6. Об организационных вопросах образовательных организаций МВД России : приказ МВД России от 25 июня 2015 г. № 707 [Электронный ресурс] // СТРАС «Юрист» (дата обращения 10.05.2018).
7. Об утверждении Плана комплектования образовательных организаций МВД России на 2016 год : распоряжение МВД России от 25 февраля 2016 г №1/1516.
8. О порядке приёма в суворовские военные и нахимовские военно-морские училища : постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 25 мая 1956 г. № 720.
9. О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации : постановление Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 года № 901.
10. Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР от 12 апреля 1984 г. № 313 «О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодёжи и улучшении условий работы общеобразовательной школы» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 10.05.2018)..
11. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. - СПб. [и др.] : Питер, 2008. - 399 с.
12. Дрягин, А. Памятная встреча // Коммунист Вооружённых Сил. - 1975. - № 21.
13. Плеханов, A. M., Попов, А. А. Наследники А.В. Суворова. От кадетских корпусов России к суворовским военным училищам войск НКВД (МВД), КГБ СССР (1731-1960 гг.) : исторический очерк / 2-е изд., испр. и дополн. - М.: Русаки, 2001.
14. Исамуллаева, Д. Р., Романовская, И. А., Трещев, A. M. Организационно-педагогические условия развития профессионально значимых качеств тренеров в системе внутришкольного повышения квалификации // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. - Серия «Психолого-педагогические науки». - 2017. - Т. 11. - № 1. - С. 48-52.
© Поляков А.В., 2018
УДК: 378.14
А.В. Слободчиков
Теоретические и методические аспекты современных исследований
в области групповых явлений
Theoretical and methodological aspects of current research in the field of group phenomena
СЛОБОДЧИКОВ, Алексей Вячеславович, адъюнкт кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. E-mail: [email protected].
SLOBODCHIKOV, Alexey Vyacheslavovich, Assistant Professor of the Department of pedagogy and psychology, Saint-Petersburg University of MIA of Russia. Address: Russia. 198206, Saint-Petersburg, st. Lyotchica Pilutova, 1. E-mail: [email protected].
В статье представлены результаты анализа теоретических и методических подходов к системным исследованиям группы и коллектива в современной педагогике и ряде других гуманитарных наук. В задачу теоретического исследования входило обобщение опыта зарубежных и отечественных авторов в области изучения групповых процессов и коллективов, выделение основных эмпирических составляющих исследования группы, а также анализ наиболее приемлемых методов и способов изучения групп и коллективов.
Ключевые слова: личность, группа, коллектив, ценностно ориентационное единство, совместная деятельность, эффективность, сплоченность, социометрия.
This work presents analysis results of theoretical and methodological approaches to systemic research of groups and staff in modern pedagogy and other human Sciences.
The task of theoretical research is to summarize the experience of foreign and domestic authors in the study of groups and group processes, a selection of the key empirical components of the group research, as well as analysis of the most appropriate methods and techniques for group and team studying.
Keywords: personality, group, team, efficiency, cohesiveness, sociometry.
Началом исследования групп и групповых процессов можно считать конец XIX столетия, когда в области гуманитарных наук наметился переход от субъективных представлений, связанных с развитием интроспекционизма, к эмпирическим исследованиям. Впервые «социальные рефлексы» были изучены отечественным ученым В.М. Бехтеревым, который сделал акцент не про-
сто на формах специфически человеческой активности, а на тех социальных механизмах, которые ее обеспечивают. И хотя работы автора были далеки от современных представлений о группах и групповых процессах, они сыграли роль пускового механизма в изучении данных проблем и позволили перейти от интроспекционизма, ограниченного одним методическим приёмом, к более
сложным подходам и формам изучения человеческой активности.
Практически одновременно тенденция «ухода» от субъективных описаний психики наблюдается и в зарубежной психологии. Так Альфред Адлер пришел к выводу, что максимальное влияние на психику имеют социальные отношения, которые описываются понятиями «воспитание» и «обучение». В свою очередь, развитие социального чувства является, по мнению учёного, условием преодоления ребёнком своих природных склонностей. Более того, автор считает социальное в человеке «индикатором нормальности», а чувство сообщества (социальное чувство) - одним из важнейших условий развития человека. В целом период конца XIX - начала XX вв. можно считать началом активного изучения группы и групповых процессов [2].
Необходимость введения в обиход нового понятия, а несколько позже и целого направления, была связана с целым рядом причин. Во-первых, с отсутствием на тот момент возможности определения основных понятий большинства гуманитарных наук вне социального контекста, основой которого является именно группа. В свою очередь, педагогика, в основе которой лежит процесс воспитания (как целенаправленная система воздействия со стороны других людей), в принципе не может быть рассмотрена с точки зрения только понятий внутренней сущности человека. Во-вторых, естественное развитие человечества, подразумевает развитие именно социального континуума, который с течением времени оказывает всё большее влияние на субъекта [3]. И, наконец, существование и формирование каждого индивидуума «завязано» на структуру активности, которая может быть реализована только посредством социальной среды, в которой человек нуждается и которая является основой удовлетворения его насущных потребностей. Таким образом, группа выполняет очень много важных для существования человека функций: функцию социализации, инструментальную, экспрессивную, а также поддерживающую функцию [7, с. 399].
Однако следует сказать, что исследования групп и групповых процессов в рамках различных научных направлений значительным образом отличаются друг от друга. Так в зарубежной социальной психологии и педагогике, которые долгое время шли в направлении исследования персонологических проблем, насчитывается около сотни известных научных трудов, каждый из которых тем или иным образом затрагивает проблемы развития человека в социуме, группе. На данный момент принято выделять несколько основных персонологических направлений - психоаналитическое, гуманистическое и бихевиоризм, которые, в свою очередь, включают в себя целую совокупность частных исследовательских разработок. В целом анализ теоретических концепций, начиная с 20-30-х гг., показывает наличие огромного количества гуманитарных направлений исследования, затрагивающих проблемы группы и групповых отношений (по некоторым источникам, насчитывается более тридцати четырех тысяч работ). Максимально ориентированными на проблемы групповых явлений можно считать такие направления, как бихевиоризм и социально-когнитивное направление [12].
При этом каждое направление вносило в структуру исследования данного явления свои особенности. Так, бихевиоризм в его различных формах, будучи направленным на исследование внешних проявлений человека, позволил педагогике выйти за рамки субъективных представлений и внести в структуру педагогических методов логику единого стандарта научного исследования, сложившегося в естественных науках, а также принципы верификации (проверки методик). В рамках этого же направления была предпринята попытка элиминировать ценностные установки по отношению к изучаемым объектам как препятствующие достижению истины в науке [11; 12, с. 331].
Представители когнитивного и социально-когнитивного направления внесли в структуру исследования социальных и групповых явлений понятие подкрепления, которое теснейшим образом связано с социальной средой. По их мнению, положительное подкрепление служит источником формирования как социально приемлемого поведения, так и его противоположных форм. Они же обратили внимание на когнитивную составляющую группового поведения. По мнению А. Бандуры и Дж. Ротте-ра, человек не всегда обращается к открытым формам поведения, связанным с реальными пробами и ошибками, поскольку важнейшую часть социального поведения составляет способность человека «проигрывать» элементы ситуации вне поведения (до поведения) с помощью различных форм когнитивного контроля (механизма консонанса или диссонанса) [11; 12, с. 373].
Весомый вклад в теоретические разработки по педагогике и социальной психологии внесли работы Курта Левина, который впервые начал рассматривать не общий контекст развития социальных отношений, но обратил внимание на целую совокупность самостоятельных явлений, свойственных группе, и, собственно, ввел понятие групповых процессов. В своих работах он рассмотрел следующие понятия: «групповая атмосфера», «стили руководства», «групповое поведение», «групповая динамика» [5].
И, наконец, отдельного внимания заслуживает исследование эмпирических составляющих социальных отношений, которые достаточно активно изучались в работах еще одного представителя социальной психологии за рубежом - Я. Морено, который ввёл в обиход понятия социометрии и ре-ферентометрии, а также понятие ранжировки предметно-ценностных ориентаций, применяющейся в совокупности с указанными методами. Он же ввёл в социальную психологию понятия «индекс популярности», «социометрические анкеты», «индекс предпочтений» [8, с. 110].
В отечественной психологии и педагогике изучение социальной сущности человека шло в направлении исследования форм проявления активности и деятельности человека. Начиная с 20-х гг., именно педагогика как наименее политизированная область исследования заняла нишу исследования группы и группового поведения. Идеи этого времени, принадлежащие перу А.С. Макаренко и А.С. Залужного, ориентированные на общественно значимые виды деятельности, внесли весомый вклад в определение данных понятий. Теоретические взгляды А.С. Залуж-ного были ориентированы на внешние параметры
исследования коллектива. Работы А.С. Макаренко, ориентированные на понятия совместной деятельности и срабатываемости, имели отношение к внутренней сущности данного явления. Именно в работах данного автора закладываются общие концептуальные основы коллектива, рассматриваются стадии его развития, а также изучаются проблемы общего социального (группового) контекста [10, с. 12].
Л.С. Выготский поднимает общую проблему социальной детерминации психики, вводя в науку понятие культурно-исторических влияний. Он полагает, что психология должна изучать не просто личную психологию, но психологию в условиях коллективного поведения и совместной деятельности [3].
Разработка проблем психотехники
(И.Н. Шпильрейн, С.Г. Геллерштейн, И.Н. Розанов) позволила пополнить не только педагогику, но и ряд других гуманитарных наук целой совокупностью психотехнических приёмов, направленных на сбор и анализ эмпирических данных. Именно представители данного направления, ввели в методический аппарат педагогики анкетирование и расширили диапазон исследовательской деятельности за счёт различного рода тестовых материалов [10, с.13].
Дальнейшие исследования в отечественной психологии приходятся на 50-60-е гг., которые характеризуются активным исследованием целой серии групповых понятий, таких как «интеграция», «эффективность», «руководство», «лидерство» (Я.Л. Ко-ломинский), «проблемы социометрии» (А.В. Петровский, Г.М. Андреева), «динамические аспекты группы» (Л.И. Уманский), «управление групповыми процессами» (Е.С. Кузьмин) [1; 4; 8].
На современном этапе изучения группы, педагогика и психология перешли от абстрактного изучения поведения в группе к изучению её содержательных и структурных аспектов. С содержательной точки зрения группа определяется как «...реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определённым образом осознают свою принадлежность к этому образованию» [1, с. 176]. Ключевыми понятиями в определении являются понятия совместной деятельности и общности. Под совместной деятельностью принято понимать деятельность совокупности субъектов, объединенных общей целью. Б.Ф. Ломов указывает, что «фактором, объединяющим людей в совместной деятельности и направляющим ее, является общая цель . и спецификация задач каждого из участников совместной деятельности». При этом если внешние параметры группы задаются через понятие цели, то внутренняя сущность группы описывается через понятие общности, которую принято понимать как содержательный, эмоционально ориентированный компонент группы, проявляющий себя не столько в направленности групповой деятельности, сколько в общем эмоциональном настрое, переживании результатов деятельности с другими участниками. В качестве такого эмоционального основания общности могут выступать как внутренние, так и внешние факторы [6].
Необходимо отметить ещё один важный факт. В силу своей социальной сущности человек чаще всего является представителем не одной, а несколь-
ких групп (общностей). Каждая из групп занимает в жизни человека определённое место. Однако групповая принадлежность не всегда имеет выход на структуру индивидуальных показателей человека. Таким индивидуальным механизмом, обеспечивающим «переход» социальных ценностей в структуру индивидуальных особенностей субъекта, можно считать механизм мотивации индивида, связанный с личностной составляющей групповой деятельности. Социальные механизмы, обеспечивающие переход от структуры индивидуальных особенностей к структуре коллективного поведения и обратно, являются более сложными.
Другим направлением исследования группы является изучение её структурных аспектов. К структурным характеристикам группы принято относить такие явления, как: совместимость, сплоченность, срабатываемость, контактность, ценностно-ори-ентационное единство, эффективность [6, с.238]. К формирующим механизмам группы Б.Ф. Ломов относит подражание, внушение и эмоциональное взаимозаражение. К внутренним групповым факторам совместной деятельности - сотрудничество и соперничество (соревнование).
И, наконец, отдельного внимания заслуживает исследование уровня развития группы, который ставится в зависимость от характера совместной деятельности участников. Н.Н. Обозов, выделяя шесть уровней развития группы, полагает, что полная изоляция человека от общества практически невозможна, а общение само по себе хоть и является важной частью жизни человека, не может удовлетворить все его возможные потребности. При этом уровень даже пассивной взаимосвязи между людьми способствует проявлению элементарных эффектов, связанных с развитием личности. Однако в полной мере социально-ориентированные эффекты начинают проявлять себя, начиная с четвертого уровня. А вот совместно-последовательная и тем более коллективистская деятельность (коллектив) уже имеет существенные отличия, представляя собой совершенно особое системное образование, имеющее выход на все социально-психологические эффекты, описываемые в науке [9].
Коллектив в истории педагогики и психологии, хотя и не является понятием, которое имеет однозначную трактовку и было описано значительно позже, чем целый ряд других педагогических феноменов, на данный момент является одним из системообразующих понятий. Данный факт имеет под собой определенные основания. Во-первых, содержательно проблемы коллектива связаны с целым рядом очень важных для педагогики феноменов. Во-вторых, коллектив является формой актуализации процессуального воздействия в воспитательном процессе, являющемся основой педагогики. И, наконец, группы, которые принято называть коллективом, имеют целую совокупность системных свойств, которые отличают их не только от диффузных групп, но и любых других групп с высоким уровнем развития.
В наше время представления о коллективе значительно трансформировались. В работах А.В. Петровского коллектив стал рассматриваться как высший уровень развития группы. По его мнению, «... фактором, превращающим группу в коллектив, является социально значимая, отвечающая как по-
требностям общества, так и интересам личности совместная деятельность...». Однако факт совместной деятельности, характеризуя группу в целом, является лишь внешним условием, основанием для развития коллективных отношений. К существенным особенностям деятельности можно отнести её ценность для общества, которая, по мнению автора, и порождает особые, коллективистские взаимоотношения в группе. В свою очередь, структура социально-психологических феноменов, возникающих в процессе взаимодействия членов коллектива, включает в себя такие показатели, как сплоченность, психологический климат, восприятие коллектива его членами, самочувствие и самоуважение личности в коллективе, перспективы личности в коллективе [8, с. 184].
Следует иметь ввиду, что феномены, свойственные коллективу, имеют тенденцию проявляться на фоне определенных структурных элементов группы и личностных особенностей участников, которым свойственны различные типы коммуникативного поведения: стремление к лидерству, потребность в одиночестве, приспособление к группе, подчинение другим и, наконец, проявление коллективистских тенденций. Группа в этом смысле всегда является некоторой совокупностью её членов, которая, однако, под воздействием совместной деятельности приобретает статус интегрального субъекта [6, с. 233; 7].
Исходя из этого, важное значение, в таких группах придаётся не только личностной, но и эмоциональной (симпатии-антипатии, податливость воздействию, общительность-замкнутость), а также ценностно-целевой составляющей, заключающейся в совместной групповой деятельности. В структуре коллективных взаимоотношений эмоциональная составляющая проявляет себя в таких формах, как взаимопомощь и взаимовыручка, стремление к сопереживанию другим, доброжелательность критики, настойчивость при достижении целей. Ценностный потенциал группы определяет общую направленность и совпадение целей деятельности.
Большинство авторов, рассматривающих содержательные и структурные характеристики группы, приходят к мнению о том, что групповая деятельность превращается в коллективную под воздействи-
ем не одного, а целой совокупности факторов - средо-вого, содержательно-деятельностного, личностного, которые только в таком сочетании значительно меняют облик группы, придавая ей существенные черты, которые и принято называть коллективом. Однако главным системообразующим (и коллективообра-зующим) фактором группы всё же остаётся целенаправленная совместная деятельность [10].
Необходимо обратить внимание на ещё один факт. Закономерности, действующие в диффузной группе, если и заслуживают внимания, вряд ли могут быть перенесены в структуру коллективных взаимоотношений без существенной коррекции. Так, если в структуре коллективных отношений решается проблема сплочённости, то в структуре диффузной группы проблема нивелируется до решения вопроса о количестве контактов (контактности), проблема взаимопомощи трансформируется в проблему ролевых отношений и т.д.
В современной педагогике проблема перехода от диффузных групп к коллективу решается за счёт анализа специфики деятельности и индивидуально-психологических особенностей в структуре вертикальных (руководящее звено) и горизонтальных отношений. Существенную роль в развитии представлений о коллективе, играет введение в структуру методического аппарата педагогики изученных в последние пару десятилетий, непосредственных или опосредованных, показателей эффективности работы коллектива, таких как ценностно-ориентационное единство (основан на совпадении оценок и ценностей в коллективе в целом), исследования фактов внутри-групповой дифференциации, факторов совпадения индивидуальной и групповой мотивации и т.д.
Немаловажный вклад в методологию исследования коллективов внесли А.В. Петровский, Я.Л. Ко-ломинский, Е.С. Кузьмин и другие отечественные учёные, разработавшие метод так называемой ре-ферентометрии, основанный на исследовании круга лиц, неосознанно включаемых человеком в структуру значимых для него людей, а также метод «двойной социометрии», основанный на сопоставлении двух рядов данных [8, с. 102, 10, с. 220-222]. Использование данных приёмов, а также метода исследования
Рис. 1. Структурные и содержательные аспекты коллектива как группового образования
мотивационных ядерных образований позволило отечественным учёным существенно расширить рамки исследования коллективов и сопровождающих их групповых процессов. Данные теоретического анализа проблемы на данный момент отражены на рис. 1.
Несколько иная картина представлена в исследованиях зарубежных психологов, которые, чаще всего не выделяют коллектив в структуре других человеческих общностей. К проблемам коллектива как такового обращаются скорее в связи с возникновением проблем управления группами. В зарубежной психологии очевидной является следующая проблема - существуют группы, которые оказывают определённое влияние на своих членов, в то время как другие такого влияния не имеют. Таким образом, в центре зарубежных исследований оказалась малая группа, которая рассматривается в качестве переходного звена в системе отношений «человек-общество». Исследуются такие параметры малых групп, как сплоченность, устойчивость к воздействию извне, эффективность деятельности, конформность в группе. Необходимо сказать, что в рамках зарубежных исследований было обнаружено достаточно много интересных закономерностей. Так, в частности, было доказано, что увеличение контактности может вести к увеличению влияния группы на индивида (правда, не всегда положительному), в то время как увеличение количества членов всегда ведёт к обратному эффекту (снижение сплоченности и совместимости). В рамках изучения групповой динамики исследуются такие феномены, как давление, сопротивление, притяжение, отталкивание, сцепление, которые мало разработаны в отечественной психологии [11]. И хотя взгляды зарубежных авторов на исследование данных феноменов и отличались определенной долей механистичности, исследования последних лет привнесли в структуру научной мысли новый взгляд на исследование групповых процессов и определили новые подходы к исследованию уже известных явлений.
Однако если проблемы социально-психологических закономерностей в группе достаточно активно разрабатывались в зарубежных исследованиях, поскольку ориентированы на эффективность деятельности, то проблемы личности и её изменений под воздействием группы в последние несколько десятилетий представлены лишь в рамках механистических (теория социального научения А. Бандуры, Дж. Роттера) либо ролевых концепций личности (Я. Морено, Э. Берн и др.) [10, с. 176, 12, с. 373].
Подводя итог, можно сказать, что активное исследование понятия группы и коллектива на современном этапе ведется в нескольких основных направлениях. В рамках зарубежных концепций исследуются в основном функциональные свойства группы, в меньшей мере затрагиваются личностные аспекты групповой деятельности. Плохо представлена в исследованиях эмоциональная составляющая групповой деятельности.
В отечественной психологии и педагогике понятие группы связывается с рядом таких понятий, как деятельность, в т.ч. совместная, мотивация, цели, общение, при максимальном внимании к эмоциональной и ценностной составляющей. Учитывая тот факт, что коллектив в отечественной психологии и педагогике принято рассматривать с точки зрения общественно значимых характеристик деятельности, ценностно-мотивационная составляющая, являющаяся «посредником между человеком и обществом», считается одной из главных дифференцирующих характеристик коллектива.
В структуре исследования коллективов в отечественной психологии явления личностного (а также эмоционального) и функционального порядка принято разделять. Так, эмоциональная составляющая коллектива описывается в терминах сопереживания, взаимопомощи, совместимости, ценностно-ориентационного единства (что свойственно в большей мере отечественной психологии). Деятельностная составляющая описывается в терминах контактности, срабатываемости, эффективности. Оба ряда событий можно рассматривать в качестве важных элементов коллектива как высшей формы проявления групповых отношений.
Исходя из исследований К.Дж. Гергена, который полагает, что социально-психологическое знание является исторически обусловленным, а следовательно, ему не свойственно накапливаться, поскольку оно достаточно быстро меняется и зависит от социума, следует обратить внимание и ещё на один важнейший элемент, связанный с исследованием групповых процессов и коллективов. Он заключается в том, что по сути дела, на современном этапе мы нуждаемся не столько в изучении социально-психологических закономерностей как таковых, сколько в методике получения социальных индикаторов, чутко реагирующих на психологические сдвиги в структуре личностных особенностей [10, с. 22-29].
К таким групповым маркерам в современной психологии можно отнести климат в коллективе, сплоченность, совместимость, взаимовыручку и взаимопонимание. В структуре личностных маркеров важнейшими являются мотивация и ценностный потенциал, потребность в самоуважении, настойчивость в достижении цели (воля), доброжелательность и критичность, способность к эмпатии. Третью группу маркеров составляют так называемые маркеры эмоционального порядка, обеспечивающие очень важную составляющую групповой деятельности. Сюда относятся симпатии, внушаемость и податливость к воздействию, общительность, сопереживание. Не менее важной составляющей является и разработка современного инструментария исследования, которая включает в себя модифицированные процедуры анкетирования, социометрии, референ-тометрии, а также использование некоторых методов смежных наук.
Список литературы
1. Андреева, Г. М. Социальная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 460 с.
2. Бехтерев, В. М. Избранные работы по социальной психологии. - М.: Наука, 1994. - 400 с.
3. Выготский, Л. С. Психология. - СПб.: Питер. 2008. - 758 с.
4. Коломинский, Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. - М.: АСТ, 2010. -
448 с.
5. Левин, К. Теория поля в социальных науках. - СПб.: Сенсор, 2000. - 368 с.
6. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. - 443 с.
7. Психология : учебник / В.М. Алахвердов, С.И. Богданова и др.; отв. ред. А.А. Крылов. - 2-е изд., пере-раб. и доп. - М.: ТК Велби: Проспект, 2004. - 752 с.
8. Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Политиздат, 1982. - 255 с.
9. Обозов, Н. Н., Федоренко, В. В. Психология профессионального общения : учебно-методическое пособие. - СПб.: ИПЦ СЗИУ - филиал РАНХиГС, 2016. - 44 с.
10. Социальная психология. Хрестоматия : учебное пособие для студентов вузов / сост.: Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 475 с.
11. Современная зарубежная социальная психология. Тексты / под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 275 с.
12. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2014. - 608 с.
© Слободчиков А.В., 2018
УДК 378
Р.В. Стрельцов, И.В. Зольников, Т.А. Лавина, И.В. Аханов
уровни развития готовности к применению информационных и коммуникационных технологий у военнослужащих
Development Levels of Applying Information and Communication Technologies by Military Personnel
СТРЕЛЬЦОВ, Роман Вячеславович, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры конструкций автобронетанковой техники факультета (технического обеспечения) Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации. Адрес: Россия, 614112, г. Пермь, ул. Гремячий лог, д. 1. Тел. 89822305009. E-mail: [email protected].
STRELTSOV, Roman Vyacheslavovich, PhD in Pedagogy, Senior Lecturer of the Armor Vehicles Construction department at the Perm Military Institute of National Guard Forces of Russia. Address: Russia, 614112, Perm, str. Gremiachy Log 1, Ph.: 89822305009; E-mail: [email protected].
ЗОЛЬНИКОВ, Игорь Валерьевич, кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры технической подготовки факультета (технического обеспечения) Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации. Адрес: Россия, 614112, г. Пермь, ул. Гремячий лог д. 1. Тел. 89120599223. E-mail: [email protected].
ZOLNIKOV, Igor Valerevich, PhD in Pedagogy, Lecturer of the Technical Training department at the Perm Military Institute of National Guard Forces of Russia. Address: Russia, 614112, Perm, str. Gremiachy Log 1, Ph.: 89120599223; E-mail: [email protected].
ЛАВИНА, Татьяна Ароновна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой компьютерных технологий Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова. Адрес: Россия, 428000, Чувашская Республика, Чебоксары, Московский проспект, 15Б. E-mail: [email protected].
LAVINA, Tatyana Aronovna, Doctor of Pedagogics, Professor, Head of the Chair of Computer Technologies of the Chuvash State University. I.N. Ulyanova. The address: Russia, 428000, Chuvash Republic, Cheboksary, Moscow Avenue, 15B; E-mail: [email protected].
АХАНОВ, Игорь Владимирович, заместитель начальника отдела кадров Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации. Адрес: Россия, 614112, г. Пермь, ул. Гремячий лог д. 1. Тел. 89100038222. E-mail: [email protected].
AKHANOV, Igor Vladimirovich, Chief Deputy of the Personnel Department at the Perm Military Institute of National Guard Forces of Russia. Address: Russia, 614112, Perm, str. Gremiachy Log 1, Ph.: 89100038222; E-mail: [email protected].
В данной статье проводится анализ организации непрерывной подготовки офицерского состава войск национальной гвардии России в области информационных и коммуникационных технологий, определены уровни подготовки к применению информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) у военнослужащих, выделены структурные компоненты данных уровней (мотивационный, когнитивный, операционно-деятельностный) и раскрыты их показатели.
Ключевые слова: непрерывная подготовка, офицерский состав, уровень подготовки, информационные и коммуникационные технологии, информационная безопасность, генеральная совокупность, нулевая гипотеза.
In this article the urgency of continuous training of officers in the field of information and communication technologies is under discussion. Development levels of applying information and communication technologies (ICT)