Научная статья на тему 'Сущность и структура понятия антинаркотической установки подростков'

Сущность и структура понятия антинаркотической установки подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
527
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА / ПОДРОСТКИ / ANTINARCOTIC INSTALLATION / TEENAGERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Диордиев Максим Николаевич

Установлены сущность и закономерности формирования антинаркотической установки у подростков. Рассмотрены, разработанные Д.Н. Узнадзе пять основных типов установки. Рассмотрена антинаркотическая установка через ее значение в жизни человека. Дано определение антинаркотической установки у подростков, определены её компоненты. Выделена иерархическая система установки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Are established essence and laws of formation of antinarcotic installation at teenagers. Are considered, five basic types of installation developed by D.N.Uznadze. Antinarcotic installation through its value in human life is considered. Definition of antinarcotic installation at teenagers is made, its components are defined. The hierarchical system of installation is allocated.

Текст научной работы на тему «Сущность и структура понятия антинаркотической установки подростков»

УДК 378.2

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПОНЯТИЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ

УСТАНОВКИ ПОДРОСТКОВ

Диордиев Максим Николаевич, старший преподаватель

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского,

г. Брянск, Россия ank32md@yandex. ru

Установлены сущность и закономерности формирования антинаркотической установки у подростков. Рассмотрены, разработанные Д.Н. Узнадзе пять основных типов установки. Рассмотрена антинаркотическая установка через ее значение в жизни человека. Дано определение антинаркотической установки у подростков, определены её компоненты. Выделена иерархическая система установки.

Ключевые слова: антинаркотическая установка; подростки.

ESSENCE AND STRUCTURE OF CONCEPT OF ANTINARCOTIC INSTALLATION OF TEENAGERS

Maxim Diordiev, senior teacher

Bryansk State University of a name of academician I.G.Petrovsky,

Bryansk, Russia ank32md@yandex. ru

Are established essence and laws of formation of antinarcotic installation at teenagers. Are considered, five basic types of installation developed by D.N. Uznadze. Antinarcotic installation through its value in human life is considered. Definition of

antinarcotic installation at teenagers is made, its components are defined. The hierarchical system of installation is allocated.

Keywords: antinarcotic installation; teenagers.

В последние годы в Российской Федерации стремительно растут объемы наркотиков, число преступлений, связанных с их незаконным оборотом, масштабы их немедицинского потребления, обостряются негативные медикосоциальные и социально-психологические проблемы, обусловленные этим явлением.

На 1 января 2011 г., по данным Минздрава Российской Федерации, в наркологических диспансерах состояло на учете 160 тыс. больных наркоманиями (109,6 на 100 тыс. населения), свыше 93 тыс. злоупотребляющих наркотическими средствами, более 13 тыс. больных токсикоманиями и более 29 тыс. злоупотребляющих токсическими (сильнодействующими) веществами. Количество состоящих на учете больных наркоманиями выросло за 10 последних лет более чем в 5 раз [1].

Особенностью наркотической ситуации в России в настоящее время является опережающий рост заболеваемости наркоманиями подростков по сравнению с соответствующими показателями для населения в целом. Резкий рост этих показателей начался в 2003 г.; в последнее время он продолжается, хотя его темпы замедляются. Так, если в 2003 - 2005 гг. число впервые выявленных больных наркоманиями подростков ежегодно возрастало в 2 и более раз, то в 2009 г. его прирост составил 14,5%, а в 2010 г. - 18,5%. Число вновь учтенных подростков, злоупотребляющих наркотиками, увеличивалось ежегодно такими темпами: в 2007 г. - на 61,9%; в 2008 - на 46,7%; в 2009 - на 30,9%; в 2010 - на 20,2%. В целом за 10 лет эти цифры выросли соответственно в 8,3 и 5,3 раза [1].

Показатели заболеваемости токсикоманиями среди подростков увеличились за это время в 1,8 раза [1].

В это же время в последние годы в подростковой среде выявляется рост заболеваемости наиболее тяжелыми формами наркоманий - героиновой, кокаиновой. Растет число потребителей соответствующих «тяжелых» наркотиков, а также синтетических препаратов - психостимуляторов, галлюциногенов и т.п. Доля потребителей ранее наиболее распространенных самодельных психоактивных веществ (ПАВ) растительного происхождения (гашиш, производные опийного мака) быстро уменьшается [1].

Специалистами установлено, что «первое знакомство с психоактивными веществами приходит в возрасте 10-11 лет, рост приобщения к употреблению ПАВ отмечается в 13-14 лет, а пиковые показатели зарегистрированы в 15-16летнем возрасте» [1]. Данный факт обуславливает необходимость проведения профилактических мероприятий с начальных классов общеобразовательных школ.

Для преодоления проблем, связанных с наркотизацией подростков, необходимо знание сущности и закономерностей формирования антинаркотической установки у подростков.

Наиболее глубоко теория установки разработана Д.Н. Узнадзе (1961) и его школой. Согласно концепции Д.Н. Узнадзе, установка - это своего рода целостное отражение, на почве которого может возникнуть или созерцательное, или действенное начало. Оно заключается в своеобразном налаживании, настройке субъекта, его готовности к тому, чтобы в нем появились именно те психические и моторные акты, которые обеспечат адекватное ситуации созерцательное или действенное начало, которое является «установочным отражением».

Д.Н. Узнадзе выделяет пять основных типов установки:

1. Установка практического поведения;

2. Установка познания, теоретического поведения,

3. Установка реализации психофизических сил,

4. Установка творчества,

5. Установка социального поведения [2].

Согласно теории. Д.Н.Узнадзе, установка в целом представляет собой ценностно-личностное состояние готовности, настроенности на поведение в данной ситуации.

В.П. Зинченки и Б.Г. Мещерякова трактуют установку как состояние преднастройки /сознательной или бессознательной/ на восприятие определенного предмета, человека, явления, ситуации под специфическим углом зрения или на совершение каких-либо действий в данной ситуации [3].

В педагогическом словаре установка трактуется как «неосознанное состояние, предваряющее и определяющее развертывание любых форм психической деятельности, состояние мобилизованности, готовности к действию, обусловленное наличием у субъекта потребности и соответствующими условиями ее удовлетворения. Установка - механизм регуляции деятельности; ее регулирующая функция проявляется в форме направленности на решение определенных задач» [4].

Установка: благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция на что-либо или на кого-либо, которая выражается во мнениях, чувствах и целенаправленном поведении.

Установка - готовность, предрасположенность субъекта к определенной активности в определенной ситуации, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания и по отношению к данному объекту. Понятие «установка», первоначально было введено немецкими психологами для обозначения обусловленного прошлым опытом фактора (готовности действовать тем или иным образом), определяющего скорость реагирования на воспринимаемую ситуацию (Л.Ланге, 1888) и некоторые иллюзии восприятия, а также для описания возникающего при постановке задачи неосознаваемого состояния готовности. Позднее понятие социальной установки (аттитюда) вводится в социальную психологию и социологию для обозначения субъективной ориентации индивидов как членов группы (или общества) на те

или иные ценности, предписывающие индивидам определенные социально принятые способы поведения.

Понимая, что на сегодняшний день еще нечетко разработан понятийный аппарат и неполно раскрыта сущность антинаркотической установки и условий ее формирования, рассмотрим антинаркотическую установку через ее значение в жизни человека. С нашей точки зрения, главное в данной проблеме заключается в том, чтобы определить роль антинаркотической установки во внутренней регуляции поведения человека, в особенности детей и подростков. При этом нужно разграничить ее защитные свойства и степень ее участия в развитии человека.

Анализ определений установки подводит к выводу о неразрывной связи между возникающими у человека установками и степенью его устойчивости к тем или иным явлениям действительности, в частности к наркомании, наркотикам и людям их принимающим.

Возможно дать следующее определение антинаркотической установки у подростков - это готовность субъекта на всем протяжении жизни к действию, характеризующимся устойчивым целенаправленным характером его протекания и углублением миропонимания независимо от изменений, происходящих в социальной ситуации, связанной с психоактивными препаратами.

На наш взгляд, антинаркотическая установка включает в себя интуитивный, регулятивный и рефлексивный компоненты.

Интуитивный компонент в составе антинаркотической установки обуславливает неприятие наркотических веществ: на интуитивном уровне, подсознательный выбор безопасных форм поведения и принятие решений в наркогенных ситуациях, защиту от манипуляций.

Регулятивный компонент в составе антинаркотической установки предполагает наличие волевых характеристик личности, способствующих осознанному и целеустремленному формированию навыков

здоровьесберегающего поведения, сознательного отрицания наркогенных соблазнов, избегания наркогенных ситуаций.

Рефлексивный компонент предполагает самоанализ принятых решений и выбранных форм: поведения, прогнозирование последствий и результатов своего поведения и поведения окружающих, связанного с факторами образа жизни и риска наркотизации, стремление к самосовершенствованию качеств личности, позволяющих противостоять наркотизации.

Рис. 1. Компоненты антинаркотической установки

Особенности антинаркотической установки состоят в ее парадоксальности. О существовании антинаркотической установки мы нередко судим тогда, когда ее нет у субъекта, например, в случае злоупотребления психоактивными веществами. Если человек не злоупотребляет психоактивными веществами, то существование антинаркотической установки трудно заметить. Антинаркотическая установка в скрытом, т.е. имплицитном виде доминирует во всех сферах поведения, соединяя приоритетность выбора каждого способа реагирования в единый настрой жизни. При этом специфические функции антинаркотической установки трудно дифференцируются, так как они носят полигамный множественный характер проявлений. При этом постоянно отмечается причастность антинаркотической установки к сознанию.

Эти характеристики также отражают сущность антинаркотической установки, которая проявляет себя в виде иллюзии «не восприятия»

психоактивных веществ и скорости реакции выбора безопасных для здоровья форм поведения в наркогенных ситуациях.

Дальнейшее исследование установки в контексте теории деятельности было предложено А.Г. Асмоловым, который выдвинул гипотезу об иерархической уровневой природе установки как психологического механизма стабилизации деятельности. Согласно этой гипотезе, содержание зависит от того, какое место в структуре деятельности они занимают. Если установка вызывается мотивом деятельности, то она выражает в деятельности личностный смысл, поскольку эта единица сознания обусловлена именно мотивационным аспектом деятельности. Если установка вызывается целями и условиями осуществления действия, то она выражает в действиях и операциях значение, поскольку эта единица сознания обусловлена операциональнотехническим аспектом деятельности. Из этого следует, что в зависимости от соотнесения различных форм установки с объективными факторами и структурными моментами деятельности можно выделить различные формы установки, образующих иерархическую уровневую структуру.

Исследования, сделанные под руководством В.А. Ядова, показали, что можно выделить иерархическую систему установки, представленной уровнями предрасположенностей к деятельности:

Элементарная установка. Она формируется на основе витальных потребностей и проявляется в виде неосознаваемых действий в простейших ситуациях.

Социальная установка, регулирующая социальные поступки. Она содержит три основных компонента: эмоциональный (оценочный), когнитивный

(рассудочный), и собственно поведенческий (аспект поведенческой готовности).

Базовая социальная установка. Социальная устойчивость этого уровня содержит те же три компонента. Когнитивные образования таких диспозиций намного сложнее, чем образования низшего уровня. Вместе с тем общая направленность личности на этом уровне более устойчива, чем на уровне

готовности к деятельности, направленной на отдельные социальные объекты и ситуации [5].

Современные исследователи (С.В. Березин, 1997; Б.С. Братусь, 1998; Т.В. Сигбатуллина, 2003; M.Steven., D. Rodger, 2003 и др.) нередко пытаются подойти к анализу антинаркотической установки либо со стороны измененных личностных установочных процессов наркоманов и алкоголиков, либо со стороны условий формирования здорового образа жизни. Основная задача при этом помимо выработки антинаркотической установки, заключается в формировании такого человека, которому неприятна даже мысль о том, что можно получить удовольствие от приема наркотического вещества [6].

Литература

1. Сборник Наркоконтроль России. - М.: ФСКН России, 2011. № 2. - 23-27

с.

2. Узнадзе Д.Н. Общее учение об установке. - М.: Наука, 1966. - 250 с.

3. Психологический словарь / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: 2-е перераб. - Н-Астрель и АСТТранзиткнига, 2006. - 479 с.

4. Педагогический словарь для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 210 с.

5. Ядов В.А. Социальная идентификация личности. - М.: Институт социологии РАН, 1994. - 298 с.

6. Гульдан В.В. Психологическое изучение опыта употребления одурманивающих веществ подростками с нарушениями поведения / В.В.Гульдан Вопросы наркологии. - 1989. - №1. - С. 38-42.

Рецензент:

Николаева Т.А., доктор педагогических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.