Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПО СОЗДАНИЮ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПО СОЗДАНИЮ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
330
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА / ДОКУМЕНТЫ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Омарова Ольга Федоровна

В статье раскрываются основные нормативные акты, которые дают возможность сформировать учетную политику. В ней затронуты законодательные, нормативные, методические и организационные акты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORMATIVE LEGAL ACTS ON THE CREATION OF ACCOUNTING POLICIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article reveals the main regulations that make it possible to form an accounting policy. It touches upon legislative, regulatory, methodological and organizational acts.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПО СОЗДАНИЮ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_8_4_365 УДК 338

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПО СОЗДАНИЮ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Омарова Ольга Федоровна,

кандидат экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: Omarovaolga.53@mail.ru

В статье раскрываются основные нормативные акты, которые дают возможность сформировать учетную политику. В ней затронуты законодательные, нормативные, методические и организационные акты.

Ключевые слова: учетная политика; документы; нормативно-правовые акты; бухгалтерский учет; законодательство.

UDC 338

NORMATIVE LEGAL ACTS ON THE CREATION OF ACCOUNTING POLICIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Omarova Olga Fedorovna,

Candidate of Economic Sciences, Professor, Department of Accounting, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: Omarovaolga.53@mail.ru

The article reveals the main regulations that make it possible to form an accounting policy. It touches upon legislative, regulatory, methodological and organizational acts.

Keywords: accounting policy; the documents; regulations; Accounting; legislation.

На сегодняшний день основные нормативные документы и регулирование бухучета -это установление госорганами норм и правил ведения бухучета, а также составления отчетности о бухгалтерской деятельности.

Внутри системы нормативного регулирования бухучета есть документы четырех уровней. Это законодательный уровень, нормативный, а также методический и организационный.

Стоит отметить особенности каждого из этих уровней:

1. Законодательный уровень. Здесь можно отметить различные федеральные законы, постановления правительства и указы президенты, так или иначе связанные с регулированием бухучета в России. В таких документах сформулированы задачи, правила ведения и принципы бухучета.

2. Нормативный уровень. Тут отметились

документы и положения по бухучету, непосредственно утвержденные Минфином России, представленные как методологический центр. То есть речь идет о таких документах, как положение по ведению бухучета и иные документы, посредством которых могут быть определены правила и принципы ведения бухучета.

3. Методический уровень. Здесь можно отметить различные методические указания, инструкции, а также рекомендации и иные нормативы, формируемые Минфином России. Подобные документы, прежде всего, раскрывают особенности, принципы и правила, согласно которым будут применяться документы и законы первого уровня.

4. Организационный уровень. Здесь находятся все те документы, посредством которых формируется учетная политика юридического лица. То есть это такие документы,

как план счетов бухучета, рабочие указания и инструкции, а также иные документы. Все они создаются компанией [1; 2].

Если говорить о нормативной базе учетной политики юридического лица, то здесь можно выделить такие документы, как:

- ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»;

- Положение по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности;

- ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»;

- ПБУ 6/01«Учет основных средств;

- ПБУ 9/99 «Доходы организации;

- ПБУ 10/99 «Расходы организации;

- ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов;

- ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам;

- ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений.

При всем этом учетная политика, работающая ради обеспечения целей налогообложения, должна отвечать нескольким требованиям:

1. Она должна быть использована с перво -го дня в том году, который следует за годом утверждения. При этом она будет использована только в случае существования распорядительного документа от руководителя юридического лица.

2. Учетная политика, существующая ради обеспечения целей налогообложения, если она была принята вновь сформированным юридическим лицом, может быть утверждена только до завершения первого налогового периода. Такая учетная политика является применяемой с момента создания юридического лица.

3. Учетная политика - обязательный элемент любого обособленного юридического лица и всех его подразделений.

Определение «налоговый учет» ввели в начале 2002 г. в гл. 25 НК РФ. Как отмечается в ст. 313 НК РФ, под налоговым учетом понимается полноценно работающая система обобщения информационных данных для формирования налоговой базы, связанной с налогами на прибыль. Каждый налогоплательщик исчисляет налоговую базу по результатам любого налогового периода на основании данных и информации налогового учета. Это возможно в том случае, если в рамках НК РФ предусмотрен порядок учета и группирования объектов и операций для на-

логообложения, так или иначе отличающийся от особенностей отражения и группирования в бухучете.

Согласно приведенным нормам НК РФ, для расчета налоговых баз применяются, в первую очередь, данные бухучета. Если же между требованиями гл. 25 НК РФ и правилами бухучета есть какие-либо расхождения, формируются дополнительные расчеты. Правда, если учесть расхождения порядков учета и группировки хозяйственных операций в налоговом и бухгалтерском учете, юридическое лицо может принять решение, касающееся построения налогового учета одновременно с другим видом учета - бухгалтерским [3-4].

Учетная политика в любой компании - это та политика, которая должна соответствовать как правовым, так и нормативным документам. По этой причине как руководителям, так и бухгалтерам организаций нужно следить за любыми изменениями, в особенности если они так или иначе связаны с государственным законодательством.

Стоит более подробно изучить ПБУ 1/2008 «Учетная политика». Данное положение устанавливает ряд правил для как раскрытия, так и формирования учетной политики юридических лиц, являющихся таковыми и имеющими такой статус согласно законодательству Российской Федерации.

Учетная политика юридического лица -это совокупность методов ведения бухучета, принятая компанией. Среди методов можно выделить следующие:

- первичное наблюдение;

- стоимостные измерения;

- текущая группировка;

- итоговое обобщение самих фактов хозяйственной деятельности юридического лица.

К особенностям ведения бухучета можно отнести следующие способы:

- группировка и оценка фактов деятельности;

- погашение стоимости активов и организации внутри компании документооборота;

- инвентаризация;

- использование счетов бухучета;

- организация регистров бухучета;

- обработка информационных данных.

ПБУ 1/2008 распространяет свое действие:

- на все юридические лица по части формирования учетной политики;

- на все юридические лица, которые публикуют бухгалтерскую отчетность или полностью, или же частично согласно нормам законодательства Российской Федерации, учредительными документами и т. д. по части раскрытия особенностей сформированной учетной политики.

Учетную политику в юридическом лице формируют главный бухгалтер или другие должностные лица, на которые, согласно законодательству, могут быть возложены обязанности по ведению бухучета в компании.

При всем этом могут быть утверждены:

- основные формы и виды первичных документов учета, регистров бухучета, документации и иных видов отчетности, необходимых для ведения внутренней бухгалтерии;

- особенности проведения инвентаризации как обязательств, так и активов юридического лица;

- основные методики оценивания обязательств компании и ее активов;

- актуальные правила оборота документации компании, а также технология обработки информации, являющейся учетной;

- иные решения, если они являются необходимым для организации бухучета.

Действующая в компании учетная политика является правильной, если она обеспечивает:

- полноту отражения фактов деятельности в бухучете;

- оперативное отражение фактов деятельности компании в бухучете и отчетности о работе бухгалтерии;

- готовность признать в бухучете любые обязательства и расходы, чем активов и доходов, при этом допуская само формирование и существование скрытых резервов;

- отражение в бухучете любых фактов хозяйственной работы компании на основании не столько правовой формы этих фактов, сколько на основании экономического содержания фактов и условий хозяйственной деятельности;

- тождество информации аналитического учета остаткам и оборотам по основным счетам учета на последний день месяца работы компании;

- ведение бухучета согласно как условиям хозяйствования компании, так и величи-

не компании, а также согласно отношению между затратами на формирование данных об объекте бухучета и полезностью этих данных.

Учет объектов бухучета может вестись определенным способом, установленным стандартами бухучета. В том случае, если по некоторым вопросам ведения бухучета стандарты допускают более одного способа ведения учета, компания может выбрать один из предложенных и регламентированных законодательством способов.

Та компания, которая так или иначе раскрывает консолидированную отчетность о финансовой деятельности, составленную согласно стандартам, или же раскрывает отчетность компании, не формирующей группы, имеет право на то, чтобы на этапе формирования учетной политики брать за основу стандарты бухучета.

Если по некоторым вопросам ведения бухучета в стандартах нет способов его ведения, то компания может создать свой способ согласно тем требованиям, которые установ -лены в законодательстве Российской Федерации о бухучете.

Та компания, которая имеет право использовать упрощенные методы бухучета, включая упрощенную отчетность, может формировать по некоторым вопросам учетную политику, основанную на рациональности.

Учетная политика, принятая юридическим лицом, подлежит обязательному оформлению соответствующей документацией компании (речь идет о распорядительной и об организационной документации).

Основные способы ведения бухучета, принятые организацией на этапе формирования учетной политики, используются с начала того года, который следует за тем годом, который утверждается организационными и распорядительными документами. При всем этом такие документы используются всеми подразделениями, представительствами и филиалами юридического лица вне зависимости от того, где эти филиалы, представительства и подразделения географически расположены.

Вновь сформированная компания, появившаяся после реорганизации, должна оформить выбранную учетную политику в течение 90 суток (не более) с того дня, когда юридическое лицо прошло госрегистрацию.

Та учетная политика, которая была принята созданной организацией, считается применяемой с того дня, когда была успешно проведена госрегистрация юридического лица.

Любые изменения учетной политики юридического лица могут быть произведены в следующих случаях:

- изменения законодательства Российской Федерации и/или правовых нормативных актов, касающихся бухучета;

- разработка компанией новых методик ведения бухучета;

- изменение условий хозяйственной деятельности.

При этом изменением учетной политики не является утверждение методик ведения

бухучета фактов деятельности компании, если эти методики отличаются по существу от тех фактов, которые были ранее, или же если эти методики появились в компании и ее работе впервые.

Любые последствия, касающиеся изменений учетной политики, если они или оказали, или смогли оказать влияние на финансовое положение юридического лица, оцениваются только в денежном эквиваленте. При этом оценка в финансовом выражении любых последствий, связанных с изменениями учетной политик, может быть произведена на основании данных, выверенных компанией, на ту дату, с начала которой и будут использоваться измененные методики ведения бухучета.

Список литературы_

1. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (последняя редакция). URL: www.consultant.ru (дата обращения: 28.04.2022).

2. Российская Федерация. Министерство Финансов. Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н (ред. от 07.02.2020) «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 23.11.2022).

3. Бочкарева И. И., Левина Г Г Бухгалтерский финансовый учет : учебник /под ред. Я. В. Соколов. М. : Магистр, 2019. 416 с.

4. Полковский Л. М. Бухгалтерский управленческий учет : учебник для бакалавров. М. : Дашков и К, 2021. 256 с.

References_

1. The Russian Federation. Laws. Federal Law «On Accounting» dated 06.12.2011 No. 402-FZ. (latest edition). [Electronic resource]: Access mode: www.consultant.ru (accessed 28.04.2022).

2. Russian Federation. Ministry of Finance. The Accounting Regulations «Accounting Policy of the organization» (PBU 1/2008), approved by the Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 06.10.2008 N 106n (ed. from 07.02.2020) «On approval of accounting regulations». [Electronic resource]: Access mode: http://www.consultant. ru (accessed 11/23/2022).

3. Bochkareva I.I., Levina G.G. Accounting financial accounting: Textbook / Edited by Ya.V. Sokolov. Moscow: Master, 2019. 416 p.

4. Polkovsky L.M. Accounting management accounting: Textbook for bachelors. Moscow: Dashkov and K, 2021. 256 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.