Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №3, Том 6 / 2018, No 3, Vol 6 https://mir-nauki.com/issue-3-2018.html
URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/61PDMN318.pdf
Статья поступила в редакцию 24.07.2018; опубликована 11.09.2018
Ссылка для цитирования этой статьи:
Радченко С.И., Комраков Р.В. Теоретические и методические аспекты формирования позитивных социальных установок на отцовство у юношей-студентов в вузе // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №3, https://mir-nauki.com/PDF/61PDMN318.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Radchenko S.I., Komrakov R.V. (2018). Theoretical and methodical aspects of the formation of positive social attitudes toward paternity among young students in the university. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/61PDMN318.pdf (in Russian)
УДК 37
Радченко Светлана Игоревна
ФГБОУ ВО «Брянский государственный технический университет», Брянск, Россия Заместитель декана факультета «Информационных технологий»
Старший преподаватель E-mail: [email protected]
Комраков Роман Викторович
ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт искусств и культуры», Орел, Россия
Декан факультета «Социально-культурной деятельности» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected]
Теоретические и методические аспекты формирования позитивных социальных установок на отцовство у юношей-студентов в вузе
Аннотация. В данной статье раскрываются теоретические и методические аспекты формирования позитивных социальных установок на отцовство у юношей-студентов в вузе. В частности, указаны принципы, формы и методы формирования позитивных социальных установок у юношей-студентов на примере организации данной деятельности в ФГБОУ ВО «Брянский государственный технический университет».
Автором представлен опыт формирования позитивных социальных установок на отцовство на когнитивном, аффективном и поведенческом уровнях. В данной статье подробно раскрыты принципы, которые заложены в основу нашей концепции: использование воспитывающего обучения, нравственная контекстность воспитательного процесса, рефлексивность по отношению к существующим социальным установкам, культуросообразность, гендерная направленность, диалогичность, опора на существующий опыт семейной жизни, сознательность и творческая активность самих студентов, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям студентов.
В статье раскрываются особенности использования развивающих технологий: когнитивно-ориентированных, деятельностно-ориентированных и личностно-ориентированных в процессе формирования позитивных социальных установок на отцовство.
Авторами особенно подчеркнута важность использования индивидуальной и групповой рефлексии на занятиях, как обязательной составляющей развития установок на отцовства у студентов-юношей.
Ключевые слова: позитивные социальные установки; отцовство; принципы формирования позитивных социальных установок на отцовство; методика формирования позитивных социальных установок на отцовство
Установка на отцовство это компонент брачно-семейной установки, которая, в свою очередь, является разновидностью социальной установки. Позитивная социальная установка на отцовство - это нравственно-психологическая установка молодого человека по отношению к созданию семьи и воспитанию детей. Она включает в себя принятие ценности семьи и отцовства, специальные знания и практические навыки в области семейных отношений, межличностного общения, в целом, и воспитательных навыков (навыков семейной педагогики), в частности, сформированное отношение к своей роли отца (актуального или потенциального), рефлексия своей отцовской позиции. Мы рассматриваем позитивную социальную установку на добрачном и предбрачном периодах.
Наши исследования опираются на следующие подходы:
• концепция Р.В. Овчаровой о родительстве как психологическом феномене [8];
• представления о себе как родителе как комплекс социальных установок разного уровня обобщения и конкретизации и влияние этих представлений на личностную сферу человека, имеющую свою онтогенетическую историю (А.И. Антонов, В.В. Бойко, М. Браун-Галковская, М. Земска, Е.А. Калинина, Н.А. Коваль, Р.В. Комраков, Р.В. Овчарова, М. Пилькевич, А.Г. Харчев, J. Rembowski) [6, с. 97];
• подходы к изучению процесса формирования образа родителя (Т.В. Бендас, В.Н. Дружинин, Е.П. Ильин, И.С. Клецина, И.С. Кон, Е. Маккоби);
• результаты научных исследований формировании готовности у к родительству, в целом (Т.В. Архиреева, Ю.В. Борисенко, И.Ю. Шилов, Н.Е. Жданова, С.М Пителин, А.Н. Родионов, Т.Ю. Сорокиной) [10; 11; 4; 3].
Период вузовского обучения для юношей является значимой возрастной стадией, т. к. в это время происходит непосредственная, осознанная, мотивированная психолого-педагогическая подготовка юношей к отцовству и переходу к реализации отцовства как практике [5].
Студенческий возраст это период жизни от 17-18 до 22-23 лет. Согласно возрастной классификации этот период жизни может быть обозначен как юношеский или начало молодости.
Согласно представлениям психологов, студенчество охватывает период юношеского возраста и начало молодости.
В.С. Мухина четко указывает на то, что студенческий период можно охарактеризовать как юношеский, т. к. юность имеет границы от отрочества (15-16 лет) до взрослости (21-25 лет). По Э. Эриксону рассматриваемый нами возраст обучения в вузе захватывает окончание периода юности (13-19 лет) и начало периода молодости (19-35).
В данной статье рассмотрен опыт формирования позитивных социальных установок на отцовство у студентов-юношей ФГБОУ ВО «Брянский государственный технический
https://mir-nauki.com
университет». В эксперименте принимали участие студенты-юноши 1, 2 и 4 курсов обучения в количестве 312 человек.
Формирование позитивных социальных установок на отцовство осуществлялось на когнитивном, аффективном и поведенческом уровнях.
В основу формирования позитивных социальных установок на отцовство у студентов-юношей были положены следующие принципы: воспитывающее обучение, нравственная контекстность воспитательного процесса или дополнительность, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям студентов, сознательность и творческая активность самих студентов, опора на существующий опыт семейной жизни, рефлексивность по отношению к существующим социальным установкам, культуросообразность, гендерная направленность, диалогичность [6, с. 97-98; 7, с. 46-47; 9].
Воспитывающее обучение предполагает отношение к информационному материалу как к средству стимулирующему процесс воспитания, а точнее (в нашем случае) средству формирования нравственных установок студентов. Кроме этого, формирование позитивных социальных установок возможно только в контексте общего нравственного воспитания и отношения к семье, в целом как следует из исследований Сорокиной Т.Ю., которая изучала особенности брачно-семейных установок у студенческой молодежи. Поэтому следующим принципом является нравственная контекстность воспитательного процесса или общая нравственная направленность процесса формирования позитивных социальных установок на отцовство. Формирование позитивных социальных установок на отцовство в воспитательном процессе должно осуществляться совместно с формированием базовой культуры юношей (нравственной, правовой, эстетической, культуры общения) как основы развитие у них таких значимых для отцовства качеств как организованность, ответственность, дисциплинированность, трудолюбие, самостоятельность, деловитость, требовательность.
Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям студентов предполагает опору на уровень актуального психического и личностного развития, социальной зрелости, общей культы и воспитанности, уровня сформированности культуры отцовства, возрастных особенностей студентов и их индивидуально-типологических различий, учет гендерной специфики в процессе формирования позитивных установок на отцовство.
Сознательность и творческая активность предполагает развитие в процессе обучения и воспитания субъектности студентов, развитие личной инициативы и самостоятельности инициирование у них саморазвития в области семейных установок. Принцип рефлексивности усиливает преведущий принцип благодаря тому, что студенты четко понимают сущность формируемых установок, согласны с ними и осуществляют самонаблюдение и самоанализ по поводу формирования каждого из компонентов социальной установки на отцовство. Данный принцип исходит из теории самовосприятия, предложенной Дэрилом Бемом. Основное положение данной теории указывает на то, что установки могут выводиться из наблюдения за своим поведением. Теория самовосприятия позволяет лучше разобраться, что происходит, когда человек не уверен в своих установках: он логически выводит их из наблюдений и анализом за самим собой. Юношам-студентам надо дать критерии для анализа своего поведения в области отцовских установок, что позволит им не только фиксировать факт наличия установки, но и критически относиться к нему и в случае необходимости его коррекции.
Опора на существующий опыт семейной жизни предполагает ориентацию на сформированные в семье семейно-брачные установки, т. к. семья является ведущим фактором формирования родительских установок, что подтверждается множеством исследований, в том числе и Родионова А.Н., которые изучал представления о родительстве в юношеском возрасте
у современных юношей [10]. Причем данный опыт, рассматриваясь как опорный, может подтверждаться или корректироваться в соответствии с теорией когнитивного диссонанса (Леон Фестингер).
Культуросообразность формирования отцовских установок предполагает ориентацию на ценностные и поведенческие образцы, характерные для социальной и национальной культуры молодых людей. Из данного принципа вытекает принцип гендерной направленности процесса формирования отцовских установок, т. к. содержательная, процессуальная стороны отцовства имеют гендерную специфику, они не универсальны для мужчин и женщин.
Принцип диалогичности формирования отцовских установок ориентирован на путь преобразования установок из ценностных ориентаций, которые лучше всего формируются в диалогических формах работы в учебных заведениях (Асташова) и переносятся в убеждения и установки так же в диалоге и интерактивном взаимодействии.
Представленные и реализованные принципы помогут включать юношей в различные виды и системы воспитания отцовства и через разные социальные институты как воспитательные организации, коллективы различного типа, через совокупность взаимодополняющих процессов (получаемый социальный опыт отцовства, воспитывающее обучение, индивидуальное сопровождение), формировать у студентов-юношей активную жизненную позицию, ответственность, терпимость, способность к самопознанию, самоопределению в образе будущего отца, к самосознанию, самоанализу, самооценке, рефлексии, саморегуляции, самореализации юноши как высококультурного родителя, создавая тем самым «коридор некоторой незавершенности» в сформированности культуры отцовства с целью дальнейшего самостоятельного ее развития через самообразование, самовоспитание, самоуправление.
Важным компонентом системы формирования позитивных социальных установок на отцовство у студентов-юношей является содержательный компонент. Содержательное наполнение отражено в ценностях, образцах, предъявляемых юношам и темах занятий. Подробно этот компонент представлен в содержании образовательных циклов занятий: «Основы культуры отцовства», «Практико-деятельностные основы культуры отцовства» и сетевого проекта «Ответственное отцовство» [9].
Целью изучение цикла занятий - «Основы культуры отцовства» являлось формирование общих представлений о культуре отцовства, ее значении для современной российской семьи. Погружение в данный цикл занятий предполагало изучение таких тем как формирование культуры отцовства в историческом контексте, культура отцовства как социальный и биологический феномен, социальная и психологическая практика по развитию культуры отцовства у современных мужчин. Культура рассматривалась как контекст формирования социальных установок на отцовство у студентов-юношей.
Эти циклы занятий, проводились проводить на 1-2 курсе, Первый цикл занятий для студентов-юношей был нами обозначен как «Основы культуры отцовства» и имеет своей целью формирование общих представлений о культуре отцовства и отцовских установках и ее значении для современной российской семьи.
Образовательные и воспитательные задачи, которые решаются в ходе знакомства с обучающихся с его содержанием имеет многоплановый характер и предполагает:
• сформировать целостное представление у юношей о позитивных социальных отцовских установках как важном социально-культурном феномене в динамике его постоянного развития;
• скорректировать ценностно-нормативную базу на уровне признания авторитетности и значимости семейных ценностей, правильного воспитания и развития ребенка;
• сформировать необходимые позитивные установки и мотивацию на развитие у юношей собственной культуры отцовства;
• ознакомиться с имеющимися практиками отцовства для включения их в собственный потенциальный или актуальный опыт отцовства;
• четко определить систему критериальных показателей мужской успешности, привязанной к выполнению роли отца.
В рамках данного цикла занятий уделяется существенное внимание формированию когнитивно-смысловой, мотивационной и эмоциональной составляющим феномена отцовства с начальным знакомством в области операционно-деятельностного и рефлексивно-оценочного компонентов.
Погружение во второй цикл занятий - «Практико-деятельностные основы культуры отцовства» предполагало усвоение позитивного опыта отцовства через прикладные знания в данной области, к которым можно отнести технологии и практики поведения отцов в семье в процессе воспитания детей, систему взаимодействия с различными институтами общества. Основными темами для изучения в данном случае являлись: отцовство как личностный фактор формирования мужчин, роль отцовства в формировании и развитии ребенка, подготовка к отцовству как части культуры современного человека, формы организации и работы с молодыми отцами.
Второй цикл занятий «Практико-деятельностные основы культуры отцовства» является более прикладным, поскольку основной целью его реализации является усвоение эффективного опыта отцовства через прикладные знания в этой области, накопленные технологии и модели успешного опыта, систему взаимодействия с различными социальными институтами.
Задачами, достигаемыми в рамках данной деятельности, являются:
• углубление и систематизация представлений о позитивных отцовских установках в ролевом (как значимость), динамическом и структурно-функциональном аспектах, формирование целостного образа отцовства в имеющейся современной актуальности и возможности его развития;
• дальнейшее закрепление в сознании обучающимися приоритетности системы ценностей, определяющих важность отцовства и ее развития в современном обществе;
• развитие эмоционально-позитивного отношения к необходимости развития ответственного отцовства, постоянного повышения своей культуры в этой области;
• формирование устойчивой направленности на овладение роли отца с позиций современного отцовства, формирование оптимальной иерархии мотивов и установок, позитивно подкрепляющих стремление обучающихся быть успешными отцами;
• получение представлений о системе необходимых качеств, лежащих в основе эффективного отцовства и актуализации их у себя;
• приобретение начальных операционно-деятельных знаний и умений в области освоения отцовской роли, рождения и воспитания ребенка, преодоления возникающих проблем и конфликтов;
• развитие умений в области адекватной самооценки и объективной рефлексии в отношении усвоения опыта отцовства, необходимости дальнейшего развития, умений самокорреции и саморазвития как успешного отца.
Кроме этого работа по формированию позитивных социальных установок на отцовство осуществлялось в рамках проекта «Ответственное отцовство», который является сетевым проектом и ставит своей целью просвещение молодых людей в области современных отцовских практик, системы знаний культурного и эффективного отца, формирование новой мировоззренческой позиции ответственного отцовства. Проект направлен на «сетевое просвещение» молодых людей и молодых отцов, обучающихся в вузе, всех тех, кто хочет видеть свое будущее в полноценных семейных и детско-родительских отношениях [9].
Методический и процессуально-технологический компонент системы формирования позитивных социальных установок на отцовство у студентов-юношей включает в себя систему форм, методов, средств работы и процессуально-технологическую сторону реализации проекта.
Процесс формирования позитивных социальных установок на отцовство по логике нашего проекта включает создание витагенных аналогий в образовательном процессе («в жизни нет ничего такого, чего бы еще не было») и приемов творческого моделирования идеальных объектов.
В качестве комплексного инструментария воспитательно-образовательного воздействия для формирования позитивных установок на отцовство необходимо использовать систему целе- и процессуально-взаимосвязанных методов, способов, форм, средств обучения и самообучения, воспитания и самовоспитания, таких как: проблемные лекции, дискуссии, круглые столы, интеллектуальные бои, метод мозгового штурма, активные семинары и вебинары, практикумы, конференции, олимпиады, конкурсы, викторины, анализ ситуаций, дидактические и ролевые игры, психологические упражнения, практические задания, элементы тренинга, психодрама, социодрама, наглядные методы, экскурсии, психологические мастерские, тьюторство, наставничество, консультирование, самообучение, домашняя самостоятельная работа, тематические дни и недели, убеждение, объяснение, пример, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитательные ситуации, соревновательность, самоубеждение, самообязательство, самокритика, эмпатия и т. д.
Формы занятий, используемые в работе - диалоговое общение, дискуссии, дебаты, бои, кейс и игровые технологии, проектирование, а также при использовании средств и методов витагенного образования (А.С. Белкин, Д.В. Качалов, И.Д. Лушников, И.С. Якиманская и др.): приемов ретроспективного анализа жизненного опыта; стартовой актуализации жизненного опыта обучающихся; опережающей проекции преподавания, предполагающий ориентацию на зону ближайшего развития студентов; дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели, ориентированного на актуализацию личностного потенциала студентов; временной, пространственной и содержательной синхронизации материала; витагенных аналогий в образовательном процессе («в жизни нет ничего такого, чего бы еще не было»); приема творческого моделирования идеальных объектов.
В процессе обучения основам отцовства студенты должны решать важные для них лично жизненные проблемы, стараться достигать для себя конкретных образовательных и воспитательных целей, четко понимать личностную значимость предлагаемого обучения и воспитания и ценность достигаемых результатов формирования установок на отцовство.
В практике подготовки студентов как успешных отцов можно использовать учебно-наглядные пособия, современные технические средства и автоматизированные системы обучения, возможности дистанционного обучения, имеющихся Интернет-ресурсов, опираясь на основные положения киберпедагогики, киберсоциализации современной молодежи (В.П. Беспалько, А.В. Мудрик, В.А. Плешаков, Н.А. Сляднева и др.).
Необходимо проводить системное сопровождение учебно-воспитательного процесса с анализом методической, материально-технической обеспеченности учебного и воспитательного процесса, создавать условия для осуществления учебного и воспитательного процесса в области формирования установок на отцовства, проводить мониторинг качества организации учебно-воспитательного процесса.
В практику формирования установок на отцовства необходимо включать развивающие технологии: когнитивно-ориентированные технологии (диалогические методы обучения, семинары-дискуссии, проблемное обучение, когнитивное инструктирование, когнитивные карты, инструментально-логический тренинг, тренинг рефлексии и др.); деятельностно-ориентированные (метод проектов, имитационно-игровое моделирование, организационно-деятельностные игры, контекстность обучения и др.); личностно-ориентированные (интерактивные и имитационные игры, тренинги развития, развивающая психодиагностика и
др.).
По всем циклам занятий были подготовлены лекции, представленные в разноплановых формах:
• информационные лекции, необходимые на начальном этапе знакомства с предметом - культурой отцовства и позитивными отцовскими установками;
• проблемные лекции, позволившие нам излагать материал с опорой на проблемные вопросы, рассматриваемые задачи, анализируемые ситуации (например, по теме «Современное состояние отцовства», «Модели отцовства», «Политика государства в области развития отцовства»);
• визуальные лекции, которые использоваться нами на каждом занятии в силу необходимости значительной наглядности предлагаемого материала;
• бинарные лекции, сопровождающие такие темы как: «Современные отцовские практики. Школы отцовства» (сопреподаватель: семейный психолог), «Опыт организации и развития отцовства на различных социальных уровнях» (сопреподаватель: компетентный представитель органов соцзащиты -региональная подструктура), «Формы организации помощи и работы с молодыми отцами» (сопреподаватель: работник центра психологической помощи); «Организация деятельности органов социальной защиты населения в поддержке молодой семьи, института отцовства» (сопреподаватель: руководитель районного подразделения органов соцзащиты по области);
• лекции-консультации, связанные с такими темами, как «Законодательно-нормативная база института отцовства» (в качестве консультанта выступал юрист, специализирующейся в семейном праве), «Подготовка будущего отца к рождению ребенка» (консультирование со специалистами - психологами и медиками) «Воспитательная деятельность отца» (консультацию давал семейный психолог).
По каждому циклу занятий в качестве обязательного условия выступало проведение психолого-педагогического диагностирования, ориентированного на оценку уровня сформированности позитивных отцовских установок у юношей-студентов. Кроме этого, мы
ориентировались на косвенные результаты, анализируя получаемые продукты учебной и самостоятельной деятельности студентов, результаты промежуточного и итогового контроля.
В ходе обучения предполагается проведение научно-практических конференций по следующей проблематике:
1. «Истории становления отцовства».
2. «Возможности современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для развития феномена отцовства в России».
Первая тема предполагает следующее:
1. подготовку студентами научных докладов по данной проблематике и ведение научных дискуссий по различным направлениям: динамика изменений представлений об отцовстве на различных этапах развития человеческого общества; различия позитивных отцовских установок и культур отцовства различных стран и народностей; исторический опыт формирования отцовства -возможности использования в современном жизни.
2. проведение научной дискуссии: «Каким быть отцовству в современной России?», она направлена на обобщение и систематизацию силами студентов научно-практического опыта становления отцовства в России, выявление ключевых проблем, характерных для российского отцовства, разработку ряда предложение, направлений, конструктивных идей решения данной проблемы на государственном и общественном уровнях.
3. круглый стол «Культура отцовства в России - особый путь развития или...?», акцентирующий более пристальное внимание именно на культурологической составляющей восприятия отцовства в сопоставительном аспекте с западным подходом, выявление общего и отличного, создание необходимых условий, способствующих изменению сознания современных отцов, их ценностно-нормативной базы, необходимых общественных установок и представлений. Круглый стол как конструктивное мероприятие предлагал прогноз дальнейшего развития проблемы, связанной с формированием отцовства в России, позволил внести ряд существенных и конструктивных решений.
4. интеллектуальные бои с такой тематикой: «Средства массовой информации «за» или «против» формирования культуры отцовства в России».
Научно-практическую конференция с элементами круглого стола, обозначенную нами как «Возможности современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для развития феномена отцовства в России» была выбрана т. к. современные коммуникации, прежде всего, реализуемые через Интернет, порождают тот макро и микросоциум, который все более выступает значимым фактором формирования современной личности, поскольку современные молодые люди значительное число личного времени отдают социальным сетям, блогам, используют разнообразные средства онлайн общения.
Проанализировать роль ИКТ в формировании культуры отцовства и позитивных отцовских установок, увидеть перспективы данного плана, попробовать рассмотреть некоторые эффективные пути развития отцовства в России через ИКТ было, на наш взгляд, не только своевременным, но и очень перспективным шагом. Тем более, что мы имели дело с техническим вузом, где данный вид технологий составляет одно из направлений профессиональной подготовки специалиста.
https://mir-nauki.com
В ходе подготовки к данному мероприятию студенты активно опираются на интернет-источники, используют материалы сайтов целевой и косвенной направленности, находят аналитические и экспертные материалы по данному направлению, что придает конференции научно-прикладной характер.
В целях придания высокой конструктивно-прикладной направленности циклам занятий предполагается разрабатывать вместе со студентами социально-педагогические проекты по решению проблемы формирования позитивных отцовских установок на региональном, вузовском и индивидуально-личностном уровнях.
В рамках проводимых циклов занятий осуществляются экскурсии в психологические центры, работающие с молодыми семьями, дома ребенка, подразделения и службы социальной защиты, связанные с семьей, родительством, детьми, проводились встречи со специалистами психологами, юристами, педагогами-психологами, медиками по различным вопросам, молодыми и успешными отцами.
Обязательной была индивидуальная и групповая рефлексия на занятиях по курсам, как составляющая развития рефлексивной и оценочной практики в плане развития отцовства у студентов-юношей. Традиционным является выполнение эссе и реферативных работ обучающимися для усиления их рефлексивной составляющей.
Важное место занимает использование отдельных методик формирования позитивных отцовских установок - специализированных психологических упражнений: «философия семейного успеха», «мой круг интересов», «культурный собеседник», «детектор лжи», «семейные ценности», «важные качества личности», «я и моя семья», «готов ли я к браку, к семье», «семейные трудности и проблемы», «найти путь к согласию», «портрет жены», «гендерные стереотипы», «ласковые слова», «разумное поведение», «взаимопомощь и сотрудничество», «рекламный ролик», «киносюжет», «литературный рассказ», «наш будущий малыш», «родительский договор», «мое имя-мой характер», «моя фотография», «что есть я, мой образ», «мое настроение», «я и мой идеал», «самоотчет» и т. д.
Важной является практика анализа ситуаций, связанных с различными сторонами семейной жизни, проявлением семейных ролей отца, правильным выполнением им тех или иных функций. С этой целью используются авторские материалы, материалы, предоставленные специалистами-психологами, имеющиеся в широком доступе материалы научно-прикладных статей, специализированной консультационной литературы, информация из интернет-источников - блогов, дневников, сайтов.
В рамках циклов занятий проводятся тренинги или используются элементы тренинга ответственного отцовства. В структуре занятий включаются разделы, связанные с формированием представлений об ответственности в родительстве, знакомством с родительской ролью, определением своего отношения к себе как родителю, формированием представлений о себе как будущем отце, проводилась подготовка студентов к проявлению супружеской и отцовской заботы, преодолению стереотипов в распределении семейных, супружеских, родительских ролей, рождению ребенка, формированию отношения к будущему ребенку, организации повседневной заботы о детях.
Данная система формирования позитивных социальных установок на отцовство у студентов-юношей может быть реализована при соблюдении следующих групп условий. Социальных и социально-средовых, к которым относятся: учет направленности существующих в социуме отцовских установок, семейной и образовательной политики государства, учет специфики образовательной среды вуза. Социально-психологических, к которые включают опору на существующий субъективный опыт семейной жизни и отцовских установок у студентов-юношей. Педагогические, которые предполагают использование методологических
подходов и инструментально-методического потенциала как традиционных, так и инновационных технологий и практики формирования отцовских установок, предусмотренных моделью, гуманизацию и субъектную направленность образовательного процесса, активную субъектную включенность студентов в процесс формирования у них отцовских установок, создание условий для формирования студентами-юношами собственного ценностно-смыслового поля отцовства, использование имитационной образовательной деятельности, позволяющей моделировать возможные ситуации из будущей семейной жизни и осваивать различные социальные роли и отцовские установки, рефлексивную направленность обучения и воспитания студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова, А.А. Базовые детерминанты и структурные комплексы культуры родительства // Вестник МГУКИ. - 2010. - № 6.
2. Абрамова, А.А. Стратегии развития культуры родительства на пороге третьего тысячелетия: поиск оптимального подхода. Образовательный портал «Слово» [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.portal-slovo. ru/pre_school_educati on/503/.
3. Архиреева, Т.В., Федосова О.В. Психологическая готовность к отцовству у мужчин в возрасте от 16 до35 лет // Семейная психология и семейная терапия. -2008. - №1. - С. 3-11.
4. Борисенко, Ю.В. Отцовство как психологический феномен [Текст]: монография / Ю.В. Борисенко; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Кемеровский гос. ун-т" - Кемерово: КемГУ, 2011.
5. Герасимова О.Ю., Петракова, Т.Г. Психологические аспекты представлений о супружестве у студентов старших и младших курсов // Основные проблемы и направления воспитательной работы в современном вузе. Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции. Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, 2010 [Электронный ресурс] -Режим доступа. - URL: http://elib.altstu.ru/elib/disser/conferenc/2010/02/index.htm.
6. Комраков, Р.В., Радченко С.Ю. Сущность и содержание позитивных социальных установок на отцовство у студентов-юношей. Образование и общество. - июль-август 2015. - № 4 (93). - С. 96-101.
7. Леванова, Е.А. Формирование конструктивных детско-родительских отношений // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 1. С. 45-48.
8. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен: учеб. пособие / Р.В. Овчарова. - М.: Моск. психол. -социал. ин-т, 2006. - 495 с.
9. Радченко С.И., Комраков Р.В. Формирование позитивных социальных установок у студентов-юношей в условиях вузовского обучения // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 5 http://mir-nauki.com/PDF/18PDMN516.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
10. Родионов А.Н. Психологическая характеристика представлений в юношеском возрасте об отношениях со своими будущими детьми: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07. - Смоленск, 2009. - 182 с.
11. Сорокина Т.Ю. Особенности брачно-семейных установок студенческой молодежи: дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.05. - Самара, 2007. -240 с.
Radchenko Svetlana Igorevna
Bryansk state technical university, Bryansk, Russia E-mail: [email protected]
Komrakov Roman Viktorovich
Orel state institute of arts and culture, Orel, Russia E-mail: [email protected]
Theoretical and methodical aspects of the formation of positive social attitudes toward paternity among young students in the university
Abstract. In this article, theoretical and methodological aspects of the formation of positive social attitudes toward paternity among young students in a university are revealed. In particular, the principles, forms and methods for the formation of positive social attitudes among young students are outlined in the example of the organization of this activity in FGBOU VO "Bryansk State Technical University".
The author presents the experience of the formation of positive social attitudes toward paternity on the cognitive, affective and behavioral levels. In this article, the principles that form the basis of our concept are described in detail: the use of educational training, the moral context of the educational process, the reflexivity in relation to the existing social attitudes, the culturally appropriate, gender-oriented, dialogical, reliance on the existing experience of family life, the consciousness and creative activity of the students, compliance with the age and individual characteristics of students.
The article reveals the features of the use of developmental technologies: cognitive-oriented, activity-oriented and personality-oriented in the process of formation of social attitudes towards paternity.
The authors especially stressed the importance of using individual and group reflection in the classroom as an obligatory component of the development of attitudes toward paternity among young students.
Keywords: positive social attitudes; paternity; the principles of the formation of positive social attitudes toward paternity; the methodology for the formation of positive social attitudes toward paternity