УДК 004+37
Bogatenkov S.A. FORMATION OF A COMPETENCE THAT ENABLES TEACHING STAFF TO WORK WITH "ENERGY" COMPLEX OF TECHNICAL MEANS (A SAFETY ASPECT). This article discusses a problem of the necessity to eliminate the contradiction between demands of employers for training information and its real state. Particular attention is paid to the competence-oriented information management training, which deals with adapting the competencies of an educational standard to the real requirements of employers. The article deals with a topic, related to the formation of a competence to work with a complex technical means "Energy", widely used by Russian enterprises, in graduates of vocational teachers' training organizations. Based on the analysis of practical experience in the implementation of "Energy" complex at Chelyabinsk Thermal Power Plant-2, the paper forms competencies that correspond with requirements for a special education with the personnel of different levels. The author concludes that the use of the experience of the implementation of "Energy" complex at Chelyabinsk TPP-2 in the formation of information and communication competence of graduates of vocational teachers' educational organizations eliminates the risk connected with the lack of practical work of the graduates. The application of the results of this research opens opportunities for high quality training by orders of enterprises that introduce "Energy" complex into their work.
Key words: information and communication competence, safety, vocational teacher education.
С.А. Богатенков, канд. техн. наук, доц., вед. н. с. каф. подготовки педагогов
профессионального обучения и предметных методик Челябинского гос. педагогического университета,
г. Челябинск, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ РАБОТЫ С КОМПЛЕКСОМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ «ЭНЕРГИЯ» В АСПЕКТЕ БЕЗОПАСНОСТИ
В данной статье рассматривается проблема, состоящая в необходимости устранения противоречия между требованиями работодателей к информационной подготовке кадров и ее реальным состоянием. Особое внимание уделено компетентностно ориентированному управлению информационной подготовкой кадров, состоящему в адаптации компетенций образовательного стандарта к реальным требованиям работодателей. В статье затрагивается тема, связанная с формированием компетентности выпускников организаций профессионально-педагогического образования для работы с комплексом технических средств «Энергия», широко применяемом на предприятиях России. На основании анализа практического опыта внедрения комплекса технических средств «Энергия» на Челябинской ТЭЦ-2 и привлечения компетенций образовательного стандарта формируются соответствующие требования к персоналу с различным уровнем образования. Автор приходит к выводу, что применение опыта внедрения КТС «Энергия» на Челябинской ТЭЦ-2 при формировании информационной и коммуникационной компетентности выпускников организаций профессионально-педагогического образования устраняет угрозу безопасности, связанную с недостаточной практической ориентацией выпускников. Применение результатов исследования открывает возможности для качественной подготовки специалистов под заказ предприятий, внедряющих КТС «Энергия».
Ключевые слова: информационная и коммуникационная компетентность, безопасность, профессионально-педагогическое образование.
За последнее время достигнуты значительные успехи в области применения информационных и коммуникационных технологий во всех сферах профессиональной деятельности. Например, специалисты ЗАО «Интеравтоматика» разработали и внедрили около 120 проектов, из них более 60 - это проекты АСУ ТП крупных энергоблоков мощностью 100 Мвт и больше [1, с. 3]. Широкое распространение на предприятиях промышленности «Энергия», предназначенный для построения автоматизированных информационно-измерительных систем (АИИС) коммерческого и технического учета всех видов энергоносителей - электрической и тепловой энергии, природного и технических газов, пара, горячей и холодной воды. На сайте разработчика и изготовителя КТС «Энергия» научно-технического предприятия «Энергоконтроль» (www.energocontrol.ru) приведено более 1000 таких предприятий.
Внедрение информационных технологий, с одной стороны, приводит к развитию практико-ориентированного подхода в образовании, с другой - к усилению угроз безопасности. О необходимости практико-ориентированного подхода отмечалось в выступлениях руководителей самого высокого уровня. Так, председатель правительства РФ Д.А. Медведев отметил тенденцию увеличения доли российских вузов, взаимодействующих с промышленными компаниями. Он указал на целесообразность привлечения в качестве преподавателей специалистов, имеющих опыт работы в производственных цехах, конструкторских бюро, маркетинговых и сервисных компаниях, особенно для новых форм образования, таких как прикладной бакалавриат и техно-
логическая магистратура [2]. Серьезной угрозой безопасности является современное состояние педагогического образования в России. В концепции поддержки развития педагогического образования опубликованы результаты мониторинга деятельности государственных вузов и их филиалов, проведенного в 2012 году Министерством образования и науки РФ, которые показали, что 30 из 42 педагогических вузов (71,43%) и 29 из 37 их филиалов (78,38%) признаны имеющими признаки неэффективности. Немаловажную роль в сложившейся ситуации играет проблема неудовлетворительного качества подготовки выпускников, обусловленная устаревшими методами и технологиями, отсутствием связи учебных дисциплин и реальных потребностей работодателей [3].
Приведенные факты свидетельствуют о наличии проблемы, состоящей в необходимости устранения противоречия между требованиями работодателей к информационной подготовке кадров и ее реальным состоянием.
Проводниками формирования знаний, умений и навыков при подготовке специалистов в области применения информационных и коммуникационных технологий являются педагоги профессионального обучения, которые, с одной стороны, являются специалистами в определенной отрасли, с другой стороны, - педагогами по подготовке таких специалистов. Базой для их подготовки являются федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) СПО и ВПО по направлению «профессиональное обучение (по отраслям)», включающие необходимые профессиональные компетенции. Система подготовки кадров
предполагает адаптацию профессиональных компетенций к различным профилям направления. Инструментом для такой адаптации является компетентностно ориентированное управление подготовкой педагогов профессионального обучения, предложенное Е.А. Гнатышиной [4]. С.А. Богатенков адаптировал теорию компетентностно ориентированного управления для случая проектирования информационной подготовки кадров [5], в том числе, для прикладных бакалавров [6].
Формирование информационной компетентности в уровне-вом профессионально-педагогическом образовании проектировалось на основе опыта внедрения информационных технологий в образовании, машиностроении, энергетике, экономике и управлении [7]. Результатом научных исследований стала монография «Проектирование безопасной информационной подготовки» [8], за которую автор удостоен звания лауреата Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2013 года, проводимого Фондом развития отечественного образования. При проектировании информационной подготовки педагогических кадров использовался критерий безопасности [9]. Информационную подготовку педагогических кадров необходимо рассматривать как систему управления качеством, которая оценивается рядом показателей, учитывающих уровень безопасности [10]. Динамика развития концепции формирования компетенции в области применения информационных и коммуникационных технологий, т.е. ИКТ-компетентности педагога в системе профессионально-педагогического образования (ППО), отражена в статьях [11; 12]. Концепция основана на классификации ИКТ-ком-петенций [13]. На основе анализа опыта [14, 15] сформулированы требования к информационной подготовке кадров сферы торговли [16], а также в условиях применения информационно-измерительных систем [17] или систем автоматизированного проектирования [18].
Методология системы проектирования информационной подготовки кадров основана на уровневой модели формирования информационных и коммуникационных компетенций выпускников [19], которая состоит из моделей подготовки выпускников СПО, бакалавриата и магистратуры [20-22].
Использование уровневой модели и классификации информационных и коммуникационных технологий дало возможность реализовать технологии безопасной информационной подготовки педагогических кадров в условиях информатизации образования [23; 24]. Разработанные методология и технологии безопасной информационной подготовки кадров позволяют разработать эффективные системы подготовки кадров под заказ предприятий. Например, система информационной подготовке кадров для работы в среде 1С, широко используемой на предприятиях России и ближнего зарубежья, описана в статье [25].
В статье затрагивается тема, связанная с формированием компетентности выпускников организаций профессионально-педагогического образования для работы с комплексом технических средств «Энергия», широко применяемом на предприятиях России. На основании анализа практического опыта внедрения комплекса технических средств «Энергия» на Челябинской ТЭЦ-2 и привлечения компетенций ФГОС формируются соответствующие требования к персоналу с различным уровнем образования. Опыт внедрения КТС «Энергия» на Челябинской ТЭЦ-2 опубликован в статьях журнала «Промышленная энергетика» [26-29]. Модели, методы и средства информационной поддержки принятия решений в условиях применения КТС «Энергия» нашли свое отражение в трудах международной научно-методической конференции «Информатизация инженерного образования» [30].
Анализ опыта внедрения КТС «Энергия» на Челябинской ТЭЦ-2 позволил сформулировать требования для персонала с различным уровнем образования: СПО, бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. В результате анализа ФГОС для СПО и вПо по направлению «Профессиональное обучение (по отраслям)» и применения методов компетентностно ориентированного управления для выпускников СПО, бакалавриата и магистратуры получены компетенции, соответствующие требованиям практического опыта. В связи с отсутствием ФГОС ВПО для выпускников аспирантуры соответствующие компетенции получены по требованиям опыта аналогично.
Рассмотрим технологии формирования полученных компетенций для различных уровней образования.
Уровень СПО: способность разрабатывать и оформлять техническую и технологическую документацию с помощью
КТС «Энергия». В результате автоматизации документооборота при учете электроэнергии и энергоносителей значительно уменьшается или устраняется субъективная составляющая погрешности, что позволяет существенно повысить уровень доверия расчетным показателям.
Благодаря гибкому программному обеспечению КТС «Энергия» на Челябинской ТЭЦ-2 созданы необходимые группы каналов учета, разработаны удобные выходные формы, отражающие потребности пользователей. Так, баланс электрической энергии по главной схеме за месяц рассчитывается автоматически и передается в Энергонадзор по электронной почте. В результате автоматизации сбора данных небаланс электроэнергии уменьшился в 10 раз, стали ненужными записи в журнал показаний счетчиков, расчет небаланса и заполнение выходных форм. Разработаны выходные формы учета электроэнергии по вахтам, которые позволяют оценивать работу каждой конкретной вахты по выработке электроэнергии, ее затратам на собственные нужды, в том числе конкретно для различных видов котельного и турбинного оборудования. Кроме того, разработаны документы, позволяющие определить время работы котельного и турбинного оборудования. По этим данным можно автоматически формировать графики фактической работы оборудования и рассчитывать реальные технико-экономические показатели работы станции.
В результате внедрения КТС «Энергия» на предприятии в должностные инструкции персонала должно быть внесено следующее изменение: разрабатывать и оформлять документацию с помощью КТС «Энергия».
Уровень бакалавриата: готовность к повышению производительности труда и качества продукции, экономии ресурсов и организации безопасности с помощью КТС «Энергия». Эффективные результаты в управлении ресурсами достигаются в результате внедрения КТС «Энергия», объединяющей всех пользователей и включающей технологические вычислительные сети, обеспечивающие автоматизированный сбор, обработку и своевременную передачу информации.
Внедрение КТС «Энергия» на Челябинской ТЭЦ-2 позволило повысить эффективность мероприятий по энергосбережению и создало условия для безопасной работы оборудования и персонала, так как обеспечивает:
- повышение надежности работы оборудования благодаря внедрению автоматизированных систем информационной поддержки оперативного и ремонтного персонала;
- повышение оперативности в оценке состояния производства благодаря большой производительности компьютеров;
- улучшение условий труда эксплуатационного, ремонтного и управленческого персонала в результате автоматизации рутинных процедур обработки информации;
- повышение культуры производства благодаря компьютерной обработке данных, передаче их по ЛВС или с помощью модемной связи и получению печатных документов;
- сокращение количества эксплуатационного и управленческого персонала в результате автоматизации вычислительных и информационных работ.
В результате внедрения КТС «Энергия» на предприятии в должностные инструкции персонала должно быть внесено изменение: повышать производительность труда и качество продукции, экономить ресурсы и организовывать безопасность с помощью КТС «Энергия».
Уровень магистратуры: способность и готовность управлять процессами с помощью КТС «Энергия». Большое значение для энергосбережения имеет процесс выявления потерь энергии, связанной с утечками в коммуникациях и с несанкционированными подключениями отдельных потребителей. При традиционном подходе эта задача решается персоналом предприятий достаточно трудоемко и долго. При этом не исключена опасность поражения персонала электрическим током и действием энергоносителей. Поэтому внедрение информационных технологий, при которых уменьшается трудоемкость и время нахождения персонала в зоне возможного поражения электрическим током и энергоносителями, является актуальной задачей.
Методика поиска недопустимых потерь энергии на основе КТС «Энергия» позволяет локализовать область поиска потерь энергии. Однако при этом предъявляются повышенные требования к уровню квалификации персонала, т.к., с одной стороны, он должен знать особенности технологического процесса,
а с другой - должен быть квалифицированным пользователем КТС «Энергия». Кроме того, процесс поиска отнимает достаточно много времени. Очевидно, что такой поиск недопустимых потерь требует предварительного разбиения на группы, которое может быть выполнено только специалистом, хорошо знающим технологический процесс. Кроме того, значения небаланса рассчитываются для всех существующих групп еще до начала анализа полученных данных, т.е. результаты измерений используются многократно. Хотя значения небаланса отдельного канала рассчитываются только для групп с недопустимым небалансом, однако для таких групп приходится рассчитывать небалансы всех входящих в него каналов. Количество групп сопоставимо с количеством каналов. Если групп с недопустимым небалансом несколько, алгоритм необходимо будет повторить несколько раз, при этом часто повторяя уже проделанные вычисления.
Еще одним недостатком данного метода является сложность расчета коэффициента допустимых потерь для группы. Он очевидно больше коэффициента допустимых потерь для отдельного канала и зависит, например, при передаче электроэнергии, от количества трансформаторов на всем пути передачи энергии. Необходимо для каждого трансформатора вводить фиктивный потребитель энергии, что может быть сделано только опытным специалистом.
На кафедре «Прикладная математика» Южно-Уральского государственного университета в рамках дипломного проекта под руководством автора создан алгоритм и программа, в которой отсутствуют перечисленные недостатки. Программа внедрена на Челябинском трубопрокатном заводе, на Челябинской ТЭЦ-2. В результате выполнения дипломного проекта разработана математическая модель коммуникационной сети электроэнергии или энергоносителей, учитывающая взаимосвязь между входными и выходными потоками энергии. На основе модели и обзора существующих методов разработан эффективный алгоритм поиска недопустимых потерь энергии, программная реализация которого позволила сократить время и трудоемкость работ в зоне возможного поражения электрическим током или действием энергоносителей, а также эффективно планировать мероприятия по дальнейшему устранению неисправностей.
В результате внедрения КТС «Энергия» на предприятии в должностную инструкцию руководителя подразделения должно быть внесено изменение: управление процессами выполнять с помощью КТС «Энергия».
Уровень аспирантуры: способность и готовность решать проблемы с помощью КТС «Энергия». Проблемы применения КТС «Энергия» на энергоемких предприятиях связаны с существованием аналогичных информационно-измерительных систем (ИИС), их функциональных, технических и стоимостных характеристик. Существуют определенные трудности экономически обоснованного выбора их структуры и состава в связи с увеличением номенклатуры и спектра указанных характеристик. Возникает ряд вопросов. Чем определяется эффективность ИИС? Как учитывать важность измеряемых величин при выборе системы учета? Например, учет расхода коммерческих теплоносителей на Челябинской ТЭЦ-2 выполняется двумя автома-
Библиографический список
тизированными системами, а учет расхода некоммерческих теплоносителей - одной. Правильно ли сделан выбор?
За 20 лет с момента внедрения КТС «Энергия» на Челябинской ТЭЦ-2 появилась новая версия КТС «Энергия+». Совершенствуются принципы построения АИИС КУЭ на базе КТС «Энергия+» для целей расчетов на оптовом и розничном рынке электроэнергии. Такие АИИС КУЭ/ТУЭ строятся по двухуровневой схеме (счетчики на подстанциях - центр АИИС КУЭ/ТУЭ), без так называемого УСПД (устройство сбора и передачи данных, которое негативно влияет на метрологию и надежность систем) и позволяют:
- сводить баланс электроэнергии и мощности на 15сек/3мин/ 15мин/30мин/1час интервалах времени;
- прогнозировать отклонения от заявленного почасового графика потребления/выработки электроэнергии и мощности;
- контролировать мгновенные параметры электросети (напряжения, токи).
В каком направлении, и каким образом целесообразно дальше развивать КТС «Энергия» или следует остановиться на достигнутом? Как рационально использовать оперативный и ремонтный персонал подразделений АСУ и экономически обосновать его численность с учетом текущих и перспективных работ? Где искать резервы для сокращения численности эксплуатационного и управленческого персонала в результате автоматизации вычислительных и информационных работ? Дело в том, что необоснованный выбор варианта автоматизации связан со снижением ее эффективности или с лишними расходами на приобретение. Необоснованная кадровая политика может привести к снижению надежности обслуживаемых систем или к перерасходу денежных ресурсов на зарплату персоналу. В связи с переходом к рыночной экономике эти вопросы стали крайне актуальными, поэтому их решение представляет большой интерес для руководителей предприятий и подразделений.
На основе анализа тенденций развития экономической ситуации и технико-коммерческих оценок в статье [28] обоснованы принципы выбора и предложена методология внедрения КТС «Энергия» на ТЭС и других предприятиях. Приведенный анализ основан на опыте внедрения КТС «Энергия» на Челябинской ТЭЦ-2. Но это не исключает возможности более широкой трактовки полученных результатов применительно к другим предприятиям.
В результате внедрения КТС «Энергия» на Челябинской ТЭЦ-2 в должностную инструкцию заместителя руководителя по ИТ должно быть внесено изменение: решать проблемы, связанные с управлением процессами с помощью КТС «Энергия».
Подводя итоги можно утверждать, что применение опыта внедрения КТС «Энергия» на Челябинской ТЭЦ-2 при формировании информационной и коммуникационной компетентности выпускников организаций профессионально-педагогического образования устраняет угрозу безопасности, связанную с недостаточной практической ориентацией выпускников. Использование описанного в статье материала открывает возможности для качественной подготовки специалистов под заказ предприятий, внедряющих КТС «Энергия».
1. Свидерский, А.Г. Автоматизация российской энергетики: новые задачи, новые решения / А.Г. Свидерский, В.А. Биленко, А.А. Ананьев. // Теплоэнергетика. - 2013. - № 10.
2. Стенограмма выступления Д.А. Медведева на Международном авиационном конгрессе 27 августа 2013 года [Э/р]. - Р/д: http:// government.ru/news/4093
3. Концепция поддержки развития педагогического образования [Э/р]. - Р/д: http://www.mpgu.edu/documents/concepciya-podderzhki-ped-obrazovaniya.pdf
4. Гнатышина, Е.А. Компетентностно ориентированное управление подготовкой педагогов профессионального обучения. - СПб., 2008.
5. Богатенков, С.А. Компетентностно ориентированное управление информационной подготовкой выпускников образовательных организаций // Концепт. - 2014. - Т. 12.
6. Богатенков, С.А. Проектирование информационной подготовки прикладных бакалавров / С.А. Богатенков, Е.А. Гнатышина. - Челябинск, 2013.
7. Богатенков, С.А. Формирование информационной компетентности в уровневом профессионально-педагогическом образовании. -Челябинск, 2012.
8. Богатенков, С.А. Проектирование безопасной информационной подготовки. - Челябинск, 2013.
9. Богатенков, С.А. Проектирование информационной подготовки педагогических кадров по критерию безопасности // Информатика и образование. - 2013. - № 8.
10. Богатенков, С.А. Информационная подготовка педагогических кадров как система управления качеством образования // Информатика и образование. - 2013. - № 7.
11. Богатенков, С.А. Концепция системы формирования информационной и коммуникационной компетентности выпускников учреждений профессионально-педагогического образования // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 5.
12. Богатенков, С.А. Концепция формирования информационной и коммуникационной компетентности педагога в системе профессионально-педагогического образования // Концепт. - 2014. - № 5.
13. Богатенков, С.А. Классификация информационных и коммуникационных компетенций в профессионально-педагогическом образовании как фактор дидактической безопасности // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 1.
14. Богатенков, С.А. Опыт создания мультимедийной образовательной среды: машиностроение, торговля, образование // Информатика и образование. - 2014. - № 3.
15. Богатенков, С.А. Повышение эффективности мероприятий по энергосбережению с помощью автоматизированных средств учета энергии // Промышленная энергетика. - 1997. - № 12.
16. Переверзев, П.П. Требования к информационной подготовке кадров сферы торговли в инновационной информационной среде / П.П. Переверзев, С.А. Богатенков, Д.С. Богатенков // Управление инновационным развитием экономики: теория, методология, практика. - Челябинск, 2014.
17. Богатенков, С.А. Требования к информационной подготовке кадров в условиях применения информационно-измерительных систем / / Концепт. - 2014. - № 1.
18. Богатенков, С.А. Формирование требований к информационной подготовке кадров в условиях применения систем автоматизированного проектирования / С.А. Богатенков, Н.Д. Юсубов // Баку: Машиноведение. - 2014. - № 1.
19. Гнатышина, Е.А. Уровневая модель информационных и коммуникационных компетенций выпускников учреждений профессионально-педагогического образования / Е.А. Гнатышина, С.А. Богатенков // Педагогическое образование и наука. - 2012. - № 12.
20. Богатенков, С.А. Модель системы формирования информационной и коммуникационной компетентности бакалавров профессионального обучения // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 6.
21. Богатенков, С.А. Формирование компетентности магистров профессионального обучения // Профессиональное образование. Столица. - 2013. - № 5.
22. Богатенков, С.А. Формирование информационной и коммуникационной компетентности в профессионально-педагогическом образовании // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2012. - № 8.
23. Богатенков, С.А. Технология безопасной информационной подготовки педагогических кадров в условиях информатизации образования // Концепт. - 2013. - 6.
24. Богатенков, С.А. Компетентностно-ориентированный подход к планированию информационной подготовки выпускников образовательных организаций // Концепт. - 2013. - № 5.
25. Богатенков, С.А. Система информационной подготовки кадров в условиях применения конфигураций «1С: Предприятие» / С.А. Богатенков, Д.С. Богатенков // Концепт. - 2014. - Т. 20.
26. Богатенков, С.А. Опыт внедрения и эксплуатации автоматизированного рабочего места инженера производственно-технического отдела и комплекса технических средств «Энергия» на ТЭЦ-2 Челябинска / С.А. Богатенков, Э.С. Варыпаев // Промышленная энергетика. - 1996. - № 11.
27. Богатенков, С.А. Опыт наладки комплексной информационно-измерительной системы на ТЭЦ-2 Челябинска // Промышленная энергетика. -1997. - № 3.
28. Богатенков, С.А. Принципы и методология внедрения информационно-измерительных систем на ТЭС и других предприятиях // Промышленная энергетика. - 1998. - № 1.
29. Богатенков, С.А. Повышение эффективности АСУ ТЭС // Промышленная энергетика. - 1998. - № 6.
30. Богатенков, С.А. Модели, методы и средства информационной поддержки принятия решений в системе информационной подготовки кадров // Труды Международной научно-методической конференции «Информатизация инженерного образования». - М., 2014.
Bibliography
1. Sviderskiyj, A.G. Avtomatizaciya rossiyjskoyj ehnergetiki: novihe zadachi, novihe resheniya / A.G. Sviderskiyj, V.A. Bilenko, A.A. Ananjev. // Teploehnergetika. - 2013. - № 10.
2. Stenogramma vihstupleniya D.A. Medvedeva na Mezhdunarodnom aviacionnom kongresse 27 avgusta 2013 goda [Eh/r]. - R/d: http:// government.ru/news/4093
3. Koncepciya podderzhki razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya [Eh/r]. - R/d: http://www.mpgu.edu/documents/concepciya-podderzhki-ped-obrazovaniya.pdf
4. Gnatihshina, E.A. Kompetentnostno orientirovannoe upravlenie podgotovkoyj pedagogov professionaljnogo obucheniya. - SPb., 2008.
5. Bogatenkov, S.A. Kompetentnostno orientirovannoe upravlenie informacionnoyj podgotovkoyj vihpusknikov obrazovateljnihkh organizaciyj // Koncept. - 2014. - T. 12.
6. Bogatenkov, S.A. Proektirovanie informacionnoyj podgotovki prikladnihkh bakalavrov / S.A. Bogatenkov, E.A. Gnatihshina. - Chelyabinsk, 2013.
7. Bogatenkov, S.A. Formirovanie informacionnoyj kompetentnosti v urovnevom professionaljno-pedagogicheskom obrazovanii. - Chelyabinsk, 2012.
8. Bogatenkov, S.A. Proektirovanie bezopasnoyj informacionnoyj podgotovki. - Chelyabinsk, 2013.
9. Bogatenkov, S.A. Proektirovanie informacionnoyj podgotovki pedagogicheskikh kadrov po kriteriyu bezopasnosti // Informatika i obrazovanie.
- 2013. - № 8.
10. Bogatenkov, S.A. Informacionnaya podgotovka pedagogicheskikh kadrov kak sistema upravleniya kachestvom obrazovaniya // Informatika i obrazovanie. - 2013. - № 7.
11. Bogatenkov, S.A. Koncepciya sistemih formirovaniya informacionnoyj i kommunikacionnoyj kompetentnosti vihpusknikov uchrezhdeniyj professionaljno-pedagogicheskogo obrazovaniya // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2012. - № 5.
12. Bogatenkov, S.A. Koncepciya formirovaniya informacionnoyj i kommunikacionnoyj kompetentnosti pedagoga v sisteme professionaljno-pedagogicheskogo obrazovaniya // Koncept. - 2014. - № 5.
13. Bogatenkov, S.A. Klassifikaciya informacionnihkh i kommunikacionnihkh kompetenciyj v professionaljno-pedagogicheskom obrazovanii kak faktor didakticheskoyj bezopasnosti // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 1.
14. Bogatenkov, S.A. Opiht sozdaniya muljtimediyjnoyj obrazovateljnoyj sredih: mashinostroenie, torgovlya, obrazovanie // Informatika i obrazovanie.
- 2014. - № 3.
15. Bogatenkov, S.A. Povihshenie ehffektivnosti meropriyatiyj po ehnergosberezheniyu s pomothjyu avtomatizirovannihkh sredstv ucheta ehnergii // Promihshlennaya ehnergetika. - 1997. - № 12.
16. Pereverzev, P.P. Trebovaniya k informacionnoyj podgotovke kadrov sferih torgovli v innovacionnoyj informacionnoyj srede / P.P. Pereverzev, S.A. Bogatenkov, D.S. Bogatenkov // Upravlenie innovacionnihm razvitiem ehkonomiki: teoriya, metodologiya, praktika. - Chelyabinsk, 2014.
17. Bogatenkov, S.A. Trebovaniya k informacionnoyj podgotovke kadrov v usloviyakh primeneniya informacionno-izmeriteljnihkh sistem // Koncept.
- 2014. - № 1.
18. Bogatenkov, S.A. Formirovanie trebovaniyj k informacionnoyj podgotovke kadrov v usloviyakh primeneniya sistem avtomatizirovannogo proektirovaniya / S.A. Bogatenkov, N.D. Yusubov // Baku: Mashinovedenie. - 2014. - № 1.
19. Gnatihshina, E.A. Urovnevaya modelj informacionnihkh i kommunikacionnihkh kompetenciyj vihpusknikov uchrezhdeniyj professionaljno-pedagogicheskogo obrazovaniya / E.A. Gnatihshina, S.A. Bogatenkov // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. - 2012. - № 12.
20. Bogatenkov, S.A. Modelj sistemih formirovaniya informacionnoyj i kommunikacionnoyj kompetentnosti bakalavrov professionaljnogo obucheniya // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2012. - № 6.
21. Bogatenkov, S.A. Formirovanie kompetentnosti magistrov professionaljnogo obucheniya // Professionaljnoe obrazovanie. Stolica. - 2013. -№ 5.
22. Bogatenkov, S.A. Formirovanie informacionnoyj i kommunikacionnoyj kompetentnosti v professionaljno-pedagogicheskom obrazovanii // Professionaljnoe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. - 2012. - № 8.
23. Bogatenkov, S.A. Tekhnologiya bezopasnoyj informacionnoyj podgotovki pedagogicheskikh kadrov v usloviyakh informatizacii obrazovaniya // Koncept. - 2013. - 6.
24. Bogatenkov, S.A. Kompetentnostno-orientirovannihyj podkhod k planirovaniyu informacionnoyj podgotovki vihpusknikov obrazovateljnihkh organizaciyj // Koncept. - 2013. - № 5.
25. Bogatenkov, S.A. Sistema informacionnoyj podgotovki kadrov v usloviyakh primeneniya konfiguraciyj «1S: Predpriyatie» / S.A. Bogatenkov, D.S. Bogatenkov // Koncept. - 2014. - T. 20.
26. Bogatenkov, S.A. Opiht vnedreniya i ehkspluatacii avtomatizirovannogo rabochego mesta inzhenera proizvodstvenno-tekhnicheskogo otdela i kompleksa tekhnicheskikh sredstv «Ehnergiya» na TEhC-2 Chelyabinska / S.A. Bogatenkov, Eh.S. Varihpaev // Promihshlennaya ehnergetika. - 1996. - № 11.
27. Bogatenkov, S.A. Opiht naladki kompleksnoyj informacionno-izmeriteljnoyj sistemih na TEhC-2 Chelyabinska // Promihshlennaya ehnergetika. -1997. - № 3.
28. Bogatenkov, S.A. Principih i metodologiya vnedreniya informacionno-izmeriteljnihkh sistem na TEhS i drugikh predpriyatiyakh // Promihshlennaya ehnergetika. - 1998. - № 1.
29. Bogatenkov, S.A. Povihshenie ehffektivnosti ASU TEhS // Promihshlennaya ehnergetika. - 1998. - № 6.
30. Bogatenkov, S.A. Modeli, metodih i sredstva informacionnoyj podderzhki prinyatiya resheniyj v sisteme informacionnoyj podgotovki kadrov / / Trudih Mezhdunarodnoyj nauchno-metodicheskoyj konferencii «Informatizaciya inzhenernogo obrazovaniya». - M., 2014.
Статья поступила в редакцию 03.09.14
УДК 355.231+398.8
Kashina N.I. A PROBLEM OF UNDERSTANDING TRADITIONAL CULTURAL AND ART VALUES BY CHILDREN AND YOUTH. In the article theoretical bases of a concept of understanding traditional cultural and art by children and youth are revealed. It is stated that a substantial basis of this process is made by artistic culture of the Cossacks. The theory of this concept proves the necessity of introduction of artistic culture of the Cossacks into educational environment of a school, family, establishments of additional education and the necessity of uniting of these environments in a common educational space. The paper also tells about the importance of the development of ethnointonational ear of children and youth and mastering a language of musical culture of the Cossacks. The introduction of art culture of the Cossacks in traditional forms existing in the Cossack culture and the creation of the Cossacks of art products are the components of spiritual experience. The author names the processes of identification, reflection, isolation and self-realization as the main mechanisms of the development.
Key words: art culture, art values, traditional values, Cossacks.
Н.И. Кашина, канд. пед. наук, доц. каф. музыкального образования, докторант Уральского
гос. педагогического университета, г. Екатеринбург, E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМА ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ И МОЛОДЕЖЬЮ ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТУРНЫХ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
В статье раскрываются теоретические основания концепции освоения детьми и молодежью традиционных культурных и художественных ценностей, в основе которой лежат положения: содержательную основу данного процесса составляет художественная культура казачества; необходимо: включение художественной культуры казачества в воспитательную среду школы, семьи, учреждений дополнительного образования и объединение данных сред в единое воспитательное пространство, развитие этноинтонационного слуха детей и молодежи и овладение ими языком музыкальной культуры казачества; содействие их «проживанию» практически-духовного компонента культурного опыта казачества, включение художественной культуры казачества в традиционные формы бытования в казачьей культуре, создание по освоенным образцам культуры казачества художественных продуктов; механизмами освоения являются идентификация, рефлексия, обособление и самореализация.
Ключевые слова: художественная культура, художественные ценности, традиционные ценности, казачество.
Сегодня приоритеты государственной политики лежат в области сохранения и развития уникальной российской цивилизации, консолидации общества на основе отечественных духовных традиций и российского менталитета, совершенствования духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи. Концептуальные подходы к решению данных проблем содержатся в «Национальной доктрине образования в РФ до 2025 г.», «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и др. Однако, не смотря на позитивные тенденции усиления духовно-нравственного аспекта содержания образования, поиск концептуально-теоретических подходов в этой области остается по-прежнему актуальным. Одно из его направлений - обращение к истории и культуре народов России, включающее историко-педагогическое обобщение опыта предшествующих поколений, реализацию потенциала многовековых традиций отечественной культуры.
Системой порождения, накопления, хранения, общения и трансляции ценностно-познавательного кругозора культуры, с наибольшей достоверностью воплощающей национальный характер этноса, является художественная культура. Она обладает мощным аксиологическим потенциалом, направленным на совершенствование гуманистических оснований личности, регулирование ее отношений с миром (М.М. Бахтин, А.Ф. Лосев).
Реализация духовно-нравственного потенциала искусства в системе обучения и воспитания детей и молодежи признается сегодня одним из перспективных направлений оптимизации современной системы образования (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Е.А. Бодина, В.В. Медушевский, А.А. Мелик-Пашаев). Но педагогике искусства еще предстоит осмыслить процесс функционирования и трансформации новых ценностных парадигм, в рамках которых происходит становление личности человека нового тысячелетия. Для подрастающего поколения россиян необходимо представить идеалообразующее пространство культуры, что выдвигает для педагогического сообщества требование разработки и оснащения данного процесса (Л.С. Зорилова, А.И. Щербакова).
Носителем традиционных народных ценностей, представляющих собой воплощение ценностей общечеловеческих (семья, патриотизм, гражданственность, социальная солидарность, Православие, труд и др.), являвшихся на протяжении многих веков важным элементом общественного сознания и фундаментом российской социальной системы, стало казачество. Его художественная культура является кумулятивной базой этнокультурной среды и средством познания этнической картины мира казачества (А.Ф. Григорьев), а в ее феноменах содержатся своеобразные модели, которые являются «схемами человеческого духа», по которым воспроизводится человеческая типология