Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
500
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОТЧЕТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Омарова Ольга Федоровна

В статье рассматривается основополагающий этап организации и ведения бухгалтерского учета на предприятии - формирование учетной политики. Именно функционирующая учетная политика позволяет людям, являющимся пользователями информации, совершать определенные действия, включая определение способов и порядков формирования и последующего получения отчетов и данных, анализ данных отчетности через определенные промежутки времени, получать информационные данные об основных изменениях в работе юридического лица. Работа, связанная с улучшением и подготовкой учетной политики, должна быть планомерной за год, причем достаточно целесообразным в данном случае будет мониторинг различных изменений в действующем законодательстве и нормативных документах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF ACCOUNTING POLICY

The article discusses the fundamental stage of organizing and maintaining accounting in an enterprise -the formation of an accounting policy. It is a functioning accounting policy that allows people who are users of information to perform certain actions, including determining the methods and procedures for the formation and subsequent receipt of reports and data, analyzing reporting data at certain intervals, and receiving information about major changes in the work of a legal entity. Work related to the improvement and preparation of accounting policies should be systematic for the year, and it would be quite expedient in this case to monitor various changes in the current legislation and regulations.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_8_3_242 УДК 338.43

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Омарова Ольга Федоровна,

кандидат экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: Omarovaolga.53@mail.ru

В статье рассматривается основополагающий этап организации и ведения бухгалтерского учета на предприятии - формирование учетной политики. Именно функционирующая учетная политика позволяет людям, являющимся пользователями информации, совершать определенные действия, включая определение способов и порядков формирования и последующего получения отчетов и данных, анализ данных отчетности через определенные промежутки времени, получать информационные данные об основных изменениях в работе юридического лица. Работа, связанная с улучшением и подготовкой учетной политики, должна быть планомерной за год, причем достаточно целесообразным в данном случае будет мониторинг различных изменений в действующем законодательстве и нормативных документах.

Ключевые слова: бухгалтерский учет; учетная политика; автоматизированные информационные технологии; отчетность.

UDC 338.43

METHODOLOGICAL ASPECTS OF ACCOUNTING POLICY

Omarova Olga Fedorovna,

Candidate of Economic Sciences, Professor, Department of Accounting, Dagestan

State University, Makhachkala, Russia, e-mail: Omarovaolga.53@mail.ru

The article discusses the fundamental stage of organizing and maintaining accounting in an enterprise -the formation of an accounting policy. It is a functioning accounting policy that allows people who are users of information to perform certain actions, including determining the methods and procedures for the formation and subsequent receipt of reports and data, analyzing reporting data at certain intervals, and receiving information about major changes in the work of a legal entity. Work related to the improvement and preparation of accounting policies should be systematic for the year, and it would be quite expedient in this case to monitor various changes in the current legislation and regulations.

Keywords: accounting; accounting policy; automated information technologies; reporting.

Учетная политика представляет собой основополагающий документ, регламентирующий основные аспекты организации и осуществления учетного процесса деятельности хозяйствующих субъектов [2; 3; 5].

Среди основных методик оценки обязательства и имущества юридического лица в бухучете и бухгалтерской отчетности, согласно имеющимся вариантам, разрешенным в нормативной документации, можно выделить следующие методики:

1. Если речь идет об оценке любых незаверенных компанией вложений, необходимо применять фактические затраты для инвестора.

2. Любые вложения денежных средств должны быть приняты к учету в сумме тех затрат, которые являются фактическими для инвестора.

3. Ключевые средства могут быть приняты к учету по основным имеющимся фактическим тратам, посредством которых происхо-

дит образование первоначальной стоимости таких активов.

4. Любые активы, не являющиеся материальными, могут быть приняты к учету по основным затратам, посредством которых и образуется первоначальная стоимость таковых.

5. Любое незавершенное производство как в серийном, так и в массовом производстве может быть отражено в бухгалтерском балансе по производственной фактической стоимости, а также по нормативной себестоимости и т. д.

По итогу можно отметить и то, что учетная политика, утверждаемая соответствующими приказами, - это законченный документ со своей логической формой и структурой, полностью подходящими под цели формирования. В такой форме учетная политика превращается в приложение к приказу.

Еще один значимый плюс табличной формы учетной политики - структурированность документа. Другой важный плюс - наличие наглядных, доступных для ознакомления ссылок на различную нормативную документацию, обосновывающую выбранный самим юридическим лицом способ ведения бухучета.

Табличный вид также дает возможность графически выделять некоторые разделы, так или иначе соответствующие объектам и/ или направлениям учета. Это значительно облегчает дальнейшее применение учетной политики при ее использовании сотрудниками юридического лица во время выполнения ежедневной работы.

Табличная форма актуальна, если у бухгалтерских служб в компании сложная иерар -хия с делением работ по отделам, направлениям и функциональным особенностям.

Хотя при всем этом важно помнить один момент: учетная политика, утвержденная в компании, равно как и все приложения этой политики, - это официальный документ, который при разбирательствах в суде и при проверках может быть затребован соответствующими и имеющими на это право должностными лицами и структурами.

Перед формированием учетной политики юридического лица необходимо изучить нормы действующего законодательства [4;

6]. Это действительно важный процесс, ведь именно он дает возможность определить круг тех вопросов, которые компания может изучить согласно действующей учетной политике.

В том случае, если компания в самом деле занимается разрешенными операциями, которые, тем не менее, не нашли никакого отражения в документации об особенностях формирования бухучета, тогда можно (если это необходимо) силами компании сформировать новые варианты учета с последующим включением таковых в действующую учетную политику. Право компании на совершение подобных действий регламентировано ПБУ 1/2008.

Экономические основания, касающиеся политики и бухучета, должны совершать те специалисты, которые работают в определенных производственных областях, занимаются материально-техническим снабжением, капиталовложениями, обращением ценных бумаг и т. д.

При этом специалисты должны работать вместе с экономическими подразделениями и службами внутри компании. Конечно же, все это не является частью компетенции бухгалтерии.

Обоснование не относится к числу обязательных и не определяется нормативной документацией, однако именно оно способно помочь компании сделать тот или иной выбор, а после этого оценить правильность выбора и его последствия.

Для того чтобы обеспечить сопоставимость данных бухучета, любые изменения, касающиеся учетной политики, должны быть введены с начала очередного финансового года. В данном случае основной упор делается на то, что учетная политика, принятая юридическим лицом, принимается лишь последовательно каждый год.

Однако это все же не говорит об утверждении учетной политики к наступлению финансового года, если соответствующие изменения были внесены в политику компании. Одновременно с этим каждый год или создаются, или же меняются как нормативные, так и законодательные акты бухучета.

Вмести с этими изменениями и внесением законодательных актов происходит реформа системы налогообложения и изменение

гражданского законодательства. Эти и многие другие моменты предполагают важность и обязательность ежегодного обновления учетной политики.

Основные нормативные документы и регулирование бухучета - это установление госорганами норм и правил ведения бухучета, а также составления отчетности о бухгалтерской деятельности.

Внутри системы нормативного регулирования бухучета есть документы четырех уровней. Это законодательный уровень, нормативный, а также методический и организационный. Стоит отметить особенности каждого из этих них.

1. Законодательный уровень. Здесь можно отметить различные федеральные законы, постановления правительства и указы президента, так или иначе связанные с регулированием бухучета в Российской Федерации [1]. В таких документах сформулированы задачи, правила ведения и принципы бухучета.

2. Нормативный уровень. Это документы и положения по бухучету, непосредственно утвержденные Минфином России, представ-

ленные как методологический центр. То есть речь идет о таких документах, как положение по ведению бухучета и иных документах, посредством которых могут быть определены правила и принципы ведения бухучета.

3. Методический уровень. Здесь можно отметить различные методические указания, инструкции, а также рекомендации и иные нормативы, формируемые Минфином России и иными органами согласно нормам действующего законодательства. Подобные документы, прежде всего, раскрывают особенности, принципы и правила, согласно которым будут применяться документы и законы первого уровня.

4. Организационный уровень. Здесь находятся все те документы, посредством которых формируется учетная политика юридического лица. То есть это такие документы, как план счетов бухучета, рабочие указания и инструкции, а также иные документы. Все они создаются компанией.

При составлении учетной политики должны быть учтены следующие основополагающие учетной системы принципы (рис. 1).

Рисунок 1 - Принципы формирования учетной политики

В учетной политике, согласно норматив- - выбранные организацией варианты ученым актам, утверждаются (рис. 2): та и оценки объектов учета;

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета;

- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями и другие решения.

Учетная политика хчя целей бухгалтере кого учета

Организационные элем енты

Организация бухгалтере кой службы

Технические элементы

Наоочий план счетов

Организация до-куме н тооборота Технология обработки информации

1

Организация проведения инвентаризаций Фор мироваиие учетных ре гистров

Процедуры внутреннего контроля:

Орган изация системы внутреннего контроля —

Рисунок 2 - Организационные и технические аспекты учетной политики

Основные способы ведения бухучета, принятые организацией на этапе формирования учетной политики, используются с начала того года, который следует за тем годом, который утверждается организационными и распорядительными документами. При всем этом такие документы используются всеми подразделениями, представительствами и филиалами юридического лица вне зависимости от того, где эти филиалы, представительства и подразделения географически расположены.

Вновь сформированная компания, появившаяся после реорганизации, должна оформить выбранную учетную политику согласно пунктам и правилам настоящего положения в

течение 90 суток (не более) с того дня, когда юридическое лицо прошло госрегистрацию.

Та учетная политика, которая была принята созданной организацией, считается применяемой с того дня, когда была успешно проведена госрегистрация юридического лица.

Любые изменения учетной политики юридического лица могут быть произведены в следующих случаях:

- изменения законодательства Российской Федерации и/или правовых нормативных актов, касающихся бухучета;

- разработка компанией новых методик ведения бухучета;

- изменение условий хозяйственной деятельности.

При этом изменением учетной политики не является утверждение методик ведения бухучета фактов деятельности компании, если эти методики отличаются по существу от тех фактов, которые были ранее, или же если эти методики появились в компании и ее работе впервые.

Любые последствия, касающиеся изменений учетной политики, если они или оказали, или смогли оказать влияние на финансовое положение юридического лица, оцениваются только в денежном эквиваленте.

При этом оценка в финансовом выражении любых последствий, связанных с изменениями учетной политики, может быть произведена на основании данных, выверенных компанией, на ту дату, с начала которой и будут использоваться измененные методики ведения бухучета.

Учетная политика, выбранная компанией как основная, должна полностью соответствовать основным стратегическим целям, преследуемым организацией в развитии. Также учетная политика должна принимать во внимание ту стадию, на которой находится компания в данный момент.

Стадии развития компания могут быть такими, как:

- выход компании на иные рынки сбыта;

- расширение производственной деятельности;

- разработка новой продукции и т. д.

Обоснование не относится к числу обязательных и не определяется нормативной документацией, однако именно обоснование способно помочь компании сделать тот или иной выбор, а после этого оценить правильность выбора и его последствия.

Помимо всего прочего, должны быть соблюдены требования, касающиеся рациональности ведения бухучета. Согласно этим требованиям, затраты, связанные с обработкой и сбором информационных данных, не должны как-либо превышать полезность и ценность информации.

На стадии выбора способов ведения бухучета нужно искать баланс между такими параметрами, как возможности бухгалтера и потребности в ведении производственной деятельности. Также на этой стадии необходимо учесть и то, что сейчас очень важна роль автоматизации различных учетных процессов, а также сама по себе оснащенность компании как программными средствами, так и техникой.

По итогам предварительных расчетов и оценок квалифицированных экспертов компания должна принимать то или иной решение, при этом утвердив определенный метод ведения учета из предложенных.

Для того чтобы в компании не было никаких внутренних конфликтов, подобные решения должны быть согласованы с службами до того, как решение будет утверждено окончательно.

Возглавлять работу, направленную на формирование учетной политики, должны именно руководители организации. Именно это даст возможность сделать выбор более оптимальным и объективным, что также важно при конфликте интересов (где одна из сторон - это обязательно главный бухгалтер, работающий в компании). При этом директор юридического лица должен основываться на предварительной оценке возможных экономических последствий как самого выбора, так и вариантов. Здесь же нужно брать в расчет конечные стратегические цели юридического лица, а также его экономическое положение на актуальное время.

Принимать участие как в проработке, так и в подготовке учетной политики обязаны все подразделения юридического лица в рамках основных направлений своей работы.

Работа, связанная с улучшением и подготовкой учетной политики, должна быть планомерной за год, причем достаточно целесообразным в данном случае будет мониторинг различных изменений в действующем законодательстве и нормативных документах.

Список литературы_

1. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. № 402-ФЗ. URL: www.consultant.ru (дата обращения: 28.04.2022).

2. Агеева О. А., Шахматова Л. С. Бухгалтерский учет и анализ : учебник для академического бакалавриата. Люберцы : Юрайт, 2020. 509 с.

3. Астахов В. П. Бухгалтерский (финансовый) учет : в 2 ч. Ч. 1: Учебник для академического бакалавриата. Люберцы : Юрайт, 2021. 536 с.

4. Гафурова Л. С. Учетная политика как основной стандарт хозяйствующего субъекта // Экономика и социум. 2020. № 4 (71). С. 238-241.

5. Миславская Н. А., Поленова С. Н. Бухгалтерский учет : учебник для бакалавров. М. : Дашков и К, 2018. 592 с.

6. Никонова И. Ю. Формирование учетной политики для целей бухгалтерского (финансового), налогового и бухгалтерского (управленческого) учета. Иркутск : БГУЭП, 2018. 116 с.

References _

1. The Russian Federation. Laws. Federal Law "On Accounting" dated 06.12.2011 No. 402-FZ. (latest edition). Access mode: www.consultant.ru (accessed 28.04.2022).

2. Ageeva O.A., Shakhmatova L.S. Accounting and analysis: Textbook for academic bachelor's degree. Lyubertsy: Yurayt, 2020. 509 p.

3. Astakhov V.P. Accounting (financial) accounting at 2 h. h. 1: Textbook for academic bachelor's degree. Lyubertsy: Yurayt, 2021. 536 p.

4. Gafurova L.S. Accounting policy as the main standard of an economic entity. Economy and society. 2020. № 4 (71). Pp. 238-241.

5. Mislavskaya N.A., Polenova S.N. Accounting: Textbook for bachelors. Moscow: Dashkov and K, 2018. 592 p.

6. Nikonova I.Y. Formation of accounting policy for the purposes of accounting (financial), tax and accounting (management) accounting. Irkutsk: Publishing house of BSUEP, 2018. 116 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.