УДК 378.1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В ТВОРЧЕСКОМ ВУЗЕ
Т.П. Заборских, Е.В. Шабашова
THEORETICAL ASPECTS OF INTRODUCTION OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES AND A PROBLEM OF THEIR APPLICATION WHEN TEACHING HUMANITARIAN DISCIPLINES IN CREATIVE HIGHER EDUCATION INSTITUTION
T.P. Zaborskikh, E.V. Shabashova
Аннотация. В статье анализируется современная парадигма высшего образования, направленная на внедрение инновационных технологий и самостоятельную работу студентов, проблемы их применения при преподавании гуманитарных дисциплин в связи с интеграцией российского образования в европейскую систему.
Ключевые слова: инновационные технологии, интерактивное обучение, самостоятельная работа, учебный процесс в вузе, модели в области образования, человеческий капитал, гуманитарные дисциплины.
Abstract. In article the modern paradigm of the higher education directed on introduction of innovative technologies and independent work of students, problems of their application when teaching humanitarian disciplines in connection with integration of Russian education into the European system is analyzed.
Keywords: innovative technologies, interactive training, Independent work, educational process in higher education institution, model in the fields of education, the human capital, humanitarian disciplines.
Динамичные изменения, которые происходят в экономике, политике, культуре, диктуют иные требования к самим основам высшего образования - к тому, чему учить, как учить, чтобы эти знания соответствовали современным реалиям жизни. Из уст самых различных специалистов современное состояние образования оценивается как кризисное. Отмечается несоответствие имеющихся образовательных систем новым возможностям человека информационного общества, где обновление фундаментальных знаний идет быстрее, нежели завершается цикл получения высшего образования. Согласно термину, введенному ректором МосГУ И.М. Ильинским,
перспектива изменить ситуацию возможно лишь с помощью «образовательной революции», то есть переосмысления всей структуры современного образования, ее трансформации и формирования обновленной парадигмы, с помощью которой высшее образование освободится от инертности и станет авангардом развития интеллектуальных технологий. Проблема поиска новой парадигмы образования имеет мировой характер, но особо остро она звучит в России, так как в последние десятилетия отечественное образование испытывало трудности, связанные с финансированием, управлением, отсутствием единой государственной политике по востребованности выпускников вузов на рынке труда, а также доминированием в отечественной образовательной системе называемой знаниево-просветительной парадигмы. Помимо внутренних проблем, отечественное образование начала XXI в. было подвергнуто еще и кардинальной трансформации, которая произошла в связи с выполнением России обязательств по Болонской Конвенции, подписанной в 2003 г. Цель вхождения в Болонский процесс - интеграция России в европейскую систему образования. Можно сказать, что Российская система высшего образования в последние пять-шесть лет подверглась мощному слому старой модели, и форсированному внедрению модели западного образца.
Как известно, в основе Болонской системы иные принципы, к которым ни финансово, ни психологически вузы страны были не подготовлены. Прошло несколько сложных лет, прежде чем высшая школа приспособились к выполнению ее требований и принципов, главные из которых:
- введение двухуровнего обучения (бакалавр, магистр);
- введение кредитной системы (единая система зачетных единиц);
- контроль качества образования (единые критерии оценки качества преподавания и образования);
- расширение мобильности (создание интегрированных программ обучения и проведения научных исследований);
- обеспечение трудоустройства выпускников.
Исторически известно, что любые реформы - это всегда масштабная деятельность в форме социального проекта по изменению содержания, структуры, методов, форм. Развитие реформ образования - задача сложная, их успехи зависят от многих факторов:
от нормативной базы, стратегии проведения, управления, анализа и контроля результатов. Но самым главным условием их реализации является изменение философии преподавательской деятельности, психологическая готовность профессорско-преподавательского состава к инновациям, к внедрению интерактивным методик обучения. Именно преподаватель, который непосредственно работает со студентами, осуществляя образовательную деятельность, обладает неограниченными возможностями в трансляции своих знаний, должен стать локомотивом, «двигателем» образовательных реформ. Реформы предполагают качественно новые инновационные технологии, внедрение которых зависит от творческого потенциала того или иного преподавателя, его компетентности, целостного взаимодействия в решении социальных задач всего коллектива вуза. Почему так важны инновационные технологии? По сути, они представляют новые подходы в организации образовательной деятельности, которые меняют способы подачи знаний и тип овладения ими. С помощью таких технологий происходит активизация процесса познания, ведь они означают обязательное включение студентов в деятельность, коллективные формы работы, обмен мнениями. Одной из инновационных методик является интерактивное обучение. Само понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» - «взаимный», «act» - «действовать»), то есть «методы, позволяющие студентам взаимодействовать между собой». По сравнению с другими методами интерактивные ориентированы, при сохранении традиционных форм обучения (лекции и семинары), на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. При использовании интерактивных методов обучения изменяется роль преподавателя - он помогает, направляет, регулирует учебно-воспитательный процесс, занимается его общей организацией. Согласно этой концепции, преподаватель определяет общее направление (готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах), контролирует время и порядок выполнения намеченного плана работы, дает консультации, разъясняет сложные термины, помогает в случае серьезных затруднений. Отныне преподавателя в образовательном процессе должна занимать группа взаимодействующих студентов,
которые стимулируют и активизируют друг друга, решают проблемы совместно, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение.
При использовании инновационных технологий у студентов развивается критическое мышление, меняется привычная логика образовательного процесса, где знания, умения и навыки формируются не от теории к практике, а от опыта к его теоретическому осмыслению. Такой подход активизирует активно-познавательную и мыслительную деятельность, ведь новый материал студент осваивается не в качестве пассивного слушателя, а активного участника, при этом развиваются коммуникативные компетенции, сокращается доля традиционной аудиторной работы и увеличивается объем самостоятельной работы.
Отметим, что переход на европейскую систему образования нанес «удар» по блоку гуманитарных дисциплин резким сокращением учебных часов, и с этим сложно смириться. Исторически известно, что европейская система, в отличие от отечественной, не была ориентирована на углубленную «гуманитарную составляющую». Между тем, исходя из самого слова «образование», которое означает, что в результате взаимодействия преподавателя со студентом, последний формируется, стало быть, образуется, роль вузов можно рассматривать в двух аспектах. Конечно, в первую очередь, их задача - подготовка профи для различных сфер народного хозяйства, но особое значение в современном мире приобретает второй аспект - формирование «человеческого капитала» - человека нравственного, мобильного, активного, эффективного, целеустремленного и творческого. Человека, который окончив обучение в стенах вуза, прекрасно был сориентирован на стратегию самосовершенствования, продолжал наращивать свой человеческий капитал. Дело в том, что постиндустриальное развитие, по которому идет человечество - это общество знаний, то есть такое общество, в котором людям приходится постоянно вырабатывать новые знания. Другими словами, знания становятся неким эфиром, средой, в которой живет и развивается общество, в которой существует современный человек. В настоящее время высшее образование становится уже не привилегией, как это было на протяжении нескольких веков, а необходимым условием достойного существования человека, его самореализации, творческого
совершенствования с использованием современных технологий и коммуникационных средств. Человеческий капитал - это достояние не только отдельного индивида, но и общества в целом. Именно поэтому считаем, что в связи с требованием реализации новых образовательных технологий, возрастает роль гуманитарной стороны высшего образования, и ее необходимо не сокращать, а наоборот, расширять, независимо от направленности вуза и специальности!
Преподавание этих дисциплин имеет свои специфические возможности для развития творческого мышления. Но особенно важны дисциплины гуманитарного блока в вузах, выпускники которых сами являются трансляторами человеческого капитала, так как их профессиональная деятельность связанна с культурным пространством, с продуцированием и реализацией творческих идей, технических и эстетических решений, медиа проектов, педагогической деятельности по воспитанию будущих музыкантов, деятелей СМИ, управленцев в области культуры.
Применение интерактивных методов в гуманитарном блоке означает внедрение в систему обучения, наряду с традиционными, таких новых моделей обучения, которые отвечали бы новым целям и задачам учебного процесса. Среди зарубежных теоретических моделей в области образования, которые ориентированы на формирование «человеческого капитала» и особого внимания к системе гуманитарных знаний, следует отметить модели: кооперативного обучения; «учебных сообществ преподавателей»; «трансформации учебной среды». Их разработка принадлежит теоретикам и практикам высшего образования США, Великобритании, Израиля. В основе первой лежит принцип студенто-ориентированного обучения, когда преподавательская стратегия направлена на создание малых групп, состоящих из студентов с различными способностями. Каждый член группы отвечает не только за свой образовательный процесс, но и за помощь другим в обучении, то есть за создание продуктивной атмосферы обучения. Задача преподавателя - дать задание, поставить задачу, соответственно, студенты распределяют «роли», контролируют друг друга в качестве выполнения заданий [1, с. 36] Такое обучение, особенно на первом году, повышает интенсивность образовательного процесса, позволяет гораздо быстрее формировать необходимые для обучения навыки самостоятельной работы. Другую
модель, которая развивается в инновационном ключе зарубежного высшего образования, можно определить как технолого-ориенти-рованную, или модель «учебных сообществ преподавателей». В ее основе - создание междисциплинарных, синтетических учебных курсов. Авангардом этой модели является США, где создаются учебные сообщества преподавателей, чтобы соединить несколько курсов сходной тематики. Интегральный курс ведется не одним, а группой преподавателей, что позволяет сформировать студентам целостное представление об изучаемом материале. Но, пожалуй, наиболее отвечает современным запросам модель «трансформации учебной среды». Согласно этой модели в образовательный процесс вовлекается внутреннее и околовузовское пространство - архитектура зданий, оформление аудиторий, включение произведений искусства, организация выставок, применение компьютерных технологий, иначе говоря - создание своего образовательного мира [1, с. 36-37]. Все эти модели отражают основной принцип, который становятся приоритетными в высшем образовании - принцип проблемного обучения, когда студенту необходимо вовлечься в процесс, заняться организацией, изучить массу источников, чтобы приобрести как теоретические знания, так и практические навыки. Применение проблемного метода обучения побуждает анализировать учебный материал, вскрывать свойства, отношения, наличие противоречий, давать оценку, обобщать сказанное, соотносить его с другими проблемами, развивает критическое мышление, способствует активизации умственной деятельности и т.д.
В преподавании социально-гуманитарных дисциплин в творческом вузе необходимо использовать междисциплинарный подход, применять методы других теоретических и практических наук о человеке, обращаясь к широкому спектру «приближающих» примеров, компенсируя сложности обучения студента и недостатки отечественной системы школьного образования.
Показателем эффективности проблемного обучения служит существенное повышение качества усвоения учебного материала и возможностей его практического использования в профессиональной деятельности.
Как уже было сказано выше, основным базовым принципом является ориентация на самостоятельную работу студентов, которая
становится ведущей формой организации обучения студентов. Самостоятельная работа студентов - это планируемая работа, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Что же показывает практика в свете интеграции отечественного образования в единое европейское пространство, во внедрении инновационных технологий? На сегодняшний день здесь множество проблем и противоречий. Можно сказать, что в целом, российский профессорско-преподавательский состав постоянно совершенствует и внедряет новые методы и формы обучения, однако во внедрении их как «технологий», то есть хорошо отработанных приемов, есть пока непреодолимые сложности. Во-первых, это связано с резким сокращением учебных часов (как отмечалось выше) по блоку дисциплин социально-гуманитарного цикла. Особенно это касается учебных планов для первокурсников, ведь в рамках ограниченного учебного времени, преподаватель находится в двуедином положении - он должен адаптировать бывших школьников к обучению в вузе и в то же время реализовать учебную программу. Учитывая, что оптимизация учебного процесса привела к объединению учебных занятий в единый поток, и ныне нет погрупповых занятий, проблема правильной ориентации студентов по выполнению самостоятельной работы становится очень актуальной! Не забудем, что те же интерактивные методы предполагают работу преподавателя с камерной группой студентов, что, согласно учебным планам, не предусматривается. Во-вторых, инновационные технологии предполагают контроль со стороны преподавателя выполнения студентом самостоятельной работы, а это означает возможность дистанционного общения с помощью компьютерных программ по контролю знаний, проведение вебинаров, видео-диалогов и т.д. В этом направлении, на наш взгляд, сделаны лишь робкие шаги. Техническое оснащение аудиторий, кафедр, интернет-общение - все это оставляет желать лучшего. В-третьих, пока нет внятности с вопросом обеспечения методического фона инновационных технологий. Как представляется, в идеале у вуза должна быть целенаправленная политика обеспечения каждого «шага» по внедрению инноваций, ее апробация и методическое закрепление в виде определенной формы, которая могла бы транслироваться и использоваться всеми преподавателями.
Наконец, в-четвертых, учитывая то, что инновации требуют внеаудиторной разноплановой, скрупулезной работы преподавателя, это должно найти воплощение в дополнительной нагрузке преподавателя, материальном стимулировании тех, кто творчески относятся к педагогической деятельности.
Таким образом, инновационные технологии - это большая целенаправленная работа, которая должна затрагивать все структуры высшего образования, иметь четкую логику, последовательность развития, задействовать все ресурсы каждого высшего учебного заведения. По оценке современного состояния инновационных технологий, российское образование находится только в начале этого сложного пути.
Библиографический список
1. Джонсон Р., Джонсон Д. Высшее образование и гуманитарное знание в XXI в.: монография - доклад Института фундаментальных и прикладных исследований МосГУ. VI Международная конференция. М., 2009.
Т.П. Заборских
кандидат философских наук, доцент
заведующий кафедрой общих гуманитарных дисциплин
Российской академии музыки им. Гнесиных,
доцент кафедры гуманитарных дисциплин
Московского финансово-юридического университета МФЮА
E-mail: [email protected]
Е.В. Шабашова
кандидат исторических наук, доцент доцент кафедры общих гуманитарных дисциплин Российской академии музыки им. Гнесиных E-mail: [email protected]