Научная статья на тему 'Теоретические данные спортивной педагогики по легкой атлетики и развития психологической готовности спортсмена'

Теоретические данные спортивной педагогики по легкой атлетики и развития психологической готовности спортсмена Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
психическая подготовка / система воздействий / спортсмен / управлять себя / свойств личности / психические качество

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахмиддин Худойкул Ўғли Худойқулов, Шухрат Джуматурдиевич Абдуллаев

В статье раскрывается педагогика физической культуры и спорта это гуманитарная дисциплина, предмет изучения которой составляют содержание, цели и закономерности процессов воспитания и обучения при занятиях физическими упражнениями и спортом и методы управления этим процессом. Психологическая готовность это психическое состояние спортсмена, которое характеризуется уверенностью в себе, стремлением бороться до конца и желанием победить, значительной эмоциональной устойчивостью, умением управлять своими действиями, настроениями и чувствами, способностью мобилизовать все силы для достижения цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рахмиддин Худойкул Ўғли Худойқулов, Шухрат Джуматурдиевич Абдуллаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические данные спортивной педагогики по легкой атлетики и развития психологической готовности спортсмена»

Теоретические данные спортивной педагогики по легкой атлетики и развития психологической готовности

спортсмена

Рахмиддин Худойкул ^ли Худойкулов Научный руководитель: Шухрат Джуматурдиевич Абдуллаев

Бухарский государственный университет

Аннотация: В статье раскрывается педагогика физической культуры и спорта это гуманитарная дисциплина, предмет изучения которой составляют содержание, цели и закономерности процессов воспитания и обучения при занятиях физическими упражнениями и спортом и методы управления этим процессом. Психологическая готовность это - психическое состояние спортсмена, которое характеризуется уверенностью в себе, стремлением бороться до конца и желанием победить, значительной эмоциональной устойчивостью, умением управлять своими действиями, настроениями и чувствами, способностью мобилизовать все силы для достижения цели.

Ключевые слова: психическая подготовка, система воздействий, спортсмен, управлять себя, свойств личности, психические качество

Theoretical data of sports pedagogy in athletics and development of the athlete's psychological readiness

Rakhmiddin Khudoykul ugli Khudoykulov Scientific supervisor: Shukhrat Dzhumaturdievich Abdullaev

Bukhara State University

Abstract: The article reveals the pedagogy of physical culture and sports; this is a humanitarian discipline, the subject of study of which is the content, goals and patterns of the processes of education and training in physical exercises and sports and methods of managing this process. Psychological readiness is the mental state of an athlete, which is characterized by self-confidence, the desire to fight to the end and the desire to win, significant emotional stability, the ability to manage one's actions, moods and feelings, and the ability to mobilize all forces to achieve a goal.

Keywords: mental preparation, system of influences, athlete, manage oneself, personality traits, mental quality

Психическая подготовка это - система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования y спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них. Психологическая готовность это - психическое состояние спортсмена, которое характеризуется уверенностью в себе, стремлением бороться до конца и желанием победить, значительной эмоциональной устойчивостью, умением управлять своими действиями, настроениями и чувствами, способностью мобилизовать все силы для достижения цели.

Психологическая готовность включает в себе особое состояние человека, сопровождающееся адекватной формой психической напряжённости и выражающееся в готовности человека к действиям в ожидании того или иного события. Оно включает психофизиологические, в том числе эмоциональные, механизмы, активизирующие деятельность человека.

Суть общей психологической подготовки заключается в том, что она направлена на развитие и совершенствование у спортсменов именно тех психических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий в избранном виде спорта, для достижения каждым спортсменом высшего уровня мастерства.

В спорте адаптация - ведущая сила развития возможностей тела. Мы уже затрагивали важность и значение адаптационных процессов в повышении эффективности тренировок в cтaтьe «Смена нагрузки для повышения эффективности тренировочного процесса».

Один из известных инструментов, который использует адаптационные возможности организма, - это периодизация тренировочного процесса. Периодизация это - долгосрочное планирование физических нагрузок, при котором тренировки строятся по определенной системе, состоящей из конкретных фаз различной длительности, назначения и регулярности.

Непосредственная психологическая подготовка к соревнованию и в ходе его включает настройку и управление психическим состоянием непосредственно перед выступлением; психологическое воздействие в перерывах между выступлениями и организацию условий для нервно-психического восстановления. Психология спорта призвана раскрыть механизмы и закономерности совершенствования спортивного мастерства, пути формирования специальных знаний, умений и навыков, а также условия, обеспечивающие успешность коллективных действий спортсменов.

Общая психологическая подготовка спортсмена как основа становления личности в процессе спортивной тренировки. Структуру рассматриваемого

ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 4.182 440 [М^^^И

Buga nogroToBKH cocraB^aroT: HpaBcTBeHHaa, Bo^eBaa, эмoцнoнaпbнaa, oörn,e rpynnoBaa (KoMMyHHKaTHBHaa) h HHTe.nneKTyanbHaa nogroToBKH. Ka^gaa H3 hhx pemaeT cboh cneцн$ннecкнe 3aganu. npu ocyrn,ecTB.neHHH cnopTHBHofi nogroToBKH ycraHaB^HBaroTca c.negyrom,He этanм: cnopTHBHo-o3gopoBHTe.nbHMÖ; HananbHofi nogroToBKu; TpeHupoBonHbifi; coBepmeHCTBoBaHua cnopTHBHoro MacTepcTBa; Bbicmero cnopTHBHoro MacTepcTBa. B oörn,eM c^ynae ncuxo^orunecKaa roToBHocTb k npo^eccuoHanbHofi geaTe^bHocra Mo^eT öMTb npegcTaB^ern KaK ^.nocTHoe oöpasoBaHue, BKnroHarom.ee HHTepec k geaTe^bHocra, noTpeöHocTb b gocTH^eHHH pesynbrara (мoтнвaцнoннмe xapaKTepucTHKH hhhhocth); noHHMaHue ^yH^uoHanbHMx oöa3aHHocTefi, 3aganu npo^eccuoHanbHofi geaTe^bHocTH. Moge^b ncnxo^orHnecKofi totobhocth k npo^eccuoHanbHofi geaTe^bHocTH coцнaпbнoгo paöoTHHKa, KoTopaa BK^ronaeT naTb KoMnoHeHToB: мoтнвaцнoннbIн, opHem^HoHHbifi, onepaцнoнaпbнмн, hhhhocthmh, pe^eKcHBHMH.

Ochobhmmh noHaTHaMH, KoTopMe paccMaTpuBaeT oörn,aa ncuxo^orua, aB^aroTca: no3HaBaTe^bHMe npo^ccM (om,ym,eHHa, BocnpuaTua, BHHMaHue, npegcTaB^eHHa, naMaTb, Booöpa^eHue, Mbim^eHue, penb, эмoцнн, Bo^a, pe^eKcua), ncno^HHTe^bHMe ^yH^uu, ncuxunecKue cBoficTBa (cnocoÖHocTH, мoтнвaцнa, TeMnepaMeHT, xapaKTep) h ncuxunecKue.

ochobhmmh cpegcTBaMH TpeHupoBKH aB^aroTca ^rouneckhe ynpa^HeHHa. CopeBHoBaHHa no hereon araeTHKe noaBH^ucb Ha nepBbix O^HMnuficKux urpax 1896 b A^HHax, go 1928 roga (Hxpbi b AMcTepgaMe) b hereon araeTHKe cocTa3anucb To^bKo My ^hhhm. Cefinac b nporpaMMy .tothhx O^HMnuficKux urp BxogaT 47 .nerKoaraeTHnecKHx BugoB - 24 My^cKHx h 23 ^hckhx. OcHoBy hereon aT^eTHKH cocTaB^aroT naTb BugoB cnopTa: xogböa, öer, npbmKH, MeTaHua h MHoroöopba.

3aHHMaacb cnopToM, mo^ho yKpenHTb 3gopoBbe, no^yHHTb xopomee ^H3HnecKoe pa3BHTue, cTaTb öo^ee chabhhm, ömctpmm, hobkhm, bmhoc^hbmm. CnopT npuynaeT k npaBH^bHoMy pe^HMy, 3aKanHBaeT opraHH3M, ho oh ern,e h B^HaeT Ha pasBHTue MopanbHo-Bo^eBMx KanecTB, ncuxo^orunecKyro nogroToB^eHHocTb cnopTcMeHa.

B HacToarn.ee BpeMa Ha KpynHMx copeBHoBaHHax b cao^hhx yc^oBuax cnopTHBHofi öopbÖM c HcK^ronHTe^bHo bmcokoh кoнкypeнцнeн, rge cnopTcMeHM HMeroT paBHyro TexHunecKyro h ^rounecKyro nogroToB^eHHocTb, npugep^HBaroTca ogHHaKoBofi TaKTHKH, nam,e noöe^garoT Te H3 hhx, kto HMeeT öo^ee bmcokhh ypoBeHb pa3BHTHa MopanbHbix, bo-tobmIx h cneцнaпbнмx ncuxunecKux KanecTB. B cnopTHBHofi npaKTHKe ecTb MHo^ecTBo npuMepoB, Korga öeccnopHMe HHgepM ce3oHa b cu^y cpmbob ncuxo^orunecKoro xapaKTepa He nonaganu b ^HHanM, a cnopTcMeHM, He BxoguBmue b hhcho ^aBoprnm, bo MHoroM ö^arogapa

пpeдeльнoй вoлeвoй мoбилизaции чacтo дoбивaлиcь пoбeд та чeмпиoнaтax Евpoпы и миpa, та Олимпийcкиx игpax.

Вышкий ypoвeнь мopaльнoй, вoлeвoй и cпeциaльнoй пcиxoлoгичecкoй пoдгoтoвлeннocти пpeдпoлaгaeт кoмплeкcнoe пpoявлeниe caMbix paзличныx кaчecтв. Нeдocтaтoчнoe paзвитиe дaжe oднoгo из ниx чacтo являeтcя пpичинoй пopaжeния выcoкoквaлифициpoвaнныx cпopтcмeнoв. Пoэтoмy пcиxoлoгичecкaя пoдгoтoвкa дoлжнa зaнимaть знaчитeльнoe мecтo в вocпитaнии cпopтcмeнa нa вcex этaпax eгo coвepшeнcтвoвaния.

Пcиxoлoгичecкyю пoдгoтoвкy cпopтcмeнa мoжнo paздeлить нa oбщyю пcиxoлoгичecкyю пoдгoтoвкy и пcиxoлoгичecкyю пoдгoтoвкy к кoнкpeтным copeвнoвaниям. Тaкoe дeлeниe ycлoвнo, тaк кaк в peaльнoй жизни yчeбнo-тpeниpoвoчный пpoцecc вce вpeмя чepeдyeтcя c cocтязaниями и зaдaчи oбщeй пcиxoлoгичecкoй пoдгoтoвки peшaютcя в ycлoвияx copeвнoвaтeльнoй дeятeльнocти.

Обшдя пcиxoлoгичecкaя пoдгoтoвкa, пoвceднeвнo пpoвoдимaя в xoдe тpeниpoвoчныx зaнятий и copeвнoвaний, нaпpaвлeнa Ha paзвитиe y cnopTCMeHa тaкиx пcиxичecкиx кaчecтв, кoтopыe в бoльшeй cтeпeни cпocoбcтвyют ycпeшнoмy и npo4HoMy oвлaдeнию cпopтивным мacтepcтвoм.

Использованная литература

1. Тураев, М. М. (2022). Оздоровительная физическая культура её основы и инновационные технологии. Science and Education, 3(4), 1102-1108.

2. Тураев, М. М. (2022, November). Организация проектных технологий на уроках физической культуры: 10.53885/ edinres. Научно-практическая конференция (pp. 975-978).

3. Тураев, М. (2021). Important factors for the organization of medical groups in physical education. Центр научных публикаций (buxdu. Uz), 8(8).

4. ММ Тураев. Методы преподавания физического образования и их важные аспекты. Проблемы науки, 35-37

5. ИТ Хамраев, ДИ Курбанов, ММ Тураев. Принципы современной педагогической подготовки. Academic research in educational sciences 2 (2), 899907

6. ММ Тураев. Повышение эффективности физического воспитания студентов с помошью компьютерных технологий. Вестник науки и образования, 99-102

7. MM Turayev, BJQ Boltayeva. Og'ma xulq-atvor o'rganish mahsuli sifatida. Science and Education 3 (4), 1694-1701

8. М Тураев. Содержание процесса организации оздоровительных занятий для людей пожилого возраста. Центр научных публикаций (buxdu. Uz) 7 (7)

ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 4.182 442 [М^^^И

9. ММ Тураев. Организация проектных технологий на уроках физической культуры: 10.53885/edinres. 2022. Научно-практическая конференция, 975-978

10. М Тураев. Образование и воспитание в физической культуре-особенности повышения эффективности использования национальных ценностей. Центр научных публикаций (buxdu. uz) 8 (8)

11. ММ Тураев. Повышение эффективности физического воспитания студентов с помошью компьютерных технологий. Вестник науки и образования 15, 118

12. ММ Тураев, ЭЮ Исломов. Организация и проведение оздоровительных занятий для людей пожилого возраста. Физическая культура. Рекреация. Спорт, 470-476

13. TM Muxamedovich. Actual Problems of Teaching Physical Education at School Vital Annex: International Journal of Novel Research in Advanced Sciences 1

14. ББ Маъмуров, ММ Тураев. Актуальные проблемы подготовки специалистов физического воспитания и спорта в современных условиях. Проблемы и перспективы развития спортивного образования, науки и практики

15. М Тураев. Actual problems of teaching physical education at school. Центр научных публикаций (buxdu. uz) 23 (23)

16. Ш Д Абдуллаев. Jismoniy tarbiya jarayonida komponentli motivatsiyalar. Научно-практическая конференция.

17. MM Turayev, BJ Boltayeva, SJ Razokova. The importance of physical education and physical culture at schools. Вестник науки и образования, 34-37

18. РС Баймурадов, ЯЗ Файзиев, ММ Тураев. Психологический анализ личности спортсмена. Педагогическое образование и наука, 144-148

19. ММ Тураев, РС Баймурадов, ЯЗ Файзиев. Интерактивные методы физического воспитания в вузах. Педагогическое образование и наука, 132-135

20. Ш Д Абдуллаев. Научно-педагогические основы начального обучения плаванию в школьном возрасте: Бухарский государственный университет, Бухара, Узбекистан ... Научно-практическая конференция

21. Ш Д Абдуллаев. Физкультурно-оздоровительная работа с студентами вуза. XI Международная научно-практическая конференция «актуальные проблемы .

22. Ш Д Абдуллаев, Д Садриддинова. Применение инновационных технологий в спорте. Инновации и традиции в современном физкультурном образовании, 8-11

23. Ш Д Абдуллаев. Шукуров Х.С. Психологическая подготовка спортсменов как условие успешной соревновательной деятельности. Вестник интегративной психологии 2023 Выпуск 30 часть 30 (30), 27-30

24. Ш Д Абдуллаев. Мейлиев Б.Б. Психологическая подготовка легкоатлета. Вестник интегративной психологии 2023 Выпуск 30 часть 30 (30), 22-26

25. Ш Д Абдуллаев. Признаки и факторы познавательной активности студентов факультета физической культуры в учебной деятельности. Вестник интегративной психологии 28 (№ 25 от 5.04.2023г), 8-12

26. Ш Д Абдуллаев. AS Dzhumaturdievich. Zamonaviy maktab shartotlarida ta'lim va jismoniy tarbiya muammolari. Научно-практическая конференция, 115118

27. Ш Д Абдуллаев. NS Nasimovich. Talabalar jismoniy tarbiyasida komponentli motivatsiyalar. Научно-практическая конференция, 447-449

28. Ш Д Абдуллаев. Основные технологии повышения уровня здоровья и физической подготовки студентов. Science and Education 3 (5), 1577-1582

29. Ш Д Абдуллаев. Physical education at schools. Вестник науки и образования, 48-51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.