Научная статья на тему 'Теоретические аспекты творческого развития ребенка'

Теоретические аспекты творческого развития ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ / CREATIVE POTENTIAL / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / CREATIVE ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подгорнев В.М.

В статье даны определения творчества как психического процесса и как деятельности, описаны основные личностные особенности творческой личности, а также определены предпосылки развития творчества у детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF CHILDS CREATIVE DEVELOPMENT

The author defines creativity as a mental process and as an activity, describes basic specific personality features of a creative person and examines preconditions of a childs creative development.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты творческого развития ребенка»

ф

- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

тику разнообразные формы интеграции «химия - иностранный язык». Это способствует повышению мотивации учащихся к изучению химии. Отмечается увеличение активности школьников на уроках химии с привлечением английского языка, возрастание их интереса. Трудности вследствие использования языкового материала в непривычной ситуации общения и работы с двумя преподавателями - химии и английского языка - незначительны.

2. Определенную трудность при проведении интегрированных уроков представляет собой вынужденная адаптация (упрощение) диалогов учащихся с учителями и используемых текстовых материалов вследствие недостаточного владения учениками химической терминологий на иностранном языке.

Указанная проблема решается путем правильного подбора материала на иностранном языке и специальных комментариев для учеников, либо расширением вводимого заранее, до проведения интегрированных уроков, лексического минимума по химии на иностранном языке (до 40-50 слов). Если проводится серия интегрированных уроков, эта проблема постепенно исчезает.

3. Оптимальным мы считаем проведение интегрированного урока одним учителем химии, однако для этого нужно хорошее владение иностранным языком и хотя бы минимальным набором ключевых компетенций в сфере методики преподавания языка. При проведении урока совместно с учителем английского

#

ИССЛЕДОВАНИЯ -

языка следует обязательно обратить внимание на научность стиля речи на иностранном языке. Необходимо пользоваться так называемым «Английским языком для специальных целей» (ESP), который заметно отличается от общеупотребительного языка, преподаваемого обычно в школах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аршанский ЕЯ. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля. - М.: Вентана-Граф, 2005.

2. Борунова Е.Б. Химия на английском: не навреди // Химия в школе. - 2008. - № 7.

3. Котляр М. Как использовать знание иностранного языка при обучении химии // Химия в школе. - 2001. - № 3.

4. Кузнецова Н.Е. Обучение химии на основе межпредметной интеграции: 8-9 кл.: Учеб.-метод. пособие. - М.: Вентана-Граф, 2004.

5. Witte D, Kees B. Testing of Chemical Literacy (Chemistry in Context in the Dutch National Examinations). - Chemical Education International - 2003. - Vol. 4. - № 1.

6. Sharp A. The Linguistic Features of the Scientific English // School Science Review. - 1994. -№ 273.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

THEORETICAL ASPECTS OF CHILD'S CREATIVE DEVELOPMENT

В.М. Подгорнев

В статье даны определения творчества как психического процесса и как деятельности, описаны основные личностные особенности творческой личности, а также определены предпосылки развития творчества у детей.

Ключевые слова: творчество, творческий потенциал личности, творческие способности.

Podgornev V.M.

The author defines creativity as a mental process and as an activity, describes basic specific personality features of a creative person and examines preconditions of a child's creative development.

Keywords: creativity, creative potential, creative abilities.

В условиях перехода к рыночным отношениям, создания правового государства и демократического общества возросла потребность в социально активных людях, профессионалах, обладающих инициативностью, деловитостью, организованностью и творческим потенциалом.

Многочисленные исследователи пытались сформулировать главное качество любой творческой личности, ко-

торое лежит в основе способности к творчеству. Творчество, по мнению ученых, есть психический процесс создания новых ценностей, а также определенная деятельность, результатом которой является создание нового материального или духовного продукта.

В современной отечественной и зарубежной психологии творчества доминирует представление об этапно-сти творческого процесса: возникновение проблемы, ста-

#

$

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

дия инкубации, инсайтное озарение, формализация идеи, верификация. Ключевым элементом считается интуитивный этап [1, 2].

В педагогической, психологической, а зачастую и технической литературе можно встретить обсуждение вопроса: «Возможно ли обучение творчеству?». Широкую известность получили попытки обучать изобретательской деятельности. Однако, по мнению большинства психологов, данная постановка вопроса не имеет смысла, так как в само определение творческой деятельности входит ее неалгоритмический характер. Но если прямое обучение творчеству невозможно, то вполне реально косвенное влияние на него за счет создания условий, стимулирующих или тормозящих творческую деятельность. Условия или факторы, воздействующие на течение творческой деятельности, бывают двух видов: ситуативные и личностные. К последним относятся устойчивые свойства, черты личности или характера человека, которые могут влиять на состояния, вызванные той или иной ситуацией [3].

Будучи по своей сути культурно-историческим явлением, творчество имеет и психологический аспект - личностный и процессуальный. Творчество предполагает наличие у человека способностей, мотивов, знаний, умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной и оригинальностью, уникальностью. Среди личностных черт, благоприятствующих творческому мышлению, выделяют следующие: уверенность в своих силах; доминирование эмоций радости; определенную долю агрессивности; склонность к риску; отсутствие боязни показаться странным и необычным; отсутствие конформности; хорошо развитое чувство юмора; наличие богатого по содержанию подсознания (обладает подпороговой чувствительностью, переживает феномены синестезии и т. п.); любовь к фантазированию и построению планов на будущее и т. п.

Следует также отметить часто встречающуюся у творческих личностей детскость, доходящую до инфантилизма. В.П. Зинченко в связи с этим приводит формулу П.А. Флоренского о том, что секрет творчества в сохранении юности, а секрет гениальности - в сохранении детства на всю жизнь [4; 5]. Действительно, детство - это сензитивный период для творчества. Именно в это время процесс сотворения человеком своего образа мира идет максимально высокими темпами. Воспитание творческого начала в ребенке состоит вовсе не в том, чтобы привносить в него это начало, а в том, чтобы не дать этому началу погибнуть в ходе неизбежного процесса социализации.

Рассматривая творчество как одну из ведущих жизненно-активных потребностей личности в преобразовании действительности, а его развитую форму как интегра-тивное свойство психики, мы считаем, что мотивационная специфика реализации творчества должна специфично

влиять на социальное положение и инициативность личности ребенка.

Творческий потенциал личности - есть потребност-ное поисково-преобразовательное отношение личности, которое проявляется в поисково-преобразовательной активности, свойственной детям, и во многом влияет на характер и результат деятельности ребенка.

Внешними показателями проявления творческих способностей в поведении и результатах деятельности являются личностные характеристики, отражающие инициативность, самостоятельность, эмоциональную сензи-тивность и лабильность личности ребенка, продуктивность деятельности, качественные характеристики познавательно-преобразовательной деятельности. П.К. Энгель-мейер предложил своеобразные критерии распознавания творческих личностей. Так, например, технический гений проявляется в способности схватывать идею изобретения, поскольку для ее разработки достаточно таланта, а для конструирования - прилежания и терпения. Художественные способности определяются степенью выраженности абстрактного видения образов.

Нам представляется необходимым остановиться на понимании важности развития творческих способностей у детей.

Возрастные особенности развития детей наиболее благоприятны для формирования творческости как черты личности. Именно в игровой деятельности проходит в максимально широком и полном виде развитие творческого потенциала личности ребенка. Это связано со специфической структурой игровой деятельности, которая предполагает спонтанность, эмоциональность, включение фантазии, и, самое главное, игра не ограничивает возможности ребенка. Именно в процессе развития творчества формируются социально-положительные мотивы реализации творческого потенциала, которые, в конечном счете, влияют на развитие устойчивого интереса к творческой деятельности и потребности в ней.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1983.

2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002.

3. Крылов АА. Практикум по общей и экспериментальной психологии. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1987.

4. 3инченко В. П. Психологические механизмы волевой регуляции. - М., 1991.

5. Леонтьев АА. Основы психолингвистики: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: Смысл, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.