Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА / ПЕРВИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / ПРИНЦИПЫ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ИЗМЕНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Омарова Ольга Федоровна

В статье исследованы вопросы организации учетной политики. Раскрываются понятие и содержание учетной политики, а также принципы ее организации. Дана формулировка учетной политики в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF ACCOUNTING POLICY IN MODERN CONDITIONS

The article explores the organization of accounting policies. The concept and content of the accounting policy, as well as the principles of its organization are revealed. The formulation of the accounting policy in modern conditions is given.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_8_4_349 УДК 338

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Омарова Ольга Федоровна,

кандидат экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: Omarovaolga.53@mail.ru

В статье исследованы вопросы организации учетной политики. Раскрываются понятие и содержание учетной политики, а также принципы ее организации. Дана формулировка учетной политики в современных условиях.

Ключевые слова: учетная политика; первичные документы; принципы; бухгалтерский учет; изменения.

UDC 338

THEORETICAL ASPECTS OF ACCOUNTING POLICY IN MODERN

CONDITIONS

Omarova Olga Fedorovna,

Candidate of Economic Sciences, Professor, Department of Accounting, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: Omarovaolga.53@mail.ru

The article explores the organization of accounting policies. The concept and content of the accounting policy, as well as the principles of its organization are revealed. The formulation of the accounting policy in modern conditions is given.

Keywords: accounting policy; source documents; principles; Accounting; changes.

Ключевые принципы ведения и организации бухучета в компании в обязательном порядке прописываются в учетной политике юридического лица.

Под учетной политикой понимается комплекс методов ведения бухучета, принятых в компании. При этом могут быть использованы такие методы, как:

- первичное наблюдение;

- стоимостное измерение;

- текущая группировка;

- итоговое обобщение хозяйственной деятельности компании в общем.

Стоит учесть, что формы учетной политики не закреплены ни в каких нормативах, в связи с чем уже сформированную и действующую в компании учетную политику можно изложить в приказе.

В такой ситуации учетная политика может

быть выражена только в качестве текста, в котором будут выделены отдельные моменты и пункты. При этом более удобной формой ее построения может быть табличная форма.

Учетная политика, утверждаемая соответствующими приказами, - это законченный документ со своей логической формой и структурой, полностью подходящими под цели формирования. В такой форме учетная политика превращается в приложение к приказу.

Еще один значимый плюс табличной формы учетной политики - структурированность документа. Другой важный плюс - наличие наглядных, доступных для ознакомления ссылок на различную нормативную документацию, обосновывающую выбранный самим юридическим лицом способ ведения бухучета.

Табличный вид также дает возможность графически выделять некоторые разделы, так или иначе соответствующие объектам и/ или направлениям учета. Это по итогу значительно облегчает дальнейшее применение учетной политики при ее использовании сотрудниками юридического лица во время выполнения ежедневной работы.

Табличная форма актуальна, если у бухгалтерских служб в компании сложная иерар -хия с делением работ по отделам, направлениям и функциональным особенностям.

В учетной политике юридического лица должно быть множество приложений, среди которых обязательными являются такие, как:

- рабочий план счетов бухучета компании;

- формы и документооборот внешней отчетности, созданные и функционирующие согласно рекомендованным Минфином РФ образцам.

Учетная политика, утвержденная в компании, может включать в себя следующие приложения:

- формы учетных первичных документов, сформированные внутри компании;

- детализированные методики ведения учета и т. д.

Хотя при всем этом важно помнить один момент: учетная политика, утвержденная в компании, равно как и все приложения этой политики, - это официальный документ, который при разбирательствах в суде и при проверках может быть затребован соответствующими и имеющими на это право должностными лицами и структурами.

Перед формированием учетной политики юридического лица необходимо выполнить такой процесс, как изучение норм и статей действующего законодательства. Это действительно важный процесс, ведь именно он дает возможность определить круг тех вопросов, которые компания может изучить согласно действующей учетной политике.

Первый шаг - выделение основных направлений, объектов учета и разделов, связанных с работой компании.

Второй шаг, который необходимо выполнить на этапе подготовки к последующей выработке учетной политики, - это анализ как законодательства, так и нормативных базы, посредством которых можно урегулировать объекты, разделы и направления учета. Изу-

чение законодательства и нормативной базы должно идти в нескольких направлениях:

- что разрешается и что предписывается по части учета согласно нормативным документам;

- спектр работы компании.

В том случае если компания в самом деле занимается разрешенными согласно законодательству операциями, которые тем не менее не нашли отражения в документации об особенностях формирования бухучета, тогда можно (если это необходимо) силами компании сформировать новые варианты учета с последующим включением таковых в действующую учетную политику. Право компании на совершение подобных действий регламентировано ПБУ 1/2008.

Итогом подготовительной работы может быть сформированный список вопросов, связанных с работой компаний и отражаемых компанией в учетной политике. Все эти вопросы нужны для оптимизации решений и их принятия.

Для удобства можно поделить вопросы на две категории, требующие следующее:

- выбор и определение вариантов, установленных нормативами;

- самостоятельное формирование собственных вариантов решений.

Даже с учетом того, что формирование учетной политики внутри компании - это одна из основных задач главного бухгалтера, нельзя на этапе выбора учета опираться на предпочтения и позицию работы бухгалтерии в компании. Дело в том, что учетная политика взаимосвязана с работой всех существующих в компании подразделений, в связи с чем при формировании учетной политики нужно исходить из мнения специалистов различных заинтересованных служб, включая финансовую, планово-экономическую и иные.

Учетная политика, выбранная компанией как основная, должна полностью соответствовать стратегическим целям организации. Также учетная политика должна принимать во внимание ту стадию, на которой находится компания в данный момент [2-4].

Стадии развития компании могут быть такими:

- выход компании на иные рынки сбыта;

- расширение производственной деятельности;

- разработка новой продукции и т. д.

Экономические основания, касающиеся политики и бухучета, должны совершать те специалисты, которые работают в определенных производственных областях, занимаются материально-техническим снабжением, капиталовложениями, обращением ценных бумаг и т. д. При этом специалисты должны работать вместе с экономическими подразделениями и службами внутри компании. Конечно же, все это не является частью компетенции бухгалтерии.

Обоснование не относится к числу обязательных и не определяется нормативной документацией, однако именно оно способно помочь компании сделать тот или иной выбор, а после этого оценить правильность выбора и его последствия.

Помимо всего прочего, должны быть соблюдены требования, касающиеся рациональности ведения бухучета. Согласно этим требованиям, затраты, связанные с обработкой и сбором информационных данных, не должны как-либо превышать полезность и ценность информации [1].

На стадии выбора способов ведения бухучета нужно искать баланс между такими параметрами, как возможности бухгалтера и потребности в ведении производственной деятельности. Также на этой стадии необходимо учесть и то, что сейчас очень важна роль автоматизации различных учетных процессов, а также сама по себе оснащенность компании как программными средствами, так и техникой.

По итогам предварительных расчетов и оценок квалифицированных экспертов компания должна принимать то или иной решение, при этом утвердив определенный метод ведения учета из предложенных.

Для того чтобы в компании не было внутренних конфликтов, подобные решения из предложенных должны быть согласованы со службами до того, как решение будет утверждено окончательно.

Возглавлять работу, направленную на формирование учетной политики, должны руководители организации. Это даст возможность сделать выбор более оптимальным и объективным, что также важно при конфликте интересов (где одна из сторон - это обязательно главный бухгалтер, работающий в компании).

Изменения, касающиеся учетной политики, могут быть произведены в следующих ситуациях:

- изменения, касающиеся действующего законодательства Российской Федерации;

- изменения, касающиеся нормативных актов тех органов, которые занимаются регулированием бухучета;

- разработка юридическим лицом обновленных методик ведения бухучета;

- изменения условий работы компании.

Для того чтобы обеспечить сопоставимость данных бухучета, любые изменения, касающиеся учетной политики, должны быть введены с начала очередного финансового года. В данном случае основной упор делается на то, что учетная политика, принятая юридическим лицом, принимается лишь последовательно каждый год. Однако это все же не говорит об утверждении учетной политики к наступлению финансового года, если соответствующие изменения были внесены в политику компании.

Одновременно с этим каждый год или создаются, или же меняются как нормативные, так и законодательные акты бухучета. Вмести с этими изменениями и внесением законодательных актов происходит реформа системы налогообложения и изменение гражданского законодательства. Эти и многие другие моменты предполагают важность и обязательность ежегодного обновления учетной политики.

Тут стоит учесть, что утверждение основных способов ведения бухучета, фактов деятельности компании не является примером изменения учетной политики, в особенности если речь идет о тех способах, которые так или иначе отличаются от тех фактов, которые уже есть или же появились впервые в работе компании.

Если переводить это на практику, можно отметить, что в течение одного отчетного года в учетную политику организации могут быть внесены изменения и может быть дополнен состав учетной политики различными элементами (объекты учета, разделы и т. д.), которые до этого в работе компании не встречались, а особенности их бухучета не были регламентированы.

Пускай внутри компании учетная политика и способна регламентировать работу бухгалтерии, она так или иначе касается работы как

всей компании, так и отдельных подразделений. Это и делает учетную политику едва ли не самым важным и обязательным распорядительным документом.

Заниматься принятием решений, касающихся установления положений учетной политики, должен именно руководитель юридического лица, но никак не ее главный бухгалтер. При этом директор юридического лица должен основываться на предварительной оценке возможных экономических последствий как самого выбора, так и вариантов. Здесь же нужно брать в расчет ко-

нечные стратегические цели юридического лица, а также его экономическое положение на актуальное время.

Принимать участие как в проработке, так и в подготовке учетной политики обязаны почти все подразделения юридического лица в рамках основных направлений своей работы. Работа, связанная с улучшением и подготовкой учетной политики, должна быть планомерной за год, причем целесообразным в данном случае будет мониторинг различных изменений в действующем законодательстве и нормативных документах.

Список литературы_

1. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. № 402-ФЗ. (последняя редакция). URL: www.consultant.ru (дата обращения: 18.12.2022).

2. Полковский Л. М. Бухгалтерский управленческий учет : учебник для бакалавров. М. : Дашков и К, 2021. 256 с.

3. Астахов В. П. Бухгалтерский (финансовый) учет : в 2 ч. Ч. 1. Люберцы : Юрайт, 2021. 536 с.

4. Шкаберда В. А., Сметанко А. В., Поповская А. С. Основные направления совершенствования учета и контроля финансовых результатов организации // Молодой ученый. 2020. № 5. С. 270-273.

References_

1. The Russian Federation. Laws. Federal Law «On Accounting» dated 06.12.2011 No. 402-FZ. (latest edition). [Electronic resource]: Access mode: www.consultant.ru (accessed 12/18/2022).

2. Polkovsky L.M. Accounting management accounting: Textbook for bachelors. Moscow: Dashkov and K, 2021. 256 p.

3. Astakhov V.P. Accounting (financial) accounting in 2 hours. Part 1. Lyubertsy: Yurayt, 2021. 536 p.

4. Shkaberda V. A., Smetanko A.V., Popovskaya A. S. The main directions of improving accounting and control of financial results of the organization. Young scientist. 2020. No. 5. Pp. 270-273.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.