ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОПРОСА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ К ПОРОЖДЕНИЮ МОНОЛОГИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ
Рудермель А.В. ®
Магистрант, кафедра логопедии и детской речи, Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация
В статье рассматриваются теоретические взгляды на проблему формирования готовности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к пораждению монологического высказывания.
Ключевые слова: формирование, монолог, связная речь, недоразвитие. Keywords: the formation, monologue, connected speech, underdevelopment.
Речь ребенка наследственно предопределена, ее формирование происходит под влиянием речевой деятельности взрослых и большую роль в становлении речи играет достаточная речевая практика, нормальное речевое окружение и воспитание и обучение, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.
О.С. Гришина, в своих работах отмечала, что детство - это один из самых важных этапов онтогенеза, который является границей в развитии человека между младенчеством и взрослостью. Детство представляет собой, как физиологическое, психологическое, педагогическое, так и социокультурное явление, которое имеет историческое происхождение и природу. Именно в этот период закладывается траектория дальнейшего становления человека. Важность данного периода характеризуется тем, что он составляет хронологическую начальную точку онтогенеза, а также тем, является уникальным этапом, во время которого рамках осуществляется развитие общечеловеческих особенностей. Именно на этом этапе закладываются основы речевой деятельности[4].
Л.С. Выготский в своих трудах указывал, что знание закономерностей речевого развития детей необходимо для правильной диагностики нарушений речи и для того, чтобы правильно построить всю коррекционно-логопедическую работу по преодолению речевой патологии [3].
Установлено, что развитие связной речи, включающей в себя диалогическую и монологическую, является важнейшим условием качественного обучения в школе.
По мнению Т. А. Власовой, ребенок с хорошо развитой речью может отвечать как на сложные, так и на простые вопросы, при этом, владея аргументацией, он может логично изложить свои мысли, а так же выполнять подробный пересказ произведений художественной литературы и устного народного творчества [1].
Относительно различных видов развернутых высказываний связная речь определяются как совокупность тематически объединенных фрагментов речи, которые находятся в тесной взаимосвязи и представляют собой единое смысловое и структурное целое.
А.В. Текучев в книге «Методика обучения русскому языку» под термином «связная речь» предлагает понимать такую речь, которая организована согласно законам логики и грамматики, представляет собой единую систему, обладает относительной самостоятельностью, является законченной в смысловом плане и может быть разделена на более или менее значительные части, связанные между собой. Таким образом, каждое логически построенное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи [6].
® Рудермель А.В., 2017 г.
Под «монологической речью» в данной статье мы будем понимать связную речь одного лица, коммуникативной целью которой является повествование о фактах, явлениях окружающей действительности. Такая форма речи обращенная к одному или группе слушателей, иногда - к самому себе; активный вид речевой деятельности, направленный на восприятие.
Л.В. Ступак считает, что в отличие от диалогической речи монологическую речь можно охарактеризовать развернутостью, связностью, логичностью, обоснованностью, смысловой завершенностью, наличием распространенных конструкций, грамматической оформленностью. В отличие от диалога, монологическая речь, предполагает ответственность за выполнение коммуникации только на говорящем при отсутствии явной опоры на восприятие речи слушающим. Ключевыми признаками монологической речи можно считать непрерывность, степень самостоятельности и подготовленности.
Монологическая речь выполняет следующие коммуникативные функции:
• информативная;
• воздейственная;
• эмоционально-оценочная [5].
В.К. Воробьева считала, что в устной монологической речи, заключающей повествование о событии или рассуждение, с необходимостью должны присутствовать как мотив высказывания, так и общий замысел, создаваемый говорящим [2].
Также данным автором была сформулирована цель обучения монологической речи, в качестве которой выступает формирование речевых монологических умений:
• Умения пересказывать различные тексты, создавать доклады на любую тему, составлять рассказ или описание.
• Умение раскрыть заданную тему логически и последовательно.
• Умение убедить в правильности собственных суждений, включив в свою речь необходимые аргументы [2].
Все названные выше умения можно выработать, выполняя специальные речевые и иные упражнения.
Создание в старшем дошкольном возрасте благоприятных условий для формирования готовности к порождению монологического высказывания имеет существенное значение для его дальнейшего психического развития.
От того, как организована деятельность ребенка во многом зависит сформированность готовности к порождению монологического высказывания.
Таким образом, проблема развития связной монологической речи у дошкольников рассматривается как важное направление работе учителя-логопеда. Логопедия на современном этапе развития располагает достаточным количеством различных технологий обучения детей рассказыванию, которые могут помочь учителю-логопеду в планировании и осуществлении данной работы. Обеспечение коррекционно-логопедической поддержки детей с проблемами в развитии связной монологической речи способствует дальнейшему успешному обучению их в школе.
Литература
1. Власова Т.А. Обучение детей с задержкой психического развития / Т.А. Власова - М.: «Просвещение», 2013. - 119 с.
2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158 с.
3. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский - М.: Просвещение, 1995. - 527 с.
4. Гришина О.С. Проблема исследования дизонтогенеза речи как детерминанта социального развития детей с интеллектуальной недостаточностью в период дошкольного детства / О.С. Гришина// Гуманитарные науки и образование. - 2011. - № 1. - С. 37-43.
5. Ступак Л.В. Онтогенез диалогической речи. /Л.В. Ступак// Специальное образование - 2012. -№3 (27). - С. 109-113.
6. Текучев А. В. Хрестоматия по методике обучения русскому языку. - М.,1982.