УДК 378.14.015.62 ББК 74.58
Смирнова Татьяна Дмитриевна
соискатель кафедра педагогики и психологии Санкт-Петербургская юридическая академия г. Санкт-Петербург Smirnova Tatiana Dmitrievna competitor Department of Pedagogy and Psychology St. Petersburg Academy of Law St. Petersburg [email protected] Теоретические основания формирования информационнокоммуникационной компетентности студентов юридических вузов The theoretical bases of formation of information and communication
competence of law students В статье показаны теоретические основания формирования информационно-коммуникационной компетентности будущих юристов. Доказывается, что такими основаниями являются контекстный подход, непрерывное образование и интегрирующее их дистанционное образование. Приводится определение информационно-коммуникационной компетентности будущих юристов.
This paper shows the theoretical bases of formation of information and communication competence of future lawyers. It is proved that such bases are contextual approach, continuing education and integrating their distance education. Provides a definition information and communication competence of future lawyers Ключевые слова: подготовка юристов, информационно-
коммуникационная компетентность, контекстный подход, дистанционное образование, непрерывное образование.
Key words: training of lawyers, information and communication competence, contextual approach, distance education, continuing education.
В современных условиях большое значение приобретает подготовка
юристов профессионалов фактически являющихся посредниками между
организацией и органами государственного управления.
Учитывая динамичное изменение законодательной базы, немаловажным видится формирование способности к адекватному ответу на эти изменения у будущих юристов. Одним из важнейших элементов формирования такого ответа, является информационно-технологическая подготовка будущих юристов и прежде всего развитие их информационно-коммуникационной
компетентности. На наш взгляд можно определить информационнокоммуникационную компетентность как внутреннюю потребность личности решать свои коммуникационные задачи посредством использования современных информационных технологий, обеспеченную соответствующей технической подготовкой, позволяющей удовлетворять данную потребность.
Соответственно информационно-коммуникационная компетентность юристов представляет собой потребность решения своих профессиональных коммуникационных задач посредством использования современных информационных технологий и наличие соответствующей подготовки, позволяющей личности реализовать данную потребность. Рассматривая процесс формирования информационно-коммуникационной компетентности, возникает вопрос о теоретико-педагогических подходах на которых должен быть основан данный процесс.
На наш взгляд такими подходами являются контекстный подход, непрерывное образование и интегрирующее их в единое целое дистанционное образование.
Рассмотрим подробнее данные образовательные подходы. Контекстный подход. Контекстный подход в образовании развивается научной школой А. А. Вербицкого. Обозначая основные принципы данного подхода автор пишет: «исходя из вышеизложенного, основными принципами контекстного обучения являются: 1) Принцип психолого-педагогического обеспечения личностного включения студента в учебную деятельность. 2) Последовательного моделирования в учебной деятельности студентов целостного содержания, форм и условий профессиональной деятельности специалистов. 3) Проблемности содержания обучения и процесса его развертывания в образовательном процессе. 4) Адекватности форм организации учебной деятельности студентов целям и содержанию образования. 5) Ведущей роли совместной деятельности, межличностного взаимодействия и диалогического общения субъектов образовательного процесса (преподавателя и студентов, студентов между собой). 6) Педагогически обоснованного сочетания
новых и традиционных педагогических технологий. 7) Принцип открытости - использования для достижения конкретных целей обучения и воспитания в образовательном процессе контекстного типа любых педагогических технологий, предложенных в рамах других теорий и подходов. 8) Единства обучения и воспитания личности профессионала» [1, с. 43-44].
В другом месте он же, рассматривая истоки данного подхода, указывает: «Как перейти от учения к труду, имея дело не с профессиональными реалиями, а с их информационными, знаковыми моделями и формами учебной деятельности? Ответ на этот вопрос и дает теория контекстного обучения: нужно создать психологические, педагогические и методические условия трансформации учебной деятельности в профессиональную с постепенной сменой потребностей и мотивов, целей, действий (поступков), средств, предмета и результатов студента. Для этого не нужно копировать работу специалиста в вузовской аудитории, либо делать студента подлекарем, подмастерьем инженера или дублером переводчика, чтобы учиться у них путем наблюдения и подражания. Достаточно последовательно моделировать в формах учебной деятельности студентов профессиональную деятельность специалистов со стороны ее предметнотехнологических (предметный контекст) и социальных составляющих (социальный контекст)» [1, с.45].
Необходимость использования принципов контекстного подхода при формировании информационно-коммуникационной компетентности отмечается в частности Л. Б. Эрштейном, он утверждает: «Наблюдения за характером использования персонального компьютера показывают, что его использование в профессиональной деятельности мало чем отличается от работы с ПК в процессе обучения. Поэтому формирование информационно-коммуникационной компьютерной компетентности всегда имеет контекстный характер и возможно только при решении профессиональных задач в учебной деятельности»[5, с.49].
В результате можно говорить о том, что работа на персональном компьютере сама по себе является универсальной профессиональной деятельностью, характерной практически для всех специалистов интеллектуального труда.
Коммуникация посредством современных информационных технологий в учебной деятельности мало чем отличается от той же самой коммуникации, которую будут осуществлять юристы в своей профессиональной деятельности, поэтому использование принципов контекстного подхода является совершенно необходимым в процессе формирования информационно-коммуникационной компетентности данных специалистов. Им необходимо получать соответствующие знания и вырабатывать навыки использования всего спектра современных информационных технологий в процессе обучения. Следовательно, организация обучения, должна моделировать данную деятельность во всей ее широте, доводя тем самым коммуникацию посредством современных информационных технологий до уровня потребности, то есть до автоматического решения возникающих коммуникативных задач данными и прежде всего никакими другими средствами.
Непрерывное образование. Исследованию непрерывного образования посвящены работы многих исследователей. Описывая непрерывное образование, И. В. Гришина отмечает, что «по определению одного из известных ученых этой организации Р. Г. Даве, “непрерывное образование — это процесс личного, социального и профессионального развития индивида на протяжении его жизни. Это всеобъемлющая и объединяющая идея, включающая форматное, внеформальное и неформальное обучение, осуществляемое с целью приобретения и совершенствования просвещения...”» [2, с. 43].
С точки зрения профессионального образования, подготовка специалистов юридической специальности лежит особняком и может сравнится видимо только с подготовкой специалистов по информационным технологиям. Динамика изменения законодательной базы настолько сильна, что фактически специалистам в области права приходится учиться всю жизнь.
Они как никто другой связаны с исследованием новой информации, причем от успешности получения и переработки этой информации напрямую зависит их профессиональный рост, а также судьбы тех с кем они работают.
Появление каждого нового закона, каждой новой поправки требует от юриста ознакомления и осмысления данного изменения (в рамках выбранной области юридической деятельности). С учетом того что законотворческая деятельность не прекращается вообще никогда обучение специалистов юридических специальностей проходит через всю их профессиональную жизнь.
Если основной задачей специалистов многих других специальностей является как можно лучшее овладение уже существующими навыками данной профессии, то в случае юристов формирование профессиональной компетентности по сути представляет собой постоянное обучение. В этой связи, идеи и принципы непрерывного образования не представляются чем-то напрямую связанным с процессами современной информационной революции, для специалистов юридических специальностей так было всегда.
Однако развитие современных информационно-технологических средств, постоянное возрастание информационных потоков, в том числе и в юридической сфере, развитие международного права, появление новых отраслей права, связанных в том числе и с информационной революцией вызвало постоянную, настоятельную необходимость совершенствования навыков обучения в процессе всей профессиональной деятельности таких специалистов.
Фактически информационно-коммуникационная компетентность выступает как средство развития непрерывного образования специалистов юридических специальностей. Соотношение непрерывного образования и динамики изменения информационно-коммуникационной компетентности показано на Рисунке 3.
^Информационо-коммуникационная компетентность
Развитие информационно-коммуникационной компетентности
Т
^---------------Непрерывное образование
Рис. 1. Соотношение изменения информационно-коммуникационной компетентности и непрерывного образования
Представленная на рисунке закономерность заключается в следующем: Чем сильнее развитие информационно-коммуникационной компетентности будущих специалистов, тем более у них развиваются навыки непрерывного образования и тем выше становится уровень информационно-коммуникационной компетентности. С другой стороны, в том случае если уровень информационнокоммуникационной компетентности не высок, его развитие уменьшается, специалист в области права перестает учиться в процессе своей профессиональной деятельности, падает его уровень информационно-коммуникационной компетентности. Необходимо подчеркнуть, что такая закономерность будет работать не для профессионалов всех областей, а лишь там, где профессиональное развитие связано с ассимиляцией и переработкой информационных потоков.
Исходя из сказанного, можно видеть, что информационнокоммуникационная компетентность и непрерывное образование выступают как единое целое, и в процессе формирования такой компетентности необходимо учитывать принципы непрерывного образования.
И. А. Колесникова описывая характерные черты непрерывного образования указывает «Важный содержательный признак непрерывности — «горизонтальная интеграция», т.е. соотнесенность образования, получаемого вне фор-
мальной образовательной системы (в том числе спонтанно приобретаемых знаний и жизненного опыта), с образованием в рамках учебных заведений и специально организованных образовательных программ». [3, с.25].
В связи с этим, необходимо отметить, тот факт, что информационнокоммуникационная компетентность студентов формируется не только в результате организованной учебной деятельности. Большинство студентов так или иначе используют современные информационно-технологические средства в процессе своей жизнедеятельности. Они обмениваются необходимой информацией по сети интернет, используют современные смартфоны и планшетные компьютеры в игровых целях, решают свои личные проблемы, применяя персональные компьютеры.
Фактически формирование информационно-коммуникационной компетентности происходит непрерывно в течение всей жизни, не зависимо от специально организации такого формирования. Однако, несмотря на то, что умения и навыки по использованию современных информационно-технологических средств, фактически возрастают постоянно, студенты избегают сложных проблем, связанных с современными информационно-технологическими средствами. Множество эффективных возможностей проходит мимо них, поэтому, наряду с информальным, необходима организация неформального и формального процессов формирования информационно-коммуникационной компетентности студентов.
Разные студенты обладают разными способностями в овладении современными информационно-технологическими средствами, между тем как, потребности в их использовании в будущей профессиональной деятельности у всех, во первых, примерно одинаковые, во вторых, совершенно не предсказуемые.
Это означает, что в зависимости от выполняемых профессиональных обязанностей, информационно-технологические средства могут быть задействованы по-разному. Однако, учитывая динамичность и изменчивость профессио-
нальных ситуаций в течение всей жизни специалистов-юристов, они должны быть готовы и иметь потребность использовать современные информационнотехнологические средства в любой момент времени, в том числе и решать свои коммуникационные проблемы с использованием таких средств, что, как писалось выше, и составляет сущность информационно-коммуникационной компетентности.
В результате, необходимо выявить педагогический подход и технологию считающий в себе принципы непрерывного образования и контекстного подхода в образовании. На наш взгляд такой технологией является дистанционное образование.
Дистанционное образование является относительно новым педагогическим направлением, появление которого обычно связывают с развитием современных информационных технологий и появлением сети Интернет.
развитие формального и не формального дистанционного образования, можно связывать именно с появлением современных информационных технологий и прежде всего сети Интернет, то есть примерно, с началом 90-х годов прошлого века. Предоставляя возможности коммуникации в режиме реального времени и в режиме форума, на сколь угодно большом расстоянии, не ограничивая типы передаваемой информации, сеть интернет явилась практически идеальной средой развития образования, отличающегося отсутствием непосредственного контакта между обучающим и обучающимся.
Особенно широкие возможности стали предоставляться в последнее время, что связано, с появлением каналов передачи данных широкой мощности, дающих возможность свободного обмена визуальной информацией в режиме реального времени.
Характеризуя дистанционное образование Е. С. Полат указывает: «Дистанционное обучение - это форма обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, органи-
зационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. Это новая форма обучения, новая система обучения, компонент системы непрерывного образования» [4].
Ориентированное на коммуникацию посредством современных информационных технологий, дистанционное образование в своей реализации представляет собой моделирование информационно-коммуникационной деятельности будущих специалистов правовой сферы. Это означает, что всякий раз, вступая в контакт с преподавателем и другими обучающимися, посредством современных информационных технологий, студенты моделируют будущую профессиональную деятельность, тем самым реализуя основные принципы контекстного подхода к образовательной деятельности.
С другой стороны, осуществляя постоянные образовательные транзакции, студенты приучаются к тому, что им придется учиться, не только в процессе формального обучения в высшем учебном заведении, но и в течение всей жизни. Таким образом, реализуются основные принципы непрерывного образования.
В результате можно утверждать, что основными теоретическими основаниями формирования информационно-коммуникационной компетенции будущих юристов являются контекстный подход, непрерывное образование и интегрирующее их в единое целое дистанционное образование. Исходя из этого, разработка конкретной методики формирования данной компетентности, должна идти на основе принципов, методов и приемов характерных для данных педагогических подходов.
Библиографический список
1. Вербицкий А.А., Компетентностный подход и теория контекстного обучения: Материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. / А.А. Вербицкий. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 84 с.
2. Гришина И.В. и др., Развитие информационной культуры руководителей школ в процессе курсового обучения: Образовательная программа и учебное
пособие для руководителей образовательных учреждений, методистов, сотрудников органов управления образованием / И.В. Гришина, И.А. Чекин. - С.-Петерб. гос. ун-т пед. мастерства. Каф. теории и практики упр. и экономики образования. - СПб.: СПбГУПМ, 2000. - 120 с.
3. Колесникова И. А., Основы андрагогики: Учеб. пособие / И.А. Колесникова. - М.: Академия, 2003. - 237 с.
4. Полат Е. С., Петров А. Е. Концепция дистанционного обучения на базе
компьютерных телекоммуникаций в России: [Электронный ресурс].
URL:http://www.distant.ioso.ru/library/publication/concept.htm. (дата обращения: 25.04.2014)
5. Эр штейн Л. Б. Формирование информационно-коммуникационной компьютерной компетентности на основе тьюторинга в процессе обучения студентов по направлению "менеджмент" : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Эрштейн Леонид Борисович; [Место защиты: Рос. гос. пед. унт им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2009.- 210 с.
Bibliography
1. Verbitsky AA, competence approach and the theory of contextual learning : Proceedings of the fourth meeting of the methodological seminar November 16, 2004 / AA Verbitsky . - M.: Research Center of Problems quality of training, 2004 . - 84 .
2 . Grishina I. V. et al , Development of information culture school leaders during the course of study: Educational program and tutorial for heads of educational institutions , trainers, staff education authorities / IV Grishina, IA Chekin . - St. Petersburg . Reg. Univ ped. craftsmanship. Kaf . theory and practice exercise . and the economics of education . - St. Petersburg. : SPbGUPM , 2000 . - 120 .
3 . Kolesnikova , I. A. , Principles of andragogy : Proc . Benefit / IA Kolesnikov. - Moscow: Academy , 2003 . - 237 p.
4 . Polat E. S. , Petrov E. The concept of distance learning based on computer telecommunications in Russia [ electronic resource]. URL: http://www.distant.ioso.ru/library/publication/concept.htm. ( date of access : 25.04.2014 )
5 . Ershteyn L. B. Formation of information and communication computer competence based tutoring students in the learning process in the direction of "management" : the dissertation ... The candidate of pedagogical sciences: 13.00.02 / Ershteyn Leonid ; [A protection Place : Ros. Reg. ped. Univ . AI Herzen ] . - St. Petersburg, 2009 . - 210 .