данного исследования.

Для реализации поставленной цели нами решались следующие задачи: определение особенностей самоотношения и рефлексии тренеров на различных этапах профессионализации; определение взаимосвязи между показателями рефлексии и компонентами самоотношения; выявление факторов, определяющих конструктивные аспекты рефлексивной позиции на пути профессионализации.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для решения поставленных задач использовались следующие методики: дифференциальный тест рефлексии Д.А. Леонтьева [5], методика диагностики рефлексивности

А.В. Карпова [1], методика уровня выраженности и направленности рефлексии М. Гран-

та, опросник метакогнитивной включенности в деятельность (Metacognitive Awareness Inventory), методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева [7].

Нами были исследованы действующие и будущие тренеры с различным стажем профессиональной деятельности, в количестве 151 человек, которые были разбиты на три группы. В первую группу вошли студенты тренерских факультетов (42 человека), начинающие тренеры (48 человек) и опытные тренеры (61 человек) различных видов спорта в возрасте от 18 до 52 лет.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате проведенных исследований был определен общий уровень рефлексивности в группах: студенты - 3,83±1,69, тренеры со стажем 1-3 года - 4,56±1,76, тренеры со стажем более 5 лет - 4,91±1,34, что соответствует нижней границе среднего уровня развития рефлексивной способности (Рис. 1).

3,83 4,56 4,91

Студенты Тренеры (стаж 1-3 года) Тренеры (стаж > 5 лет)

Рис. 1 Соотношение уровня развития рефлексивной способности (методика А.В. Карпова)

Соотношение показателей рефлексивной активности и коэффициента конструктивности рефлексии (Рис. 2) позволяет сделать вывод о том, что с увеличением стажа тренерской деятельности мы отмечаем тенденцию к снижению квазирефлексии и самокопания, при этом показатели конструктивности рефлексии не повышаются.

7

6 ♦-«ДЛ---

•-РА А

+ КГВ»

1

---------------*-9тЭ9-------------♦ 0.39

О

Сгукяпм Тренеры 1-3 под» Тренеры г 5 лет

Рис. 2 Соотношение показателей рефлексивной активности (РА) и конструктивности рефлексии (КПР) (тест ДТР Д. А. Леонтьева)

Между группами были выявлены статистически значимые различия (Манна-Уитни тест, и критерий) по ряду параметров самоотношения.

Группа студентов тренерских факультетов в сравнении с начинающими тренерами

демонстрирует более высокие показатели по шкале самопринятие (5,57±1,43, при р=0,04), при этом от группы опытных тренеров отличается более низкими показателями по шкале самопривязанность (5,50±1,46, при р=0,03) и более высокими показателями по шкале внутренняя конфликтность (4,52±1,75, при р=0,01). Группа начинающих тренеров в отличие от опытных характеризуется более низкими показателями по шкалам: самору-ководство (6,50±1,52, при р=0,05), самопринятие (5,08±1,28, при р=0,07) и более высокими показателями по шкале внутренняя конфликтность (4,33±1,46, р=0,03). Более низкие показатели по шкале самопринятие у начинающих тренеров в сравнении с двумя другими группами испытуемых могут определять реакцию личности на включение в ситуацию реальной деятельности, насыщенную значимыми проблемно-конфликтными содержаниями, определяющими особенности самоотношения на данном этапе профессионализации.

В результате корреляционного анализа были выявлены многочисленные связи параметров самоотношения и показателей рефлексии (таблица 1).

Таблица 1

Взаимосвязь параметров самоотношения и показателей рефлексии (п=151)

Когнитивный компонент Эмоциональный компонент Самоуничижение

Откры- тость Само- уверен- ность Само руко- водство Отра- женное самоот- ноше- ние Само- цен- ность Само- приня- тие Само- привя- зан- ность Внутренняя конфликт-ность Само- обвине- ние

Самокопание -0,21** -0,22** -0,16 * 0 48*** 0 48***

Системная рефлексия 0,18 * 0,22**

Квазирефлек- сия -0,24** 0,42*** 0,26**

Рефлексивная активность 0,46*** 0,35***

Коэф. конструктивности рефлексии 0,28*** 0,28*** 0,20 * 0,17 * 0,24** -0,33*** -0 32***

Общий уровень рефлексивности 0,19 * 0,16 *

Рефлексия общения 0,16 * 0 23*** 0,19 * 0,16 * -0,18 *

Ретроспективная рефлексия 0 29*** 0,26**

Ситуативная рефлексия 0,25** 0,23** 0,15 * -0,35***

Перспективная рефлексия 0,16 *

Саморефлек- сия -0,18 *

Социоре- флексия 0,17 * 0,25** 0,25** 0,22** 0,23** -0,33*** -0,19 *

* - на уровне значимости р<0,05; ** - на уровне значимости р<0,01; *** - на уровне значимости р<0,001.

Наибольшее количество связей приходится на когнитивный компонент самоотношения и самоуничижения, что объясняется их большей динамичностью под влиянием актуальной ситуации деятельности. Отметим значимые положительные корреляции по-

казателей конструктивности рефлексии со всеми шкалами когнитивного компонента са-моотношения, а показатели рефлексивной активности демонстрируют связь только с невротическим компонентом. При этом общий уровень рефлексивности связан со шкалами открытость и отраженное самоотношение. Отрицательная корреляция шкалы открытость и квазирефлексия говорит о том, что низкая степень осознанности «Я», входящего в структуру рефлексивности обуславливает уход от реальных проблемных содержаний деятельности. При этом ситуативная рефлексия, рефлексия общения, социорефлексия положительно коррелируют с открытостью, самоуверенностью и отраженным самоотношением, что определяет способность воспринимать, анализировать ситуацию деятельности, преобразовывать основания и способы собственных действий и личностно развиваться без ущерба целостному «Я».

Корреляции показателей рефлексии со шкалами самоуничижения (внутренняя конфликтность и самообвинение) говорит о связи «вредной», не продуктивной рефлексии с невротическим компонентом самоотношения. Однако связь системной и ретроспективной рефлексии с внутренней конфликтностью и самообвинением приводит к пониманию того, что продуктивная рефлексия посредствам обращения к прошлому опыту через содержательный анализ не позволяет уходить от решения проблемных содержаний в переживания по поводу собственных состояний (самокопание) или фантазирование (квазирефлексия) и конструктивно влияет на личностное развитие тренеров. Другими словами, при наличии развитой способности к рефлексии, высокая продуктивность ее осуществления, направленность сознания на себя и на ситуацию социального взаимодействия не приводит личность к невротизации.

Для выявления интегрирующей и дифференцирующей роли самоотношения в структуре рефлексивной позиции на основе матриц интеркорреляций показателей рефлексии и самоотношения был произведен расчет индексов когерентности (ИКС), девер-гентности (ИДС) и общей структурированности (ИОС).

Таблица 2

Интегрированность, дифференцированность и структурированность рефлексивной

позиции параметрами самоотношения

Студе! ( тгы тренерского )акультета Начинающие тренеры (стаж 1-3 года) Опытные тренеры (стаж от 5 лет)

Самоотноше- ние ИКС ИДС ИОС ИКС ИДС ИОС ИКС ИДС ИОС

41 37 78 55 35 90 63 33 96

При соотнесении индексов, полученных по параметрам самоотношения, отмечается прирост интегрированости, организованности структур и снижение дифференцирующей (рассогласовывающей) роли компонентов самоотношения в структуре рефлексивной позиции с возрастанием опыта профессиональной деятельности. В частности, в индексах когерентности отмечается возрастание удельных весов следующих параметров самоот-ношения: самоуверенность, самоценность, самопривязанность и снижение удельных весов внутренней конфликтности и самообвинения.

Обработка параметров рефлексии, самоотношения и стажа тренерской деятельности с помощью факторного анализа по методу главных компонент (вращение факторов -Varimax normalized) позволила выделить 4 группы переменных, объясняющие 76% дисперсии данных.

Первый фактор был назван «Фактор продуктивности рефлексии» (доля общей дисперсии - 0,17), его составляют: системная рефлексия (0,86), ситуативная рефлексия (0,60), саморефлексия (0,73), показатели метокогнитивной включенности в деятельность (0,79) и отрицательно связанный с ними параметр эмоционального компонента самоотношения - самопринятие (-0,71). Данный фактор определяет успешность взгляда на себя со стороны в актуальной ситуации деятельности, с учетом условий реальной ситуации при высокой степени включенности метакогнитивных процессов во взаимосвязи с неудо-

влетворенностью профессиональными качествами и личностными основаниями осуществляемой деятельности для принятия собственного «Я» с точки зрения профессиональной «Я»-концепции.

Второй фактор был назван «Фактор развития рефлексивой способности» (доля общей дисперсии - 0,20), его составляют: показатели общего уровня выраженности рефлексивной способности (0,76), ретроспективной рефлексии (0,60), перспективной рефлексии (0,85) и отрицательно связанный с ними показатель когнитивного компонента самоотношения - саморуководство (-0,81). Фактор «Развития рефлексивной способности» определяет развитие способности взгляда на себя со стороны через квалификацию и феноменологизацию содержаний собственного сознания в актуальной ситуации деятельности в ходе ретроспективного анализа и проблематизацию с последующим перспективным самоопределением в проблемном содержании.

Третий фактор был назван «Фактор конструктивности рефлексивного опыта» (доля общей дисперсии - 0,22), он включает: показатели стажа тренерской деятельности (0,64), социальной рефлексии (0,64), открытости (0,64), самопривязанности (0,78) и отрицательно связанные с ними самокопание (-0,81), квазирефлексия (-0,70), внутренняя конфликтность (-0,88), самообвинение (-0,60). Фактор «Конструктивности рефлексивного опыта» определяет высокую степень включенности рефлексивно-личностного компонента при движении мысли в содержательном плане проблемно-конфликтных ситуаций, обусловленную достаточным уровнем открытости во «взгляде на себя», устойчивой социальной направленностью и мерой адекватной самопривязанности. В целом, данный фактор определяет формирование рефлексивного опыта по мере накопления стажа профессиональной деятельности, а также низкий уровень «вредной» рефлексии (самокопание, квазирефлексию) и самоуничижения (внутренняя конфликтность, самообвинение).

Четвертый фактор был назван «Фактор невротической направленности рефлексии» (доля общей дисперсии - 0,16), в него вошли рефлексия общения (0,81), самообвинение (0,64) и отрицательно связанная с ними самоценность (-0,92). Фактор «Невротической направленности рефлексии» определяет слабость внутренних критериев при обращении сознания к проблемным содержаниям и личностным основаниям осуществляемой деятельности, несформированность положительных эмоционально-оценочных критериев и склонность относится к себе как к единственной причине неудач и неуспеха. При этом не критичное принятие оснований чужой позиции к осознанию собственного «Я» приводят к склонности погружаться в собственные переживания (самокопание), а также к уходу от проблемных содержаний (квазирефлексия), что может определять не сформирован-ность рефлексивной позиции и тенденции к невротизации при столкновении с проблемно-конфликтными содержаниями профессиональной деятельности.

ВЫВОДЫ

1. На всех этапах профессионализации тренеров на фоне снижения тенденций к квазирефлексии и самокопанию отмечается недостаточный уровень развитости рефлексивной способности, низкий коэффициент конструктивности рефлексии.

2. Включенность в ситуацию профессиональной деятельности и приобретение опыта определяет нарастание тенденций к самопринятию, самопривязанности и самору-ководству, при этом отмечается уменьшение степени внутренней конфликтности, сглаживание внутренних противоречий и устойчивость самоотношения.

3. Формирование эффективной рефлексивной позиции зависит от характера взаимосвязи между самоотношением и показателями рефлексии и определяется факторами, влияющими, как на конструктивность рефлексии и развитие рефлексивной способности, так и на активизацию невротических тенденций при обращении сознания к способам и личностным основаниям деятельности.

4. В проблемно-конфликтных ситуациях деятельности невозможность эффектив-

ных решений с помощью стереотипно сложившихся средств и способов или отсутствие действенного психологического арсенала (знаково-символических средств рефлексии) приводят «конструктивно рефлексирующего» к активизации сознания и личностному росту.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вощинин, А.В. Проблема развития рефлексивной способности тренеров в процессе профессионального становления / А.В. Вощинин // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 2. - С. 40-44.

2. Вощинин, А.В. Метод рефлексивной референции (означения) актуального опыта деятельности тренера / А.В. Вощинин // Спортивный психолог. - 2012. - № 2. - С. 67-72.

3. Карпов, А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики / А.В. Карпов // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. - № 5. - С. 45-57.

4. Ковалев, С.Э. Психологические механизмы становления рефлексивных возможностей личности в мыслительной деятельности : дис. ... канд. психол. наук / Ковалев С.Э. - Усть-Каменогорск, 2001. - 232 с.

5. Разработка методики дифференциальной диагностики рефлексивности / Д. А. Леонтьев, Е.М. Лаптева, Е.Н. Осин, А.Ж. Салихова // Рефлексивные процессы и управление : сб. материалов VII Междунар. симпозиума, Москва, 15-16 октября 2009 г. / под ред.

В.Е. Лепского. - М. : Когито-Центр, 2009. - С. 145-150.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Пантелеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система / С.Р. Пантелеев. - М. : Изд-во Московского гос. ун-та, 1991. - 108 с.

7. Пантелеев, С.Р. Методика исследования самоотношения / С.Р. Пантелеев. - М.

: Смысл, 1993. - 32 с.

8. Степанов, С.Ю. Психология рефлексии: проблемы и исследования / С.Ю. Степанов, И.Н. Семенов // Вопросы психологии. - 1985. - № 3. - С. 31-40.

9. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. - М. : Изд-во Московского гос. ун-та, 1983. - 252 с.

10. Трифонова, И. С. Формирование профессионально-ценностного самоотноше-ния как средство воспитания ценностного отношения к детям у будущих учителей : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Трифонова И. С. - Екатеринбург, 2002. - 242 с.

REFERENCES

1. Voshchinin, A.V. (2012), “Problem of development of reflexive ability of trainers in the course of professional formation”, Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 4044.

2. Voshchinin, A.V. (2012), “Method of a reflexive reference (oznacheniye) of actual experience of activity of trainer”, Sports psychologist, No. 2, pp. 67-72.

3. Karpov, A.V. (2003), “Reflexivity as mental property and technique her diagnostics”, Psychological journal, Vol. 24, No. 5, pp. 45-57.

4. Kovalev, S.E. (2001), Psychological mechanisms offormation of reflexive opportunities of the personality in cogitative activity: dissertation, Ust-Kamenogorsk, Russian Federation.

5. Leontyev, D.A., Laptev, E.M., Osin, E.N. and Salikhova. A.Zh. (2009), “Development of a technique of differential diagnostics of reflexivity”, Reflexive processes and management: VII international symposium Moscow, 15-16 Oct. 2009, publishing house Kogito-center, Moscow, pp. 145-150.

6. Panteleev, S.R. (1991), Self-relation as emotional and estimated system, Moscow State University publishing house, Moscow.

7. Panteleev, S.R. (1993) Research methodology of self-relation, publishing house

“Sense”, Moscow.

8. Stepanov, S.Yu. and Semenov I.N. (1985), “Reflection psychology: problems and research”, Psychology Questions, No. 3, pp. 31-40.

9. Stolin, V.V. (1983), Self-relation of personality, Moscow State University publishing house, Moscow.

10. Trifonova I.S. (2002), Formation of the professional and valuable self-relation as an educational tool of the valuable relation to children at future teachers: dissertation, Yekaterinburg, Russian Federation.

Контактная информация: a.voshchinin@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.11.2012.

УДК 378.G37. 1-G57.875

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРВАЛЬНОЙ ГИПОКСИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Людмила Алексеевна Горлова, аспирант,

Светлана Феликсовна Сокунова, доктор педагогических наук, доцент,

Андрей Александрович Казанцев, старший преподаватель,

Ульяновский государственный университет (УлГУ)

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, направленного на изучение эффективности применения интервальной гипоксической тренировки у студентов в процессе физического воспитания. Проведенные исследования показали, что применение ИГТ в начале каждого семестра и в конце учебного года положительно влияют на результаты эргометрических и физиологических измерений. Необходимо заметить, что у студентов ЭГ2, применявших режим 5' - 5' (6 повторений пятиминутных гипоксических экспозиций (вдыхание газовой смеси с 12-14% содержанием кислорода), разделяемых пятиминутными паузами нормоксической респирации) произошли достоверные улучшения во многих тестовых упражнениях по сравнению с КГ и ЭГ1. Следует признать эффективной практику применения ИГТ в процессе физического воспитания.

Ключевые слова: интервальная гипоксическая тренировка, физическая работоспособность, студенты, физическая культура.

DOI: 1G.593G/issn.1994-4683.2G12.11.93.p19-23

EFFICIENCY OF APPLICATION OF INTERVAL HYPOXICAL TRAINING AMONG THE STUDENTS IN THE COURSE OF PHYSICAL TRAINING

Lyudmila Alekseevna Gorlova, the post-graduate student,

Svetlana Feliksovna Sokunova, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Andrey Aleksandrovich Kazantsev, the senior teacher,

The Ulyanovsk State University

Annotation

This article contains results of the research on the efficiency of interval hypoxic of training applied in physical training of students. The undertaken research showed that IHT application at the beginning of each term and at the end of the academic year has positive effect on the results of ergometric and physiological measurements. It should be noted that EG2 students, undergoing 5' - 5' mode (6 repetitions of five-minute hypoxic exposures (inhalation of gas mixture containing 12-14 % of oxygen), interrupted by five-minute periods of normoxic respiration) demonstrated true improvements in many test exercises compared to KG and EG! students. Thus, the practice of ГНГ application in physical training should be recognized as efficient.

Keywords: interval hypoxic training, physical working capacity, students, physical training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.