УДК 379.85
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАКСОНОМИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ВИДОВ ТУРИЗМА
Тестина Я. С.
Канд. экон. наук, доцент,
ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный университет г. Санкт-Петербург, Российская Федерация у. testina@spbu. ги
Аннотация. Трансформация индустрии туризма на современном этапе развития экономики происходит под воздействием постпандемических тенденций, государственного воздействия и изменения параметров спроса потребителей туруслуг. Происходит смещение от массового туризма в сторону «нишевого» туризма, ориентированного на специфические интересы туристов: кинематографический, темный, гастрономический туризм и другие. В статье проведен анализ понятийного аппарата, выявлено, что наиболее оптимальное наименование для подобных видов туризма с учетом международных исследований: специальные виды туризма. Помимо этого, рассматривается таксономия специальных видов туризма, основанная на таксономической систематизации биоразнообразия: тип ^ класс ^ семейство ^ род ^ вид. Необходимость подобного исследования обусловлена градацией видов туризма, в том числе и для определения уровня регулирования: макро-, мезо - или микроуровень. Это поможет определять на каком уровне должно происходит наиболее эффективное стимулирование, чтобы средства, выделяемые для реализации программ развития туризма, с одной стороны, не распылялись по отдельным видам туризма, не принося никакого ощутимого эффекта, с другой стороны, появлялось понимание о точной сумме средств, которая необходима для развития туризма, так как для стимулирования «семейства» или «вида» туризма требуется разных размеров. Предполагается, что регулирование типов и классов туризма должно происходить на уровне федеральных органов власти, семейство и род на региональном уровне, а виды туризма на уровне дестинации или туристских предприятий (объединений предприятий). Подробно рассмотрен темный туризм.
Ключевые слова: туризм специальных интересов, специальные виды туризма, таксономия туризма, темный туризм
В настоящее время индустрия туризма трансформируется с невероятной скоростью. С одной стороны, это происходит под воздействием постпандемических тенденций, а с другой - под влиянием развития цифровых технологий. Эти тренды стремятся повысить степень индивидуализации путешествий. К примеру, развивающееся в настоящее время в научных и профессиональных кругах направление «8аГе1у»-туризма (безопасного туризма) [1] призывает нас к бесконтактным путешествиям в одиночестве или малых группах с применением современных 1Т-технологий: биометрической идентификации [2], электронных виз [3], виртуальной и дополненной реальности [4] и других. Путешествия становятся более кастомизированными, подстраиваясь под персональные характеристики потребителей туристских услуг.
Персонализация туризма приводит индустрию к необходимости создания продуктов, которые создаются не для «массового» потребителя. Все больше появляется авторских туров, которые рассчитаны на уикэнд (с вечера пятницы по вечер воскресенья) или «удлиненный» уикэнд (с четверга по воскресенье или с пятницы по понедельник). Запрос в сервисе Wordstat (Яндекс) показывает увеличение подобных запросов в период с декабря 2019 года по ноябрь 2021 года практически в 2 раза с 8990 до 17672. Представим динамику на рисунке 1.
11
20 ООО Ч-15 ООО -10 000 -5 000 -0 -
2020 Map Май Июл Сен Ноя 2021 Map Май Июл Сен Ноя
Абсолютное Относительное
Рисунок 1 - Динамика запроса «авторские туры» в сервисе Wordstat (дата обращения 16.12.2021) Для целей кастомизации туристских продуктов, выделения их из числа шаблонных проектов, создаются туры, ориентированные на специфические интересы потребителей. В теоретических источниках выделяют различные названия для такого направления.
Малетин С.С. [5], исследуя концептуальные основы туров, ориентированных на особенные интересы потребителей, выделяет «туризм специальных интересов», который присущ зарубежным исследователям [6; 7] и отождествляет его со «специальными» [8; 9] или «редкими» [10] видами туризма характерным для российской науки, которые определятся как вид туризма, включающий путешествия потребителей, у которых выбор отдыха определяется особой мотивацией, а уровень удовлетворенности определяется полученными в результате путешествия впечатлениями [8].
Помимо вышеперечисленных встречается также название «альтернативный туризм» [11; 12], однако, он характерен больше для туров, направленных на устойчивое развитие регионов, делающих упор на экологическую составляющую.
«Нишевый» туризм также находит отражение в трудах отечественных авторов [5; 13], однако, чаще данная дефиниция встречается в практических статьях в сети Интернет, написанных практиками индустрии туризма.
Следует отметить на основании вышеизложенного, что все перечисленные дефиниции за исключением «альтернативного» туризма являются тождественными:
нишевый туризм = туризм специальных интересов = специальным видам туризма = редким видам туризма.
Особенностями специальных видов туризма, определяющими их сущность, являются:
• кратковременность туров до 3 -4 дней;
• возможность компиляции специальных видов туризма в турпродукте для повышения его конкурентоспособности. Туры длительностью более 5 дней нужно делать разнообразными, комбинируя несколько различных видов туризма;
• ориентация на специфические потребности туристов;
• ограниченная целевая аудитория;
• определяют специализацию дестинаций.
Для целей исследования необходимо сформировать уровни детализации специальных видов туризма, основанных на принципах таксономической систематизации от наиболее общего к частному. Представим их на рисунке 2.
В зависимости от того, что мы принимаем за объект исследования в различных видах туризма классификация будет различаться.
Рисунок 2 - Таксономическая систематизация уровней туризма [разработана автором] Дальнейшие исследования предполагают выделение типов туризма. На взгляд автора наиболее актуальной является классификация типов туризма в соответствии с UNWTO: внутренний, въездной и выездной, где в качестве критериев выступает процедура пересечения государственной границы при совершении путешествия.
Далее необходимо определить класс туризма. При выявлении класса туризма возможно использовать классификацию:
1. Культурный туризм
2. Познавательный туризм
3. Лечебный туризм
4. Оздоровительный туризм (рекреация)
5. Деловой туризм
6. Экологический туризм
7. Событийный туризм
Классы туризма можно использовать как самостоятельно, так и в симбиозе с другими. К примеру, культурно-событийный туризм может быть определен на посещение мероприятий культурной направленности, к примеру, тур для посещения Культурного форума в Санкт-Петербурге.
В качестве примеров таксономии можно привести следующие:
• выездной туризм (тип) ^ культурно-познавательный туризм (класс) ^ гастрономический туризм (семейство) ^ алкогольный туризм (род) ^ энотуризм для лиц третьего возраста во Франции (вид);
• внутренний туризм (тип) ^ лечебный туризм (класс) ^ медицинский туризм (семейство) ^ бальнеологический туризм (род) ^ бальнеологический туризм в Ставропольском крае (вид).
Виды туризма в таксономической системе соответствуют специфическим видам туризма. Применение таксонов позволит систематизировать и стандартизировать программы развития туризма, позволит оптимизировать политику в индустрии туризма на федеральном, региональном и местном уровням.
Регулирование и стимулирование типов и классов туризма следует проводить на уровне федеральных органов власти, семейство и род - на региональном уровне, а виды туризма на уровне дестинации или туристских предприятий (объединений предприятий).
Рассмотрим виды туризма, которые сейчас набирают популярность.
1. Кинотуризм стал весьма популярным явлением и ряды его поклонников постоянно пополняются. Постепенно феномен кинотуризма прошел эволюцию от своеобразного курьезного явления до технологически отлаженного механизма, где лидер кинопроката создает мощный инструмент для продолжительного привлечения туристов в те места, которые были задействованы в сценарии. Кинотуризм - это семейство туризма, целью которого является посещение местности, связанной с теле- и киноиндустрией.
2. Промышленный туризм только начинает свое становление, выделяясь как род познавательного туризма с одной стороны, а с другой, как род делового туризма. Промышленный туризм - это организованные посещения действующих и ретроспективных промышленных предприятий с познавательными, профессиональными, профориентационными и иными целями.
3. Этнический туризм можно рассматривать как семейство туризма, в состав которого входят:
• аборигенный туризм - это туризм в организации деятельности которого непосредственное участие принимают коренные народы территории.
• антропологический туризм предполагает исследование культуры исчезнувших этнических групп и посещение мест компактного расселения народов, находящихся под угрозой исчезновения (экскурсии в места поселений племен Майя).
• ностальгический туризм - представляет собой поездку на историческую родину, в места проживания предков.
• джайлоо туризм - путешествие в места, отдаленные от цивилизации, в первобытных условиях.
4. Литературный туризм - семейство культурного туризма, в процессе которого происходит путешествие по местам, представленным в литературных произведениях, связанным с жизнью и творчеством известных писателей.
5. К семейству медицинского туризма относятся следующие инновационные
рода:
• репродуктивный туризм;
• стоматологический туризм;
• вакцинный туризм.
Последний становится наиболее актуальным в условиях эпидемиологических ограничений, связанных с закрытием границ, внедрением обязательных условий вакцинации или предъявления справки о наличии антител для посещения различных аттракций.
Россияне для получения евросертификата о вакцинации едут в тур в Армению, Сербию, Хорватию, чтобы потом отправиться в самодеятельный тур по европейским странам.
6. К классу культурного туризма относится семейство «темного» или «танотуризма», который включается в себя такие рода как:
• туризм по местам вооруженных столкновений;
• туризм геноцида;
• кладбищенский туризм;
• мистический туризм;
• темные выставки;
• темные места поклонений;
• туризм катастроф.
На портале dark-tourism.com представлено более 40-ти российских «тёмных» достопримечательностей для посещения. Депрессивные места в России представляют собой в основном места, связанные с военно-историческими событиями или известными личностями. Можно заметить, что в основном, такие места представлены в Москве, Санкт-Петербурге и Волгограде (в этих городах помимо кладбищ и музеев представлены индустриальные достопримечательности, а также природные достопримечательности, которые описываются туристами как мистические).
С целью анализа индустрии тёмного туризма для его развития в России, был проведен опрос в соответствии с методами психографического сегментирования. Опрос был нацелен на потенциальных потребителей из России.
По итогам опроса в выборку отобраны мужчины и женщины в возрасте от 18 до 26 лет, проживающие в Санкт-Петербурге, являющиеся студентами и начинающими специалистами. Данный опрос проводился среди респондентов, принадлежавших к поколению Z (рассматривается данное поколение как людей, родившихся с 1994 года), а также финансовыми возможностями респондентов (должны иметь свой заработок), поскольку необходимо определить наличие платежеспособного спроса. Географические рамки исследования объясняются тем, что средний доход по Санкт-Петербургу значительно выше среднего дохода по России. Соответственно, такой отбор респондентов позволяет: во-первых, избежать перекоса данных; во-вторых, выявить спрос у наиболее платежеспособного населения (капитал в российские депрессивные территории выгоднее всего привлекать именно из центральных туристических центров). Выборка составила 96 человек.
Результаты опросов также показали, что такой род туризма, как тёмный туризм, известен практически всем опрошенным респондентам: о нём знают 63,5% опрошенных, из которых 8,3% интересуются тёмным туризмом в целом, и 42,7% не знают о существовании данного туризма, но им он кажется интересным (рисунок 3). Стоит отметить, что (36,5%) опрошенных ничего не знают об этом туризме. Несмотря на то, что большинство респондентов знают о тёмном туризме, они никогда не посещали в туристических целях кладбища, мистические места и заброшенные города России (53,1%).
# Да
# Да, интересуюсь
Нет но мне интересно
# Ничего не знаю
Рисунок 3 - Знаете ли Вы о тёмном туризме?
На основе данных результатов можно выделить основные направления туристических потоков, поскольку на вопрос о посещении в туристических целях и указании конкретных мест в России было получено 23 ответа.
Были посещены: кладбища в Дудергофе, Пятигорске, Санкт-Петербурге (Смоленское православное, Смоленское лютеранское, некрополь Александро-Невской лавры), Тюмени, некрополь г. Невьянска, Красный бор в Карелии, немецкие кладбища в Калининграде; заброшенная часть территории рыболовецкого завода на острове Ольхон; заброшенные здания за чертой родного города, заброшенная фабрика (Башкирия, село Николо-Березовка); заброшенные кирхи в Калининградской области; Даргавс и Кармадонское ущелье; музей ГУЛАГа с карцерами в Йошкар-Оле; заброшенные финские деревни Кольского; могила Бориса Рыжего в Екатеринбурге.
Среди респондентов были установлены известные им депрессивные места России (рисунок 4). Среди опрошенных респондентов 83,3% известен перевал Дятлова, находящийся в Свердловской области. Это связано с тем, что происшествие в окрестностях горы Холатчахль на севере Свердловской области в начале 1959 года было признано несчастным случаем, однако из-за отсутствия точных сведений об обстоятельствах гибели группы журналистами и исследователями-энтузиастами было создано множество альтернативных версий причин происшествия, которые до настоящего времени продолжают привлекать внимание публики. Поскольку гибель тургруппы Дятлова является главной темой в произведениях литературы, в кинематографе и телевидении, а также сериалах, то известность большому количеству опрошенных совсем не случайна. То же можно сказать и о следующей известной опрошенным дестинации - село Териберка в Мурманской области (32,3%). Популярность данной депрессивной территории объясняется снятым в селе фильмом Андрея Звягинцева «Левиафан».
-8 [8,3 %)
~ 80(83,3%)
-10(10.4%) -9(9,4%) -8 [8,3 %)
^^^^ -31(32,3%)
-9(9,4%)
Рисунок 4 - Какие из представленных депрессивных мест Вам известны?
Что касается привлекательности тёмного туризма для респондентов, то наиболее частым упоминанием является возможность прикоснуться к истории (39,6%) и желание испытать чувство эмоционального возбуждения (20,8%). Также по итогам было выявлено, что тёмный туризм не привлекает 41,7% опрошенных, что в целом сходится с результатами о знании данного вида туризма (рисунок 5).
0 10 20 30
Рисунок 5 - Почему Вас привлекает "тёмный туризм"?
По итогам вопроса было выяснено, что 69,8% респондентов опроса, заинтересованных в тёмном туризме, могут рассматривать Россию для путешествия таким образом (рисунок 6).
Л
Да Нет
к Г
Рисунок 6 - Если Вы заинтересованы в тёмном туризме, рассматривали бы Вы депрессивные места России для путешествия?
С целью выявления известных депрессивных территорий России опрошенным респондентам предлагалось дополнительно написать депрессивные места в России, которые они знают. Были получены такие ответы: Кармадонское ущелье, г. Шахты, Ваганьковское кладбище, Сандармох, Красный бор, г. Агидель, заброшенная атомная станция, Ганина Яма в г. Екатеринбург, Мясной Бор, Великий Новгород, Хальмер-Ю, тюрьма «Кресты», г. Магадан и г. Воркута.
На сегодняшний день в России существует множество территорий, окутанных мистической атмосферой. Несколько долин смерти, мертвый лес на Камчатке, загадочные заброшенные особняки и поместья встречаются в различных уголках страны. Большинство подобных мест располагается не в самых популярных у туристов локациях. Сами легенды о проклятьях и пропавших людях пугают туристов, что оказывает отталкивающее воздействие. Местные жители также не стремятся оставаться в устрашающем поселении, что вызывает отток населения и ведет к экономическому упадку территории, делая ее депрессивной. Именно такие территории более всего нуждаются в репозиционировании.
В таком положении находятся, в основном, малые города. Их численность населения изначально невысока, а неблагоприятные экономические условия вызывают его планомерное уменьшение. Решением проблемы становится привлечение в город туристов, однако существует ряд проблем, с которыми сталкиваются менеджеры территорий на этом пути. В первую очередь, малые города не располагают значительными ресурсами, поскольку экономическая база таких городов достаточно слабая. Кроме того, на развитие социальной сферы выделяются лишь небольшие бюджеты. Также важной проблемой малых городов с точки зрения развития туризма является отсутствие хорошо развитой инфраструктуры. Еще одним препятствием привлечения туристов в малые города является дороговизна транспорта и транспортная малодоступность этих городов. Такие территории не являются сами по себе привлекательными для туристов. Стимулирование видов темного туризма в регионах необходимо проводить на уровне туристских дестинаций.
На примере темного туризма как рода туризма и входящих в него различных видов туризма можно предположить, что развитие специальных видов туризма будет происходить достаточно быстрыми темпами, что, прежде всего, подтверждается потребительским спросом.
Литература
1. Стасев М.А. Вопросы безопасности туризма в России в условиях пандемии Covid-19// Сервис в России и за рубежом, т. 15, № 3 (95), 2021, с.188-198.
2. Ноговицына В.А.. Особенности применения биометрических идентификаторов в работе аэропортовых предприятий// Инновационная наука, № 4, 2021, с. 115-118.
3. Черепова С.Д. Электронные визы в Российской Федерации: преимущества и недостатки// Сборник научных трудов по материалам V международной научно-практической конференции «Новеллы права, экономики и управления». В 2 томах. 2020. Изд-во: ГИЭФПТ, Гатчина, с. 420-423
4. Костин К.Б. Развитие международного туризма посредством технологий дополненной реальности // Проблемы современной экономики, №. 1 (65), 2018, с. 174-177
5. Малетин С.С. Туризм специальных интересов: концептуальные подходы исследования// Вестник НГУЭУ, №. 4, 2014, с. 218-225
6. Trauer B. Conceptualizing spécial interest tourism - Frameworks for analysis// Tourism Management № 27, 2006 с. 183-200
7. Derrett R. Special interest tourism: starting with the individual, 2001. с. 1-28
8. Бабкин А.В. Специальные виды туризма : учебное пособие для студентов вузов / А. В. Бабкин. — Москва : Советский спорт, 2008. — 207 с.
9. Урядова А.В., Савин Д.А. Специальные виды туризма: учебное пособие для студентов вузов/ А.В. Урядова. - Ярославль : ЯрГУ им. П. Г. Демидова, 2013. — 128 с.
10. Байбаков Э.И., Рубцов В.А., Булатова Г.Н., Биктимиров Н.М. Оценка развития редких видов туризма в условиях республики Татарстан. В сб.: Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного туризма в России: Мат. IV Всерос. с междунар. уч. науч.-практ. конф. Симферополь, 2020. с. 178-182
11. Брасалес Э.Д., Тапиа П.Х., Королева И.С. Альтернативный туризм как вид устойчивого туризма // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2020. Т.6. №2. С. 3-19
12. Спорыхина С.Н. Альтернативный туризм: вопросы терминологии // Научный взгляд в будущее. 2019. Т.2. №5. с. 64-68
13. Морозова Н.С. Методологические подходы к изучению нишевых видов туризма и их роль в развитии туристских дестинаций// Современные проблемы сервиса и туризма, № 2, 2021 с. 19-26