Научная статья на тему 'Теоретические, методологические и практические аспекты функционирования регионального потребительского рынка'

Теоретические, методологические и практические аспекты функционирования регионального потребительского рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
808
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНА / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ / СВОЙСТВО СУБСИДИАРНОСТИ / ПОКАЗАТЕЛИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА / REGIONAL CONSUMER MARKET / REGIONAL SPECIALIZATION / TERRITORIAL DECENTRALIZATION / SUBSIDIARITY PROPERTY / REGIONAL CONSUMER MARKET INDICATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антонюк Валентина Сергеевна, Пасешник Наталья Петровна, Тащев Александр Кузьмич

Статья посвящена исследованию основных характеристик регионального потребительского рынка зависимости от специализации региона, территориальной децентрализации и субсидиарности. Определены свойства и показатели регионального потребительского рынка как атрибута населения и с позиций места его проживания. Представлены результаты анализа состояния и тенденций развития потребительского рынка Челябинской области на основе матрицы позиционирования муниципальных образований в зависимости от спроса и предложения товаров и услуг. Определены направления совершенствования потребительского рынка на региональном и муниципальном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Антонюк Валентина Сергеевна, Пасешник Наталья Петровна, Тащев Александр Кузьмич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical, methodological and practical aspects of the regional consumer market functioning

The article is devoted to investigation of basic characteristics of the regional consumer market-dependence on regional specialization, territorial decentralization and subsidiarity. There are defined properties and indicators of the regional consumer market as an attribute of population and from the point of view of its residence. There are presented the results of analysis of status and trends of Chelyabinsk region consumer market development depending on supply and demand of goods and services. There are defined the directions of consumer market improvement at the regional and municipal levels.

Текст научной работы на тему «Теоретические, методологические и практические аспекты функционирования регионального потребительского рынка»

Региональная экономика

УДК 332.14 + 339.13.012 ББК У9(2)421.8

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

В.С. Антонюк, Н.П. Пасешник, А.К. Тащев

Статья посвящена исследованию основных характеристик регионального потребительского рынка - зависимости от специализации региона, территориальной децентрализации и субсидиарности. Определены свойства и показатели регионального потребительского рынка как атрибута населения и с позиций места его проживания. Представлены результаты анализа состояния и тенденций развития потребительского рынка Челябинской области на основе матрицы позиционирования муниципальных образований в зависимости от спроса и предложения товаров и услуг. Определены направления совершенствования потребительского рынка на региональном и муниципальном уровнях.

Ключевые слова региональный потребительский рынок, специализация региона, территориальная децентрализация, свойство субсидиарности, показатели регионального потребительского рынка.

Потребительский рынок занимает центральное место в жизнеобеспечении региона, поскольку в его пределах реализуются повседневные потребности населения, удовлетворение которых определяет эффективность функционирования экономики и ее территориальных образований в целом.

На наш взгляд, региональный потребительский рынок представляет собой децентрализованный вид рынка, который:

- с одной стороны, является весьма открытой системой с точки зрения объекта торговли, которая реагирует как на внутренние, так и на внешние экономические, социальные, политические ситуации, зависит от межрегиональных товарных потоков, миграции рабочей силы и движения капитала;

- с другой стороны, территориально локализованную систему с точки зрения места рыночных сделок (операции), что привносит специфические черты в его функционирование.

Основными характеристиками регионального потребительского рынка выступают:

- зависимость от специализации региона;

- территориальная децентрализация;

- субсидиарность (рис. 1).

Специализация региона представляет собой

отраслевую структуру региона, которая, в свою очередь, определяется территориальными особенностями, благоприятными природными и экономическими условиями. Важную районообразующую роль выполняют отрасли специализации, ориентированные или не ориентированные на поставку потребительских товаров. Продукция отраслей специализации определяет необходимость межрегионального обмена, уровень удовлетворения потребностей региона, определяя другую ха-

рактеристику - ресурсную самодостаточность потребительского рынка. Она состоит:

- в уровне экономического развития территории;

- эффективности использования природного потенциала, в том числе и традиции;

- в уровне развития личных подсобных хозяйств (ЛПХ) и др.

Ресурсная самодостаточность в большей степени детерминирована управленческой составляющей, т. е. уровнем организации производства, внутренней и внешней торговли, действующим механизмом формирования товарного предложения на территориальном рынке, эффективностью межрегиональных связей, определяющей открытость региона для взаимодействия.

Ресурсная самодостаточность региона обеспечивается и формируется не только внутренними ресурсами. Она определяется количеством и качеством межрегиональных связей, покупательными возможностями населения и уровнем развития его потребностей, культурой потребления, развитостью торговой и транспортной инфраструктуры, инвестиционной привлекательностью региона, конкурентоспособностью предприятий и производимой ими продукции, качеством и количеством трудовых ресурсов. Межрегиональные связи оказывают большое воздействие на характер протекающих экономических процессов, а их совокупный объем по некоторым параметрам сопоставим с масштабами производства и потребления.

Каждый регион не только специализируется на определенной продукции, но и должен осуществлять комплексный подход к развитию потребительского рынка для обеспечения нормальных ус-

Рис. 1. Основные характеристики регионального потребительского рынка

ловий производства и жизнедеятельности населения региона. Специализация региона позволяет реализовать общерегиональные выгоды (территория используется одновременно для промышленности и сельского хозяйства, равно как и выигрышное экономико-географическое положение региона), а также оценить тесноту межотраслевых связей, возможности региона в удовлетворении внутренних потребностей, место региона в территориальном разделении труда. Оптимальное, наиболее эффективное и пропорциональное развитие отдельных отраслей хозяйства региона означает сбалансированное развитие регионального потребительского рынка, обеспечивающее наиболее эффективное удовлетворение потребностей населения региона.

Другой важнейшей характеристикой потребительского рынка является территориальная децентрализация его объектов. Она характеризуется локализованным территориальным пространством, имеющим специфику по отраслевым, конкурентным, ценовым и другим характерным признакам рынков.

Территориальная децентрализация объектов потребительского рынка направлена на проведение региональной политики по удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах, участие в инвестиционных проектах и программах социально-экономического развития регионов, государственного регулирования социально-

экономического развития по территориальным субъектам хозяйствования.

Децентрализация управления предприятиями в жизнеобеспечении региона обусловила общественную потребность организационной концентрации

не только производства, но и инфраструктуры потребительского рынка, от которой зависит эффективное товародвижение. В условиях подъема производства и резкого сокращения импорта товаров наблюдается рост многозвенности товарообращения и, как следствие, неэффективное использование инфраструктурных предприятий, разнонаправлен-ность их экономических интересов, порою противоречащих задачам и целям управления региона.

Потребительский рынок локализован в пределах определенной территории, приближен к получателям денежного дохода - домашним хозяйствам, что формирует его главную характеристику -субсидиарность.

Согласно характеристике субсидиарности, составные части регионального потребительского рынка действуют согласованным образом потому, что домашние хозяйства являются органическими составляющими определенной территории, т. е. они существуют потому, что существует потребительский рынок и потому, что и сами они, и территория имеют что-то общее (будь то ряд ценностей, традиций и (или) общие интересы). Составные части не могут покинуть региональный потребительский рынок (так как они не в состоянии выжить вне системы), но и региональный потребительский рынок не обладает никаким превосходством по отношению к своим составляющим частям (поскольку и сам он не может выжить без них). Субсидиарность попросту выражает самостоятельность части по отношению к целому.

Субсидиарность предстает как единство специализации и децентрализации и является таким свойством потребительского рынка, согласно ко-

торому его существование обусловлено потребительской активностью домашних хозяйств. Именно на их уровне, как на первичном уровне экономической системы, решение задач потребления домашними хозяйствами возможно и эффективно.

Потребительский рынок как элемент региональных рынков обеспечивает функции повышения качества и уровня жизни населения. Данное положение, по нашему мнению, проистекает из понятия субсидиарности, констатируя, что местные условия и обстоятельства не только различны, но и изменяются с течением времени. Поэтому параметры, связанные с населением, равно как и параметры, связанные с экономическими условиями места проживания, должны соответствовать меняющимся потребностям и условиям, учитывать местные требования и пожелания (рис. 2).

Специфика рынка определяется функциональной направленностью населения (домашних хозяйств) или субсидиарностью регионального потребительского рынка, которые и определяют главные особенности этого рынка (табл. 1): зави-

симость от параметров, связанных с населением, и с экономическими условиями места проживания.

Субсидиарность выражается во взаимосвязи между домашними хозяйствами (населением) и собственно рынком. Население формирует детерминанты спроса, а место проживания - специфику предложения (производство и его инфраструктуру).

Используя показатели субсидиарности, нами был проведен кластерный анализ муниципальных образований с позиций оценки регионального потребительского рынка как атрибута населения (со стороны муниципального спроса) и как места проживания населения (со стороны муниципального предложения).

Кластеризация, выполненная в пакете 8Р88 81а-ЙБЙса 17.0 по методу средних величин, позволила представить группировку муниципальных образований Челябинской области по состоянию потребительского рынка, которая представлена на рис. 3. Из расчета исключены данные, характеризующие городские округа Челябинска и Магнитогорска, поскольку они искажают результат высокой вариацией.

Рис. 2. Субсидиарность регионального потребительского рынка

Таблица 1

Показатели регионального потребительского рынка (атрибуты населения и место проживания населения)

Особенности потребительского рынка Свойства регионального потребительского рынка Показатели регионального потребительского рынка

I. Атрибуты потребительского рынка с позиции характеристики населения

1. Уровень жизни населения - Уровень развития личных подсобных хозяйств (ЛПХ). - Уровень и степень насыщения потребностей в продовольствии - Денежные доходы населения, в т. ч. средний размер начисленных месячных пенсий и средняя заработная плата в месяц. - Денежные расходы населения. - Доля работников организаций (среднегодовая численность работников организаций). - Уровень развития ЛПХ. - Доля пенсионеров

2. Численность и состав населения Социально-демографические и миграционные процессы - Численность населения по городским округам и муниципальным районам. - Демографические показатели

3. Активность трудовых ресурсов - Уровень экономической активности населения. - Уровень безработицы - Экономически активное население. - Численность не занятых трудовой деятельность граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости, по городским округам и муниципальным районам. - Миграционная динамика населения

4. Воспроизводимость потребностей в продовольствии - Децентрализация рынка товаров и услуг. - Непредсказуемость с точки зрения времени и места приобретения продовольственных товаров, а также объемов их закупки

5. Неравномерность структуры экономической деятельности (с/х, добывающая или перерабатывающая промышленности) - Уровень развития отраслей определяющих поставку продовольственных товаров. - Конкурентность среди региональных производителей потребительских товаров и услуг - Покупка неместных товаров, произведенных за пределами муниципалитета (другими муниципальными образованиями и регионами, национальной экономикой, заграницей)

II. Атрибуты потребительского рынка с позиции места проживания населения

1. Производственная структура региона Специализация региона - Коэффициент специализации муниципального образования

2. Природно-климатические условия - Различие в плодородии земли. - Местоположение участков - Издержки производства сельскохозяйственных культур

3. Инвестиционная активность в потребительский рынок - Восприимчивость товарного рынка к инвестициям Инвестиции в региональный потребительский рынок

4. Инфраструктурное обустройство товаропотоков Рыночная инфраструктура с особенностями территориального размещения, развития и функционирования - Площадь торгового зала объектов розничной торговли. - Количество объектов розничной торговли и общественного питания. - Число мест в объектах общедоступной сети общественного питания. - Площадь зала обслуживания посетителей в объектах общественного питания. - Доля торговых сетей в структуре розничной торговли. - Срок службы и возраст инфраструктурных фондов. - Численность занятых в сфере потребительского рынка региона

5. Регион как открытая экономическая система движения товаров, капитала, населения Иерархия товарных потоков (межрегиональных, региональных, местных) - Протяженность товарных связей. - Стоимостный объем товарных потоков. - Физический объем товарных потоков

Затем проведено позиционирование город- делено 4 группы муниципальных образований.

ских округов и муниципальных районов Челябин- Полученная на основе кластеризации матрица

ской области в системе этих двух факторов и вы- позволяет позиционировать потребительский рынок

муниципальных образований относительно среднего уровня обеспечения спроса и предложения в муниципальных образованиях. Однако возможности матрицы значительно шире. Она позволяет (при дополнительных расчетах) позиционировать регионы относительно регионов-лидеров РФ и выбирать адекватные направления совершенствования спроса и предложения потребительского рынка, ориентируясь на отечественных лидеров.

Анализ предложенной матрицы и расположение в ней муниципальных образований позволил сделать следующие выводы:

1. Для территорий, попавших в «диагональные» квадранты матрицы характерно сбалансированное развитие муниципальных образований со стороны муниципального спроса (как атрибута населения) и муниципального предложения (места проживания населения), но на разных уровнях: в квадранте с низкими показателями спроса и предложения присутствует 1 муниципальное образование (Еманжелинский муниципальный район); ниже среднего уровня и спроса и предложения - 5 муниципальных образований (Аргаяшский, Ашинский, Верхнеуральский, Красноармейский, Со-сновский муниципальные районы); со средним уровнем показателей спроса и предложения - нет муниципальных образований; с высоким уровнем соответствующих показателей (наилучший вари-

ант состояния в матрице) - нет ни одного муниципального образования Челябинской области. Движение вверх по диагонали матрицы - наилучшая траектория развития территорий: и по показателям потребительского рынка как атрибута населения, и с позиций места проживания населения.

2. Регионы, попавшие в квадранты матрицы, не лежащие на диагонали, характеризуются несбалансированным развитием: в верхней левой части матрицы показатели потребительского рынка с позиций места проживания населения выше показателей потребительского рынка как атрибута населения (г. Южноуральск, Верхний Уфалей, Кыштым, Увельский, Чесменский, Пластовский муниципальные районы). Приоритетным в этом случае будет совершенствование спроса на потребительском рынке - на региональном и муниципальном уровнях.

3. Для регионов, попавших в нижнюю правую часть матрицы показатели потребительского рынка как места проживания населения ниже показателей потребительского рынка как атрибута населения (г. Троицк, Златоуст, г.Карабаш, Копейск, Миасс, Усть-Катав, Коркинский, Агаповский, Брединский, Варненский, Еткульский, Карталинский, Каслинский, Катав-Ивановский, Кизильский, Кунашак-ский, Кусинский, Нагайбакский, Нязепетровский, Октябрьский, Саткинский, Троицкий, Уйский, Че-баркульский муниципальные районы). Приоритет-

РПР как место проживания населения

Группа А Пластовский Южноуральск Группа I

Группа Б Верхний Уфалей, Кыштым, Увельский, Чесменский Группа II Чебаркуль

Группа В Группа III Аргаяшский, Ашинский, Верхнеуральский, Красноармейский, Со-сновский Троицк

Группа Г Группа IV Еманжелинский Златоуст, Карабаш, Миасс, Усть-Катав, Агаповский, Брединский, Варненский, Еткульский, Карта-линский, Каслинский, Катав-Ивановский, Кизильский, Кунашак-ский, Кусинский, Нагайбакский, Нязепетровский, Октябрьский, Саткинский, Троицкий, Уй-ский,Чебаркульский Копейск Коркинский

0 Группа Г Группа В Группа Б Группа А

Рис. 3. Матрица позиционирования муниципальных образований Челябинской области по показателям потребительского рынка как атрибута населения и места проживания его в 2010 году

ным в этом случае будет совершенствование предложения на потребительском рынке и на региональном и на муниципальном уровнях власти.

Повышение эффективности управления потребительским рынком региона приобретает особую значимость в условиях децентрализации и демократизации государственного управления экономикой, когда центр тяжести в принятии ряда решений перемещается с федерального на региональный и местный уровни власти.

В практике федеративных отношений субсидиарность означает приоритет прав более мелких самоуправляющихся территориальных субъектов по сравнению с территориальными общностями более высокого уровня, т. е. построение системы управления «снизу» [1]. Это означает, что система власти строится от самоуправляющихся территориальных общностей (городов и сельских общин) -к объединению в более крупные территориальные структуры. В соответствии с этим полномочия по реализации каких-либо функций передаются самоуправляющимися структурами на более высокий уровень лишь в том случае, если они сами не имеют возможности для их реализации. Снизу наверх передаются и необходимые для осуществления этих функций ресурсы.

Свойство субсидиарности, характерное региональному потребительскому рынку, подразумевает, что управление осуществляется на воз-

можно более низком уровне, когда это целесообразно; при этом региональный уровень выступает как дополнительный по отношению к муниципальному [2].

Механизм регулирования потребительского рынка на региональном и муниципальном уровнях можно представить на рис. 4. Региональные органы власти, основываясь на делегированных им полномочиях в использовании методов регулирования рынка, должны активно участвовать в оперативном управлении потребительским рынком региона, с учетом стратегических целей и программ развития рынка муниципальных образований.

Реализация целей развития потребительского рынка муниципального образования предлагается через механизм спроса и предложения, что подробнее показано на рис. 5.

Выделенные направления совершенствования потребительского рынка муниципальных образований через механизмы спроса и предложения предлагается реализовать с помощью методов и инструментов реализации основных направлений по совершенствованию спроса и предложения на потребительском рынке (табл. 2, 3).

Таким образом, предлагаемая методика задает определенный алгоритм действий по оценке состояния и анализу условий развития потребительских рынков регионов и муниципальных образований, что позволяет одновременно с этим осуще-

Региональный уровень

Рис. 4. Механизм регулирования потребительского рынка

Совершенствование спроса и предложения потребительского рынка

Задачи (направления) совершенствования

Задачи (направления) совершенствования

1. Сочетание

финансовых и нефинансовых мер поддержки населения (рост благосостояния населения посредством увеличения его покупательской способности и расширения ассортимента потребительских товаров)

2. Осуществление постоянного мониторинга за уровнем потребительской активности

3. Создание единой информационной системы внутренней торговли

4. Контроль за соблюдением защиты прав потребителей

Совершенствование инфраструктуры потребительского рынка и регионального размещения объектов передвижной и стационарной розничной торговли

т

1. Развитие конкурентной среды на рынке потребительских товаров, работ и услуг

2. Сочетание финансовых и нефинансовых мер поддержки местных производителей

3. Создание благоприятных условий для обеспечения экономической эффективности и финансовой стабильности предприятий потребительской сферы

4. Систематизация и совершенствование законодательной основы торговой деятельности в РФ

5. Совершенствование информационноаналитического наблюдения за состоянием потребительского рынка и торговой деятельности

6. Развитие инфраструктуры торговли муниципальных образований

7. Развитие инвестиционной деятельности для привлечения инвестиций в потребительский рынок

т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методы и инструменты реализации

Рис. 5. Основные направления по совершенствованию спроса и предложения на потребительском рынке

Таблица 2

Совершенствование спроса потребительского рынка на региональном и муниципальном уровнях власти

№ Задачи (направления) совершенствования спроса Методы и инструменты реализации

Региональный уровень Муниципальный уровень

1 2 3 4

1 Сочетание финансовых и нефинансовых мер поддержки населения (рост благосостояния населения посредством увеличения его покупательской способности и расширения ассортимента потребительских товаров) - Повышение занятости населения и уровня заработной платы. - Поддержка развития субъектов малого предпринимательства на потребительском рынке. - Внедрение новых форм торговли через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет». - Достижение нормативов минимальной обеспеченности населения региона торговыми площадями и, прежде всего, в сельских территориях. - Обязательное градостроительное планирование, разработка схем размещения торговых объектов. - Совершенствование процедур выделения площадей под торговые объекты, повышение доступности площадей и земель для развития торговых и логистических организаций с использованием механизмов государственночастного партнерства - Создание некоммерческих партнерств. - Создание рабочих групп по вопросам развития сферы потребительского рынка, осуществляющих проведение исследований и мониторинг основных проблем его развития. - Оптимизация сети и качественное улучшение ее структуры за счет роста числа крупных современных торговых объектов (гипермаркетов и супермаркетов, торговых центров и так далее). - Модернизация городских сельскохозяйственных рынков, объектов и комплексов (зон) мелкорозничной торговли, мелкорозничной торговой сети. - Организация работы «горячей линии» по приему обращений населения. - Проведение общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов, регламентирующих потребительский рынок

Окончание табл. 2

1 2 3 4

- Развитие сетевого принципа организации торговли, привлечение в регион крупных компаний, занимающихся созданием и эксплуатацией крупных торговых сетей - Проведение «круглых столов», семинаров, конференций по актуальным вопросам развития - Развитие информационных технологий в торговле, развитие систем безналичных расчетов

2 Осуществление постоянного мониторинга за уровнем потребительской активности - Формирование и ведение торгового реестра, включающего в себя сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность на территории региона - Создание рабочих групп по вопросам развития сферы потребительского рынка, осуществляющих проведение исследований и мониторинг основных проблем его развития. - Организация работы «горячей линии» по приему обращений населения

3 Создание единой информационной системы внутренней торговли - Внедрение новых форм торговли через информационнотелекоммуникационную сеть «Интернет» - Развитие информационных технологий в торговле, развитие систем безналичных расчетов

4 Контроль за соблюдением защиты прав потребителей - Создание рабочих групп по вопросам развития сферы потребительского рынка, осуществляющих проведение исследований и мониторинг основных проблем его развития - Проведение «круглых столов», семинаров, конференций по актуальным вопросам развития - Организация работы «горячей линии» по приему обращений населения - Организация и участие в проведении проверок предприятий сферы потребительского рынка

Таблица 3

Совершенствование предложения потребительского рынка на региональном и муниципальном уровнях власти

№ Задачи (направления) совершенствования предложения Методы и инструменты реализации

Региональный уровень Муниципальный уровень

1 2 3 4

1 Развитие конку -рентной среды на рынке потребительских товаров, работ и услуг - Совершенствование процедур выделения площадей под торговые объекты, повышение доступности площадей и земель для развития торговых и логистических организаций с использованием механизмов государственно-частного партнерства - Поддержка развития субъектов малого предпринимательства на потребительском рынке - Содействие региональным предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности, сельхозтоваропроизводителям в установлении прямых хозяйственных связей с предприятиями розничной торговли - Повышение занятости населения и уровня заработной платы - Создание некоммерческих партнерств - Оптимизация сети и качественное улучшение ее структуры за счет роста числа крупных современных торговых объектов (гипермаркетов и супермаркетов, торговых центров и так далее) - Привлечение средств частных инвесторов

2 Сочетание финансовых и нефинансовых мер поддержки местных производителей - Сокращение звенности товародвижения на потребительском рынке региона - Поддержка развития субъектов малого предпринимательства на потребительском рынке - Содействие региональным предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности, сельхозтоваропроизводителям в установлении прямых хозяйственных связей с предприятиями розничной торговли - Создание некоммерческих партнерств - Инфраструктурная поддержка развития субъектов малого предпринимательства - Модернизация городских сельскохозяйственных рынков, объектов и комплексов (зон) мелкорозничной торговли, мелкорозничной торговой сети - Привлечение средств частных инвесторов

Окончание табл. 3

1 2 3 4

3 Создание благоприятных условий для обеспечения экономической эффективности и финансовой стабильности предприятий потребительской сферы - Формирование и ведение торгового реестра, включающего в себя сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность на территории региона - Развитие сетевого принципа организации торговли, привлечение в регион крупных компаний, занимающихся созданием и эксплуатацией крупных торговых сетей - Инфраструктурная поддержка развития субъектов малого предпринимательства - Оптимизация сети и качественное улучшение ее структуры за счет роста числа крупных современных торговых объектов (гипермаркетов и супермаркетов, торговых центров и так далее)

4 Систематизация и совершенствование законодательной основы торговой деятельности в РФ - Достижение нормативов минимальной обеспеченности населения региона торговыми площадями и прежде всего в сельских территориях

5 Совершенствование информационноаналитического наблюдения за состоянием потребительского рынка и торговой деятельности - Формирование и ведение торгового реестра, включающего в себя сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность на территории региона - Создание рабочих групп по вопросам развития сферы потребительского рынка, осуществляющих проведение исследований и мониторинг основных проблем его развития - Организация и участие в проведении проверок предприятий сферы потребительского рынка

6 Развитие инфраструктуры торговли муниципальных образований - Достижение нормативов минимальной обеспеченности населения региона торговыми площадями и прежде всего в сельских территориях - Обязательное градостроительное планирование, разработка схем размещения торговых объектов - Совершенствование процедур выделения площадей под торговые объекты, повышение доступности площадей и земель для развития торговых и логистических организаций с использованием механизмов государственно-частного партнерства - Сохранение сельскохозяйственных рынков в инфраструктуре потребительского рынка региона - Создание и сохранение ярмарок по реализации сельхозпродукции, произведенной хозяйствами, фермерами, садоводами-огородниками - Инфраструктурная поддержка развития субъектов малого предпринимательства - Модернизация городских сельскохозяйственных рынков, объектов и комплексов (зон) мелкорозничной торговли, мелкорозничной торговой сети - Развитие информационных технологий в торговле, развитие систем безналичных расчетов - Формирование системы логистического обслуживания

7 Развитие инвестиционной деятельности для привлечения инвестиций в потребительский рынок - Совершенствование процедур выделения площадей под торговые объекты, повышение доступности площадей и земель для развития торговых и логистических организаций с использованием механизмов государственно-частного партнерства - Поддержка развития субъектов малого предпринимательства на потребительском рынке - Содействие региональным предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности, сельхозтоваропроизводителям в установлении прямых хозяйственных связей с предприятиями розничной торговли - Проведение «круглых столов», семинаров, конференций по актуальным вопросам развития - Создание некоммерческих партнерств - Инфраструктурная поддержка развития субъектов малого предпринимательства

ствить их позиционирование в системе координат «Атрибуты населения - Место проживания населения». Это помогает идентифицировать регионы с учетом приоритетов совершенствования потребительских рынков по состоянию спроса и пред-

ложения. Учитывая это, предлагаемая выше методика может стать инструментом при разработке концепции развития потребительского рынка конкретных регионов и муниципальных образований.

Литература

1. Федерализм. Энциклопедический словарь. Статья «Субсидиарность» - М.: ИНФРА-М,

2. Хохлов, И.И. Субсидиарность как принцип и механизм политики Евросоюза / И.И. Хохлов // Мировая экономика и международные отноше-

1997. - С. 233.

ния. - 2004. - № 5. - С. 95-101.

Поступила в редакцию 9 октября 2012 г.

Антонюк Валентина Сергеевна. Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории и мировой экономики, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов - региональная экономика, банковский сектор, государственное регулирование макроэкономики и регионального развития. Контактный телефон: 8 (351) 2679009, е-mail: antvs@list.ru

Valentina S. Antonyuk is a doctor of economics, professor, head of economics and world economy department, South Ural State University (Chelyabinsk). The area of academic interests - regional economy, banking sector, government regulation of macroeconomics and regional development. Contact telephone number: +7 (351) 2679009, e-mail: antvs@list.ru

Пасешник Наталья Петровна. Старший преподаватель кафедры «Управление и бизнес», Южно-Уральский институт управления и экономики (г. Челябинск). Область научных интересов - региональная экономика, потребительский рынок. Контактный телефон: 89127715777, е-mail: paseshnic@mail.ru

Natalya P. Paseshnik is a senior lecturer at management and business department, South Ural Institute of Management and Economics (Chelyabinsk). The area of academic interests - regional economy, consumer market. Contact telephone number: +79127715777, e-mail: paseshnic@mail.ru

Тащев Александр Кузьмич. Доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и финансов, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов - управление трудовым потенциалом коллективов промышленных предприятий в условиях рыночной экономики. Контактный телефон: (8-351) 267-92-81, факс: (8 - 351) 267-98-17, е-mail: baev@econom.susu.ac.ru

Tashchev Alexander Kuzmich. Doctor of Economics, the professor of faculty of economy and the finance of the South-Ural state university, Chelyabinsk. Area of scientific interests - management in labour potential of collectives of the industrial enterprises in conditions of market economy. Contact phone: (8-351) 267-92-81, the Fax: (8-351) 267-98-17, е-mail: baev@econom.susu.ac.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.