Научная статья на тему 'Усиление глобальной милитаризации как угроза экономической и политической безопасности России'

Усиление глобальной милитаризации как угроза экономической и политической безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / РЫНОК / ГОСУДАРСТВО / КАПИТАЛИЗМ / ИМПЕРИАЛИЗМ / ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПРОВАЛЫ РЫНКА / СОКРАЩЕНИЕ РАСХОДОВ / ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ / СТОКГОЛЬМСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ МИРА / УГРОЗА / РЕЙТИНГ / ECONOMY / MARKET / STATE / CAPITALISM / IMPERIALISM / MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX / MARKET FAILURES / COST REDUCTION / DEFENSE CAPABILITY / STOCKHOLM PEACE INSTITUTE / THREAT / RATING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлова Елена Борисовна, Крайнюк София Юрьевна, Строганова Марина Дмитриевна

Усиливается глобальная милитаризация. Лидерами гонки вооружения стали США, КНР, Саудовская Аравия и страны Европы, особенно бывшего социалистического лагеря. Усиливается угроза крупномасштабных военных действий. Россия должна не отставать от мирового тренда. Однако, либеральное крыло правительства продавило сокращение расходов на ВПК. Это не самым благоприятным образом скажется и на обороноспособности страны, и подорвет устойчивость предприятий оборонного комплекса, приведет к потере высококлассных специалистов. Урезание бюджетных расходов на ВПК косвенно ослабит позиции отечественных предприятий на мировом рынке, поскольку оружие в условиях империализма становится мощным аргументом для создания конкурентных преимуществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASED GLOBAL MILITARIZATION AS A THREAT TO ECONOMIC AND POLITICAL SECURITY OF RUSSIA

Global militarization is Increasing. The leaders of the arms race were the United States, China, Saudi Arabia and Europe, especially the former socialist camp. The threat of large-scale hostilities is increasing. Russia must keep up with the global trend. However, the liberal wing of the government pushed the reduction of spending on the MIC. This will not have the most favourable effect on the country's defence capability, and will undermine the stability of defence enterprises and lead to the loss of highly qualified specialists. Cutting budget spending on military-industrial complex will indirectly weaken the position of domestic enterprises in the world market, as weapons in the conditions of imperialism become a powerful argument for creating competitive advantages.

Текст научной работы на тему «Усиление глобальной милитаризации как угроза экономической и политической безопасности России»

экономические науки

Орлова Елена Борисовна, Крайнюк София Юрьевна, Строганова Марина Дмитриевна УСИЛЕНИЕ ГЛОБАЛЬНОЙ МИЛИТАРИЗАЦИИ КАК УГРОЗА ...

УДК 330.34

DOI: 10.26140/anie-2019-0802-0048

УСИЛЕНИЕ ГЛОБАЛЬНОЙ МИЛИТАРИЗАЦИИ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

© 2019

Орлова Елена Борисовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая теория» Крайнюк София Юрьевна, студентка Строганова Марина Дмитриевна, старший преподаватель кафедры «Экономическая теория» Кубанский государственный аграрный университет (350000, Россия, Краснодар, улица Калинина, 13, e-mail: stroganova_md@yandex.ru)

Аннотация. Усиливается глобальная милитаризация. Лидерами гонки вооружения стали США, КНР, Саудовская Аравия и страны Европы, особенно бывшего социалистического лагеря. Усиливается угроза крупномасштабных военных действий. Россия должна не отставать от мирового тренда. Однако, либеральное крыло правительства продавило сокращение расходов на ВПК. Это не самым благоприятным образом скажется и на обороноспособности страны, и подорвет устойчивость предприятий оборонного комплекса, приведет к потере высококлассных специалистов. Урезание бюджетных расходов на ВПК косвенно ослабит позиции отечественных предприятий на мировом рынке, поскольку оружие в условиях империализма становится мощным аргументом для создания конкурентных преимуществ.

Ключевые слова: экономика, рынок, государство, капитализм, империализм, военно-промышленный комплекс, провалы рынка, сокращение расходов, обороноспособность, Стокгольмский институт проблем мира, угроза, рейтинг.

INCREASED GLOBAL MILITARIZATION AS A THREAT TO ECONOMIC AND POLITICAL SECURITY OF RUSSIA

© 2019

Orlova Elena Borisovna, candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department "Economic theory» Krainyuk Sofia Yuryevna, student Stroganova Marina Dmitrievna, senior lecturer, Department of Economic theory» Kuban State Agrarian University (350000, Russia, Krasnodar, Kalinina street, 13, e-mail: stroganova_md@yandex.ru)

Abstract. Global militarization is Increasing. The leaders of the arms race were the United States, China, Saudi Arabia and Europe, especially the former socialist camp. The threat of large-scale hostilities is increasing. Russia must keep up with the global trend. However, the liberal wing of the government pushed the reduction of spending on the MIC. This will not have the most favourable effect on the country's defence capability, and will undermine the stability of defence enterprises and lead to the loss of highly qualified specialists. Cutting budget spending on military-industrial complex will indirectly weaken the position of domestic enterprises in the world market, as weapons in the conditions of imperialism become a powerful argument for creating competitive advantages.

Keywords: economy, market, state, capitalism, imperialism, military-industrial complex, market failures, cost reduction, defense capability, Stockholm peace Institute, threat, rating.

Рыночная экономика теоретически чрезвычайно эффективная система, способная к саморегулированию. Однако, ряд вопросов рынок решить не может в силу своей природы. Это, так называемые, провалы или «фиаско» рынка. Роль амортизатора в таком случае выполняет государство. К типичным провалам рынка относится поддержание обороноспособности страны. Государство должно произвести ряд необходимых мероприятий для компенсации упущенного рынком.

В условиях развитой рыночной экономики, то есть при капитализме, важным фактором конкурентной борьбы становится военная сила. Вопросы деления ресурсной базы и рынков сбыта решаются посредством политических аргументов. Угроза давления извне в условиях капитализма не устранима. В. Ленин в брошюре «Империализм, как высшая стадия развития капитализма» писал: «...при капитализме немыслимо иное основание для раздела сфер влияния, интересов, колоний и пр., кроме как учёт силы участников дележа, силы общеэкономической, финансовой, военной и т.д.» [1].

Обеспечение обороноспособности нашей страны в нынешних экономических условиях становится необходимым условием конкурентной борьбы с крупным иностранным капиталом (за которыми стоят финансовые монополии). Наличие потенциала для обеспечения эффективного военного противостояния создаст лучшие условия функционирования отечественных предприятий на внешних и внутренних рынках. Военная сила становится одним из главных факторов обеспечения конкурентоспособности отечественных предприятий. Как

сказал военный теоретик Карл фон Клаузевиц (17801831) - что «война есть продолжение политики иными средствами» [2].

Понимают это все стороны экономического и политического противостояния, поэтому высокоразвитые и развивающиеся страны (группа стран догоняющего развития), увеличивают расходы на вооружение.

Системный кризис капитализма, начавшийся в 2008 г., тлеет, периодически обостряется, принимая региональный характер. Очередная волна широкомасштабного кризиса надвигается на мировую экономику. Автоматически завершиться сам по себе он не сможет, не помогут это сделать и искусственные мероприятия в рамках фискальной и кредитно-денежной политики, проводимых государством. Кризис имеет системный характер. Закончится только со сменой системы.

Ответом на надвигающийся коллапс стала активизация гонки вооружений. В ежегодном обзоре Jane's Defence Budgets, формируемым британской аналитической компанией IHS Markit, отмечается, что расходы 105 стан на вооружение после Второй мировой войны достигли рекордных значений. Расходы в 2018 г. составили 1,67 трлн. долл., что на 3,3% больше уровня 2017 г. Страны Восточной Европы оказались в группе лидеров по оборонным расходам, что связано с их обязательствами перед НАТО выделять не менее 2% ВВП на эти цели и, якобы, с российской угрозой [3].

Тренд глобальной милитаризации последних лет, как отмечается Международным институтом стратегических исследований (International Institute for Strategic

Orlova Elena Borisovna, Krainyuk Sofia Yuryevna, Stroganova Marina Dmitrievna INCREASED GLOBAL MILITARIZATION AS A THREAT TO ECONOMIC ..

economic sceinces

Studies - IISS) на сайте The Military Balance 2018 - Buy Now, обусловлен сложной политической обстановкой. В целом ситуация характеризуется «...возросшей неопределенностью в отношениях между государствами и распространением передовых военных технологий. ... Россия укрепила свою военную позицию на границе. ... Все более быстрые, точные и технологически сложные военные системы разрабатываются незападными странами, особенно Китаем и Россией. В ответ на это западные государства будут использовать прорывные технологии, чтобы сохранить преимущество» [4].

Усиления милитаризации: «... означает подрыв усилий в решения конфликтов мирным способом», - полагает председатель правления SIPRI (Стокгольмского института проблем мира) Ян Эллиассон [5].

Таким образом, с одной стороны надвигающийся коллапс мировой экономики, с другой - усиления военной угрозы. Вывод из вышеописанной ситуации таков - необходимо повышать обороноспособность страны. Расходы Росси на ОПК с 2006 по 2018 гг. представлены в таблице 4. За 10 лет (с 2006 г. по 2016 г.) военные расходы росли. Рост приостановился в 2017 г. (- 4,2% к уровню предыдущего года). В 2018 г. показатель снизился на 31 % (рисунок 1). Это существенное снижение расходов!

мы с показателями ближайших соседей по рейтингу: Саудовская Аравия (+4,7%), Индия (-3,7%), Франция (-14,7%) и т.д. Доля ее военных расходов в ВВП страны всего 4,3 %, а в мире - 3,8 %.

Рисунок 3 - Доля военных расходов стран Топ-9 в ВВП и в мире с 2017 г., % [9]

Военные расходы России за 2017 г. отличаются от стран, расположенных ниже в ранге топ-9 на 3 - 6 % (рисунок 4). США и Китай (основные геополитические противники) за 2017 г. потратили в 9,2 и в 3,5 раза больше. Усиливает материальную базу оборонного комплекса Саудовская Аравия, что не может не беспокоить Россию, ведущую активные боевые действия в Азии. Доля расходов Саудовской Аравии в ВВП страны 10 %, в мире - 4 %.

Сокращение расходов на вооружение подрывает обороноспособность станы. Помимо того, оно имеет негативные последствия косвенного характера. От сокращения финансирования ВПК больше всего пострадал го-соборонзаказ, на долю которого приходился около 67% расходов на силовой блок (рисунок 4).

Рисунок 1 - Военные расходы США, КНР и России 2006 - 2018 гг., млрд. долл. [6]

Причину сокращения военных расходов заведующий лабораторией военной экономики Института Гайдара В. Зацепин видит в вооруженном конфликте в Сирии, который неблагоприятно сказался на экономике страны из-за высоких военных расходов и санкций [7].

Основными нашими партнерами в экономической и политической сферах, являются США и КНР, которые так же наращивают свой оборонный потенциал. В 2017 г. США на эти цели тратили в 9,2 раза, а КНР - в 3,4 раза больше средств, чем наша страна. В такой сложной политической ситуации вызывает недоумение сокращение Министерством финансов России расходов на оборону, которое в 2017 г. снизились с 3,88 до 2,84 трлн. руб. (выше показатели были заявлены в долах). В 2018 и 2019 гг. затраты предполагается осуществлять примерно на том же уровне - 2,72 и 2,81 трлн. руб. соответственно [8].

Рисунок 2 - Военные расходы в 2017 г. стран Топ -9, млрд. долл. ^1РШ) [9]

На рисунке 3 представлены расходы стран мира «Топ-9» за 2017 г. Россия с ее огромными территориями и ограниченным людскими ресурсами в рейтинге занимает лишь 4 место. Ее расходы вполне сопостави-

Рисунок 4 - Гособоронзаказ по данным института Гайдара, млрд. руб.

Гособоронзаказ упал с 2016 г. на 44 %. На перспективу ожидается дальнейшее его снижение. Еще в 2015 г. Дмитрий Рогозин предупреждал о необходимости конверсии и диверсификации оборонных предприятий. По мнению института Гайдара только 16% производственных мощностей оборонных предприятий могут производить гражданскую продукцию, поэтому конверсия не является удачным решением проблемы [10-12].

Конверсия - это способ выжить в сложных экономических условиях. Некоторые предприятия успешно диверсифицируются, переориентируясь на производство товаров гражданского назначения. Есть положительные примеры переориентации. Производитель оптических приборов ЛОмО на 30% увеличил производство гражданской продукции, доля которой в общем размере прибыли не превышает 8%. Судостроители, 85% производимой которыми продукции имеет оборонное значение, планируют переориентировать часть производственных мощностей на строительство судов для пополнения флота рыбодобывающих компаний.

Экономически неэффективные предприятия оборонного комплекса предполагается реорганизовывать или присоединять к более крупным структурам. Примерно таков алгоритм функционирования предприятий, ведущих конструкторские разработки новых видов вооружений. Они так же переведены на рельсы рыночной

200

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2019. Т. 8. № 2(27)

экономические науки

Орлова Елена Борисовна, Крайнюк София Юрьевна, Строганова Марина Дмитриевна

УСИЛЕНИЕ ГЛОБАЛЬНОЙ МИЛИТАРИЗАЦИИ КАК УГРОЗА ...

экономики, к приоритетам которой относят наличие Статья поступила в редакцию 01.03.2019 прибыли и ее максимизация, а так же экономическую Статья принята к публикации 27.06.2019 эффективность, конкурентоспособность и прочее. Неэффективные предприятия, в конечном итоге, или расформировывают, или предлагают найти способ со-финансирования проектов иностранными инвесторами. К секретным проектам и оборонным предприятиям иностранные инвесторы не должны иметь никакого отношения, поскольку это касается военной безопасности страны. По существу вопрос в перспективности конверсии, с нашей точки зрения, стоит неверно.

В условиях усиления угрозы безопасности страны, экономическая эффективность - это не тот критерий, по которому следует оценивать успешность деятельности оборонных предприятий. Безусловно, менеджмент должен работать в направлении улучшения финансовых показателей результата, применяя необходимые управленческие решения.

Предприятия стратегического значения в рыночной экономике курирует государство. К таким предприятиям применимы механизмы государственного регулирования, включая планирование, госзаказ. Можно возродить традиции их административно-командного регулирования. Был же опыт работы ОПК в Советском Союзе, где предприятия оборонного комплекса производили передовую, высококачественную продукцию бесперебойно. Вопрос повышения экономической эффективности решался за счет планирования и контроля в текущем режиме. Результаты успешной деятельности, в том числе, и оборонного комплекса, позволили создать одну из ведущих держав мира. Работа с перебоями предприятий «оборонки» негативно скажется на высококвалифицированных специалистах в данной области - это приведет к их внутренней или внешней миграции. В наше время, как и раньше, «кадры решают все».

Подводя итог вышесказанному, отметим: обеспечение обороноспособности страны является важной составляющей ее политической и экономической независимости. В условиях беспрецедентной милитаризации мира после Второй мировой войны, сокращение расходов России на ОПК не допустимо. Так же не следует подходить к регулированию деятельности и оценке эффективности работы проектно-конструкторских и производственных предприятий ОПК с позиций рыночных механизмов наличия и максимизации прибыли.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ленин В Империализм как высшая стадия развития капитализма. -М.: Политиздат, 1989. -98 с.

2. Клаузевиц фон О. О войне. - т.1, 5 изд., 1941, стр. 43

3. Макаренко Г. Курс на милитаризацию: кто и зачем наращивает военные расходы /Г. Макаренко, А. Басисини. Электронный ресурс — Код доступа: -https://www.rbc.ru/politics/18/12/2017/5a37b0ed9a7947 3d41df7bfe

4. Panetta L. The Military Balance 2018 Электронный ресурс — Код доступа: -https://www.iiss.org/publications/the-military-balance/the-mili-tary-balance-2018/mb2018-00b-foreword

5. Саможнев А. Эксперты SIPRI сравнили расходы на вооружение России и НАТО Электронный ресурс — Код доступа: - https://rg. ru/2018/05/02/eksperty-sipri-sravnili-rashody-na-vooruzhenie-rossii-i-na-to.html

6. Военные расходы США, КНР и России 2006 — 2018 гг. Электронный ресурс — Код доступа: -https://ru.wikipedia.org/wiki

7. Зацепин В. Военные расходы России. Электронный ресурс — Код доступа: -https://www.rbc.ru/politics/16/11/2018/5beea2d89a79478 35d251fba

8. Самофалова О. Оборонные расходы подвергнутся крупному сокращению. Электронный ресурс — Код доступа: - https://vz.ru/econo-my/2016/10/8/836797. html

9. Военные расходы в 2017 г. стран Топ — 9, млрд. долл. (SIPRI). Электронный ресурс — Код доступа: - https://ru.wikipedia.org/wiki

10. Мягченко О. Снять оборону Электронный ресурс — Код доступа: - https://www.dp.ru/a/2017/09/28/Rashodi_na_oboronku_za_tr.

11. Тарасов Ю. И. Налоги и рынок: учеб. пособие /Ю.И. Тарасов, С.К. Ешугова, Э.А. Хачемизова. Изд-во Майкопского государственного технологического университета. Майкоп : 2004. — 288 с.

12. Хачемизова Э. А. Применение методов линейного программирования для наилучшего использования ресурсов /Э. А. Хачемизова. / Сб. науч. статей: Проблемы развития современной науки Сборник статей Международной научно-практической конференции в 5 частях. - ЧI. -Уфа : АЭТЕРНА, 2015. С. 284-286.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.