Научная статья на тему 'Теоретические и методические аспекты плавания в системе физического воспитания детей дошкольного возраста'

Теоретические и методические аспекты плавания в системе физического воспитания детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1031
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Котляров А. Д.

Показываются теоретические, методические и социальные аспекты при проведении занятий по плаванию с детьми дошкольного возраста. Исследованиями было установлено, что дошкольники в разные сроки осваивают отдельные способы плавания. Успешность обучения зависит и от использования различных педагогических приемов, направленных на активизацию сознания у детей 5-6 и 6-7 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические и методические аспекты плавания в системе физического воспитания детей дошкольного возраста»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАВАНИЯ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

А.Д. Котляров ЮУрГУ, г. Челябинск

Показываются теоретические, методические и социальные аспекты при проведении занятий по плаванию с детьми дошкольного возраста. Исследованиями было установлено, что дошкольники в разные сроки осваивают отдельные способы плавания. Успешность обучения зависит и от использования различных педагогических приемов, направленных на активизацию сознания у детей 5-6 и 6-7 лет.

Основными задачами различных программ по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях, являются три составляющих компонента в развитии ребенка: оздоровление, обучение и воспитание. По данным направлениям проведено достаточно много исследований как отечественными, так и зарубежными специалистами. Но, поскольку изменяются материально-технические условия и расширяются границы познаний, то происходит научно-методический поиск в реализации поставленных задач, в том числе как по вопросам обучения плаванию детей дошкольного возраста, так и оздоровительного воздействия водной среды на их организм, а также при формировании морально -волевых, интеллектуальных способностей у детей в процессе проведения занятий.

Занятия плаванием необходимо рассматривать с социальной, прикладной, оздоровительной и спортивной функции сторон деятельности человека. Все эти составляющие вида физкультурной или спортивной деятельности человека существуют на разных этапах его жизни.

Плавание является одним из самых эффективных средств физического воспитания, способствующее всестороннему развитию двигательной функции детей и имеет большое оздоровительное и прикладное значение. Вместе с тем, большое количество детей не умеет плавать (З.П. Фирсов, 1983; А.А. Кислое, 1989; Л.В. Строева 1991 и др.), что часто приводит к трагическим последствиям. По данным Е.А. Бондаревского и А.А. Гужаловского (1988), из общего числа утонувших, чаще всего несчастные случаи происходят в возрасте 3-10 лет - 34,6%, и в 11-15 лет - 22,7%. И в настоящее время, по данным Госкомстата России, до 15% несчастных случаев на воде происходят с детьми в возрасте до 14 лет. Причем среди всех несчастных случаев с летальным исходом наибольший процент составляет гибель на воде - до 30%. А первый пик несчастных случаев на воде приходится на возраст 5-9 лет (Т.А. Протчен-ко, Ю.А. Семенов, 2003). Поэтому в настоящее время разработка различных аспектов по обучению плаванию имеет и государственное значение (Н.Ж. Булгакова, 2001).

Особенно актуально это для дошкольников, поскольку дети этого возраста очень любопытны и не осторожны, а полученные навыки удержания на воде, даже не продолжительное время, могут спасти им жизнь. С социальной точки можно рассматривать и коммуникативные отношения между детьми во время проведения организованных занятий по плаванию.

Материалы и методы исследования. Реалии современного времени указывают на необходимость использования концепции конверсии избранных элементов технологий спортивной подготовки в системе физического воспитания населения (В .К. Баль-севич, 1993, 2000) и на теоретические положения конверсии спортивных технологий применительно к решению задач физического воспитания детей дошкольного возраста (Ю.К. Чернышенко, 1998). Прежде всего, это касается организационно-методических подходов к проведению занятий (соблюдение соответствующих задачам пульсовых режимов, использование «волнообразного» характера занятий и т.д.). Но, в тоже время, не следует увлекаться «ранней спортизацией», поскольку возникают определенные противоречия. По данному вопросу считаем необходимым, прислушаться к мнению В.Н. Платонова (1997), который отмечает, что попытки организовать спортивную работу с детьми 4-6 летнего возраста являются безрезультатными и даже вредными для их совершенствования. Поэтому, на наш взгляд, необходимо подчеркнуть, что, в дошкольном возрасте нельзя форсировать подготовку, не «ставить» сразу спортивные способы (ребенок физически и в координационном плане еще не готов в полной мере продемонстрировать их). Необходимо закладывать навыки и умения держаться на воде, основы статического и динамического плавания, так называемую «школу движений», повышать интерес к занятиям посредством умелого сочетания различных методов обучения, и конечно, оптимально повышать физические кондиции занимающихся, укреплять их здоровье. В констатирующем эксперименте были определены наиболее доступные в освоении способы плавания для мальчиков и девочек в возрастных группах 4-5, 5-6 и 6-7 лет.

Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 7, том 2

239

Актуальные проблемы современной реаб и литологии

Необходимо отметить, что в научно-методической литературе по обучению плаванию детей дошкольного возраста, не полностью раскрыты вопросы, касающиеся успешности овладения двигательными действиями в зависимости от способности ребенка к правильному восприятию, оценке собственных движений, адекватности своих двигательных представлений.

Общеизвестно, что для овладения навыка плавания необходимо освоить так называемые «подготовительные» упражнения (Н.Ж. Булгакова, 1979, 1984; B.C. Васильев, 1961, 1989 и др.). Данное положение особенно актуально для детей дошкольного и младшего школьного возраста (Т.И. Осокина с соавт. 1991, Л.П. Макаренко, 1985 и др.). Учитывая это, мы попытались выявить адекватность сформированного представления об отдельных, основных подготовительных упражнений, необходимых для овладения навыком плавания. Для этого, на первом этапе исследования, детям 5-7 лет, обучающиеся плаванию по общепринятой программе, предлагалось оценить свои собственные действия, выполняемые в условиях водной среды. Как выяснилось, не имея должных представлений и основных опорных точек для самоконтроля, обучающиеся плаванию дошкольники не могут адекватно оценивать собственные действия. Поэтому методами исследований были: анализ и обобщение данных научно-методической литературы, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, контрольные испытания, антропометрия, методы математической статистики.

Результаты и их обсуждение. Педагогический эксперимент проводился на контингенте детей трех возрастных групп: 4-5, 5-6, 6-7 лет. Занимающиеся контрольных групп, согласно общепринятому направлению в методике, начинали обучение с таких способов плавания, как: кроль на груди и кроль на спине. Дошкольники 4-5 лет экспериментальной группы, после этапа ознакомления с водной средой, обучались умению плавать следующими способами: 1) кроль без выноса рук; 2) плавание на груди при помощи одновременных движений руками (как при способе брасс) и попеременных движений ногами; 3) плавание на спине, при помощи попеременных движений ногами и винтообразных гребков руками. Дети эксперимен-

тальной группы 6-7 лет обучались преимущественно плаванию на спине, используя для продвижения попеременные движения ногами и винтообразные гребки руками, а также обучались кролю без выноса рук и плаванию с выполнением одновременных гребков руками (как при способе брасс) и попеременных движений ногами в положении лежа на груди.

Параллельно исследованиям, направленным определения более доступных в освоении способов плавания, была предпринята попытка активизировать сознание у детей 5-7 лет при выполнении упражнений в водной среде. Полученные данные показывают, что дошкольники этой возрастной группы успешнее овладевают навыком плавания. Так, к примеру, дошкольникам предлагается во время показа наглядных пособий, проговаривать вслух то двигательное действие, которое предстоит им выполнять. При этом педагог, ведущий занятие, концентрирует внимание детей на одном-двух узловых компонентах, определяющих успешность выполнения двигательного действия, выполнение упражнений в парах.

Выводы. Рационально организованные занятия по плаванию, с детьми в данном возрастном диапазоне, имеют большое социальное и оздоровительное значение (по данным ряда исследователей происходит закаливание организма, что выражается в снижении количества простудных заболеваний до 40-50%). Поэтому, нетрудно предположить, что технология проведения занятий по плаванию будет постоянно находиться под пристальным вниманием специалистов.

При обучении плаванию детей дошкольного возраста необходимо учитывать предрасположенность к освоению тех или иных способов плавания.

Целесообразно на занятиях со старшими дошкольниками использовать упражнения на активизацию сознания, посредством проговаривания ключевых слов и использования наглядных пособий.

Занятия плаванием с детьми дошкольного возраста необходимо рассматривать с социальной, прикладной, воспитательной и оздоровительной сторон деятельности ребенка и не забывать о государственной значимости. Поскольку именно в данный возрастной период навык плавания может быть заложен на всю оставшуюся жизнь.

240

Вестник ЮУрГУ, № 3, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.