Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДИСЦИПЛИНА / КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЕМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коротков Анатолий Владимирович

Цель исследования - привлечение внимания к проблеме воспитания и к необходимости совершенствования теоретического и методического обеспечения процесса социального воспитания студентов в высшей школе, направленного на формирование социального поведения студента непосредственно в образовательной организации, соответствующего культурному уровню, нормам и правилам этой образовательной организации. Источником информации послужили законодательные акты и научные публикации по вопросам воспитания обучающихся. Некоторые категории и понятия, применяемые при исследовании социального воспитания и поведения, еще не получили завершенного вида, поэтому выполненное исследование основано на методологии науки, содержащей в качестве одного из своих разделов совершенствование и конкретизацию понятийно-категорийного аппарата в данной области науки. Также в ходе исследования для описания процесса формирования социального поведения в высшей школе применен системный, кибернетический подход, предполагающий моделирование процесса воспитания в виде модели управления процессом социализации учащегося, предполагающей задание требований, мониторинг достигнутых результатов и корректировку управления посредством обратной связи. В исследовании применены элементы планирования с разработкой перечня работ и мероприятий по управлению процессом социального поведения студентов. В результате исследования уточнен и сформирован понятийно-категорийный аппарат, необходимый для описания процесса социализации студента в образовательной организации, включая такие понятия, как социальное воспитание, социализация, социальное поведение, организационное поведение, дисциплина поведения, кодекс поведения, культура поведения, организационная дисциплина; разработана модель управления процессом формирования социального поведения студента в виде системы с обратной связью; предложен перечень работ и мероприятий для обеспечения процесса управления социальным поведением с оценкой их применяемости в современной практике. Полученные результаты могут стать основой для разработки механизма управления социальным воспитанием в вузе и могут быть применены не только в высшей школе, но и в иных образовательных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коротков Анатолий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF SHAPING SOCIAL BEHAVIOR IN HIGHER SCHOOL

The goal of the research is to attract attention to the problem of upbringing and to the necessity of improving theoretical and methodological support of the process of social upbringing of students in higher school oriented to shaping social behavior of students directly in the education institution that corresponds to the cultural level, standards and rules of this education institution. Legislative acts and academic publications concerning learners’ upbringing were used as sources of information. Certain categories and notions used in researching social upbringing and behavior have not been completely shaped, thus the present investigation was based on scientific methodology, which includes as one of its sections improvement and concretization of conceptual and categorical apparatus in this field of science. During the research in order to describe the process of shaping social behavior in higher school the authors used systematic, cybernetic approach implying modeling of the upbringing process in the form of model of managing the process of learner’s socialization assuming demand setting, monitoring results and correction of management by feedback. The research used elements of planning with development of the list of tasks and events aimed at managing the process of social behavior of student. As a result the conceptual and categorical apparatus was specified and formulated, which is necessary to describe the process of student’s socialization in education institutions, including such notions as social upbringing, socialization, social behavior, organizational behavior, behavior discipline, behavior code, behavior culture, organizational discipline; the model of managing the process of shaping social behavior of student was worked out in the form of the system with feedback; the list of tasks and events was developed to support the process of managing social behavior with assessment of their applicability in current situation. The obtained results can form the foundation for developing the mechanism of managing social behavior in university and can be used not only in higher school but also in other education institutions.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ

DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2413-2829-2021-2-99-112

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

А. В. Коротков

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова,

Москва, Россия

Цель исследования - привлечение внимания к проблеме воспитания и к необходимости совершенствования теоретического и методического обеспечения процесса социального воспитания студентов в высшей школе, направленного на формирование социального поведения студента непосредственно в образовательной организации, соответствующего культурному уровню, нормам и правилам этой образовательной организации. Источником информации послужили законодательные акты и научные публикации по вопросам воспитания обучающихся. Некоторые категории и понятия, применяемые при исследовании социального воспитания и поведения, еще не получили завершенного вида, поэтому выполненное исследование основано на методологии науки, содержащей в качестве одного из своих разделов совершенствование и конкретизацию понятийно-категорийного аппарата в данной области науки. Также в ходе исследования для описания процесса формирования социального поведения в высшей школе применен системный, кибернетический подход, предполагающий моделирование процесса воспитания в виде модели управления процессом социализации учащегося, предполагающей задание требований, мониторинг достигнутых результатов и корректировку управления посредством обратной связи. В исследовании применены элементы планирования с разработкой перечня работ и мероприятий по управлению процессом социального поведения студентов. В результате исследования уточнен и сформирован понятийно-категорийный аппарат, необходимый для описания процесса социализации студента в образовательной организации, включая такие понятия, как социальное воспитание, социализация, социальное поведение, организационное поведение, дисциплина поведения, кодекс поведения, культура поведения, организационная дисциплина; разработана модель управления процессом формирования социального поведения студента в виде системы с обратной связью; предложен перечень работ и мероприятий для обеспечения процесса управления социальным поведением с оценкой их применяемости в современной практике. Полученные результаты могут стать основой для разработки механизма управления социальным воспитанием в вузе и могут быть применены не только в высшей школе, но и в иных образовательных организациях.

Ключевые слова: воспитание, социальное воспитание, социализация, организационное поведение, дисциплина, кодекс поведения, управление поведением.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF SHAPING SOCIAL BEHAVIOR IN HIGHER SCHOOL

Anatoly V. Korotkov

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia

The goal of the research is to attract attention to the problem of upbringing and to the necessity of improving theoretical and methodological support of the process of social upbringing of students in higher school oriented to shaping social behavior of students directly in the education institution that corresponds to the cultural level, standards and rules of this education institution. Legislative acts and academic publications concerning learners' upbringing were used as sources of information. Certain categories and notions used in researching social upbringing and behavior have not been completely shaped, thus the present investigation was based on scientific methodology, which includes as one of its sections improvement and concretization of conceptual and categorical apparatus in this field of science. During the research in order to describe the process of shaping social behavior in higher school the authors used systematic, cybernetic approach implying modeling of the upbringing process in the

form of model of managing the process of learner's socialization assuming demand setting, monitoring results and correction of management by feedback. The research used elements of planning with development of the list of tasks and events aimed at managing the process of social behavior of student. As a result the conceptual and categorical apparatus was specified and formulated, which is necessary to describe the process of student's socialization in education institutions, including such notions as social upbringing, socialization, social behavior, organizational behavior, behavior discipline, behavior code, behavior culture, organizational discipline; the model of managing the process of shaping social behavior of student was worked out in the form of the system with feedback; the list of tasks and events was developed to support the process of managing social behavior with assessment of their applicability in current situation. The obtained results can form the foundation for developing the mechanism of managing social behavior in university and can be used not only in higher school but also in other education institutions.

Keywords: upbringing, social upbringing, socialization, organizational behavior, discipline, behavior code, behavior management.

Введение

В учебных заведениях, особенно при очной форме обучения, девиантное поведение не вписывается в формат коллективного обучения и возникает требующая своего решения проблема формирования социального поведения учащихся в своем университете. Исходя из проблематики были поставлены и решены следующие задачи: выявление, конкретизация и координация важнейших категорий, в том числе таких, как воспитание, социализация, социальное поведение, дисциплина и др.; формализация процесса формирования социального поведения в высшей школе; формирование модели управления социальным поведением; анализ содержания Закона об образовании в Российской Федерации с позиций документа, регламентирующего процесс управления социальным поведением студента; конкретизация видов деятельности по управлению социальным поведением; анализ роли и содержания кодекса поведения студента в системе управления поведением учащихся. Решение поставленных задач основано на научной методологии, применении теории управления, менеджмента.

Как известно, образование - это единство обучения и воспитания. Задача осуществления социального воспитания учащихся высшей школы является чрезвычайно актуальной, поскольку оно является важнейшим условием поддержания и повышения качества обучения и образования в целом. Социальное поведение в организации - модель социального поведения в

обществе. Овладение культурой поведения в организации - шаг к социализации в обществе. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» воспитание является составной частью образования: «Образование -единый целенаправленный процесс воспитания и обучения...»1. Причем, как следует из текста Закона, слово «воспитание» предшествует обучению, что подчеркивает роль и значение воспитания в системе образования. В настоящее время возросло внимание к воспитанию на законодательном уровне. С 1 сентября 2020 г. вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».

Сегодня из поля зрения исследователей фактически исчезла проблема воспитания учащихся даже в средней школе. Имеющиеся работы носят единичный характер. На общем фоне совершенно недостаточно разработана проблема социального воспитания с целью формирования социального поведения непосредственно в своем учебном заведении. В отечественных педагогических исследованиях почти не представлены работы по организационной социализации и по организационному поведению именно во время обучения в учебном заведении. Недостаточное внимание в ли-

1 URL: http://ivo.garant.ru/ #/document/70291362/ paragraph/1:! (дата обращения: 01.08.2020).

тературе уделяется роли и статусу кодекса поведения в образовательной организации как важнейшему регламентирующему документу.

Данная статья представляет собой развитие наших исследований, посвященных обоснованию неправомерности отношения к образованию как к образовательной услуге [4; 5] и проблеме воспитания учащихся [3]. Полученные результаты ориентированы на их применение в педагогике и менеджменте образования в процессе совершенствования воспитательной работы с целью повышения качества и конкурентоспособности российского образования, а также культурного уровня учащихся.

Понятие воспитания

Очевидно, что социальное поведение -результат воспитания и конкретно социального воспитания. Рассмотрим новую, расширенную формулировку воспитания, представленную в Федеральном законе от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ: «Воспитание -деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде»1.

В качестве замечания отметим, что воспитание - это не бремя, а привилегия студента, поскольку для воспитания требуется определенное время. Поэтому на начальных курсах требования сочетаются с воспитательной работой, и пока она ведет-

1 ЦКЬ: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/74351950/ (дата обращения: 07.10.2020).

ся наиболее интенсивно, то, естественно, что проявляется определенное снисхождение. В то же время на старших курсах акцент в управлении поведением с полным правом может быть сделан на контроле за выполнением норм и правил поведения. В трудовом коллективе воспитания, как оно понимается в процессе обучения, не будет. Что касается преподавателей, то им сложнее: воспитание - это бонус, который преподавателям не дается. По умолчанию предполагается, что они его уже в свое время получили и демонстрируют личный пример, как и старшекурсники.

Выше отмечалось, что воспитание - составная часть, фактор качества образования. Укажем и на тот факт, что воспитание аналогично обучению - оно проводится в аналогичном формате и предполагает обязательную активность учащегося, как и обучение. Дадим пояснения.

1. Формат воспитания. Субъектом воспитания является образовательная организация (учебное заведение, образовательное учреждение), а объектом - учащийся, студент, который должен в результате воспитания приобрести требуемые навыки социального поведения. Социальное воспитание осуществляет система образования в целом, образовательная организация, в частности, администрация, преподаватели, деканат, студенческий совет и т. д. Как и в процессе обучения, здесь также нужен аналог учебника с правилами поведения, а также занятия по освоению этих правил и норм. Как и при обучении, учащийся в ходе воспитательного процесса приобретает знания, умения и навыки. В идеале учащийся поднимается на высоту морально-нравственного поведения.

2. Активность объекта. Воспитание, как и обучение, возможно лишь в результате совместных усилий преподавателей, с одной стороны, и учащихся - с другой. Необходимо взаимодействие этих сторон. Усилий воспитателей недостаточно. Как и в процессе обучения, необходима активность студента, поскольку если он не принимает воспитание, то результата не будет.

Что касается социального поведения, то студент должен быть мотивирован на свою социализацию, которая без активности невозможна. Таким образом, воспитание и далее социализация студента - это не услуга, это требование общества и образовательной организации, в функционировании которой принимает участие студент. Именно по причине активности студента как обязательного условия обучения и воспитания мы преднамеренно используем термин «учащийся» (учащий себя) вместо «обучающийся» как предполагающий более активную, творческую позицию студента. Обучиться можно чему-то конкретному, а учиться нужно всю жизнь.

Неприятие воспитания возможно в сервисной парадигме образования [4; 5] со схемой «заказчик - исполнитель», когда студент может сопротивляться воспитанию как лишней, по его мнению, компоненте образования по принципу «покупатель всегда прав». Отметим, что именно активность студента (объекта) в процессе не только обучения, но и воспитания, а значит, и образования в целом не позволяет отнести образование к услугам, поддерживая ведущееся в обществе обсуждение несостоятельности термина «образовательные услуги».

Социальное воспитание

Перейдем к уточнению содержания социального воспитания, которое является одним из видов воспитания. Так, в Педагогическом энциклопедическом словаре [9] оно перечислено среди пятнадцати видов воспитания: духовное, нравственное, политическое, этическое, эстетическое, половое, правовое, свободное, социальное, трудовое, умственное, физическое, художественное, экологическое, экономическое.

В соответствии с Педагогическим словарем «воспитание социальное - ...планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития человека в процессе его социализации»1. Это означа-

1 ЦКЬ: https://pedagogical.academic.ru/ (дата обращения: 15.08.2020).

ет, что именно социальное воспитание направлено на запуск и поддержание процесса социализации человека. Весомым подтверждением такого определения мы находим в формулировке воспитания непосредственно в Законе «Об образовании в Российской Федерации», из которой следует, что под воспитанием, в частности, понимается «создание условий для. социализации».

В связи с рассмотрением социального воспитания сделаем два комментария по представленной формулировке воспитания в Законе:

- к социальному воспитанию в широком смысле - в интересах общества в целом - можно отнести воспитание гражданственности, уважения закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, воспитание взаимного уважения. Однако в свете данной статьи было бы желательно также указать на воспитание культуры поведения в обществе и в организации;

- в Законе сказано, что воспитание осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства. Отметим, что с позиций организационной социализации и воспитания культуры поведения было бы желательно среди интересантов воспитания и поведения видеть и саму образовательную организацию, хотя, несомненно, она ячейка общества.

Модель формирования

социального поведения

Социальное воспитание направлено на социализацию гражданина, на социальное поведение, соответствующее правилам и нормам поведения как в обществе в целом, так и в организации. Опираясь на вышеизложенную логику, разработана реализующая системный подход модель процесса формирования социального поведения в образовательной организации высшей школы в виде системы «деятельность -процесс - результат - управление» (рисунок). На рисунке выделены деятельность, процесс, результат и управление процес-

сом формирования социального поведе- воспитание - это деятельность, осуществ-ния. В воспитании и социальном воспита- ляемая субъектом воспитания. нии в частности акцент сделан на то, что

Деятельность

субъекта воспитания

Воспитание

Социальное воспитание

Процесс, происходящий с объектом воспитания

Социализация

Организационная социализация

Результат -

социальное/ организационное поведение в высшей школе

Поступки. Дисциплина

Рейтинг

ОС

Управление социальным поведением - формирование управляющих воздействий

и контроль результатов

Обеспечение процесса организационной социализации: Закон об образовании, устав организации, кодекс и правила поведения

Рис. Модель формирования социального поведения в высшей школе

Эта деятельность направлена на объект воспитания - учащегося, который находится в процессе социализации и конкретно организационной социализации. Результатом такой воспитательной работы становится организационное поведение учащегося, которое проявляется в поступках, соответствующих нормам и правилам, содержанию корпоративной культуры организации. Фактически имеем модель управления с обратной связью, позволяющую контролировать результат и вносить коррективы в процесс воспитания. Стрелка ОС означает наличие обратной связи. Обратная связь состоит в том, что организация проводит мониторинг достигнутого уровня социального поведения, на основе которого вырабатывает соответствующие управляющие воздействия в системе при отклонении результата от цели. Дадим более подробные комментарии по блокам системы.

Первый блок на рисунке - воспитание и социальное воспитание - рассмотрен вы-

ше, поэтому перейдем к рассмотрению социализации (второй блок).

Социализация и организационная

социализация

В соответствии с «Википедией» социализация - процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение ее социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе. Здесь подтверждается высказанное ранее понимание социализации как процесса.

В Энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона трактовка в большей степени ориентирована на поведение в коллективе1. Здесь термин «социализация» полностью отождествляется с коллективизмом, который противоположен индивидуализму и эгоизму. Однако, по нашему мнению, не следует отождеств-

1 ЦКЬ: https://rus-brokgauz-efron.slovaronline. com/65355 (дата обращения: 04.01.2021).

лять социализацию как процесс с коллективизмом как результатом социализации.

Рассмотрим организационную социализацию, или, иначе, социализацию в организации. Г. Н. Мишин под организационной социализацией понимает взаимодействие организации и индивида [6]. Под социализацией в организации он понимает познание, посредствам которого человек приспосабливается к своей новой роли в конкретной организации. В своей статье Мишин дает пояснение, что вуз является агентом социализации и что основным механизмом социализации является организационная культура вуза, а студент приобщается к системе норм и ценностей. Отметим, что в его статье имеются ссылки на несколько интересных иностранных публикаций по теме. В частности, со ссылкой на зарубежный источник [13] приводится определение организационной социализации как процесса, в который вовлечен студент в процессе социализации. При этом под организационной социализацией понимается процесс, посредством которого индивид познает ценности и возможности организации, усваивает нормы поведения и социальные знания, необходимые для выполнения организационной роли и идентификации себя с организацией. Мы разделяем такую точку зрения.

В результате можно констатировать, что, к сожалению, исследования по организационной социализации в сфере образования почти не представлены в отечественных педагогических исследованиях. Необходимо отметить, что в сфере образования и в соответствующей литературе основное внимание почему-то уделяется профессиональной социализации учащихся. Такая социализация, безусловно, необходима, но она ориентирована на будущее студента за пределами вуза. При этом значительно меньшее внимание в научной литературе уделяется организационной социализации в образовательной организации, ориентированной на настоящее и на свою организацию.

Социальное поведение

Перейдем к анализу социального поведения (третий блок на рисунке). В литературе часто встречается очень широкое понимание социального поведения, под которым понимается любое поведение индивида в обществе, а не поведение, соответствующее социальным (принятым в обществе) нормам и правилам. Так, в «Вики-педии» под социальным поведением понимается взаимодействие двух или более индивидуумов (особей) в популяции одного вида. Такое понимание очень общее, поскольку описывает поведение не только людей. По нашему мнению, под социумом все-таки следует понимать общество людей. Обратимся к более конкретным определениям. В Современном толковом словаре русского языка [1] рассматриваются три смысловые нагрузки поведения вообще: 1) совокупность поступков и действий по отношению к окружающим; 2) умение вести себя в соответствии с установленными правилами распорядка; 3) реакция организма на то или иное воздействие, раздражение.

Наше понимание социального поведения, когда собственные права индивидуума заканчиваются там, где начинаются права социума, присуще исключительно людям и в принципе соответствует первой и второй смысловым нагрузкам поведения. По нашему мнению, социальное поведение - это поведение, соответствующее нормам и правилам поведения людей в обществе, нравственным принципам общества. Социальное поведение основано на понимании необходимости ограничения личной свободы в коллективе, на балансе свобод и обязанностей, на уважении к правам окружающих. Социальное поведение проявляется в поступках человека, в дисциплине поведения.

Рассмотренные выше определения социального поведения применимы к любому социуму. В нашем случае - это образовательная организация и конкретно вуз. Соответственно, рассматривается социальное поведение в высшей школе - поведе-

ние студентов, преподавателей и сотрудников, соответствующее этическим, нравственным, культурным и дисциплинарным нормам и правилам поведения, принятым в обществе и в учебном заведении.

В качестве замечания отметим, что существует учебная дисциплина «Организационное поведение», которая близка к рассматриваемой нами тематике. Несмотря на многочисленные учебники, единого определения социального поведения в них нет. Заслуживает внимания определение из учебника О. А. Голубковой и С. В. Сатико-вой, где «под организационным поведением принято понимать область исследований, рассматривающую особенности поведения людей в организации, включая как поведение отдельно взятого индивида, так и групповое поведение. Эта область знаний позволяет. найти способы воздействия на поведение человека на рабочем месте и способствует формированию таких типов поведения и деятельности, которые обеспечивают максимально эффективную работу организации в целом.»1. Очевидно, что это может быть применено и к образовательной организации. Однако, к сожалению, в рассмотренных нами учебниках по организационному поведению не найдено упоминания об организационном поведении именно в вузе, хотя система образования - важнейший институт общества.

В литературе встречается термин «организационное поведение». Понятия социального и организационного поведения близки. Было бы целесообразно их объединение в виде «социальное организационное поведение». Мы отдаем предпочтение термину «социальное поведение в высшей школе», делая акцент на социализации. При этом разработка способов воздействия на поведение, о чем сказано в процитированном определении, должна стать важнейшим результатом исследования организационного поведения в высшей шко-

1 Голубкова О. А., Сатикова С. В. Организационное поведение : учебник и практикум для вузов. - М. : Юрайт, 2020. - С. 7.

ле. Фактически социальное поведение в организации как научная дисциплина должно пониматься как управление социальным поведением и включать два раздела: анализ поведения в организации и формирование социального поведения посредством способов воздействия, о которых сказано выше, применительно к образовательной организации.

Дисциплина поведения

в высшей школе

Асоциальное, девиантное по сути поведение в образовательной организации указывает на проблему дисциплины, которая далеко не безобидна. Асоциальное поведение меньшинства мешает получать знания большинству. В школе говорят о сорванном уроке, но почему-то в вузе не говорят о сорванном занятии или даже конкретно о сорванной лекции, где присутствует много студентов и, соответственно, ущерб для студенческого коллектива значительный [7; 8; 11].

Рассмотрим некоторые дефиниции. Содержательные, полностью совпадающие определения дисциплины даны в Педагогическом энциклопедическом словаре [9] и в Большом энциклопедическом словаре, где сказано, что «дисциплина (лат. disciplina - обучение, воспитание) - определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации»2. Мы разделяем такую трактовку и предлагаем для конкретизации понятия дисциплины в организации использовать термин «организационная (корпоративная, вузовская, школьная) дисциплина поведения».

В «Википедии» дисциплина определяется как правила поведения личности, соответствующие принятым в обществе нормам или требованиям правил распорядка. В этом смысле говорят о школьной дисциплине, трудовой дисциплине, воинской дисциплине и т. п. К сожалению, в этом определении не указана вузовская дисци-

2 URL: http:/ / rus-big-enc-dict.slovaronIine.com/ articles/

плина, хотя школьная дисциплина перечислена. В то же время социальный заказ студенческого сообщества на дисциплину существует. Очевидно, что ориентированные на получение знаний дисциплинированные студенты нуждаются в том, чтобы на занятии была рабочая, комфортная для обучения обстановка, когда преподаватель не отвлекается на наведение порядка.

В литературе даже о школьной дисциплине сейчас говорится мало, а о вузовской, к сожалению, и того меньше, как будто этой проблемы нет. В. П. Созонов в своей статье «Дисциплина школьника -разговор на скучную тему...» с сожалением отмечает, что «в академическом учебнике для педагогов1 раздела «Дисциплина» вообще нет, да, по-моему, и само слово нигде не упоминается. Убежден: если мы, педагоги, не воспитаем у школьника дисциплину, есть опасность, что в обществе не вырастет законопослушная личность, значит, не появится и правовое государство» [12. - С. 230]. Кроме того, как мы отмечали выше, падает уровень воспитания, возникает проблема с качеством образования, снижается уровень экономического развития экономики.

К сожалению, даже в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» понятие дисциплины не вводится. Термин «дисциплина» есть в статье 43 «Обязанности и ответственность обучающихся», где сказано: «Дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников. Применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается». Здесь фактически сказано не о самой дисциплине, акцент сделан на следовании принципу уважения человеческого достоинства обучающегося, которому адресовано замечание. Так, угроза по типу «не сдадите экза-

1 См.: Анисимов В. В., Грохольская О. Г., Никанд-ров Н. Д. Общие основы педагогики : учебник для вузов. - М. : Просвещение, 2006.

мен» неправомерна. Физическое насилие -это что-то из ряда вон выходящее.

И еще один вопрос: почему в статье Закона, обращенной, кстати, к учащимся, а не преподавателям (напомним название статьи - «Обязанность и ответственность обучающихся»), говорится о недопущении насилия по отношению к учащимся и ничего не сказано о недопущении психического насилия со стороны именно учащихся, что, к сожалению, полностью не исключается?

Что же следует отнести к дисциплине? Несомненно, что это опоздание на занятия, поведение в аудитории и на территории вуза, вежливость и т. д. Но нельзя забывать и о таком нарушении дисциплины, как дублирование работ или списывание. Несомненно, дублирование ведет к снижению качества образования и нивелирует рейтинг студентов. Это нетрудовой доход, это обман общества, в интересах которого осуществляется образование. Несомненно, что за таким нарушением дисциплины должна следовать мера дисциплинарного воздействия, например, снижение социального рейтинга, чего сейчас нет. Студенту просто предлагается переделать работу. Однако, насколько нам известно, в американских школах дублирование - одна из самых весомых причин отчисления.

Виды деятельности по управлению

социальным поведением

Очевидно, что «эффективное управление процессом социализации студентов -важная проблема, стоящая перед вузом» [6] в процессе воспитания студента. Как показал обзор литературы, тема управления студенческим контингентом вуза, не говоря уже об управлении социальным поведением, разработана крайне недостаточно. Так, в электронной библиотеке elIBRARY нами найдена единственная статья [10] на эту тему. Хотя саму тему управления студенческим контингентом цитируемая статья объемом менее двух страниц не раскрывает, но несомненным ее достоинством является то, что в названии статьи обозна-

чена проблема управления студенческим коллективом.

Социальное воспитание осуществляется системно. Организационная структура воспитания встроена в организационную структуру организации с распределением обязанностей и ответственности, ресурсов, разработкой оценочных показателей и критериев достижения результата. В таб-

Первая позиция в таблице - организация воспитательной работы. Работа ведется администрацией, деканатом, кафедрами, преподавателями, общественными организациями и, возможно, службой безопасности. Отметим, что в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304-Ф3 образовательным организациям на законодательном уровне предписано разрабатывать рабочие программы воспитания, календарные планы воспитательной работы и соответствующие формы аттестации.

Вторая позиция - регламентирующие документы. В регламентирующих документах отражаются требования к поведению в виде норм и правил. Несомненно, что основным регламентирующим документом является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором указаны правила и нормы при определении воспитания: «Воспитание -деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лице приведены виды деятельности по управлению социальным поведением в образовательных организациях, а также показана субъективная авторская оценка степени применения перечисленных видов деятельности (работ и мероприятий) в практике учебных организаций по порядковой шкале «низкая - средняя - высокая».

человека, семьи, общества и государства». К правилам и нормам, несомненно, относится содержание пункта 4 статьи 43 «Обязанности и ответственность обучающихся» Закона, где к обязанностям и ответственности обучающихся относится важнейшее требование - «уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися». Не создавать препятствий - очень существенная сторона социального поведения. Иные правила и нормы, обязанности и ответственность в Законе не прописаны.

Третья позиция очевидна. При ознакомлении с регламентирующими документами учащимся разъясняются зафиксированные в них обязанности и ответственность.

Четвертая позиция в таблице - занятия по формированию социального поведения. Как отмечалось выше, воспитание аналогично обучению. Учащиеся знакомятся с организационной культурой и корпоративными ценностями. Здесь уместны тренинги, разбор ситуаций, воз-

Виды деятельности по управлению социальным поведением в образовательных организациях

Работы и мероприятия Степень применяемости

Организация воспитательной работы Средняя

Актуализация и создание регламентирующих документов Средняя

Ознакомление с обязанностями и ответственностью Средняя

Занятия по формированию социального поведения в вузе Низкая

Мониторинг поведения учащихся с подсчетом рейтинга Низкая - средняя

Дисциплинарное взыскание Средняя

можно, ролевые игры, беседы по организационной (корпоративной) культуре, лекции и практические занятия.

В Педагогическом энциклопедическом словаре [9] организационная культура названа основным элементом социализации. К сожалению, беседы по организационной культуре редки, а они нужны, поскольку простое ознакомление с регламентирующими документами может быть формальным - прочить и подписаться, что тоже не всегда делается.

Пятая позиция в таблице - мониторинг и рейтинг. Чем примечательно воспитание социального поведения в организации? Результаты такого воспитания легко наблюдать, чего не скажешь о воспитании поведения в обществе в целом. Мониторинг предназначен для контроля за поведением. По результатам мониторинга выявляется как достойное, так и девиантное поведение.

В вузе мониторинг осуществляется деканатом, преподавателем, общественными организациями, службой безопасности. По результатам мониторинга целесообразно рассчитывать индивидуальный рейтинг поведения - аналог отметки по поведению в советской школе. В настоящее время в вузах подсчитывается рейтинг по успеваемости и социальный рейтинг, но акцент при этом делается в основном на другом -на участии учащегося в культурной и общественной жизни образовательной организации.

Шестая позиция - дисциплинарное взыскание. В Законе прописаны меры дисциплинарного взыскания. Так, в статье 43 «Обязанности и ответственность обучающихся» Закона сказано, что «за неисполнение или нарушение. нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность». Этим мерам может и должна предшествовать разъяснительная беседа.

Устав организации

и кодекс поведения в системе

управления поведением

Основным регламентирующим документом является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», в статье 43 которого перечислены и другие регламентирующие документы. К обязанностям и ответственности обучающихся относится выполнение «устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности». Анализ статьи 25 «Устав образовательной организации» Закона показал, что в уставе конкретные нормы и правила поведения не предусмотрены. Тем не менее наряду с перечисленными правилами важнейшим регламентирующим документом, несомненно, является кодекс поведения, который в Законе не упоминается.

По нашему мнению, это означает, что роль и значение кодекса в воспитательной работе учащихся недооценивается.

В настоящее время кодексы существуют во многих организациях. Для организаций это, как правило, кодексы корпоративной этики, в учебных заведениях - это кодекс поведения, кодекс чести, моральный кодекс, этический кодекс. Кодекс, как и законодательный акт, должен защищать гражданина (в данном случае учащегося) от того учащегося, кто свои права ставит выше прав и свобод других.

Фактически корпоративный кодекс (кодекс поведения, моральный кодекс), где представлены нормы и правила поведения, опирается на содержание корпоративной культуры. В соответствии с «Вики-педией» корпоративная (внутренняя или организационная) культура - система, состоящая из комплекса правил поведения, символов, ритуалов, традиций и ценностей, принятых в организации, обязательная для всех ее работников, разделяемая и исполняемая ими.

Потребность в кодексе для учебных заведений и в придании им большего значения очевидна. Примечательно, что в этом заинтересованы и сами студенты. Доказательством тому является замечательный пример, когда студенты являются соавторами проекта «Моральный кодекс студента образовательного учреждения», который разработан в Российском государственном социальном университете в 2015 г. [2]. Судя по списку литературы, при подготовке проекта проделана большая работа - авторы проанализировали кодексы почти двадцати вузов.

В. П. Созонов указывает на плодотворность идеи участия в создании правил тех лиц, кто должен будет им следовать, а также о необходимости вовлечь «каждого члена школьного сообщества. в общую законотворческую работу. Ведь только тогда все субъекты образовательного процесса. будут считать законы своими» [12. -С. 234]. По его мнению, о том, как создавать свои правила, очень четко, ярко и технологично рассказали американские психологи Л. Кумекер и Д. Шейн1.

Заключение

В настоящее время в системе образования на законодательном уровне сделаны важные шаги, направленные на активизацию воспитательной работы в средних и высших учебных заведениях. Однако препятствия к ведению такой работы имеются. Кроме недостатка в теоретических и методических разработках, можно также отметить идеологию, коммерциализацию, сервисный подход к образованию и дистанционный формат.

1. Очевидно, что проблема социального воспитания решается не в вакууме, а в соответствии с идеологией, принятой в обществе в качестве приоритетной. Рыночные отношения не способствуют развитию коллективизма, которому противостоят конкуренция и индивидуализм. Однако

1 См.: Кумекер Л., Шейн Д. Свобода учиться, свобода учить : пособие для учителя : пер с англ. - М. : Народное образование, 1994.

это не означает невозможность воспитания вообще, которое прописано в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Более того, организационная социализация именно на уровне организации в наименьшей степени зависит от идеологии в мире. При этом высокая степень социализации, воспитание нового человека, очевидно, могут существовать только в социально ориентированном обществе.

2. Излишняя степень коммерциализации, рациональности и прагматизма, характерных для западной образовательной системы, может нанести непоправимый урон традиционным ценностям - духовности, уровню общественного мышления, интеллигентности как признаку высокообразованного человека и гражданина2. По нашему мнению, важную причину проблемы с формированием социального поведения у студентов в стенах своей образовательной организации следует искать в фактически главенствующей сервисной парадигме образования (термин авторов), когда образование называется образовательной услугой. При этом часть учащихся по принципу «клиент всегда прав» сопротивляется воспитанию как излишнему, по их мнению, свойству образовательной услуги. Образование должно быть выведено из сферы рыночных отношений.

3. В настоящее время в силу известных причин широко применяется дистанционное образование, которое не может в полной мере реализовать воспитательную функцию образовательной организации, особенно в части социального воспитания. При дистанционном формате асоциаль-ность, например, проявляется, в частности, при выполнении групповых заданий, требующих умения работать в коллективе. В результате учащийся не проходит в учебном заведении школу социализации -не получает навыков работы в коллективе. Воспитание и конкретно социализация -

2 См.: Анисимов В. В., Грохольская О. Г., Никанд-ров Н. Д. Общие основы педагогики : учебник для вузов. - М. : Просвещение, 2006.

важнейшие задачи образования. Если воспитательная работа по социализации в образовательном учреждении ведется, то возможности и результаты этой работы очень существенно сокращаются при дистанционном образовании.

Основные содержательные выводы состоят в следующем:

- необходимо формирование у учащихся социального поведения как фактора повышения качества образования;

- по формату воспитание аналогично обучению и невозможно без активности учащегося;

- в регламентирующих документах, в частности в Законе об образовании и в уставе, следует больше внимания уделять дисциплине поведения;

- имеет место недостаточность научного и регламентирующего обеспечения воспитания социального поведения;

- необходимо повышение роли кодекса образовательной организации в системе формирования социального поведения учащегося;

- сервисная парадигма образования противоречит воспитанию;

- категории социального воспитания и социального поведения в вузе недостаточно полно представлены в литературе и нуждаются в дальнейшей проработке;

- проблема социального поведения, дисциплины порождает проблему снижения качества образования, чего нельзя допускать в интересах развития экономики страны и ее экономической безопасности.

Список литературы

1. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка. - М. : АСТ, 2006.

2. Заярская Г. В., Медков В. А., Соколов П. А., Чёнушкина М. С. Разработка кодекса студента образовательного учреждения высшего профессионального образования и его значение в процессе становления личности специалиста // Электронный научный журнал «ЦИТИСЭ». - 2015. - № 4. - С. 14.

3. Коротков А. В. Воспитание в сервисной парадигме образования // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 15 : материалы XIX Национальной научной конференции с международным участием «Модернизация России: приоритеты, проблемы, решения». Ч. 1. - М. : ИНИОН РАН, 2020. - С. 558-560.

4. Коротков А. В. Сервисный подход в образовании: несостоятельность и негативное влияние на национальную экономическую безопасность // Стратегии противодействия угрозам экономической безопасности России. Вып. II : материалы II Всероссийского форума по экономической безопасности. Тамбов, 5-6 июня 2019 года). - Тамбов : Издательский центр ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет», 2019. -С. 217-220.

5. Коротков А. В., Ярных Э. А., Горелова Т. П. К вопросу об «образовательных услугах»: экономический и социальный аспекты / / Вопросы региональной экономики. - 2018. -Т. 36. - № 3. - С. 35-42.

6. Мишина Г. Н. Организационная социализация студентов в вузе // Уровень жизни населения регионов России. - 2009. - № 7 (137). - С. 61-65.

7. Павлов Б. С. Профессор вуза в интерьере студенческих девиаций // Академический вестник. - 2014. - № 2 (28). - С. 382-388.

8. Павлов Б. С. Социализация молодежи и девиации в студенческой среде на Урале // Современное общество и власть. - 2015. - № 4 (6). - С. 34-41.

9. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2002.

10. Прядченко Е. К. Проблемы управления студенческим контингентом вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2006. - № 1. - С. 83-84.

11. Собольников В. В. Коррекция девиантного поведения студентов в образовательном пространстве // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 4. - С. 173-177.

12. Созонов В. П. Дисциплина школьника: разговор на скучную тему. // Народное образование. - 2010. - № 5 (1398). - С. 230-240.

13. Louis M. R. Surprise and Sensmaking: What Newcomer Experience in Entering Unfamiliar Organizational Settings / / Administrative Science Quarterly. - 1980. - Vol. 2. -N 25.- P. 226-251.

References

1. Efremova T. F. Sovremennyy tolkovyy slovar russkogo yazyka [Modern Explanatory Dictionary of the Russian Language]. Moscow, AST, 2006. (In Russ.).

2. Zayarskaya G. V., Medkov V. A., Sokolov P. A., Chenushkina M. S. Razrabotka kodeksa studenta obrazovatelnogo uchrezhdeniya vysshego professionalnogo obrazovaniya i ego znachenie v protsesse stanovleniya lichnosti spetsialista [Development of the Student Code of an Educational Institution of Higher Professional Education and its Significance in the Process of Becoming a Specialist's Personality]. Elektronnyy nauchnyy zhurnal «TSITISE» [Electronic Scientific Journal «TSITISE»], 2015, No. 4, pp. 14. (In Russ.).

3. Korotkov A. V. Vospitanie v servisnoy paradigme obrazovaniya [Education in the Service Paradigm of Education]. Rossiya: tendentsii i perspektivy razvitiya. Ezhegodnik. Vyp. 15. Materialy XIX Natsionalnoy nauchnoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem «Modernizatsiya Rossii: prioritety, problemy, resheniya» [Russia: Trends and Development Prospects. Yearbook. Issue 15. Materials of the 19th National Scientific Conference with International Participation «Modernization of Russia: Priorities, Problems, Solutions». Part 1]. Moscow, Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences, 2020, pp. 558560. (In Russ.).

4. Korotkov A. V. Servisnyy podkhod v obrazovanii: nesostoyatelnost i negativnoe vliyanie na natsionalnuyu ekonomicheskuyu bezopasnost [Service Approach in Education: Failure and Negative Impact on National Economic Security]. Strategii protivodeystviya ugrozam ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii. Vyp. II. Materialy II Vserossiyskogo foruma po ekonomicheskoy bezopasnosti. Tambov, 5-6 iyunya 2019 goda [Strategies for Countering Threats to Russia's Economic Security. Issue II. Materials of the 2nd All-Russian Scientific and Practical Forum «Strategies for Countering Threats to Russia's Economic Security». Tambov, June 5-6, 2019]. Tambov, Izdatelskiy tsentr FGBOU VO «Tambovskiy gosudarstvennyy tekhnicheskiy universitet», 2019, pp. 217-220. (In Russ.).

5. Korotkov A. V., Yarnykh E. A., Gorelova T. P. K voprosu ob «obrazovatelnykh uslugakh»: ekonomicheskiy i sotsialnyy aspekty [On the Issue of «Educational Services»: Economic and Social Aspects.]. Voprosy regionalnoy ekonomiki [Regional Economic Issues], 2018, Vol. 36, No. 3, pp. 35-42. (In Russ.).

6. Mishina G. N. Organizatsionnaya sotsializatsiya studentov v vuze [Organizational Socialization of Students at the University]. Uroven zhizni naseleniya regionov Rossii [Living Standards of the Population of Russian Regions], 2009, No. 7 (137), pp. 61-65. (In Russ.).

7. Pavlov B. S. Professor vuza v interere studencheskikh deviatsiy [University Professor in the Interior of Student Deviations]. Akademicheskiy vestnik [Academic Bulletin], 2014, No. 2 (28), pp. 382-388. (In Russ.).

8. Pavlov B. S. Sotsializatsiya molodezhi i deviatsii v studencheskoy srede na Urale [Socialization of Youth and Deviation in the Student Environment in the Urals]. Sovremennoe obshchestvo i vlast [Modern Society and Power], 2015, No. 4 (6), pp. 34-41. (In Russ.).

9. Pedagogicheskiy entsiklopedicheskiy slovar [Pedagogical Encyclopedic Dictionary], editor by B. M. Bim-Bad. Moscow, The Great Russian Encyclopedia, 2002. (In Russ.).

10. Pryadchenko E. K. Problemy upravleniya studencheskim kontingentom vuza [Problems of Managing the Student Contingent of the University]. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Adygeya State University], 2006, No. 1, pp. 83-84. (In Russ.).

11. Sobolnikov V. V. Korrektsiya deviantnogo povedeniya studentov v obrazovatelnom prostranstve [Correction of Deviant Behavior of Students in the Educational Space]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2014, No. 4, pp. 173-177. (In Russ.).

12. Sozonov V. P. Distsiplina shkolnika: razgovor na skuchnuyu temu... [Discipline of a Schoolboy: a Conversation on a Boring Topic.]. Narodnoe obrazovanie [Public Education], 2010, No. 5 (1398), pp. 230-240. (In Russ.).

13. Louis M. R. Surprise and Sensmaking: What Newcomer Experience in Entering Unfamiliar Organizational Settings. Administrative Science Quarterly, 1980, Vol. 2, No. 25, P. 226-251.

Сведения об авторе

Анатолий Владимирович Коротков

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры статистики РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]

Information about the author

Anatoly V. Korotkov

Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department for Statistics of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.