Теоретические и практические аспекты применения аэроионизации в промышленном свиноводстве
Е.П. Дементьев, д.с.-х.н., А.А. Кузнецов, к.в.н., В.А. Казадаев, к.в.н., БашкирскийГАУ
На современном этапе ведения животноводства возникает необходимость в количественном нормировании всех параметров воздушной среды, определяющих в своей совокупности микроклимат помещений. Неотъемлемой частью микроклимата помещений для животных, в свете современных открытий в биофизике и метеорологии, является электрозарядность воздуха, оказывающая определенное биологическое действие на живой организм.
Эволюция живых организмов на Земле происходила в ионизированном воздухе, и он является одним из существенных условий нормального развития и поддержания жизни.
В настоящее время факт биологического действия аэроионов является неоспоримым. Он установлен в многочисленных опытах на животных и наблюдениях над людьми (А .Л. Чижевский (1993), Н.М. Комаров (1967), Г.К. Волков (1969), В.И Мозжерин (1968), Е.П. Дементьев (1995), А.А. Минх (1963) и др.).
Несмотря на значительную изученность проблемы ионизации воздушной среды, в связи с изменившимися за последние годы условиями производства продукции животноводства многие биотехнологические аспекты ее практического применения требуют дальнейшего изучения и обоснования.
Экспериментальная часть работы проводилась на базе крупнейших свиноводческих комплексов совхоза «Карламан», ГП «Рощинский» Республики Башкортостан.
Для создания определенного аэроионного фона в животноводческих помещениях использовались различные конструкции электрических
аэроионизаторов. В отдельных опытах использовали мощные источники высокого напряжения типа модели НИЛ «Союзглавсантехпром», аппарат АИИ-70, менее мощные типа АФ-3 и малогабаритный прибор ГИОН-1-ОЗ.
Концентрация легких отрицательных ионов в зависимости возраста животных составляла 2,5 105 до 4,5 105 ионов в 1 см3 воздуха, сеансы аэроионизации проводили два раза в сутки по 30 минут в течение месяца.
Опыты проводились по методу групп, периодов и аналогов.
В процессе проведения опытов проводили клинико-физиологические исследования по общепринятым в ветеринарной практике методам, естественную резистентность определяли по Хра-бустовскому И.Ф. и Маркову Ю.М. Исследования естественного аэроионного фона в свободной атмосфере и в помещениях различных цехов свинокомплекса показали их существенное различие. Так, максимум легких ионов в атмосфере наблюдался летом (1483 ион/см ), в это же время наблюдается их максимум в помещении свинокомплекса (770 ион/см ). Максимум тяжелых ионов в атмосфере (18100 ион/см3) и в помещении свинокомплекса (33066 ион/см3) приходится на зимнее время. Характерно то, что исследование микроклимата в помещениях свинокомплекса показало, что именно в летнее время наблюдается более оптимальный микроклимат. На этот факт указывает и наименьший коэффициент загрязнения - 27,4 раза, в атмосфере он был значительно меньше - 3,95 раза. Следует отметить и тот факт, что воздух зимой в воздушном бассейне территории комплекса значительно загрязнен тяжелыми ионами (К=25,31), в помещениях свинокомплекса этот показатель еще больше - 66,58 раза. Различия в абсолютных ве-
личинах коэффициента ионного загрязнения в летний и зимний периоды составили 240% к весеннему и осеннему периоду - соответственно 208 и 183% (Р<0,05). Вместе с тем необходимо отметить, что и в атмосферном воздухе в эти периоды года мало легких ионов и максимум тяжелых, что, в свою очередь, отражается на ионизации воздуха внутри животноводческих помещений комплекса.
Дальнейшие исследования, проведенные на свинокомплексе «Рощинский», показали ту же зависимость между аэроионным фоном и основными параметрами микроклимата. Характерно также и то, что воздух производственных помещений свинокомплекса был значительно беднее по содержанию биологически полезных легких отрицательных ионов, чем атмосферный воздух. Это, в свою очередь, отражается на уровне обменных процессов в организме животных, их сохранности и продуктивности. Следовательно, создание искусственного аэроионного фона и обогащение воздуха помещений легкими отрицательными ионами является важным условием промышленной технологии. Так, содержание водяных паров за первые 10 минут снизилось с 76,25 до 72,88%. На 20 и 30 минуте значения этих параметров составляли 72,13 и 71,75% соответственно. Необходимо отметить, что даже через 1 час после прекращения ионизации показатели относительной влажности воздуха оставались ниже исходных на 2,62%. Что касается количества пыли, то за первые 10 минут ионизации количество ее в воздухе снижается на 37,16%, за следующие 10 минут - на 7,96%. Всего же за 30 минут сеанса количество пыли в нем сокращается в 1,95 раза.
Микробная обсемененность до начала сеанса аэроионизации составляла 72,28 тыс. микробных тел/м3 воздуха, через 10 минут - 51,71, через 20 минут - 41,82, в конце сеанса - 40,20 тыс./м3 и даже через 1 час после прекращения ионизации количество микробов оставалось ниже исходного уровня. Концентрация углекислого газа снижается с 0,28 до 0,24%; аммиака - с 25,14 до 23,12 мг/м3. Таким образом, под влиянием искусственной ионизации воздуха повышается санитарное состояние воздуха помещений.
Качественное изменение условий содержания животных, а главное, непосредственное воздействие легких отрицательных ионов воздуха не
могло не отразиться на состоянии поросят. В опытах, проведенных в свиноводческих помещениях ГП «Рощинский», отмечено, что у поросят, подвергавшихся сеансам аэроионизации, повышается интенсивность роста. Так, в первой серии эксперимента за 4 месяца разница в весе между контрольными и подопытными поросятами составила 12,28%. Во второй серии эксперимента опытные животные превосходили контрольных на 9,03%.
Повышение интенсивности роста поросят -далеко не единственный показатель, изменяющийся под воздействием отрицательно заряженных молекул воздуха. Установлено, что под действием легких отрицательных ионов изменяется количество зрелых форм нейтрофилов, лимфоцитов и моноцитов. Физиологическое уменьшение количества палочкоядерных нейтрофилов на фоне ионизации было в 3,7 раза меньше, чем в контрольной. Увеличилась разница между содержанием сегментоядерных клеток в опытной и контрольной группах до 2,08%.
Исследование клеточных и гуморальных факторов резистентности показало активизацию их во время сеансов аэроионизации. Так, процент активных лейкоцитов в крови поросят контрольной группы за время эксперимента понизился до 17,50%, у опытных он был равен 33,38 %. Фагоцитарный индекс в опыте увеличивается до 3,77. Количество активных фагоцитов в 1 л крови у поросят опытной группы, под действием искусственной ионизации стал в два раза больше, чем у контрольных. Индекс завершенности фагоцитоза у опытных поросят на 2% больше, чем в контроле. Лизоцимная активность сыворотки крови поросят опытной группы превосходила контрольную на 13,07%, а бактерицидная активность увеличивалась до 52,09%, в контроле за это же время - до 47,84%.Сохранность поросят в возрасте до 120 дней в опытных секциях, в среднем по трем сериям опытов, была выше на 4,44%.
Все вышеизложенное убедительно доказывает, что ионизация воздуха в общем комплексе микроклиматических факторов является важным показателем биологической полноценности воздуха животноводческих помещений. Ее использование сопровождается благоприятными физиологическими изменениями в организме поросят, отражающимися в увеличении интенсивности их роста на 9-12%.