Научная статья на тему 'Концепция системы формирования информационной и коммуникационной компетенции выпускников учреждений профессионально-педагогического образования'

Концепция системы формирования информационной и коммуникационной компетенции выпускников учреждений профессионально-педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / СИСТЕМА / ИНФОРМАЦИОННАЯ И КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONCEPT / SYSTEM / INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE / VOCATIONAL TEACHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богатенков С. А.

Предложена концепция системы формирования информационной и коммуникационной компетентности будущих выпускников учреждений профессионально-педагогического образования, выделены методологические подходы и система принципов, на которых базируется данная концепция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богатенков С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF FORMATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE OF GRADUATES OF VOCATIONAL TEACHER EDUCATION

The concept of the formation of information and communication competence of future graduates of vocational teacher education are highlighted methodological approaches and a system of principles that underpin the concept

Текст научной работы на тему «Концепция системы формирования информационной и коммуникационной компетенции выпускников учреждений профессионально-педагогического образования»

7. Наймушин, В.Г. Развитие науки - ключевой фактор перехода к инновационной экономике // Terra Economics. - 2010. - Т. 8. - № 3.

8. Инновационное развитие России: миф или реальная перспектива? [Э/р]. - Р/д: http://www.pages09.ru/article.aspx?articleId=149

9. Переход на инновационную модель экономического роста. Экспертная группа №5 «Переход от стимулирования инноваций к росту на их основе» / Л.М. Гохберг, И.Р Агамирзян [Э/р]. - Р/д: http://strategy2020.rian.ru/g5/

10. Инновационное развитие - основа модернизации экономики России: национальный доклад / под ред. В.П. Евтушенков, С.В. Кириенко, А.Б. Чубайс. - М., 2008.

11. Стратегия-2010: итоги реализации 10 лет спустя. Фонд «Центр стратегических разработок», фонд «Институт экономики переходного периода», Академия народного хозяйства при Правительстве РФ. - М., 2010.

12. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. № 1662-р. [Э/р]. - Р/д : http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf

13. Приоритетный национальный проект «Образование» [Э/р]. - Р/д: http://old.mon.gov.ru/pro/pnpo/

14. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. - М., 2010.

15. Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях: к IX Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1-3 апреля 2008 г. / под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина. - М., 2008.

16. Российское образование - 2020: модель образования для инновационной экономики. / А.Е. Волков [и др.] // Вопросы образования. -2008. - № 1.

17. Коломенская, А.Л. О проекте концепции непрерывного профессионального образования [Э/р]. - Р/д: http://strategy2020.rian.ru/g7/

Bibliography

1. Skobkin, V.S. Student pedagogicheskogo vuza: zhiznennihe i professionaljnihe perspektivih / V.S. Skobkin, O.V. Tkachenko // Trudih po sociologii obrazovaniya.- M., 2007. - T. XI-XII. - Vihp. XXI.

2. Volkov, A.E. Professionaljnoe obrazovanie v Rossii: retrospektiva i perspektiva: doklad ehkspertnoyj gruppih «Rihnok truda, professionaljnoe obrazovanie i migraciya» 12 marta 2011 goda / A.E. Volkov, Ya.I. Kuzjminov, G.V. Andruthak [Eh/r]. - R/d : http://strategy2020.rian.ru/g7/

3. Novaya filosofskaya ehnciklopediya: v 4 t. / red. V.S. Stepin. - M., 2001. - T.3. N-S.

4. Fullan, M. Novoe ponimanie reform v obrazovanii / per. E.L. Fruminoyj. - M., 2006.

5. Berman, P. Federal Programs Supporting Educational Change, Vol. VIII: Implementing and Sustaining Innovations. / P. Berman, M.W. McLaughlin.

- Santa Monica, CA, 1978.

6. Obthestvo i vlastj v usloviyakh politicheskogo krizisa: doklad ehkspertov Centra strategicheskikh razrabotok Komitetu grazhdanskikh iniciativ [Eh/r]. - R/d: http://akudrin.ru/upload/iblock/Society-and-gov_240512.pdf

7. Nayjmushin, V.G. Razvitie nauki - klyuchevoyj faktor perekhoda k innovacionnoyj ehkonomike // Terra Economics. - 2010. - T. 8. - № 3.

8. Innovacionnoe razvitie Rossii: mif ili realjnaya perspektiva? [Eh/r]. - R/d: http://www.pages09.ru/article.aspx?articleId=149

9. Perekhod na innovacionnuyu modelj ehkonomicheskogo rosta. Ehkspertnaya gruppa №5 «Perekhod ot stimulirovaniya innovaciyj k rostu na ikh osnove» / L.M. Gokhberg, I.R. Agamirzyan [Eh/r]. - R/d: http://strategy2020.rian.ru/g5/

10. Innovacionnoe razvitie - osnova modernizacii ehkonomiki Rossii: nacionaljnihyj doklad / pod red. V.P. Evtushenkov, S.V. Kirienko, A.B. Chubayjs. - M., 2008.

11. Strategiya-2010: itogi realizacii 10 let spustya. Fond «Centr strategicheskikh razrabotok», fond «Institut ehkonomiki perekhodnogo perioda», Akademiya narodnogo khozyayjstva pri Praviteljstve RF. - M., 2010.

12. Koncepciya dolgosrochnogo socialjno-ehkonomicheskogo razvitiya Rossiyjskoyj Federacii na period do 2020 goda. Utverzhdena rasporyazheniem Praviteljstva RF ot 17 noyabrya 2008g. № 1662-r. [Eh/r]. - R/d : http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf

13. Prioritetnihyj nacionaljnihyj proekt «Obrazovanie» [Eh/r]. - R/d: http://old.mon.gov.ru/pro/pnpo/

14. Strategiya innovacionnogo razvitiya Rossiyjskoyj Federacii na period do 2020 goda. - M., 2010.

15. Rossiyjskoe obrazovanie - 2020: modelj obrazovaniya dlya ehkonomiki, osnovannoyj na znaniyakh: k IX Mezhdunar. nauch. konf. «Modernizaciya ehkonomiki i globalizaciya», Moskva, 1-3 aprelya 2008 g. / pod red. Ya. Kuzjminova, I. Frumina. - M., 2008.

16. Rossiyjskoe obrazovanie - 2020: modelj obrazovaniya dlya innovacionnoyj ehkonomiki. / A.E. Volkov [i dr.] // Voprosih obrazovaniya. - 2008.

- № 1.

17. Kolomenskaya, A.L. O proekte koncepcii neprerihvnogo professionaljnogo obrazovaniya [Eh/r]. - R/d: http://strategy2020.rian.ru/g7/

Статья поступила в редакцию 02.09.12

УДК 004+37

Bogatencov S.A THE CONCEPT OF FORMATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE OF GRADUATES OF VOCATIONAL TEACHER EDUCATION. The concept of the formation of information and communication competence of future graduates of vocational teacher education are highlighted methodological approaches and a system of principles that underpin the concept

Key words: concept, system, information and communication competence, vocational teacher education.

С.А. Богатенков, канд. техн. наук, доц., зав. каф. информационных технологий, вычислительной техники и предметных методик Челябинского гос. педагогического университета,

г. Челябинск, E-mail: ser-bogatenkov@yandex.ru

КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ И КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Предложена концепция системы формирования информационной и коммуникационной компетентности будущих выпускников учреждений профессионально-педагогического образования, выделены методологические подходы и система принципов, на которых базируется данная концепция.

Ключевые слова: концепция, система, информационная и коммуникационная компетентность, профессиональнопедагогическое образование.

Информационно-коммуникационные технологии воздействуют на сознание, образ жизни людей, их образование, содержание их деятельности, а также на содержание и формы взаимодействия правительства и гражданского общества. Учитывая важность развития информационного общества, главами восьми государств ведущих индустриальных стран мира в 2000 году принята Хартия глобального информационного общества. В Хар-

тии говорится о дальнейшем развитии и укреплении человеческого потенциала, заключающегося в повышенном внимании к базовому образованию, о расширении возможностей пожизненного обучения с упором на развитие навыков использования информационных технологий, о содействии подготовке специалистов в сфере информационных технологий, об укреплении нормативного регулирования этих процессов.

Актуальность проблемы развития уровневого профессионально-педагогического образования стимулирует усиление дифференциации процесса обучения за счет расширения спектра вариативности образовательно-профессиональных программ. Это создает объективные предпосылки для обоснования новых подходов к исследованию процесса подготовки мастеров и педагогов профессионального обучения в системе уровневого профессионально-педагогического образования [1, с. 4-5].

Учитывая актуальность ИКТ-компетентности и объективные предпосылки для обоснования новых подходов к исследованию процесса подготовки мастеров и педагогов профессионального обучения в системе уровневого профессионально-педагогического образования представляется целесообразным разработать концепцию системы формирования ИКТ-компетентности будущих выпускников учреждений профессионально-педагогического образования.

Обобщая накопленный теоретический и практический опыт применения информационных и коммуникационных технологий в уровневом профессионально-педагогическом образовании [2; 3] и опираясь на квалификационные требования выпускника учреждения профессионально педагогического образования (ППО) в области информационных технологий, мы выделяем следующие структурные компоненты ИКТ-компетентности применительно к профессии выпускника:

> когнитивный компонент отражает сформированность процессов общеинформационной деятельности выпускника;

> аналитический компонент отражает способность анализировать и интерпретировать информацию;

> мотивационный компонент отражает степень мотивационных побуждений выпускника учреждения ППО к совершенствованию обучения рабочих и специалистов;

> технологический компонент отражает знание технических и программных средств;

> коммуникативный компонент отражает понимание и применение различного вида знаковых систем и технических средств коммуникаций в процессе обмена, передачи и распространения информации;

> рефлексивный компонент заключается в способности осмысления и оценки собственного уровня компетентности;

> ценностный компонент соотносится с нормами поведения в сферах информации и коммуникации;

> методический компонент отражает владение способностью организовывать учебный процесс в учреждении ППО с использованием компьютерных и мультимедийных технологий.

Основы ИКТ-компетентности педагога закладываются в процессе получения профессионального образования в вузе и базируются на ключевой информационной компетентности (классификация А.В. Хуторского). На наш взгляд, ИКТ-компетентность выпускника учреждения ППО целесообразно рассматривать в трех аспектах, а именно:

1) универсальная личностная компетентность;

2) часть общей профессиональной педагогической компетентности;

3) методическая компетентность - специальная профессиональная педагогическая компетентность выпускника учреждения ППО.

Универсальная личностная ИКТ-компетентность формируется на протяжении всей жизни человека на всех ступенях образования. Задача профессионально-педагогического образования - обеспечение преемственности в ее развитии: изучение состояния данной компетентности у абитуриента; коррекция и развитие компетентности у студента; стимулирование и ориентация выпускника на её совершенствование. Положения ГОС СПО и вПо по направлению подготовки «профессиональное обучение (по отраслям)» нацеливают каждую изучаемую в вузе дисциплину вносить вклад в развитие ИКТ-компе-тентности педагога.

Педагогическая ИКТ-компетентность базируется на универсальной компетентности, в частности, на таких ее компонентах как: ценностный, коммуникативный и технологический и всех общепрофессиональных компетенциях, поименованных в образовательном стандарте нового поколения. Задача подготовки выпускника учреждения ППО в рамках уровневого образования - сквозное формирование данного аспекта компетентности на протяжении всего процесса обучения в учреждении ППО через изучение, как специальных информационных дисциплин, так и дисциплин профессиональной подготовки. Педагогическая ИКТ-компетентность выпускника учреждения ППО, сохраняя общие черты с любой другой педагогической специальностью, имеет существенные особенности, определенные умеренной эмоциональностью и наглядностью восприятия рабочими и спе-

циалистами окружающего мира, расположенностью к профессиональным формам деятельности, стабилизацией самосознания и рефлексии, высокой адекватностью самооценки, умеренной зависимостью учебной деятельности от интереса и настроения и др.

Методическая ИКТ-компетентность обусловливается спецификой образовательной деятельности выпускника учреждения ППО, базирующейся на педагогической компетентности, в том числе на таких ее компонентах как: ценностный, коммуникативный и мотивационный и всех профессиональных компетентностях прописанных в образовательном стандарте нового поколения. Задача профессионально-педагогического образования -формирование данного аспекта компетентности на основе интеграции специальных информационных дисциплин с предметами психолого-педагогической и методической подготовки.

Согласно взглядам В.А. Асеева, системное построение любой теории должно быть основано на минимальном числе исходных и логически связанных принципов, что увеличивает ее системность. В качестве исходного положения концепции формирования ИКТ-компетентности мы приняли следующее утверждение: выпускник учреждения ППО будет обладать высоким уровнем ИКТ-компетентности, если весь его процесс обучения в вузе построен на использовании современных технологий, и он, осознавая их метапредметный характер, не представляет решения своих образовательных и будущих профессиональных задач вне информационно-коммуникационной среды информационного общества.

Все дальнейшие выводы строятся на основе выдвинутого положения при помощи расширения его понимания, обосновании специфики, введения уточняющих понятий, категорий. В более конкретной формулировке это положение принимает вид инновационных авторских идей, послуживших выделению семи концептуальных принципов.

1. Принцип полифункциональности. Подготовка выпускника учреждения ППО характеризуется, по сравнению с его обучением другим педагогическим направлениям подготовки, спецификой, которая заключается в необходимости осуществления им многопредметной профессиональной деятельности. Данный принцип предполагает включение информационных технологий как метапредметного средства и инструмента познания в процесс подготовки студента по различным дисциплинам. Постоянно совершенствуются специальные методики подготовки выпускника учреждения ППО, трансформируется содержание предметов, меняются концепции ППО. В условиях динамически обновляющегося образовательного процесса, когда от каждого педагога требуется готовность к постоянному профессиональному самосовершенствованию, особенно сложно соответствовать этим требованиям выпускнику учреждения ППО, так как именно он, в отличие от других педагогов, находится в полифункциональном пространстве. Однако трудности подготовки выпускника учреждения ППО нивелируются возможностью осуществления комплексного, интегративного подхода к его подготовке в области информационных и коммуникационных технологий.

2. Принцип наличия системообразующего основания, выполняющего интегрирующую функцию в формировании ИКТ-компе-тентности. Обозначенный принцип исходит из общей теории систем [В.С. Степин, Г.П. Щедровицкий и др.]. Он реализуется через специальные курсы и является одним из принципов, на основе которого можно объединить в единую систему обучения частные методики. Подготовка выпускника учреждения ППО не может не быть интегративной, так как в противном случае полифункциональность станет обладать эклектичными характеристиками, что войдет в противоречие с принципами системного подхода в образовании. Под интеграцией мы понимаем процесс взаимопроникновения, уплотнения, унификации знаний, проявляющийся через единство с противоположным ему процессом дифференциации, что объективно детерминировано материальным единством мира, всеобщими связями, изоморфизмом структур в качественно разнообразных объектах [М.А. Холодная]. Принцип интеграции проявляется в контексте структурно-интегративной методологии на нескольких уровнях: между информационной и методической подготовкой; между всеми компонентами содержания математического и естественнонаучного цикла дисциплин и блока дисциплин профессиональной подготовки; между целями обучения и механизмами их реализации.

3. Принцип направленности обучения студентов на активизацию их самостоятельности в освоении и применении информационных и коммуникационных технологий. Основы обозначенного принципа заложены в теории и методологии высшего профессионального образования [С.И. Архангельский, В.А. Сласте-нин и др.]. Он актуален в связи с тем, что непрерывное разви-

тие технологий в современном обществе является объективным и необратимым процессом и проявляется в постоянном обновлении и совершенствовании аппаратных и программных средств работы с информацией. Обучение студентов самым современным информационным и коммуникационным технологиям в период обучения в вузе не гарантирует их актуальность даже на момент трудоустройства выпускника. Поэтому, сохранить и развить свою компетентность в вопросах информатизации можно только путем постоянного профессионального самосовершенствования. Таким образом, возникает объективная необходимость перенести акцент в обучении с работы по формированию у студентов знаний и умений в области конкретных программных продуктов на развитие у них компетентности в освоении новых программных средств и их адаптации к изменяющимся педагогическим условиям.

4. Контекстно-деятельностный принцип построения обучения, согласно которому (по А.А. Вербицкому) усвоение содержания любой учебной дисциплины в вузе осуществляется на основе моделирования в формах обучения студента содержания и условий его будущей профессиональной деятельности. Данный принцип является неотъемлемой частью функционирования практико-ориентированного образования, который акцентирован в ГОС ВПО нового поколения. Основы контекстно-дея-тельностого принципа заложены в психологии личностноснодеятельностного подхода и отражены в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г Ананьева, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности.

Отбор содержания специальных информационных курсов нами производится на основе выделенных ИКТ-компетенций, для формирования которых подбирается программное обеспечение, наиболее значимое и актуальное для выпускника учреждения ППО и предполагающее его эффективное использование в профессиональной деятельности. Освоение программных продуктов на специальных информационных дисциплинах становится не целью, а средством решения поставленных учебно-методических задач. Например, целью выполнения задания «Разработать автоматизированное рабочее место педагога профессионального обучения основам информационной безопасности» является обучение студентов разработке учебно-методических материалов по дисциплине «Основы информационной безопасности». Контекстной целью данного задания является знакомство студентов с функциональными возможностями программных продуктов, которые в максимальной мере могут быть востребованы в будущей профессии.

5. Принцип непрерывности формирования ИКТ-компетент-ности на протяжении всего периода обучения в учреждении ППО. Этот принцип актуален в связи с тем, что информационные дисциплины, которые выполняют системообразующую функцию в формировании ИКТ-компетентности, изучаются только на протяжении трех семестров и на практике доказано, что формирование всех компонентов ИКТ-компетентности только в рамках данных предметов неэффективно и невозможно. Для формирования компонентов этой компетентности целесообразно задействовать профессиональный цикл дисциплин, так как исключительно в рамках предметов информационной подготовки не раскрываются полностью методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологий. Данный принцип позволяет реализовать динамическую модель поэтапного движения учебной деятельности студентов: от учебной деятельности академического типа через квазипрофессиональную (иг-

Библиографический список

ровые формы) и учебно-профессиональную (научно-исследовательская работа студентов, педагогическая практика) к собственно профессиональной деятельности.

6. Принцип обучения студентов с учетом методов, отражающих специфику уровня пПо. Уровневое профессиональнопедагогическое образование предполагает следующие этапы: среднее ППО (мастер производственного обучения) и высшее ППО (бакалавр и магистр профессионального обучения). Сфера деятельности и перечень должностей выпускников учреждений ППО определен ГОС СПО и ВПО по направлению «профессиональное обучение (по отраслям)».

Работа по формированию ИКТ-компетентности у студента будет эффективной именно в том случае, когда большинство преподавателей профильных дисциплин нацеливают студентов на использование компьютерных технологий в рамках изучаемых предметов. При этом используются свойственные и адаптированные к профессиональной деятельности рабочих и специалистов методы и формы обучения (игровые, наглядные, эвристические и поисковые и др.).

7. Принцип непрерывности мониторинга становления и развития ИКТ-компетентности. Система формирования ИКТ-компе-тентности имеет многопредметный, непрерывный характер в течение всего обучения будущего выпускника учреждения ППО. Поэтому, становится актуальным вопрос реализации преемственности и отслеживания результативности процесса формирования ИКТ-компетентности студента. Практическая реализация принципа непрерывности мониторинга позволяет детализировать этот процесс, сократить долю субъективности оценки и дает возможность прогнозировать успешность обучения индивидуально для каждого учащегося.

Предложенная концепция формирования ИКТ-компетентно-сти выпускника учреждения ППО непременно требует для своей реализации ряда условий:

1) желание, консолидация и подготовленность преподавательского состава к решению проблем повышения эффективности образовательного процесса на основе современных ИКТ. Этому способствует организация и проведение курсов повышения квалификации преподавательского состава, работа факультетского методического семинара, проведение открытых занятий, участие в конференциях по вопросам использования ИКТ в учебном процессе, проведение мастер-классов презентации нового оборудования и программного обеспечения и др.;

2) формирование у студентов мотивации собственного профессионального становления и развития;

3) постоянное расширение сферы применения в учебном процессе возможностей информационно-коммуникационной среды учреждения (автоматизированных обучающих предметных сред; электронных каталогов, библиотек, справочных систем; совокупности учебно-методических материалов, разработанных преподавателями для организации учебной деятельности студентов; электронных рейтинговых журналов студентов, по которым они могут отслеживать свой уровень успеваемости и т.д.);

4) наличие информационно-методического обеспечения процесса формирования ИКТ-компетентности, которое позволило бы преподавателям различных дисциплин реализовать принцип полифункциональности.

Таким образом, предложена концепция системы формирования информационной и коммуникационной компетентности будущих выпускников учреждений профессионально-педагогического образования, выделены методологические подходы и система принципов, на которых базируется данная концепция.

1. Романцев, Г.М. Уровневое профессионально-педагогическое образование: теоретико-методологические основы стандартизации: монография / Г.М. Романцев, В.А. Федоров, И.В. Осипова, О.В. Тарасюк. - Екатеринбург, 2011.

2. Богатенков, С.А. Формирование информационной компетентности в уровневом профессионально-педагогическом образовании: монография. - Челябинск, 2012.

3. Богатенков, С.А. Информационные технологии в профессиональной деятельности: опыт внедрения в Челябинске: монография. -Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2012.

Bibliography

1. Romancev, G.M. Urovnevoe professionaljno-pedagogicheskoe obrazovanie: teoretiko-metodologicheskie osnovih standartizacii: monografiya / G.M. Romancev, V.A. Fedorov, I.V. Osipova, O.V. Tarasyuk. - Ekaterinburg, 2011.

2. Bogatenkov, S.A. Formirovanie informacionnoyj kompetentnosti v urovnevom professionaljno-pedagogicheskom obrazovanii: monografiya. -Chelyabinsk, 2012.

3. Bogatenkov, S.A. Informacionnihe tekhnologii v professionaljnoyj deyateljnosti: opiht vnedreniya v Chelyabinske: monografiya. - Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2012.

Статья поступила в редакцию 31.08.12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.