DOI 10.47643/1815-1337_2022_10_47 УДК 368.81 ББК 67.404
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОТИВОПОЖАРНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ THEORETICAL AND PRACTICAL ISSUES OF FORMATION OF THE FIRE INSURANCE DEVELOPMENT CONCEPT IN THE RUSSIAN FEDERATION
ГАВРИЛЕНКО Владимир Александрович,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры Теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России,
доцент кафедры Гражданского права и процесса юридического факультета Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, докторант юридического факультета Университета Сапиеца. 196105, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр., 149. E-mail: [email protected];
МЕДВЕДЕВА Анна Александровна,
доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры Трудового права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. 196105, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр., 149. E-mail: [email protected];
ГЛЕЙБЕРМАН Наталья Сергеевна,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры Теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. 196105, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр., 149. E-mail: [email protected];
УТКИН Николай Иванович,
доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, профессор кафедры Теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. 196105, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр., 149. E-mail: [email protected];
Gavrilenko Vladimir,
Candidate of law science (PhD), associate professor.
Associate professor of the Department of theory and history of state and law
of the St. Petersburg University State fire service of EMERCOM of Russia,
Associate professor of Civil law and procedure faculty, Law department, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, PhD researcher Facolta di Giurisprudenza Sapienza Universita di Roma. 196105 Saint Petersburg, Moskovsky Prospekt 149. E-mail: [email protected];
Medvedeva Anna,
Doctor of legal sciences, associate professor
Professor of the Department of labor law of the St. Petersburg University State fire service of EMERCOM of Russia. 196105 Saint Petersburg, Moskovsky Prospekt 149. E-mail: [email protected];
Gleyberman Natalia,
Candidate of law science (PhD), associate professor,
Associate professor of the Department of theory and history of state and law of the St. Petersburg University State fire service of EMERCOM of Russia. 196105 Saint Petersburg, Moskovsky Prospekt 149. E-mail: [email protected];
Utkin Nikolay,
Doctor of legal sciences, professor.
Professor of the Department of theory and history of state and law of the St. Petersburg University State fire service of EMERCOM of Russia. 196105 Saint Petersburg, Moskovsky Prospekt 149. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация. В статье рассматривается проект концепции развития противопожарного страхования в Российской Федерации. Анализируется состояние института противопожарного страхования в нашей стране и основные актуальные проблемы функционирования вышеуказанного института. Авторы исследуют вопросы развития противопожарного страхования и комплекс задач, подлежащих реализации для настоящего развития. Также были сформулированы и предложены к применению основные направления деятельности по совершенствованию и реформированию системы противопожарного страхования в Российской Федерации.
Abstract. The article considers the project of concept of development of fire insurance in the Russian Federation. State of the institute of fire insurance in our country and the main urgent problems of functioning of this institute is analyzed. The authors research the development of fire insurance and a set of tasks to be implemented for this development. Also, the main directions of activities to improve and reform the fire insurance system in the Russian Federation were formulated and proposed for use.
Ключевые слова: Противопожарное страхование; пожарная безопасность; защита прав и интересов населения; развитие и со-
вершенствование правового регулирования.
Keywords: Fire insurance; fire security; protection of the rights and interests of people; development and improvement of legal regulation.
Для цитирования: Гавриленко В.А., Медведева А.А., Глейберман Н.С., Уткин Н.И. Теоретические и практические вопросы формирования концепции развития противопожарного страхования в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2022. № 10(214). С. 47-51. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_10_47.
For citation: Gavrilenko V.A., Medvedeva A.A., Gleiberman N.S., Utkin N.I. Theoretical and practical issues of formation of the fire insurance development concept in the Russian Federation // Law and state: theory and practice. 2022. No. 10(214). pp. 47-51. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_10_47.
Статья поступила в редакцию: 13.07.2022
Развитие современного общества сопровождается увеличением числа пожаров. Оно связано с ростом энергопотребления и использованием большого количества технологического оборудования. В Российской Федерации немаловажными причинами пожара является человеческий фактор и изношенность техники, используемой как на производстве, так и в быту. В 2018 году в Российской Федерации произошло 131840 пожаров, при которых погибло 7909 человек. На пожарах получили травмы 9642 человека [1].
Отметим, что многие юридические лица, которые перенесли крупный пожар, в условиях конкуренции, либо сразу, либо в течение трех лет, вынуждены уйти с рынка. Российские граждане в результате пожара теряют не только свое имущество, но и жилье. Далеко не все трудоспособные люди, не говоря о пенсионерах, могут восстановить утраченное. При этом отсутствует четкий государственный механизм возмещения ущерба физическим лицам, чье жилье пострадало от пожара.
В Российской Федерации противопожарное страхование рассматривается как наиболее актуальный способ обеспечения защищенности населения и территорий от пожара и смягчения его последствий. В экономике России противопожарное страхование прочно занимает место необходимого инструмента, обеспечивающего социально-экономическую стабильность и безопасность, развитие предпринимательства, эффективную защиту имущественных интересов граждан и организаций от пожаров, реализацию государственной политики социально-экономической защиты населения. В связи с этим развитие противопожарного страхования является стратегическим направлением деятельности государства. Отметим, что вопросы развития противопожарного страхования являются предметом исследования ученых - юристов и практиков, десять лет назад была предпринята попытка оформить противопожарное страхование в качестве обязательного [2, с. 140], что свидетельствует об актуальности указанных вопросов.
Противопожарное страхование в истории России является одним из старейших видов страхования. В настоящее время это самый распространенный вид добровольного имущественного страхования. Кроме того, противопожарное страхование является также одной из наиболее динамично развивающихся сфер российского бизнеса. Объемы операций на этом рынке неуклонно растут.
Вместе с тем, на развитие противопожарного страхования негативно влияет ряд факторов и проблем, о которых будет сказано ниже.
Проблемой является низкая страховая культура населения, выражающаяся в нежелании или невозможности страховать свое имущество. Немалую роль в отказе граждан от страхования имущества сыграла финансовая нестабильность в стране, следствием чего стала низкая платежеспособность населения и недоверие к финансовым институтам. Однако, помимо экономических проблем государства в целом, сама организация страховой деятельности в России не способствует повышению доверия к страхователям. В страховом бизнесе наблюдается тенденция подчинения интересов страхователя интересам страховщиков и низкий уровень защиты страхователя. Отсутствуют механизмы информационной и правовой защиты потребителя страхового продукта. Страховщики не обязаны детально информировать потенциального страхователя о преимуществах того или иного страхового продукта, а также разъяснять условия договора страхования. Многочисленные факты неплатежеспособности страховых компаний, отсутствие правовой базы передачи ответственности перед клиентами при банкротстве страховой компании дискредитирует национальный страховой рынок и подрывает доверие к нему.
Отметим также недостаточно эффективную систему государственного управления страховой деятельностью. Российская система страхования исторически, еще в дореволюционный период, развивалась при поддержке государственной власти, и ей характерно жесткое государственное регулирование и четкая регламентация деятельности. Законодательство Российской империи в сфере противопожарного страхования подробно исследовано современными учеными юристами [3]. Следует указать, что императивный метод регулирования негативно сказывается на темпах развития страховой деятельности и повышении страховой культуры населения. Современное страховое регулирование является слишком детализированным, что с одной стороны мешает проявлению саморегулирования со стороны страховых компаний, а с другой - не препятствует появлению на рынке страховых недобросовестных компаний, которые быстро обогащаются, а затем объявляют о своей ликвидации, не осуществив свои обязательства перед страхователями.
Имеет место также недостаток специалистов в области противопожарного страхования. В России пока не создана система подготовки кадров для страховых компаний, а также их профессиональной аккредитации. Необходимы высококвалифицированные специалисты в области оценки пожарного риска и страхования.
Отметим также недостаточное взаимодействие страховых организаций с органами Государственной противопожарной службы, несмотря на общие цели - обеспечение защищенности от пожара и снижение его последствий.
Состояние экономики, производства показывает, в частности, что значительными остаются убытки от пожаров, которые покрываются за счет бюджетных средств и затрат граждан и юридических лиц. При этом, учитывая дефицит средств, компенсация убытков зачастую происходит избирательно, в результате чего имущественные интересы населения и организаций в большей части остаются незащищенными. Возрастают также потери от предпринимательских рисков. Не в полной мере отвечают потребностям граждан накопительные виды долгосрочного личного страхования.
В этой связи основной целью развития противопожарного страхования остается разработка и реализация мер по наиболее полному удовлетворению потребностей в страховой защите населения, организаций и государства, необходимой для эффективного функционирования рыночной экономики и являющейся фактором ее стабильности и стимулом расширения предпринимательской деятельности, аккумулирования долгосрочных инвестиционных ресурсов для развития экономики.
Должно уделяться постоянное внимание решению задач по повышению уровня страховой защиты граждан, предпринимательских структур, иных субъектов хозяйствования, росту инвестиций страховой отрасли в экономику страны, более активному использованию рыночных механизмов противопожарного страхования как инструмента социально-экономической политики, укреплению финансовых основ системы страхования, дальнейшему совершенствованию законодательного регулирования страхования и укреплению государственного страхового надзора.
Далее авторы сформулируют предложения по основным направлениям совершенствования системы противопожарного страхования в
России.
Сначала сформулируем и рассмотрим предложения в области защиты прав страхователей.
1) Целесообразно обязать страховщика, осуществляющего противопожарное страхование, предоставлять потенциальному клиенту максимальное количество информации, необходимое для приобретения нужного страхового продукта. Страховщик должен проверить, будет ли страхователь иметь право получить страховую выплату при наступлении страхового случая и рекомендовать именно тот полис, который в наибольшей степени удовлетворит потребностям страхователя. Перед заключением договора страховщик должен убедиться, что клиент понимает его основные положения, а также важные исключения из него. Ввести гарантии получения страхователем всей, в том числе и неблагоприятной, информации относительно действий страховой компании.
2) Следует ввести институт страхового омбудсмена для разрешения индивидуальных жалоб потребителей на страховщиков. В связи с загруженностью судов и недоверием граждан к государственным структурам, обращение к независимым и беспристрастным экспертам в области страхования, создаст большую уверенность в своих правах в качестве страхователя. В случае внедрения действенного механизма защиты интересов граждан, появится доверие и увеличится заинтересованность в страховании. Институт страхового омбудсмена - это неправительственная организация, основной целью деятельности которой является разрешение незначительных споров между финансовыми предприятиями (в частности, страховыми организациями) и их клиентами. Основными принципами деятельности страхового омбудсмена можно назвать: доступность для страхователей; безвозмездность; ориентированность на достижение мирового соглашения между сторонами; беспристрастность.
Основной целью деятельности института страхового омбудсмена установить разрешение споров между страховыми организациями и их клиентами. В аппарат финансового омбудсмена ввести штат независимых экспертов в области страхования. К компетенции омбудсмена отнести жалобы, по которым ущерб, причиненный страхователю, не превышает 10 000 000 руб. Служба финансового омбудсмена должны быть доступной для возможно большего круга клиентов страховых компаний, вне зависимости от их образования, места жительства и физического состояния.
Обращение в службу омбудсмена с жалобой возможно, если клиент обратился в страховую организацию за выплатой страховой суммы, а страховая компания отказала в компенсации либо не выслала никакого ответа в течение восьми недель. Либо пострадавшая сторона имеет право подать соответствующую жалобу в течение шести месяцев с момента получения письма с окончательным решением от страховой организации, на которую подается жалоба. Если жалоба соответствует критериям службы омбудсмена, то эксперты исследуют факты и, в случае подтверждения неправомерных действий страховщика, обращаются к нему с указанием возместить ущерб страхователю, стремясь достичь мирового соглашения. В случае, если страхователь не возмещает ущерб, дело рассматривает непосредственно омбудсмен, его решение окончательно и обязательно для обеих сторон. Разрешение жалоб бес-платно и происходит в течение шести-девяти месяцев. Страховой омбудсмен не подменяет собой судебную власть. При желании страхователь имеет право обратиться за разрешением спора в суд. Служба страхового омбудсмена не принимает рассмотрение жалобу, уже рассмотренную в суде.
3) Следует создать Фонд компенсации страховых услуг (ФКСУ) с целью защиты интересов страхователей в случае банкротства страховщика или неспособности страховой организации выполнить свои обязательства перед страхователем. ФКСУ - частная компания, призванная защищать страхователей в случае неспособности страховой организации выполнить свои обязательства перед страхователем (например, в случае банкротства страховщика). Фонд уполномочен защищать интересы физических лиц и представителей малого бизнеса. В случае, если очевидно, что страховая компания не может отвечать по обязательствам, указанным в договоре страхования (например, в случае банкротства), ФКСУ может вмешиваться в процесс ликвидации страховой компании.
При объявлении банкротства страховой организации ФКСУ при содействии со специалистами по банкротству добивается удовлетворения требований страхователей, а при невозможности такого удовлетворения - выплачивает пострадавшим страхователям компенсацию, размер которой исчисляется в каждом конкретном случае. При объявлении страховой компании банкротом, руководство компании или специалист по банкротству сообщают страхователям о возможности воспользоваться ФКСУ. Также обязанностью ФКСУ является информирование страхователей о правилах подачи требования о компенсации ликвидируемой страховой компании. Страховщики обязуются вносить положение о ФКСУ в договоры противопожарного страхования. ФКСУ формируется за счет налога, выплачиваемого страховой организацией при получении лицензии. Услуги этого фонда для страхователей осуществляются на бесплатной основе.
4) Необходимо содействовать формированию страховой культуры в обществе, в виде организации конференций, поощрения издательской деятельности в области страхования, развития информационного обеспечения страховщиков, защиты экономических интересов участников национальных рынков во взаимоотношениях с их правительством и т.д. Справедливо мнение, что «разработка нормативных актов в сфере
страхования должна идти параллельно с тщательно продуманной государственной политикой, направленной на повышение уровня правосознания населения, на четкое понимание им нравственных устоев современного демократического гражданского общества» [4, с. 4].
Авторами сформулированы предложения в области организации страховой деятельности по направлению противопожарного страхования:
1) Необходимо развивать систему страховой оценки пожарного риска, и следовательно, развитие андеррайтинга. Данный термин подразумевает комплекс услуг, направленных на минимизацию рисков и гарантию получения выплат в случае возникновения убытков. Создание системы андеррайтинга страховой компании предполагает: формирование целей и задач андеррайтинга; определение функций андеррайтинга; формирование уровней андеррайтинга; создание организационной структуры; подбор, обучение и развитие андеррайтеров; создание регламентов и инструкций по андеррайтингу.
2) Целесообразно разработать в вузах, в том числе, в учебных заведениях МЧС России, программы обучения по специальности, такой как «Специалист по оценке страхового риска», «Андеррайтер». При участии профессиональных организаций страховщиков разработать квалификационные требования к этим видам специалистов [15].
3) Необходимо развивать механизмы саморегулирования страховой деятельности и поощрять создания и развитие профессиональных организаций страховщиков. Также важно признание разрабатываемого ими «автономного законодательства» в качестве имеющего обязательный характер для страховщиков во всей стране.
4) Целесообразно разработать типовые методики страховой оценки пожарного риска и расчета страховой премии в зависимости от уровня противопожарной защиты страхуемых объектов, а также необходимых рекомендаций по снижению пожарного риска. Привлечь для этих видов работ профессиональные организации страховщиков России [16].
5) Необходимо содействовать международной интеграции России в европейский и глобальный страховой рынок, при сохранении национальных особенностей управления и надзора за страховой деятельностью.
6) Также нужно расширять сотрудничество с крупнейшими международными финансовыми и торговыми институтами, способствующее укреплению и развитию взаимовыгодных финансово-экономических связей, является одним из приоритетных и стратегически важных направлений дальнейшего развития как российской экономики в целом, так и сферы страховых услуг, в частности [17].
7) При рассмотрении вопросов интеграции России с международными финансовыми и торговыми организациями основополагающим принципом является поэтапная либерализация в соответствии с приоритетами и уровнем развития отдельных секторов национального страхового рынка [18].
Рассмотрим предложения в области государственного регулирования страховой деятельности в области пожарной безопасности.
1) Под противопожарным страхованием рассматривать страхование имущества от пожара. Объектом противопожарного страхования являются имущественные интересы застрахованного лица, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом.
2) Выделение противопожарного страхования в отдельный класс страховой деятельности, подлежащий лицензированию.
3) Разработать программы государственной поддержки проведения страховыми организациями научно-исследовательской и просветительской деятельности, направленной на обеспечение пожарной безопасности.
4) Сочетание строгости страхового надзора сочетаются с прозрачностью норм саморегулирования и ответственностью самих участников рынка. Поощрять создание и развитие консультационных центров, призванных способствовать развитию страхования в России и представлять интересы российского страхового рынка в международном масштабе.
Далее сформулируем и рассмотрим предложения в области взаимодействия с противопожарными службами:
1) Следует поощрять сотрудничество страховых организаций в области обмена пожарной статистикой и информацией о противопожарном состоянии страхуемых и подназдорных объектов.
2) Целесообразно рекомендовать страховым организациям использовать результаты аудита пожарной безопасности как дополнительный источник информации о противопожарном состоянии объекта, особенно при страховании гражданской ответственности за ущерб, причиненный жизни и здоровью граждан в случае пожара.
3) Институт противопожарного страхования целесообразно развивать в рамках добровольных отношений страхователя и страховщика, имея в виду, что целью обязательного страхования является только снижение затрат государства по компенсации ущерба потерпевшим от пожара организациям и гражданам из средств федерального бюджета. Государственный пожарный надзор призван осуществлять превентивные мероприятия, направленные на уменьшение степени риска возникновения пожара, предотвращение гибели людей на пожарах, а через страхование осуществляется возмещение убытков в результате уже произошедшего страхового события, т.е. цели пожарного надзора и страховой деятельности различны. На основании этого можно сделать вывод, что постановка вопроса о возможности частичной замены государственного пожарного надзора элементами обязательного страхования представляется невозможным. Страховая защита имущественных интересов и ответственности юридических лиц и граждан может рассматриваться только как механизм экономического стимулирования вопросов пожарной безопасности [5].
Реализация положений, предложенных в настоящей Концепции позволит решить ряд проблемных вопросов и достичь следующих результатов.
Будет повышен уровень защищенности организаций и граждан от различных групп рисков, а также повышено качество и расширен
спектр предлагаемых страховых услуг. Будут созданы структурные основы для развития массовых добровольных видов страхования и система правовых основ страховой защиты имущественных интересов населения, организаций и государства и соблюдения прав и гарантий имущественной безопасности отдельной личности и субъектов предпринимательства.
Возможно, оптимизировать усилия, предпринимаемые в различных сферах управления и регулирования экономики при наступлении чрезвычайных негативных обстоятельств, направив их на решение первоочередных и среднесрочных задач развития социально-экономической политики государства.
Кроме того, можно прогнозировать привлечение в российскую экономику значительных инвестиционных ресурсов, аккумулируемых через страхование.
Вышеуказанное позволит решить первоочередные задачи, являющиеся необходимым условием дальнейшего развития страхования в Российской Федерации и укрепления системы государственного надзора за страховой деятельностью в сфере пожарной безопасности.
В окончании настоящей статьи отметим, что вопросы противопожарного страхования являются предметом научных обсуждений и дискуссий [6-14]. Следовательно, настоящее исследование является актуальным и предложенная концепция может быть использована для дальнейшего развития института противопожарного страхования.
Библиогра фия:
1. https://rosinfostat.ru/pozhary/
2. Страховое право : учебное пособие. // Немченко С.Б., Муталиева Л.С.; Под общ.ред. Артамонова В.С.; МЧС России. Санкт-Петербургский университет противопожарной службы. СПб., 2010. С. 140.
3. Пожарный устав Российской империи: хрестоматия. // под общ. ред. Артамонова В.С.; сост. Чижиков Э.Н., Немченко С.Б, Смирнова А.А., Опарина Т.И., Уткин Н.И., Титова Е.А. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, СПб. 2015.
4. Немченко С.Б. Роль страхования в гражданском обществе. // Социальное и пенсионное право. 2010. №2. С. 4.
5. Медведева А.А. Правовой генезис механизмов страхования в области повышения защищенности населения и территорий от пожаров, а также обеспечения смягчения их последствий в Великобритании : диссертация ... доктора юридических наук : 05.26.02. - Санкт-Петербург, 2009. - 304 с.
6. Дешевых Ю.И. О необходимости введения в России системы обязательного противопожарного страхования // Право и безопасность. 2010. № 2.
С. 74-77.
7. Немченко С.Б. Законопроект об обязательном противопожарном страховании: проблемы и перспективы. // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. 2010. Т. 1. № 1 (1). С. 60-62.
8. Дрыга В.О., Ланец В.А., Щукина Н.Г. К вопросу о противопожарном страховании // Пожарная и техносферная безопасность: проблемы и пути совершенствования. 2020. № 1 (5). С. 247-253.
9. Муталиева Л.С., Токарев Н.В., Гасанов Н.М. Современное состояние противопожарного страхования // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2019. № 3 (44). С. 7-12.
10. Узун О.Л. К вопросу о проблемах и направлениях совершенствования противопожарного страхования в российской федерации // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2016. № 4 (33). С. 42-50.
11. Чайка В.Н., Зубчик Т.А. Противопожарное страхование в России: «принудить нельзя мотивировать» // Организационно-правовое регулирование безопасности жизнедеятельности в современном мире. Сборник материалов второй международной научно-практической конференции. Под ред. Э.Н. Чижикова. 2018. С. 138-143.Ддд
12. Силуянова Н.М., Немченко С.Б. Правовое регулирование противопожарного страхования в дореволюционной России // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2013. № 2 (19). С. 63-67.
13. Смертин А.Н., Дашко В.М. Историко-правовые аспекты противопожарного страхования // Научно-аналитический журнал Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. 2013. № 4. С. 141-146.
14. Калач Е.В. Из истории противопожарного страхования в Российской империи 1867-1915 гг.: на материалах Воронежской губернии // Вестник Воронежского института ГПС МЧС России. 2014. № 3 (12). С. 74-77.
15. Фастович Г.Г., Шитова Т.В. К вопросу об эффективности единой системы публичной власти // Социально-экономический и гуманитарный журнал. 2020. № 4 (18). С. 76-88.
16. Фастович Г.Г., Кудашова И.В. Информационные технологии в системе повышения эффективности деятельности органов государственной власти: теоретико-правовой аспект // Право и политика. 2020. № 2. С. 18-22.
17. Фастович Г.Г. К вопросу формирования гражданского общества в Российской Федерации // Эпоха науки. 2018. № 16. С. 75-77.
18. Фастович Г.Г. Эффективность государственного механизма: правовые средства, критерии, перспективы исследования // Евразийский юридический журнал. 2015. № 8 (87). С. 140-142.
References:
1. https://rosinfostat.ru/pozhary/
2. Insurance law : textbook. // Nemchenko S.B., Mutalieva L.S.; Under the general ed. Artamonova V.S.; EMERCOM of Russia. St. Petersburg University of the Fire Service. St. Petersburg, 2010. p. 140.
3. Fire Regulations of the Russian Empire: a textbook. // under the general ed . Artamonova V.S.; comp. Chizhikov E.N., Nemchenko S.B., Smirnova A.A., Oparina T.I., Utkin N.I., Titova E.A. Saint Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia, St. Petersburg, 2015.
4. Nemchenko S.B. The role of insurance in civil society. // Social and pension law. 2010. No. 2. p. 4.
5. Medvedeva A.A. The legal genesis of insurance mechanisms in the field of increasing the protection of the population and territories from fires, as well as ensuring mitigation of their consequences in the UK : dissertation... Doctor of Law : 05.26.02. - St. Petersburg, 2009. - 304 p.
6. Cheap Yu.I. On the need to introduce a mandatory fire insurance system in Russia // Law and security. 2010. No. 2. pp. 74-77.
7. Nemchenko S.B. Draft law on mandatory fire insurance: problems and prospects. // Fire safety: problems and prospects. 2010. Vol. 1. No. 1 (1). pp. 60-62.
8. Dryga V.O., Lanets V.A., Shchukina N.G. On the issue of fire insurance // Fire and technosphere safety: problems and ways of improvement. 2020. No. 1 (5). pp.
247-253.
9. Mutalieva L.S., Tokarev N.V., Hasanov N.M. The current state of fire insurance // Right. Safety. Emergency situations. 2019. No. 3 (44). pp. 7-12.
10. Uzun O.L. On the issue of problems and directions of improving fire insurance in the Russian Federation // Pravo. Safety. Emergency situations. 2016. No. 4 (33).
pp. 42-50.
11. Chaika V.N., Zubchik T.A. Fire insurance in Russia: "it is impossible to force to motivate" // Organizational and legal regulation of life safety in the modern world. Collection of materials of the second international scientific and practical conference. Edited by E.N. Chizhikov. 2018. pp. 138-143.Ddd
12. Siluyanova N.M., Nemchenko S.B. Legal regulation of fire insurance in pre-revolutionary Russia // Pravo. Safety. Emergency situations. 2013. No. 2 (19). pp. 63-67.
13. Smertin A.N., Dashko V.M. Historical and legal aspects of fire insurance // Scientific and analytical journal Bulletin of the St. Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia. 2013. No. 4. pp. 141-146.
14. Kalach E.V. From the history of fire insurance in the Russian Empire 1867-1915: on the materials of the Voronezh Province // Bulletin of the Voronezh Institute of GPS of the Ministry of Emergency Situations of Russia. 2014. No. 3 (12). pp. 74-77.
15. Fastovich G.G., Shitova T.V. On the issue of the effectiveness of the unified system of public power // Socio-economic and Humanitarian journal. 2020. No. 4 (18).
pp. 76-88.
16. Fastovich G.G., Kudashova I.V. Information technologies in the system of improving the efficiency of public authorities: theoretical and legal aspect // Law and politics. 2020. No. 2. pp. 18-22.
17. Fastovich G.G. On the issue of the formation of civil society in the Russian Federation // The age of science. 2018. No. 16. pp. 75-77.
18. Fastovich G.G. Efficiency of the state mechanism: legal means, criteria, research prospects // Eurasian Law Journal. 2015. No. 8 (87). pp. 140-142.