Научная статья на тему 'Теоретические аспекты социализации личности в исследовании подростков-правонарушителей, отбывающих наказание в воспитательной колонии'

Теоретические аспекты социализации личности в исследовании подростков-правонарушителей, отбывающих наказание в воспитательной колонии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
999
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ПОДРОСТКИ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ / SOCIALIZATION / RESOCIALIZATION / AGENTS OF SOCIALIZATION / TEENAGERS / DEVIANT BEHAVIOR / CONDEMNED MINORS / REFORMATORY COLONY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иголкина Кристина Павловна

В статье рассматриваются теоретико-методологические особенности социализации личности подростков, отбывающих наказание в воспитательной колонии для несовершеннолетних. Автором разработана факторная модель социализации, включающая социальные институты и агенты социализации, а также дополнены структурные компоненты социализации личности. Разработанная теоретическая модель является методологической базой для эмпирического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical aspects of socialization of a personality in the study of the teenage offenders sentenced to the reformatory colony

The article considers theoretical and methodological features of socialization of the identity of the teenagers sentenced to the reformatory colony for minors. The author’s developed the factorial model of socialization including social institutes and agents of socialization and added structural components of socialization of the personality. The developed theoretical model is methodological base for empirical research.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты социализации личности в исследовании подростков-правонарушителей, отбывающих наказание в воспитательной колонии»

УДК 316.614.4

ББК60.53

И-268

Иголкина Кристина Павловна, соискатель степени кандидата социологических наук факультета истории, социологии и международных отношений Кубанского государственного университета, т.: 8(918)0263777

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ИССЛЕДОВАНИИ ПОДРОСТКОВ-ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОЛОНИИ

(рецензирована)

В статье рассматриваются теоретико-методологические особенности социализации личности подростков, отбывающих наказание в воспитательной колонии для несовершеннолетних. Автором разработана факторная модель социализации, включающая социальные институты и агенты социализации, а также дополнены структурные компоненты социализации личности. Разработанная теоретическая модель является методологической базой для эмпирического исследования.

Ключевые слова: социализация, ресоциализация, агенты социализации, подростки,

девиантное поведение, несовершеннолетние осужденные, воспитательная колония.

Igolkina Christina Pavlovna, seeker for the degree of the Candidate of Sociology of the Faculty of History, Sociology and International relations of the Kuban state university, t.: 8(918)0263777

THEORETICAL ASPECTS OF SOCIALIZATION OF A PERSONALITY IN THE STUDY OF THE TEENAGE OFFENDERS SENTENCED TO THE REFORMATORY COLONY

(reviewed)

The article considers theoretical and methodological features of socialization of the identity of the teenagers sentenced to the reformatory colony for minors. The author’s developed the factorial model of socialization including social institutes and agents of socialization and added structural components of socialization of the personality. The developed theoretical model is methodological base for empirical research.

Keywords: socialization, resocialization, agents of socialization, teenagers, the deviant behavior, condemned minors, reformatory colony.

Одна из важнейших проблем развития общества, которая ведет к серьезным последствиям - это омоложение преступности. Значительное число правонарушений и преступлений совершенных подростками, не может не вызывать обеспокоенности общества. Подростки характеризуются как специфическая социально-демо-графическая группа, со своими сложностями в социализационных процессах.

Внимание к теории социализации современных исследователей объясняется тем, что ей по праву принадлежит роль доктрины, способной многое разъяснить в особенностях формирования личности подростка и выявить перспективы социализации подростков-правонарушителей.

Основные теоретико-методологические концепции процесса социализации, представлены в трудах классиков социальных наук: Э. Дюркгейма [1], Т. Парсонса [2], Р. Мертона [3], Дж. Мида [4], И. Гофмана [5], Э. Эриксона [6]. Их можно свести к положениям:

1. Социализация - это процесс усвоения норм, ценностей, традиций, обычаев и правил поведения данного общества.

2. Важная роль в социализации принадлежит влиянию формальных и неформальных социальных институтов.

3. В процессе социализации происходит формирование статусно-ролевой идентичности.

4. Ресоциализация представляет собой процесс перевоспитания и исправления правонарушителей.

Социализацию принято рассматривать в единстве двух аспектов - механизма социализации и процесса социализации. Основу механизма социализации составляют агенты и социальные институты, процесс же подразумевает стадии, которые совпадают с основными жизненными циклами человека, а именно: детство, юность, зрелость, старость. По степени достижения результата можно выделить начальную, или раннюю, охватывающую периоды детства и юности, и

продолженную, или зрелую.

На наш взгляд, рассмотрение социализации только в двух аспектах является недостаточным для всестороннего понимания особенностей социализации. Мы предлагаем дополнить это понимание следующими аспектами: условия социализации, цели социализации и результат социализации.

Таким образом, феномен социализации представляет собой совокупность следующих компонентов: условия социализации, механизм социализации, процесс социализации, цели

социализации, результат социализации.

В основание к тому, что уже сказано о процессе и механизмах социализации обратим внимание на содержание других компонентов социализации.

Социализация, как сложный процесс формирования и развития подростка, включает в себя, с одной стороны, целенаправленное воздействие на него социальных условий (среды), различных социальных институтов с целью приобщения его к системе понятий, оценок, представлений, социальных, правовых норм и иных ценностей культуры, принятых в обществе, с другой стороны -социальную деятельность самого подростка в процессе его социализации [7].

Подростковый возраст - это первая группа риска, которая сочетает все социальнопсихологических особенности развития. Подросток, действуя в социальной среде, изменяет, совершенствует ее и в то же время изменяет собственную сущность, формируя при этом новые свойства и качества.

Социализация, как отмечают социологи, проходит через усвоение человеком стандартов поведения. Последующим поколениям передаются те понятия, навыки, общесоциальные ценности и стереотипы поведения, которые позволят каждому новому поколению адаптироваться к условиям жизни [8, с. 8].

«Проблемные» подростки, попадают в поле зрения социальных служб и направляются в специальные учреждения - социальные приюты и социально-реаби-литационные центры для несовершеннолетних, воспитательные колонии где происходит их дальнейшая ресоциализация[9, с. 161].

Становление человека как личности в процессе социализации происходит на протяжении всей его жизни. Агенты социализации, такие как семья, детский сад, одноклассники, учителя, одногруппники, трудовой коллектив, друзья и сверстники являются носителями различных норм, ценностей, интересов, выступающими регуляторами поведения индивида. [10]. По нашему мнению, к ним можно отнести места отбывания наказания.

Применительно к подросткам, отбывающих наказание в воспитательной колонии можно выделить следующие типы личности подростка в процессе социализации:

А) Типы личности, склонные к ресоциализации и усвоению общепринятых норм и ценностей общества: агрессивный, инфантильный, истероидный, аутичный, фрустрационный.

Б) Типы личности, склонные к приобщению к нормам тюремной субкультуры: агрессивный, инфантильный, истероидный, аутичный, фрустрационный.

Механизмом социализации (ресоциализации) выступают агенты и социальные институты, окружающие индивида. Механизм представляет собой взаимодействие социальных структур, норм, институтов, образцов поведения посредством которого обеспечивается процесс социализации.

Основными агентами социализации (ресоциализации) применительно к подросткам, находящихся в условиях воспитательной колонии выступают семья, референтная группа, воспитатели ВК, учителя, школа, СМИ, религия.

Важно отметить, что подростка необходимо рассматривать не только как пассивного объекта, но и как активного субъекта социализации, способного реагировать на оказываемое влияние агентов.

Семья - значимый агент первичной социализации. Но в изолированной среде взаимодействие с семьей становиться значительно ограниченной. Законодатель, осознавая значимость семьи в жизни любого подростка, предусмотрел льготы и снизил некоторые ограничения для подростков, по сравнению со взрослой колонией, согласно которым подросток может значительно чаще общаться с членами своей семьи. Такое взаимодействие, безусловно, предполагает успешный результат процесса ресоциализации.

Референтная группа служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций подростковой субкультуры и в частности криминальной субкультуры [11].

Воспитатели пенитенциарных учреждений на период изоляции подростка становятся для него главными агентами социализации, конкурируя только с референтной группой. Социальные педагоги

и психологи целенаправленно прилагают профессиональные знания и опыт для успешной социализации подростка, искоренения девиантности в его поведении и успешной адаптации в социуме после освобождения из колонии.

Образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Школа и учителя в местах изоляции выступают также агентами социализации, но, можем предположить, что в закрытой среде они оказывают меньшее влияние в отличие от подростков, которые не изолированы от общества. Учеба в школе носит принудительный характер. Основной процесс перевоспитания базируется на соблюдении режима и трудовой деятельности.

СМИ представляет собой источник информации о внешнем мире. Но его использование ограничено просмотром телевидения, в качестве профилактических мероприятий, и чтением книг, находящихся в библиотеке колонии в силу, установленного закона.

Религия - агент социализации, выступающая в качестве регулятора поведения. Роль священнослужителей как агентов социализации является значимой и необходимой для осознания вины правонарушителем.

На наш взгляд, условиями социализации (ресоциализации) применительно к подросткам, находящихся в условиях воспитательной колонии выступают следующие факторы (таблица 1): объективные (внешние), субъективные (внутренние), социально-демографические.

Цели социализации заключаются, прежде всего, в успешной социализации. В процессе ресоциализации, главной целью выступает исправление и перевоспитание подростка, адаптация к новым условиям жизни в обществе.

В качестве результата социализации личности можно рассмотреть достижение целей социализации. Анализ подростком поведения других индивидов и общепринятых норм дает возможность идентифицировать себя как члена общества и принять доминирующие ценности и образцы поведения.

Таким образом, определив особенности процесса социализации подростков, находящихся в воспитательной колонии мы выделили следующие возможные результаты в стадиях социализации:

1. Стадия начальной социализации. Результат: подросток адаптируется к условиям

воспитательной колонии, знакомится с референтной группой, взаимодействует с психологами и педагогами.

2. Следующая стадия зависит от успешности протекания процесса социализации:

А) Стадия прерывания социализации. Результат: подросток принимает сторону негативных норм и правил, доминирующих в среде сверстников, а также под влиянием неправильного психолого-педагогического воздействия работников ВК.

Б) Стадия активной социализации. Результат: в случае же успешной адаптации подросток социализируется в условиях взаимодействия, с агентами социализации: работники ВК, семья, образование и др.

Таблица 1 - Факторная модель социализации подростков в ВК

Объективные факторы Субъективные факторы

1. Общество 1. Ценностные

А) стигматизация подростков - правонарушений (социальная ориентации

оценка) 2. Самоидентификация

Б) приоритеты в социальной политике (ювенальная юстиция, 3. Социально-психоло-

уголовная политика и др.) гический тип личности

2. Воспитательная колония - гипертимный

А) режим отбывания (характер изоляции, распорядка дня, - шизоидный

форменная одежда, материально-бытовые ограничения) - истероидный

Б) условия содержания (льготные, облегченные, обычные, 4. Развитие

строгие) А) физическое

3. Семья Б) социальное (степень

А) характер взаимоотношений (авторитет членов семьи) взросления,

Б) виды семьи (благополучная, неблагополучная (девиантная)) самостоятельности,

В) состав семьи (полная, неполная) ответственности)

4. Референтная группа (осужденные подростки) Социально-

А) взаимоотношения со сверстниками (на воле, в условиях демографические

заключения) Б) отношения с авторитетными подростками факторы

5. Административный персонал ВК (начальник колонии, 1. Пол

социальные педагоги, психологи, охрана) 2. Возраст

А) взаимоотношения с осужденными подростками 3. Быт

(формальные, неформальные) 4. Образование

Б) воспитательный процесс (формы воспитательного - уровень образования

воздействия, эффективность воспитательного процесса) - потребность в

6. «Тюремная» субкультура образовании

А) иерархия, авторитет, «тюремный» статус осужденного - стремление к

Б) принятие (непринятие) традиций, норм тюремной субкультуры В) характер влияния на социализацию 7. Религия A) религиозная принадлежность Б) степень религиозности B) роль священнослужителей 8. СМИ A) взаимодействие сотрудников теле-, радиоканалов, печатных изданий и сети интернет с осужденными Б) тематика видеоматериалов, фильмов для осужденных B) ценностная направленность материалов 9. Образование A) уровень образования при поступлении в ВК Б) обучение в колонии B) стремление к получению образования Г) роль педагогов в процессе социализации получению образования

Новизна теоретико-эмпирического исследования заключается в разработке факторной модели процесса социализации подростков, отбывающих наказание в воспитательной колонии для несовершеннолетних. Модель включает основные и особенные социальные институты и агенты социализации, которые способствуют успешному или неуспешному процессу социализации, а также расширении компонентов социализации, которые, на наш взгляд, всесторонне раскрывают особенности социализации у подростков, находящихся в условиях изоляции от общества.

Разработанные модели и анализ особенностей социализации явились методологической базой прикладного социологического исследования, в изучении социализации осужденных подростков, находящихся в условиях заключения в воспитательной колонии.

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник. М.: Аспект Пресс, 2008. 149 с.

2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Е. М. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагог. общество России, 2003. 512 с.

3. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр. А.Б. Гофмана. М.: Канон, 1995. 352 с.

4. Егорова Н.Д. Модернизация образования и изменение условий социализации личности подростка в современном обществе: дис. ... канд. социолог. наук. Казань, 2003. 192 с.

5. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Социология преступности (Современные буржуазные теории). М.: Прогресс, 1966. C. 299-313.

6. Мид Дж.Г. Избранное: сб. переводов / Под ред. Д.В. Ефременко. М., 2009. 290 с.

7. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль. М., 1996. С. 494-526.

8. Сапогов В.М. Правосознание и правовая социализация несовершеннолетних осужденных из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: монография. Псков: ЛОГОС, 2010. 188 с.

9. Теория и практика современной психологии: материалы междунар. заоч. науч.-практ. конф. (5

апреля 2011 г.). Новосибирск: ЭНСКЕ, 2011.

10. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. А.В. Толстых. М.: Прогресс, 1996. 342 с.

11. Goffman E. The characteristics of total institutions: A sociological reader on complex organizations. Holt, Rinehart and Winston, 1980. 559 p.

References:

1. Andreyeva G. M. Social psychology. M.: Aspect Press, 2008.149 p.

2. Gamezo M. V., Petrova E. A. Age and pedagogical psychology. M.: Pedagogical society of Russia, 2003. 512 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Durkheim E. Sociology. Its subject, method, mission / Transl. from French by A. B. Hoffman. M.: Canon, 1995. 352 p.

4. Egorova N. D. Modernization of education and change of conditions of socialization of the identity of a teenager in modern society: dis ... Cand. of Sociology. Kazan, 2003. 192 p.

5. Merton R. K. Social structure and anomy//Crime Sociology (Modern bourgeois theories). M.: Progress, 1966. P. 299-313.

6. Mid J. G. Selected works /Ed. D. V. Efremenko. M.: INION, 2009. RAS. 290p.

7. Parsons T. Concept of society: components and their relationships //American sociological thought. M., 1996. P. 494-526.

3. 4. Mid J. G. Selected works /Ed. D. V. Efremenko. M.: INION, 2009. RAS. 290 p.

5. Goffman E. The characteristics of total insitutions//A sociological reader on complex organizations/Holt, Rinehart and Winston, 1980. 559 p.

6. Egorova N. D. Modernization of education and change of conditions of socialization of the identity of a teenager in modern society: dis... Cand. of Sociology. Kazan, 2003. 192 p.

7. Sapogov V. M. Sense of justice and legal socialization of the condemned orphan children and children without parental support: a monograph. Pskov: LOGOS, 2010.

8. Theory and practice of modern psychology. Materials of the international scientific and practical conference. (April 5, 2011). Novosibirsk: ENSKE, 2011.

9. Ericsson E. Identity: youth and the crisis / Transl. from English by A. V. Tolstykh. M.: Progress,

1996.

10. Goffman E. The characteristics of total institutions: A sociological reader on complex organizations. Holt, Rinehart and Winston, 1980. 559 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.