АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
«ДОРОЖНАЯ КАРТА» РОССИЯ - ЕС:
ВЫБОР В ПОЛЬЗУ РАВНОПРАВНОГО ПАРТНЕРСТВА
о Будущих сценариях взаимодействия россии С ЕС в сфере высшего образования*
В мае 2005 г. на саммите ЕС - Россия были утверждены «дорожные карты» создания четырех общеевропейских пространств: 1) экономика; 2) свобода,безопасность и правосудие; 3) внешняя безопасность; 4) образование, наука и культура. Образование традиционно продолжает оставаться той сферой, где отношения развиваются наиболее стабильно, без выраженных конфликтов. На конец октября 2007 г. назначена очередная встреча постоянно действующего Совета по развитию партнерства Россия - ЕС в области образования, молодежной политики и культуры, в задачи которого входит обсуждение основных параметров будущего взаимодействия между Россией и ЕС в сфере образования.
До последнего времени образовательное сотрудничество между Россией и ЕС осуществлялось в первую очередь в рамках программ технической помощи и программ ЕС по развитию добрососедских отношений. На сегодняшний день наблюдаются определенные политические предпосылки к тому, чтобы следующий этап отношений между Россией и ЕС во всех сферах стал переходным от помощи к равноправию. Об этом говорят как документы ЕС1, так и материалы Санкт-Петербургского саммита «Большой восьмерки», на котором Россия продемонстрировала готовность к выдвижению новых международных инициатив.
В связи с этим уместно задать следующие вопросы: насколько реальны такие перспективы? какими могут быть параметры и основные направления взаимодействия России и ЕС в сфере высшего образования на период до 2010 г.? когда современный этап создания Общеевропейского пространства высшего образования (ОЕПВО), в основе которого лежит Болонский процесс, должен быть завершен? какие приоритеты будут выбраны участниками «дорожной карты» до 2013 г. - срока реализации готовящихся соглашений?
Подготовленные к прошедшему в мае 2007 г. Самарскому саммиту Россия - ЕС материалы свидетельствуют о сопоставимых по масштабам, но все же существенно отличающихся социально-экономических показателях его участников. ВВП России в 15 раз меньше ВВП ЕС по абсолютным показателям и в 2,5 раза меньше на душу населения, тогда как численность населения ЕС превосходит численность российского населения более чем в 3,5 раза. Россия также имеет несколько иную структуру ВВП, в которой производственный сектор преобладает над сектором услуг. Являясь третьим по уровню товарооборота торговым партнером ЕС, Россия все в большей степени становится для ЕС поставщиком сырья, продолжая наращивать импорт машиностроительной и высокотехнологичной продукции.
Стратегические цели образовательной политики России и ЕС совпадают по многим параметрам. Они включают обеспечение доступности и равенства возможностей получения образования всех уровней для всех социальных и возрастных групп населения, качество обучения (которое оценивается, в том числе, и на основании сравнения с другими странами), соответствие предложения образовательных услуг потребностям экономики (в том числе и в свете перехода к экономике знаний), финансовую эффективность деятельности образовательных учреждений, конкурентоспособность системы образования на мировом рынке образовательных услуг.
Вместе с тем, несмотря на сближение систем образования России и стран - членов ЕС (пока рано говорить о единой системе образования, в том числе и в рамках ЕС), эти системы имеют не столь глубокие по сравнению с другими регионами мира, но достаточно заметные различия.
Отличаются, прежде всего, социально-экономические показатели России и ЕС, отно-
* Материал подготовлен заместителем директора по международным связям, начальником Управления международной академической мобильности ГУ ВШЭ, к. п. н. Б.В. Железовым.
1 См. Вестник представительства ЕС в Российской Федерации. 2007 (Май). № 1. С. 10-11.
сящиеся к образованию. Достаточно отметить, что в России расходы на образование за последние 10 лет (с 1997 г) не превышали 4% ВВП2. В Европе самый низкий процент расходов на образование - 4,06% ВВП - имеет далеко не самый бедный Люксембург Расходы большинства других стран составляют 5-6% ВВП3. Учитывая отмеченную выше разницу по общеэкономическим показателям, очевидно, что ресурсное обеспечение сферы образования существенно ниже среднеевропейского.
В области управления российскую систему образования от систем образования стран ЕС отличает высокая централизация руководства на всех уровнях, система финансового контроля над деятельностью образовательных учреждений, существенно ограничивающая их самостоятельность в распоряжении как бюджетными, так и внебюджетными средствами, незначительные налоговые льготы.
Сохраняются существенные различия как в содержании образовательных программ, так и в их соотношениях по различным направлениям подготовки специалистов.
На развитие отношений России с ЕС в настоящее время оказывают влияние различные факторы.
Внутренние факторы4
• Переход к инновационной динамично развивающейся экономике, превращение образования (прежде всего, высшего образования) в основной источник инновационного экономического развития России.
• Стремительные изменения требований рынка труда и связанная с этим необходимость обеспечения устойчивых институциональных связей между системой высшего образования и рынком, формирования системы непрерывного образования (обучения в течение всей жизни).
• Все большее разнообразие программ обучения, рост спроса на высшее образование, расширение академических свобод и усиливающаяся индивидуа-
лизация образовательных траекторий, диверсификация источников финансирования образования, в том числе за счет роста числа платных образовательных услуг, и связанная с этим необходимость обеспечения доступности качественного образования.
• Кардинальное изменение демографической ситуации в России, обусловленное, прежде всего, резким спадом рождаемости в начале 1990-х гг. и старением населения, и связанная с этим необходимость серьезных институциональных реформ, реструктуризации содержания и структуры высшего образования в условиях растущей конкуренции учебных заведений.
• Усиливающаяся внешняя и внутренняя мобильность и связанная с этим необходимость выработки комплексной стратегии интернационализации образования; обеспечение уровня знаний, навыков и компетенций, сопоставимых с лучшими международными показателями (в том числе в соответствии с результатами международных исследований PISA, TIMSS, PIAAC, TALIS); обеспечение стандартов качества образования, сопоставимых с международными стандартами; достижение соответствия российской системы квалификаций с Общеевропейской квалификационной рамкой, внедряемой в рамках Болонского процесса.
Системные факторы5
финансирование
• Рост финансирования сферы образования как со стороны государства, так и со стороны бизнеса и населения. Диверсификация источников финансирования высшего образования, существенное возрастание доли новых источников финансирования (при этом финансирование ВПО в целом по-прежнему неадекватно его потребностям для полномасштабного обеспечения предоставления качественного образования).
2 Образование в Российской Федерации. М.: ГУ ВШЭ, 2006. С. 19.
3 Key data on Education in Europe. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2005. P. 161.
4 Подробно представлены в «Вестнике международных организаций». 2007. № 2 (10).
5 Подробно весь спектр системных факторов см. в: Аналитический доклад по высшему образованию / Под ред. М.В. Ларионовой, Т.А. Мешковой. М.: ГУ ВШЭ, 2007.
• Система финансового контроля, существенно затрудняющая осуществление государственными вузами международного сотрудничества за счет внебюджетных средств. Российская тенденция на установление все более жесткого финансового контроля за деятельностью вузов противоречит общеевропейской, направленной на предоставление вузам все большей самостоятельности в решении финансовых вопросов под общественным, а не государственным контролем.
• Система налогообложения, затрудняющая эффективную реализацию средств, выделяемых из благотворительных источников (как международных, так и отечественных) на образовательные проекты, в которых задействовано несколько вузов и партнерских организаций из других стран.
• В настоящее время обсуждаются и предпринимаются шаги по реальному внедрению новых инструментов бюджетного финансирования высшего образования, к которым относятся: нормативно-подушевое финансирование вузов; финансирование программ развития вузов; государственная поддержка образовательных кредитов; государственное субсидирование целевой подготовки в высшем образовании.
Управление
• Совершенствование системы управления образованием:
- консолидация управления в сфере образования и науки в рамках одного министерства - Министерства образования и науки РФ (март 2004 г.);
- реформа федеральных органов исполнительной власти в сфере образования, направленная на частичную децентрализацию управления в высшем образовании - выделение федеральных органов второго уров-ня(Рособрнадзор, Рособразование, Роснаука, Роспатент);
- появление независимых негосударственных органов, осуществляющих функции менеджмента в системе образования, прежде всего НФПК -структуры, аккумулирующей опыт современных методов управления развитием образования, а также
многолетний опыт взаимодействия с международными институтами.
• Реализация Приоритетного национального проекта «Образование» - первого опыта современного проектного управления развитием образования в государственном масштабе.
• Организация системного социального партнерства бизнеса и высшего образования.
• Расширение финансовых и академических свобод вузов, которые имеют возможность самостоятельно принимать решения об открытии новых специальностей и реализации различных (в том числе дистанционных) форм обучения, а также возможность изменения своего статуса и наименования, и т.д.
Качество
• Снижение качества образования на фоне массового спроса и быстрого расширения системы высшего образования в последние годы (увеличение численности вузов и студентов не сопровождалось адекватным улучшением таких показателей, как заработная плата преподавателей, развитие инфраструктуры, обновление учебно-лабораторного оборудования, численность молодых преподавателей и исследователей, объемы выполняемой вузами научной работы и т.д.).
• В связи с этим - принятие ряда принципиально новых мер в области обеспечения качества, в том числе для обеспечения соответствия качества российского образования международным стандартам.
Меры, направленные на достижение международной сопоставимости качества высшего образования осуществляются как на уровне вузов, так и на уровне федеральных органов обеспечения качества. Отдельные вузы инициируют международное партнерство в целях прохождения международной аккредитации своих программ. Распространение практики реализации совместных образовательных программ с университетами зарубежных стран, ведущей к присвоению двойных дипломов/ квалификаций, установление и развитие партнерских связей способствуют достижению международной сопоставимости российских образовательных программ. Вузы проводят реструктуризацию образовательных программ в соответствии с рекомендациями по фор-
мированию Европейского образовательного пространства. Проводится подготовка к осуществлению мероприятий по достижению соответствия российских дипломов/ квалификаций всеобъемлющей структуре квалификаций, внедряемой в рамках Болонского процесса. В вузах внедряются системы управления качеством на основе международных стандартов. Национальное аккредитационное агентство в сфере образования является членом Международной сети агентств по гарантии качества высшего образования (INQAAHE), Сети ак-кредитационных агентств стран Центральной и Восточной Европы (CEENET), Азиатско-Тихоокеанской сети гарантии качества (APQN), Евразийской сети гарантии качества (EAQAN), а также кандидатом в члены Европейской ассоциации гарантии качества высшего образования (ENQA).
В то же время целостный механизм международной сопоставимости оценки качества образования еще предстоит создать.
• Вместе с тем пока сохраняется низкая «культура качества» образования, в том числе административные и социальные преграды на пути отчисления неуспевающих студентов, распространение плагиата и списывания в процессе тестирования.
• Сильная дифференциация вузов по качеству образования; недоступность высококачественного образования для широких слоев населения.
Содержание образования
• Диверсификация вузов (в том числе за счет развития негосударственного сектора образования) и учебных программ.
• Переход к многоуровневому обучению.
• Новые требования к знаниям и компетенциям выпускников.
• Особое внимание уделяется развитию инновационного характера образования, внедрению новых технологий в учебный процесс (в том числе поддержке инновационных программ в рамках нацпроекта «Образование»).
• Политика в области поддержки и стимулирования научной и инновационной деятельности вузов не всегда последовательна, на практике она наталкивается на множество ограничений (нехватку финансовых ресурсов, неэффективность механизмов их распределения и методов оценивания ре-
зультативности научной деятельности, несовершенство законодательной базы), затрудняющих интеграцию науки и образования.
Кадры
• Недостаточное финансирование системы высшего образования, несовершенная система оплаты труда педагогических работников стали одной из главных причин ухудшения кадрового потенциала вузов. Существенно понизился престиж преподавательской работы, в достаточном количестве не обеспечивается приток в сферу высшего образования молодых преподавателей, происходит старение кадров.
• Несопоставимость (по размеру, объему социальных гарантий и т.п.) систем оплаты труда профессорско-преподавательского состава (ППС) в России и в европейских странах.
• Слабая мотивация профессорско-преподавательского состава к повышению квалификации. В то же время переподготовку преподавательских кадров для высшей школы по государственному заказу осуществляют многие крупные вузы, переучившие свои кадры в первую очередь.
• В связи с присоединением к Болонско-му процессу возникли новые квалификационные требования к преподавателям - знание иностранных языков, владение новыми системами и методиками передачи и оценки знаний. В настоящее время количество образовательных программ в вузах, в рамках которых преподавание осуществлялось бы полностью на иностранном языке, крайне незначительно. При всей важности поддержки и распространения русского языка, отсутствие программ на иностранных языках существенно снижает конкурентоспособность российской системы образования на мировом рынке образовательных услуг.
интернационализация
• Постепенное формирование государственной политики интернационализации в сфере образования. Наиболее последовательно и системно развиваются процессы интернационализации в рамках общеевропейского и постсоветского образовательного пространства,
в меньшей степени выстроена стратегия интеграции российской системы образования в глобальное образовательное пространство. Несмотря на то что комплексная стратегия интернационализации образования отсутствует, в ведущих российских вузах сформирована академическая и организационная база, накоплен достаточный опыт и экспертный потенциал для развития международного сотрудничества и реализации стратегии интернационализации. Существует значительное число вузов, имеющих многолетнюю практику установления и развития международных научно-образовательных связей.
Реформирование системы образования, осуществляемое в целом в соответствии с Болонскими принципами. Участие России в формировании общеевропейского образовательного пространства сформулировано как одно из приоритетных направлений интернационализации. Несмотря на наличие явных предпосылок и очевидных преимуществ интеграции российской высшей школы в общеевропейское образовательное пространство, возникает ряд первоочередных задач:
- переход на модульную систему обучения и введение ECTS влекут за собой необходимость содержательного реформирования учебного процесса, разработки и принятия новых государственных стандартов в сфере высшего образования. Одна из ключевых задач - обеспечение понятийного совмещения (сопоставления) различных структур научных степеней - российской и западной - в рамках европейского научно-образовательного пространства;
- задачи кадрового обеспечения, включающие привлечение и повышение квалификации ППС; взаимодействие с рынком труда для обеспечения восприятия рынком выпускников новой системы образования;
- адаптация к изменениям в системе финансирования высшей школы, установление новых «отношений»
между системой высшего образования и рынком труда;
- сохранение национального разнообразия и своеобразия в сфере образования и науки, сохранение фундаментальности подготовки в российской высшей школе;
- перестройка системы управления вузами и в вузах, разработка институциональной стратегии интернационализации и мероприятий по ее реализации.
В значительной степени эти факторы были учтены при определении в 2005 г. Приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации6, а также необходимых политических мер на период до 2010 г. Основные стратегические приоритеты российской образовательной политики включают в том числе:
1. Развитие современной системы непрерывного профессионального образования.
2. Обеспечение качества профессионального образования.
3. Повышение доступности качественного образования.
4. Повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.
В целях развития современной системы непрерывного профессионального образования предполагается принятие следующих политических мер:
• расширение числа организаций, предоставляющих образовательные услуги в области профессионального образования и подготовки кадров;
• распространение общественно-профессиональных механизмов формирования адекватных запросам рынка труда квалификационных требований к уровню подготовки специалистов, а также оценки качества образовательных программ;
• повышение роли общественных институтов в управлении образованием;
• развитие единой системы зачетных единиц, построенной на основе современной информационной инфраструктуры учета данных о результатах образования и подготовки, получен-
6 «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 г.» (одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 9 декабря 2004 г., протокол № 47, раздел 1).
ных гражданами в различных образовательных учреждениях;
• создание общенациональной (независимой от организаций, реализующих образовательные программы) системы оценки качества образования на двух уровнях - федеральном и региональном;
• создание условий для обеспечения образовательной мобильности учащихся.
В целях повышения качества профессионального образования планируется:
• законодательно закрепить возможности участия представителей образовательных учреждений, государственных органов исполнительной власти, объединений работодателей, общественности в процедуре государственной аккредитации образовательного учреждения, что обеспечит целостность, объективность, прозрачность и независимость оценки качества образования;
• развивать механизмы контроля качества образования на институциональном уровне - через процедуры самообследования, более активное участие студентов и их родителей, представителей профессорско-преподавательского и административного персонала в процедурах оценки качества образования;
• ввести механизмы общественно-профессиональной экспертизы и непрерывного мониторинга состояния и тенденций развития образования;
• усилить меры по достижению международной сопоставимости качества высшего образования как на уровне вузов (использование вузами международных стандартов обеспечения качества, достижение сопоставимости параметров образовательного процесса в российских вузах с лучшими образцами зарубежных университетов и т.д.), так и на уровне федеральных органов обеспечения качества (включение иностранных экспертов в комиссии по оценке, углубление взаимодействия национальных органов обеспечения качества с аналогичными зарубежными структурами и т.д.).
В качестве конкретных мер, направленных на обеспечение равного доступа к качественному образованию, запланированы:
• создание системы «предшкольного образования»;
• формирование общегражданской целостности российского общества через образование, основанной на межконфессиональном, межэтническом и межнациональном взаимодействии, толерантности граждан России;
• дальнейшее развитие образовательного кредитования;
• сохранение и развитие системы социальной поддержки социально уязвимых категорий учащихся;
• совершенствование процедур и критериев отбора в вузы, прежде всего за счет дальнейшего распространения и совершенствования механизмов Единого государственного экзамена (ЕГЭ) как основной формы итоговой аттестации школьников;
• развитие профильного обучения и ранней профессиональной ориентации, направленных на расширение выбора учащимися индивидуальных образовательных траекторий;
• реструктуризация системы учреждений начального и среднего профессионального образования (техникумов, колледжей, профессиональных лицеев, профессиональных училищ), их интеграция в систему непрерывного профессионального образования.
Для повышения инвестиционной привлекательности системы образования планируется комплекс мер, направленных на совершенствование механизмов, повышающих эффективность расходования бюджетных средств в системе образования, а также на создание механизмов и стимулов инвестирования в нее частных и корпоративных средств, в том числе:
• внедрение механизмов «управления по результатам», нормативно-подушевого финансирования, финансирования на основе среднесрочных программ;
• создание правовых условий для развития инвестиционных активов;
• совершенствование налоговой и законодательной базы, расширяющей финансовую самостоятельность учебных заведений и одновременно их ответственность за рациональное использование ресурсов;
• диверсификация организационно-правовых форм образовательных учреждений, что должно способствовать экономической самостоятельности образовательных учреждений и повышению их
ответственности за конечные результаты деятельности;
• повышение качества кадрового состава системы образования, что в свою очередь предполагает разработку и введение в действие эффективных механизмов отраслевой системы оплаты труда педагогических работников, модернизацию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации ППС, а также управленческого персонала;
• расширение практики деятельности попечительских, наблюдательных и управляющих советов для повышения контроля за расходованием бюджетных и внебюджетных средств, развитие независимых форм контроля (аудита) деятельности учебных заведений, что должно способствовать снижению инвестиционных рисков при инвестировании в образовательную сферу.
Конкретные шаги в направлении реформирования российской системы образования изложены в «Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 гг.» и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.»
Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг.7 нацелена на решение следующих основных задач в сфере образования:
• совершенствование содержания и технологий образования;
• развитие системы обеспечения качества;
• повышение эффективности управления;
• совершенствование экономических механизмов.
Одним из стратегических направлений программы является рационализация сети образовательных учреждений.
Ряд отмеченных выше политических мер уже реализуется в настоящее время, в том числе в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО). Основными направлениями ПНПО являются:
• стимулирование инновационных программ;
• информатизация системы образования;
• развитие системы финансирования учебных заведений на основе грантов;
• поддержка талантливой молодежи.
Внешние факторы
Руководством ЕС8 было признано, что какой бы эффективной ни была политика в других сферах, становление ЕС как ведущей мировой экономики, основанной на знаниях, возможно только на основе решающего вклада образования и подготовки как факторов экономического роста, инноваций, устойчивой занятости и социального равенства. В документах Европейской комиссии сформулированы ожидаемые к 2010 г. результаты реализации общеевропейской образовательной политики:
• достичь высочайшего уровня качества образования и подготовки в Европе и признания его как мирового образца качества;
• обеспечить сопоставимость систем образования и подготовки, т.е. предоставить гражданам возможность перехода из системы в систему;
• обеспечить условия для валидации квалификаций, знаний и навыков, полученных в различных институтах стран - членов ЕС, для того чтобы их обладатели имели возможность для продолжения обучения или развития карьеры;
• сформировать возможность обучения в течение всей жизни для европейцев всех возрастов;
• обеспечить привлекательность Европы для студентов, преподавателей и исследователей из других регионов и ее открытость для взаимовыгодной кооперации с другими регионами мира.
На заседании Совета по образованию в декабре 2006 г. принят ряд существенных решений, прежде всего Заключение Совета об усиленном сотрудничестве в сфере профессионального образования9. В Заключении подчеркиваются двойная роль профессионального образования в обеспечении конкурентоспособности и социального единства общества и необходимость формирования Европейского
7 Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг., утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 23 декабря 2005 г № 803.
8 Presidency Conclusions. Council of the European Union: Barcelona European Council. 15 and 16 March 2002. Para. 43-45.
9 Enhanced European cooperation on Vocational education training - Council Conclusions. Council of the European Union. Press release. 2762nd Council Meeting. Brussels, 13-14 November 2006. 14965/06 (Presse 309).
пространства профессионального образования на основе уважения многообразия систем, обеспечивающего возможность взаимообучения, повышения прозрачности и общего понимания вопросов качества, а также взаимного доверия между национальными системами и практиками. Все предложенные меры по дальнейшему усилению принципов Маастрихтского коммюнике и Копенгагенского процесса реализуются на добровольной основе через сотрудничество «снизу вверх».
Значительное внимание уделяется мерам по повышению качества управления национальными системами. Эти меры направлены на повышение их способности гибко реагировать на потребности граждан и рынка труда, включая возможности прогнозирования потребностей в навыках, особенно для нужд малых и средних предприятий; совершенствование национальных систем обеспечения качества и повышение прозрачности систем профессионального образования; улучшение инвестирования через сбалансированные механизмы, обеспечивающие сочетание государственного и частного финансирования; усиление автономии и лидерства институтов и непрерывное профессиональное развитие преподавателей.
Реализация цели формирования Общеевропейского пространства профессионального образования предполагает разработку и внедрение до 2010 г. общих для всех национальных систем инструментов. Прежде всего, разработку и тестирование системы перезачета кредитов для профессионального образования на основе опыта, накопленного в сфере высшего образования; усиление кооперации в сфере обеспечения качества через Европейскую сеть по обеспечению качества для профессионального образования; апробацию Европейской квалификационной рамки, обеспечение связи между национальными квалификационными системами и Европейской квалификационной рамкой.
***
Таким образом, с учетом отмеченных факторов, закладываемые в настоящее время основы образовательной политики Российской Федерации имеют ряд сходных приоритетов с политикой ЕС по таким ключевым направлениям, как повышение конкурентоспособности на мировом рынке, обеспечение качества, разнообразие программ в пределах согласованных систем квалификации на всех уровнях образо-
вания, формирование системы непрерывного образования,развитие мобильности.
«Дорожная карта» предполагает развитие взаимодействия России и ЕС в сфере образования, прежде всего в целях создания Общеевропейского пространства высшего образования (ОЕПВО). В настоящее время контуры будущего ОЕПВО определяются рамками Бо-лонского и Копенгагенского процессов, а также Лиссабонской конвенции о взаимном признании квалификаций.
Россия является участницей Болонского процесса, членом Лиссабонской конвенции (которая с течением времени стала не только одной из предпосылок, но и составной частью Болонского процесса), а также заинтересована в развитии Копенгагенского процесса применительно к национальной системе образования и повышения квалификации.
Основными инструментами развития ОЕПВО в рамках Болонского процесса являются:
• переход на трехуровневую систему высшего образования (бакалавр, магистр, Ph.D);
• переход на кредитную систему оценки учебной нагрузки в зачетных единицах (преимущественно ECTS) с целью облегчения накопления и перезачета периодов обучения на разных программах и в других вузах;
• выпуск Приложения к диплому в соответствии с едиными требованиями;
• создание прозрачных систем обеспечения качества преподавания, основанных на общих критериях и методах оценки;
• развитие академической мобильности студентов, аспирантов, преподавателей, в том числе развитие программ двойных дипломов;
• введение в образовательные программы европейского измерения;
• признание дипломов и квалификаций, полученных в других странах (на основании Лиссабонской конвенции).
Копенгагенский процесс, инициированный с целью обеспечения получения образования в течение жизни, включает следующие инструменты:
• разработка и поддержка программ повышения уровня образования и квалификации для всех категорий населения (реализация принципа «Обучение в течение жизни»);
• создание единой системы квалификаций;
• реорганизация системы образования с целью обеспечения возможности повышения своего образовательного уровня и квалификации всех групп населения вне зависимости от возраста.
Рамки ОЕПВО в настоящее время и до 2010 г., когда Болонский процесс должен быть завершен, остаются достаточно широкими и гибкими как для самой широкой и глубокой интеграции, так и для того, чтобы, оставаясь внутри рамок, сохранить и укрепить соответствующие национальным интересам и традициям особенности национальных систем образования. Вместе с тем вполне очевидно, что активизация сотрудничества повысит возможности влияния на общеевропейские процессы в сфере образования на последующих этапах.
Официально сформулированный курс на «стратегическое партнерство» между Россией и ЕС также оставляет пространство для выбора форм и масштабов будущего образовательного сотрудничества. Оставаясь в рамках «стратегического партнерства» в конкретной области - высшем образовании, можно предположить пять сценариев развития отношений, отражающих уровень интеграции российской системы высшего профессионального образования в ОЕПВО10, а также характеристик самого ОЕПВО после 2010 г. по ряду конкретных показателей.
Сценарий 1. Россия и ЕС - союзники в сфере образования: общие цели, общие интересы, общие проблемы, общие методы решения проблем.
Сценарий 2. Россия и ЕС - партнеры в сфере образования: общие цели, наличие общих интересов, общие проблемы, общие методы и пути их решения.
Сценарий 3. Россия и ЕС - сотрудники в сфере образования: наличие общих целей, общих интересов, разные проблемы, разные методы и пути их решения.
Сценарий 4. Россия и ЕС - соседи по общему образовательному пространству: не всегда общие цели, разные интересы, разные проблемы, разные методы и пути их решения.
Сценарий 5. Россия и ЕС - асимметричная модель образовательного сотрудничества. Развитие образовательного сотрудничества на основе программ ЕС.
Важно отметить, что сценарии не являются взаимоисключающими, но могут дополнять друг друга. Возможно также последовательное развитие от наименее сложных форматов к полномасштабному комплексному формату развития образовательного сотрудничества России и ЕС в рамках реализации «дорожной карты».
Детальному обсуждению предложенных сценариев, связанных с ними рисков и преимуществ, соотнесению их с реализацией ключевых параметров ОЕПВО, возможным формам и методам их реализации посвящены специальные материалы этого выпуска.
10 Разработка данных сценариев является частью проекта «Разработка мер по развитию сотрудничества в области образования со странами Европы в рамках реализации "дорожной карты" Россия - ЕС», реализуемого ГУ ВШЭ по заказу Федерального агентства по образованию.