Перечисленные факторы внешней среды тесно взаимосвязаны. Значение отдельных факторов и перечень наиболее значимых их характеристик определяются особенностями выбранной сферы бизнеса и спецификой деятельности конкретной торговой организации. Задача руководителей -постоянно отслеживать их изменение и адаптировать к ним деятельность организации для обеспечения поставленных целей.
Список литературы:
1. Коробейников О.П. Стратегическое поведение: от разработки до реализации / О.П. Коробейников, В.Ю. Колесов, А.А. Трифилова // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - № 3.
2. Левицкий П. Искусство управления / П. Левицкий, С. Юрлов. -2005. - № 8(32).
3. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент: учебник / Р. А. Фат-хутдинов. 8-е изд., испр. и доп. - М.: Дело, 2007.
4. Ойнер О.К. Стратегическое планирование и маркетинг: учеб. пособие / О.К. Ойнер, Т.И. Арбенина. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 1997.
5. Дафт Р.Л. Менеджмент / Р.Л. Дафт. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000.
6. Официальный сайт Государственной службы статистики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gks.ru.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ФОРМИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ В РАМКАХ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
© Попова Н.Н/
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
В статье освещена специфика формирования себестоимости тура и особенности ценообразования на туристский продукт на основе эффективного анализа затрат в рамках системы управленческого учета.
Эффективная деятельность на туристском рынке предполагает адекватный внешним и внутренним условиям выбор стратегии ценообразования, для чего, в свою очередь, необходима оптимальная система форми-
♦ Доцент кафедры Анализа, финансов и статистики, докторант, кандидат экономических наук, доцент
рования себестоимости. Таким образом, для эффективного ведения туристского бизнеса нужна система оперативной информации о затратах организации в разрезе отдельных их категорий.
Себестоимость туристского продукта представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства и продажи туристского продукта материальных и иных ресурсов, а также других затрат на его производство и продажу.
Туристские фирмы при определении себестоимости тура, как правило, пользуются на практике «Методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью» [2], хотя сегодня данный документ не является действующим (он принимался для целей исчисления налога на прибыль согласно порядку, действовавшему до вступления в силу главы 25 НК РФ).
Порядок и методы планирования себестоимости турпродукта организации устанавливают самостоятельно. Грамотная, научно обоснованная классификация затрат с позиций управленческого учета позволяет оптимальным образом распределять затраты между отдельными турпродукта-ми, то есть создавать информационную базу для ценообразования, на основании которой и определяется рентабельность отдельных направлений деятельности.
С позиций управленческого учета существует множество разнообразных классификаций затрат организации. Мы остановимся только на тех, которые имеют практический смысл в области туризма.
Так, по функциональной роли при формировании себестоимости различают основные и накладные расходы. Основные непосредственно связаны с производством туристского продукта; к накладным в туризме относятся общехозяйственные расходы.
Для определения себестоимости тура и оценки полученной прибыли все затраты туристской фирмы можно разделить на прямые и косвенные.
Прямые затраты в сфере туризма - затраты по размещению и проживанию, транспортному и экскурсионному обслуживанию, питанию, медицинскому и визовому обслуживанию, страхованию туристов; затраты на оплату труда производственного персонала фирмы и т.п.
Косвенные затраты - затраты по формированию и реализации туров, которые в момент возникновения не могут быть отнесены на определенный их вид: арендная плата, заработная плата с отчислениями работников аппарата управления, затраты на ремонт и содержание основных средств, оплата аудиторских, консультационных услуг, расходы на подготовку кадров и др. Данные расходы распределяются между отдельными видами туристских продуктов, как правило, пропорционально заработной плате основного персонала или величине выручки от реализации того или иного
вида услуг. Отметим, что чем больше удельный вес прямых затрат в себестоимости турпродукта, тем она точнее.
Выделяют условно-постоянные и условно-переменные затраты. Переменные, то есть затраты, напрямую зависящие от объемов деятельности организации, для туризма включают затраты на приобретение услуг сторонних организаций (питание, гостиничное обслуживание туристов и т.п.), комиссионное и агентское вознаграждение.
Постоянные затраты (затраты на рекламу, арендная плата, амортизация основных средств и нематериальных активов) остаются неизменными на протяжении определенного периода. Турфирме выгодно, чтобы в себестоимости доля постоянных затрат была как можно ниже, что возможно при достижении максимально возможного объема реализации или переводе части постоянных затрат в переменные (например, установление окладной части работникам в минимально необходимом размере с выплатой большей части заработной платы в виде премий за выполнение определенных показателей, увязанных с объемом продаж).
Сегодня деление затрат на постоянные и переменные позволяет осуществлять анализ безубыточности, что дает возможность турфирме устанавливать обоснованные цены на туристские продукты, оптимальным образом управляя системой «затраты - объем - прибыль».
Для определения структуры себестоимости затраты группируются по экономическим элементам. В сфере туризма в состав элемента «Материальные затраты» включается стоимость покупных материалов, используемых в производстве туристского продукта (специальные бланки - билеты, туристские путевки, ваучеры и т.п.), затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию зданий, сооружений, вычислительной техники, затраты на приобретение прав на услуги по размещению, перевозке, питанию и прочих услуг у сторонних организаций.
Определение структуры себестоимости тура по экономическим элементам позволяет выявить резервы по ее снижению.
Чтобы определить затратность каждой единицы туристского продукта, затраты турфирмы группируются по статьям калькуляции. Расходы группируются по местам их возникновения и относятся на каждый вид туристских продуктов прямым или косвенным методом.
Согласно методическим рекомендациям предприятия туризма должны калькулировать полную себестоимость туристских продуктов, группируя затраты по следующим статьям:
- затраты по приобретению прав на услуги сторонних организаций, используемые при производстве туристского продукта;
- затраты, связанные с деятельностью производственного персонала;
- затраты подразделений туристской организации, участвующих в производстве туристского продукта;
- накладные расходы;
- коммерческие расходы.
В процессе калькулирования сопоставляются затраты на производство туристских продуктов с их количеством и определяется себестоимость поездки одного туриста (группы туристов).
В туристском бизнесе применяется позаказный метод калькулирования себестоимости: объектом калькулирования является отдельный туристский продукт - тур.
Фактическая себестоимость единицы туристского продукта определяется после выполнения заказа. На практике, может возникнуть проблема с распределением косвенных расходов (амортизация, аренда, коммунальные услуги и т.д.) между отдельными заказами, так как сумма этих расходов часто становится известна после выполнения заказа и после окончания периода. Однако, фирме нужна информация об ожидаемой стоимости заказа для определения цены до того, как заказ будет выполнен, заказчик также нуждается в информации о возможной цене тура, поэтому косвенные расходы предстоящего периода оцениваются по их величине в предыдущие периоды [1]. В результате калькулирования определяется плановая себестоимость отдельных видов туристского продукта.
Разработанная плановая калькуляция является основой формирования цены тура (даже в случае применения рыночных методов ценообразования).
От ценовой политики предприятия во многом зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности, поскольку правильная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное (положительное или отрицательное) воздействие на всю деятельность фирмы.
Для выработки ценовой политики турфирме нужно определить целевую аудиторию и правильно позиционировать свои услуги на рынке. Только после этого можно определять цели, в соответствии с которыми устанавливаются цены (на практике - это, как правило, обеспечение выживаемости предприятия, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства по показателям доли рынка и др.).
В сфере туризма применяется как затратные, так и рыночные, или маркетинговые, методы ценообразования. В любом случае выбор цены ограничивается верхним пределом, который определяется спросом на данную услугу, и нижним - затраты предприятия, необходимыми для производства и реализации тура; средним ориентиром служат цены конкурентов на аналогичные продукты.
Затратный подход к формированию цены услуг включает два метода расчета цены турпродукта:
- «средние издержки плюс прибыль»;
- на основе обеспечения целевой прибыли.
Метод «средние издержки плюс прибыль» - самый простой и заключается в начислении определенной надбавки на себестоимость тура.
Преимущество метода заключается также в наличии полной информационной базы для расчетов. При условии, что другие аналогичные предприятия применяют такой же подход в формировании цен, ценовая конкуренция между предприятиями будет сведена к минимуму. Однако, в рыночных условиях метод имеет ряд значительных недостатков:
- во-первых, полностью не учитывается потребитель;
- во-вторых, не учитывается уровень спроса на данный тур. При этом спрос на турпродукт спрос зависит от множества факторов (например, сезонности) и подвержен значительным колебаниям;
- в-третьих, не учитывается ценовая позиция конкурентов.
Метод определения цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли также базируется на издержках. Деление затрат на постоянные и переменные, как указывалось выше, позволяет из нескольких вариантов цен выбрать наилучший, позволяющий достичь требуемого (целевого) уровня прибыли. Метод является достаточно приемлемым для турфирмы при условии точной классификации затрат, поскольку позволяет гибко реагировать на изменения на рынке.
Рыночный (маркетинговый) подход при определении цены туристского продукта является наиболее предпочтительным. В данном случае при установлении цены обязательно проводится изучение рынка. Как правило, ценовая политика фирмы зависит от того, какое место она занимает в данном рыночном сегменте. В сфере сервиса и туризма существуют и специфические ценообразующие факторы. Например, для предприятий гостиничного комплекса - месторасположение гостиницы. К рыночным методам установления цены в туристском бизнесе относятся следующие:
- установление цены на основе ощущаемой ценности товара (на основании спроса);
- установление цены на основе уровня текущих цен;
- стратегия престижных цен.
При определении цены на основе спроса главным критерием становится ощущение ценности товаров для покупателей. В этом случае, с одной стороны, дополнительные затраты связаны с маркетинговыми исследованиями предпочтений потребителей (цель - по сути, определить, сколько покупатель готов заплатить за конкретный тур); с другой стороны, такая информация позволяет правильно позиционировать услугу и определить, какой тур более ценен для клиента, чем затраты на него.
На практике, большинство российских турфирм пользуются методом установления цены на основе уровня текущих цен, ориентируясь на средние цены конкурентов. Турфирма в зависимости от положения на рынке устанавливает цену выше или ниже уровня цен конкурентов.
Туристские фирмы, выбирающие стратегию престижных цен, ориентированы на у1р-клиентов [3]. Таких клиентов больше интересуют уникальность предоставляемых услуг, их качество, занимаемый статус. По-
скольку для поддержания соответствующего уровня обслуживания требуются большие капитальные и текущие затраты, цены на такие продукты и услуги очень высокие.
Выбранный метод ценообразования позволяет определить базовую стоимость турпродукта. Фактическая цена в зависимости от различных условий может значительно отличаться от базовой. Например, существуют льготные цены для групповых клиентов - бесплатное место для сопровождающего. В «мертвые сезоны» часто предусматривается система различных сезонных скидок. В отдельных случаях прибегают к методу дискриминационного ценообразования: различные цены устанавливаются в зависимости не от издержек, а от типа клиентов и времени поездки.
Подводя итог, отметим, что анализ опыта крупнейших российских туроператоров показал, что правильная ценовая стратегия, базирующаяся на эффективно сформированной системе оперативного учета затрат, позволяет турфирме существенно увеличивать объемы продаж и добиваться стабильных результатов деятельности.
Список литературы:
1.Мезенцева Т., Бычкова Ю. Калькулирование тура // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2001 (июнь). - № 20.
2. Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью (утв. Приказом ГКФТ РФ от 04.12.98 № 402).
3. Морозов М.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.
УЧЕТ ВЛИЯНИЯ ИНФЛЯЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОПТИМИЗАЦИИ ЗАПАСОВ
© Почуева И.В/
Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск
Актуальность проблемы оптимизации запасов организации и эффективного управления ими обусловлена тем, что состояние запасов оказывает определяющее влияние на конкурентоспособность предприятия, его финансовое состояние и финансовые результаты.
♦ Магистр кафедры «Финансы»