Научная статья на тему 'Теоретические аспекты учета затрат (расходов) на продвижение товаров, работ и услуг: понятие и состав'

Теоретические аспекты учета затрат (расходов) на продвижение товаров, работ и услуг: понятие и состав Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
356
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАТРАТЫ (РАСХОДЫ) НА ПРОДВИЖЕНИЕ ТОВАРОВ / РАБОТ И УСЛУГ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОДВИЖЕНИЕ ТОВАРОВ / РАБОТ / УСЛУГ / PROMOTION COSTS / ACCOUNTING OF PROMOTION COSTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреева Светлана Сергеевна

В статье анализируется значимость продвижения товаров, работ и услуг в деятельности хозяйствующих субъектов, раскрывается понятийный аппарат затрат (расходов) на продвижение товаров, работ и услуг. Кратко освещаются трактовки данного понятия у отечественных авторов, что помогает описать состав затрат на продвижение товаров, работ и услуг. На основе этого предлагается авторская классификация затрат (расходов) на продвижение товаров, работ и услуг для целей бухгалтерского, налогового и управленческого учета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF ACCOUNTING PROMOTION COSTS: THE DEFINITION AND CLASSIFICATIONS

The article describes theoretical aspects of accounting promotion costs particularly a definition and classifications of these costs. The author writes about the key role of the promotion of goods and services in a business activity of every organization. The author also highlights the definition of promotion costs and offers classifications of these costs with purpose of three types of accounting: financial accounting, tax accounting and management accounting. Creating the classification of costs can help in the accounting process.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты учета затрат (расходов) на продвижение товаров, работ и услуг: понятие и состав»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА ЗАТРАТ (РАСХОДОВ) НА ПРОДВИЖЕНИЕ ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ: ПОНЯТИЕ И СОСТАВ Андреева С.С. Email: Andreeva686@scientifictext.ru

Андреева Светлана Сергеевна — студент, кафедра бухгалтерского учета и анализа, Институт магистратуры Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье анализируется значимость продвижения товаров, работ и услуг в деятельности хозяйствующих субъектов, раскрывается понятийный аппарат затрат (расходов) на продвижение товаров, работ и услуг. Кратко освещаются трактовки данного понятия у отечественных авторов, что помогает описать состав затрат на продвижение товаров, работ и услуг. На основе этого предлагается авторская классификация затрат (расходов) на продвижение товаров, работ и услуг для целей бухгалтерского, налогового и управленческого учета.

Ключевые слова: затраты (расходы) на продвижение товаров, работ и услуг, бухгалтерский учет затрат на продвижение товаров, работ, услуг.

THEORETICAL ASPECTS OF ACCOUNTING PROMOTION COSTS: THE DEFINITION AND CLASSIFICATIONS Andreeva S.S.

Andreeva Svetlana Sergeevna—Master Student, DEPARTMENT OF ACCOUNTING AND ANALYSIS, MASTER'S DEGREE INSTITUTE, SAINT-PETERSBURG STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS, SAINT-PETERSBURG

Abstract: the article describes theoretical aspects of accounting promotion costs particularly a definition and classifications of these costs. The author writes about the key role of the promotion of goods and services in a business activity of every organization. The author also highlights the definition of promotion costs and offers classifications of these costs with purpose of three types of accounting: financial accounting, tax accounting and management accounting. Creating the classification of costs can help in the accounting process. Keywords: promotion costs, accounting of promotion costs.

УДК 331.225.3

На сегодняшний день применение прогрессивных и наиболее адаптируемых инструментов продвижения является вопросом выживания компании на рынке. Руководство крупных корпораций все больше осознает важность маркетинговых исследований, направляя на их финансирование значительную часть бюджета. Продвижение товаров, работ и услуг является одним из основных инструментов маркетинговой политики, входящих в состав комплексных маркетинговых мер воздействия на рынок [8]. Политика продвижения призвана решать задачу по формированию и стимулированию спроса на товар в целях увеличения продаж, а также прибыльности предпринимательской деятельности.

Григорьев М.Н. в своем исследовании под комплексом продвижения понимает специфическое взаимодействие следующих элементов:

- рекламы;

- личных (прямых) продаж;

- формирования общественного мнения (далее — Public Relationship, PR);

- стимулирования продаж [3].

Продвижение продукции — инструмент, который маркетологи и менеджеры используют для стимулирования эффективности продаж через коммуникативное воздействие на персонал, партнеров и потребителей. В свою очередь, широкое определение продвижения раскрывается с помощью более узких смысловых категорий, в рамках которых становится проще сформулировать определение затрат (расходов) на данные маркетинговые действия.

Исходя из самого понятия продвижения, сформулированного в теории маркетинга, можно определить примерный перечень затрат (расходов), сопутствующих реализации маркетинговой стратегии. Необходимость создания классификации затрат (расходов) на продвижение товаров, работ и услуг продиктована неоднозначностью учета данного вида затрат (расходов). Создание структурированной группировки в дальнейшем помогает упростить процесс ведения учета, а также избегать возможных проблем по вопросам формирования налогооблагаемой базы.

На сегодняшний день мы имеем дело с отсутствием законодательно установленного перечня затрат (расходов) на продвижение товаров, работ и услуг и их определения, в связи с чем многие организации сталкиваются с проблемой их неверного отнесения на счета бухгалтерского учета и неточного определения при ведении налогового учета. При определении элементов комплекса продвижения руководство организации должно следовать принципам экономической обоснованности и рациональности. Для эффективного ведения бухгалтерского учета в организациях мы предлагаем придерживаться следующей классификации, которую отличает системный подход в определении места затрат, а также максимальная детализация в структуре себестоимости:

- затраты на проведение рекламных мероприятий;

- затраты на проведение маркетинговых исследований.

В составе затрат на рекламные и иные мероприятия предлагаем выделить пять основных статей затрат: «Прямая реклама», «Производство», «Вспомогательные материалы», «Интернет», «Трейд-маркетинг».

К затратам на проведение маркетинговых исследований мы относим затраты, понесенные в процессе анализа и изучения рынка, а также затраты на исследования конъюнктуры рынка, связанные с реализацией и продажей продукции. Такой вид исследований может проводиться как собственными силами организации, так и сторонними, с которыми предварительно организация заключает договор. Состав затрат, отражаемых в бухгалтерском учете, в каждом конкретном случае будет отличаться.

Для целей налогового учета расходы на продвижение товаров, работ и услуг можно представить в рамках следующей классификации:

- расходы, принимаемые к учету в целях налогообложения: расходы на рекламу (нормируемые и ненормируемые), нерекламные расходы;

- расходы, не принимаемые в целях налогообложения.

Для целей управленческого учета организация вправе сама определять перечень затрат на продвижение товаров, работ и услуг и устанавливать свою внутреннюю классификацию. Наиболее распространенным критерием такой классификации выступает характер предполагаемых маркетинговых мероприятий [4].

На основе этого мы предлагаем выделять следующие виды затрат:

- затраты на рекламу;

- затраты, связанные со стимулирование сбыта;

- затраты на PR;

- затраты на прямой маркетинг (личные продажи);

- затраты, связанные с интернет-продвижением (данный вид затрат выделяется в отдельную группу, так как маркетинговые мероприятия, проводимые в рамках этого вида, могут рассматриваться с позиции рекламы, с позиции стимулирования сбыта, а также с позиции формирования общественного мнения).

В общем виде классификация затрат (расходов) на продвижение товаров, работ и услуг для целей бухгалтерского, налогового и управленческого учета представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Классификация затрат (расходов) на продвижение товаров, работ и услуг

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что отсутствие четкого определения затрат (расходов) на продвижение товаров, работ и услуг, как в российском законодательстве, так и в научно-исследовательских работах отечественных авторов, имеет свои преимущества и недостатки. В целях бухгалтерского и налогового учета это создает трудности формирования налогооблагаемой прибыли, финансового результата, калькулирования себестоимости, одновременно предоставляя возможность для создания уникального метода учета таких затрат, который должен быть экономически и законодательно обоснован. Все особенности методики учета, вводимые руководством организации, должны четко прописываться в учетной политике и иметь под собой расчетно-аналитическое и документальное обоснование.

Список литературы / References

1. Абрамова А.С. Информационно-аналитическая система учета расходов на продвижение товаров: Дис. ... канд. экон. наук. Новосибирск, 2012. 181 с.

2. Гражданский кодекс РФ. Часть 1: Федер. закон от 30.11.1994. № 51 -ФЗ.

3. ГригорьевМ.Н. Маркетинг: Учебник для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2020. 559 с.

4. Карпова С.В. Маркетинг: теория и практика: Учебное пособие для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2019. 408 с.

5. Налоговый кодекс РФ. Часть 2: Федер. закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

6. О бухгалтерском учете: Федер. закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

7. О рекламе: Федер. закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ.

8. Синяева И. М. Маркетинг: Учебник для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2019. 495 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.