Научная статья на тему 'Методика выбора способа продвижения продукции малых предприятий'

Методика выбора способа продвижения продукции малых предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
793
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИКА / METHODOLOGY / КЛАССИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ И УСЛУГ / CLASSIFICATION OF PRODUCTS AND SERVICES / МАЛЫЙ БИЗНЕС / SMALL BUSINESS / ПРОДВИЖЕНИЕ / PROMOTION / РЕКЛАМА / ADVERTISING / СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРОДАЖ / SALES PROMOTION / СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / PUBLIC RELATIONS / ПРЯМОЙ МАРКЕТИНГ / DIRECT MARKETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Паршуков Алексей Евгеньевич

В статье проводится краткий обзор особенностей и динамики развития малого бизнеса в России, обосновывается его проблематика. Предлагается решение задачи продвижения товаров и услуг малых предприятий с помощью методики выбора способа продвижения продукции, что может способствовать увеличению прибыльности предприятий. Приводится характеристика методики, которая включает в себя универсальную классификацию товаров и услуг, а также средств продвижения по группам: реклама, стимулирование продаж, связи с общественностью, прямой маркетинг. Даны определения оснований классификации товаров и услуг и основных классов, приведен перечень средств продвижения по группам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Methodology to Select a Promotion Method for Products of Small Businesses

The article provides a brief review of peculiarities and dynamics of development of small business in Russia; a range of its problems is grounded. The author suggests the solution to the problem of promotion of products and services of small enterprises through the development of the methodology for selecting the way to promote the goods that can increase the profitability of the enterprises. There is presented the overview of the methodology that embraces the universal classification of products and services and promotion tools arranged in accordance with the following grouping: advertising, sales promotion, public relations and direct marketing. The paper defines the criteria of the classification of products and services and their main types, and lists the promotion tools in groups.

Текст научной работы на тему «Методика выбора способа продвижения продукции малых предприятий»

► ПАрШУков Алексей Евгеньевич

Консультант

консалтинговая группа BI To BE 196084, рФ, г. Санкт-Петербург, московский пр., 79а Тел.: (812) 602-23-23 E-mail: [email protected]

Ключевые слова

методика

классификация товаров и услуг малый бизнес продвижение реклама

стимулирование продаж связи с общественностью прямой маркетинг

Методика выбора способа продвижения продукции малых предприятий

Аннотация

В статье проводится краткий обзор особенностей и динамики развития малого бизнеса в России, обосновывается его проблематика. Предлагается решение задачи продвижения товаров и услуг малых предприятий с помощью методики выбора способа продвижения продукции, что может способствовать увеличению прибыльности предприятий. Приводится характеристика методики, которая включает в себя универсальную классификацию товаров и услуг, а также средств продвижения по группам: реклама, стимулирование продаж, связи с общественностью, прямой маркетинг. Даны определения оснований классификации товаров и услуг и основных классов, приведен перечень средств продвижения по группам.

Как показывает обзор различных средств массовой информации, научных публикаций, законодательных актов, в последнее время в нашей стране значительное внимание уделяется вопросам поддержки малого предпринимательства. Малый бизнес является основой современной экономики любой развитой страны, обеспечивает занятость значительной части населения, способствует уменьшению неравенства в доходах населения и формированию среднего класса.

Особенно активно к вопросу поддержки малого бизнеса власти обратились в 2008-2009 гг., в этот период количество малых предприятий сократилось на 19,5% (рис. 1). Несмотря на значительный резонанс и меры по поддержке предпринимательской активности, статистика показывает, что численность малых предприятий с того периода по настоящий момент осталась приблизительно на одном уровне [8].

При этом деятельность малого бизнеса в значительной степени сводится к посреднической функции [4; 5], предприниматели занимаются преимущественно торговлей продукцией, которую сами не производят (рис. 2), в реальном секторе экономики (сельское хозяйство, обрабатывающие производства и т.п.) действует

лишь чуть более 40% малых предприятий.

Подобные особенности развития малого бизнеса в России можно связать с рядом трудностей, с которыми сталкиваются предприятия в ходе своей деятельности. Среди них наиболее актуальная -постоянная нехватка денежных средств, следствием чего становится трудность найма хороших специалистов, налоговый гнет, слабая производственная база, при этом реальный сектор экономики требует значительно больших вложений, чем посредническая торговля. Как отмечают многие исследователи, менее 50% предприятий существуют более трех лет.

Таким образом, использование денежных средств должно быть максимально обоснованно, объективно доказано и нацелено в первую очередь на увеличение объемов продаж и прирост прибыли, что может повлечь за собой рост числа малых предприятий в различных секторах экономики, в том числе за счет уменьшения количества предприятий-банкротов.

В этой связи возникает необходимость взвешенной и осознанной проработки комплекса маркетинга (продукт, цена, место, продвижения).

Данная проблематика в сфере малого бизнеса была установлена нами

Количество малых предприятий (без микро)

350 000 300 000 250 000 200 000 150 000 100 000 50 000

0

¡2 6 ¡1 (С 8 г. 19 >88 10 ) 24 3 0( ¡9 (1 2 г. 235 515 (14 г

\ 23 1 ¡6

> (1 г.) 2 34 5 37 ( 3 г.)

2 )

а го

а а

ю ю

¡5 £

X ф

ф ч

JEL classification

2008

1- .а .а .а 1- .а .а .а 1- .а .а .а 1- .а .а .а 1- .а .а .а

а I а а а I а а а I а а а I а а а I а а

го 2 ю ю го 2 ю ю го 2 ю ю го 2 ю ю го 2 ю ю

S s к 1- 8 2 s к 1- 2 s к 1- 2 s к 1- 2 s к 1-

I Ф I Ф I Ф I Ф I Ф

ф ф ф ф ф

о о о о о

2009 2010 2011 2012 2013

а го

2014

M30, M31

Рис. 1. Количество малых предприятий в 2008-2014 гг.

The Methodology to Select a Promotion Method for Products of Small Businesses

■o

я

в ходе подготовки в 2010 г. диссертации магистра и изучения различной профессиональной литературы и материалов в Интернете по данной теме. Как показал анализ, методы ценообразования, выбора рыночной ниши, распределения достаточно универсальны, поэтому основной акцент был сделан на продвижении продукции («реклама - двигатель торговли»). Продвижение представляет собой набор средств, с помощью которых организация сообщает о себе, своей продукции и услугах реальным и потенциальным потребителям, поставщикам, посредникам, формирует и укрепляет свои позиции на рынке, выделяется среди конкурентов, создает репутацию, мысленный образ, который ассоциируется с организацией или ее продукцией.

Решением данной задачи стала разработка методики продвижения продукции для малых предприятий на основе универсальной классификации товаров и услуг и выбора средств продвижения для каждого класса. Знание и понимание всего спектра средств продвижения для своей продукции позволяет, не обращаясь за платной консультацией, выбрать конкретные инструменты, быстро найти оптимального по цене исполнителя и реализовать намерение. Актуальность исследования в 2010 г. была подкреплена грантом Правительства

20 000 000 000

Санкт-Петербурга, но апробация разработанной методики выявила ряд недочетов.

Как показывает настоящий анализ, ситуация с тех пор принципиально не изменилась, а численность малых предприятий увеличилось незначительно. Таким образом, данная методика актуальна и полезна как для начинающих предпринимателей, так и для успешных фирм, а кроме того, может быть применена в образовательном процессе по курсам маркетинга. На основании материалов исследования [2; 3; 9; 10] устранены выявленные недочеты, и методика может быть применена в практике.

В основе методики находится универсальная классификация товаров и услуг. Единая классификация, которая позволила бы четко определить принадлежность товара к той или иной категории и определить средства продвижения для него, отсутствовала, основные существующие классификации товаров и услуг отражены в ГОСТ Р ИСО 9000-20081 и работах ряда авторов [1; 6; 7].

Согласно классификации по ГОСТ Р ИСО 9000-2008, существует четыре общие категории продукции: услуги, программные средства, технические средства, перерабатываемые материалы.

Услуга является результатом, по меньшей мере, одного действия, обязательно

15 000 ООО ООО 1О ООО ООО ООО 5 ООО ООО ООО О

Общий оборот

Несобственного производства

Собственного производства

^ Aleksey Ye. PARSHUKov

Consultant

BI To BE consulting Group 196084, RF, St.-Petersburg, Moskovsky Av., 79a Phone: (812) 602-23-23 E-mail: [email protected]

-«......

X-

А- -А- -

2О11 2О12 2013 2014

15 584 817 305 15 116 297 261 15 679 869 037 7 550 474 809

5 875 104 227 6 309 440 352 6 796 493 971 3 119 297 508

9 7О9 713 О81 8 8О6 856 9О9 8 883 375 066 4 431 177 301

Keywords

methodology

classification of products and services

small business

promotion

advertising

sales promotion

public relations

direct marketing

Abstract

The article provides a brief review of peculiarities and dynamics of development of small business in Russia; a range of its problems is grounded. The author suggests the solution to the problem of promotion of products and services of small enterprises through the development of the methodology for selecting the way to promote the goods that can increase the profitability of the enterprises. There is presented the overview of the methodology that embraces the universal classification of products and services and promotion tools arranged in accordance with the following grouping: advertising, sales promotion, public relations and direct marketing. The paper defines the criteria of the classification of products and services and their main types, and lists the promotion tools in groups.

Рис. 2. Структура оборота малых предприятий с 2011 г. по II квартал 2014 г.

1 ГОСТ Р ИСО 9000-2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Стан-дартинформ, 2008.

JEL classification

M30, M31

¥

¡п Таблица 1 - Классификация потребительских товаров

Тип Подтипы

Товары повседневного спроса Потребитель обычно покупает часто, с минимальными усилиями на их сравнение и совершение покупки. 1. Основные товары постоянного спроса (молоко, хлеб -потребитель помнит про них всегда). 2. Товары импульсной покупки (шоколад, журналы - потребитель может забыть про них). 3. Товары для экстренных случаев (зонт - покупаются по ситуации, по сезону)

Товары предварительного выбора Потребитель в процессе выбора и покупки внимательно сравнивает по пригодности, качеству, цене, внешнему оформлению. 1. Однородные (холодильники, телевизоры). 2. Неоднородные (одежда, мебель)

Товары особого выбора Товар с уникальными характеристиками или определенной марки, потребитель готов затратить дополнительные усилия ради его приобретения (марки автомобилей, предметы роскоши)

Товары пассивного выбора Потребитель не знает о них, обычно не задумывается об их покупке (страхование, похоронные услуги)

Таблица 2 - Классификация товаров промышленного назначения

Тип Подтипы

Материалы и комплектующие 1. Сырье (сельскохозяйственные и природные ресурсы). 2. Готовые материалы и комплектующие (материалы после определенной переработки)

Капитальное имущество 1. Стационарные сооружения (различные строения - заводской комплекс, стационарные промышленные установки - генераторы, станки). 2. Вспомогательное оборудование (движимое заводское оборудование и инструменты, оргтехника)

Вспомогательные материалы и услуги 1. Вспомогательные материалы и услуги (рабочие материалы - уголь, бумага, и материалы для технического обслуживания и ремонта - краска, гвозди). 2. Деловые услуги (техническое обслуживание и ремонт, консультации - юридические вопросы, реклама)

осуществленного при взаимодействии поставщика и потребителя. Она может включать:

• деятельность, осуществленную на поставленной потребителем материальной продукции;

• деятельность, осуществленную на поставленной потребителем нематериальной продукции;

• предоставление нематериальной продукции;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• создание благоприятных условий для потребителей.

Программное средство содержит информацию и обычно является нематериальным, может быть представлено в форме подходов, операций, процедур. Они могут быть документированными и недокументированными.

Техническое средство является материальным, и оно постепенно теряет потребительские свойства, не меняя формы.

Перерабатываемые материалы теряют форму и уничтожаются при использовании.

Многие виды продукции содержат элементы, относящиеся к различным категориям продукции. Отнесение продукции к той или иной категории зависит от преобладающего в продукте элемента. Однако данная классификация слишком общая для использования ее в существующем виде в контексте нашей задачи. В экономике широко распространены более детальные классификации товаров и услуг.

Например, товары можно делить исходя из срока их использования: краткосрочные, долгосрочные.

По назначению, т.е. по тому, кто потребляет их, товары и услуги можно разделить на две группы:

• потребительские;

• промышленные.

Потребительские товары можно разбить на составляющие на основании покупательского поведения (табл. 1).

Товары промышленного назначения также можно разделить на типы: материалы и комплектующие - полностью ис-

пользуются в производственном процессе; капитальное имущество - включается в продукт частично; вспомогательные материалы и услуги - вообще не включаются в конечный продукт. Здесь также существуют подтипы (табл. 2).

Все классификации достаточно специфические, их применение на практике требует от пользователя хорошего понимания темы, глубокого знания предмета. Большинство предпринимателей и руководителей малых предприятий, сталкиваясь с проблемой продвижения продукции, располагают несколькими вариантами действий:

1) обратиться в рекламное агентство за консультацией;

2) самостоятельно собрать необходимую литературу, изучить ее и выбрать наиболее подходящие для себя средства продвижения;

3) пройти обучение на специализированных курсах;

4) нанять на работу специалиста-маркетолога.

К сожалению, многие представители малого бизнеса и микропредприятий не имеют специального образования и специальных знаний, поэтому решение данного вопроса своими силами для них затруднено. В этой связи открытый доступ к подобной методике позволяет получить ясное представление о средствах продвижения своих товаров и услуг, возможность осознанно выбрать среди них наиболее подходящие для каждого случая и сравнить предложения фирм, занимающихся маркетинговой деятельностью, а тем самым сэкономить время и деньги.

В качестве основы для методики нами разработана универсальная классификация товаров и услуг, призванная охватить все возможные их варианты в рамках 18 классов. Пользователь должен выбрать ряд оснований классификации продукции, что определит конечный тип продукта. В итоге будет предложен список возможных средств продвижения продукции по направлениям: реклама, стимулирование продаж, связи с общественностью, прямой маркетинг. Содержимое списка является рекомендательным, в различных ситуациях важность того или иного средства продвижения может изменяться, поэтому не следует абсолютизировать получаемые результаты.

Рассмотрим основания классификации товаров и услуг.

Назначение - класс покупателей, на который ориентирован товар: рядовые

потребители или предприниматели, производители.

Мы выделили две группы товаров: для рядовых потребителей и для промышленного использования.

Потребительские - товары и услуги, приобретаемые конечным потребителем для личного пользования.

Промышленные или производственного назначения - товары и услуги, приобретаемые субъектом рыночных отношений для использования в бизнесе или дальнейшей переработки.

Тип товара - наиболее общие категории продуктов.

Материально-вещественные товары - материальные товары, которые полностью переходят в пользование потребителя и теряют свою форму с течением времени. Сюда относятся все материальные виды продукции, исполнение функций которых основано на их физических свойствах.

Услуги - любая деятельность или выгода, которую одна сторона может предложить другой, она неосязаема и не влечет за собой права собственности на приобретенный продукт. Пользователь владеет услугой в течение всего времени ее оказания, но не получает ее в свою собственность.

Информационно-программные товары - содержат информацию и часто являются нематериальными, могут выражаться в форме подходов, операций, процедур, программ. Они могут быть документированными и недокументированными. В этот тип товаров включены, по сути, и объекты интеллектуальной собственности.

Срок службы - характеризует продолжительность использования товара.

По данному основанию в классификации выделены два направления - товары и услуги, характеризующиеся коротким сроком службы и продолжительным.

Однократного использования или краткосрочные - товары, полностью теряющие свои свойства, форму и выполняющие свои функции за одно или несколько применений или постепенно теряющие их в течение короткого периода времени хранения.

Многократного использования или долгосрочные - товары, постепенно теряющие свойства, форму и выполняющие свои функции в течение продолжительного периода времени использования или хранения.

В данных направлениях классификации используются абстрактные понятия «краткий», «длительный». Мы намерен-

но не определяем их количественные границы, чтобы не нарушить универсальность данной классификации, но, несмотря на нечеткость формулировок, путаница в отнесении продукции к той или иной категории возникнуть не должна. Длительность службы каждого товара можно непосредственно связывать с продолжительностью его жизненного цикла, так, продукты питания потребляются единожды, а производственное оборудование выполняет свои функции в течение продолжительного времени.

Вид товара - более детальное разделение продукции.

Готовые товары - товары полностью готовые к использованию или применению без предварительно обработки, подготовки и т.п.

Сырье, комплектующие и материалы - товары, являющиеся дополнением к другому товару, без которого они не несут практической пользы, либо требующие предварительно обработки, подготовки перед их использованием потребителем.

Класс выбора - выделение классов товаров на основе покупательского поведения; как правило, находится в сильной зависимости от ценовой категории товаров.

Товары простого выбора характеризуются минимальными усилиями по их сравнению и выбору.

Товары предварительного выбора характеризуются высокой степенью внимания к их выбору.

Товары особого выбора характеризуются очень высокой степенью внимания к их выбору, обладают уникальными характеристиками.

Таким образом, нами получена классификация товаров и услуг с описанием каждого из 18 классов (табл. 3, 4).

В ходе ознакомления с классификацией можно заметить, что не все основания классификации применяются повсеместно, это обосновывается целесообразностью детализации товаров и услуг в каждом случае. Автор полагает, что данная степень детализации является в достаточной мере подробной и позволяет качественно определять возможные средства продвижения для товаров и услуг. Возможность дальнейшей детализации сохраняется. Отнесение продукции к той или иной категории зависит от преобладающего в продукте элемента.

После установления в пошаговом режиме типа продукта пользователю будет представлен перечень средств продви-

жения, подходящих для данного продукта, по блокам: реклама; стимулирование; связи с общественностью; прямой маркетинг. При определении инструментов продвижения мы избегали чрезмерной детализации, стараясь охватить максимальный спектр возможностей.

Реклама - 32: «сарафанное радио»; ароматизаторы; баннерная реклама в Интернете; видео в Интернете; видео в кинотеатрах; видео на телевидении; видео на экранах в помещениях; видео на экранах в транспорте; видео на экранах на улице; визитки, фирменные бланки; газеты; журналы; звуковая реклама в помещениях; звуковая реклама в транспорте; звуковая реклама на улице; изображения и текст «под ногами»; изображения и текст в помещениях; изображения и текст в транспорте; изображения и текст на стендах и плакатах на улице, на зданиях; изображения и текст на транспорте; контекстная реклама в Интернете; личная презентация организации и продукции; международные каналы радио; профессиональные и технические издания; региональные каналы радио; рекламные материалы на цифровых носителях; спонсорство различных мероприятий; стикеры, буклеты и листовки; сувениры с фирменной символикой; телемагазин; участие в выставках; фирменный сайт.

Стимулирование продаж - 37: ароматизаторы; бесплатные образцы продукции за определенный объем/сумму покупки; бесплатные образцы продукции - дополнение к другим товарам; бесплатные образцы продукции - презентация с посещением «на дому»; бесплатные образцы продукции - раздача на руки; бесплатные образцы продукции - рассылка по почте; бесплатные товары - отправка после подтверждения покупки другого товара; бесплатные товары - презентация с посещением «на дому»; бесплатные товары - раздача на руки; бесплатные товары - рассылка по почте; бесплатные товары или услуги - дополнение к другим товарам; бесплатные товары или услуги за определенный объем/сумму покупки; возврат части денег в качестве скидки после совершения покупки; вознаграждения и скидки для постоянных клиентов; выкладка товаров на видном месте, на месте принятия эмоционального решения; демонстрация продукции (торговые шоу); зачетные скидки; игры - сбор выигрышной комбинации из элементов, продаваемых с продукцией; конкурсы - побеждает наилучший вариант выполнения задания; купоны со скидкой - открытое распространение;

УПРАВЛЕНЕЦ № 2/54/ 2015

Таблица 3 - Классификация товаров и услуг потребительского назначения

Тип товара Срок службы Вид товара Класс выбора Описание

Однократного Готовые товары Товары прямого потребительского назначения, полностью потребляемые или теряющие свои свойства за одно или несколько использований. Например, полуфабрикаты, готовые к употреблению продукты питания, бытовая химия

использования Сырье, комплектующие и материалы Сырье, материалы потребительского назначения, полностью потребляемые или теряющие свои свойства за одно или несколько использований. Например, мясо в сыром виде, крупы, строительные товары, специи, ГСМ

Материально- Простого выбора Товары потребительского назначения, полностью потребляемые или теряющие свои свойства в течение длительного срока эксплуатации. Характеризуются минимальными усилиями по их сравнению и выбору. Например, посуда, зонт, садовый инвентарь

вещественные товары Многократного использования Предварительного выбора Товары потребительского назначения, полностью потребляемые или теряющие свои свойства в течение длительного срока эксплуатации. Характеризуются высокой степенью внимания к их выбору, сравнению. Например, бытовая техника, мебель, одежда

Особого выбора Товары потребительского назначения, полностью потребляемые или теряющие свои свойства в течение длительного срока эксплуатации. Характеризуются очень высокой степенью внимания к их выбору, обладают уникальными характеристиками. Например, ювелирные украшения, автомобили. Недвижимость: здания, строения, сооружения, участки и другие объекты недвижимости, которые предназначены для проживания, приусадебного хозяйства и других непроизводственных целей

Услуги Краткосрочные Деятельность, направленная на удовлетворение потребительских нужд и желаний, которые могут быть исполнены за одно или несколько пользований, с удовлетворением потребности истекает и действие услуги. Например, массаж, консультация психолога, медицинская помощь, продажа туристических путевок

Долгосрочные Деятельность, направленная на удовлетворение потребительских нужд и желаний, которые могут быть исполнены в долгосрочном периоде, действие услуги распространяется на весь срок ее оказания. Например, подготовительные курсы, услуги высшего образования, медицинская страховка

Информационно-программные товары Краткосрочные Продукты информационного, программного и развлекательного назначения для потребителей, теряющие свои полезные свойства за короткий период, после одного или нескольких использований. Например, ежедневные газеты, информационные обзоры

Долгосрочные Продукты информационного, программного и развлекательного назначения для потребителей, теряющие свои полезные свойства постепенно, в течение продолжительного периода. Например, компьютерные игры, кинофильмы, программы для работы на компьютере

Таблица 4 - Классификация товаров и услуг промышленного назначения

Тип товара Срок службы Вид товара Класс выбора Описание

Однократного Готовые товары Товары прямого промышленного назначения, полностью потребляемые или теряющие свои свойства за одно или несколько использований. Например, канцелярская продукция, сельскохозяйственные удобрения, огнетушители

использования Сырье, комплектующие и материалы Сырье, материалы промышленного назначения, полностью потребляемые или теряющие свои свойства за одно или несколько использований. Например, ГСМ, сырье для производства

Материально- Простого выбора Товары промышленного назначения, полностью потребляемые или теряющие свои свойства в течение длительного срока эксплуатации. Характеризуются минимальными усилиями по их сравнению и выбору. Например, рабочий инвентарь и одежда, комплектующие для оборудования, офисная мебель

вещественные товары Многократного использования Предварительного выбора Товары промышленного назначения, полностью потребляемые или теряющие свои свойства в течение длительного срока эксплуатации. Характеризуются высокой степенью внимания к их выбору, сравнению. Например, станки, компьютерная техника, заточное оборудование

Особого выбора Товары промышленного назначения, полностью потребляемые или теряющие свои свойства в течение длительного срока эксплуатации. Характеризуются очень высокой степенью внимания к их выбору, обладают уникальными характеристиками. Например, новые производственные линии, продукты инновационного характера. Недвижимость: здания, строения, сооружения, участки и другие объекты недвижимости, которые предназначены для целевого использования в производственной и другой деятельности по извлечению прибыли; некоммерческой деятельности, связанной с оказанием услуг населению, под представительства

Услуги Краткосрочные Деятельность, направленная на удовлетворение потребностей промышленной сферы, которые могут быть исполнены за одно или несколько пользований, с удовлетворением потребности истекает и действие услуги. Например, юридическая консультация, срочная подготовка налогового отчета, курьерские услуги

Долгосрочные Деятельность, направленная на удовлетворение потребностей промышленной сферы, которые могут быть исполнены в долгосрочном периоде, действие услуги распространяется на весь срок ее оказания. Например, аутсорсинг бухгалтерского учета, организации по уборке, охранные предприятия

Информационно-программные товары Краткосрочные Информационные, программные продукты промышленного назначения, теряющие свои полезные свойства за короткий период, после одного или нескольких использований. Например, ежедневные информационные обзоры по различной профессиональной тематике, корпоративный шпионаж

Долгосрочные Информационные и программные продукты для промышленного назначения, теряющие свои полезные свойства постепенно, в течение длительного периода времени. Например, компьютерные программы и приложения, профессиональные издания и инструкции (формы готовых документов по пожарной безопасности), базы данных

9Т0г Л-9/г 51Э№"1ЛУН<1П

¡5 купоны со скидкой - система распреде-8 ления персональных скидок; лотереи -ю определение победителя по номеру би-^ лета; образцы продукции за небольшую и плату - дополнение к другим товарам; ш образцы продукции за небольшую плату < - презентация с посещением «на дому»; образцы продукции за небольшую плату - раздача на руки; образцы продукции за небольшую плату - рассылка по почте; плакаты в местах продажи с указанием цены; система начисляемых за покупки скидочных баллов; товары или услуги со скидкой - дополнение к другим товарам; товары или услуги со скидкой за определенный объем/сумму покупки; товары со скидкой - отправка после подтверждения покупки другого товара; товары со скидкой - презентация с посещением «на дому»; товары со скидкой - раздача на руки; товары со скидкой - рассылка по почте; тотализаторы - случайный выбор имени победителя; упаковки с указанием сниженной цены; ярлыки с указанием сниженной цены.

Связи с общественностью - 17: автотранспорт организации; аудио-, видеоматериалы об организации и продукции; вид рабочих (офисных и производственных) помещений; визитки, фирменные бланки; географическое размещение (офисных и производственных помещений); публичные выступления руководителей и сотрудников; собственные печатные издания; сообщества в Интернете; специальные мероприятия (демонстрации, выставки, презентации, дни открытых дверей); спонсорство - поддержка благотворительных фондов и т.п.; спонсорство - поддержка общественно полезной деятельности; статьи в газетах и журналах; статьи в Интернете; сувениры с фирменной символикой; униформа сотрудников; фирменные логотипы; фирменный сайт.

Прямой маркетинг - 8: каталоги - выкладка в местах торговли, работы или досуга; каталоги - продажа в киосках; каталоги - рассылка по почте; прямая рассылка коммерческих предложений

- почтовая рассылка; прямая рассылка коммерческих предложений - факс; прямая рассылка коммерческих предложений - электронная и голосовая почта; телефонный маркетинг; электронный маркетинг - интрасети, тендерные площадки, интернет-сообщества.

Итого - 94 инструмента продвижения.

Аналогично классификации товаров и услуг каждому средству продвижения дается определение. Например, средство рекламы «Изображения и текст "под ногами"» - изображения и текстовые послания на уровне ног - на асфальте, на плитах, на люках, на металлических вставках» и т.п.

В результате распределения 94 средств продвижения по 18 классам товаров было получено 418 возможных комбинаций. Подробные определения средств продвижения, а также результаты постановки их в соответствие каждому классу продукции в данной статье не приводятся по причине большого объема информации.

Все подготовленные по данной теме материалы, в том числе методику выбора способа продвижения продукции для малых предприятий, планируется разместить на специально созданном сайте: www.profprogram.ru. Сайт находится в разработке, но ожидается, что к моменту выхода статьи он будет функционировать в режиме открытого доступа. Данный сайт может быть интересен и полезен как учащимся вузов, преподавателям, так и практикующим маркетологам, но главным адресатом данной информации являются представители малого бизнеса.

Таким образом, автор надеется, что предлагаемая методика выбора способа продвижения будет востребована широким кругом пользователей. Не считаем, что данная методика является полностью законченным и совершенным продуктом. Предполагается ее дальнейшее развитие, доработка в ходе апробации с учетом отзывов пользователей, специалистов, ученых, за что мы будем весьма признательны.

Источники

1. Березин И.С. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение. 3-е изд., испр. и доп. СПб.: Вершина, 2008.

2. Бурмистров А.Н. Возможности развития малых инновационных предприятий в современных условиях // Стратегическое управление организациями: теория и практика инновационного развития: сб. науч. тр. Всерос. науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012.

3. Зак Б.В. Стратегия управления малым бизнесом посредством внедрения внутрифирменного маркетинга // Стратегическое управление организациями: особенности малых предприятий: сб. тр. Всерос. науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010.

4. Кетько Н.В., Зарафутдинов Р.Р. Проблемы и перспективы развития современного малого бизнеса в России // Российское предпринимательство. 2011. № 9.

5. Курнышева И.Р. Макроэкономическое развитие: тенденции и перспективы. М.: Наука, 2005.

6. Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005.

7. Котлер Ф., Вонг В., Сондерс Д., Армстронг Г. Основы маркетинга: пер. с англ. 4-е европ. изд. М.: ИД «Вильямс», 2004.

8. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: www.gks.ru.

9. Паршуков А.Е. Методика выбора способов продвижения продукции малых предприятий // Экономические реформы в России: сб. науч. тр. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010.

10. Проект В.И. Ильина «Социология потребления». URL: www. consumers.narod.ru/

References

1. Berezin I.S. Marketingovyy analiz. Rynok. Firma. Tovar. Prodvizhenie [Marketing analysis. Market. Firm. Product. Promotion]. St.-Petersburg, Vershina Publ., 2008.

2. Burmistrov A.N. Vozmozhnosti razvitiya malykh innovatsionnykh pred-priyatiy v sovremennykh usloviyakh [Development opportunities for small innovative enterprises in modern conditions]. Strategicheskoe upravlenie or-ganizatsiyami: teoriya i praktika innovatsionnogo razvitiya: sb. nauch. tr. Vseros. nauch.-prakt. konf. [Strategic corporate management: theory and practice of innovation development: collection of sci. papers of All-Russia sci.-pract. conf.]. St.-Petersburg, Polytechnic University Publ., 2012.

3. Zak B.V. Strategiya upravleniya malym biznesom po sredstvam vne-dreniya vnutrifirmennogo marketinga [The strategy of small business management by implementation of in-house marketing]. Strategicheskoe upravlenie organizatsiyami: osobennosti malykh predpriyatiy: sb. tr. Vseros. nauch.-prakt. konf. [Strategic management of organization: characteristics of small businesses: collection of sci. papers of All-Russia sci.-tract. conf.]. St.-Petersburg, Polytechnic University Publ., 2010.

4. Ketko N.V., Zarafutdinov R.R. Problemy i perspektivy razvitiya sovre-mennogo malogo biznesa v Rossii Problems and prospects of development of modern small business in Russia]. Rossiyskoe predprinimatel'stvo - Russian Entrepreneurship, 2011, no. 9.

5. Kurnysheva I.R. Makroekonomicheskoe razvitie: tendentsii i perspektivy [Macroeconomic development: trends and prospects]. Moscow, Nauka Publ., 2005.

6. Kotler Ph., Asplund K., Rein I., Haider D. Marketing places. (Russ. ed.: Kotler Ph., Asplund K., Rein I., Haider D. Marketing mest. St.-Petersburg, Stockholm School of Economics Publ., 2005).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Kotler Ph., Wong V., Saunders J., Armstrong H. Principles of Marketing. (Russ. ed.: Kotler Ph., Vong V., Sonders J., Armstrong H. Osnovy marketinga. Moscow, Williams Publ., 2004).

8. Federal State Statistics Service official website. Available at: www.gks.ru.

9. Parshukov A.Ye. Metodika vybora sposobov prodvizheniya produktsii malykh predpriyatiy [Methods of selecting the ways to promote the production of small enterprises]. Ekonomicheskie reformy vRossii:sb. nauch. tr. [Economic reforms in Russia: collection of sci. papers]. St.-Petersburg, Polytechnic University Publ., 2010.

10. Sociology of consumption. The project of V.I. Ilyin. Available at: www. consumers.narod.ru/.

■o я

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.