Научная статья на тему 'Теоретические основания педагогической профилактики наркомании подростков'

Теоретические основания педагогической профилактики наркомании подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
686
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОМАНИЯ ПОДРОСТКОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ / TEENAGERS'' NARCOTISM / PEDAGOGIC PROPHYLAXIS OF NARCOTISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булычёва Елена Сергеевна

Статья посвящена теоретическому анализу проблемы профилактики наркомании подростков. Определяется терминологическая база исследования, характеризуются компоненты антинаркотической устойчивости подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основания педагогической профилактики наркомании подростков»

на информации, полученной в Интернете, с ресурсов, рассказывающих о социально-одобряемом и поощряемом поведении, может таким способом компенсировать некоторый недостаток информации со стороны своих родителей, учителей, других значимых взрослых. С другой - у старшего школьника, интериоризирующего в свою складывающуюся систему установок, ценностей и норм асоциальные и/или извращенные представления о мире, которыми пестрит современный Интернет, возрастает потенциальная виктимность - он может стать жертвой влияния призывов к хулиганским действиям, запретным (и даже уголовно преследуемым) сексуальным извращениям, насилию, изготовлению и продаже оружия, наркотических средств и т.п.

Отсутствие контроля над деятельностью старшего школьника в Интернете, в совокупности с притягательностью «виртуального мира» киберпространства, становится реальной причиной формирования кибераддикции у подростка и/или юноши на пути социализации.

Альтернативная реальность киберпространства, в которой возможно абстрагироваться от проблем окружающего мира, пытаться исправить любую

ошибку путем неоднократных попыток, экспериментировать, самостоятельно принимать решения, вне зависимости от результата, к которому они могут привести, не нести ответственность за негативные последствия, порождает ощущение свободы и безнаказанности. Новизна, яркость, большие возможности сети Интернет привлекают современных подростков и юношей, тем самым, оказывая значительное влияние на их социализацию.

Создается уверенное впечатление, что разумный контроль в этой ситуации все-таки возможен, однако стоит заметить, что старший школьник, являясь более гибким и обучаемым социальным субъектом, нежели взрослый, зачастую оказывается наиболее осведомленным и компетентным в области технического прогресса, компьютерных, электронных, цифровых и нтернет-технологий, поскольку родился и вырос в эру киберсоциализации [2].

Библиографический список

1. Мудрик А.В. Социализация человека. - 3-е изд., исправл. и доп. - М.: МПСИ, 2011. - 624 с.

2. Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека: Монография / под общ. ред. А.В. Мудри-ка. - М.: МИТУ; «Homo Cyberus», 2011. - 400 с.

УДК 37.01

Булычева Елена Сергеевна

Шадринский государственный педагогический институт

lenserg@list.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ ПОДРОСТКОВ

Статья посвящена теоретическому анализу проблемы профилактики наркомании подростков. Определяется терминологическая база исследования, характеризуются компоненты антинаркотической устойчивости подростков. Ключевые слова: наркомания подростков, педагогическая профилактика наркомании.

В Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде (утв. Министерством образования и науки РФ от 5 сентября 2011 г. N° МД-1197/ 06) государство признает существование на протяжении многих лет проблемы наркомании среди несовершеннолетних и молодежи в качестве одной из ведущих социально значимых проблем нашего общества, и говорит об острой необходимости организации решительного и активного противодействия.

Наркомания подростков сегодня изучается с различных точек зрения: психологической, юридической, философской, социологической и т.д. В педагогических исследованиях она нашла отражение в трудах А.Т. Макеевой, Л.А. Богданович,

В.В. Смирнова, Е.Н. Сорочинской, З.В. Коробкиной, М.И. Рожкова, М. Ковальчук, Л.К. Фортовой и др.

Наркоманией называется зависимость от наркотиков [6, с. 58]; болезненное влечение к наркотическим веществам, вызывающим наркотическое

опьянение [7, с. 27]; пристрастие к веществам, вызывающим состояние эйфории [13, с. 240].

С каких бы позиций авторы не подходили к проблеме наркомании, все сходятся в одном: наркомания - заболевание, выражающееся в физической или психической зависимости от наркотиков, в непреодолимом влечении к ним, постепенно приводящее к глубокому истощению всех функций организма. Этого определения наркомании мы и будем придерживаться в исследовании.

При определении термина «наркомания» применительно к подростковому возрасту, следует говорить о ней не только как о заболевании или болезненном влечении, но и как об одном из факторов социальной дезорганизации личности подростка, в основе которого лежит зависимость от наркотических средств.

И хотя в настоящее время благодаря усилению внимания со стороны государства к социальной сфере и общественным проблемам ситуацию удалось стабилизировать, уровень включенности

102

Вестник КТУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Булычева Е.С., 2012

в наркоманию российских подростков не может не беспокоить. Употребление наркотиков негативным образом отражается на репродуктивном здоровье подрастающего поколения, что на фоне глубокого демографического кризиса представляет угрозу национальной безопасности страны.

Неопровержимым фактом является то, что предупреждение любых недугов, в том числе и социальных, гораздо эффективнее, нежели лечение запущенной болезни. Ведь, как показывает мировая практика, излечить от наркомании удается не более 2-3% заболевших, и более эффективным и экономически выгодным является вложение средств в предотвращение этого разрушительного явления, нежели в устранении его последствий [8, с. 14]. Поэтому приоритетным для ряда общественных и государственных институтов является создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья.

При этом в общем смысле профилактикой (prophylaktikos - предохранительный) считают спланированный комплекс действий, осуществляемый с целью достижения определенных положительных перемен в поведении людей относительно своего психического и физического здоровья.

В Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде от 5 сентября 2011 г. профилактика наркомании рассматривается как основной структурный и содержательный компонент системы профилактики и определяется как комплексная система организации процесса обучения и воспитания детей и молодежи, обеспечивающую снижение риска употребления психоактивных веществ за счет расширения социальных компетенций, формирования личностных свойств и качеств, повышающих устойчивость к негативным влияниям среды, т.е. антинаркоти-ческую устойчивость.

В.И. Рерке считает, что из числа учреждений, имеющих возможность участвовать в профилактике наркомании подростков, образовательное учреждение обладает уникальными возможностями в реализации ее задач. Более того, системе образования принадлежит ведущая роль в предотвращении наркомании подростков. Именно усилиями школы при поддержке других социальных институтов возможно организовать работу по профилактике употребления наркотических и других психоактивных веществ в ходе учебно-воспитательного процесса.

И хотя сегодня педагогическая профилактика рассматривается как вспомогательное звено анти-наркотической политики страны в целом, возможности ее оцениваются весьма скромно, думается, именно она способна стать той самой «прививкой», которая защитит подростка от наркотического заражения.

Основные теоретические подходы к исследованию педагогической проблемы профилактики наркомании подростков изложены в работах отечественных учёных: С.В. Березина, К.А. Тринченко, Д.Д. Еникеевой, А.М. Карпова, Д.В. Колесова, Л.Х. Казакова, К.Е. Левицкого, К.С. Лисецкого, А.Т. Макеевой, Е.А. Чернова, Н.В. Юняевой и др.

Иедагогической профилактикой наркомании обозначают вид педагогической деятельности по проектированию, реализации, обеспечению функционирования и корректировке педагогических условий предупреждения наркомании [3, с. 12]; комплексное социальное психолого-педагогическое воздействие педагога на воспитанника в образовательном процессе, представляющее собой синтез воспитательно-разъяснительной деятельности, медико-санитарного и правового просвещения, пси-холого-диагностической деятельности, психокоррекции и организационных мероприятий, ориентированных на здоровый образ жизни [9, с. 4]; особый способ организации социальной среды ребенка, обеспечивающий его антинаркогенную безопасность [12, с. 10].

Опираясь на вышеприведенные определения, под педагогической профилактикой наркомании подростков мы понимаем комплекс педагогических мер, направленных на предупреждение распространения наркомании среди подростков, путем создания социального пространства, защищающего их от потребления наркотиков и способствующего повышению антинаркотической устойчивости.

Введенный в исследование термин «антинарко-тическая устойчивость» достаточно редко применяется в педагогической, да и вообще - в российской науке, и не относится к числу хорошо исследованных. Рассмотрим данный психолого-педагоги-ческий феномен.

Устойчивость в психологии отражает способность поддерживать относительно стабильное равновесие, нормальный уровень функционирования даже в неблагоприятной ситуации [10]. Иод устойчивостью личности понимается такой уровень ее сформированности, на котором человек приобретает способность сохранять в различных условиях свои личностные позиции, обладать определенным иммунитетом по отношению к внешним воздействиям - чуждым ему личностным установкам, взглядам и убеждениям [2, с. 69].

Концепцию антинаркотической устойчивости, в свою очередь, разрабатывали В.В. Аршинова, А.Л. Катков, А.А. Марашева, Ю.А. Российский, Т.В. Сибгатуллина.

Антинаркотической устойчивостью обозначают совокупность личностных свойств, ведущих к стойкому отказу от употребления психоактивных веществ, в каких бы то ни было ситуациях [11, с. 39]; психологическое свойство личности, основанное на ее установках по отношению к наркотикам как зап-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N«4

103

ретным в ее жизнедеятельности, способность личности не отклоняться от норм здорового образа жизни и под влиянием установки на наркотики, как недопустимые для бытового потребления вещества, не допускать мысли об их применении, никогда не поддаваться наркотическим соблазнам и вести борьбу с наркоманией [4, с. 70].

С.В. Лидак, характеризуя антинаркотическую устойчивость как сложное понятие, понимает ее двояко: с одной стороны, как состояние активного неприятия наркотических веществ, а с другой, как механизм позитивного самоотношения и оптимальную стратегию самореализации подростка.

Т.В. Сибгатуллина указывает, что антинаркоти-ческая устойчивость включает в себя две составляющих: саногенное мышление и антинаркотичес-кую установку. Саногенным является такое мышление, которое направлено на достижение гармонии с самим собой и окружающим миром путем эффективного использования здоровьесберегающих знаний при организации образа жизни, и обусловливает формирование соответствующего мировоззрения. Саногенное мышление является важнейшим фактором формирования антинаркотических установок подростков, то есть состояния активного неприятия ими наркотических веществ.

Формирование антинаркотической установки невозможно без осознания подростком ценности жизни, здоровья, и необходимости ведения здорового образа жизни. В .В. Аршинова отмечает парадоксальность антинаркотической установки: «О существовании антинаркотической установки мы нередко судим тогда, когда ее нет у субъекта или она серьезно повреждена, например, в случае злоупотребления психоактивными веществами» [1, с. 10].

М.Н. Диордиев уточняет содержание понятия «антинаркотическая установка» применительно к подростковому периоду как состояние предрасположенности, готовности к здоровому образу жизни, не восприятию и осознанному неприятию подростком психоактивных веществ [5, с. 5].

Антинаркотическая установка под воздействием саногенного мышления в составе антинаркоти-ческой устойчивости обусловливают выбор подростком безопасных для здоровья форм поведения в потенциально опасных ситуациях, связанных с наркотиками.

На основании вышесказанного под антинарко-тической устойчивостью подростка мы понимаем совокупность свойств личности, ведущих к стойкому отказу от употребления наркотиков в различных ситуациях жизненного выбора.

Таким образом, формирование антинаркотичес-кой устойчивости подростков на основе ценностного отношения к здоровью и личной ответственности за свое поведение, сдерживание вовлечения подростков в прием наркотических средств сегод-

ня выступает в качестве цели первичной педагогической профилактики наркомании подростков.

Библиографический список

1. Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. - М.: Акад. МВД СССР, 1980. - 526 с.

2. Аверина Е.В. Профилактика наркомании в российской школе: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2003. - 192 с.

3. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников. - М. : НИИ школ. технологий, 2010. - 336 с.

4. Аршинова В.В. Психологическая устойчивость как фактор формирования антинаркотичес-кой установки у подростков: Автореф. дис. . канд. психол. наук. - М., 2007. - 24 с.

5. Березина Т.А., Воронина О.И. Проблемы подготовки педагогов дошкольного учреждения к педагогическому сопровождению семей воспитанников // Человек в мире культуры: духовно-нравственное воспитание и развитие: междунар. пед. форум. -Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ 2010. - 531 с.

6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.

7. Грибанова О.В. Педагогические условия предупреждения аддиктивного поведения подростков (на материале работы классного руководителя): Автореф. дис. . канд. пед. наук. - Волгоград, 2007. - 23 с.

8. Диордиев М.Н. Антинаркотическая устойчивость подростков: сущность, стадии развития, личностные факторы и закономерности формирования // Образование и общество: Научный, информационно-аналитический журнал. - 2009. - N° 2. -

С. 69-73.

9. Диордиев М.Н. Формирование антинаркоти-ческой установки у подростков в условиях спортивно-оздоровительного лагеря: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - Брянск, 2012. - 24 с.

10. Егоров А., Софронов А. Современные особенности наркоманий у подростков // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2009. -Т. 9. - С. 22-34.

11. Жданова М.А., Казакова Е.И., Шипици-на Л.М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. - М.: ВЛА-ДОС, 2003. - 528 с.

12. Здоровый образ жизни и профилактика наркомании: учебное пособие / П.А. Виноградов, [и др.]. - М.: Советский спорт, 2003. - 120 с.

13. Коновалова Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. - СПб.: Изд-во С.-Пе-терб. ун-та, 2000. - 156 с.

14. Лидак С.В. Педагогическая профилактика наркотической зависимости у подростков в образовательном процессе школы: Дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2005. - 205 с.

104

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

15. Рерке В.И.. Психолого-педагогические условия предупреждения подростковой наркомании: теория и практика. - Иркутск: Изд-во ГОУ ВПО «ИГПУ», 2008. - 318 с.

16. Сибгатуллина Т.В Исследование вопросов

антинаркотического воспитания // Разработка модели системы воспитания в высшем учебном заведении (на опыте Казанского государственного университета) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ksu.ru/infres/nikolaev/2002/gl2_3_2.htm

УДК 371

Перекусихина Наталья Александровна

Владимирский государственный университет Perekusihina_Natalia@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

В статье рассматривается вопрос необходимости создания условий становления ценностно-смысловой сферы личности в период ее обучения в вузе. Автор предлагает вариант систематизации ценностей (к себе самому, другим равноправным субъектам и Миру), применимый в педагогической практике для определения направлений формирования ценностных отношений студентов.

Ключевые слова: аксиологический подход, становление ценностно-смысловой сферы личности студентов, обучение в вузе.

Одной из ведущих тенденций развития образовательной ситуации современности становится переход к ценностной (аксиологической) парадигме, что определяет повышенное внимание к формированию ценностносмысловой сферы как основному компоненту внутреннего мира личности.

Каждый из этапов развития личности характеризуется специфическими особенностями становления ценностно-смысловой сферы. В.Э. Чудновс-кий подчеркивает, что формирование ценностносмысловой сферы - не какой-то определенный этап развития человека, есть основания полагать, что процесс преобразования ценностно-смысловых ориентаций является «сквозным», он «прочерчивает» всю жизнь человека от рождения до глубокой старости, вступая в сложные взаимодействия с возрастными особенностями и средовыми факторами [6, с. 5]. Осознанное формирование человеком своей системы ценностей, начинаясь в ранней юности, вступает в наиболее активную фазу в период обучения в вузе, когда молодой человек, знакомясь с основами выбранной профессии, пытается определить свое будущее место в социуме и мире. Вследствие этого, образовательный процесс в вузе необходимо ориентировать не только на усвоение основ профессиональной деятельности, но и на создание условий становления наиболее гармоничной системы ценностей, позволяющей личности в дальнейшем получать удовлетворение от самореализации и творчества в определенной профессии.

Для решения вопроса определения ценностных оснований, которые могут быть интериоризирова-ны личностью, необходимо, прежде всего, определить содержание понятия «ценность» и предложить классификацию ценностей, в наибольшей степени удовлетворяющую задачам образования.

Понятие «ценность» активно употребляется в научно-популярной и публицистической литературе, при этом авторы вкладывают в него различное содержание, что естественно приводит к терминологической неопределенности. Однако, опираясь на исследование И.В. Бабуровой, можно утверждать, что в рамках педагогической науки ученые все активнее обращаются к категории «отношение» («ценностное отношение») и, проводя исследования, опираются на отношенческий подход: «в явном или неявном виде данный подход присутствует в тех концепциях воспитания, где цель воспитания предлагается достигать путем воспитания отношений личности к важнейшим объектам действительности» [1, с. 18].

Данная точка зрения позволяет рассматривать понятие «ценность» как равнозначное понятию «ценностное отношение личности» - особому виду взаимосвязи между объектом и субъектом (или между субъектами), который обусловлен положительной значимостью объекта для субъекта (выявляемой в процессе их взаимодействия) и определяет направленность личности.

Ценностное отношение, лежащее в основе всей жизни в целом, по мнению В.И. Слободчикова и E.H. Исаева, предполагает ответ на главный вопрос: ради чего жить? В данном случае речь идет о смысле жизни [5, с. 359].

Исихологами-исследователями предлагается большое разнообразие вариантов систематизации личностных ценностей на основе отношения личности к определенному типу объектов (или классификации по преобладающей ценностной направленности), что часто находит отражение в диагностических методиках. В педагогической науке ученые, не связанные необходимостью жёсткого определения результативности воспитательного про-

© Перекусихина Н.А., 2012

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ J№4

105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.