_
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ
ХристолюбоваНаталья Евгеньевна,
старший преподаватель кафедры Мировой Экономики и Международных Отношений ГОУ ВПО «Московского
государственного университета экономики, статистики и информатики»; (495) 442-23-93; [email protected]
В статье рассматриваются современные международные отношения в сфере образования. Особое внимание уделено сценариям и путям развития образования, созданию
Общеевропейского пространства высшего образования (ОЕПВО), вопросам инновационного образования.
Ключевые слова: инновационное образование, Болонский процесс, Копенгагенский процесс,
непрерывное образование, инновационная система обучения.
Hristolyubova Natalya Evgenievna,
senior teacher of chair of World economy and International relationship of SEI HPE "Moscow state university of economics, statistics and informatics" (MESI); (495) 442-23-93; [email protected]
THE RETICALAN EUCATI NAL AN METH ICALPRBLEMS F I N N VAT IV E EUCATI N AN FRMATIN FINNVATIVE THINKING
In the article nowadays international relationships in the sphere of education. Specil attention is paid to scenarios and ways of development of education, organizing of European higher education area (EHEA), questions of innovative education.
Keywords: innovative education, Bologna process, Copenhagen process, uninterrupted education, innovative educational system.
Инновации и глобализация в системе Болонского процесса В условиях более тесного взаимодействия национальных экономик или даже их интеграции в пути к глобализации мира правительства в сложившихся условиях вынуждены сообща проводить политику в области образования. Это связано с тем, что переход к инновационной динамично развивающейся экономике превращает образование (прежде всего высшее образование) в основной источник инновационного экономического развития стран мира.
Анализируя роль человека в структуре общественного производства уже недостаточно определять его как фактор производства, обладающий определенным уровнем квалификации. В настоящее время в русле современных тенденций мирового развития на передний план выходят рост значения человеческого капитала, т. е. творческий потенциал, креативность, предпринимательские способности, широкий кругозор, ответственность, готовность принять решение и т.д. А. Савельев отмечал, что «развитие экономики в предстоящие десятилетия будет определяться ресурсами, имеющими две различные окраски: «черное золото» и «серое вещество».1
С экономической точки зрения человек рассматривается как стимулятор развития экономики и выразитель долгосрочных экономических интересов. В начале 80 - х гг. XX века экономисты констатировали, что именно знания и инновации в процессе их практического применения все чаще выступают источником прибыли, что нашло отражение в информационной теории стоимости Д. Белл, который по этому поводу писал: « Когда знание в своей систематической форме вовлекаются в практическую переработку ресурсов (в виде изобретения или организационного усовершенствования), можно сказать, что именно знания, а не труд выступает источником стоимости».2 Человеческий капитал в развитых странах составляет 70 - 80% национального богатства. Это свидетельствует о том, что именно знания становятся новым источником.
Интенсифицируются международные отношения в сфере образования: они направлены на качество и доступность образования, обеспечение признания эквивалентности дипломов, преодоление национальных барьеров. По оценкам специалистов Всемирной торговой организации (ВТО) рынок образовательных услуг, если в 90 - ые годы превысил 27 - 30 млрд. долл., то прогнозируется, что к 2025 году контингент иностранных студентов в высших учебных заведениях мира достигнет более 4,9 млн. человек.3 Движение рабочей силы, подготовка кадров и обмен специалистами приобретают все более интернациональный характер.
Ключевым термином при этом становится «мобильность», обозначающая необходимое в условиях динамичных перемен качество. Эксперты Совета Европы отмечают, что уже сегодня наличие паспорта и билета позволяют людям свободно перемещаться по всему миру. В ближайшем будущем готовность непрерывно учиться станет основным условием мобильности.
В глобализации образования на европейском уровне, например, уже более десятилетия заметна деятельность таких межправительственных организаций как Совет Европы, ЮНЕСКО, ООН и Организация по экономическому сотрудничеству
1 Савельев А. Новый вызов?//Высшее образование в России.2002Д1.С.112- 115.
2 Bell D. The Social Framework of Information Society//The Computer Age: A twenty year view. London, 1981.
3 Савельев А. Новый вызов?//Высшее образование в России. 2002. D1. С. 112 -113.
и развитию. Данные организации придерживаются различных точек зрения на конкретные сценарии и пути развития образования и, создания Общеевропейского пространства высшего образования (ОЕПВО).
Программа «Дорожная карта» рассчитанная до 2013 года (что уже совсем скоро) предполагает развитие взаимодействия между Россией и ЕС в сфере образования в целях создания ОЕПВО, контуры которого в настоящее время определяются рамками Болонского и Копенгагенского процессов, а также Лиссабонской конвенции о взаимном признании квалификаций.
У России и стран ЕС имеются хотя и не такие глубокие, как с другими странами и регионами мира, но заметные различия, прежде всего в уровне социально-экономических показателей, от показателей ЕС, характеризующих образование. В России за последние 10 лет расходы на образование не превышали 4%ВВП, в Европе самый низкий процент расходов на образование - 4,06%ВВП имеет Люксембург, большинство других стран - на уровне 5-6% (Швеция 6,9%, Швейцария 6,2%, Бельгия 6,1%). Исходя из этого, можно говорить, что ресурсная база сферы образования в России значительно ниже и отстает от среднеевропейского уровня.
Россия является участницей Болонского процесса, членом Лиссабонской конвенции (которая с течением времени стала составной частью Болонского процесса), заинтересована в развитии Копенгагенского процесса
применительно к национальной системе образования и повышения квалификации.
Особое место среди
международных образовательных проектов занимает Болонский процесс, который был начат в г. Болонья (Италия) июне 1999 г., где по инициативе 29 европейских государств подписали Декларацию о европейском высшего образования.
Задачи и цели Болонского процесса ориентированы на период до 2010 г. и предполагают увеличить способность
выпускников высших учебных заведений к трудоустройству на территории Евросоюза, а также повысить горизонтальную
мобильность граждан, поднять престиж европейского образования в условиях усиления конкуренции, прежде всего с корпоративными университетами.
Основными инструментами развития ОЕПВО в рамках Болонского процесса являются:
1. Создание системы сопоставимых уровней (степеней) высшего профессионального образования.
2. Введение двухэтапной системы высшего образования: бакалавр и магистр, при которой окончание первого этапа будет признаваться на европейском рынке труда как достаточный уровень квалификации.
3. Принятие системы образовательных кредитов (зачетных единиц) и стимулирование мобильности студентов, преподавателей, исследователей, менеджеров образования внутри европейского образовательного пространства.
4. Создание прозрачных систем обеспечения качества преподавания, основанных на общих критериях и методах оценки.
5.Введение такого важного понятия, как европейское пространство высшего образования, охватывающего содержание учебных курсов, сотрудничество учебных заведений, схем мобильности, интегрированных образовательных программ и т.д.
6. Признание (нострификация) дипломов и квалификаций, полученных в других странах (на основе Лиссабонской конвенции).
Копенгагенский процесс,
инициированный с целью обеспечения возможностями получения
образования в течение всей жизни (концепция непрерывного
образования) включает:
•разработку и поддержку программ повышения уровня образования и квалификации для всех категорий населения («обучение в течение всей жизни»);
• создание единой системы
квалификации;
• реорганизацию системы образования с целью обеспечения возможностями повышения своего образовательного уровня и квалификации всех групп населения вне зависимости от возраста.
Копенгагенский процесс,
нацеленный на реализацию принципа «Образование в течение всей жизни» или непрерывное образование,
приобретает в европейских странах и России все большую актуальность.
Это связано с:
• сохранением разрыва между качеством образования и требованиями рынка труда, особенно для старших возрастных групп населения;
• быстрым внедрением в процесс производства достижений НТП, требующего регулярного повышения квалификации работников;
• глобализацией, и связанных с ней распространением и необходимостью освоения транснациональной культуры производства;
• демографическим спадом, высвобождающие образовательные ресурсы вузов, которые могут использоваться для удовлетворения спроса на образование;
• достижения общественного согласия и целостности посредством сознательного участия граждан в жизни общества;
• инвестирования в человеческий капитал и развитие индивида.
Прогнозируется, что после завершения Болонского процесса в 2010 году Копенгагенский процесс превратится в новый этап развития ОЕПВО.
Проблема выработки стратегии развития системы образования страны в информационном обществе является предметом рассмотрения на самых разных уровнях. Министры образования европейских стран, рассматривая эту проблему, признали, что новые информационные технологии, а также средства массовой информации и коммуникации представляют огромные возможности по повышению эффективности обучения и преподавания, обеспечению открытости образования для внешнего
Экономика, Статистика и Информатика 45 №4, 2009
мира. Международное сообщество исходит из право на образование является первостепенным правом личности, а доступность и эгалитарность образования -важнейшим критерием развития страны.
Потребность в учебе возникает, когда человек задумывается о происхождении таких традиционных социальных действий, как умение поддерживать отношения с другими людьми, выполнять определенные социальные роли и т.д. Необходимость и соответственно потребность в учебе обуславливается переменами
жизненного уклада, сменой систем ценностей, появлением
альтернативных моделей поведения.
Сущностное содержание парадигмы «Инновационное образование как смыслообразующая система,
нормирующая инновационное мышление обучаемого» заключается не в самоцели привнесения инноваций в учебную деятельность, а в создании психолого-педагогической системы инновационного обучения и воспитания, оказывающей
эффективное воздействие на развитие профессиональных, гражданских, патриотических и других важных качеств личности. Созданная образовательная траектория
инновационного поля обучения и воспитания порождает личность, лидера, обладающего инновационным мышлением, которое способно к генерации инноваций не только в экстремальных ситуациях
жизнедеятельности, но и в решении всевозможных проблем объективной реальности.
Эксперимент, что высшая школа призвана дать через самые интересные инновационные дидактические технологии знания навыки и умения профессиональной деятельности, а также " глубинное усвоение смысла окружающей индивида картины мира, смысла жизни, научиться преодолевать постоянно возникающий в жизни смысловой барьер.
Смысл как категория выступает в двух значениях:
1) суть, главное, основное
содержание (иногда скрытое) в явлении, сообщении или в поведении;
2) личностная значимость тех или иных явлений, сообщений или действий, их отношение к интересам, потребностям и жизненному контексту в целом конкретного субъекта.
В процессе инновационного обучения студенту важно овладеть способностью проникновения в суть изучаемого предмета, а значит, в его смысл. Научиться овладеть методологией познания объективной и субъективной реальности умением дойти до истины есть не что иное, как проявление инновационного
образования. Суть постановки в такой плоскости осмысления
инновационного образования
предполагает конструирование не только инновационного
дидактического характера обучения и воспитания, но и создание всех цепочек жизненного уклада учебного заведения, обеспечивающего развитие обучаемого в направлении системного познания объективных процессов и мотивационного характера
личностного смысла, нацеленного на возвышенное, духовное, нравственнее и прекрасное.
В инновационном обучении главное в дидактике правомерно применять такие технологии, чтобы обучаемый усвоил смысл каждой дисциплины, а из всего многообразия смыслов всех учебных дисциплин важно, чтобы выявил синтезирующий,
доминирующий профессиональный смысл. Профессиональный смысл состоит не только в глубинном освоении профессионального мастерства, умении выполнять определенные операции, а в знании имеющих место проблем в профессиональной деятельности, четком представлении противоречий в теоретической и практической сфере будущей деятельности, направлений, перспектив, прогнозов и моделей развития профессионального
мастерства.
Инновационное образование призвано сформировать у обучаемого познание и любовь профессионального глубинного смысла через
инновационную систему обучения и воспитания по следующим ее содержательным направлениям.
Инновационный подход в менеджменте организации
образовательного и воспитательного прогресса. Учитывая, что инновационный вуз - это постоянно саморазвивающаяся система, то в ней необходим поиск эффективных путей управления организационным, учебным, научным, воспитательным процессом.
Гибкость управления предполагает внедрение экспериментальных систем построения инновационного процесса, качественное развитие
организационно-штатной структуры.
Генерация инноваций в систему организации всего учебного заведения. Это постоянный процесс, требующий от всего руководства вуза и профессорско-преподавательского состава инновационной напряженной деятельности, обуславливаемой активной позицией, инициативой, творчеством и новаторством.
Подбор профессиональных кадров для преподавания и управления, при этом осуществляется поиск и отбор педагогов по ряду критериев. Останавливаем наше внимание на данном направлении по той причине, что оно является доминирующим, так как в учебном заведении педагог есть центральная фигура в организации инновационного учебного и воспитательного процесса.
Отметим некоторые из них:
•профессорско-преподавательский состав должен иметь способность быть, а не казаться единомышленниками, подвижниками, партнерами,
патриотами страны и своего учебного заведения, обладающими
корпоративным мышлением, активной жизненной позицией, инициативой и высоко духовными и нравственными качествами;
• владеть инновационной способностью (быть инноваторами) инновационного процесса обучения и воспитания студентов, целенаправленно развивать у них инновационное мышление;
• являться лидерами и личностями,
систематически повышающими свои профессиональный уровень и квалификацию.
Системное повышение
организаторами учебно-
воспитательного процесса,
преподавателями психолого-
педагогической культуры, знаний педагогической инноватики,
современных тенденций содержания педагогического обеспечения качества образования в вузе. Это важнейшее условие фонтанирования инноваций в учебный процесс. Педагог - это, в первую очередь, личность, находящаяся в систематически активном поиске и познании совершенства содержания предмета и форм его преподавания, в разработке требований Учебно-методического комплекса,
определенного концепцией института.
Инновационная система обучения и воспитания студентов, состоящая из инновационного содержания
дисциплин и инновационных технологий их преподавания. Основные направления инновационной системы деятельности вуза определены разработанной парадигмой
«Инновационное образование, формирующее инновационное мышление», содержание которой раскрывается в Концепции института «Инновационное обучение и воспитание, формирующее
инновационное мышление студентов». Содержательные стороны парадигмы и концепции учебного заведения раскрыты в методических рекомендациях и трудах ректора.
Инновационная система обучения и воспитания, формирующая
инновационное мышление
предполагает создание каждым педагогом -инноватором своей инновационной лаборатории по преподаваемому предмету. В данной внутренней лаборатории педагог творит, находится в поиске эффективных способов донесения до сознания обучаемого смысла преподаваемого предмета, думает над тем, как сделать этот смысл актуально познавательным, чтобы он стал внутренне необходим обучаемому, который стал бы активно, напряженно,
сознательно и целенаправленно усваивать предмет. При этом у обучаемого просыпается не просто творческая активность познания, а главное понимание познания смысла того, для чего ему необходим процесс изучения данной дисциплины, пробуждается самостоятельность, а значит, и самопознание, являющееся составляющим инновационного мышления.
Создание возможностей всем укладом, жизни института проникновения траекторией обучения студентом в сущность
профессионального состояния избранной будущей деятельности.
Формирование профессиональных качеств будущих специалистов осуществляется через систему инноваций, обеспечивающих качество подготовки и смысловое восприятие сущности деятельности специалиста, способствующих формированию инновационного мышления. Среди них выездные занятия на места профессиональной деятельности, в государственные органы, в научные и культурные центры и музеи, выставки и т.д. После выездных занятий обучаемые представляют отчеты и их защищают.
Систематичность изучения смыслов политических, экономических, социальных и других процессов, происходящих в стране и за рубежом.
Необходимо создать
педагогическую среду, в которой осуществляется целенаправленное осмысление обучаемыми проходящих в стране и за рубежом событий, оказывающих влияние на политические, экономические, социальные процессы. Среди методик используется инновационная форма - трансляция информации по внутренней сети института.
Изучение в каждой дисциплине глубокой научно-методологической базы предмета, с акцентом на ее генезис, современный и
проектируемый уровень знаний, с учетом элементов прогнозирования и моделирования, привнесения
культурологических и исторических знаний, фактов (если позволяет предмет
изучения) национальной культуры, мирового опыта, Православия, регионального характера, на практическом погружении обучаемого в ее объективную реальность.
В реализации данного направления важную роль играет разработка технологических инноваций,
позволяющих пробудить у обучаемых интерес, активность познания глубинных смыслов изучаемой дисциплины. Одним из решений рассматриваемой задачи является организация научной,
исследовательской деятельности студентов в рамках изучаемой дисциплины.
Создание творческой атмосферы среди профессорско-
преподавательского состава,
направленной на поиск инноваций, обеспечивающих культ учебы, поддержание и развитие корпоративных традиций, активной личной жизненной позиции.
Творческая атмосфера
профессорско-преподавательского состава - важное условие инновационной системы обучения, формирующей инновационное мышление. Несомненно она обеспечивается поиском
единомышленников, не считающихся ни со временем, ни с выполнением ограниченного круга педагогических задач. Инновационное образование предполагает инновационную деятельность педагога,
нестандартность в раскрытии смысловой нагрузки своего предмета, высоко нравственное поведение с коллегами и студентами, активное участие в жизни учебного заведения. Венцом инновационного творчества можно считать и высоко разработанное с точки зрения инновационного процесса занятие и участие во всероссийской научно-практической конференции.
Всестороннее развитие условий обучения и воспитания студентов, обеспечивающих их мотивацию на высокий уровень освоения специальности, развития смысла внутренней самости (самопознания, саморазвития, самовоспитания и т.д.),
Экономика, Статистика и Информатика 47 №4, 2009
_
формирования активной жизненной позиции в учебе, научно-исследовательской работе, в жизни института, города, страны, сознательного формирования
инновационного мышления.
В этой связи очень важна деятельность Студенческого
самоуправления института, нацеленная на развитие активной самости студентов и их неформальное участие в решении различных проблем. Организация встреч с героями войн, труда, политиками, экономистами, производственниками, руководителями администраций, замечательными людьми.
Формирование личности, лидера, профессионала высоко
патриотической, духовной и нравственной невозможно без образцов и примеров подражания. Обеспечение встреч студентов с яркими личностями - непростая задача.
Реализация перечисленных и многих не названных направлений в процессе инновационного обучения и воспитания дает возможность обучаемому «снять» с предмета смысловое содержание дисциплины. При усвоении смысла изучаемой дисциплины формируется
инновационная ментальность. Совокупность усвоения сущности смыслов дисциплин формируют инновационное мышление, которое способно генерировать инновации для реализации смыслов
профессиональной деятельности.
Следовательно, инновационное мышление призвано генерировать инновации для объективации смыслов бытия. Инновации становятся результатом жизненного,
профессионального, личностного смысла. Личностный смысл через генерацию инноваций реализует проблемную ситуацию, разрешает противоречие в профессиональной деятельности, достигает эффективного решения и действия в экстремальной ситуации.
Цели инновационного образования
в институте состоят в подготовке высоко духовной и нравственной, профессиональной личности,
обладающей способностью к генерации инноваций как в, решении экстремальных, кризисных ситуаций, так и в разрешении задач повседневной деятельности, обладающей
сознательной гражданской позицией, патриотизмом, культурой,
энциклопедической образованностью и интеллигентностью, умением вести здоровый образ жизни и работать над своим физическим совершенством.
Таким образом можно сказать, что главная задача инновационного образования как смыслообразующей системы состоит не в том, чтобы выпускник «выжил» в своей сфере профессиональной деятельности, а был бы ее активным творцом, созидателем, а следовательно, инноватором. Важными составляющими качествами такой модели выпускника являются его лидерские качества, активная самостоятельная познавательная позиция, мотивированная на непрерывное, профессиональное обучение и всестороннее совершенствование, основанные на высоких духовных и нравственных началах, умение устанавливать необходимые коммуникации, грамотно формулировать, занимать и отстаивать собственную позицию, использовать методы доказательства для решения новых задач, овладевать способностью добывать, выстраивать личностные знания на основе разнородной, разноплановой информации, при этом генерируя новые знания.
Литература
1.«Экономика России: практические и теоретические проблемы перехода к рынку». — М., Международные отношения, 1996,
2. Хейне Пол "Экономический образ мышления".-М.: Из-во "Дело" 1992
3.Меньшиков С. Новая экономика. -М.: Изд-во Международные отношения, 2000
4 Жуков В.И. Россия в глобальном
мире. В 3 т. Т. 2. Социология, политика, культура. - М.: Логос, 2006. - 592 с.
5. Савельев А. Новый вызов? // Высшее образование в России. 2002. 01. С. 112 - 115.
6. Bell D. The Social Framework of Information Society //The Computer Age: A twenty year view. London, 1981.
7. Права на результаты интеллектуальной деятельности. Авторское право. Патентное право. Другие исключительные права. Сб-к норм. актов, - М.: ДЕ-ЮРЕ, 1994
8. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. Офиц. изд. утв. Госстроем России, Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госкомпромом России 31 марта 1994г.07-12/47. -М: НПКВЦ «Теринвест», 1994.
Bibliography
1. "Economy of Russia: practical and theoretical problems of change to market". — М., Mezdunarodnye otnoshenia, 1996,
2. Paul T. Heyne "The Economic Way of Thinking''.-М.: publishing house "Delo" 1992
3. Menshikov S. The new economy. -М.: publishing house Mejdunarodnye otnosheniya, 2000
4.Jukov V.I. Russia in the global world. In 3 volumes, volume. 2. Sociology, politics, culture. - М.: Logos, 2006. - 592 p.
5. Savelyev A. A new challenge? // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2002. 01. pp. 112 - 115.
6. Bell D. The Social Framework of Information Society //The Computer Age: A twenty year view. London, 1981.
7. The rights to results of intellectual activity. The copyright. A patent right. Other exclusive rights. The collection of statutory acts, - М.: DE-URE, 1994
8. Methodical recommendations according to efficiency of investment projects and to their selection for financing. Official publication stated by Gosstroy of Russia, Ministry of economy, Ministry of finance, Goskpmprom of Russia, March, 31st, 1994 07-12/47. -М: «Terinvest», 1994.