экономические науки
Орлова Елена Борисовна, Холодный Сергей Владимирович, Строганова Марина Дмитриевна ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ...
УДК 330.34
DOI: 10.26140/anie-2019-0802-0090
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
© 2019
Орлова Елена Борисовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая теория» Холодный Сергей Владимирович, студент Строганова Марина Дмитриевна, старший преподаватель кафедры «Экономическая теория» Кубанский государственный аграрный университет (350000, Россия, Краснодар, улица Калинина, 13, e-mail: [email protected])
Аннотация. Нестыковки в теории рынка и в реально сложившемся положении, которые мы наблюдаем вот уже более двух с половиной десятилетий, явились причиной написания данной статьи. В ней мы привели несколько противоречий теоретического подхода к оценке рыночной экономики и реалий повседневной практики ее функционирования, проиллюстрировав свои аргументы конкретными фактами и высказываниями современников и классиков политэкономии. В частности, мы рассмотрели такие вопросы, как: свободное ценообразование, органическая связь «работник - работодатель», ограничение роли правительства, принцип максимизации прибыли, перепроизводство как причина кризиса, роль рекламы в формировании спроса, конкуренция и монополия. Постулат об ограничении роли государства мы подвергли сомнению, приведя в качестве примера экономику Советского Союза, когда под централизованным государственным управлением страна в короткий промежуток времени стала одним из центров сил. Особо подчеркнута идеологическая роль понимания рынка.
Ключевые слова: экономика, монополизация, рынок, совершенная конкуренция, свобода выбора, государство, капитализм, идеология, ценообразование, максимизация прибыли, перепроизводство, кризис, частная собственность, общество потребления.
THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF FORMATION OF MODERN MARKET ECONOMY
© 2019
Orlova Elena Borisovna, candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department «Economic Theory» Holodny Sergey Vladimirovich, student Stroganova Marina Dmitrievna, senior lecturer, Department of «Economic Theory» Kuban state agrarian University (350000, Russia, Krasnodar, Kalinina street, 13, e-mail: [email protected])
Abstract. Inconsistencies in the theory of the market and in the actual situation, which we have seen for more than two and a half decades, were the reason for writing this article. In it, we have brought several contradictions of the theoretical approach to the assessment of the market economy and the realities of the daily practice of its functioning, illustrating their arguments with concrete facts and statements of contemporaries and classics of political economy. In particular, we considered such issues as: free pricing, organic connection "employee - employer", limiting the role of the government, the principle of maximizing profits, overproduction as the cause of the crisis, the role of advertising in the formation of demand, competition and monopoly. We questioned the postulate of limiting the role of the state, citing as an example the economy of the Soviet Union, when the country became one of the centers of power in a short period of time under centralized state management. The ideological role of understanding the market is emphasized.
Keywords: economy, monopolization, market, perfect competition, freedom of choice, state, capitalism, ideology, pricing, profit maximization, overproduction, crisis, private property, consumer society.
С начала девяностых годов наша страна взяла курс на построение рыночной экономики. В экономическом словаре под редакцией А. Н. Азрилияна рынок определяется как всякий институт или механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов конкретного товара или услуги. [1] Рынок регулируется двумя механизмами: посредством собственных инструментов: спроса, предложения и конкуренции, так называемой «невидимой руки рынка», а так же с помощью прямого и косвенного воздействия государства. Фундаментальным условием существования рынка являются: частная собственность, личный интерес, свобода, конкуренция, ограниченная роль государства. Рынку органически присущи провалы или «фиаско», когда ему не подвластно решение некоторых экономических и социальных проблем.
По прошествии временного отрезка, продолжительностью в два с половиной десятилетия, адаптации нашей экономики к рыночным условиям функционирования, можно подвести предварительные итоги, а именно - произвести анализ текущей ситуации в экономике страны и сравнить практические результаты с теоретическими выкладками ученых-экономистов по данному вопросу.
Рынок характеризуется приоритетом и особым статусом частной собственности (в том числе и на средства производства), свободой выбора и развитой конкуренцией. Предполагает ограничение роли государства и
главенство личных интересов. Цены устанавливаются свободным взаимодействием спроса и предложения в условиях развитой конкуренции без постороннего вмешательства. Чтобы подчеркнуть логичность и слаженность функционирования рыночной экономики, приведем выдержку из учебника экономической теории: «... капиталистическая система хозяйства способствовала развитию рыночной экономики как наиболее рациональной формы обмена результатами труда и эффективной реализации взаимосвязи «производство - потребление». [2] Однако, всегда ли слаженно работает рыночный механизм, как утверждают теоретики, и какие факторы способствуют сбоям в работе такого механизма, мы рассмотрим ниже.
Первым условием существования рынка является суверенитет частной собственности. Частная собственность и наемный труд служат базой, основным условием формирования в рыночной экономике субъектов, заинтересованных в эффективной и рациональной деятельности. Собственник мотивирован получить максимальную прибыль, для чего он может привлечь новинки научно-технических достижений, прогрессивные методы управления и снизить издержки производства. Наемный работник так же запрограммирован на эффективный труд в рыночной системе, поскольку его экономическая зависимость заставляет держаться за рабочее место по
Orlova Elena Borisovna, Holodny Sergey Vladimirovich, Stroganova Marina Dmitrievna THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF FORMATION ...
economic sceinces
причине отсутствия иного источника дохода. Такой алгоритм взаимозависимости, органически встроенный в рыночный механизм, функционирует слажено, от чего выигрывает общество в целом.
Государству в рыночной экономике отводится роль «ночного сторожа». Оно курирует вопросы формирования правовой базы и гарантии ее исполнения, охраны правопорядка, защиты суверенитета стран и т. д. Результатом эволюции любого рынка с главным мотивом его деятельности - «максимизации прибыли», при ограничении влияния государства является его криминализация. Криминализация среды будет деформировать рыночный механизм.
Рынок ограничивает роль правительства. Теоретически, государство становится одной из угроз свободе функционирования рыночных субъектов. Чрезмерное вмешательство государства в рыночный механизм приводит к его деформации, которая проявляется в следующих чертах:
- отсутствие многочисленных рыночных агентов, как условия функционирования рынка совершенной конкуренции;
- централизация распределения товаров и ресурсов;
- несбалансированность спроса и предложения.
Однако, всегда ли государство является препятствием для развития рыночных отношений в экономике? В истории мировой практики был опыт построения административно-командной экономики с жестким централизмом экономической и политической власти и монополистическим типом организации хозяйственной деятельности с государством во главе.
Эффективность государственного влияния на хозяйственную жизнь страны можно оценить, обратившись к историческому опыту, когда была на практике реализована модель государственного регулирования экономики. При административно-командной экономике в Советском Союзе, когда государство монопольно владело средствами производства, его доля в мировом ВВП составляла в 1937 г. 11 %, а в семидесятые годы прошлого века - 20 %, часть экономики США по состоянию на 2015 г. не превышала 15 %. Ударными темпами развивалась экономика СССР. В Советском союзе с 1928 по 1941 гг. было построено 9 тыс. промышленных предприятий. В 30-е гг. темпы экономического роста составляли 11 % в год. В этот же период наша страна по натуральным показателям промышленного производства вышла на второе место после США. С 1951 по 1960 гг. объем ВВП вырос в 2,5 раза. В 1950 г. объем промышленного производства составлял 25 % от аналогичного показателя США, а в 1960 г. он уже стал равен 50 %. Разрушенная во время Второй мировой войны экономика за короткий период времени не только была восстановлена государством, но и превратилась в ядерную и космическую державу. [3, 4, 5, 6, 7] Изложенную току зрения подтверждает В. Ю. Катасонов: «...навязываемое нам представление о рыночной (капиталистической) экономике как самой совершенной, эффективной, конкурентоспособной - миф или даже откровенный обман». [8, 9]
В качестве иллюстрации вышеизложенному приведем высказывание экс-премьер-министра Великобритании Маргарет Тетчер в 1991 г. в Хьюстоне, США: «Советский Союз - это страна, представлявшая серьезную угрозу для западного мира. Я говорю не о военной угрозе. Ее в сущности не было. Наши страны достаточно хорошо вооружены, в том числе ядерным оружием. Я имею в виду угрозу экономическую. Благодаря плановой политике и своеобразному сочетанию моральных и материальных стимулов, Советскому Союзу удалось достигнуть высоких экономических показателей». [10]
Теоретики утверждают, что деформационные перекосы экономики имеют место вследствие государственного вмешательства в рыночную систему. Так же они высказывают мнение, что преимуществом рыночной
экономики является сбалансированность спроса и предложения. Рассмотрим два явления, типичные для рыночной экономики, которые дают аргументацию утверждать, что это не совсем так.
Цель деятельности любой фирмы - максимизация прибыли. Она достигается за счет положительного эффекта масштаба производства: чем больше объем производства, тем дешевле единица выпускаемой продукции. Помимо того, есть еще и внутренний мотив производить товаров больше, чем это необходимо обществу. В рыночной экономике к тому принуждает «погоня за прибылью», заложенная в принципе «максимизации», когда главной целью деятельности производителя является получение наибольшей прибыли. Таким образом, в рыночной экономике логика всей системы направлена на перепроизводство. Закономерно встает вопрос - как реализовать «излишний товар»?
Когда спрос на товар уже удовлетворен, для его дополнительной стимуляции используют рекламу. Реклама искусственно усиливает спрос, и мотивирует потребителя приобретать товар в количестве сверх необходимого. Нежелание покупать очередную единицу товара при удовлетворении спроса, нивелируется за счет уменьшения цены на данный товар. Закон убывающей предельной полезности сталкивается с законом спроса. Последний -провоцирует увеличение спроса на товар при снижении на него цены. Для поддержания баланса «спрос - предложение» в экономике, заточенной на перепроизводстве, формируется, насаждаемая СМИ, идеология общества потребления, со специфическими извращенными морально-этическими нормами. Характеристика такого общества - это тема для отдельного исследования.
Не только стремлением к наибольшей прибыли можно объяснить перепроизводство. В условиях депрессии, для необходимой стимуляции производства в рамках политики кредитно-денежной экспансии, искусственно нагнетается совокупный спрос. Это жизненно необходимо рыночной экономике как системе. Собственно депрессия, как проявление цикличности развития экономики, наступает после кризиса, причиной которого, так же, является перепроизводство. Таким образом, в рыночной экономике остро стоит проблема несбалансированности спроса и предложения. Решить ее невозможно в рамках рыночной экономики, поскольку она носит системный характер.
Чрезмерное производство и потребление не может быть бесконечным. Стройная логическая цепь, описанная выше, нарушается ресурсными возможностями общества. Рано или поздно ресурсы истощаются. Расширение ресурсной базы при капиталистическом строе на практике осуществляется экстенсивными методами, хотя теоретики настаивают на приоритете интенсивного направления экономики рынка. Экстенсивный путь осуществляется за счет внешней экспансии (экономической, военной и т. д.). Заметим, что в нашем понимании капитализм и рыночная экономика - это синонимы «.экспансия капиталистических товаропроизводителей обусловлена стремлением преодолеть противоречие между предложением товаров и отстающим от него платежеспособным спросом в рамках национального хозяйства» - утверждает В. Ю. Катасонов. [9]
Преимуществом рынка является развитая конкуренция. О свободной конкуренции более века назад хорошо высказался классик политэкономии В. И. Ленин: «Свободная конкуренция есть основное свойство капитализма и товарного производства вообще; монополия есть прямая противоположность свободной конкуренции, но эта последняя на наших глазах стала превращаться в монополию. Перед нами уже не конкуренци-онная борьба мелких и крупных, технически отсталых и технически передовых предприятий. Перед нами - удушение монополистами тех, кто не подчиняется монополии, её гнёту, её произволу.....Монополия пролагает
экономические науки
Орлова Елена Борисовна, Холодный Сергей Владимирович, Строганова Марина Дмитриевна
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ...
себе дорогу всюду .. «применением» динамита к конкуренту.». [11]
Фундаментом идеологии рынка является свобода: свобода выбора, свобода ценообразования, свобода конкуренции. В то же время монополизация мирового рынка, о чем мы говорили в статье неоднократно, в корне противоречит декларируемому теоретиками статусу свободы.
К преимуществам рынка относят следующие позиции: эффективное распределение ресурсов, обеспечение гибкости производства и высокой адаптивности к изменяющимся условиям среды, быстрое восстановление нарушенного равновесия. Рассмотрим каждую позицию подробнее.
Во-первых - это эффективное распределение ресурсов. К преимуществам свободного рынка относят саморегулирующийся механизм, который на основе рыночных сигналов (спроса и предложения, отраженных в цене и ставке процента) формирует ориентиры для инвестирования. Собственнический интерес не является преградой для достижения общего экономического равновесия в условиях совершенной конкуренции. «Каждый человек стремится к тому, что бы найти возможность наиболее выгодного вложения капитала, который он имеет в своем распоряжении. Разумеется, он имеет в виду только собственную выгоду, а не выгоду народа; но именно соображения собственной выгоды само собой приводят к тому, что он предпочитает такое вложение, которое оказывается самым выгодным и для общества.». [12]
На практике декларируемое равенство распределения ресурсов не совсем верно. Иллюстрацией к сказанному служит сводка из газеты «Нью-Йорк таймс» от17. 04. 1995 г., в которой сообщается, что сорока процентами всех богатств США владеет один процент населения. Доля доходов от капитала служащих и рабочих колеблется от 2 до 4 %. [3]
Во-вторых, рынок обеспечивает гибкость производства и высокую адаптивность к изменяющимся условиям среды. Механизмы спроса и предложения в условиях конкуренции оперативно направляют производство на максимальную адаптацию к изменяющимся условиям рыночной конъюнктуры. К свободному рынку теоретически такое утверждение справедливо. Реальная ситуация в мировой экономике несколько иная - современный рынок имеет высокую степень монополизации. Более века назад по этому поводу В. Ленин сказал следующее: «..как и всякая монополия, она порождает неизбежное стремление к застою и загниванию .... Поскольку устанавливаются, хотя бы на время, монопольные цены, постольку исчезают до известной степени побудительные причины к техническому, а следовательно, и ко всякому другому прогрессу, движению вперёд». [11]
Помимо монополизации рынка, на качество, ассортимент продукции и внедрение достижений НТП, оказывает манипуляция сознанием потребителя с целью его мотивации приобретать конкретный товар. Это входит в противоречие с понятием «гибкости рынка». Реклама - хороший пример способа воздействия на сознание потребителя. Не дешевые услуги рекламодателей существенно сказываются на цене реализации товара. Доля стоимости рекламы, заложенная в цену товара, составляет от 10 - 60 %, что дополнительным бременем ложится на бюджет потребителя.
В-третьих, рынок быстро восстанавливает нарушение равновесия (функционирует почти автоматически). Тезис о саморегулировании рынка входит в противоречие с практикой - рыночной экономике свойственна неустойчивость равновесной динамики, следствием которой являются безработица, инфляция и общее снижение уровня народного благосостояния. Проявлением неустойчивости развития являются экономические кризисы.
База для экономического кризиса закладывается
в фазе подъема предыдущего цикла (так называемый бум), когда экономика функционирует почти на пределе своих производственных возможностей. Спрос на производимый товар высокий и производители, стремясь к максимизации прибыли, до предела наращивают объемы производства. Так проявляется «принцип максимизации», который является мотивом для производителя. Производитель руководствуется им, максимизируя прибыль. Появляются диспропорции в производстве. Товар не находит сбыта, что становится причиной деструктивных циклических явлений, например кризиса и сопряженных с ним инфляции и безработицы. Кризис начинается с обвала сферы обращения с ее инфраструктурой, а затем поражает реальный сектор экономики. Таким способом рынок корректирует диспропорции производства. Ф. Хайек назвал кризис «созидающее разрушение». Неравновесность экономической динамики негативно сказывается на социальном статусе общества. Нарастает социальная напряженность в обществе. Кризис - это жестокий способ коррекции диспропорций. После кризиса наступает фаза депрессии. Депрессия длится в течение нескольких лет. Например, Великая депрессия длилась 4 года. Поэтому тезис об оперативности восстановления равновесия можно поставить под сомнение.
Нестыковки в теоретических выкладках и ситуации реального рынка можно объяснить отсутствием рынка совершенной конкуренции вследствие монополизации. Все выгоды и преимущества рынка характерны для «свободного рынка», то есть некоей абстракции, необходимой для понимания самого механизма рыночной экономики. Такой рынок существовал теоретически в форме некоторого допущения. На практике его никогда не было. Считается, что реальный рынок максимально был приближен к условиям свободной конкуренции в XIX в. И прекратил свое существование в начале ХХ в., вследствие его высокой монополизации. Таким образом, эта модель уже в начале прошлого века была не актуальна, а в нашем сознании, с подачи высшей школы, она доминирует. Говоря о рынке, мы оперируем, прежде всего, понятиями рынка совершенной конкуренции, хотя и допускаем, что есть монополии и олигополии. Такова идеология современного общества. Деформационные проявления рынка мы приписываем недальновидности правительства, упуская из вида, что они есть органическое свойство собственно рынка. Хотя недальновидность чиновников высшего звена не стоит сбрасывать со счетов. Финансово-промышленное лобби имеет возможность диктовать свои условия высшему менеджменту. А такие понятия, как честь, ответственность за страну не входят в круг понятий рынка.
Таким образом, в данной статье мы привели несколько противоречий теоретического подхода к оценке рыночной экономики и реалий повседневной практики ее функционирования, им противоречащие, проиллюстрировав свои аргументы конкретными фактами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. — 6-е изд., доп. — Институт новой экономики, 2004. — 1376 с.
2. Экономическая теория /Под ред. А. Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. —М.: Издательство «Экзамен», 2003 г. - С. 119
3. Кара-Мурза С. Светлый миф о частной собственности //Молодая гвардия. -2013 г. -№ 4. - С. 85
4. Катасонов В.Ю. Экономика Сталина М.: Институт русской цивилизации; М.: Издательский дом «Кислород»; Москва; 2016-698 с.
5. Ильюхов А. А. Вынужденная автаркия: исторический опыт //Актуальные проблемы экономики и права. -2015. -№1 (33). -С.26-31.
6. Тарасов Ю. И. Налоги и рынок: учеб. пособие /Ю.И. Тарасов, С.К. Ешугова, Э.А. Хачемизова. Изд-во Майкопского государственного технологического университета. Майкоп : 2004. — 288 с.
7. Хачемизова Э. А. Применение методов линейного программирования для наилучшего использования ресурсов /Э. А. Хачемизова. / Сб. науч. статей: Проблемы развития современной науки Сборник статей Международной научно-практической конференции в 5 частях. - ЧI. -Уфа : АЭТЕРНА, 2015. С. 284-286.
8. Катасонов В. Ю. Почему капитализм назвали «рыночной экономикой». Электронный ресурс — Код доступа:- https://tsargrad.tv/)
9. Катасонов В.Ю. Капитализм. История и идеология «денежной цивилизации». -М.: Институт русской цивилизации, 2013 г. - С.
Orlova Elena Borisovna, Holodny Sergey Vladimirovich, Stroganova Marina Dmitrievna THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF FORMATION ...
economic sceinces
968 - 970
10. Тетчер М. Как мы разрушили Советский Союз [Электронный ресурс]. URL: http://www.maxpark.com
11. Ленин В Империализм как высшая стадия развития капитализма. -М.: Политиздат, 1989. -98 с.
12. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. -М.: Соцэкгиз, 1962. -684 с.
Статья поступила в редакцию 01.03.2019 Статья принята к публикации 27.06.2019