УДК 33.338.2
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Терловая В.И.
Институт экономики и управления (структурное подразделение), ФГАОУ ВО КФУ им. В.И.Вернадского, 295015, г. Симферополь, ул. Севастопольская, 21/4, [email protected]
Аннотация. Рассмотрена роль учета и калькулирования себестоимости продукции в системе управления издержкам автотранспортного предприятия, повышения эффективности его деятельности и конкурентоспособности. Изучены труды ведущих ученых, которые внесли существенный вклад в разработку теории и практики управления затратами предприятия. Отмечено недостаточное изучение этой проблемы применительно к автотранспортному производству. Определена актуальность, практическая значимость, цель и задачи исследования. Рассмотрена специфика организации автотранспортного производства, основные процессы производственной деятельности автотранспортного предприятия и подразделения, которые их осуществляют. Предложен порядок учета затрат по местам возникновения и методика поэтапного учета и формирования себестоимости автомобильных перевозок. Рассмотрена сущность и преимущества нормативного метода учета и калькулирования себестоимости перевозок и его роль в системе управления издержками предприятия.
Ключевые слова: автотранспортное предприятие, управление автомобильные перевозки, себестоимость продукции, издержки производства, нормативный метод учета.
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рынка достаточность и достоверность информации о затратах производства и себестоимости производимой продукции являются одним из способов получения конкурентных преимуществ коммерческой организации. Это в полной мере касается и автотранспортных предприятий. Рентабельность деятельности автотранспортных предприятий в огромной степени зависит от экономного и рационального использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, что невозможно без создания на предприятии эффективной системы управления издержками, их систематического и оперативного учета и контроля. Руководство предприятия для организации действенной системы управления эксплуатационными затратами постоянно нуждается в достоверной информации о величине фактических затрат в сопоставлении с плановыми величинами на каждом этапе процесса производства транспортной продукции.
АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ; МАТЕРИАЛОВ, МЕТОДОВ
Эффективность системы управления затратами автотранспортного предприятия в значительной мере зависит от существующей системы организации учета затрат и калькулирования себестоимости автомобильных перевозок, которая должна быть направлена на обеспечение действенного контроля за использованием ресурсов на любой стадии технологического транспортного процесса и получение учетных данных, необходимых для достижения управленческих целей. В решении этой проблемы ведущая роль принадлежит системе комплексных организационно-управленческих мероприятий, включающих также совершенствование состояния учета затрат и калькулирования, основанное на применении различных методик в сфере сбора, документального обеспечения, обработки и обобщения информации о затратах производства транспортных услуг. Отсутствие комплексной системы учета затрат на всех уровнях затрудняет получение необходимой информации и принятие оптимальных управленческих решений по снижению себестоимости автомобильных перевозок и повышению эффективности работы автотранспортных предприятий.
В разные периоды времени существенный вклад в разработку теории и практики управления затратами внесли такие ученые как В. Палий, Н. Чумаченко, Ф. Бутинец, М. Вахрушина, В. Сопко, В. Ивашкевич, Я. Соколов, К. Друри, К. Шим и др. Многие идеи, предложенные этими авторами, являются актуальными и в настоящее время. Вместе с тем, ряд вопросов изучаемой проблемы не получил полного решения применительно к автотранспортному производству в условиях действия рыночной экономики. Практика показывает, что в настоящее время не уделяется должного внимания выявлению причин высокой себестоимости и убыточности автомобильных перевозок, изысканию внутрихозяйственных производственных резервов, улучшению качественных
показателей деятельности автотранспортных предприятий. Неоднозначные подходы к исследованию теоретико-методических вопросов в сфере затрат, недостатки в методическом обеспечении, практическая потребность в создании методики учета затрат и калькулирования транспортной продукции, которая бы обеспечила эффективную систему управления издержками предприятия, предопределили актуальность и значимость темы исследования.
ЦЕЛЬ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Целью статьи является разработка теоретических и практических положений по учету и контролю себестоимости автомобильных перевозок, которые позволят оперативно и качественно управлять затратами на каждом этапе автотранспортного процесса.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть специфику организации автотранспортного производства, основные процессы производственной деятельности автотранспортного предприятия, а также подразделения которые их осуществляют;
- определить направления совершенствования системы управления эксплуатационными затратами;
- изложить порядок учета затрат по структурным подразделениям предприятия и поэтапного формирования себестоимости автомобильных перевозок,
- рассмотреть возможность использования в системе управления затратами автотранспортного предприятия нормативного метода учета и калькулирования себестоимости перевозок.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенная система формирования себестоимости автомобильных перевозок обеспечит руководство предприятия необходимой информацией, позволяющей оперативно принимать экономически обоснованные управленческие решения по снижению издержек предприятия.
ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ
Особенности организации системы управления затратами предприятия определяются спецификой технологии производства, видами производимой продукции и организационной структурой предприятия. Технология производства обуславливает комплекс технологических операций, которые, в свою очередь, определяют места возникновения затрат, которые будут являться объектами управления. Выбор метода учета и калькулирования себестоимости продукции зависит не только от объектов учета затрат, но и полноты и оперативности их учета и контроля. Объекты учета затрат, в свою очередь, обусловлены спецификой производственного процесса, которая оказывает влияние на классификацию и группировку затрат по местам возникновения, порядок формирования калькуляционных статей себестоимости производимой продукции, систему организации бухгалтерского учета затрат по статьям и элементам затрат. При организации системы учета затрат на автотранспортном предприятии необходимо учитывать, что производимая транспортная продукция - перемещение грузов и пассажиров - не имеет вещественной формы и, соответственно, не подлежит хранению, в отрасли отсутствует показатель незавершенного производства, процесс выполнения автотранспортных услуг и их реализации совпадают по времени, что исключает показатель нереализованной продукции. В связи с тем, что выполнение автотранспортных услуг носит массовый серийный характер и производится однообразная транспортная продукция, на автотранспортных предприятиях применяется попроцессный метод калькулирования себестоимости перевозок. Этот метод имеет характерные черты, так, учет затрат производится по каждому структурному подразделению безотносительности к виду производимых транспортных услуг, списываются затраты строго за календарный отчетный период, и, если учесть, что на предприятии отсутствует незавершенное производство, то весь этот объем расходов соответствует произведенной за этот период транспортной продукции. Средняя себестоимость единицы транспортной продукции определяется делением всех издержек, связанных с выполнение определенного вида перевозок за месяц, на количество выполненных перевозок за этот отчетный период.
Эффективная система управления издержками должна учитывать организационную структуру автотранспортного предприятия, виды и специфику производимых автотранспортных услуг, структурные подразделения предприятия, их функциональную принадлежность и
взаимосвязь между ними, потребляемые ресурсы, а также требований, которые предъявляются к системе управления эксплуатационными расходами. При организации системы учета затрат и калькулирования себестоимости автомобильных перевозок необходимо рассматривать транспортный процесс как систему взаимосвязанных конкретных операций. Так, процесс доставки груза состоит из следующих основных технологических операций - погрузка, транспортировка до места назначения, разгрузка, а также ряда вспомогательных операций - оформление транспортной документации, контроль за техническим состоянием автомобиля, техническое обслуживание, ремонт, хранение автомобиля и др. Исходя из этого, можно выделить виды производства автотранспортного предприятия: основное, вспомогательное, обслуживающее производство, организация и управление производством. Основное производство - это непосредственно выполнение различных видов грузовых и пассажирских перевозок, погрузочно-разгрузочные работы, а также транспортно - экспедиционные операции. Вспомогательное производство - это совокупность производственных процессов, обеспечивающих техническую готовность подвижного состава работать на линии путем проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств. Обслуживающее производство создает условия для нормальной работы предприятия и включает службы главного механика и подсобно-вспомогательных работ, которые обеспечивают основное и вспомогательное производство энергоресурсами, поддерживают ремонтное и прочие оборудование в технически исправном состоянии, осуществляют хранение автомобилей и контролирует их техническое состояние, организует уборку территории. Организация и управление производством — это совокупность функций, обеспечивающих управление производственными структурными подразделениями и предприятия в целом.
Исходя из организационной структуры автотранспортного предприятия и видов производственной деятельности, можно выделить места возникновения затрат, приведенные в таблице 1.
Таблица 1.
Места возникновения затрат на автотранспортном предприятии
Виды производственной деятельности Место возникновения затрат
Основное производство Транспортное средство (автомобиль, автобус, прицеп, полуприцеп), бригада автомобилей, автоколонна (автоотряд).
Вспомогательное производство Зоны ежедневного, первого и второго технического обслуживания, диагностики, производственные участки (агрегатный, слесарно-механический, электротехнический, аккумуляторный, топливной аппаратуры, шиномонтажный, вулканизационный, кузнечно-рессорный, кузовной и др.). участки и службы отдела главного механика (электро-, газо-, водоснабжение, вентиляция, связь, ремонт оборудования и инструментов и т.п.).
Обслуживающее производство Участки и службы отдела главного механика (электро-, газо-, водоснабжение, вентиляция, связь, ремонт оборудования и инструментов, подсобно-вспомогательных работ и т.п.).
Организация и управление производством Службы предприятия: эксплуатации (коммерческая), техническая, экономическая, хозяйственная.
Для эффективной организации системы учета затрат необходимо разработать «Положение по учету затрат по местам возникновения», в котором установить места возникновения затрат, их номенклатуру статей расходов, состав по элементам, вид и характер издержек по отношению к производимой транспортной продукции - прямые или косвенные, переменные и постоянные. В соответствии с этим целесообразно так организовывать учет, чтобы как можно больше охватить учетом прямые затраты подразделений. Необходимо установить по каждому месту возникновению затрат первичные документы, на основании которых формируются издержки этих подразделений, определить порядок их оформления и должностные лица, ответственных за эти операции, формы сводных бухгалтерских регистров.
Положение должно включать справочник «Шифры затрат», которые должны быть учтены при оформлении каждого первичного документа, что обеспечит правильное отнесение затрат по местам их возникновения, объектам калькуляции и статьям аналитического учета.
Особое внимание требуется уделить классификации затрат относительно объема
выполняемых автотранспортных услуг на переменные, условно-переменные и условно-постоянные и принадлежность их к основным и косвенным. Так, переменные затраты, которые непосредственно зависят от объема произведенной транспортной продукции, включают затраты на топливо, смазочные и прочие эксплуатационные материалы и носят в основном прямой характер. Условно-переменные включают расходы по основной и дополнительной заработной плате водителей эксплуатационных автомобилей с отчислениями на страхование, затраты на выполнение технического обслуживания и ремонта транспортных средств, а также на восстановление и ремонт автомобильных шин и носят в основном прямой характер. Если их невозможно непосредственно отнести на конкретный объект калькуляции, они подлежат распределению между видами перевозок пропорционально принятой на предприятии базы распределения (отработанных автомобиле - часов на линии, выполненного пробега, прямым переменным затратам и т.п.).
К условно-постоянным затратам относятся расходы общепроизводственного и общехозяйственного характера, которые непосредственно не зависят от объема выполненных перевозок, носят косвенный характер и распределяются между видами выполняемых перевозок пропорционально принятой базы распределения (автомобиле-часам работы, прямым переменным затратам, сокращенной себестоимостью перевозок и т.п.).
Исходя из специфики организации автотранспортного процесса считаем целесообразным использовать динамический метод учета и формирования себестоимости автомобильных перевозок, предусматривающий последовательный учет затрат по отдельным этапам. Так, в рамках внутрихозяйственного (управленческого) учета целесообразно формировать и контролировать величину себестоимости перевозок последовательно на базе технологической себестоимости, сокращенной производственной себестоимости и полной производственной себестоимости автомобильных перевозок.
На первом этапе после окончания смены и заезда автомобиля на предприятие формируется и контролируется уровень технологической себестоимости перевозок, которая включает только прямые затраты, составляющие около 80 % себестоимости транспортной продукции. Это затраты технологического характера, т.е. непосредственно связанные с выполнением технологического процесса перевозки грузов или пассажиров за смену, и их можно оперативно определять сразу же после окончания смены при возвращении автомобиля на предприятие на основании данных путевого листа, в котором содержится вся необходимая информация для расчета технологической себестоимости единицы перевозок.
Технологическая себестоимость включает следующие статьи затрат:
1.Топливо, смазочные и прочие эксплуатационные материалы.
2. Заработная плата водителей.
3. Отчисления на страхование водителей.
4. Амортизация автомобиля.
В статью «Топливо, смазочные и прочие эксплуатационные материалы» включаются затраты на топливо, которое непосредственно было израсходовано на пробег эксплуатационного автомобиля (за исключение стоимости перерасходованного горючего, отнесенного за счет виновных лиц), а также перемещения автомобиля на автотранспортном предприятии и предпусковой подогрев двигателя в зимнее время. В эту статью входят затраты на все виды масел, смазок, обтирочных и других эксплуатационных материалов, необходимых для эксплуатации подвижного состава.
Затраты по статье «Топливо, смазочные и прочие эксплуатационные материалы» определяются на основании следующих данных путевого листа - тип и марка автомобиля, количество и марка выданного топлива, остаток горючего в баке автомобиля при выезде и возвращении на предприятие, пробег за смену, количество выполненных тонно-километров (для грузовых бортовых автомобилей), количество ездок с грузом (для самосвалов), условия работы и др. Данные путевого листа позволяют прямым путем относить затраты по топливу на себестоимость отдельных видов перевозок, если отнесение затрат на смазочные и прочие эксплуатационные материалы на конкретный вид перевозок затруднен, то их распределяют между ними пропорционально затратам на автомобильное топливо.
В статью «Заработная плата водителей» включают основную и дополнительную заработную плату водителей автотранспорта, который непосредственно выполняет перевозки грузов и
пассажиров. В состав основной заработной платы входит (в зависимости от принятой на предприятии формы и системы оплаты труда) оплата выполненных перевозок по сдельным расценкам, повременная оплата труда по тарифным ставкам; доплаты, надбавки и премии, предусмотренные Законодательством о труде и Положением об оплате труда, принятым на предприятии. В состав дополнительной заработной платы входят выплаты, предусмотренные законодательством о труде, и включают выплаты за непроработанное на производстве время -оплата ежегодных и дополнительных отпусков и т.п.
Затраты по статье «Заработная плата водителей» определяются на основании следующих данных путевого листа - при повременной форме оплаты труда - Ф.И.О водителя, тип и марка автомобиля, вид перевозок, условия эксплуатации, количество отработанных часов на линии; при сдельной форме оплаты используют данные о количество перевезенных тонн груза и выполненных тонно-километров транспортной работы, способ погрузочно-разгрузочных операций, класс перевозимого груза. Основная заработная плата водителей относится на себестоимость отдельных видов перевозок прямым путем. При невозможности прямого отнесения дополнительной заработной платы на себестоимость конкретных видов перевозок, она распределяется между ними пропорционально сумме основной заработной платы водителей, осуществляющих определенный вид перевозок.
По статье «Отчисления на страхование водителей» отражаются отчисления на обязательное социальное, пенсионное и медицинское страхование водителей. Сумма по этой статье определяется и списывается на определенный вид перевозок, исходя из суммы начисленной основной и дополнительной заработной платы водителей в соответствии с установленными нормативами отчислений в эти фонды.
Статья «Амортизация автомобиля» включает затраты на полное восстановление транспортного средства в виде амортизационного фонда на полное восстановление, начисляемого исходя из амортизационной стоимости транспортного средства и месячных норм амортизации. Если автомобиль за отчетный месяц выполнял один вид перевозок, затраты по этой статье носят прямой характер и могут быть непосредственно отнесены на себестоимость этих перевозок. Если же за месяц автотранспортное средство выполняло несколько видов перевозок, затраты по этой статье могут быть распределены между различными видами перевозок пропорционально пробегу автомобиля за месяц или автомобиле-часам работы.
Получив оперативную информацию о величине технологической себестоимости перевозки руководство предприятия оценивает рациональное использование горюче-смазочных материалов по конкретному автомобилю и водителю, затраты на которые составляют около 70 % себестоимости перевозок, выявляет отклонения фактических затрат от нормативных и факторы, повлиявшие на перерасход ресурсов, и в оперативном порядке принимает меры по их устранению.
На втором этапе формируется сокращенная производственная себестоимость перевозок, которая состоит из технологической себестоимости перевозок и производственной себестоимости услуг вспомогательного производства, которая включает статьи:
5. Затраты на техническое обслуживание и ремонт автомобиля.
б.Затраты на замену и ремонт автомобильных шин.
Статья «Затраты на техническое обслуживание и ремонт автомобиля» отражает затраты на выполнение работ, связанных с техническим обслуживанием и текущим ремонтом подвижного состава, которые производятся силами самих автотранспортных предприятий или осуществляются специализированными ремонтными предприятиями и организациями. По этой статье учитываются прямые расходы, которые могут быть непосредственно и в полном объеме отнесены на конкретный вид воздействия (ТО-1, ТО-2, текущий ремонт, диагностика). Если работы выполняются хозяйственным способом, статья включает следующие прямые расходы: основную и дополнительную заработную плату с отчислениями на страхование станочников, слесарей, смазчиков, мойщиков и других рабочих, занятых выполнением работ по обслуживанию и ремонту подвижного состава, а также заработную плату водителей, принимавших участие в этих работах; стоимость ремонтных материалов, запасных частей, топлива и других видов материальных ресурсов, израсходованных при осуществлении этих видов работ. Если обслуживание и ремонт автотранспортных средств производятся сторонними организациями, на эту статью относят стоимость услуг, оплачиваемых автотранспортным предприятием.
Статья «Затраты на замену и ремонт автомобильных шин» отражает расходы, связанные с
восстановлением изношенных шин. При хозяйственном способе проведения работ статья включает прямые расходы (стоимость шин, устанавливаемых на автомобиль при замене изношенных; стоимость материалов, израсходованных на ремонт шин, основную и дополнительную заработную плату ремонтных рабочих с отчислениями на страхование, выполняющих ремонт и замену шин). Затраты по наложению протектора, выполняемые, как правило, специализированными предприятиями, включают в эту статью в размере стоимости оплаченных работ. Из общей величины затрат исключаются суммы удержаний с лиц, виновных за недопробег автошин.
Для аналитического учета этих затрат на проведение технического обслуживания и ремонта подвижного состава, а также замены и ремонт автомобильных шин по каждому транспортному средству открываются лицевые карточки затрат на техническое обслуживание и ремонт, в которые заносят на основании лимитно-заборных карт и накопительных ведомостей данные о расходе материалов: топлива, запасных частей, смазочных и других эксплуатационных материалов; на основании нарядов и расчетных ведомостей по заработной плате - расходы на оплату труда. Если на предприятии учет затрат на техническое обслуживание и ремонта подвижного состава по каждому автомобилю не ведется, записи в лицевые карточки производятся на основании ведомостей распределения расходов, согласно принятому на предприятии коэффициенту распределения.
Если автомобиль за отчетный период выполнял один вид перевозок, затраты по этим статьям носят прямой характер и могут непосредственно списываться в полном объеме на себестоимость конкретного вида перевозок. Если же в отчетном месяце автомобиль производил различные виды автотранспортных услуг, эти затраты носят косвенный характер и распределяются между различными видами перевозок пропорционально выполненному пробегу за отчетный месяц.
На третьем этапе формируется полная производственная себестоимость перевозок, которая включает сокращенную производственную себестоимость, общепроизводственные и общехозяйственные расходы.
Статья «Общепроизводственные расходы» включает затраты по обслуживанию производственных структурных подразделений как основного, так и вспомогательного производств, а также предприятия в целом.
Статья «Общехозяйственные расходы» включает затраты, связанные с обслуживанием, организацией и управлением производственными структурными подразделениями и предприятия в целом. Эти затраты носят по отношению к выполняемым перевозкам косвенный характер и распределяются между ними пропорционально принятой на предприятии базы распределения (автомобиле-часам работы, заработной плате водителей, общему пробегу, сокращенной себестоимости перевозок и т.п.).
Процесс организации учета и формирования полной производственной себестоимости перевозок предполагает определенную последовательность этапов учетных работ.
Первая фаза бухгалтерского учета производится в течение отчетного месяца и предусматривает учет прямых затрат основного и вспомогательного производства, а также общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
Прямые затраты на выполнение автомобильных перевозок (затраты на топливо и смазочные материалы, заработная плата водителей с отчислениями на страхование, амортизация автомобиля) отражаются по дебету счета 20 «Основное производство», к которому открываются субсчета в соответствии с видами калькулируемых перевозок. Основание для списания затрат по дебету счета 20 является путевой лист и ведомость начисления и распределения заработной платы водителей и отчислений в государственные внебюджетные фонды, ведомость расчета амортизации автотранспортного средства и пр. После окончания отчетного месяца по дебету счета 20 по соответствующим субсчетам формируется технологическая себестоимость определенного вида перевозок.
Учет прямых затрат на выполнение технического обслуживания и ремонта подвижного состава, а также ремонт и замену автомобильных шин в течение отчетного месяца ведется по дебету счета 23 «Вспомогательные производства». К этому счету открываются счета второго порядка, которые аккумулируют прямые материальные и трудовые ресурсы (ремонтные материалы, запасные части, агрегаты, автомобильные шины, заработная плата ремонтных рабочих
с отчислениями на страхование), израсходованные на выполнение каждого вида воздействия отдельно, а также оплата счетов сторонних организаций.
Таким образом, после окончания отчетного месяца по субсчетам счета 23 формируется сокращенная производственная себестоимость работ по техническому обслуживанию, текущему ремонту транспортных средств, замене и ремонту автомобильных шин.
В течение отчетного месяца производится также текущий учет общепроизводственных и общехозяйственных расходов по дебету счетов 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и кредиту соответствующих счетов материальных ресурсов, оплаты труда, амортизации основных средств и др. Аналитический учет общепроизводственных и общехозяйственных расходов целесообразно вести по двум направлениям: по структурным подразделениям, а также элементам и статьям расходов.
Заключительная фаза учета проводится после окончания отчетного месяца и связана со сводным учетом затрат на производство транспортной продукции, который является основой для формирования фактической себестоимости автомобильных перевозок по их видам и калькулирования себестоимости единицы транспортной продукции. Фактическая себестоимость перевозок определяется по дебетовым записям на счете 20 «Основное производство». На этом этапе по дебету счета «Основное производство» (по соответствующим субсчетам) списываются затраты на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, а также на замену и ремонт шин с кредита счета 23 «Вспомогательные производства» (по соответствующим субсчетам). Если предприятие выполняет несколько видов перевозок, услуги ремонтной зоны носят косвенный характер и требуют соответствующего распределения между видами выполняемых перевозок по принятой на предприятии методике (пропорционально основной заработной плате водителей, величине прямых затрат, автомобиле-часам работы, пробегу и др.) После списания на дебете счета 20 формируется сокращенная производственная себестоимость перевозок, оставшееся дебетовое сальдо на счете 23 характеризует затраты по незаконченным ремонтным работам на конец месяца.
На этом этапе заключительных учетных работ производятся операции по определению, распределению и списанию всей суммы общепроизводственных и общехозяйственных расходов за месяц на затраты основного производства записью по дебету счета 20 «Основное производство» (по соответствующим субсчетам) с кредита счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы», после списания счета закрываются. В результате этих записей на счете 20«Основное производство» (по соответствующим субсчетам) обобщаются все прямые и косвенные затраты на производство транспортной продукции за отчетный месяц и формируется полная производственная себестоимость каждого вида автомобильных перевозок по калькуляционным статьям расходов.
ВЫВОДЫ
Предлагаемая методика учета и калькулирования себестоимости перевозок обеспечит действенную систему управления затратами автотранспортного предприятия, так как позволит руководству предприятия оперативно получать объективную информацию об уровне себестоимости транспортной продукции по их видам на каждом этапе автотранспортного производства в разрезе структурных подразделений по элементам затрат и статям калькуляции, выявлять непроизводительные расходы и принимать экономически обоснованные управленческие решения по их устранению.
ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В настоящие время особое внимание уделяется снижению и оптимизации затрат на выполнение автомобильных перевозок, что требует организации эффективной системы управления издержками предприятия, систематического оперативного их учета и контроля, этим требования соответствует нормативный метод учета и калькулирования себестоимости продукции - Standart Costing. Основным условием использования этого метода является стабильность технологического процесса. При использовании этого метода в течение отчетного месяца оперативно определяется нормативная себестоимость производимой продукции, исходя из установленных норм расхода материальных и трудовых ресурсов на единицу производимой продукции. После окончания отчетного месяца определяется фактическая себестоимость
продукции на базе двух величин: нормативной себестоимости и суммы отклонений фактических затрат от нормативных. Преимущество этого метода заключается в том, что у руководства предприятия возникает возможность оперативно контролировать затраты по местам их возникновения путем сопоставления фактических затрат с нормативными, выявлять причины и виновников отклонений и на основе полученной информации оперативно разрабатывать меры по устранению перерасхода материальных и трудовых ресурсов непосредственно в ходе производственного процесса. Следует отметить, что ряд автотранспортных предприятий располагают стабильным технологическим процессом (например, перевозка пассажиров и грузов на определенных маршрутах), поэтому в системе управления издержками появляется возможность использовать элементы нормативного метода учета затрат и калькулирования себестоимости автотранспортных услуг. Эффективность использования этого метода зависит от уровня автоматизации учетных работ и оперативности корректировки исходных данных, используемых при расчете нормативной себестоимости продукции (цен на материальные ресурсы, изменения условий производства и т.п.).
ЛИТЕРАТУРА
1.Бычков, В.П. Экономика автотранспортного предприятия: учебник / В.П. Бычков - М.: ИНФРА М, 2006. - 168 с.
2.Кононова, Г.А. Экономика автомобильного транспорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд. / Г.А. Кононова. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 244 с.
3.Рубцов, А.Е. Стратегия управления транспортным предприятием: учеб. пособие/ А.Е. Рубцов. - СПб.: СПбГИЭУ, 2007. - 282 с.
THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF COST MANAGEMENT OF A MOTOR TRANSPORT ENTERPRISE
Terlovaya V.I.
V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Crimea
Annotation. The role of accounting and calculating the cost of production in the management system of the costs of the motor company, increasing its efficiency and competitiveness is considered. The works of leading scientists who have made a significant contribution to the development of the theory and practice of cost management of the enterprise have been studied. The insufficient study of this problem in relation to the automotive industry was noted. The relevance, significance, purpose and objectives of the study were determined. The specificity of the organization of motor transport production, the main processes of production activities of the motor transport enterprise and the units that carry them out are considered. Set out the procedure for cost accounting at the place of occurrence and the method of phased accounting and the formation of the cost of road transport. The essence and advantages of the regulatory method of accounting and calculating the cost of transportation and its role in the cost management system of an enterprise are considered .
Keywords: motor company, road transport management, production costs, production costs, regulatory accounting method.