ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА ЗАТРАТ (РАСХОДОВ) НА ПРОДВИЖЕНИЕ ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ: ПОНЯТИЕ И СОСТАВ Андреева С.С. Email: Andreeva686@scientifictext.ru
Андреева Светлана Сергеевна — студент, кафедра бухгалтерского учета и анализа, Институт магистратуры Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье анализируется значимость продвижения товаров, работ и услуг в деятельности хозяйствующих субъектов, раскрывается понятийный аппарат затрат (расходов) на продвижение товаров, работ и услуг. Кратко освещаются трактовки данного понятия у отечественных авторов, что помогает описать состав затрат на продвижение товаров, работ и услуг. На основе этого предлагается авторская классификация затрат (расходов) на продвижение товаров, работ и услуг для целей бухгалтерского, налогового и управленческого учета.
Ключевые слова: затраты (расходы) на продвижение товаров, работ и услуг, бухгалтерский учет затрат на продвижение товаров, работ, услуг.
THEORETICAL ASPECTS OF ACCOUNTING PROMOTION COSTS: THE DEFINITION AND CLASSIFICATIONS Andreeva S.S.
Andreeva Svetlana Sergeevna—Master Student, DEPARTMENT OF ACCOUNTING AND ANALYSIS, MASTER'S DEGREE INSTITUTE, SAINT-PETERSBURG STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS, SAINT-PETERSBURG
Abstract: the article describes theoretical aspects of accounting promotion costs particularly a definition and classifications of these costs. The author writes about the key role of the promotion of goods and services in a business activity of every organization. The author also highlights the definition of promotion costs and offers classifications of these costs with purpose of three types of accounting: financial accounting, tax accounting and management accounting. Creating the classification of costs can help in the accounting process. Keywords: promotion costs, accounting of promotion costs.
УДК 331.225.3
На сегодняшний день применение прогрессивных и наиболее адаптируемых инструментов продвижения является вопросом выживания компании на рынке. Руководство крупных корпораций все больше осознает важность маркетинговых исследований, направляя на их финансирование значительную часть бюджета. Продвижение товаров, работ и услуг является одним из основных инструментов маркетинговой политики, входящих в состав комплексных маркетинговых мер воздействия на рынок [8]. Политика продвижения призвана решать задачу по формированию и стимулированию спроса на товар в целях увеличения продаж, а также прибыльности предпринимательской деятельности.
Григорьев М.Н. в своем исследовании под комплексом продвижения понимает специфическое взаимодействие следующих элементов:
- рекламы;
- личных (прямых) продаж;
- формирования общественного мнения (далее — Public Relationship, PR);
- стимулирования продаж [3].
Продвижение продукции — инструмент, который маркетологи и менеджеры используют для стимулирования эффективности продаж через коммуникативное воздействие на персонал, партнеров и потребителей. В свою очередь, широкое определение продвижения раскрывается с помощью более узких смысловых категорий, в рамках которых становится проще сформулировать определение затрат (расходов) на данные маркетинговые действия.
Исходя из самого понятия продвижения, сформулированного в теории маркетинга, можно определить примерный перечень затрат (расходов), сопутствующих реализации маркетинговой стратегии. Необходимость создания классификации затрат (расходов) на продвижение товаров, работ и услуг продиктована неоднозначностью учета данного вида затрат (расходов). Создание структурированной группировки в дальнейшем помогает упростить процесс ведения учета, а также избегать возможных проблем по вопросам формирования налогооблагаемой базы.
На сегодняшний день мы имеем дело с отсутствием законодательно установленного перечня затрат (расходов) на продвижение товаров, работ и услуг и их определения, в связи с чем многие организации сталкиваются с проблемой их неверного отнесения на счета бухгалтерского учета и неточного определения при ведении налогового учета. При определении элементов комплекса продвижения руководство организации должно следовать принципам экономической обоснованности и рациональности. Для эффективного ведения бухгалтерского учета в организациях мы предлагаем придерживаться следующей классификации, которую отличает системный подход в определении места затрат, а также максимальная детализация в структуре себестоимости:
- затраты на проведение рекламных мероприятий;
- затраты на проведение маркетинговых исследований.
В составе затрат на рекламные и иные мероприятия предлагаем выделить пять основных статей затрат: «Прямая реклама», «Производство», «Вспомогательные материалы», «Интернет», «Трейд-маркетинг».
К затратам на проведение маркетинговых исследований мы относим затраты, понесенные в процессе анализа и изучения рынка, а также затраты на исследования конъюнктуры рынка, связанные с реализацией и продажей продукции. Такой вид исследований может проводиться как собственными силами организации, так и сторонними, с которыми предварительно организация заключает договор. Состав затрат, отражаемых в бухгалтерском учете, в каждом конкретном случае будет отличаться.
Для целей налогового учета расходы на продвижение товаров, работ и услуг можно представить в рамках следующей классификации:
- расходы, принимаемые к учету в целях налогообложения: расходы на рекламу (нормируемые и ненормируемые), нерекламные расходы;
- расходы, не принимаемые в целях налогообложения.
Для целей управленческого учета организация вправе сама определять перечень затрат на продвижение товаров, работ и услуг и устанавливать свою внутреннюю классификацию. Наиболее распространенным критерием такой классификации выступает характер предполагаемых маркетинговых мероприятий [4].
На основе этого мы предлагаем выделять следующие виды затрат:
- затраты на рекламу;
- затраты, связанные со стимулирование сбыта;
- затраты на PR;
- затраты на прямой маркетинг (личные продажи);
- затраты, связанные с интернет-продвижением (данный вид затрат выделяется в отдельную группу, так как маркетинговые мероприятия, проводимые в рамках этого вида, могут рассматриваться с позиции рекламы, с позиции стимулирования сбыта, а также с позиции формирования общественного мнения).
В общем виде классификация затрат (расходов) на продвижение товаров, работ и услуг для целей бухгалтерского, налогового и управленческого учета представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Классификация затрат (расходов) на продвижение товаров, работ и услуг
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что отсутствие четкого определения затрат (расходов) на продвижение товаров, работ и услуг, как в российском законодательстве, так и в научно-исследовательских работах отечественных авторов, имеет свои преимущества и недостатки. В целях бухгалтерского и налогового учета это создает трудности формирования налогооблагаемой прибыли, финансового результата, калькулирования себестоимости, одновременно предоставляя возможность для создания уникального метода учета таких затрат, который должен быть экономически и законодательно обоснован. Все особенности методики учета, вводимые руководством организации, должны четко прописываться в учетной политике и иметь под собой расчетно-аналитическое и документальное обоснование.
Список литературы / References
1. Абрамова А.С. Информационно-аналитическая система учета расходов на продвижение товаров: Дис. ... канд. экон. наук. Новосибирск, 2012. 181 с.
2. Гражданский кодекс РФ. Часть 1: Федер. закон от 30.11.1994. № 51 -ФЗ.
3. ГригорьевМ.Н. Маркетинг: Учебник для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2020. 559 с.
4. Карпова С.В. Маркетинг: теория и практика: Учебное пособие для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2019. 408 с.
5. Налоговый кодекс РФ. Часть 2: Федер. закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
6. О бухгалтерском учете: Федер. закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
7. О рекламе: Федер. закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ.
8. Синяева И. М. Маркетинг: Учебник для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2019. 495 с.