Научная статья на тему 'Школьная аксиологическая подготовка учителя физической культуры на современном этапе эволюции'

Школьная аксиологическая подготовка учителя физической культуры на современном этапе эволюции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
аксиология спорта / эволюция в спорте / физическая культура / проблематика аксиологии / ценность / философская дисциплина / спорт / соревновательная деятельность / спортивная деятельность

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахмон Равшанович Латипов

В статье раскрывается проблематике аксиологии спорта. В статье рассмотрены вопросы аксиологии спорта путем проведения анализа литературных источников, рассмотрения причин интереса аксиологии спорта, определения проблем, которые решает аксиология спорта. Физическая культура часть общей культуры общества, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школьная аксиологическая подготовка учителя физической культуры на современном этапе эволюции»

Школьная аксиологическая подготовка учителя физической культуры на современном этапе эволюции

Рахмон Равшанович Латипов Туркестанский инновационный университет

Аннотация: В статье раскрывается проблематике аксиологии спорта. В статье рассмотрены вопросы аксиологии спорта путем проведения анализа литературных источников, рассмотрения причин интереса аксиологии спорта, определения проблем, которые решает аксиология спорта. Физическая культура - часть общей культуры общества, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни.

Ключевые слова: аксиология спорта, эволюция в спорте, физическая культура, проблематика аксиологии, ценность, философская дисциплина, спорт, соревновательная деятельность, спортивная деятельность

School axiological training of physical education teachers at

the present stage of evolution

Rakhmon Ravshanovich Latipov Turkestan Innovation University

Abstract: The article reveals the problems of the axiology of sports. The article examines the issues of sport axiology by analyzing literary sources, considering the reasons for the interest of sport axiology, and identifying the problems that sport axiology solves. Physical culture is part of the general culture of society, which is a set of values, norms and knowledge created and used by society for the purpose of physical and intellectual development of a person's abilities, improving his motor activity and creating a healthy lifestyle.

Keywords: axiology of sports, evolution in sports, physical culture, problems of axiology, value, philosophical discipline, sport, competitive activity, sports activity

Эвoлюция это - ^o^cc пocтeпeнныx нeoбрaтимыx измeнeний, oдин из тишв рaзвития. Физичecкaя кyльтyрa - чacть oбщeй культуры oбщecтвa, прeдcтaвляющaя coбoй coвoкyпнocть цeннocтeй, шрм и зтаний, coздaвaeмыx и

ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 4.182 299 LME^^Sl

используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни. Аксиология (греч. ах1а - ценность) -философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как исходных нравственных, эстетических и др. принципов, задающих жизни людей направленность к конкретным деяниям и мотивирующих человеческие поступки.

Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Аксиологический подход органически присущ современной педагогике, в которой воспитанник рассматривается в ней как высшая ценность общества. В связи с этим аксиология может рассматриваться как методологическая основа образования и современной педагогики.Ценность есть условие понимания сущих, относимых в современной мысли к так называемой «второй прирoдe» человека. Ценность всегда абсолютна, обладает высшей степенью полноты содержания, тогда как блага имеют разную полноту совершенств, что помещает их на разные уровни ценностной иерархии.

Одним из первых историков философии является Аристотель, давший в первой книге «Метафизики» историко-философский экскурс своих предшественников. Именно от него мы знаем, что Фалес был первым философом.

Философия рассматривает физическую культуру и спорт как отдельное бытие. Философия спорта является разделом философии, которую можно рассматривать как абстрактное видение из всего, что существует. Аксиология как наука внесла свой вклад в развитие философии спорта. «Аксиа» означает ценность, а «аксиос» - ценностный (греч.). Буквально: аксиология - учение о ценностях. Но в русском языке существует двузначие: ценность - нечто положительное; ценность - всякое значение. Поэтому точнее сказать: аксиология - учение о значениях. Но не в смысле логики или семантики (значение понятий, значение слов), а в более общем философском смысле: значение всего, чего угодно, для кого (чего) угодно. Аксиология является той частью философского знания, в которой отвлеченная философия ближе всего подходит к практической жизни людей, имеет выход (через этику, философию права, философию религии, теорию культуры и т.п.) в повседневную жизненную практику. Тогда, аксиология спорта рассматривается как осмысление комплекса философских проблем и ценностных основ, касающихся спорта как феномена культуры.

Аксиология решает проблемы в отношениях между спортсменами (где соревнования, где вражда), вопросах команды, командного духа, индивидуального или коллективного, вопросах о самой состязательности (организация самого соревнования, принципа состязательности). Философия спорта - это область знаний о сущности и смысле спорта.

Целью физической культуры и спорта является укрепление здоровья и закаливание организма; гармоническое развитие тела и физиологических функций организма; всестороннее развитие физическихи психических качеств; обеспечение высокого уровня работоспособностии творческого долголетия.

В современном обществе аксиология, а точнее, гуманистические убеждения и социально-ценностные характеристики человека не всегда и не в полной мере, к сожалению, предопределяют результаты спортивной деятельности. Собственно, поэтому объективно существует необходимость обратить особое внимание на перспективы нормативно-ценностного содержания деятельности личности, что особенно актуализирует гуманистический потенциал современного спорта. Спорт, как социальное и культурное явление, формирует человека посредством определенного существования или соревновательной деятельности.

Антропологический кризис, но, несмотря на это, ценностями и обязательными качествами современного спортсмена являются патриотизм, альтруизм, гуманизм, коллективизм, честь и совесть, справедливость. Но социально-ценностные характеристики человека не всегда определяют результаты спортивной деятельности. Поэтому необходимо обратить внимание на перспективы нормативно-ценностного содержания деятельности личности, что особенно актуализирует аксиологию современного спорта.

Спортивные состязания следует воспринимать совершенно по-особому, например, нужно максимально абстрагироваться для того, чтобы перестать соотносить запрещенные повсеместно дуэли или уличные драки с обыкновением устраивать поединки в боксе, где точно так же калечат и подчас убивают.

Спорт формирует человека с помощью специфической экзистенции или соревновательной деятельности. Индивид, занимающийся физической культурой, самореализуется, всесторонне развивается в гармонии с природой и окружающим миром. В этом случае человек, активно участвующий в конкурентной деятельности, положительно влияет на объективную реальность, поскольку развивает и укрепляет социальные отношения, основанные на принципах честной конкуренции.

Занятия физической культурой часто людьми воспринимаются как второстепенное занятие. Для многих из них - это повеселиться, поиграть,

ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 4.182 301 LME^^Sl

3anonHHTt cBoe cBoöogHoe BpeMa, npocTo npoBecTH BpeMa c gpy3taMH, KonneraMH h gp. Ba^Ho, htoöbi c^opMupoBanact Morn,Haa cucTeMarroupoBaHHaa oönacTt 3HaHHH, KoTopaa HMeeT cboh npegMeT h cпeцн$ннecкнe MeTogti uccnegoBaHHa h HanpaBneHa Ha pa3BHTue $H3HHecKux h TenecHtix ocoöeHHocTeö HenoBeKa, coxpaHeHue 3gopoBta h Bocnpou3BegeHue npupogHtix ochob gna gyxoBHoro o6orarn,eHHa.

Coцнoпoгнa roynaeT cnopT h $H3HHecKyw KyntTypy oTgentHo! Ho npeoönagaeT MHeHue, hto oTgentHo hx royHart Hent3a. KaK ocMticneHHaa coцнaпbнaa npoöneMa cnopTa, ho cnopT KaK coцнaпbнмн HHcTHTyT. no3gHee cTana ^opMupoBartca oTgentHaa oTpacnt coцнaпbнoн ^H3HH. Coцнaпbнмн HHcTHTyT HMeeT MaTepuantHMH, $H3HHecKHH h coцнaпbнмн acneKT h cBa3breaeT hx BMecTe.

Ou3unecKaa KyntTypa paccMarpHBaeTca KaK HacTt KyntTypti. OHa HMeeT onpegeneHHtie ycnoBHa ^H3HH (MarepHantHbie h gyxoBHtie цeннocтн) h HMeeT KyntTypy geaTentHocTH h KyntTypy hhhhocth. CnopT - этo yHUKantHbifi coцнaпbнмн HHcTHTyT pa3BHTHa pacnpocTpaHeHHa h ocBoeHHa KyntTypti gBurarentHofi geaTentHocTH HenoBeKa h HenoBeHecTBa.

^ntw cnopTHBHofi KyntTypti - gocra^eHue nepBeHcTBa, noöegti, 3a cHeT Hcnont3oBaHHa gyxoBHtix h $H3HHecKux cnocoÖHocTefi HenoBeKa. TaKHM o6pa3oM, cnopTHBHaa KyntTypa Mo^eT paccMarpHBartca KaK cnopTHBHaa geaTentHocTt, cBa3aHHaa c bbicokhmh cnopTHBHtiMH gocTH^eHuaMH.

Co3HaHue - этo Bticmaa $opMa ncuxuHecKofi aKTHBHocTH HenoBeKa, npegcTaBnawrn,aa coöoö coBoKynHocTt MbicnHTentHbix, HyBcTBeHHtix, эмoцнoнaпbнмx h BoneBtix пpoцeccoв, no3Bonawrn,Hx HenoBeKy He tohbko no3HaBaTt Mup, ho h npeo6pa3oBbiBarb ero b cooTBeTcTBHH co cbohmh

cyöteKTHBHMMH ^H3HeHHtiMH ^naMH.

Co3HaHue aBnaeTca cyrn,HocTHbiM npu3HaKoM HenoBeKa, oraHHawrnuM ero ot Bcex gpyrux ^hbbix cyrn,ecTB. 3to oHeBHgHo gna öontmHHcTBa nwgeö Ha y^e ypoBHe 3gpaBoro cMticna. OTBeTHTt Ha Bonpoc, hto TaKoe co3HaHue, gart ero onpegeneHue - He TaK npocTo. Ho KpaÖHe HeoöxogHMo, noToMy hto Kareropua co3HaHHa aBnaeTca 6a3oBofi gna Bcex ryMaHHTapHtix h coцнaпbнмx HayK. Arnpononorua, ncuxonorua, wpнcпpygeнцнa, KHÖepHeTHKa h gpyrue oTpacnu 3HaHHa Hcnont3ywT b cbohx TeopeTHHecKHx nocTpoeHHax h b npaKTHKe (b HacTHocTH ncuxuarpua) noHaTue co3HaHHa, He 3aHHMaact cпeцнaпbнo BtiacHeHHeM Toro, b HeM 3aKnwHaeTca ero cyrn,HocTb. Ohh npocTo 3aHMcTBy wt y^e cym,ecTBywrn,He h paöoTawrnue onpegeneHHa h KpuTepuu co3HaHHa, oTgaBaa uccnegoBaHHa ero npupogti Ha oTKyn ^unoco^HH.

Использованная литература

1. Тураев, М. М. (2022). Оздоровительная физическая культура её основы и инновационные технологии. Science and Education, 3(4), 1102-1108.

2. Тураев, М. М. (2022, November). Организация проектных технологий на уроках физической культуры: 10.53885/ edinres. Научно-практическая конференция (pp. 975-978).

3. Тураев, М. (2021). Important factors for the organization of medical groups in physical education. Центр научных публикаций (buxdu. Uz), 8(8).

4. ММ Тураев. Методы преподавания физического образования и их важные аспекты. Проблемы науки, 35-37

5. ИТ Хамраев, ДИ Курбанов, ММ Тураев. Принципы современной педагогической подготовки. Academic research in educational sciences 2 (2), 899907

6. ММ Тураев. Повышение эффективности физического воспитания студентов с помощью компьютерных технологий. Вестник науки и образования, 99-102

7. MM Turayev, BJQ Boltayeva. Og'ma xulq-atvor o'rganish mahsuli sifatida. Science and Education 3 (4), 1694-1701

8. М Тураев. Содержание процесса организации оздоровительных занятий для людей пожилого возраста. Центр научных публикаций (buxdu. Uz) 7 (7)

9. ММ Тураев. Организация проектных технологий на уроках физической культуры: 10.53885/edinres. 2022. Научно-практическая конференция, 975-978

10. М Тураев. Образование и воспитание в физической культуре-особенности повышения эффективности использования национальных ценностей. Центр научных публикаций (buxdu. uz) 8 (8)

11. ММ Тураев. Повышение эффективности физического воспитания студентов с помощью компьютерных технологий. Вестник науки и образования 15, 118

12. ММ Тураев, ЭЮ Исломов. Организация и проведение оздоровительных занятий для людей пожилого возраста. Физическая культура. Рекреация. Спорт, 470-476

13. TM Muxamedovich. Actual Problems of Teaching Physical Education at School Vital Annex: International Journal of Novel Research in Advanced Sciences 1 ...

14. ББ Маъмуров, ММ Тураев. Актуальные проблемы подготовки специалистов физического воспитания и спорта в современных условиях. Проблемы и перспективы развития спортивного образования, науки и практики .

15. М Тураев. Actual problems of teaching physical education at school. Центр научных публикаций (buxdu. uz) 23 (23)

17. MM Turayev, BJ Boltayeva, SJ Razokova. The importance of physical education and physical culture at schools. Вестник науки и образования, 34-37

18. РС Баймурадов, ЯЗ Файзиев, ММ Тураев. Психологический анализ личности спортсмена. Педагогическое образование и наука, 144-148

19. ММ Тураев, РС Баймурадов, ЯЗ Файзиев. Интерактивные методы физического воспитания в вузах. Педагогическое образование и наука, 132-135

20. Kurbanov Shuhrat Koldoshvich, Latipov Rakhmon Ravshanovich. Pedagogical, Psychological Fundamentals of Dinthological Training of Students in Higher Educational Institutions (Physical Culture). American Journal of Language, Literacy and Learning in STEM Education.

21. R.X.Kadirov,R.R.Latipov. Sport faoliyatiga yo'naltirishnmg ijtimoiy muammolari va yechimlari. Hozirgi taraqqiyot bosqichida jismoniy tarbiya va sport mashg'ulotlarini ...

22. LR Ravshanovich, NS Sadullaevich. Problems and Solutions of Directing Students to Scientific Activity.

23. Ш Д Абдуллаев, Д Садриддинова. Применение инновационных технологий в спорте. Инновации и традиции в современном физкультурном образовании, 8-11

24. Ш Д Абдуллаев. Шукуров Х.С. Психологическая подготовка спортсменов как условие успешной соревновательной деятельности. Вестник интегративной психологии 2023 Выпуск 30 часть 30 (30), 27-30

25. Ш Д Абдуллаев. Мейлиев Б.Б. Психологическая подготовка легкоатлета. Вестник интегративной психологии 2023 Выпуск 30 часть 30 (30), 22-26

26. Ш Д Абдуллаев. Признаки и факторы познавательной активности студентов факультета физической культуры в учебной деятельности.Вестник интегративной психологии 28 (№ 25 от 5.04.2023г), 8-12

27. Ш Д Абдуллаев. AS Dzhumaturdievich. Zamonaviy maktab shartotlarida ta'lim va jismoniy tarbiya тиатшо1ап.Научно-практическая конференция, 115118

28. Ш Д Абдуллаев. NS Nasimovich. Talabalar jismoniy tarbiyasida komponentli motivatsiyalar. Научно-практическая конференция, 447-449

29. Ш Д Абдуллаев. Основные технологии повышения уровня здоровья и физической подготовки студентов. Science and Education 3 (5), 1577-1582

30. Ш Д Абдуллаев. Physical education at schools. Вестник науки и образования, 48-51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.