Научная статья на тему 'Методика начального обучения плаванию детей младшего школьного возраста с учетом моторных асимметрий'

Методика начального обучения плаванию детей младшего школьного возраста с учетом моторных асимметрий Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
881
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ / СПОРТИВНОЕ ПЛАВАНИЕ / МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ / МОТОРНАЯ АСИММЕТРИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лаврентьева Дарья Андреевна

В данной статье отображены основные результаты и выводы, полученные в педагогическом эксперименте по применению методики начального обучения плаванию детей младшего школьного возраста с учетом моторных асимметрий и сравнение её с классическими общепринятыми методиками начального обучения плаванию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лаврентьева Дарья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Elementary swimming training methodology for the children of primary school age with allowance made for motor asymmetry

This article displayed the main results and conclusions obtained in the pedagogical experiment on the application of the methodology of the elementary training to swimming of the children of primary school age, with allowance made for the motor asymmetry and its compare with the classical conventional methods of the elementary training to swimming.

Текст научной работы на тему «Методика начального обучения плаванию детей младшего школьного возраста с учетом моторных асимметрий»

УДК 797.21

МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ МОТОРНЫХ АСИММЕТРИЙ

Дарья Андреевна Лаврентьева, аспирантка, Московская государственная академия физической культуры (МГАФК), Малаховка

Аннотация

В данной статье отображены основные результаты и выводы, полученные в педагогическом эксперименте по применению методики начального обучения плаванию детей младшего школьного возраста с учетом моторных асимметрий и сравнение её с классическими общепринятыми методиками начального обучения плаванию.

Ключевые слова: обучение плаванию, спортивное плавание, межполушарная асимметрия, моторная асимметрия, младший школьный возраст.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.06.124.p114-118

ELEMENTARY SWIMMING TRAINING METHODOLOGY FOR THE CHILDREN

OF PRIMARY SCHOOL AGE WITH ALLOWANCE MADE FOR MOTOR

ASYMMETRY Daria Andreevna Lavrentyeva, the post-graduate student, Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhovka

Annotation

This article displayed the main results and conclusions obtained in the pedagogical experiment on the application of the methodology of the elementary training to swimming of the children of primary school age, with allowance made for the motor asymmetry and its compare with the classical conventional methods of the elementary training to swimming.

Keywords: training to swimming, sports swimming, hemispheric asymmetry, motor asymmetry, primary school age.

ВВЕДЕНИЕ

В научно-методической литературе чрезвычайно мало информации по учету моторной асимметрии при начальном обучении двигательным действиям, в частности, плавательным. В связи с этим большинство тренеров не учитывают предрасположенность обучаемого к тому или иному способу плавания.

Такие специалисты в области плавания, как В. В. Васильев и Б. Н. Никитский (1973) описали в своих трудах такую закономерность на этапе начального обучения плаванию, как «двигательная избирательность». То есть, обучаемый, не владея плавательными навыками и не задумываясь о выполняемых движениях, начинает выполнять такие двигательные действия ногами и руками в воде, которые ему максимально удобны и, как показывает практический опыт, эффективны, с точки зрения, продвижения тела пловца вперед. Данную закономерность ряд физиологов объясняют влиянием и сложной организацией межполушарной асимметрии, а именно, индивидуального профиля асимметрии, который тесно связан с проявлением особенностей двигательного портрета человека [1, 2].

Известно, что методика начального обучения плаванию строится на основе освоения техники работы ног. Это необходимо для создания горизонтального положения тела в воде и продвижению его вперед [3]. В связи с этим моторная межполушарная асимметрия может выступать определяющей в характере рабочих движений ногами в воде на этапе начального обучения плаванию, а это в свою очередь, является основой выбора способа плавания [2].

Цель - разработка методики обучения плаванию детей младшего школьного возраста с учетом моторных асимметрий.

Гипотеза. Предполагалось, что учет моторных асимметрий напрямую связан с выбором способа движений ногами детьми, и если обучать плаванию детей вначале сходным способам плавания по характеру движений ногами, то процесс обучения будет более эффективным.

Задачи исследования:

1. Определить эффективность методики начального обучения плаванию детей младшего школьного возраста с учетом моторной асимметрии, сравнить с общепринятыми методиками начального обучения плаванию

2. Проанализировать способности детей с разными типами моторных асимметрий и структур рабочих движений ногами в воде к обучению технике разных спортивных способов плавания

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В сентябре 2014 года для обучения плаванию по разным методикам, для выявления наиболее эффективной методики начального обучения плаванию, было набрано 60 не умеющих плавать детей младшего школьного возраста. Все дети были разделены на три равных группы по 20 человек в каждой: контрольная группа 1 (КГ1), контрольная группа 2 (КГ2) и экспериментальная группа. У всех трех групп не выявлено достоверных различий по уровням физического развития и физической подготовленности (р<0,05).

В каждой из групп использовалась разная методика начального обучения. Так в КГ1 обучение происходило по параллельной методике, где сразу обучаются всем четырем спортивным способам плавания (кроль на груди, кроль на спине, брасс и дельфин); дети из КГ2 начинали обучаться с кроля на груди и кроля на спине, а во второй половине эксперимента добавлялось изучение спортивных способов плавания брасс и дельфин; в ЭГ применялась методика начального обучения плаванию с учетом моторных асимметрий, обуславливающая целесообразность подбора способа плавания для начального обучения, основанного на неосознанном выборе типа структуры рабочих движений ногами в воде (одновременная симметричная, попеременная или одновременная симметричная) и моторных асимметриях (ведущая рука и ведущая нога). На основании таких индивидуальных особенностей ребенка подбирались два схожих по структуре движений ногами в воде спортивных способа плавания. Так, дети «правши» выполнявшие попеременные движения в воде обучались технике плавания сначала кролем на груди и кролем на спине, а дети «левши» и дети с «перекрестной» моторной асимметрией с одновременной структурой движений ногами в воде обучались сначала технике спортивных способов брасс и дельфин.

В мае 2015 года был проведен итоговый сбор результатов эксперимента, выраженный в визуальной оценке технике плавания спортивных способов плавания: кроль на груди, кроль на спине и брасс. Оценка проводилась тремя тренерами-преподавателями со стажем работы от 5 до 7 лет по оценочным таблицам, разработанным Р. Б. Хальяндом; оценка техники плавания способом брасс производилась по оценочной таблице, составленной и унифицированной по результатам анкетного опроса 51 тренера-преподавателя со стажем работы не менее двух лет. По результатам такого анкетного опроса выявлялись наиболее значимые ошибки в технике плавания способом брасс.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В таблице 1 представлены результаты оценки техники плавания способов кроль на груди, кроль на спине и брасс, выраженные в средних баллах и набранных процентов от максимально возможного результата. Как видно по результатам в таблице 1, способ кроль на груди хуже всего освоили испытуемые из КГ1 - 1,89 балла (63,14% от макси-

мально возможного результата), чуть лучше освоила технику плавания способом кроль на груди КГ2 на 0,09 балла (ср. балл 1,98), набрав 66,08% от макс. Больше всего баллов набрала ЭГ - 2,2 балла (80%).

Таблица 1

Итоговые результаты оценки техники плавания во всех трех группах

Способ плавания

Группа Кроль на груди Кроль на спине Брасс

Средний % от максимально Средний % от максимально Средний % от максимально

балл возможного результата балл возможного результата балл возможного результата

КГ1 1,89 63,14% 1,98 66% 1,62 54%

КГ2 1,98 66,08% 2,12 70,56% 1,47 49%

ЭГ 2,2 80% 2,32 77,33% 2,3 79%

Похожая картина наблюдается и по результатам оценки техники плавания способом кроль на спине. КГ1 набрала 1,98 балла (66%), КГ2 - 2,12 балла (70,56%). Больше на 0,34 балла (11,33%), чем КГ1 и на 0,2 балла (6,77), чем КГ2 набрала ЭГ (2,32 балла и 77,33%). Такие результаты, по нашему мнению зависят от методик обучения, так в КГ1 детей сразу начинают обучать всеми способами плавания, уделяя не достаточно времени отработке элементов техники всех способов, а в КГ2 дети половину эксперимента (19 недель) обучались только технике плавания способами кроль на груди и кроль на спине, в связи с этим, несколько лучше освоили технику плавания этими двумя параллельными способами.

По результатам оценки техники плавания способа брасс ясно, что ситуация несколько отличается, тут меньше всего набрала КГ2 - 1,47 (49%), чуть больше набрала КГ1 - 1,62 балла (54%). Выше всего средний балл показала ЭГ - 2,3 балла, набрав 79% от максимально возможного результата.

Такие низкие результаты освоения техники плавания способом брасс в КГ1 и КГ2, мы связываем прежде всего с координационной сложностью техники этого способа. КГ1 показала немного выше средний балл, чем в КГ2, по нашему мнению из-за более продолжительного по времени освоения техники брасса с сентября, тогда, как в КГ2 брассу обучаться начали только в январе. А столь малое отставание по среднему баллу КГ1 от КГ2 (0,15 балла) обусловлено положительным переносом плавательных навыков, так как в КГ2 дети начали обучаться брассу уже имея плавательный опыт и владея техникой плавания способами кроль на груди и кроль на спине.

Интересным так же, представляются результаты оценки техники плавания внутри каждой группы у детей с разными типами моторных асимметрии и неосознанным выбором структуры движений ногами. Такие результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Средний балл по результатам оценки техники плавания внутри каждой группы у

детей с разными типами моторных асимметрий

Группа Способ плавания Средний балл

правши левши

КГ1 брасс 1,32 2,08

КГ1 кроль на груди 2,31 1,48

КГ1 кроль на спине 2,19 1,46

КГ2 брасс 1,2 1,8

КГ2 кроль на груди 2,27 1,63

КГ2 кроль на спине 2,49 1,66

ЭГ брасс 2,09 2,56

ЭГ кроль на груди 2,74 2,17

ЭГ кроль на спине 2,62 2,12

Как видно по результатам в таблице 2, в КГ1 детям «правшам» (правая ведущая рука, правая ведущая нога) легче и эффективнее давалась в освоении техника плавания способом кроль на груди и на спине, они показали 2,31 балла и 2,19 балла соответствен-

но, но средний балл по результатам оценки техники плавания способом брасс указывает на то, что этот способ давался и сложнее и он менее удобен для них (1,32 балла). Похожая ситуация наблюдается и в двух других группах.

Так в КГ2 эта тенденция тоже ярко выражена, «левши» и дети с «перекрестной» моторной асимметрией несколько успешнее осваивают технику плавания способом брасс, показав 1,8 балла, что выше на 0,6 балла, чем средний балл по результатам оценки техники плавания брасса, чем у детей «правшей», предпочитающих попеременный характер движений ногами в воде. Но, как и в КГ1 и ЭГ, «правши» легче и качественней осваивают технику способов кроль на груди и кроль на спине (2,27 балла и 2,49 балла), в то время, как «левши» и дети с «перекрестной» моторной асимметрией показали 1,63 балла в кроле на груди и 1,66 балла в кроле на спине.

В ЭГ несколько иная ситуация, там так же, как и в КГ1 и КГ2 видно, что «левшам» и детям с «перекрестной» моторной асимметрией сложнее дается освоить способы плавания кроль на груди и кроль на спине (2,17 балла и 2,12 балла), но разрыв между результатами оценки тех же способов у «правшей значительно ниже, они («левши» и дети с «перекрестной» моторной асимметрией) освоили хуже технику плавания кролем на груди и кролем на спине, всего на 0,57 балла (кроль на груди) и 0,5 балла (кроль на спине), а общие результаты выше, чем в КГ1 и КГ2 (таблица 2). Для сравнения, разница по среднему баллу, полученному в результате оценки техники плавания способами кроль на груди и кроль на спине в КГ1 и КГ2 - 0,83 балла (кроль на груди) и 0,73 балла (кроль на спине) в КГ1, а в КГ2 - 0,64 (кроль на груди) и 0,83 балла (кроль на спине). Похожая ситуация и в результатах оценки техники плавания способом брасс (таблица 2).

Меньший разброс результатов оценки техники плавания в ЭГ по сравнению с КГ1 и КГ2 может быть обусловлен более «ровным» освоением техники всех способов плавания детьми в ЭГ, поскольку начинается обучение со способов плавания, к которым предрасположен обучаемый, а использование рекомендуемых упражнений для изначально правильной выработки выполнения элементов техники способов плавания, не схожих по выбору структуры движений ногами, дает положительный результат, выражающийся в более высоких оценках техники всех спортивных способов плавания.

ВЫВОДЫ

1. Применение методики начального обучения плаванию детей младшего школьного возраста с учетом моторной асимметрии позволяет улучшить качество освоения способа плавания кроль груди от 13,92% до 16,86% баллов, в кроле на спине от 6,77% до 11,33%, в брассе от 25% до 30%.

2. Анализируя способности детей с разными типами моторных асимметрий и структур рабочих движений ногами в воде к обучению технике разных спортивных способов плавания, было выявлено, что «левши» и дети с «перекрестной» моторной асимметрией несколько успешнее осваивают технику плавания способом брасс чем у дети «правши», предпочитающие попеременный характер движений ногами в воде. Но «правши» легче и качественнее осваивают технику способов кроль на груди и кроль на спине, в то время, как «левшам» и детям с «перекрестной» моторной асимметрией освоение техники плавания этими способами дается сложнее.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бердичевская, Е.М. Координационные характеристики произвольных движений человека в связи с индивидуальным профилем асимметрии / Е.М. Бердичевская // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2004. - № 1-4. - С. 45-51.

2. Лаврентьева, Д.А. Влияние особенностей индивидуального профиля асимметрии на выбор структуры движений ног в воде у детей младшего школьного возраста на этапе начального обучения плаванию / Д.А. Лаврентьева // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2014. - № 6 (112). - С. 100-103.

3. Плавание / под ред. Б. Н. Никитского. - М. : Просвещение, 1967. - 295 с.

REFERENCES

1. Berdichevskaya, E.M. (2004), "Coordination characteristics of voluntary movements of human in connection with individual asymmetry profiles", Physical Culture, Sport - Science and Practice, No. 1-4, pp. 45-51.

2. Lavrentyeva, D.A.(2014), "Influence of individual profile asymmetry features on the choice of leg movements structure in the water of primary school children in initial teaching swimming", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. Vol. 112, pp. 100-103.

3. Ed. Nikitskii B.N. (1967), Swimming, Prosvechenie, Moscow.

Контактная информация: [email protected],

Статья поступила в редакцию 22.06.2015.

УДК 796.015

НАЧАЛЬНАЯ СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Андрей Борисович Лагутин, кандидат педагогических наук, профессор, Екатерина Сергеевна Коченгина, аспирантка, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и

туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Аннотация

В работе представлено экспериментальное обоснование «Программы начальной спортивной подготовки», использованной с целью формирования у детей дошкольного возраста двигательных возможностей и желания продолжить систематические занятия спортом на этапе начального школьного образования. Двигательным содержанием «Программы» послужили упражнения основной («общеразвивающей») гимнастики, ориентированные на разностороннюю физическую подготовку, формирование «базовых» двигательных умений универсального характера и развитие способности быстро и прочно осваивать новые формы движений. При реализации программы широко использовались приёмы психолого-педагогического воздействия, формирующие мотивацию к систематическим занятиям спортивными упражнениями. Моторная составляющая результативности занятий по экспериментальной программе определялась тестами, оценивающими уровень технико-физической подготовленности детей, мотивационная - методами практической психологии.

Ключевые слова: универсальные двигательные умения, двигательно-координационные способности, обучение двигательным действиям, формирование мотивации к занятиям спортом.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.06.124.p118-124

INITIAL SPORTS TRAINING OF CHILDREN AT PRESCHOOL AGE

Andrey Borisovich Lagutin, the candidate of pedagogical sciences, professor, Ekaterina Sergeyevna Kochengina, the post-graduate student, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow

Annotation

The article presents the experimental validation of the "Program of initial sports training", used for the purpose of formation of the motor abilities at preschool children and willingness to continue the regular sports practice during the primary school education. Motor content of the "Program" has included the basic exercises ("all-developing") of gymnastics focused on the versatile physical training, the formation of "basic" motor skills of the universal character and development of the ability to quick and secure mastering of the new forms of movements. The program widely used the methods of psychological and pedagogical influence, forming the motivation to the regular sports exercises. Motor component of the effectiveness of training under the pilot program was determined with the tests assessing the level of technical and physical readiness of the children, motivational - with the methods of practical psychology.

Keywords: universal motor skills, motor coordination abilities, training to motor actions, motivation to exercises.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.