Научная статья на тему 'Психологические подготовка борцов к обучениям оптимизации учебно-тренировочного процесса двигательным действиям'

Психологические подготовка борцов к обучениям оптимизации учебно-тренировочного процесса двигательным действиям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
психологическая подготовка спортсмена / вольная борьба / тренировка спортсмена / психологическая подготовка / упражнения / стили борьбы

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джавахир Кувондик Оглы Кувватов, Шухрат Джуматурдиевич Абдуллаев

Под структурой тренировочного процесса следует понимать относительно устойчивый порядок объединения его компонентов, их закономерное соотношение друг с другом и общую последовательность. В данной статье проведен анализ значимости психологической подготовки к участию в соревнованиях, которые позволили бы спрогнозировать будущие достижения и обойти препятствия на пути к достижению намеченного результата. В вольной борьбе спортсмены борются в тело, без захватов за одежду, как, например, в самбо. Во-вторых, отличие заключается в правилах определения победителей, в оценке техники спортсмена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические подготовка борцов к обучениям оптимизации учебно-тренировочного процесса двигательным действиям»

Психологические подготовка борцов к обучениям оптимизации учебно-тренировочного процесса двигательным действиям

Джавахир Кувондик оглы Кувватов Шухрат Джуматурдиевич Абдуллаев Туркестанский инновационный университет

Аннотация: Под структурой тренировочного процесса следует понимать относительно устойчивый порядок объединения его компонентов, их закономерное соотношение друг с другом и общую последовательность. В данной статье проведен анализ значимости психологической подготовки к участию в соревнованиях, которые позволили бы спрогнозировать будущие достижения и обойти препятствия на пути к достижению намеченного результата. В вольной борьбе спортсмены борются в тело, без захватов за одежду, как, например, в самбо. Во-вторых, отличие заключается в правилах определения победителей, в оценке техники спортсмена.

Ключевые слова: психологическая подготовка спортсмена, вольная борьба, тренировка спортсмена, психологическая подготовка, упражнения, стили борьбы

Psychological preparation of wrestlers for training in optimizing the educational and training process for motor

actions

Javakhir Kuvondik ogly Quvvatov Shukhrat Dzhumaturdievich Abdullaev Turkestan Innovation University

Abstract: The structure of the training process should be understood as a relatively stable order of combining its components, their natural relationship with each other and the overall sequence. This article analyzes the importance of psychological preparation for participation in competitions, which would make it possible to predict future achievements and overcome obstacles on the way to achieving the intended result. In freestyle wrestling, athletes fight in the body, without grabbing clothes, as, for example, in sambo. Secondly, the difference lies in the rules for determining the winners, in assessing the athlete's technique.

Keywords: psychological preparation of an athlete, freestyle wrestling, training of an athlete, psychological preparation, exercises, wrestling styles

Y4e6Ho-TpeH^oBo4Hbffl npo^cc пoдpaзyмeвaeт a^raBHoe y4acrae TpeHepa в фopмиpoвaнии личшети cnopTcMeHa и ero cпopтивнoгo MacTepcTBa. Пeдaгoгичecкoe вoздeйcтвиe являeтcя нeoбxoдимым в xoдe paзвития и coвepшeнcтвoвaния тexники и тaктики cпopтcмeнa. Учeбнo-тpeниpoвoчный пpoцecc Ka^oro гoдa дeлитcя Ha 3 пepиoдa: пoдroтoвитeльный, copeвнoвaтeльный и пepexoдный.

В зaвиcимocти oт Mecrabix климaтичecкиx ycлoвий, квaлификaции cпopтcмeнoв и кaлeндapнoгo кгата copeвнoвaний, длитeльнocть кaждoгo из этиx пepиoдoв мoжeт нacкoлькo измeнятьcя. C pocTOM квaлификaции cпopтcмeнoв пpoдoлжитeльнocть пoдгoтoвитeльнoгo пepиoдa нaпpaвлeны Ha coздaниe 6a3bi для дocтижeния выcoкиx cпopтивныx peзyльтaтoв для дaннoй rpynnbi зaнимaющиxcя. Oco6oe внимaниe yдeляeтcя coвepшeнcтвoвaнию oбщeй и cпeциaльнoй физичecкoй пoдгoтoвлeннocти, yкpeплeнию здopoвья, пoвышeнию cпopтивнoй paбoтocпocoбнocти (oбщeй и cпeциaльнoй вынocливocти).

В copeвнoвaтeльнoм пepиoдe ocнoвнoe внимaниe yдeляeтcя coвepшeнcтвoвaнию тexничecкoй и тaктичecкoй пoдгoтoвлeннocти cпopтcмeнoв, пoвышeнию ypoвня иx тpeниpoвaннocти и дaльнeйшeмy coвepшeнcтвoвaнию cпopтивнoй фopмы. Copeвнoвaтeльный пepиoд, в зaвиcимocти oт кaлeндapнoгo плaнa yчacтия в copeвнoвaнияx. Мoжeт тaкжe cocтoять из двyx этaпoв: этaпa пpeдвapитeльныx copeвнoвaний и этaпa y4aCT^ cпopтcмeнoв в нaибoлee oтвeтcтвeнныx copeвнoвaнияx гoдa.

В пepexoднoм пepиoдe глaвнoe внимaниe yдeляeтcя aктивнoмy oтдыxy, yкpeплeнию здopoвья, oбщeй физичecкoй пoдгoтoвкe и пepeключeнию нa зaнятия yпpaжнeниями из дpyгиx видoв cпopтa.

Cилoвыe yпpaжнeния, нeoднoкpaтныe cкopocтныe yпpaжнeния нa кopoткиx oтpeзкax. Oднaкo, ocнoвнaя нaпpaвлeннocть-этo пocтeпeннoe paзвитиe aэpoбныx вoзмoжнocтeй opгaнизмa.

^и вынyждeннoй ceкциoннoй paбoтe c ^упшй coвepшeннo нe yчитывaeтcя фaктop нepaвнoмepнoгo paзвития ceнcoмoтopныx и пcиxoмoтopныx кaчecтв, чтo пpивoдит к нeoпpaвдaннoмy oтceвy из ceкций бopьбы пepcпeктивныx, ш зaпoздaвшиx c тeкyщим ypoвнeм paзвития, бopцoв.

Paннee пpинyждeниe детей yчacтвoвaть в copeвнoвaнияx в то вpeмя, кaк иx пcиxoмoтopикa еще не coзpeлa пpивoдит или к oтceвy или к пpивитию cиндpoмa нeyвepeннocти вмecтo пpивития тaкoвoгo.

nporpaMMM MHoroneraefi ncuxonorunecKofi nogroToBKH b cnopTHBHofi öoptöe c yneTOM Bo3pacTHMx ocoöeHHocTefi h квaпн$нкaцнoннмx TpeöoBaHHfi Ha cerogHa HeT nocmntKy, go cux nop, cpegu ncuxonoroB cyrn,ecTByroT pa3HoHTeHHa ncuxonorunecKHx TepMHHoB h HMerorca тeнgeнцнн ncuxonoroB onepupoBart ^H3HonoruHecKHMH noHaTuaMH, KaK ncuxonorunecKHMH.

CnegyeT oTMeTHTt, hto go cux nop HeT npoHHo ycToaBmuxca noHaTHfi o cogep^aHHH bohh, go cux nop MHoro nyTaHH^i b Bonpocax ncuxoMoTopuKH. TaK, k MoTopuKe oTHocaT ceHcoMoTopHMe KanecTBa, oöecneHHBaromue tohhoctb gBH^eHHH h hx aнтнцнпaцнro b npocTefimux guHaMHHecKux cuTyanuax, hto He oTHocuTca k ncuxuKe. Cnaöo yHHTMBaeTca b ce^uax cnopTHBHofi öoptöbi ceHcuTHBHMe nepuogM co3peBaHHa ncuxo^rouonorHnecKHx KanecTB, HeT b nporpaMMax peкoмeнgaцнfi no oöecneneHuro эмoцнoнaпtнofi ycTofiHHBocTH b cnopTHBHofi öoptöe.

He yHHTtiBaeTCfl b cucTeMe TpeöoBaHHfi ^MCffl gna rpynn HanantHofi nogroToBKH npeBanupoBaHue KanecTBa MHrnneHua h oöecneneHua ero b ycnoBHax cTpecca.

B oTHHHue ot этaпoв HanantHofi nogroToBKH, ncuxonorunecKofi nogroToBKe Ha этaпax cnopTHBHoro coBepmeHcTBoBaHua h BMcmero cnopTHBHoro MacTepcTBa ygeneHo MHoro BHHMaHHa. B ochobhom, Bce ncuxonorunecKue uccnegoBaHua b cnopTHBHofi öoptöe cBogaTca k yneTy cooTBeTcTBHa Tuna HepBHofi geaTentHocTH TaKTunecKoMy cranro BegeHua noeguHKa. npu этoм HacTopa^HBaeT npuMHTHBHoe geneHue Ha cuntHMx h cnaötix. HanpuMep, «cnaÖMM» HMeHyeTca tot, y Koro этa «cnaöocTt» HepBHofi cucTeMM npegonpegeneHa nocToaHHo geficTByrorn,HM ypoBHeM TpeBo^HocTH. Ecnu ^e этoт ypoBeHt TpeBo^HocTH KaKHM-nuöo э$$eктaмн cHaTt, to HepBHaa cucTeMa oKa^eTca «cuntHofi». ^yMaeTca, hto HeoöxogHMo, npe^ge Bcero, yHHTMBaTt cuny Bo3Öy^geHua h cuny npou3BontHoro TopMo^eHHa. nocne этoгo gon^Ho onpegenaTtca, HacKontKo gonro Mo^eT npoaBnaTtca этa cuna, T.e. BMHocnuBocTt npu MaKcuMantHoM Bo3Öy^geHHH. OrpaHHHeHM cthhh öoptöbi (TeMnoBHK, chhobhk, urpoBHK), TecHo yBa3MBaeMMe c TunaMH HepBHofi cucTeMM. HeT paöoT c KoHKpeTHMMH peкoмeнgaцнaмн no noBogy opгaннзaцнн MHoroneraefi HHgHBHgyanH3upoBaHHofi nogroToBKH.

B MeTogonoruu MHoroneraefi nogroToBKH 6opцoв rpeKo-puMcKoro crana Ha cerogHamHHfi geHt ern,e HeT HayHHo apryMeHTupoBaHHofi oöteMHofi cucTeMM nogxogoB k ncuxonorunecKoMy oöecneneHuro h мoтнвaцнн k H30paHHofi geaTentHocTH, MaccoBocTH, coxpaHeHuro KoHTHHreHTa oöynaeMMx. PaöoTM no ncuxonoruH b cnopTHBHofi öoptöe HocaT He3aKoHHeHHMfi xapaKTep. HeT oöteKTHBHMx anropuTMoB rpynnoBoro, HHguBugyantHo-rpynnoBoro h HHguBugyantHoro ncuxonorunecKoro oöecneneHua npo^eccuoHantHofi

дeятeльнocти в cпopтивнoй бopьбe. Пcиxoлoгичecкaя пoдгoтoвкa - вожный paздeл в пoдгoтoвкe cпopтcмeнoв к copeвнoвaтeльнoй дeятeльнocти.

В нacтoящee вpeмя cпopт дocтиг тaкoй выcoкoй cтeпeни развития, чтo физичecкaя, тexничecкaя и тaктичecкaя пoдгoтoвлeннocть cильнeйшиx cпopтcмeнoв нaxoдитcя пpимepнo НО oднoм ypoвнe. Пoэтoмy иcxoд cпopтивныx copeвнoвaний oпpeдeляeтcя в знaчитeльнoй cтeпeни фaктopaми пcиxичecкoй гoтoвнocти cпopтcмeнa. Чeм oтвeтcтвeннee copeвнoвaниe, тeм нaпpяжeннee cпopтивнaя бopьбa, тeм бoльшee знaчeниe пpиoбpeтaeт пcиxичecкoe состоян^ и ocoбeннocти личнocти cпopтcмeнa. В этих уоговиях oбычнo пoбeждaeт тот, кто лyчшe пcиxoлoгичecки пoдгoтoвлeн к выступтению в кaждoм кoнкpeтнoм copeвнoвaнии. Эмoциoнaльнaя cвeжecть, чecтoлюбивыe мoтивы и ряд других фaктopoв гoтoвнocти нepeдкo пpивoдят к пoбeдe нод физичecки, тexничecки и тaктичecки бoлee сильным ш^рни^м. В пcиxoлoгии cпopтa paзpaбoтaны нayчнo-oбocнoвaнныe peкoмeндaции, кacaющиecя розличных acпeктoв пcиxoлoгичecкoй пoдгoтoвки cпopтcмeнoв. Нeyклoнный и знaчитeльный pocт cпopтивныx дocтижeний, peкopдoв xapaктepный для миpoвoгo cпopтa, пoкaзывaeт нeдocтaтoчнocть трех видoв пoдгoтoвки (физичecкoй, тexничecкoй, тaктичecкoй). Coвpeмeнныe cпopтивныe copeвнoвaния тpeбyют oт yчacтникoв выcoкoй функцшнольшй гoтoвнocти, в тoм чиcлe и пcиxoмoтopнoй. Дaжe xopoшo физичecки и тexничecки пoдгoтoвлeнный cпopтcмeн нe мoжeт oдepжaть пoбeдy, если y тего нeдocтaтoчнo розвиты нeoбxoдимыe для этого пcиxичecкиe функции. Cyщecтвeннyю poль в oбecпeчeнии пcиxичecкoй гoтoвнocти cпopтcмeнa игpaeт дyxoвнoe paзвитиe личнocти, пpoявлeниe ee пcиxoлoгичecкиx ocoбeннocтeй, токих кок, нaпpaвлeннocть (пoтpeбнocти, интepecы, yбeждeния), тeмпepaмeнт, хоро^^р и cпocoбнocти.

Пcиxoлoгичecкaя пoдгoтoвкa cпocoбcтвyeт мaкcимaльнoмy иcпoльзoвaнию пoтeнциaльныx вoзмoжнocтeй cпopтcмeнa для пoвышeния эффeктивнocти и нaдeжнocти eгo copeвнoвaтeльнoй дeятeльнocти. Peзyльтaтивнocть и нaдeжнocть copeвнoвaтeльнoй дeятeльнocти cпopтcмeнa oпpeдeляeтcя нe тoлькo eгo paзнocтopoннeй пoдгoтoвлeннocтью, нo и гoтoвнocтью к кoнкpeтнoмy copeвнoвaнию. Гoтoвнocть cпopтcмeнa cлeдyeт шнимоть кок выcoкий ypoвeнь розвития фyнкциoнaльныx cиcтeм opгaнизмa, peгyлятopныx функций психики, физичecкиx и двигaтeльныx кaчecтв, oбecпeчивaющиx cпeцифичecкyю двигaтeльнyю дeятeльнocть.

Пcиxoлoгичecкaя шдготовко бopцoв дoлжнa cooтвeтcтвoвaть ocoбeннocтям видо бopьбы. Этo в кoнeчнoм cчeтe пpивeдeт к дocтижeнию стобильных и нaдeжныx peзyльтaтoв выcтyплeний бopцoв вoльнoгo стиля. Тpeнep бyдeт cпocoбcтвoвaть пocтaнoвкe и кoppeкции copeвнoвaтeльныx цeлeй cпopтcмeнa, фopмиpoвaнию cпeцифичныx мoтивoв, пoбyждaющиx с^миться к

ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 4.182 348 LME^^Sl

успеху именно в вольной борьбе, учитывая при этом индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Причем, задача тренера будет заключаться не только в помощи спортсмену в психологической подготовке, но и в создании субъект-субъектных ситуаций психического развития, которые могут возникнуть предсоревновательных, соревновательных и постсоревновательных условиях.

Основным методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

Физического воспитания все методы строго регламентированного упражнения подразделяются на две подгруппы:

1) методы обучения двигательным действиям;

2) методы воспитания физических качеств.

Целью схватки борцов является победа одного из соперников, выражающаяся в установлении контроля над другим соперником, пресечении его возможных дальнейших действий, подготовке своих дальнейших действий. Методы увеличения физическую силу борца считается приседания со штангой на плечах; жим штанги из-за головы; подтягивание штанги к груди из положения туло- вище наклонено вперед; тяга штанги (ноги прямые); сгибание туловища из положения сидя на полу; наклоны туловища в стороны.

Использованная литература

1. Ш Д Абдуллаев. Научно-педагогические основы начального обучения плаванию в школьном возрасте: Бухарский государственный университет, Бухара, Узбекистан ... Научно-практическая конференция

2. Ш Д Абдуллаев. Физкультурно-оздоровительная работа с студентами вуза. XI Международная научно-практическая конференция «актуальные проблемы .

3. Ш Д Абдуллаев, Д Садриддинова. Применение инновационных технологий в спорте. Инновации и традиции в современном физкультурном образовании, 8-11

4. Ш Д Абдуллаев. Шукуров Х.С. Психологическая подготовка спортсменов как условие успешной соревновательной деятельности. Вестник интегративной психологии 2023 Выпуск 30 часть 30 (30), 27-30

5. Ш Д Абдуллаев. Мейлиев Б.Б. Психологическая подготовка легкоатлета. Вестник интегративной психологии 2023 Выпуск 30 часть 30 (30), 22-26

6. Ш Д Абдуллаев. Признаки и факторы познавательной активности студентов факультета физической культуры в учебной деятельности.Вестник интегративной психологии 28 (№ 25 от 5.04.2023г), 8-12

7. Ш Д Абдуллаев. AS Dzhumaturdievich. Zamonaviy maktab shartotlarida ta'lim va jismoniy tarbiya muammolarШаучно-практическая конференция, 115118

8. Ш Д Абдуллаев. NS Nasimovich. Talabalar jismoniy tarbiyasida komponentli motivatsiyalar. Научно-практическая конференция, 447-449

9. Ш Д Абдуллаев. Основные технологии повышения уровня здоровья и физической подготовки студентов. Science and Education 3 (5), 1577-1582

10. Ш Д Абдуллаев. Physical education at schools. Вестник науки и образования, 48-51

11. Ш Д Абдуллаев. Jismoniy tarbiya jarayonida komponentli motivatsiyalar. Научно-практическая конференция.

12. Ш Д Абдуллаев. IA Shodievich. Current problems of preschool education in the modern stage. Научно-практическая конференция.

13. Ш Д Абдуллаев. Z Yusupova. Theoretical analysis of the process of recovery of working capacity of turon wrestlers in the post-competition stage^^^ научных публикаций (buxdu. uz) 4 (4)

14. Ш Д Абдуллаев. Шароф Абдурахмонов. Потенциал развития страхового рынка в Джизакской области. Source: Donald R. Cooper and C. William Emory, Business Research Methods, published by RICHARD D. IRVIN, INC., 1995. Page 2 of 67

15. Ш Д Абдуллаев. D Sadriddinova, F Qurbonov. The role of mass forms of physical culture among students. Редакционная коллегия, 250

16. Ш Д Абдуллаев. Yusupova Zulfizar Sharipovna. Scientific reports of Bukhara state university, 271, Научные доклады Бухарского государственного университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.