В имеющихся исследованиях монополистической конкуренции не проводится разграничения ее уровней. Так, Д. Хайман утверждает: «Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продавать дифференцированный продукт на рынке» [9,С.44]. Получается, что конкуренция (где много продавцов) относится не к роду товара, а к дифференцированному товару, где тоже «много его продавцов». Но тогда монополии дифференцированного товара не существует.
Соответственно «большое количество продавцов», как и «отсутствие отраслевых барьеров», что обуславливает конкуренцию, относится к роду товара, а не к дифференцированному его виду, обуславливающего монополию. Конкурентный характер взаимодействия фирм относится только к роду товара, а не к дифференцированному его виду. В повседневном опыте продавцы и покупатели не различают эти «две» цены и представляют ее как просто различие цен на товары одного рода, возникающее возможно из-за разного их качества при «монополистической конкуренции». Но по сути это одна цена в сфере монополии дифференцированного товара и другая в сфере конкуренции по его роду.
Таким образом, названные выше уровни не равнозначны и обладают при формировании цены дифференцированного то-
вара разной «силой». Дифференцированный товар продается по монопольной, а не конкурентной цене. Самый трудный вопрос как раз и состоит в том, чтобы при фактическом существовании монопольной цены дифференцированного товара найти условия её снижения до конкурентной цены. Иначе говоря, как может монопольная (высокая) цена дифференцированного товара «вернуться» к низкой цене родового товара, участвующего в конкуренции?
Если спрос на дифференцированный товар будет уменьшаться, то его цена начнёт снижаться в направлении к конкурентной цене родового товара. Тенденция снижения спроса подрывает монополию на дифференцированный товар, и он приближается к сфере конкуренции по родовому товару (рис.2).
Как показано на рис.2, кривая спроса на дифференцированный товар Dд имеет противоположный наклон относительно спроса на родовой товар Dр. Если спрос Dд растёт, то растёт и цена дифференцированного товара. Предложение дифференцированного товара его монополистом (5д) ограничено и задано минимизацией АС (как у всякой чистой монополии), а варианты его цены (Рд) «подбираются» по вариантам объёма спроса. Спрос же на дифференцированный товар при его монопольной цене в значительной мере формируется рекламой.
Литература
1. Чемберлин Э.Х. Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости. Пер. с англ. — М.: Экономика, 1996. — 351 с.
2. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. — М.: Дело ЛТД, 1993. — 864 с.
3. Нарский И.С. Проблема противоречия в диалектической логике. — М.: Изд-во МГУ, 1969 — 181 с.
4. Самуэльсон П. Монополистическая конкуренция — революция в теории / Теория фирмы. — СПб.: Экономическая школа, 1995. — С. 354-370.
5. Мизес Л. Человеческая деятельность: трактат по экономической теории. Пер. с англ. — Челябинск: Социум, 2005. — 878 с.
6. Юм Д. Сочинения в двух томах. Пер. с англ. Т.1. — М.: Мысль, 1996 — 847 с.
7. Всемирная история экономической мысли в 6 т. Т.4. — М.: Мысль, 1990. — 590 с.
8. Кирцнер Й. Конкуренция и предпринимательство. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 239 с.
9. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2 т. Пер. с англ. Т.П. — М.: Финансы и статистика, 1992. — 384 с.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОГО И ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО РЫНКОВ
Е.В. Трифонов,
доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов Норильского индустриального института,
кандидат экономических наук [email protected]
В условиях монополистического рынка закономерностью является усиление государственного вмешательства в экономику. Противоположная закономерность развития формируется в рамках демократического рынка, в частности снижается государственное вмешательство в экономику и государство переключается на решение перспективных проблем общества.
Ключевые слова: монополизация собственности, рыночная экономика, нерыночная экономика, общая модель равновесия рынка, демократизация собственности, вмешательство государства в экономику, закономерности рынка.
УДК 330.52 ББК 65.011.2
Современная экономическая неустойчивость источником своим имеет монополизацию экономики и отсутствие конкуренции. Управление экономическими процессами происходит в интересах небольшой группы олигархов. «Двадцать крупнейших собственников контролируют 59% продаж и 33% занятости» [1, с. 19]. Экономические подъемы и экономические кризи-
сы имеют субъективный рукотворный характер, причем только в интересах единиц собственников-монополистов. До тех пор, пока в обществе господствует монополия экономической власти, неизбежными являются экономические кризисы, инфляция, безработица, необеспеченность существования и прочие экономические «цветы» монополизации экономики.
Демократизация отношений собственности приобретает огромное практическое значение. Демонополизация экономики и политики получает практически устойчивый и необратимый характер только в условиях демократизации отношений собственности. Демократическая модернизация отношений собственности последствиями своими имеет реальную демократизацию экономики, общества и государства в интересах каждого живущего на Земле человека.
Рыночная экономика предполагает два противоположных типа рынка — монополистический и демократический рынок.
Монополистический рынок основан на господстве монополистической собственности и развивается в соответствии со специфическими закономерностями. Монополистический рынок есть реальный рынок, который господствует в современной экономической системе. Демократический рынок — это гипотетический рынок, основой которого может быть демократизация отношений собственности, причем демократизация содержания всех основных форм собственности. Монополизация и демократизация отношений собственности оказывают непосредственное влияние на характер рынка и всей экономической системы. Поэтому так важно рассмотреть теоретическое и практическое содержание монополизации собственности и монополизации рынка и экономической системы, а также содержание демократизации отношений собственности, демократизации рынка и экономической системы.
Целью исследования является выяснение закономерностей развития рынка в условиях монополизации и демократизации отношений собственности. Чтобы достигнуть цели, необходимо решить следующие задачи. Во-первых, выяснить закономерности развития рынка в условиях монополизации собственности. Во-вторых, установить закономерности развития рынка в условиях демократизации отношений собственности.
Особенностью современного этапа экономического развития во всех странах является монополизация собственности, рынка и экономики в целом. Под монополизацией собственности понимается сосредоточение функционирующего капитала в руках единиц собственников-монополистов. В России монополизация собственности достигла беспрецедентного значения, оказывая определяющее влияние на экономическую и общественно-политическую систему страны.
Монополизация собственности сопровождается монополизацией продаж товаров и услуг, или монополизацией рынка. Модель монополистического рынка представлена на следующем рисунке.
Рис.1. Модель монополистического рынка
Монополизация собственности в модели монополистического рынка вызывает сдвиг кривой спроса и кривой предложения влево, свидетельствуя о сокращении спроса и сокращении предложения. Сокращение предложения объясняется сокращением численности предпринимателей и оптимизацией объема продаж для максимизации прибыли собственника-монополиста. Одновременно происходит снижение спроса вследствие роста монопольных цен, максимизирующих прибыль собственников-монополистов. Новая точка равновесия рынка (А1) показывает, что на монопольном рынке происходит снижение равновесного объема (0Д1 < ОД) и повышение равновесной цены (РД1 > Рд). На монополистическом рынке происходят существенные изменения параметров рынка.
На графике видно, что на монополистическом рынке снижается излишек потребителей и излишек производителей, т.е. эффективность рынка как для потребителей, так и для производителей падает. Для монополиста-производителя естественным становится установление монопольно высоких цен, во-первых, для преодоления потерь излишков производителя, во-вторых, для максимизации прибыли и реализации своих преимуществ на рынке.
Последствиями монополизации рынка являются многочисленные негативные явления. Так, например, происходит постоянное, систематическое сдерживание экономического роста. Характерным для развитых стран становятся низкие темпы экономического роста (2-3 % в год) даже в периоды экономического подъема. Низкие темпы экономического роста поддерживают высокий уровень безработицы. Массовая и постоянная безработица снижает доходы значительной части населения. «Российский наемный работник получает менее 1 доллара за час труда, т.е. менее 1/3 международно-признанного минимума оплаты труда» [2, с. 145]. Снижение доходов и платежеспособности населения вызывает общее снижение спроса, что наглядно видно на рис.1. В свою очередь снижение спроса тормозит расширение предложения, экономический рост затухает вследствие роста необеспеченности существования значительной части населения. На рисунке видно, что монополизация собственности и рынка сопровождается ростом населения, не имеющего возможность удовлетворить свои самые насущные потребности.
Низкие доходы значительной части населения, с одной стороны, ограничивают наполняемость доходной части бюджета, с другой — увеличивают расходную часть бюджета на выполнение государством его социальных обязательств. Практика показывает, что в условиях современной монополистической экономики бюджеты даже благополучных стран сводятся со значительным, иногда — опасным для экономики страны — дефицитом. Сдерживание экономического роста, максимизация прибыли собственников-монополистов, постоянная дефицитность бюджетов, милитаризация и другие последствия монополистической экономики создают благоприятные условия для постоянной инфляции. Кроме того, инфляция становится сознательным, рукотворным процессом массового перераспределения доходов в интересах собственников-монополистов.
Монополизация собственности и рынка усиливает господство собственников-монополистов и зависимость от них остальных социальных групп населения. Зависимость людей не стимулирует трудовую и творческую активность, вызывает пассивность, безразличие, в острых ситуациях — непримиримость и вражду. В целом, монополизация собственности и экономики культивирует застой и отставание в экономическом, техническом и культурном развитии страны.
Закономерностью монополизации рынка становится сокращение рыночной сферы и увеличение нерыночной сферы экономики. Эту закономерность можно обнаружить в результате смещения точки равновесия влево от исходной точки равновесия. Все большая часть экономики выходит из-под влияния рынка и становится нерыночным сектором экономики, который находится под прямым воздействием государства. Закономерностью монополистического рынка становится усиление государственного вмешательства в экономику. Государственное вмешательство в экономику происходит как на основе рыночных, так и, преимущественно, на основе нерыночных методов регулирования. Государственное вмешательство в экономику — не субъективная прихоть участников, а закономерность монополистического рынка. Чем выше уровень монополизации рынка, тем активнее и разностороннее государственное вмешательство в экономику. В результате формируется смешанная экономика как совокупность рыночного и нерыночного секторов экономики. Смешанная экономика не решает, а часто усиливает противоречия экономики, если государственное вмешательство происходит преимущественно в интересах единиц собственников-монополистов.
Теоретически и практически возможна иная альтернатива развития — развитие демократического рынка. Демократический рынок — это сфера господства демократической собственности. Демократизация отношений собственности предполагает распространение частной собственности на капитал на неограниченное число участников. Демократизация отношений собс-
твенности — это коренное условие модернизации экономики, общества и государства в интересах всех членов общества.
Она приводит к смене максимизации прибыли как экономической цели собственника-монополиста на минимизацию издержек производства и обращения как экономической цели всех участников. Одним из первых в экономической литературе идею снижения издержек производства как цели экономического развития высказал Л.Гребнев [3, с. 56]. Последствия минимизации издержек производства и обращения можно рассмотреть на следующем рисунке.
Ра
Ра2
,В2 »
В % * .м
»
% » % г %
V ч- V
/ 82 / *
V/ пХ. '\А2/
к □ 'К2 ..... С _с
М2
С2
дА
Од=
Рис.2. Модель демократического рынка
Демократизация отношений собственности и рынка сопровождается в модели демократического рынка сдвигом кривой спроса и кривой предложения вправо (А^. Этот сдвиг кривых свидетельствует об увеличении спроса и увеличении предложения. Сдвиг кривой предложения вправо свидетельствует об увеличении предложения за счет снижения издержек, появления экономии и увеличения предложения за счет этой экономии. Снижение издержек выгодно предпринимателю, так как он имеет возможность получить дополнительную прибыль за счет увеличения объема предложения и продаж. Сдвиг кривой спроса вправо означает увеличение спроса за счет стабильности или снижения цен, увеличения доходов разных групп покупателей и увеличения численности покупателей. На графике видно, что численность неплатежеспособных, малообеспеченных граждан заметно снижается. Численность покупателей и продавцов возрастает, что означает развитие рынка и рыночных отношений.
Новая точка равновесия (А2) показывает, что на демократическом рынке происходит увеличение равновесного объема (0А2 > 0А ) и понижение равновесной цены (РА2 < РА). На демократическом рынке происходят положительные перемены показателей рынка. Излишек покупателей и излишек производителей увеличиваются, что свидетельствует о повышении эффективности демократического рынка для покупателей и продавцов. Стабильность и снижение рыночных цен означает повышение доступности товаров и услуг для большинства покупателей. На демократическом рынке происходит повышение обеспеченности населения и снижение обездоленных, малообеспеченных слоев населения. Образование массового слоя собственников, рост благосостояния создает основы свободы, самодостаточности и самостоятельности разных социальных групп населения, повышения их экономической и политической роли в жизни общества.
Демократический рынок оказывает положительное влияние на совершенствование экономической системы. Демократический рынок не ограничивает, а стимулирует экономический рост за счет развития платежеспособного спроса населения, роста доходов населения, экономический рост стимулирует занятость, обеспечивает получение доходов и извлечение прибыли. Снижение инфляции и рост доходов обеспечивают наполняемость
бюджета не за счет роста налоговых ставок, а за счет увеличения налогооблагаемой базы. Появляется реальная возможность снижения налоговых ставок, что мультипликативным образом влияет на экономический рост и т.д.
Развитие демократического рынка означает увеличение рыночного и сокращение нерыночного сектора экономики. В условиях демократизации собственности и экономики появляется закономерность снижения государственного вмешательства в экономику. Деятельность государства переключается на решение долгосрочных, перспективных проблем, имеющих стратегическое значение для общества.
В итоге можно сделать несколько основных выводов.
Во-первых, равновесие рынка характеризует рыночный сектор экономики, но в системе экономических отношений он составляет только часть экономики в целом. В пределах общего равновесия рынка можно наблюдать успешных покупателей, которые выигрывают на рынке, получая излишек покупателей. Одновременно в пределах общего равновесия рынка можно наблюдать успешных предпринимателей, которые выигрывают на рынке, получая излишек производителей. Но успешные покупатели и успешные предприниматели — это только часть совокупных покупателей и совокупных предпринимателей. За пределами общего равновесия рынка обнаруживаются неуспешные покупатели и неуспешные предприниматели.
Во-вторых, неравновесие рынка представляет собой тот сектор экономики, где появляются неуспешные предприниматели, имеющие высокие издержки производства и обращения и не способные продать товары по равновесной цене. Неравновесие рынка — это такой сектор экономики, где неуспешные покупатели, имеющие низкие доходы, не способны купить товары по цене равновесия. В целом неравновесие рынка — это сектор экономики за пределами рыночного равновесия, представляющий собой совокупность неуспешных предпринимателей и неуспешных покупателей. Сектор экономики за пределами общего равновесия рынка не является рыночным сектором экономики.
В-третьих, совокупность рыночного и нерыночного секторов экономики образует совокупную экономику. Совокупная экономика по своему содержанию шире понятия рыночной экономики. Рыночная экономическая теория, следовательно, представляет собой часть совокупных экономических отношений и ее выводы и предложения не являются полными и всеохватывающими. Поскольку общее равновесие рынка представляет собой часть совокупных экономических отношений, постольку рыночная экономическая теория не может претендовать на полноту и всеохватность оценок состояния экономики. Совокупная экономика включает рыночный и нерыночный секторы экономики.
В-четвертых, нерыночный сектор экономики — это сфера влияния, вмешательства государства в экономику. Появление неуспешных предпринимателей и неуспешных покупателей вызывает необходимость вмешательства государства там, где рынок не способен регулировать экономические и социальные процессы. государственное вмешательство в социально-экономические процессы обусловлено не теоретическими предпочтениями исследователей, а реальным состоянием экономики, в которой представлено как равновесие, так и неравновесие (провалы) рынка.
В-пятых, в современных условиях вмешательство государства в экономику охватывает как рыночный, так и нерыночный секторы экономики. Можно определить закономерность усиления вмешательства государства в экономику в условиях монополизации собственности и экономики и ослабления вмешательства государства в условиях демократизации собственности и экономики. Чтобы реально снизить экономическую роль государства, необходимо обеспечить демократизацию отношений собственности и, соответственно, демократизацию экономической системы в целом.
В-шестых, рынок можно рассматривать как монополистический и демократический. Монополистический рынок развивается на основе абсолютизации монополистической собственности и реализует экономические интересы абсолютного меньшинства нации, интересы единиц собственников-монополистов. Монополистический рынок — это постоянные экономические кризисы, неискоренимая инфляция, безработица, необеспеченность существования миллионов, деградация и «озверение» населения даже развитых стран мира. Демократический рынок развивается
на основе распространения демократизации отношений собственности, он реализует экономические интересы абсолютного большинства экономически активной нации. Демократический рынок — это преодоление социально-экономических причин экономических кризисов, инфляции, безработицы, это условие благосостояния и совершенствования способностей каждого человека, осознающего необходимость творческого и созидательного труда. Монополистический рынок — это тупиковый путь
развития общества, демократический рынок создает предпосылку благоустроения и процветания общества.
В-седьмых, демократический рынок, развивающийся на основе демократизации отношений собственности, — это необходимое и достаточное условие модернизации экономики, демократизации общества, государства, формирования полноценной и творческой жизни миллионов созидателей нового духовного и материального мира благоустроенных людей.
Литература
1. Собственность и контроль предприятий. Всемирный банк // Вопросы экономики. — 2004. — №8.
2. Анисимова Г.В. Антигуманистические тенденции современной социально-экономической политики. — Гуманизм и как теоретическая и практическая проблема XXI века: философские, социальные, экономические и политические аспекты: доклады и выступления / Под общ. ред. А.В. Бузгалина. — М.: РОХОС, 2004.
3. Гребнев Л. От «человека в экономике» к «экономике в человеке» // Вопросы экономики. — 2006. — №11.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИя
и развития инновационного потенциала на основе организационной культуры
А.Н. Попов,
профессор института экономики Уральского государственного университета физической культуры (г Челябинск),
доктор экономических наук
Н.П. Виноградова,
заведующий кафедрой социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Костанайского филиала Челябинского государственного университета,
кандидат экономических наук [email protected]
В статье рассмотрены методологические аспекты формирования и развития инновационного потенциала России на современном этапе развития организационной культуры.. Значительное место уделено региональной инновационной политике, определены место и роль государства на современном рынке инноваций.
Ключевые слова: инновации, организационная культура, интеграция, национальная инновационная система, политические лидеры, государство, государственный менеджеризм, профессиональная компетентность.
УДК 330
Одним из наиболее важных направлений формирования национальной инновационной системы является разработка региональной инновационной политики. Многие западные страны, стоящие на пути создания «экономики знаний», считают определение и реализацию региональной инновационной политики необходимым условием достижения успеха. В течение последних нескольких лет в результате признания необходимости формирования инновационного пути развития, значение «региона» значительно возросло. Таким образом, сегодня развитие региона рассматривается в качестве первичного уровня формирования национальной инновационной системы. Такая ситуация наблюдается как в странах Европейского Союза, так и в России.
На наш взгляд причинами усиления внимания к региональному развитию на современном этапе является способность региона быстро и чутко реагировать на изменение внутренней и внешней конъюнктуры, а также гибко изменять параметры экономики в направлении поддержания инновационной среды.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день тема региональной инновационной политики очень актуальна и возникла относительно недавно. Однако, несмотря на этот факт, страны Европейского Союза в рамках создания инновационной экономики уже формируют модель взаимодействия локального и национального. Учитывая высокую внутреннюю диверсификацию экономического пространства, а значит, многообразие
вариантов региональной инновационной политики, Европейский Союз большие усилия прилагает по созданию сети между регионами для обмена информацией, опытом, для взаимодействия и координации усилий. Создание такой сети является одним из главных факторов успеха в формировании инновационной экономики.
В России таким фактором успеха, по мнению специалистов, должна стать национальная экономическая стратегия, вопрос о необходимости разработки и реализации которой считается одним из основных задач государства. Именно она должна стоять в основе создания мощной инновационной экономики, основанной на максимально полном раскрытии инновационного потенциала регионов в целом и с учетом особенностей каждого.
Инновационный тип развития предполагает формирование особого типа инновационных систем. Это обусловлено объективными экономическими процессами, которые предполагают аккумулирование и систематизацию всех элементов рассматриваемой сферы. Научно-техническая и инновационная политика в большинстве развитых стран основана на концепции национальной инновационной системы или, как еще говорят, национальной системы инноваций. Под национальной инновационной системой (НИС) понимается сеть институтов государственного и частного секторов, деятельность и взаимодействие которых порождает, импортирует, видоизменяет, распространяет и внедряет новые знания и технологии, подталкивая инновационные