УДК 372.8 DOI 10.14526/01_1111_49
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО АРМЕЙСКОМУ РУКОПАШНОМУ БОЮ
Гаранин Е.А. - преподаватель Тюменское высшее военно-инженерное командное училище (военный
институт), Тюмень Россия
THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF COMPETITIVE ACTIVITY MODELING IN ARMY CLOSE FIGHT
Garanin E.A. - teacher Tyumen Higher Military-Engineering Command College (Military Institute)
Tyumen, Russia
e-mail: kzm diss@mail.ru
Ключевые слова: бойцы, армейский рукопашный бой, модель, моделирование, соревновательная деятельность, спортивная подготовка.
Аннотация. Важнейшим элементом системного рассмотрения объекта как системного единства теоретического и эмпирического подходов является моделирование -разработка модели как упрощенной системы, образа, аналога оригинала, сохраняющего в себе основные его черты. В спортивной подготовке бойцов это может быть количественная и качественная характеристика, обеспечивающая достижение планируемых результатов и победа на крупных соревнованиях.
Материал. В статье рассматриваются теоретические аспекты моделирования соревновательной деятельности бойцов армейского рукопашного боя. Важнейшим элементом спортивной подготовки является моделирование соревновательной деятельности, количественная и качественная характеристика всех ее компонентов.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, спортивной документации, информация сети Интернет, моделирование, методы математической статистики.
Результат. В моделировании спортивной подготовки бойцов армейского рукопашного боя можно использовать обобщенную трехуровневую модель подготовки: модельный результат выполнения соревновательного упражнения (результат, к которому стремится спортсмен; модельные характеристики тактических схем, технических навыков, соревновательного поведения и др. ); модельный уровень проявления специфических по виду спорта способностей (модельные характеристики антропометрического статуса, уровня проявления двигательных и технических способностей, психологических навыков и др.); модель тренировочных программ (модельные характеристики общих и частных объемов тренировки, количество специфических по виду спорта соревновательных действий, схемы тренировочных циклов). Отмечено, что модель соревновательной деятельности базируется на трех элементах: реальной цели многолетней подготовки; прогнозируемом уровне и показателях выполнения соревновательного упражнения, которые
обеспечат достижение поставленной цели; существующем уровне и показателях выполнения соревновательного упражнения спортсмена или команды.
В работе проанализирована соревновательная деятельность бойцов АРБ в количестве 17 человек - обладателей золотых, серебряных, бронзовых медалей чемпионатов федеральных округов, города Москвы и чемпионатов мира 2012,2013 гг. С учетом анализа соревновательной деятельности чемпионов выявлены компоненты и содержание модели соревновательной деятельности бойцов АРБ. Основными компонентами соревновательной деятельности бойцов АРБ является подготовка к поединку, планирование предстоящей схватки, начальные, основные и вспомогательные технические действия. Содержание основных компонентов включает в себя тщательное расписание апробирования комбинации упражнений в разминке бойца. За основу берётся выбор технических комбинаций с учетом стиля ведения спортивного поединка. Например, стиль «игровой» подразумевает преобладание у бойца скоростных и скоростно-силовых способностей, будет являться ключевым при построении бойцовского поединка. Стиль «темповой» подразумевает преобладание у бойца специальной выносливости. Стиль «универсальный» - преобладание у бойца лучших силовых, скоростных, скоростно-силовых способностей и специальной выносливости. С учетом стилей ведения боевого поединка подбираются тактические действия бойцов: атакующие или контратакующие.
Заключение. Для моделирования соревновательной деятельности бойцов АРБ необходим учет обобщенных информативных факторов, таких как физическая и специальная подготовка; важнейшие физиологические возможности и психологические параметры; специфические по виду спорта двигательные способности (стиль ведения спортивного поединка).
Keywords: fighters, army close fight, model, modeling, competitive activity, sports
training.
Annotation. An important element of an object system consideration as a system unity of theoretical and empiric approaches is modeling- a model creation as a simplified system, image, analogue of the original, which preserves its main features. In sports training of soldiers it can be quantitative and qualitative characteristics, which provides planned results achievement and winning big competitions.
Material. The article is about theoretical aspects of competitive activity modeling among the fighters of army close fight. The most important element of sports training is competitive activity modeling, quantitative and qualitative characteristics of all its components.
Research methods: scientific-methodical literature, sports documentation, Internet resources' analysis, modeling, mathematical statistics methods.
Results. In sports training modeling among fighters of army close fight it is possible to use a summarized three-level model of training: model result of competitive exercise fulfillment (the result, to which a sportsman strives for; model characteristics of tactical schemes, technical skills, competitive behavior and others); a model level of specific abilities demonstration (model characteristics of an anthropometric status, the level of motional and technical abilities demonstration, psychological skills and others);the model of training programs (model characteristics of general and private volumes of training, number of specific according to a kind of sport competitive actions, schemes of the training cycles).It is noted that the model of competitive activity is based on three elements: real aim of long-term training; predictable level and indices of competitive exercise fulfillment, which will provide the set aim achievement; existing level and indices of competitive exercise fulfillment by a sportsman or a team.
Competitive activity of army close fight fighters (17people-gold, silver and bronze medals holders of federal region championships in Moscow and world championships, 2012,2013) was analyzed in the research work. Taking into consideration competitive activity of champions the components and content of competitive activity model are revealed. The main components of competitive activity of army close fight fighters are the following: training for the combat, the future
combat planning, initial, main and additional technical actions. The content of the main components includes thorough schedule of exercises combination approbation in a fighter's warming-up. As the base technical combination choice is used, taking into consideration the style of sports combat. For example, "playing" style provides fighter's speed and speed-power abilities predominance will be the key one during the combat organization. "Tempo" style provides fighter's special endurance predominance. "Universal" style provides fighter's best power, speed, speed power abilities and special endurance predominance. Taking into consideration the styles of combats tactical actions of fighters are chosen: attacking and counter-attacking.
Conclusion. In order to model competitive activity of army close fight fighters it is necessary to take into account generalized informative facts, such as physical and special training; important physiological abilities and psychological parameters; specific according to kind of sport motional abilities (style of combat).
Введение. Анализ научно-методической и специальной литературы показал, что многими специалистами в области спортивной подготовки широко используется метод моделирования, который способствует исследованию педагогических процессов и систем, отражая основные моменты в модельных представлениях, их сущностные характеристики, структуру
педагогического процесса, включающую в себя основные компоненты процесса управления подготовкой спортсменов, и их взаимосвязь между собой.
Моделирование рассматривается нами как логически выстроенный процесс формирования определенной абстрактной модели целевой соревновательной деятельности, который включает в себя соответствующее состояние бойца, а также структуру микро- и мезоциклов, обеспечивающую достижение
прогнозируемых результатов при достижении соответствующего состояния организма спортсмена. Модельные характеристики включают в себя совокупность различных параметров, обусловливающих достижение
определенного уровня мастерства и прогнозируемых результатов.
Основным способом
моделирования является учет или определение совокупности различных параметров, обусловливающих
достижение определенного уровня мастерства и прогнозируемых результатов.
Основными признаками
моделирования являются: отражение,
воспроизведение, имитация, замещение, этапы; получение новой информации; условия и правила обратного перехода. К этапам моделирования Б.С. Гершунский относит: а) поиск - создание представлений и разработку исходной идеальной модели; б) познание - разработку материальной модели; в) теорию - включение результатов в систему знаний; г) применение модели; д) решение задач управления [2,3,4].
По мнению ученых, таких как Б.Г. Глинской, Б.С. Грязнов, Е.П. Никитин, сама структура процесса моделирования соревновательной деятельности или любого другого процесса, включает в себя актуализацию приобретенных знаний, накопленных в процессе деятельности, и определение алгоритма изучения интересующего исследователя объекта для получения определённых знаний.
С опорой на проведенный теоретический анализ научной и специальной литературы по проблеме нашего исследования была предпринята попытка моделирования такой
педагогической системы, которая позволила бы с учетом современных реалий осуществлять планирование спортивной подготовки бойцов армейского рукопашного боя на этапах спортивной подготовки, и особенно на этапе совершенствования спортивного
мастерства. В системе подготовки бойцов армейского рукопашного боя (АРБ) это может быть проведение эффективных индивидуальных тактических действий, индивидуальных технико-тактических действий, эффективность проведения
ударных приемов, повышение активности и выигрышности.
Цель исследования - повышение эффективности подготовки бойцов АРБ на этапе совершенствования спортивного мастерства на основе моделирования соревновательной деятельности.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы,
спортивной документации, информации сети Интернет, моделирование, метод математической статистики.
Результаты исследования и их обсуждение. На первом этапе наших исследований проведен анализ мнений специалистов по контактным
единоборствам. Многие из них отмечают, что процесс индивидуальной подготовки бойцов целесообразно начинать на этапе совершенствования спортивного
мастерства. Как отмечают специалисты, это связано с тем, что в возрасте 16-22 лет, как правило, сформировались
индивидуальные пропорции тела спортсменов, которые позволяют моделировать их индивидуальную соревновательную деятельность. На соревновательную деятельность
спортсменов, занимающихся контактными видами спорта, особо влияют морфологические особенности
спортсменов. Большинство тотальных размеров тела единоборцев увеличивается при переходе из одной весовой категории в другую. При этом определение корреляционной зависимости между изучаемыми показателями позволяет конкретизировать соревновательную
деятельность. Например, вес тела и показатели аэробной производительности и ЧСС пано у спортсменов, занимающихся единоборствами, коррелируют на высоком уровне, от 0,84 до 0,86. Но при этом специалисты отмечают, что у спортсменов тяжелых весовых категорий наблюдается отставание аэробных возможностей. Это связано с тем, что многие спортсмены независимо от весовых категорий тренируются вместе с другими спортсменами по одной методике,
используя одни и те же средства, но при сниженной дозировке.
Использование особенностей
пропорции тела спортсменов, как отмечает в своих практических рекомендациях Ю.А Шулика, в процессе спортивной подготовки подготовка должна быть направлена на предмет корректировки технических и тактических умений спортсменов. Такой подход необходим при встрече противников с различными особенностями пропорций тела [8].
Результаты анализа научно-методической литературы также позволили определить, что метод моделирования положительно влияет на
«осознаваемость» при обучении техническим действиям в единоборствах, в ударных и комплексных единоборствах способствует оптимизации технико-тактической подготовки борцов [7,8].
Анализ работ А.С. Кузнецова позволил отметить, что в спортивных единоборствах моделирование можно рассматривать по следующим
направлениям: созданию модели процесса спортивного противоборства; созданию модели чемпиона; созданию модельных характеристик борца и различных сторон его подготовки; созданию модели техники самой борьбы
[3].
В научных исследованиях Ю.А. Шулики отмечено, что для организации системы спортивной подготовки в единоборствах и контроля процесса подготовки необходимо владеть интегральной моделью спортсмена. Как отмечает автор, интегральная модель может состоять из блоков: модели пространственно-смысловой технико-тактической деятельности спортсмена; модели функциональных сторон подготовленности спортсмена; модели результативности соревновательной
деятельности спортсмена [8].
Ю.А. Шуликой и А.А. Саликовым на основе использования модели технико -тактической деятельности в спортивной борьбе была разработана модель пространственно-смысловой деятельности
в ударных единоборствах. Авторы в рамках создания модели пространственно-смысловой деятельности в ударных единоборствах использовали принцип учета проведения ударов и защиты в условиях одноименной и разноименной взаимной стойки. Они отмечают, что именно разноименные взаимные стойки в проекции на горизонтальную плоскость предопределяют, в основном,
кинематические характеристики будущих ударов и защиты самого спортсмена и противника [7,8].
Другими специалистами
спортивной борьбы предлагается использовать модель формирования технико-тактического состава
деятельности в зависимости от специфики вида деятельности. Такой подход соответствует представленным выше моделям пространственно-смысловой технико-тактической деятельности в спортивной борьбе и в ударных единоборствах. И.А. Бушин считает, что модель является интегральным
показателем соревновательной
деятельности и подходит для всех видов комплексных единоборств. Он также отмечает, что в некоторых случаях он может не совпадать с основными положениями о соревнованиях по видам спорта [1].
В модельном представлении технико-тактических действий в комплексных единоборствах включаются удары руками и удары ногами в типовых взаимных стойках в проекции на горизонтальную плоскость, поскольку именно этот фактор предопределяет технику и тактику ее использования в рукопашном бою [1].
Как отмечают специалисты в комплексных единоборствах, для каждого вида рукопашного боя в целях формирования технико-тактического
состава соревновательной деятельности существует необходимость разработки дифференцированных моделей, и на этом настаивает И.А. Бушин (2005).
А.С. Кузнецов (2002), отмечает, что формирование модели
пространственно-смысловой технико-тактической деятельности должно начинаться уже с первого года обучения.
Таким образом, можно отметить, что основным содержанием
соревновательной деятельности бойцов в спортивном поединке является
выполнение базовых технических и тактических действий, направленных на получение оценки в соответствии с правилами соревнований по АРБ. Основная направленность
соревновательной деятельности бойцов в спортивном поединке - это выполнение технических действий, направленных на выполнение приемов и защит. Выполнение вспомогательных тактических действий, направленных на создание определённых ситуационных моментов, позволяет обеспечивать выполнение бойцом основных технических действий, направленных на достижение конкретной цели.
Г.П. Пархомович отмечает, что тактическая подготовленность борца, направленная на использование целого арсенала тактических атакующих и контратакующих действий, решающим образом влияет на его успехи, дает стабильные положительные результаты выступлений на соревнованиях. Он отмечает, что результативность
спортивного поединка напрямую зависит от вариативности техники и тактики спортсмена, которая повышается с ростом его технического и тактического мастерства [5].
В моделировании спортивной подготовки бойцов АРБ можно использовать обобщенную трехуровневую модель подготовки: модельный результат выполнения соревновательного
упражнения (результат, к которому стремится спортсмен; модельные характеристики тактических схем, технических навыков, соревновательного поведения и др.); модельный уровень проявления специфических для вида спорта способностей (модельные характеристики антропометрического
статуса, уровня проявления двигательных
и технических способностей,
психологических навыков и др.); модель тренировочных программ (модельные характеристики общих и частных объемов тренировки, количество специфических для вида спорта соревновательных действий, схемы тренировочных циклов)
[5].
Общее представление о подходе к процессу моделирования при
планировании и проведении процесса подготовки спортсмена заключается в исходном состоянии, в модели, в подготовке и оценке соревновательной деятельности. Нами выявлено, что при создании модели соревновательной
Компоненты и содержание модели со
деятельности в комплексных
единоборствах необходимо базироваться на реальной цели многолетней подготовки бойцов, а также на прогнозируемом уровне показателей выполнения соревновательной деятельности. Данный подход обеспечит достижение поставленной цели.
В работе проанализирована соревновательная деятельность бойцов АРБ в количестве 17 человек -обладателей золотых, серебряных, бронзовых медалей чемпионатов.
В таблице 1 представлены компоненты и содержание модели соревновательной деятельности бойцов АРБ.
Таблица 1
вательной деятельности бойцов АРБ
КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЕ ПРИМЕЧАНИЯ
Разминка перед соревнованием Тщательно расписанная и апробированная комбинация упражнений и технико-тактических задач с учетом индивидуальных стилевых различий бойцов Необходимо включить возможные условия проведения разминки
Поведение после разминки и перед поединком Строго предписанная последовательность отдыха, расслабления и активизирующих процедур, персональная настройка бойца Распределение действий по времени, содержание разминки и возможное использование помощников. Четко определена последовательность выполнения всех основных и вспомогательных действий
Соревновательное действие (начальные технические действия, основные и вспомогательные технические действия) Ясное и детализированное описание каждой части выполнения соревновательного действия, включая объективные модели Индивидуальная техника может включать и субъективные показатели
Заключительная часть Четкое описание программы заключительной части и восстановления после соревнования (массаж, питьевой режим и др.) Важно для спортсменов, которые должны стартовать несколько раз в течение одного соревнования
Основными компонентами
соревновательной деятельности бойцов АРБ являются начальные, основные и вспомогательные технические действия. Содержание основных компонентов включает в себя тщательное расписание
апробирования комбинации упражнений в разминке бойца. За основу берётся выбор технических комбинаций с учетом стиля ведения спортивного поединка бойцом. Например, стиль «Игровой» подразумевает преобладание у бойца скоростных и
скоростно-силовых способностей, которое будет являться ключевым при построения бойцовского поединка. Стиль «Темповой» подразумевает преобладание у бойца специальной выносливости. Стиль «Силовой» - преобладание у бойца силовых возможностей. С учетом стилей ведения боевого поединка подбираются тактические действия бойцов: атакующие или контратакующие.
Поведение после разминки перед поединком подразумевает соблюдение последовательности отдыха, расслабления и активизирующих процедур и персональную настройку самого бойца.
Соревновательные действия, такие как начальные, основные и вспомогательные технические действия планируются с учетом индивидуальных возможностей бойца.
Анализ соревновательной
деятельности квалифицированных бойцов, выступающих на чемпионатах России по спортивному рукопашному бою, выявил, что в основном бойцы выполняют
результативные удары руками до 47,8%. Результативное удары ногами бойцами выполняются до 30,3%. Броски также являются основными техническими действиями, но результативными действиями являются сваливания из дальних захватов лишь до 4,2%; броски и сваливания из ближних захватов - до 8,5%. Применение болевых приемов отмечено до 5,1%. Удушающие приемы бойцами используются до 4,1%. Анализ результативности соревновательной
деятельности бойцов показал, что в спортивной подготовке бойцов армейского рукопашного боя преобладает ударная техника, выполняемые ногами и руками.
Наглядно соотношение
параметров соревновательной
деятельности бойцов АРБ представлено в круговой диаграмме на рисунке 1. Из рисунка 1 видно, что ударные движения ногами и руками более результативны и характеризуют преобладание ударной техники в арсенале технических действий бойцов.
Рисунок 1. Соотношение основных компонентов соревновательной деятельности бойцов
АРБ
Следовательно, в рамках подготовки бойцов на этапе совершенствования спортивного и высшего спортивного мастерства должно просматриваться соотношение средств физической, функциональной и технико-тактической подготовки.
Современная система спортивной тренировки бойцов характеризуется выраженной направленностью
используемых средств, методов и
методических приемов на достижение наивысших спортивных результатов. Об этом убедительно свидетельствуют большие изменения в методике подготовки бойцов высокого класса. В настоящее время она отличается исключительно объемными и высокоинтенсивными физическими и психическими нагрузками. В этой связи кратко охарактеризуем важнейшие направления
совершенствования системы спортивной
подготовки бойцов АРБ на этапах совершенствования спортивного и высшего спортивного мастерства, в которых таятся основные резервы повышения качества и эффективности подготовки.
Первое направление, на наш взгляд, - это снижение объема тренировочной нагрузки. Современная спортивная практика подготовки спортивных команд в единоборствах в разных странах показывает, что направление совершенствования
спортивной тренировки во многих видах спорта и отдельных дисциплинах практически исчерпало свои возможности. Большое количество спортсменов и целые команды, излишне увеличившие объемы тренировочной работы, не получили ожидаемых результатов. Чрезмерные объемы работы вошли в противоречие с другими компонентами тренировочной нагрузки, отрицательно сказались на эффективности процесса специальной физической, технической и
функциональной подготовки спортсменов.
Основными недостатками
традиционной модели спортивной подготовки являются: низкая стимуляция двигательных качеств как результат комплексной тренировки; антагонизм физиологических реакций; накопление усталости в течение спортивного сезона; невозможность выступать в соревнованиях круглый год на высоком уровне. Многие специалисты по видам спорта задаются вопросом о том, как нужно тренировать, на что обратить внимание, но при этом сохранить здоровье, мотивацию и спортивное долголетие спортсмена.
Во-первых, необходимо разделить задачи, средства, методы тренировки по этапам подготовки детей, подростков, юниоров и взрослых спортсменов. Во-вторых, учет соотношения объемов общей и специальной физической подготовки, изменение удельного веса нагрузок различной направленности должны быть научно обоснованными с учетом физических и функциональных
возможностей занимающихся.
В-третьих, совершенствование физических качеств должно происходить непрерывно с постепенным переходом к индивидуальному стилю ведения спортивного поединка с учетом возможностей самого спортсмена.
В-четвёртых, необходимо строгое соблюдение постепенности изменения тренировочных и соревновательных нагрузок в период многолетней подготовки.
В-пятых, моделирование
тренировочных и соревновательных нагрузок следует проектировать с учетом функционального состояния и резервных возможностей организма бойцов (начиная с полового созревания, состояния здоровья).
В-шестых, в ходе развития и совершенствования доминирующих
физических качеств и формирования стиля ведения спортивного поединка
спортсменов на всех этапах подготовки необходимо учитывать сенситивные периоды благоприятного их развития.
В-седьмых, включать базовые принципы блочной подготовки, такие как постановка ударной техники ногами и руками, борьба с различных позиций и применение удушающих приемов. Блочная система подготовки позволяет добиваться высокой концентрации тренировочных нагрузок, использования минимального числа средств внутри «блока», сопряженно-последовательного развития двигательных способностей бойцов, распределения средств внутри «блоков» и взаимосвязи «блоковых» мезоциклов в рамках годичного цикла подготовки.
Анализ соревновательной
деятельности бойцов АРБ позволил сформировать общий алгоритм
моделирования соревновательной
деятельности.
В таблице 2 представлен общий алгоритм одного из вариантов моделирования соревновательной
деятельности бойцов армейского рукопашного боя, где отмечена последовательность действий с учетом основной тактики соревновательной
деятельности бойцов, выбора основного комбинаций: ударных, защитных и других
стиля, определения самых эффективных приемов.
Таблица 2
Общий алгоритм моделирования соревновательной деятельности бойцов армейского _рукопашного боя_
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЙСТВИИ
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ
Подбор общей идеи соревновательного выступления
Выбор стиля:
Определение самых эффектных комбинаций и приемов ТТД на основе экспертной оценки
Определение индивидуальных особенностей физической, технической, психологической подготовленности
Составление тактики соревновательного поединка с учетом атакующих и контратакующих действий
С учетом возможностей противников
(анализ видеороликов), анализ
выступлений соперников_
«Игровой», «Типовой», «Силовой»
Каждому стилю присущи преимущества и недостатки ( определение)
Выявление ведущих и отстающих компонентов интегральной подготовки.
Детальное описание поединка
ПРИМЕЧАНИЯ
Общая идея определяет стиль ведения боя и тактики
Стиль требуют
соответствующей
подготовки
Эти приемы повлияют на атлетический уровень выполнения спортивного поединка.
Преобладает ударная техника
Более раннее определение индивидуального стиля увеличивает качество подготовки спортсменов Эту модель нужно совершенствовать
удары руками; удары ногами;
броски и сваливания из дальних захватов;
броски и сваливания из ближних захватов; болевые приемы; удушающие приемы
Алгоритм модели
соревновательной деятельности включает в себя последовательность действий, начиная с предварительной подготовки к соревнованиям. Подбор общей идеи соревновательного выступления бойца учитывает его индивидуальные
возможности и подготовленность, определение самых эффективных приемов и комбинаций приемов ТТД, таких как удары руками, удары ногами, броски и сваливания из дальних захватов, броски и сваливания из ближних захватов, болевые приемы, удушающие приемы;
подразумевает создание индивидуального профиля бойца.
Нами отмечено, что для достижения чемпионского результата в АРБ необходимо иметь чемпионский профиль, который обеспечивается результатами соревновательной
деятельности.
Таким образом, для
моделирования соревновательной
деятельности бойцов АРБ необходим учет обобщенных информативных факторов, таких как физическая и специальная подготовка; важнейшие физиологические возможности и психологические параметры; специфические для вида спорта двигательные способности (стиль ведения спортивного поединка).
Литература
1. Бушин, И. А. Формирование техники приемов борьбы у бойцов «спортивного рукопашного боя» на этапе начальной подготовки : дис. ... канд. пед. наук / И. А. Бушин. - Краснодар, 2005. - 186 с.
2. Гершунский, Б. С. Общечеловеческие ценности в образовании / Б. С. Гершунский, Р. И. Шейерман // Педагогика. - 1992. - № 5.
3. Кузнецов, А. С. Оптимизация базовой технической подготовки борцов греко-римского стиля : дис. ... канд. пед. наук / А. С. Кузнецов. - Краснодар. КГАФК., 1995. - 131 с.
4. Кузнецов, А.С. Влияние изменений правил на соревновательную деятельность спортсменов, занимающихся греко-римской борьбой / А.С. Кузнецов, Р.Б. Мубаракзянов // Педагогико-психологические и медико -биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - № 1(30). - С. 55-61. http ://elibrary .ru/item. asp?id=21744103. DOI 10.14526/18_2014_ 18.
5. Крикуха, Ю. Ю. Индивидуализация подготовки борцов греко-римского стиля с разными типами темперамента / Ю. Ю. Крикуха, А. С. Кузнецов, Д. Р. Закиров // Педагогико -психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта : электрон. журнал. - Набережные Челны : Изд-во Поволжская ГАФКСиТ, 2013. - №2(27). - С. 76-87. Сетевой ресурс. Режим доступа: http://kamgifk.ru/magazin.
6. Пархэмович, Г. П. Основы классического дзюдо. (Учебно -методическое пособие для тренеров и спортсменов.) - Пермь : «Урал-Пресс Лтд», 1993. - 304 с.
7. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В. Н. Платонов. - М. : Советский спорт, 2005. - 820 с.
8. Саликов, А. А. Пути повышения эффективности обучения ударным единоборствам в системе учебных заведений МВД Российской федерации : дис. ... канд. пед. наук. - Краснодар, 1998 . - 173 с.
9. Шулика, Ю. А. К вопросу об эффективности моделирования в спортивной
борьбе / Ю. А. Шулика // Сб. науч. тр. -Краснодар, 1994. - С. 186 - 191.
References
1. Bushin I. A. Formirovanie tekhniki priemov bor'by u boitsov «sportivnogo rukopashnogo boya» na etape nachal'noi podgotovki [Technique formation of combat among fighters of "sports close fight" at the stage of initial training],extended abstract of candidate's thesis, Krasnodar, 2005, 186 p.
2. Gershunskiy B. S. Pedagogika, 1992, No.
5.
3. Kuznetsov A. S. Optimizatsiya bazovoi tekhnicheskoi podgotovki bortsov greko-rimskogo stilya [Base technical training optimization Greco-Roman style wrestlers], extended abstract of candidate's thesis, Krasnodar. Kuban State University of Physical Culture, 1995, 131 p.
4. Kuznetsov A.S. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2014, No. 1(30), pp. 5561, available at: http://elibrary.ru/item. asp?id=21744103. DOI 10.14526/18_2014_ 18.
5. Krikukha Y. Y. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2013, No. 2(27), pp. 76-87, available at: http://kamgifk.ru/magazin.
6. Parkhomovich G. P. Osnovy klassicheskogo dzyudo [The basis of classical judo], Perm : "Ural-Press Ltd", 1993, 304 p.
7. Platonov V. N. Sistema podgotovki sportsmenov v olimpiiskom sporte. Obshchaya teoriya i ee prakticheskie prilozheniya [System of sportsmen training in the Olympic sport. General theory and its practical use], Moscow : Soviet sport, 2005, 820 p.
8. Salikov A. A. Puti povysheniya effektivnosti obucheniya udarnym edinoborstvam v sisteme uchebnykh zavedeniiMVDRossiiskoi federatsii [The ways of effectiveness increase of teaching striking combats in the system of educational establishments of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation], extended abstract of candidate's thesis, Krasnodar, 1998, 173 p.
9. Shulika Y. A. K voprosu ob effektivnosti modelirovaniya v sportiv—noi bor'be [About the question of modeling effectiveness in sport wrestling ], Krasnodar, 1994, pp. 186 - 191.
Статья поступила в редакцию: 22.11.2015 г.