Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОМУ МАСТЕРСТВУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОМУ МАСТЕРСТВУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогика / литературное мастерство / творческое письмо / creative writing / литература / писательская деятельность / pedagogy / creative writing / literature / writing / writing activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каверкина А. М.

В статье определены и охарактеризованы основные теоретические источники обучения литературному мастерству в высшей школе: филология, художественное образование, отечественный и зарубежный опыт преподавания литературного мастерства. Определено их место в современной системе обучения литературному мастерству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL SOURCES OF TEACHING CREATIVE WRITING IN HIGH SCHOOL

The article defines and characterizes the main theoretical sources of teaching Creative Writing in higher education: philology, art education, Russian and foreign experience in creative writing mastery. Their place in the modern system of teaching creative writing is determined.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОМУ МАСТЕРСТВУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СТРЕМИТЕЛЬНО МЕНЯЮЩЕГОСЯ МИРА

А. М.Каверкина

Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 2, № 4 (86). С. 112-118. Domestic and foreign pedagogy. 2022. Vol. 2, no. 4 (86). P. 112-118.

Научная статья УДК 37.013.46

doi: 10.24412/2224-0772-2022-

-112-118

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОМУ МАСТЕРСТВУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Александра Максимовна Каверкина

Институт стратегии развития образования РАО, Москва, Россия, alexandra.m.novikova@gmail.com

Аннотация. В статье определены и охарактеризованы основные теоретические источники обучения литературному мастерству в высшей школе: филология, художественное образование, отечественный и зарубежный опыт преподавания литературного мастерства. Определено их место в современной системе обучения литературному мастерству.

Ключевые слова: педагогика, литературное мастерство, творческое письмо, creative writing, литература, писательская деятельность

Для цитирования: Каверкина А. М. Теоретические источники обучения литературному мастерству в высшей школе // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 2, № 4 (86). С. 112-118. doi: 10.24412/2224-0772-2022-86-112-118

Original article

THEORETICAL SOURCES OF TEACHING CREATIVE WRITING IN HIGH SCHOOL Alexandra М. Kaverkina

Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education , Moscow, Russia, alexandra.m.novikova@gmail.com

© Каверкина А. М., 2022 112

Abstract. The article defines and characterizes the main theoretical sources of teaching Creative Writing in higher education: philology, art education, Russian and foreign experience in creative writing mastery. Their place in the modern system of teaching creative writing is determined.

Keywords: pedagogy, creative writing, literature, writing, writing activity

For citation: Kaverkina A. М. Theoretical sources of teaching creative writing in high school. Domestic and Foreign Pedagogy. 2022;2(4):112-118. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2224-0772-2022-86-112-118

12 апреля 2022 года в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации был подписан приказ «О создании межведомственной рабочей группы при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по вопросу разработки профессионального стандарта профессии (специальности) „писатель" для „нормативного закрепления писательской деятельности как профессиональной в соответствии с законодательством Российской Федерации"» [Приложение № 2 приказа Минцифры России № 290 «О создании межведомственной рабочей группы при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по вопросу разработки профессионального стандарта профессии (специальности) „писатель"», Общие положения п. 1]. Создание такой рабочей группы подчеркивает внимание государства и общественности к такой профессии, как писатель, а также к вопросам ее сущности и необходимых для ее приобретения компетенций. Так как обучение по направлению «Литературное мастерство» является одним из основных способов обучения этой профессии, вопрос разработки теоретических (а на их основе — методологических) оснований обучения литературному мастерству также становится все более актуальным.

Первоначальной задачей в академическом изучении и разработке любого предмета является определение его теоретических оснований. На сегодняшний день исчерпывающих отечественных исследований, посвященных предмету «Литературное мастерство» с теоретической точки зрения, не существует, а его концептуальные положения и методология имеют отрывочный, фрагментарный характер. Тем не менее обучение литературному мастерству активно осуществляется в рамках высшей школы и дополнительного образования и является достаточно востребованным среди абитуриентов, студентов (в случае обучения в магистратуре) и многих других групп обучающихся (детей и взрослых, которые изучают этот

предмет в рамках дополнительного образования). Данное противоречие и ставит нас перед необходимостью определить и кратко охарактеризовать теоретические источники обучения литературному мастерству в высшей школе для дальнейшей разработки вопроса теоретико-методологических оснований обучения — именно это мы и постараемся сделать в данной статье.

В качестве основных теоретических источников обучения литературному мастерству в высшей школе будут рассматриваться филология, художественное образование, зарубежный и отечественный опыт преподавания литературного мастерства как повлиявшие в наибольшей степени на современное состояние обучения литературному мастерству в России.

Наиболее важной и обширной категорией, относящейся к теоретическим источникам обучения литературному мастерству, является филология как наиболее схожее направление обучения в рамках высшей школы. Большинство программ обучения по направлению «Литературное мастерство» как в России, так и за рубежом осуществляется в рамках факультетов филологии. Исключение в отечественном образовательном пространстве составляет Литературный институт им. А. М. Горького как самостоятельное образовательное учреждение, а в зарубежной практике некоторые программы, осуществляющие свою деятельность в рамках факультетов искусств (art) вместе с обучением живописи и музыки.

Согласно Толковому словарю современного русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова, филология — это «совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве» [5, с. 723]. Согласно энциклопедии «Культурология. XX век», филология — «(греч. Phileo — люблю + logos — слово) — гуманитарная дисциплина, изучающая письменные тексты и на основе их содержательного, языкового и стилистического анализа — историю и сущность духовной культуры данного общества» [3, с. 296]. Содержание данных общепринятых определений имеет прямое отношение к определению и теоретическому содержанию предмета «Литературное мастерство»: оно также является гуманитарной дисциплиной, а в основное содержание этой дисциплины входит литературное творчество как деятельность и письменные тексты как результат этой деятельности. Большинство предметов, изучаемых в рамках филологии, также изучаются на курсах по литературному мастерству: различные виды литературы (отечественная и зарубежная), стилистика, теория литературы и многое другое.

Итогом обучения по филологическим программам является приобретение профессии литературоведа, преподавателя, переводчика, то есть

специалиста в области литературы и литературоведения. То же самое относится и к выпускникам программ по литературному мастерству с учетом некоторой особенности, а именно большей практической реализации полученных знаний, которая заключается в создании художественных текстов.

Подобного рода сходства в образовательных программах направлений «Филология» и «Литературное мастерство» позволяет нам выделять филологию как науку и как предмет в качестве теоретического источника обучения литературному мастерству.

Еще одним теоретическим источником обучения литературному мастерству можно считать концепцию художественного образования, рассмотренную и проанализированную в работах Ю. В. Алиева. Эта концепция имеет отношение не только к живописи как к части художественного искусства, но и к различным его видам, а также вопросам эстетики и художественного образования в общем. По его мнению, литература органично объединяет «в слове целостность мысли и чувства» [1, с. 43], то есть необходима для эстетического воспитания обучающихся и для их художественного творчества. Художественное творчество является основным процессом, осуществляемым в рамках обучения литературному мастерству, а создание художественных текстов — его основным итогом, что позволяет нам отнести этот предмет к художественному образованию. Поэтому же литературное мастерство может опираться на основные теоретические и методологические принципы художественного образования, развивая у обучающихся культурное восприятие, осознание ценности всех видов художественных произведений, навыки создания собственных художественных произведений. Обучение литературному мастерству, как и художественное образование, должно быть личностно направленным и комплексным: все эти общие черты и признаки позволяют нам выделить художественное образование как теоретический источник обучения литературному мастерству.

Еще одним важным и существенным теоретическим источником обучения литературному мастерству является отечественный опыт обучения написанию художественных текстов в разное время и в разных формах. Сложно сказать, когда именно появились первые попытки такого рода обучения, но очевидно, что изначально они реализовывались как индивидуальное обучение у уже состоявшихся писателей. Примеры такого рода обучения мы можем обнаружить, в частности, уже в XIX веке: известный русский классический писатель Лев Николаевич Толстой

в своей Яснополянской школе обучал крестьянских детей написанию художественных текстов. Об этом опыте он подробно рассказывает в своей статье «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» [4]. Лев Николаевич отмечает, что в процессе обучения написания художественных текстов необходимо минимизировать требования к обучающимся, в том числе не обращать особого внимания на различного рода (стилистические, грамматические и другие) ошибки — и ожидать от них только художественной правды. Автор также отмечает, что темы, которые предлагаются детям, не должны быть адаптированными, необходимо, чтобы они были сложными и интересовали самого учителя, а процесс обучения должен быть выстроен последовательно, с постепенным вовлечением обучающегося в процесс написания текста [4, с. 323-324]. Все эти принципы и правила, выделенные Л. Н. Толстым, в достаточной мере применимы и к современному процессу обучения написанию художественных текстов, что позволяет нам считать такой опыт преподавания теоретическим источником современного обучения литературному мастерству.

Также теоретическим источником обучения литературному мастерству, связанным с отечественным опытом, можно считать различные литературные объединения или литературные кружки (литературные общества, Цех поэтов, различные литературные студии). Их появление и развитие в России во многом связано с идеей, высказанной в работах Б. М. Эйхенбаума, о том, что для того чтобы быть писателем и создавать художественные тексты, не всегда достаточно собственно создания художественного текста, а необходимо находиться в некой литературной среде, что позволяет развивать навык написания текстов, институционализировать литературные взаимоотношения, создавать дополнительные культурные тексты и литературный контекст. Формат проведения собраний литературных кружков, среда, создаваемая в их рамках, выступления, посвященные способам написания художественных текстов,— все это повлияло на процесс развития обучения литературному мастерству и на его современное состояние.

Одной из определяющих вех в развитии литературного мастерства как предмета обучения в России является появление первых высших учебных заведений, в которых стали обучать литературных работников или писателей,— это произошло в начале XX века. Основным институтом, занимающимся данной образовательной деятельностью,

стал Вечерний рабочий литературный университет (ВРЛУ), который на данный момент продолжает функционировать как Литературный институт им. А. М. Горького. При организации института его создателям пришлось столкнуться с неразработанностью содержания и методологии данного направления обучения, и их работа стала определяющей для начала и развития процесса обучения литературному мастерству в России. Творческий семинар, который стал одной из основных форм обучения будущих писателей, и по сей день является неотъемлемой частью обучения написанию художественных текстов. Все содержательные и методологические наработки, появившиеся в начале XX века и развившиеся в XX-XXI веках, являются важным теоретическим основанием обучения литературному мастерству в наши дни.

Зарубежный опыт преподавания creative writing тоже существенно повлиял на современную систему обучения литературному мастерству и может считаться одним из теоретических оснований данного вида обучения. Академическая разработанность предмета creative writing за рубежом является достаточно существенной и может использоваться как основание обучения литературному мастерству во всем мире. Одной из основных идей зарубежных исследовательских работ, посвященных истории creative writing, является идея о том, что создание собственных художественных текстов является закономерным итогом изучения литературы, то есть чужих художественных текстов, их литературного и социального контекста и места в культуре [9]. Creative writing является практическим направлением обучения, осуществляющимся на основе, но отдельно от теоретических знаний, и эта тенденция достаточно сильна в современном опыте обучения литературному мастерству [8]. Большое количество преподавателей литературного мастерства в России проходили обучение creative writing за границей или же являлись преподавателями для иностранных обучающихся и переняли и внедрили зарубежный опыт преподавания в отечественную систему. Именно это позволяет нам отнести зарубежный опыт преподавания creative writing к теоретическим источникам обучения литературному мастерству.

Таким образом, мы выделили несколько основных теоретических источников обучения литературному мастерству: филология (и литературоведение как часть филологии), художественное образование, отечественный и зарубежный опыт обучения литературному мастерству. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что современное состояние

обучения литературному мастерству, а также векторы и прогнозы его развития зависят от того, на какие теоретические источники и теоретические основания опирается это обучение. Изучение теоретической базы обучения позволит институализировать существующую дисциплину, а также дать ей возможность развития и повышения результативности.

Список источников

1. Алиев Ю. Б. Художественное воспитание как основа культурного бытия школы // Проблемы современного образования. 2013. № 6. С. 41-47.

2. Брюсов В. Я. Школа и поэзия (по поводу одной книжки) // Литературное приложение к газете «Русский листок». 1902. № 14.

3. Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2-х т. СПб.: Университетская книга: Алетейя, 1998. Т. 2. 446 с.

4. Толстой Л. Н. Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят? // Собрание сочинений в 22-х т. М., 1862. Т. 8. С. 301-324.

5. Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Аделант, 2014. 800 с.

6. Эйхенбаум Б. М. Литературный быт // О литературе. М.: Советский писатель, 1987. С. 428-436.

7. Cowan A. The Rise of Creative Writing // Futures for English Studies. 2016. P. 39-60. DOI: 10.1007/978-1-137-43180-6_4.

8. Harper G. A Short History of Creative Writing in British Universities // Teaching Creative Writing / Ed. Heather Beck. Palgrave MacMillan, 2012. P. 9-16.

9. Myers D. G. The Rise of Creative Writing // Journal of the History of Ideas. 1993. Vol. 54, No. 2. P. 277-297.

References

1. Aliev Yu. B. Hudozhestvennoe vospitanie kak osnova kul'turnogo bytiya shkoly // Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2013. № 6. S. 41-47. [In Rus].

2. Bryusov V. Ya. Shkola i poeziya (po povodu odnoj knizhki) // Literaturnoe prilozhenie k gazete «Russkij listok». 1902. № 14. [In Rus].

3. Kul'turologiya. XX vek. Enciklopediya. V 2-h t. SPb.: Universitetskaya kniga: Aletejya, 1998. T. 2. 446 s. [In Rus].

4. Tolstoj L. N. Komu u kogo uchit'sya pisat': krest'yanskim rebyatam u nas ili nam u krest'yanskih rebyat? // Sobranie sochinenij v 22-h t. M., 1862. T. 8. S. 301-324. [In Rus].

5. UshakovD. N. Tolkovyj slovar' sovremennogo russkogo yazyka. M.: Adelant, 2014. 800 s. [In Rus].

6. Ejhenbaum B. M. Literaturnyj byt // O literature. M.: Sovetskij pisatel', 1987. S. 428-436. [In Rus].

7. Cowan A. The Rise of Creative Writing // Futures for English Studies. 2016. P. 39-60. DOI: 10.1007/978-1-137-43180-6_4.

8. Harper G. A Short History of Creative Writing in British Universities // Teaching Creative Writing / Ed. Heather Beck. Palgrave MacMillan, 2012. P. 9-16.

9. Myers D. G. The Rise of Creative Writing // Journal of the History of Ideas. 1993. Vol. 54, No. 2. P. 277-297.

Информация об авторе:

А. М. Каверкина — аспирант

Information about the author

А. М. Kaverkina — postgraduate student

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.